Общим в истории империи карла великого и арабского халифата было то что
Тест по истории Средних веков Возникновение ислама для 6 класса
Тест по истории Средних веков Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 6 заданий.
Вариант 1
A1. Арабы изначально населяли территорию:
1) Аравийского полуострова
2) Средней Азии
3) Палестины
4) Индии
А2. Причина успеха завоевательных походов арабов:
1) низкий уровень культуры покоренных народов
2) внутренняя слабость завоеванных стран
3) отсутствие конницы у других государств
4) заключение союза с венграми
А3. Графы в государстве франков в VI в. выполняли те же обязанности, что в арабском государстве:
1) кади
2) эмиры
3) халифы
4) бедуины
А4. Одна из главных обязанностей мусульманина:
1) занятие земледелием
2) почитание Бога Яхве
3) занятие ростовщичеством
4) паломничество в Мекку и Медину
А5. В основе мусульманского вероучения лежит требование:
В1. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие
А) Коран
Б) шариат
В) Кааба
Определение
1) правила поведения для мусульман
2) главная священная книга мусульман
3) храм — главная святыня арабов
Вариант 2
A1. Главное занятие арабов-бедуинов:
1) разведение верблюдов
2) выращивание винограда
3) земледелие
4) торговля
А2. Объединение арабских племен было ускорено:
1) развитием земледелия
2) принятием христианства
3) борьбой с внешними врагами
4) созданием империи Карла Великого
А3. Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что:
1) глава государства одновременно являлся главой церкви
2) оба государства распались на отдельные части
3) оба государства вели войны с норманнами
4) оба государства были завоеваны варварами
А4. Началом мусульманского летоисчисления является:
1) 1 г. н. э.
2) 500 г.
3) 622 г.
4) 630 г.
А5. В результате принятия ислама арабы:
1) стали поклоняться иконам
2) расширили торговлю с Византией
3) разрушили главную святыню — храм Кааба
4) прекратили междоусобные войны и объединились
В1. Установите соответствие между датой и событием.
Дата
A) 610 г.
Б) 622 г.
В) 630 г.
Событие
1) первые выступления Мухаммеда с проповедями
2) бегство Мухаммеда из Мекки в Медину
3) подчинение Мекки Мухаммедом
Ответы на тест по истории Средних веков Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад для 6 класса
Вариант 1
А1-1
А2-2
А3-2
А4-4
А5-1
В1. А2 Б1 В3
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
А5-4
В1. А1 Б2 В3
Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что А) Оба государства вели войны с норманнами Б) Правитель государства одновременно являлся главой церкви?
Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что А) Оба государства вели войны с норманнами Б) Правитель государства одновременно являлся главой церкви.
1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны Хлодвига и Юстиниана объединяет то, что они А) Являлись императорами Б) Обороняли своё государство от гуннов 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны К истории арабов относится A)Завоевание испании Б)Создание новой религии 1)Верно только А 2)Верно только Б 3)Оба верны 4)Оба не верны.
Вверны ли суждения?
Вверны ли суждения?
1. А) в период правления Ивана 3 Москва превратилась в религиозный центр русских земель.
Б) в период правления Иваном 3 к Московскому княжеству были присоединены Ростовское и Ярославское княжества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны.
Верны ли следующие суждения о результатах деятельности кардинала Ришелье?
Верны ли следующие суждения о результатах деятельности кардинала Ришелье?
A. Результатом деятельности кардинала Ришелье стало укрепление позиций гугенотов.
B. Результатом деятельности кардинала Ришелье стало замедление развития промышленности во Франции.
(1) верно только А (3) верны оба суждения (2) верно только B (4) оба суждения неверны.
Походы на византию совершали а)Олег и Игорь б)Рюрик и Владимир Мономах 1?
Походы на византию совершали а)Олег и Игорь б)Рюрик и Владимир Мономах 1.
Оба суждения неверны.
1)Верно только А 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны.
Отрицательными последствиями раздробленности является : а)междоусобицы б)отсутствие единства перед лицом внешних врагов 1)верно а) 2)верно б) 3)все верно 4)оба суждения неверны?
Отрицательными последствиями раздробленности является : а)междоусобицы б)отсутствие единства перед лицом внешних врагов 1)верно а) 2)верно б) 3)все верно 4)оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения об отличиях фабрики от мануфактуры?
Верны ли следующие суждения об отличиях фабрики от мануфактуры?
А. Отличие фабрики от мануфактуры заключается в существовании разделения труда.
Б. Отличие фабрики от мануфактуры состоит в использовании разделения труда.
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о налогах?
Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Некоторые категории граждан и фирм по закону получают налоговые льготы.
Б. Сотрудники государственных предприятий и организаций освобождены от уплаты налогов.
1. Верно только А 2.
Верны оба суждения 4.
Оба суждения неверны.
Поражение Красной Армии под Варшавой было обусловлено : А?
Поражение Красной Армии под Варшавой было обусловлено : А.
Отсутствием прикрытия фланга Западного фронта Красной Армии 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о Гражданской войне в США?
Верны ли следующие суждения о Гражданской войне в США?
А. гражданская война в США сыграла роль буржуазной революции
В ходе Гражданской войны в США было ликвидировано крупное плантационное хозяйство
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
А2. Дисциплина, основанная на страхе : 1) общеобязательная 3) самодисциплина 2) внешняя 4) специальная АЗ?
А2. Дисциплина, основанная на страхе : 1) общеобязательная 3) самодисциплина 2) внешняя 4) специальная АЗ.
Верны ли суждения о внешней дисциплине : а) внешняя дисциплина — это дисциплина, основанная на законах, принятых государством ; б) внешняя дисциплина основана на внутреннем самоконтроле?
1) верно только а ; 2) верно только б ; 3) верны оба суждения ; 4) оба суждения неверны А4.
Верно ли, что : а) сознательную дисциплину надо в себе воспитывать ; б) в самовоспитании человек сам устанавливает себе правила поведения?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что А) Оба государства вели войны с норманнами Б) Правитель
Общим в истории империи Карла Великого и Арабского халифата было то, что
А) Оба государства вели войны с норманнами
Б) Правитель государства одновременно являлся главой церкви.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Хлодвига и Юстиниана объединяет то, что они
А) Являлись императорами
Б) Обороняли своё государство от гуннов
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
К истории арабов относится
A)Завоевание испании
Б)Создание новой религии
1)Верно только А
2)Верно только Б
3)Оба верны
4)Оба не верны
Новгородская республика-русское средневековое государство,существовавшее в период с 1136 по 1478 год, простиралось от Балтийского моря до уральских гор.
Столица-великий новгород
Форма правления-Республика,Демократия
думаю чтобы видеть их так, как видят арабы- европейцам нужно было на них смотреть через понимание исламской религии.
Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира
Исследование известного бельгийского историка Анри Пирена посвящено истории Западной Европы, тому влиянию, которое оказало на ее развитие вторжение варваров в пределы Римской империи, а затем завоевание арабами-магометанами части этой территории и включение ее в состав Арабского халифата. Автор отмечает, что вторжение германцев не нарушило средиземноморского единства античного мира.
Отзывы читателей
Скачать книгу «Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира»
О книге
То, что происходило в жизни природы и общества на протяжении многих лет, нельзя оставить без внимания. Знание истории – это базис для понимания всего, что происходит в мире и каждой конкретной стране. При этом все процессы можно рассматривать, ориентируясь на весь исторический опыт или на конкретную эпоху.
Почетное место в литературе жанра всемирная история занимает книга «Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира» Пиренна Анри. Книга написана доступным языком, без излишнего усложнения, но дано все самое необходимое для понимания темы и добавлены интересные факты, которые не всегда упоминаются в учебниках истории. Благодаря книге видишь причинно-следственные связи и можешь сделать выводы, насколько правильным было то или иное решение.
Даже историческая литература может быть подана под определенным углом зрения, хотя прошлое уже не изменишь. Можно использовать выводы, данные автором, можно сформировать собственное видение на основе прочитанного. Произведение входит в серию «Опасности, которые вас подстерегают», которая нравится многим поклонникам литературы. Книжная серия, в которую входит произведение, объединена общей тематикой и оформлена в едином стиле. Это одна из тех книг, которые расширяют кругозор и формируют представление об историческом прошлом. Книга была выпущена издательством «Центрполиграф» в 2011 году, её объём составляет 8 страниц. Книгу «Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира» можно скачать на нашем сайте в формате epub, fb2 или читать онлайн.
1. Арабские вторжения
1. Арабские вторжения
Самый лучший способ получить наиболее полное и всестороннее понимание того, что представляли собой вторжения арабов-магометан в VII в. и включение захваченных ими территорий в орбиту ислама, заключается в сравнении этих вторжений и их воздействия с тем, какое влияние оказали на Римскую империю вторжения германцев. Вторжения германцев стали высшей точкой процесса, который продолжался в течение всего времени существования Римской империи, а начался этот процесс еще до того, как на территориях, ставших объектом вторжений, возникла Римская империя. Таким образом, этот процесс был постоянно действующим фактором в течение всего существования империи, который в той или иной степени сказывался на ее развитии. После того как Римская империя не смогла более защищать свои границы и прекратила борьбу, захватчики просто позволили растворить себя в ней и слились с новым ландшафтом; они позволили поглотить себя существовавшей цивилизации и сделали все возможное для того, чтобы эта цивилизация сохранилась. Германцы просто стали частью того сообщества средиземноморских народов, на котором и основывалась средиземноморская цивилизация.
С другой стороны, в доисламскую эпоху Римская империя не имела сколько-нибудь серьезных контактов с Аравийским полуостровом[163].
Было сочтено достаточным возведение крепостной стены в Сирии для защиты от нападений кочевников, наподобие той, которая была выстроена в Британии для отражения атак пиктов; однако пограничные укрепления в Сирии не идут ни в какое сравнение с теми, что были возведены на границах империи на Рейне и Дунае.
Римская империя никогда не считала этот район уязвимым и никогда не концентрировала здесь серьезные военные силы. Здесь просто проходила административная, точнее сказать, таможенная граница, через которую шли караваны с благовониями и пряностями. Другая, соседствующая с Аравией империя — сасанидский Иран — приняла аналогичные меры предосторожности. Да и что было опасаться живших на полуострове кочевников-бедуинов, у которых еще господствовал первобытно-общинный строй и родоплеменные отношения, которые были язычниками-идолопоклонниками и занимались тем, что вели племенную междоусобицу да грабили караваны, шедшие с юга на север: из Йемена в Палестину, Сирию и на Синайский полуостров через Мекку и Ясриб (впоследствии Медина).
Византия восстановила свой авторитет и влияние; ее будущее казалось обеспеченным благодаря победе над давним противником и восстановлению контроля над Сирией, Палестиной и Египтом. Святое Распятие наконец-то было с триумфом возвращено в Константинополь. Византийскому императору прислал свои поздравления правитель Индии, а король франков Дагоберт заключил с Византией договор о вечном мире. После этого можно было ожидать, что Ираклий продолжит на западном направлении политику Юстиниана. Да, лангобарды заняли часть Италии, а вестготы в 624 г. отвоевали у Византии ее последние опорные пункты в Испании. Но что это было по сравнению со столь значительным восстановлением ранее утраченных позиций империи на Востоке?
Однако эти очевидные успехи потребовали от империи чрезмерных усилий, которые истощили ее и подорвали ее силы. Отвоеванные у Ирана территории были неожиданно захвачены арабами-магометанами. Император Ираклий (правивший с 610 по 541 г.) был обречен беспомощно наблюдать за первым мощным ударом той новой силы, которая внесла смятение в западный мир и разрушила его единство.
Арабские завоевания, которые потрясли и привели в замешательство и Европу, и Азию, были поистине беспрецедентны. Такого стремительного и быстрого успеха добивались лишь азиатские империи Аттилы, Чингисхана и Тамерлана. Но эти империи просуществовали недолго, а завоевания под флагом ислама пустили глубокие корни. До сих пор почти во всех странах, попавших под власть первых арабских халифов, ислам является главной религией. Его стремительное распространение, подобное вспышке молнии, выглядит настоящим чудом по сравнению с медленным и постепенным распространением христианства.
Что были по сравнению с этими яростными вторжениями, подобными извержению вулкана, вторжения германцев, которые сумели утвердить свое влияние лишь на самых окраинах Римской империи, «откусив» от нее лишь маленький кусочек?
Арабы же взяли под контроль практически все части рушащейся империи. В 634 г. они заняли византийскую крепость Востра в Южной Сирии; в 635 г. им сдался Дамаск; разгром византийцев в битве на берегах Ярмука в 636 г. дал им контроль над всей Сирией; в 637 или 638 г. перед ними открыл ворота Иерусалим, а в это же время арабы успешно действовали и на Востоке, за пределами Византии, завоевывая территории в Месопотамии и Иране. Затем наступил черед Египта; вскоре после смерти Ираклия (641) была взята Александрия, а короткое время спустя и весь Египет был занят арабами. Завоеватели на этом не остановились и продолжали захватывать византийские владения в Северной Африке.
Конечно, арабам помогло то, что их вторжения явились полной неожиданностью; что византийские войска не были в состоянии надлежащей готовности, а новый способ ведения боевых действий, примененный противником, оказал на них дезорганизующее и деморализующее воздействие; что христиане-монофизиты и христиане-несториане в Сирии были недовольны тем, что империя по-прежнему относилась к ним как к исповедникам ереси, не идя ни на какие уступки (в такой же ситуации оказалась и коптская церковь в Египте); а также то, что сасанидский Иран был столь же ослаблен, как и Византия[164].
Но перечисленных причин недостаточно для того, чтобы объяснить столь полный триумф. Масштаб и глубина тех результатов, которых достигли завоеватели, совершенно несопоставимы с их физической численностью[165].
Главный вопрос заключается в том, почему арабы, которых было ничуть не больше, чем германцев, в отличие от последних не были ассимилированы на тех территориях, которые они завоевали, хотя народы завоеванных стран принадлежали к более высокоразвитой цивилизации, чем сами завоеватели. Ответ один: они обладали большей силой духа, которая была должным образом оформлена, упорядочена и подчинена единой цели. В то время как германцам было нечего противопоставить распространенному в Римской империи христианству, арабы были приверженцами и носителями новой веры, которая поднимала их дух на небывалую высоту. Это и только это было причиной того, что они не подверглись ассимиляции и не растворились среди местного населения. Ведь с любой другой точки зрения они, как и германцы, не были настроены против цивилизации, которую покорили, и ничего против нее не имели. Наоборот, они с удивительной быстротой впитали в себя все из этой цивилизации, что им было необходимо: научные знания греков и древние традиции искусства греков и персов. На ранних этапах своего господства арабы не проявляли особого фанатизма, а, наоборот, демонстрировали известную терпимость: они не требовали, чтобы жители завоеванных территорий стали новообращенными мусульманами. Но они требовали от них покорности и повиновения единому Богу Аллаху и его посланнику Мухаммеду, а поскольку пророк Мухаммед был арабом, то, соответственно, и Аравии, откуда прибыли арабы, считавшие себя слугами Аллаха и исполнителями его воли.
«Ислам» — арабское слово, в переводе оно означает «покорность», «покорение» (единому Богу — Аллаху), а его последователи называются мусульманами (от арабского слова «муслим», то есть покорный, преданный). Аллах — единый Бог, и, соответственно, священный долг его слуг и исполнителей его воли состоит в том, чтобы заставить неверных покориться воле Аллаха. От завоеванных народов требовали не обращения в мусульманскую веру, а покорности; ты можешь не становиться мусульманином, но должен покориться мусульманам. И эту покорность они насаждали везде, куда бы ни пришли. После завоевания арабы рассматривали науку и искусство покоренных народов ни много ни мало как свою добычу, которая должна быть переработана и использована во славу Аллаха. Они даже сохранили государственные институты неверных в той степени, в какой им это было выгодно. Правда, сделать это они были вынуждены. Арабы не могли управлять завоеванными территориями, используя родоплеменные институты и органы управления, как не могли аналогичным образом управлять Римской империей германцы. Однако, в отличие от германцев, они становились хозяевами везде, где появлялись; они пришли править и повелевать. Покоренные народы были покоренными в прямом смысле слова: именно с них брали налоги, и им не было места в обществе правоверных. Этот барьер был непреодолим. Никакой смычки между мусульманами и местным населением не было и не могло быть. Как это разительно отличалось от того, к чему стремился и что делал выдающийся руководитель остготов Теодорих, который считал, что он должен служить тем, кого он покорил, и который стремился к тому, чтобы составить вместе с ними единое целое!
В случае с германцами завоеватели сами, подчас неосознанно, тянулись к завоеванным. А в случае с арабами все было наоборот: именно завоеванные должны были идти к завоевателям и искать их расположения, а для этого было необходимо служить Аллаху, как и сами завоеватели, и изучать Коран. А для этого, в свою очередь, нужно выучить арабский язык, который был для арабов одновременно и священным языком, поскольку на нем был написан Коран, и языком повседневного общения.
Германцы романизировались, как только вступили в Романию. А римляне, наоборот, арабизировались, как только попали под власть арабов-магометан[167].
Да, несколько небольших сообществ коптов, несториан, а также иудеев сумели выжить среди исламского мира и сохранить свою самобытность даже и в эпоху Средневековья. Но весь окружающий мир поменялся коренным образом. Вопрос был поставлен ребром: полный разрыв с прошлым. Везде, где устанавливалась его власть, новый хозяин не мог допустить, чтобы хоть что-то не было подчинено воле Аллаха. Арабское право было основано на Коране, и оно заменило римское право, а арабский язык заменил греческий и латынь.
Когда Римская империя была обращена в христианство, она, образно говоря, изменила свою душевную структуру, обрела новую душу; когда же она была обращена в ислам, и тело, и душа ее претерпели коренные изменения. Причем эти изменения коснулись как светской, так и духовной жизни.
Успех ислама означал, что на побережье Средиземного моря, являвшегося сердцевиной римской цивилизации, возник новый мир. Средиземноморское единство было разрушено решительно и бесповоротно, и эта ситуация сохраняется и сегодня. С того самого времени на берегах «нашего моря» существуют две разные и враждебные друг другу цивилизации. И хотя в наши дни европейцы подчинили азиатов, последние не ассимилировались среди них. Средиземное море, бывшее до этого центром христианства, превратилось в его границу. Средиземноморское единство было разрушено.
Первая волна арабских завоеваний несколько схлынула при халифе Османе; после его убийства в 656 г. в халифате разразился политический и религиозный кризис, который продолжался до тех пор, пока халифом в 660 г. не стал Муавия.
Было вполне естественным, что держава, опирающаяся на такую мощную силу, как ислам, попытается утвердиться по всему средиземноморскому побережью. И халифат предпринял такую попытку. Начиная со второй половины VII в. он стал завоевывать позиции на море в тех районах, где раньше, во времена правления Констанция II (643—668), преобладала Византия. Когда в 660 г. халифом стал Муавия, арабские корабли вторглись в византийские воды. Арабы заняли Кипр, а недалеко от берегов Малой Азии одержали морскую победу над силами Византии, которыми командовал лично император Констанций II. Был занят остров Родос, а затем арабы двинулись дальше и овладели Критом и Сицилией. Захватив порт Сизик и превратив его в военную базу, арабы вновь и вновь осаждали Константинополь, который успешно отражал их атаки, используя корабли, груженные особой горючей смесью — греческим огнем. В 677 г. арабы отказались от попыток взять город[168].
Захват арабами Северной Африки начал эмир Египта Ибн-Сауд в 647 г., одержав в конце концов победу над войсками византийского наместника Григория. Однако византийские крепости, возведенные еще при Юстиниане, не сдались неприятелю, а берберы, позабыв о своей давней враждебности по отношению к римлянам, плечом к плечу вместе с ними вступили в борьбу с захватчиками. Вновь подтвердилось стратегическое значение Северной Африки; ведь именно после захвата расположенных здесь римских провинций вандалами начался упадок Западной Римской империи, которая отныне думала уже только об обороне. От позиций империи в Африке зависела безопасность Сицилии и Италии, а также морских путей на Запад. Безусловно, именно стремясь защитить византийские позиции в Африке, император Констанций II после своего визита в Рим — последнего визита туда императора Византии — расположился вместе со своими силами в Сиракузах.
На какое-то время из-за внутренних неурядиц и борьбы за власть в халифате Византия получила передышку. Но в 660 г., когда халифом стал Муавия, борьба вспыхнула с новой силой. В 664 г. мусульманская конница нанесла очередное поражение Византии. Византийские войска, направленные в Хадрамаут, потерпели поражение, а крепость Джелула была захвачена арабами, после чего захватчики отступили. Но для того чтобы отразить возможные атаки со стороны Византии, которая продолжала контролировать ряд городов, расположенных на побережье, а также в целях сдерживания берберов, осуществлявших вылазки с Атласских гор, Окба-бен-Нафи основал в 670 г. город Кайруан (в нынешнем Тунисе) — он должен был стать опорным пунктом мусульман на все времена. Именно Кайруан стал плацдармом распространения влияния арабов-магометан; именно отсюда предпринимались кровавые походы против берберов, по-прежнему оказывавших сопротивление арабам со своих опорных пунктов в Атласских горах. В 681 г. Окба совершил впечатляющий бросок и достиг берегов Атлантического океана. Однако в результате контрнаступления византийцев и берберов арабы были отброшены назад; берберский князь Коссайла вступил в Кайруан как завоеватель, а те берберы, которые приняли ислам, поспешили отречься от него[169].
Эта победа вернула североафриканское побережье под контроль Византии и поставила под угрозу все арабские завоевания в Средиземноморье. Арабы предприняли отчаянную попытку переломить ситуацию в свою пользу и в 695 г. взяли штурмом Карфаген. Император Леонтий, осознавая всю опасность происходящего, направил туда флот под командованием патриция Иоанна, и византийцы вернули себе контроль над городом.
В это время берберы, объединившись вокруг своей таинственной королевы, известной под именем Кахина, нанесли поражение арабским войскам под Тебессой и отбросили их в Триполитанию.
Но на следующий год арабы во главе с Хасаном вновь перешли в наступление и в 689 г. захватили Карфаген, на этот раз окончательно. Жители покинули город. Функции столицы сразу же перешли от этого древнего города к Тунису, расположенному на самом севере африканского побережья, на берегу Сицилийского пролива; а гавань Туниса — Голетта — стала мощнейшей базой арабов-магометан и плацдармом распространения ислама в Средиземноморье. Арабы, у которых наконец появился флот, рассеяли византийские корабли. С тех пор контроль на море перешел к халифату. Вскоре византийцы сохраняли контроль лишь над крепостью Септем (Сеута) на побережье Гибралтара и небольшими участками территории бывшей римской североафриканской провинции Мавритания, а также над островом Мальорка и несколькими городами в Испании. Из всех этих территорий византийцы, судя по всему, сформировали отдельную административную область (экзархат), просуществовавшую еще 10 лет.
Эти события означали конец сопротивления берберов под руководством королевы Кахины. Она была взята арабами в плен в Атласских горах и убита, а ее голову отослали халифу.
В последующие годы арабы установили контроль над всей Северной Африкой. Муса ибн-Нусайр подчинил Марокко и насадил ислам среди местных берберских племен.
Именно эти новообращенные берберы вскоре приняли участие в захвате Испании. Фактически Испания уже подверглась разграблению одновременно с Сардинией и Сицилией, что было естественным следствием захвата арабами Северной Африки. В 675 г. арабы атаковали Испанию с моря, но это нападение было отбито вестготским флотом. Гибралтарский пролив не мог быть достаточной преградой на пути завоевателей, и вестготы это хорошо понимали. В 694 г. вестготский король Эгика обвинил евреев в сговоре с арабами-магометанами и подверг их репрессиям, поэтому вполне вероятно, что те в душе ждали прихода арабов и желали им успеха. В 710 г. король Толедского королевства вестготов Агила был свергнут с престола герцогом Бетики Родриго, после чего он бежал в Марокко, где наверняка обратился к арабам за помощью. Последние поспешили воспользоваться сложившейся ситуацией, и в 711 г. 7-тысячная армия арабов и берберов под командованием Тарика пересекла Гибралтар и вторглась в Испанию. Родриго потерпел поражение в первом же сражении, а все испанские города открыли ворота перед завоевателями, на помощь которым в 712 г. из Северной Африки было направлено еще одно войско. В 713 г. наместник халифа в Северной Африке Муса ибн-Нусайр объявил в столице Вестготского королевства Толедо о том, что отныне Испания находится под властью дамасского халифа (первый халиф династии Омейядов Муавия перенес столицу халифата из Медины в Дамаск).
Но стоило ли останавливаться на Испании? В конце концов, эта страна давно слилась с Южной Галлией, включая и область вокруг Нарбонна. Как только арабы установили фактический контроль над всем Пиренейским полуостровом (за исключением небольшой части на севере), они в 720 г. захватили Нарбонн и осадили Тулузу, вторгнувшись таким образом в пределы Франкского королевства. Король франков, который был фактически безвластным, ничего не предпринял. Герцог Аквитании Эд в 721 г. отбросил арабов назад, но Нарбонн по-прежнему оставался в их руках. И именно из Нарбонна арабами-магометанами в 725 г. было предпринято новое мощное наступление. Был взят Каркас-сон, и воины полумесяца продвинулись до Отена, который был взят 22 августа 725 г.
Затем, в 737 г., с помощью Маконту арабы взяли Авиньон и разграбили всю территорию вплоть до Лиона, а также и Аквитанию. Карл Мартелл вновь выступил против них. Он отбил у арабов Лион и предпринял штурм Нарбонна, разгромив перед этим арабские войска, переброшенные морем на помощь своим единоверцам. Однако взять город ему не удалось. Карл вернулся в Австразию с огромной добычей, так как он взял, разграбил и сжег Магелон, Агд, Безье и Ним.
Эти победы, одержанные Карлом Мартеллом, не помешали арабам в 739 г. вновь вторгнуться в Прованс. На этот раз они создали угрозу также и лангобардам, и Карл с помощью последних вновь дал арабам достойный отпор и отбросил их назад.
Не совсем ясно, что произошло далее; судя по всему, арабы утвердились в прибрежной части Прованса и удерживали эти позиции в течение нескольких лет. Пипин Короткий вытеснил их в 752 г., но сразу взять Нарбонн не сумел. Ему удалось это сделать лишь в 759 г.; тогда же арабы были вытеснены из Септимании. Эта победа означала прекращение дальнейших захватов арабов в Западной Европе[171].
Экспансия арабов-магометан была остановлена. Как Константинополь, выдержав в 718 г. мощную арабскую осаду, спас этим Восток, так и правители Австразии, являвшиеся вассалами Каролингов, спасли Запад.
Однако, если на Востоке византийцы благодаря своему флоту сумели вытеснить арабов из Эгейского моря, то на Западе арабы сумели установить контроль над Тирренским морем.
Арабы предприняли одно за другим несколько вторжений на Сицилию: в 720, 727, 728, 730, 732, 752 и 753 гг. Попытки вторжения были прекращены на некоторое время из-за волнений и внутренних конфликтов на захваченных арабами территориях в Африке, но в 827 г. они возобновились. В Тунисе и Алжире образовалось независимое от халифата арабское государство во главе с династией Аглабидов, правившей с 800 по 909 г. Представитель этой династии эмир Сиядет-Аллах I воспользовался восстанием против Византии на Сицилии и предпринял неожиданное нападение на Сиракузы. Арабский флот вышел из Суз в 827 г., однако византийцы вели боевые действия очень энергично и византийский флот освободил Сиракузы от осады.
Арабы получили подкрепление, сначала из Испании, а затем из Африки. В августе—сентябре 831 г. после годовой осады они взяли Палермо и получили, таким образом, оплот обороны на Сицилии. Однако, несмотря на все это, византийцы продолжали яростно сражаться как на суше, так и на море. Им тем не менее не удалось предотвратить взятие арабами, при поддержке неаполитанцев, Мессины в 843 г. В 850 г. главный опорный пункт византийской обороны на Сицилии был взят приступом, а Сиракузы после героической обороны пали 21 мая 878 г.
В то время как Византия пыталась отстоять Сицилию, Карл Великий сражался с арабами-магометанами на границе с Испанией. В 778 г. направленная им армия потерпела поражение под Сарагосой, а ее арьегард был уничтожен у Ронсеваля. Карл стал придерживаться оборонительной тактики до тех пор, пока арабы в 793 г. не вторглись в Септиманию. Тогда он предпринял в 795 г.
Испанский поход, который был использован его сыном Луи, королем Аквитании, для того, чтобы в 801 г. занять Барселону. После нескольких провальных попыток, из которых особенно неудачной была попытка добиться успеха стремительным броском, предпринятая в 810 г. Ингобертом, Луи в 811 г. удалось наконец взять Тортосу. Однако он не сумел взять Уэску и дальше продвинуться не смог.
На самом деле Карл Великий встретил в Испании очень упорное сопротивление, и Эгингард явно преувеличивает, утверждая, что Карл занял всю территорию страны до реки Эбро. В действительности же Карл вышел к Эбро лишь в двух местах: в долине, расположенной в ее верховьях севернее Наварры, и в долине в низовьях рядом с Тортосой, если исходить из того, что Тортоса действительно была взята франками.
Карл Великий сумел извлечь столь малую выгоду из взятия Барселоны по той причине, что у него не было флота. Он ничего не мог противопоставить арабам, владевшим Тунисом, испанским побережьем и расположенными рядом с Испанией островами. Он пытался защитить Балеарские острова и одержал несколько незначительных побед. В 798 г. эти острова были разграблены арабами. На следующий год островитяне попросили Карла прислать войска для защиты, и эти войска наверняка были перевезены на острова на кораблях самих островитян. В сражениях с арабами, судя по всему, был достигнут успех, поскольку Карлу направили в качестве трофеев арабские знамена и знаки отличия. В то же время нет никаких свидетельств, что после этого франки продолжали оставаться на Балеарских островах.
Карл Великий практически постоянно вел боевые действия в районе Пиренеев. Ему играли на руку распри и внутренние конфликты, имевшие место в халифате. В 765 г. представителем династии Омейядов был создан Кордовский эмират, который не признал власть Аббасидов в Багдаде. Это было на руку франкам, поскольку теперь и те и другие были вынуждены искать их расположения и считаться с ними.
В других районах Средиземноморья Карл Великий имел мало успехов. В 806 г. арабы захватили небольшой остров Пантеллерия юго-западнее Сицилии и продали обнаруженных там монахов в рабство в Испанию. Карл их выкупил. В том же году сын Карла Пипин, который был королем Италии, попытался выбить арабов с Корсики, где они обосновались и укрепились. Он снарядил флот и, как пишут летописцы, жившие во времена правления Каролингов, овладел островом. Однако на следующий год Корсика вновь перешла в руки неприятеля.
Карл немедленно послал против них своего полководца Бурхарда, который заставил арабов ретироваться; в этом сражении они потеряли 13 кораблей. Однако это вновь оказался лишь временный успех; в 808 г. папа Лев III, обсуждая с Карлом вопрос о защите итальянского побережья, умолял его позаботиться и о Корсике. Есть все основания считать, что в 809 и 810 гг. арабы заняли Корсику и Сардинию.
Ситуация для франков ухудшилась, когда после внутренних конфликтов и неурядиц на севере Африки было создано арабское государство, управляемое династией Аглабидов, которое признало багдадского халифа Гаруна ар-Рашида.
В разгар этих войн имели место и попытки наладить некоторые дипломатические контакты. В 765 г. Пипин направил посольство в Багдад. В 768 г. он принял в Аквитании посланцев располагавшегося в Испании Кордовского эмирата, которые прибыли через Марсель. В 810 г. Гарун ар-Рашид направил посольство к Карлу Великому, а последний в 812 г. подписал договор с испанским эмиром эль-Хакемом.
Однако дипломатические усилия ни к чему не привели. И Карлу Великому, который не мог ничего противопоставить арабскому флоту, приходилось занимать оборонительную позицию и с трудом отражать наносимые со всех сторон удары.
Возможно, он воспользовался тем, что арабы сконцентрировали все внимание на Сицилии. Но лишь несколько лет спустя вся территория Италии, расположенная севернее контролируемых византийцами городов, оказалась отданной на милость арабов. В 838 г. были разграблены Брундизий и Таранто, в 840 г. был взят Бари, а византийский и венецианский флоты разгромлены. В 841 г. арабы разграбили Анкону и побережье Далмации вплоть до Каттаро. В 846 г. Лотарь не скрывал своих опасений по поводу того, что арабы могут захватить всю Италию[173].
В 846 г. 70 арабских кораблей атаковали Остию и Порто; грабя и разоряя страну, захватчики дошли до стен Рима и осквернили храм Сан-Пьетро. Римский гарнизон был не в силах противостоять им. В конце концов арабы были отброшены войсками под командованием Гвидо ди Сполето. На следующий год Лотарь предпринял поход против арабов, но не сумел отбить у них Бари.
В 849 г., по инициативе папы Амальфи, Гаэта и Неаполь образовали союз против арабов и совместными усилиями выставили в Остии флот против неприятеля; папа Лев IV лично прибыл туда и благословил это начинание. Этот флот нанес сокрушительное поражение арабам, что имело огромное значение. В то же время папа обнес Ватикан мощной стеной, и территория внутри этой стены с 848 по 852 г. называлась «Город Льва»[174].
В 852 г. папа разместил в Порто некоторых корсиканских беженцев; он обнес город крепостными сооружениями, но, увы, этот новый город так и не расцвел. Папа также возвел город Леополи, который должен был заменить Чивитавеккью, покинутую жителями из страха перед набегами арабов. Одновременно папа восстановил города Орту и Америю в Тоскане, чтобы жители могли в них укрыться в случае набегов[175].
Однако эти меры не помешали арабам разграбить в 876 и 877 гг. Римскую Кампанию; призывы папы к императору Византии оказать помощь остались без ответа. В тот момент Византия столкнулась с катастрофическим развитием событий на Сицилии, где неприятелем в 878 г. были взяты Сиракузы; именно поэтому византийцы решили не вмешиваться. В конце концов папа, чтобы спасти соотечественников от нападений конных мавров, был вынужден откупиться от них, согласившись выплачивать 25 тыс. фунтов серебра ежегодно. При этом следует иметь в виду, что до сих пор папе приходилось иметь дело с бандами обыкновенных пиратов и грабителей, единственной целью которых была добыча. В 883 г. был сожжен и уничтожен монастырь Монте-Кассино. В 890 г. был осажден монастырь в Фарфе; он выдерживал осаду в течение 7 лет. Был разорен Субьяко, долины Анио и Тиволи были подвергнуты разграблению. Арабы создали свой опорный пункт недалеко от Рима в Сарачинеско; другой опорный пункт располагался в горах Сабини в Чичилиано. Римская Кампания превратилась в пустыню: теперь это была заброшенная и обезлюдевшая земля. Мирная жизнь здесь восстановилась лишь в 916 г., когда Иоанн X, император франков, правители Южной Италии и император в Константинополе, направивший в Неаполь несколько галер, объединили усилия и заставили жителей Неаполя и соседних городов разорвать союз с арабами и выступить против них; объединенные силы этой коалиции нанесли завоевателям сокрушительное поражение в решающем сражении, состоявшемся на реке Гарильяно.
Таким образом, можно сказать, что после завоевания Испании и особенно Африки арабами-магометанами западная часть Средиземного моря превратилась в «мусульманское озеро». У Франкской империи не было флота, и она была бессильна помешать арабским завоеваниям. У Неаполя, Гаэты и Амальфи флот был, но их коммерческие интересы подтолкнули их к тому, чтобы отказаться от отношений с Византией, которая была слишком далеко, в пользу арабов-магометан.
Именно благодаря флоту греческие воды остались свободными, а Италия в конце концов сумела вырваться из железных объятий арабов-магометан. Тридцать лет спустя после взятия Бари арабами в 840 г. город был освобожден силами флота византийского императора Василия, состоявшего из 400 кораблей[177].
Византийский флот явился тем важнейшим фактором, который не позволил арабам утвердиться в Италии, обеспечил суверенитет Византии и гарантировал безопасность Венеции.
Опять же, именно флот позволил Византии сохранить некоторое превосходство над Неаполем, Амальфи и Гаэтой, которые «дружили» то с Византией, то с герцогом Беневентским, а иногда и с арабами; подобную политику они проводили для того, чтобы сохранить независимость, которая была им необходима для обеспечения своих торговых интересов.
Арабы-магометане не смогли распространить ислам по всему Средиземноморью. Они окружили Средиземноморье с востока, юга и запада, но им не удалось закрепиться на севере. Древнее «римское море» стало теперь границей между исламом и христианством. Все старые средиземноморские провинции, завоеванные арабами-магометанами, отныне тяготели к Багдаду[178].
В то же время Восток оказался отрезанным от Запада. Те узы, которые сохранились после вторжений германцев, теперь были порваны. С этого момента Византия стала лишь центром эллинистской империи и не могла более проводить политику Юстиниана. Она теперь фактически оказалась ограничена пределами Греции и Малой Азии и была вынуждена заботиться лишь о том, как сохранить свои оставшиеся владения. Ее самыми удаленными форпостами на Западе были Неаполь, Венеция, Гаэта и Амальфи. Флот по-прежнему позволял поддерживать отношения с ними и препятствовал превращению Восточного Средиземноморья в «мусульманское озеро». То, что раньше было великим средством общения, теперь стало непреодолимым препятствием.
Это было самым важным событием в европейской истории со времен Пунических войн между Римом и Карфагеном. Классической античной традиции пришел конец. Это произошло тогда, когда начиналась эпоха Средневековья, и в тот самый момент, когда Европа все увереннее шла по пути Византии, все более и более перенимала ее традиции.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. 4. Арабские надписи в пирамидах
4. 4. Арабские надписи в пирамидах Итак, мы высказали гипотезу, что большие пирамиды созданы в XIV-XVI веках н.э. Но тогда возникает естественный вопрос. Ведь это – уже время, когда на севере Африки возникла арабская культура. Есть ли арабские надписи в пирамидах? Их отсутствие
7. Арабские надписи в пирамидах
7. Арабские надписи в пирамидах В 1996 году в нашей книге «Империя» [ИМП], мы впервые высказали мысль, что большие египетские пирамиды были построены в XIV–XV веках н. э. Но тогда возникает естественный вопрос: присутствуют ли в пирамидах средневековые надписи, оставленные их
1. Арабские источники.
1. Арабские источники. «Ранние арабские историки отличаются от всех других уникальностью формы своих сочинений. О каждом событии рассказывается от лица очевидцев или современников, хотя стоит учитывать, что сведения передавались самому последнему из заказчиков по
10.2. Арабские надписи в пирамидах
10.2. Арабские надписи в пирамидах В нашей книге «Империя» [ИМП], мы высказали гипотезу, что большие египетские пирамиды созданы в XIV-XVI веках н.э. Но тогда возникает естественный вопрос. Есть ли в пирамидах арабские или похожие на них надписи? Их отсутствие для египетских
Арабские и византийские достижения
Арабские и византийские достижения Между арабской и византийской культурами, при всем сходстве все же существовал языковой барьер. Это привело к существенному расхождению в результатах научной работы, прежде всего в теоретических построениях. В то же время невозможно
Арабские карты
Арабские карты Исходные позиции мусульманской географической науки, продиктованные священной книгой ислама – Кораном, базировались на примитивных представлениях о плоской Земле, на которой, подобно кольям, установлены горы и находятся два моря, отделяющиеся друг от
Арабские завоевания
Арабские завоевания Сложная внутренняя борьба вокруг престола халифа не ослабила поступательного движения ислама. Еще при Муавии арабы завоевали Афганистан, Бухару, Самарканд, Мерв. На рубеже VII–VIII вв. они подчинили значительную часть Византии, вновь побывав у стен
Арабские государства Аравии
Арабские государства Аравии В отличие от Ирака и Леванта родина арабов Аравия с ее кочевниками-бедуинами и немногочисленным земледельческим населением оазисов и в XIX в. продолжала оставаться отсталой периферией Ближнего Востока, своего рода заповедником
Арабские завоевания
Арабские завоевания Коран лучше всех книгАрабы, устремившиеся в VII в. с Аравийского полуострова на северо-запад, вели свои завоевания под лозунгом ислама. Одной из первых жертв арабов стал город Александрия, где ими было захвачено много ценностей. Мусульманский
АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ
АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ История северных арабских племен до великого мусульманского движения может быть изучена лишь в сочетании многих разноязычных источников.Из числа собственно арабских источников следует прежде всего отметить эпиграфические памятники, среди них
Глава 4 Арабские войны
Глава 4 Арабские войны В то время как в степях и предгорьях Северного Кавказа набиралось силы молодое Хазарское государство, закавказские страны были охвачены пожаром арабской войны. После покорения Сирии и Месопотамии арабы обратили свои взоры на север. В первую
Арабские или африканские?
Арабские или африканские? До недавнего времени считалось само собой разумеющимся, что исчезнувшие города восточного побережья Африки принадлежали не африканцам, а арабам. Покойный Реджинальд Копленд – автор известной в Англии работы о Восточной Африке – советует
АРАБСКИЕ ПЛАНЫ И СМЕРТЬ
Арабские завоевания
Арабские завоевания Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в «священной войне» за веру.В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от