Общие представления разделяемые большей частью общества относительно того что является желательным
Основы социологии: тест с ответами для учителей
Выбрать правильный ответ
Терпимое отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям – это
— толерантность
Ожидаемое от человека поведение, обусловленное его положением в обществе
Общие представления о желательном, правильном и полезном, разделяемые большей частью общества,– это
— ценности
Общество в современной социологии — это
Система образования относится к
— духовным институтам
Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется
— национализм
Изменение положения индивида или группы в системе социальной стратификации называется:
— социальной мобильностью
Стремление к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяется понятием
— сепаратизм
Процесс соотнесения, отождествления индивида с культурой и традициями своего народа имеет название
— национально-культурная идентификация
Девиантное поведение в социологии определяется как
Выбрать два правильных ответов
К социальным функциям культуры относятся
Формирование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах — это
— институционализация
Составные части культуры по степени сложности
Понятие и элементы культуры.
Ø Социология культуры – это отрасль социологического знания (социология среднего уровня), изучающая социальные закономерности культуры и формы их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм и ценностей
Когда мы употребляем слово «культура», как правило, мы имеем в виду:
— совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определенных уровень исторического развития данного общества и человека (цивилизация);
— сферу духовной жизнедеятельности общества, включающую науку, систему образования, воспитания, духовного творчества;
— уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности;
— формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования.
Ø Понятие «культура» в социологии обозначает созданную людьми искусственную среду существования и самореализации: это символы, обычаи, ценности, нормы, находящие своё выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются из поколения в поколение, являются важным источником регулирования социального взаимодействия и поведения.
Другими словами, культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения.
Культура является результатом преобразовательной деятельности и способом существования людей. Культура присуща только человеку.
Культура обеспечивает человека необходимыми для выживания знаниями и образцами поведения, которые не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания.
Если рассматривать культуру в её смысловом аспекте, то она предстает как система идей и представлений, определяющих наше восприятие реальности. Каждая культура предполагает собственные критерии для отделения истины от заблуждения. Каждая культура содержит комплекс представлений, с помощью которых люди приспосабливаются к социальному порядку.
Индивидуальная жизнь человека также нуждается в смысловом обосновании. Потребность в придании смысла особенно сильна в кризисные моменты человеческой жизни.
Если рассматривать культуру в регулятивном аспекте, то она предстает как совокупность ценностей и норм, регулирующих человеческое поведение.
Элементы культуры | определение |
Ценности | общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным; представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. |
Нормы | правила поведения, одобряемые / санкционированные обществом или группой; стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социокультурным группам и выражающий их представление о прекрасном, желательном, должном |
Убеждения | представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к действительности |
Традиции | элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняемые в течение длительного времени |
Знания | информация, подтвержденная научными методами |
Язык | система символов, которая позволяет людям общаться и предавать друг другу информацию |
Обычай | понятные окружающим массовые образцы действий, которые считаются общепринятыми |
Американский социолог Дж. Мердок выделил более 70-ти культурных универсалий, которые удовлетворяют важнейшие социальные потребности (язык, религия, символы, искусство, образование, правила поведения и т.д.).
Ø Культурные универсалии – это ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур
Составные части культуры по степени сложности
Культурный элемент àКультурные комплексыàКультурные конфигурации
Культурный элемент – самая малая, простейшая частица культуры (миф о Прометее).
Культурный комплекс – совокупность предметов, учреждений, представлений, идей, образцов поведения, функционально или содержательно связанных с определенным элементом (греческая мифология).
Культурные конфигурации – совокупность различных в плане содержания и функционирования элементов культуры, группирующихся вокруг к.-либо центрального объекта (часто – материального), Например, компьютера: язык, навыки пользования, правила коммуникации, интернет и др.
Функции культуры:
ü социализация – усвоение ценностей и норм общества;
ü адаптация – приспособление к изменениям в обществе;
ü интеграция – объединение людей на основе общих ценностей, норм и убеждений;
ü регуляция поведения – упорядочение социальных взаимодействий с помощью норм;
ü идентификация – определение своей принадлежности к какой-либо группе, статусу.
2. Виды культур.
Культурное разнообразие общества может быть обусловлено следующими факторами:
— социальной дифференциацией и разделением труда;
— различиями в уровне образования членов общества;
— личными предпочтениями людей; индивидуальным выбором системы убеждений и образа жизни;
— этническим составом общества, сосуществованием носителей различных этнических традиций;
— различиями в образе жизни людей, связанными с местом поселения (городская и сельская культура; культура мегаполисов и малых городов и др.);
— открытостью инокультурным влияниям, межкультурными контактами.
ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
1.Язык и речь в совокупности выполняют две функции
-коммуникационную и мыслительную
2.Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, что правильно и полезно, называются
3.Действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент различных вещей и одинаково понимаются разными людьми, определяются как
4.Социально структурированная система звуковых образов с конкретным и неоднозначным смыслом, называется
5. Определение культуры как совокупности материальных и духовных ценностей соответствует
6. Типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах, называются
7. Слияние или смешивание со сходным элементом в другой культуре определяется как
8. Оценка поведения других групп исходя из норм собственной культуры определяется как как
9. Предмет изготовленный сделанный человеком называется
10. Непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным называется
11. Процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевное состояние называется
13. Обмен информации посредством мимики, жестов и движений называется
14. Для обозначения культурного явления, связанного с распространением культурных установок США и от части Западной Европы, используется термин
15. Что из нижеперечисленного не относится к элементам культуры
— полезные ископаемые и Сибирская Тайга
16. Термин «поп-культура» является синонимом
17. Изящные искусства, классическая музыка, литература являются характерными для культуры
18. Молодежное движение хиппи является примером
19. Совокупность продуктов духовного и материального производства определяется понятием
20. Аккультурация- это
-механизм одновременного обучения и социализации индивидов живущих в чужой культурной среде
21. Процесс передачи культуры от одной группы другой, в том числе от одного поколения другому получил название
22. Группа, члены которой принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, называется
23. Вид культуры, обозначающий такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей называется
24. Народная культура включает
25. Функция культуры, состоящая в осуществлении передачи и обмена знаниями, ценностями и опыта предшествующих поколений
26. В структуру духовной жизни общества входит
27. Под практической деятельностью человека, направленной на освоение и создание эстетических ценностей понимают
28. К современным тенденциям развития образования не относится
— сокращение продолжительности образовательного процесса
29. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины
30.Функция культуры, заключающаяся в процессе обмена информацией между людьми в ходе культурного общения
Ценности. Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества
Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы, например, в секулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Для граждан секулярных стран она формулируется в юридических правах личности – свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренных в конституции. В исламских странах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Два француза могут высказываться в пользу социального равенства; однако один из них может выразить свое отношение, поддерживая программы, направленные на устранение дискриминации по полу, цвету кожи и т.д., например, при найме на работу или поступлении в учебное заведение, а другой, протестуя против такого законодательства и отдавая предпочтение законам о гражданских правах, вообще не рассматривающих различия в расовой принадлежности.
Ценности не выбиваются в граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в Космос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг. престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги. Коренным образом также различаются взгляды на взаимоотношения полов (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранов и нынешней молодежи.
V1: Cоциальные изменения, культура как фактор социальных изменений.
S:Гламурные журналы, реклама, телевизионные сериалы относятся к ________
S: Элементами духовной культуры не являются …
S: Культурный релятивизм – это …
-: концепция, суть которой заключается в том, что понятия, ценности и нормы одного общества не могут адекватно, в полном объеме быть восприняты в другом обществе;
-: подход, в соответствии с которым многие аспекты культуры обусловливаются материальными факторами;
-: разрушение нормальных перспектив общества вследствие столкновения с чуждой или иностранной культурой;
+: доктрина, подчеркивающая преимущества культурного многообразия и диверсификации.
S: Массовое сознание отражает _________ уровень функционирования идеологии.
S: Понятие «консюмеризм» характеризует…
S: Общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что желательно, правильно и полезно, называются …
-: правами и обязанностями;
S: Набор ценностей, символов, практических действий, сопряженных с получением прибыли, управлением предприятием, внедрением технологических новшеств и пр. следует определять как культуру …
S: ___________ в условиях «закрытого общества» оказывают наиболее сильное влияние на формирование массового сознания.
S: Элитарную культуру не характеризует :
-: ориентация на духовное развитие личности;
-: стандартизация культурных образцов.
S: Для характеристики процесса обновления российского общества часто употребляется эпитет ______________ модернизация.
-: средства массовой пропаганды;
+:средства массовой коммуникации;
-: средства производства информации;
+:средства международного общения.
S: Система ценностей и норм, отличающих культуру данной социальной группы от культуры большинства в целом, не отвергая при этом культуру большинства, называется …
S: Раньше других появилось такое коммуникационное средство, как …(кв.)
S: Модификацию черт культуры во времени и пространстве описывает …
S: Правозащитная деятельность в СССР являлась выражением ______________
S: Верны ли следующие суждения. Принятие Россией православного вероисповедания из Византии является примером ….
-: Оба суждения верны
-: Оба суждения неверны
S: Совокупность способов, форм, методов организации, проведения и определения результатов выборов индивидуальных руководителей и коллегиальных органов власти называется ________________ культурой.
S: Утрата малочисленными народами Крайнего Севера родного языка, этнокультурных и бытовых особенностей вследствие длительных и тесных контактов с русскими представляет собой пример _________
S: Способ одеваться – это …
S: Согласно эволюционистской концепции социальных изменений …
+: Изменения в обществе проходят от низших стадий или фаз к высшим
-: Изменения в обществе имеют ненаправленный, нелинейный характер
-: Изменения в обществе имеют случайный характер
-: Изменения в обществе имеют волнообразный, цикличный характер
S: Согласно теории революционных изменений, какими бы глубокими и фундаментальными ни были преобразования, их нельзя называть революциями, если они идут ___________
-: При участии широких народных масс
-: С применением насилия
S: Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется ________________ детерминизмом.
S: Столыпинские реформы в России начала XX в. являлись примером социальных изменений _
S: Направленный процесс, вызванный эндогенными факторами, в котором возрастает степень изменений – это …
S: Для описания процесса формирования доминирующей культуры из множества национальных культур в западной социологии используется термин …
S: Процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение – это …
S: За структурными социальными изменениями обычно следуют изменения …
S: Веком прогресса и оптимизма – веры в технику, производство и цивилизацию – принято называть …
S: Автомобили, автострады, бензоколонки, правила дорожного движения в комплексе – это …
S: Синонимом термина «регресс» является
V8: Личность и общество.
S: Стиль поведения, препятствующий возникновению конфликтной ситуации или позволяющий найти выход из нее, называется …
S: В структуру социальной роли личности не входит …
S: «Аскриптивные» характеристики индивида –это…
+: характеристики, над которыми индивиды не властны;
-: элементы достигнутого статуса;
-: те характеристики, которые зависят от активности индивида;
-: все то, что относится к достигнутому статусу.
S: Модель поведения, заданная социальной позицией личности, называется …
S: Ребенок, формирующийся вне общества, относится к категории _______
S: Сколько нужно индивидов, чтобы получить «общество» …
-: не важно количество индивидов, главное, чтобы индивиды были разумными существами;
-: по меньшей мере, нужно двое;
+: общество – не сумма индивидов, а система социальных связей и отношений.
S: В структуру социального действия не входят …
S: В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура направленности» включает в себя …
-: половые и возрастные свойства;
+: убеждения, мировоззрение, интересы;
-: умения, знания, привычки.
S: В качестве акторов социального действия могут выступать … (кв.)
S: Усвоение личностью правил ролевого поведения ведет к …
-: повышению конфликтности личности;
+: снижению ее конфликтности;
-: повышению дохода личности.
S: Исходные побудители деятельности, отражающие объективные условия существования человека, называются …
S: Нефокусированное взаимодействие индивидов чаще всего происходит в …(кв.) :
+: местах скопления людей на оживленной улице;
S: Тип личности, отвечающий потребностям функционирования определенной исторической эпохи, обозначается в современной социологии, как …
S: Феральные люди – это :
+: индивиды, воспитанные животными;
-: люди с необычными интеллектуальными способностями;
-: люди с необычными творческими способностями;
-: люди с необычными физическими способностями.
S: В качестве акторов социального действия могут выступать …(кв.) :
S: Внутренний побудитель действия личности, обусловленный ее потребностями, интересами и ценностями, называется …
S: Все достояние, принадлежащее конкретному человеку (акции, сбережения, недвижимость и т.п.) называется (кв.)
S: Сущности лидерства не отражает такая его дефиниция, как :
-: лидерство – это символ общности и образец социального поведения группы, способный реализовывать ее интересы;
-: лидерство – это влияние, авторитет, власть и контроль над другими;
+: лидерство – это периферийная позиция в группе, не связанная с властью, управлением и организацией удовлетворения потребностей ее членов;
-: лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений.
S: Процесс потери классовых признаков, разрыва социальных связей, сопровождающийся криминализацией и состоянием хронической нищеты, называется …
S: Потребность в знаниях рождает _________ к учёбе.
S: Невозможность бывшего осужденного устроиться на работу, можно рассматривать, как пример …
S: Согласно теории стигматизации («наклеивания ярлыков») Г. Беккера, всякая социальная группа, в том числе малая, дифференцируется …
+: На лидеров, аутсайдеров и средний слой
-: Руководителей и исполнителей
-: Начальников и подчиненных
S: Процесс приспособления индивида к ролевым функциям и социальным нормам можно определить как социализацию …
S: Стремление получить хорошее образование и соответственно высокооплачиваемую работу может являться примером действия потребностей …
-: Духовных и социальных
+: Экзистенциальных и престижных
-: Духовных и биологических
-: Социальных и биологических
S: Верны ли следующие суждения. Играя в куклы, девочка изображает то заботливую и строгую маму, то капризного ребенка. Согласно концепции Дж. Мида, это поведение соответствует …
А) Игровой стадии развития личности;
Б) Имитационной стадии развития личности.
-: Оба суждения верны
-: Оба суждения неверны
S: Стиль поведения, характеризующийся стремлением уйти от поиска способов разрешения конфликта, называется__
S: Критерием для различения социальных норм может выступать их …
S: Социальные нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством и четко описывают границы поведения и наказания за нарушения закона – это …
S: Социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов, направленного на достижение четко поставленных целей, называются …
S: Социальные нормы – это ….
+: Предписания о том, как надо вести себя в обществе
-: Свод правил поведения
-: Разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за их невыполнение
S: Социальные интеракции или отношения, предполагающие два элемента, называются в социологии …
S: В «Социологии организаций» организации разделяются на 2 типа …
-: Соматические и морфологические
-: Автоматические и ручные
+: Механистические и адаптивные
-: Генетические и физиологические
S: Равенство, которое достигается в результате конкурентного отбора и личных способностей, называется …
S: Консолидация_______________тип социального действия предполагает ясное осознание цели, подбор оптимальных средств её достижение, умение использовать промежуточные результаты.
S: Социальный контакт, как разновидность социальных связей, отличает …
-: Высокая степень устойчивости возникающих социальных отношений
-: Устойчивый интерес к ответным действиям партнера
-: Глубокая и тесная координация системы действий партнеров
+: Мимолетный характер и кратковременность существования
S: Характеристикой общества, предполагающей наличие системных качеств, не присущих отдельным элементам системы, является …
S: Односторонние, упрощенные, негативные представления о чужих группах – это
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).