Общие признаки воинского коллектива что такое коллектив основные признаки коллектива
Планконспект
На сайте представлены различные конспекты: военные план-конспекты, конспекты МВД, МЧС и других силовых структур
Что такое план-конспект, виды конспектов
Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования…
Как правильно составить план-конспект?
Навык грамотного конспектирования помогает обрабатывать в срок большой объем информации. Знатокам написания план-конспектов литературы удается быстро ухватить суть повествования, выделить главные мысли, усвоить приоритетные сведения. Конспект – это краткая и систематизированная запись содержания любого источника. В структуру конспекта входят: утверждения, перечни, выписки, тезисы. Рекомендуется использовать сокращения, рисунки, обогащать его цитатами, примерами и фактами. Практическая польза…
Требования для поступления в военный ВУЗ
Окончание военного вуза предполагает поступление на военную службу, предусматривающую ряд бонусов от государства: военная пенсия, льготные условия приобретения жилья и прочие. Студенты военных вузов автоматически освобождаются от призыва в армию. Все военные учебные заведения страны находятся под контролем Министерства обороны. Программы и материалы для обучения в военных вузах также разрабатываются не Министерством образования, а Министерством…
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 2)
Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке( мужчины часть 1)
Упражнения 1 — 24 Баллы Упражнение N 1 сгибание и разгибание рук в упоре лежа Упражнение N 2 наклоны туловища вперед Упражнение N 4 подтягивание на перекладине Упражнение N 5 поднимание ног к перекладине Упражнение N 6 подъем переворотом на перекладине Упражнение N 7 подъем силой на перекладине Упражнение N 8 жим штанги лежа, вес…
Действия в боевом разведывательном дозоре
Боевой разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и местности в ходе наступления (обороны, встречного боя) перед фронтом или на одном из флангов батальона (роты), а также для установления тактического и огневого контакта с противником в случае его потери. Он обычно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку его огнем, а при…
Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Определение расстояния до ориентиров и характерных местных предметов
Изучение местности в назначенном секторе по зонам для наблюдения. Для удобства наблюдения сектор (полоса) наблюдения делится на зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю и обозначается условными линиями по местным предметам (ориентирам). Ближняя зона включает участок местности в пределах видимости мелких предметов, объектов, целей (до 400 м). Средняя зона намечается в пределах видимости выделяющихся местных предметов (обычно…
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПОСТ
Требование к месту расположения наблюдательного поста и его выбор на местности. Состав наблюдательного поста. Средства наблюдения разведки. Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В…
Организация, вооружение и тактика действий пехотных (мотопехотных, разведывательных) отделений, взводов армий основных иностранных государств
Военная присяга – клятва воина на верность Родине
История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации (Статья: История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации) С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим…
Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина
В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при…
История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации
С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке,…
Воинский коллектив
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведение занятия по общественно-государственной подготовке
ТЕМА: «Воинский коллектив».
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, библиотека.
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ____
ВРЕМЯ: 2 часа.
Военная служба – дело коллективное. Молодые люди, придя на службу, направляются в подразделения, в составе которых они занимают то или иное положение, выполняют определенные обязанности. Перед ними ставятся задачи, выполнение которых требует взаимодействия, четкой совместной работы. Хотя воины имеют индивидуальные особенности, отличаются друг от друга, однако объединение их для совместной деятельности порождает общие психические явления: эмоциональную атмосферу в подразделении, общие интересы, чувства, традиции, обычаи, симпатии, антипатии, авторитеты и т.д.
Трения, конфликты, нездоровые мнения, подавленное настроение, психологическая несовместимость снижают результаты деятельности любого коллектива. Поэтому без знания особенностей воинского коллектива трудно влиять на него, использовать его в интересах службы.
Коллектив – это особое объединение людей, отличительными признаками которого являются:
Таким образом, коллектив, как высшая форма объединения людей, характеризуется организованностью, сплоченностью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.
Кроме того, все виды его деятельности (боевая подготовка, несение службы и т.д.) четко регламентированы.
Вся деятельность военнослужащих, их взаимоотношения строятся в соответствии с требованиями воинских уставов, наставлений и приказов командиров и начальников. Межличностные отношения подчинения и соподчинения устанавливаются в воинском коллективе на основе принципа единоначалия и строгой субординации.
Специфической особенностью воинского коллектива является его однородность по полу и возрасту военнослужащих по призыву. В своем большинстве он состоит из молодых людей, находящихся в стадии возмужания и активного формирования личности.
Воинскому коллективу присущи организованность, прочность и сплоченность. В своей совокупности эти черты выражают морально-психологическое единство и воинскую дисциплину. В основе этих черт лежат реально существующие отношения и связи между воинами. Они опираются на высокие морально-боевые и психологические качества воинов, на убеждения и взгляды, взаимопомощь и взаимоподдержку в решении общеколлективных и индивидуальных задач. Организованность, сплоченность и прочность коллектива характеризуются высокой его готовностью и способностью успешно выполнять поставленные задачи как в мирное, так и в военное время.
Они ярко проявляются в трудных и быстро изменяющихся обстоятельствах деятельности (учения, походы, боевые стрельбы и т.д.), а также в положительном решении коллективных и межколлективных вопросов.
Организованность, прочность и сплоченность воинских коллективов – залог гибкого и твердого руководства подразделениями.
Работа командира в воинском коллективе невозможна без опоры на актив подразделения. Командир должен подбирать актив, работать с ним, учитывать мнение активистов. Но как?
В коллективе люди находятся в постоянном взаимодействии, в постоянном контакте, между ними устанавливаются определенные связи. И роли, и функции членов коллектива при этом далеко не одинаковы. В каждом коллективе есть воины, которые лучше и глубже, чем другие, осознают всю сложность задач, стоящих перед подразделением, понимают объективные причины трудностей и необходимость их преодоления. Их суждения вполне зрелые, если не во всех отношениях, то в главном.
В каждом подразделении, как правило, есть свои остряк и балагур, у него для каждого случая имеются в запасе смешная история, поговорка, шутка, он часто не преследует далеко идущих целей, а просто получает личное удовлетворение, когда товарищи смеются и он тому причина. Есть свой скептик, которому все немного не нравится. Но, пожалуй, самые неприятные и нежелательные люди в коллективе – это равнодушные, которым все безразлично и безрадостно, их не трогают ни проблемы, ни заботы. У каждого члена коллектива есть свой социальный статус, каждый выполняет свою функцию. У наиболее влиятельных есть свои приверженцы, которые видят в них некий пример для подражания и тянутся к ним. Таким образом, происходит концентрация внутриколлективных связей, и это процесс объективный. Любому командиру небезразлично, вокруг кого идет эта концентрация, на какой почве и на какой основе.
Как подбирать актив, по каким признакам, каким требованиям должен он отвечать?
Актив – это ядро. Принадлежность к активу налагает на солдата повышенную ответственность. Командир периодически проводит с активом беседы, отслеживает их мнения, пожелания. Активист, прежде всего, должен обладать авторитетом. Следовательно, авторитет – это важнейший аргумент при подборе активиста. Однако один человек не всегда может быть авторитетом во всех сферах жизни. Значит, авторитетность одного активиста должна дополняться авторитетностью другого. Разумеется, при этом необходимы слаженность и сплоченность самого актива, а не противопоставление друг другу.
Командиры в своей практической работе замечают, что в коллективе существуют какие-то внутренние силы, проявляющие себя иногда достаточно активно. Кто из командиров не сталкивался с таким явлением: отдал распоряжение, подал подразделению какую-то идею и чувствуешь, что она подхвачена, ею зажглись люди, эта идея оживленно обсуждается, тебе что-то предлагают, спрашивают, как лучше сделать. Тебе помогают. И даже если не сразу видишь своих конкретных помощников, то результат их работы ощущается достаточно хорошо. Бывает и другая ситуация. Казалось бы, все рассказал, четко поставил задачу, а для её реализации все время приходится прикладывать волевые усилия, словно тебе кто-то противодействует, мешает. И ты, как руководитель, отчетливо ощущаешь инертность подчиненных, идеи твои вязнут как в трясине, приходится повторять, уточнять, всё время подталкивать.
Кто же они, эти союзники, помощники и те, с которыми приходится вести невыраженное, часто скрытое противоборство? Ясно одно: их нужно знать, учитывать, уметь управлять ими и подчинять их своему влиянию, тем более что такое противодействие бывает неумышленным и неосознанным.
Коллектив – это не просто объединение людей, внутри него постоянно функционируют подчас довольно сложные связи, взаимоотношения, влияния. Да и люди разные. Отличаются по характеру, убеждениям, по взглядам, привычкам, вкусам, уровню личных притязаний, самооценке и многим другим качествам.
Разумеется, каждый военнослужащий в подразделении свои личные цели и стремления, как правило, подчиняет интересам коллектива, тем большим и сложным задачам, которые стоят перед подразделением. Но не только этим живут воины. Среди военнослужащих формируются микрогруппы.
Микрогруппы можно классифицировать по различным признакам: по основанию для объединения (интересы, увлечения, специальность), по месту призыва (землячество), по срокам призыва; по направленности (положительно направленные, отрицательно направленные); по устойчивости и силе внутригрупповых связей (устойчивые, как правило, положительной направленности, временные – чаще либо нейтральные, либо отрицательно направленные). Наряду с положительными и отрицательными микрогруппами могут существовать микрогруппы с невыраженной направленностью (нейтральные), которые при определенных обстоятельствах могут занимать неправильную позицию по каким-то вопросам.
Было бы преувеличением говорить, что в подразделении все четко расписаны по микрогруппам. Командир обязан знать и наличие микрогрупп, и их характеристики, но особое внимание должно быть направлено на их лидера. И от того, как командир сумеет организовать воспитательную работу с лидером, зависит направленность этой микрогруппы. Лидеры бывают разные, а значит, различны и тактика их поведения, и способы самоутверждения в микрогруппе. Командир должен помогать укреплению авторитета положительного лидера. Однако эта поддержка должна быть без подчеркивая его особой роли и статуса, а также своего к нему внимания. Это следует делать тактично.
Все это помогает командиру управлять коллективом. Умение командира видеть коллектив как социальный организм со всей его сложной системой внутриколлективных связей обеспечивает выбор целесообразных методов и форм руководства. А сила коллектива – в сплоченности.
Каждый знает немало примеров, когда рядом находятся два подразделения, казалось бы, совершенно одинаковые по составу людей, их образованию и срокам службы, а по результатам разные. В чем причина? Причина – в сплоченности коллектива.
В подразделении командир выступает организатором взаимоотношений, которые складываются между членами коллектива. Естественно, он должен хорошо представлять себе, как они формируются, проявляются, в чем конкретно поддаются управлению. Полезно знать, что вначале складывается индивидуальное, личное отношение воина к окружающим его товарищам, и только потом, уже в процессе взаимодействия, формируются отношения взаимные.
Командир должен очень внимательно следить за развитием взаимоотношений между подчиненными, учить культуре общения, пресекать зазнайство, высокомерие, исключительность. Наличие правильных, уставных взаимоотношений между воинами способствует сплочению коллектива и качественному решению стоящих перед коллективом задач.
Взаимные симпатии, сопереживание успехов или неудач товарища по службе, радости или горя, взаимная привязанность друг к другу ведут к появлению и дальнейшему развитию чувства войскового братства и дружбы, взаимной требовательности, готовности прийти на помощь в сложной и опасной ситуации.
Успешная реализация командиром (прапорщиком) воспитательных возможностей коллектива окажет решающую роль в укреплении состояния правопорядка и воинской дисциплины, успешному выполнению учебно-боевых задач.
Тема по ВПП № 29 (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву)
Общие признаки воинского коллектива
«Воинский коллектив» — это определение мы часто употребляем сами и слышим из уст других. О нем ведут речь на собраниях, служебных совещаниях, занятиях по военно-политической подготовке, на воспитательных мероприятиях и т.д.
Несомненно, что каждый военнослужащий в большей или меньшей мере ощущал на себе влияние коллектива. Как правило, это влияние благотворное, но, к сожалению, нередко оно бывает и противоположной направленности. Конечно, не всегда его можно заметить сразу. Оно осуществляется не одним актом, не мгновенно.
Хороший воинский коллектив стихийно не складывается. Его надо сформировать, воспитать, сплотить. Когда трудности становления коллектива преодолены, то ему по плечу самые сложные задачи.
Воинский коллектив и его основные признаки
Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей общности людей, которые образуются благодаря их общению и взаимодействию в ходе совместной деятельности.
Одним из социальных качеств человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.
Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей различных величин, характера и длительности времени существования.
Действенным фактором духовного сближения военнослужащих, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив является совместная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки.
В процессе решения общей задачи быстро наращивается количество нитей сцепления между военнослужащими, отлаживаются процессы управления и организации, сближаются точки зрения и характеры.
Происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования. От простой совокупности людей, еще не способной к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.
Процессы развития неорганизованных совокупностей людей в воинские коллективы — типичные ситуации в воинской деятельности мирного и военного времени. Комплектование и формирование подразделений, создание сводных отрядов непосредственно в ходе боя — все это задачи, решаемые посредством преобразования неорганизованной, порой разрозненной людской массы в дееспособные боевые единицы.
Но сама по себе никакая организационно-штатная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда рождается единый социальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые предпосылки для всестороннего развития личности каждого отдельного военнослужащего.
Социально-психологической основой воинского коллектива становятся многообразные духовные связи, которые прочно соединяют военнослужащих в единое целое. Чем они разнообразнее, тем прочнее коллектив.
Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня. Коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает основания судить об уровне его зрелости.
Что же мы понимаем под коллективом? Вполне понятно, что один человек — не коллектив. Это не вызывает сомнений. А вот если два-три, несколько человек, люди в зрительном зале, болельщики на стадионе — все это коллектив или нет?
«Коллектив» — понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого — связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».
Коллектив, как трактуют отечественные психологи и педагоги, — это сознательно созданное объединение людей для их совместной деятельности во имя определенных, общественно полезных целей.
«Воинский коллектив» — понятие широкое. Правомерно назвать коллективом и Вооруженные Силы в целом, дивизию, полк и подразделение. Поэтому в педагогической практике выделяют первичный коллектив, то есть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и социально-психологическом объединении.
Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами.
Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять расчет, экипаж, группа и т.д., где военнослужащие находятся в непрерывном деловом, бытовом взаимодействии и общении друг с другом.
Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается.
Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен — в коллектив спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать военнослужащих вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.
Таким образом, в самом общем виде воинский коллектив — группа военнослужащих, имеющих различные характеры, жизненный опыт, профессиональную подготовленность, объединенная на основе единства деятельности сложившимися в ее процессе отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности общими потребностями и интересами.
Следовательно, основными отличительными признаками воинского коллектива выступает то, что это:
— высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные и другие задачи;
— специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.
Воинский коллектив имеет еще ряд признаков:
— коллективом считается такая совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности;
— одним из основных признаков коллектива выступает единство решаемых задач, целей и процесса деятельности;
— коллектив предполагает общую (совокупную) деятельность, которая невозможна без коллективного мастерства, навыков делового взаимодействия, и систему руководства и дисциплины;
— важный признак коллектива — система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения военнослужащих и служат тем звеном, которое связывает их в единый социальный организм.
Рассмотрим более подробно некоторые ключевые признаки воинского коллектива, которые отличают его от других малых групп.
Первый признак — стоящая перед коллективом социально значимая цель, которая осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым эффективность совместной деятельности.
Подчеркивая важность этого признака, известный отечественный педагог А.С. Макаренко называл коллектив целеустремленным комплексом личностей. В данном случае нужно иметь в виду, что речь идет не вообще о деятельности, а о коренной, главной цели деятельности, так как отдельные частные цели деятельности отдельно взятого военнослужащего могут быть различными.
Таким образом, коллектив прежде всего характеризуется наличием единых общественно значимых целей и задач.
Второй признак — наличие в группе людей единого руководства и определенной организационной структуры, предполагающих четкие отношения руководства и подчиненности.
А.С. Макаренко отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т.е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.
Подчинение воле коллектива, признание авторитета его руководителя, дисциплинированность и исполнительность закладывают фундамент каждого коллектива.
Третий признак — наличие устойчивых коллективистских взаимосвязей и взаимоотношений между членами коллектива, общих для всех идей, настроений, нравственных принципов. Для воинского коллектива характерны наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность, которые обеспечивают положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость. В основе таких взаимоотношений находится принцип: человек человеку — друг, товарищ и брат.
В повседневной службе принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу военнослужащих с общей положительной социальной направленностью (коллектив воинского подразделения, части, соединения и т.д.). Однако такие группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределение функций, должностная иерархия, отношения субординации. При более тщательном изучении нередко оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, что она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнений, имеют место негативные внутригрупповые традиции и т.п. В таком случае еще предстоит большая работа по изменению стиля мышления личного состава, изменению векторов межличностных отношений, воспитанию общих ценностных ориентаций, чтобы такая внутренне разрозненная группа военнослужащих превратилась в настоящий воинский коллектив.
Таким образом, понятие «коллектив» указывает на объединение людей, на социальную значимость их деятельности, общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в воинском подразделении можно выделить деловые (формальные) и личные (неформальные) отношения. Деловые отношения основываются на совместном решении задач воинской деятельности, на поддержании и соблюдении уставных правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичных интересов.
Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются последними, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между военнослужащими складывались хорошие, товарищеские отношения. Поэтому один из основных признаков коллектива — налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между военнослужащими. Круговая порука и всепрощение, которые чаще всего вызваны личными, узкогрупповыми симпатиями и антипатиями, считаются антиподом коллектива и коллективизма.
Основными признаками воинского коллектива выступают: организация, наличие органов управления, руководства; общественно-значимая цель деятельности; длительность совместного пребывания; определенный уровень спаянности и дисциплины; общая психология.
Хорошо организованная и социально ценная деятельность воинского подразделения способствует формированию опыта участия в коллективных формах взаимодействия военнослужащих. Воинская служба требует от всех участников совместной деятельности взаимной зависимости и ответственности в различных ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать и согласовывать свои действия с сослуживцами, а часто и управлять коллективом.
Воинский коллектив также способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении военнослужащего от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.
Следует также иметь в виду, что воинский коллектив имеет свои особенности. В чем же они заключаются?
1) В своеобразии и особой общественной значимости выполняемых задач. Воинский коллектив предназначен для обеспечения безопасности Отечества, а если необходимо, то и для вооруженной борьбы, имеющей целью защитить неприкосновенность страны, интересы российского государства. Поэтому исключительно важно, чтобы каждый военнослужащий понимал политическую, государственную значимость этих задач. Осознание этой высокой ответственности сплачивает личный состав, побуждает к согласованным действиям по выполнению указанных служебных, а при необходимости и боевых задач.
Уставная определенность норм и правил поведения, порядка в подразделении способствует формированию у каждого военнослужащего исполнительности, аккуратности, закаляет волю и характер, вырабатывает согласованность и привычки коллективных действий.
4) В относительном однообразии, стабильности деятельности, круглосуточности совместного пребывания значительной части членов коллектива.
5) В оторванности военнослужащих, особенно проходящих военную службу по призыву, от семьи, родных и близких.
6) В моральном стимуле. Если в основе деятельности многих коллективов значительную роль играют материальные стимулы наряду с другими, то для большей части воинских коллективов (особенно состоящих из военнослужащих по призыву) материальные стимулы деятельности почти отсутствуют. Здесь центр тяжести перемещается на моральные стимулы.
7) В разнородности состава воинского коллектива (военнослужащие, проходящие службу по призыву, по контракту, рядовые, сержанты, прапорщики, офицеры, национальность, образование, гражданская профессия, интересы, знания и пр.).
Все воинские коллективы проходят в процессе своего становления ряд этапов. В связи с этим различают четыре вида коллективов. Для их характеристики важнейшее значение имеют: уровень требовательности в коллективе; результаты учебно-боевой и служебной деятельности; уровень активности в жизни коллектива.
1-й вид коллектива. Коллектив, находящийся на низком уровне зрелости (развития), имеет следующие признаки:
— командир подразделения и его заместители требуют от всех военнослужащих необходимого поведения, выполняют основную организаторскую работу, младшие командиры не включены в эту деятельность;
— личный состав ознакомлен с задачами, стоящими перед подразделением, но наблюдаются значительные отличия в поведении отдельных членов коллектива (разное стремление к повышению своей квалификации, разный уровень дисциплинированности и т. д.);
— общественная активность в коллективе низкая (общественное мнение в поддержку требований командиров не сформировано, собрания проходят формально, без открытого высказывания своих мнений, без критики нарушителей дисциплины со стороны членов коллектива, актив не действует самостоятельно);
— в работе младших командиров отмечаются элементы формализма (выявление способностей людей ведется на низком уровне и т.д.).
2-й вид коллектива. Ему присущи такие черты:
— достигнуто единство требований со стороны офицеров, прапорщиков, сержантов и актива, при этом требования воспринимаются личным составом как требования всего коллектива, поддерживаются большинством его членов;
— личный состав включен в борьбу за повышение мастерства, установлено сотрудничество и взаимопомощь между различными группами в коллективе, сформированы традиции коллектива и т.д.;
— активность в общественной жизни наблюдается у большинства членов коллектива, отмечается здоровая критика на собраниях, спортивные мероприятия проводятся регулярно при исходящей инициативе актива; вместе с тем отмечается «здоровый пассив», который самостоятельно не проявляет инициативы, есть или могут быть отрицательно направленные микрогруппы, ощущается отрицательное влияние отдельных недисциплинированных личностей;
— в работе командиров особое внимание уделяется активу, чтобы он был достаточно авторитетен.
3-й вид коллектива. Для коллектива, имеющего высокий уровень зрелости (развития), характерно следующее:
— единство требований командиров, актива и коллектива к отдельным военнослужащим;
— абсолютное большинство воинского коллектива — люди, стремящиеся к достижению наиболее высоких результатов в служебной деятельности; у военнослужащих развивается чувство гордости за военную службу, при этом коллектив подразделения рассматривается ими в качестве элемента более крупного коллектива — соединения (части), и поэтому преобладает мнение, что общий успех зависит от каждого из них; вместе с тем еще возможно отрицательное влияние отдельных межличностных взаимоотношений на эффективность деятельности коллектива;
— абсолютное большинство членов воинского коллектива проявляют активность в общественной жизни, в подготовке различных мероприятий и спортивно-массовой работе;
— в коллективе сложились отношения взаимной ответственности, товарищеской взаимопомощи;
— командование подразделения опирается в своей работе на актив, учитывает традиции и общественное мнение, стиль работы командиров характеризуется тем, что они умело используют свой моральный авторитет.
4-й вид коллектива. На высшей ступени зрелости (развития) коллектива:
— достигнута высокая требовательность к себе каждого его члена, и сложилась атмосфера высокой требовательности к каждому без исключения, причем наиболее высокие требования предъявляются к тем, кто лучше подготовлен и более опытен;
— все члены коллектива проявляют постоянную активность в общественной жизни, общественное мнение выступает высшим регулятором поведения людей;
— командиры в решении всех вопросов службы, быта и досуга полагаются не столько на силу приказа, сколько на резервы активности, имеющиеся в коллективе.
Таким образом, в сущности, сплоченный коллектив характеризуется сочетаемостью взглядов, согласованностью действий и положительным настроением. Однако такая гармония жизнедеятельности образуется не сразу и не автоматически, поскольку имеется большое количество факторов разобщения.
Психологическая атмосфера
в коллективе и его сплоченность
Все перечисленные признаки и особенности находят выражение в психологии воинского коллектива.
Психология воинского коллектива — своеобразная атмосфера (социально-психологический климат) в нем, которая характеризуется определенным тоном, настроением и проявляется в коллективных интересах, устремлениях коллектива, в коллективных мнениях, обычаях и традициях.
Одним из компонентов психологической атмосферы коллектива является коллективное мнение. Это оценочное суждение и отношение коллектива или его большей части к тому или иному явлению жизни.
Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. Каковы особенности коллективного мнения?
Мнение категорично, оно выражает одобрение или осуждение, пожелание или требование и формируется лишь по вопросам, затрагивающим общие интересы членов коллектива.
Мнение коллектива — мнение большинства. Поэтому оно обладает большим авторитетом и имеет огромное значение не только для коллектива в целом, но и для каждого военнослужащего в отдельности. Включая в себя убеждения коллектива, оно подчиняет себе личность.
Коллективное мнение оценивает действия каждого военнослужащего всесторонне и оперативно. Мнение коллектива воздействует на того или иного военнослужащего иногда эффективнее, чем иные меры командиров.
К числу его основных видов можно прежде всего отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом важно учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе).
Известны случаи, когда коллективное мнение имеет отрицательную направленность. Поэтом формирование общественного мнения, его направленности должно быть всегда предметом особой заботы младших командиров и актива подразделения.
Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.
Коллективное настроение — эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Коллективные настроения и чувства характеризуют состояние психологии коллектива: подъем, радость, гнев, возмущение, страх, усталость, апатию, разочарование, ненависть и др.
Коллективное настроение обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Оно мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива — это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира.
Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказывают коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.
Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.
К сожалению, в воинских подразделениях находит проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества. Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что в целом снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С. Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом — она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение представляют серьезную проблему не только для офицеров-начальников, но и для младших командиров, актива подразделения, всех дисциплинированных военнослужащих.
В качестве весьма важного социально-психологического явления воинского подразделения выступает лидерство.
Считается, что лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу людей, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменения в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.
Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер — элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.
В то же время следует учитывать, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов: эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер («душа группы») — это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.
В зависимости от направленности влияния лидерство можно рассматривать как конструктивное, деструктивное и нейтральное. Первое способствует осуществлению целей подразделения. Второе формируется на базе стремлений, наносящих ущерб коллективу. Третье не влияет непосредственно на эффективность служебной деятельности (лидерство среди бойцов одного подразделения — любителей футбола). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры. Такой лидер, например, может вступить в конфликт с командованием, санкционируя даже в сфере служебной деятельности только те решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Напрямую бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние руководству. Для устранения такого рода лидеров необходимы совместные усилия и офицеров, и младших командиров, и актива подразделения.
Устранение деструктивного лидера наряду с другими факторами обеспечивает развитие сплоченности коллектива.
Объединить военнослужащих в монолитный, сильный коллектив — дело сложное, но необходимое.
Сплоченный и дружный воинский коллектив формируется в ходе всей служебной деятельности и обучения военнослужащих.
Чтобы сплотить вновь прибывших в подразделение военнослужащих с их положительными и отрицательными качествами, особенностями характера, привычками вкусами и т.п., объединить их общими целями и интересами, связать их крепкой дружбой, требуются большие усилия, беспокойство, терпеливая, напряженная работа всех военнослужащих подразделения. Прежде всего сержантов и актива подразделения.
Что же необходимо сделать, чтобы сплотить коллектив?
Прежде всего создать психологические предпосылки для объединения военнослужащих в единый организм. Основной предпосылкой обычно становится формирование у них убежденности в важности и необходимости добросовестной ратной службы, общих целей и взглядов. Большую роль в этом призваны сыграть как сами неравнодушные военнослужащие, так и младшие командиры, актив подразделения. Важно вырабатывать у военнослужащих правильное отношение к коллективу, понимание его роли, формировать тягу к взаимоподдержке.
Правильное решение в коллективе проблемы «командир — коллектив» прежде всего осуществляется через повышение и укрепление авторитета младшего командира. Это достигается не только знанием, пониманием и неукоснительным выполнением каждым военнослужащим основополагающих требований принципа единоначалия, но и обеспечением примерного, достойного подражанию поведения и деятельности младшего командира. Ведь не зря говорят: есть командир — есть коллектив, хороший командир — хороший коллектив.
Атмосфера в коллективе формируется главным образом под влиянием младших командиров. Любой командир, если он пользуется авторитетом, существенно воздействует на коллектив и его психологию. Это воздействие может быть разное как по направленности, так и по силе. Очень важно, чтобы оно способствовало сплочению коллектива, повышению его положительного влияния на каждого военнослужащего.
Организация богатой, наполненной смыслом, интересом жизни воинского коллектива, широкое развитие общественной деятельности, в которую должны быть вовлечены все члены коллектива, — все это также способствует его сплочению.
Под этим подразумевается включение всех военнослужащих в общественную жизнь, в жизнь коллектива. Каждый военнослужащий должен стремиться и иметь возможность для самоутверждения, проявления творческих способностей. Для этого необходимо создать условия для активного участия в культурно-досуговой, спортивно-массовой работе. Состязания и соревнования между подразделениями и военнослужащими обогащает жизнь коллектива. Этому же благоприятствует формирование положительных традиций, привычек в коллективе.
А.С. Макаренко писал: «Форма жизни коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка». Имеется в виду, что коллектив должен всегда иметь перед собой перспективную (ближайшую и наиболее отдаленную) цель, к достижению которой он должен стремиться. Исходя из этого и каждый военнослужащий, наряду с личными целями, должен иметь, знать, понимать, поддерживать и стремиться к достижению общей цели коллектива. Без этого условия нельзя создать коллектив как «целеустремленный комплекс личностей».
Важно также «организовать радость» достижения цели, выполнения задачи, формирование и поддержание мажорного тона в коллективе — отношений вежливости, корректности, внимательности друг к другу, доброжелательности, выдержки, спокойного тона, бодрости и хорошего настроения. Для младших командиров недопустим «разнос» коллектива. Нужно находить конкретных военнослужащих, ответственных за тот или иной проступок.
В основе формирования коллектива лежит работа по созданию ядра коллектива, его актива.
Чем шире актив, чем авторитетнее он среди остальных военнослужащих подразделения, тем проще идет работа по сплочению подразделения в единый, дружный, трудолюбивый коллектив. Актив подразделения включает в себя большую группу наиболее дисциплинированных военнослужащих, выполняющих разнообразные обязанности как по занимаемой должности, так и в порядке общественной работы (младшие командиры, руководители и члены общественных объединений военнослужащих, спортивные организаторы, редколлегия стенной печати и др.).
Практика убеждает в том, что если в подразделении актив правильно действует, если его понимают и поддерживают сослуживцы, то задачи, стоящие перед подразделением, решаются успешно.
Таким образом, воинский коллектив — это высокоорганизованная общность военнослужащих, объединенных для совместного решения задач защиты Отечества, сплоченных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Воинский коллектив, имея свои признаки и особенности, в ходе становления и сплочения проходит ряд этапов. Долг каждого военнослужащего, прежде всего младших командиров и актива подразделения, стремиться к тому, чтобы в их коллективе царила атмосфера дружбы и товарищества, взаимного уважения и поддержки.
Методические рекомендации
1. Чтобы военнослужащие глубоко поняли и осмыслили содержание темы ВПП, руководителю занятия рекомендуется активно использовать примеры и факты из жизни воинского коллектива подразделения, иллюстрирующие и раскрывающие основные положения темы.
2. В процессе изложения учебных вопросов нужно постараться добиться того, чтобы военнослужащие, прежде всего младшие командиры, уяснили свое место и роль в формировании здоровой психологической атмосферы в коллективе и его сплочении.
3. Занятие рекомендуется провести в форме рассказа-беседы. С этой целью путем постановки проблемных вопросов важно создать в ходе него атмосферу заинтересованного обмена мнениями по затрагиваемым проблемам.
4. При рассмотрении ключевых тезисов темы рекомендуется использовать видеоряд, представленный структурно-логическими схемами, фрагментами из художественных фильмов военной тематики и др.
ЛИТЕРАТУРА:
Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2019.
Шарухин А.П. Военная педагогика: Учебник для военных вузов. — СПб.: Питер, 2017.
Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005.
Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989.