Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные

74. Прорывные технологии (Кристенсен)

74. Прорывные технологии (Кристенсен)

Инструмент

Великие фирмы могут потерпеть неудачу даже в том случае, если все делают правильно.

Сначала все вроде бы идет хорошо, затем вдруг появляется новая технология, как кажется, низкого качества, из-за чего ее критикуют, а фирма и заказчики сопротивляются ее принятию, но затем все переворачивается с ног на голову, рассказывает Клейтон Кристенсен.

Книга Кристенсена «Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании», вышедшая в 1997 г., стала сенсацией в мире бизнеса. Конечно, все знали о тех трудностях, с которыми сталкиваются крупные компании при появлении новых технологий, но исследование Кристенсена показало, что многие из них при этом не делали ничего неправильного – стратегически и при управлении – и поэтому вроде бы не заслуживали такого печального для них развития событий. Они делали, кажется, все то, что должны были делать, но не понимали, что именно их прошлые успехи и их характеристики были препятствиями: мешали им реагировать на меняющиеся рынки и технологии.

Кристенсен выделяет два вида технологий: устойчивые и прорывные. Сформировавшиеся компании делают ставку на первые из них и меньше внимания уделяют вторым. Устойчивая технология предназначена для совершенствования уже существующего продукта, как правило, для улучшения его показателей и увеличения выгод, получаемых от него потребителями. У успешных сформировавшихся компаний имеются процессы, которые позволяют им быть среди лучших по использованию таких технологий, что приводит к постоянному совершенствованию продуктов и устойчивому удовлетворению запросов потребителей.

К категории прорывных относятся технологии, которые радикальным образом меняют алгоритм получения выгод и ценообразования. Как правило, такая технология приводит к производству продукта с явно более низким качеством или худшими показателями функционирования, чем у существующих (хотя он может быть меньше по размерам, проще и/или более удобным), и такое положение дел сохраняется в течение какого-то, обычно довольно короткого, времени. Однако более низкая цена нового предложения побуждает прежних потребителей такой продукции либо задуматься об обоснованности своего выбора при покупке, либо привлечь на этот рынок новых потребителей.

Примеров этого рода очень много: железнодорожные перевозки в значительной степени уступили свою долю производителям автомобильных седанов, Facit – Canon, Olivetti – Amstrad, Concorde – Learjet, производители универсальных вычислительных машин – сначала мини-компьютерам, а потом персональным компьютерам и ноутбукам, а те в свою очередь – производителям планшетов и смартфонов, обычная печать – цифровой, Encyclopedia Britannica – Wikipedia, музыкальные компании и производители CD-дисков – iTunes, предлагаемому Apple.

Кристенсен всесторонне изучил отрасль производства жестких дисков и обнаружил, что компании с прочными позициями обычно отстают примерно на два года от новичков, выходящих на рынок с продукцией следующего поколения, как правило, меньшей по размерам, чем у предыдущего. Seagate, бывшая лидером по выпуску 5,25-дюймовых дискет, в свое время изобрела дискету с диаметром 2,5 дюйма, но столкнулась с низким интересом к ней у потребителей, в полной мере довольных прежним предложением. Некоторые сотрудники Seagate ушли из компании, чтобы создать собственные стартапы, производящие дискеты меньших размеров, а Seagate продолжала активно инвестировать в более крупный диск, совершенствуя его параметры и наращивая объемы продаж. Со временем показатели функционирования дисков меньших размеров улучшились, и они начали заменять более крупные диски на персональных компьютерах и ноутбуках. Seagate с опозданием пыталась этому противодействовать, но больше никогда не имела рыночной доли, которой добилась на рынке с более крупными дисками.

Есть два особенно поучительных урока, которые можно извлечь из этого исследования, не относящиеся только к жестким дискам.

• Барьеры, препятствующие технологическим изменениям, создаются как крупными заказчиками, так и самими крупными производителями в отрасли, и часто заказчик говорит именно то, что производитель хочет услышать, так как в этом случае последний может продолжать заниматься тем, что он делал и до этого.

• Прорывные технологии очень часто продвигают новые участники рынка, которые не ограничиваются прежними технологиями, прежними процессами, прежним позиционированием, прежними приемами в продажах и, что очень важно, прежним мышлением, характерным для прежних заказчиков.

Прорывные технологии добиваются успеха, потому что они проникают на рынок во многом незаметно. Из-за своего более низкого качества и худших показателей функционирования они вначале не появляются в элитной части рынка. Но некоторые другие их атрибуты, такие как размер, простота, удобство, позволяют им захватить на рынке плацдарм, с которого они начинают наращивать свою долю, добиваясь этого либо за счет улучшения своих показателей, либо снижая затраты благодаря действию кривой опыта (см. инструмент 46). И уже через какое-то – не очень продолжительное – время они начинают доминировать на рынке.

Это именно то, что Кристенсен называет дилеммой инноватора. На каком этапе инноватору приходится преодолевать культурные предубеждения к менее качественному продукту как в самой фирме, так и за ее пределами, особенно у потребителей, и запускать инвестиционную программу, которая неизбежно приведет к каннибализму – негативному влиянию на уже существующие продукты фирмы, чтобы защитить себя от аналогичных действий новичка, который готов проделать то же самое?

Вспомните о таком банальном товаре, как бритвенное лезвие. Запуск Gillette, глобальным лидером на этом рынке, модели Trac II привел к неизбежному исходу каннибализации их безопасной бритвы с двумя лезвиями, которая производилась на протяжении десятилетий. Через какое-то время модель Mach III проделала то же самое с Trac II, но если Gillette не пошла бы на такой вариант, это сделал бы ее конкурент или новый участник, предложивший прорывную технологию.

Очень масштабным, можно сказать вездесущим примером дилеммы инноватора является мир электронной коммерции. Несмотря на огромные преимущества по всей цепочке создания ценности, которыми обладали компании-старожилы, занимавшиеся розничной торговлей, на новом рынке доминируют новички, наподобие Amazon, GoCompare или Trainline. В настоящее время традиционная модель на основе физических активов работает только – здесь это неизбежно – в розничной торговле продуктами питания, что объясняется огромными и очень разными вызовами, связанными с цепью поставок свежих, охлажденных и замороженных продуктов, в банковском деле с их стабильностью (это качество уже, правда, в прошлом!), в выпуске ценных бумаг, информационной сфере, к примеру ВВС.

Как пользоваться этим инструментом

Дилемма инноватора кажется простой, но на практике справиться с ней сложно. Трудность заключается в том, что нужно определить, какие возникающие технологии могут стать угрозами и перехватить часть рыночной доли у нынешних устойчивых технологий или вообще отодвинуть их на второй план.

По мнению Кристенсена, эта проблема возникает из-за того, что «нельзя анализировать те рынки, которых пока нет». Да, в какой-то мере это справедливо, но это утверждение верно в отношении любого нового дела, и одним из ответов на такое положение дел является проведение пилотного маркетингового тестирования. Кристенсен предложил альтернативное планирование, ориентированное на совершение открытий, при котором вы учитесь в ходе действий и осуществляете корректировки в режиме реального времени в стратегии и планировании. Для этого вам нужно сформировать небольшие, но креативные команды, члены которых готовы действовать смело и не бояться неудач, готовые активно взаимодействовать с независимо мыслящими потребителями при обсуждении ряда сценариев категории «что, если».

Вам также следует создать полностью независимую фирму, которой следует поручить использование новой технологии; фактически она будет конкурировать с вашими собственными устойчивыми технологиями.

Другими словами, эта фирма будет учреждена для разрушения.

Когда следует пользоваться данным инструментом

Прибегайте к этому инструменту, если у вас есть сомнения в отношении новых технологий: вы хотите понять, являются ли они прорывными.

Когда следует проявлять осторожность

Оставайтесь в пределах вероятных исходов, так как в противном случае растратите по пустякам ресурсы, реализуя разные альтернативные технологии, у которых очень низка вероятность попадания в категорию прорывных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Прорывные экономики

Прорывные экономики В игре роста все зависит от ожиданий. Люди постоянно спрашивают меня: получается, что если темпы роста Индии замедлятся с 9 до 6–7 процентов, они все равно будут в три раза выше, чем на Западе, не так ли? Конечно, но что это означает для самой Индии?

На волне технологии

На волне технологии Джеймс Ватт: первый надежный паровой двигатель (1775). Илай Уитни: хлопкоочистительная машина, взаимозаменяемые детали мушкета (1793, 1798). Роберт Фултон: регулярное пароходное сообщение на реке Гудзон (1807). Сэмюэл Ф.Б. Морзе: телеграф (1836). Элиас Хоу: швейная

Технологии

Технологии Как я уже сказал, мой календарь, который редактируется моим секретарем, хранится в программе Outlook и доступен для ознакомления. Адрес моей электронной почты, контакты и календарь находятся в свободном доступе в сети Интернет, куда вы можете выйти при помощи

2.4.2. Изменчивость технологии

2.4.2. Изменчивость технологии В гл. 2.2 (см. рис. 2.2.1) уже отмечалась важность изменчивости технологии для жизненного цикла спроса. На рис. 2.4.1 представлены три возможных уровня изменчивости технологии. Верхний график относится к стабильной технологии, которая в основном

Шаг 3 Обуздайте технологии

Шаг 3 Обуздайте технологии Где мои роботы? Нам обещали роботов. В период моего взросления, в не столь отдаленном прошлом, у нас все еще было туманное и радужное представление, что технологии освободят нас, позволив работать меньше и успевать больше. В будущем всегда есть

Информационные технологии

Информационные технологии Информационные технологии раньше были известны как ИСУ: информационные системы управления. Этот вид деятельности не считался (P) – функцией, как производство или продажи, – хотя именно она доминирует в некоторых ИТ-подразделениях, например в

Новые технологии

Новые технологии Технологии – как способы применения научных знаний для преобразования одних вещей в другие – оказывают определяющее влияние практически на каждый аспект постоянно изменяющейся бизнес-среды. Применительно к организационным процессам, технологии

Технологии и глобализация

Технологии и глобализация Глобализация – это перемещение через границы государств товаров и услуг, капитала, информации и трудовых ресурсов благодаря развитию технологий. К примеру, объемы международной торговли значительно выросли за последние годы благодаря

Технологии HR

Технологии HR Значительное число фирм улучшило работу своих HR, используя следующие технологии.Boeing использует HR-технологии для базовых административных транзакций и для учета работы сотрудника в течение всего периода найма. Сотрудники могут сами модифицировать свои

Наука и технологии

Наука и технологии Общество в XXI веке, обеспокоенное социальными и экологическими проблемами, а также отсутствием единых для всего мира этических принципов и грядущим сокращением энергетических ресурсов, с одной стороны, надеется на науку и технологии, а с другой –

Наука и технологии

Наука и технологии Здесь отметим следующее:• «цифровое разделение»;• экономика знаний против аграрной экономики и экономики потребления;• люди, видящие свое будущее в собственной стране, и те, кто надеется только на миграцию;• «утечка мозгов» из развивающихся

Вспомогательные технологии

Вспомогательные технологии Майк Мэйплс-младший, «суперангел»[17] из Кремниевой долины, сравнивает технологии с серфингом. В 2012 году он написал в своем блоге: «Из своего опыта знаю, что примерно каждые десять лет мы видим новую высокую технологическую волну. Когда я учился

Информационные технологии

Информационные технологии Информационные технологии (ИТ) обозначают программное и аппаратное обеспечение, а также системы управления информацией, которые обеспечивают и поддерживают деятельность, связанную с процессами. Оценка зон способностей ИТ структурирована

Выбор технологии

Выбор технологии Ключевыми критериями технологического выбора являются:• функции;• простота использования;• стоимость;• безопасность;• возможность обновления и расширения;• интеграция с существующими данными, технологиями, системами и т. д.Для того чтобы

Источник

Сущность прорывных технологий

— в качественно ином, более высоком уровне управления;

— повышении уровня объективности принятия решения, уменьшении субъективизма в деятельности (автоматизация алгоритмов профессиональной деятельности) (например, мониторинг передвижения авианосцев США, компьютерная медицинская диагностика – «Странник» и т.д.);

— более высоком качестве обработки поверхности (лазерная обработка);

— существенном (на порядок и более) уменьшении массо-габаритных размеров изделий (продуктов) – нанотехнологии;

— более высокой точности манипулирования инструментом (лазерные операции на глазах);

Основныепризнаки прорывной технологии:

— ярко выраженный инновационный характер, в частности, в научно-технической сфере – технология сроится на новых физических принципах (революционный путь развития технологий);

новизна подхода к решению производственной или социальной задачи, возможность получения результата, на который нельзя было рассчитывать ранее (при использовании прежних технологий), появление принципиально новых возможностей оказания воздействия на предмет труда, сверхпроизводительность, значительно более низкую себестоимость решения производственной задачи;

— глобальность «по определению», так как прорывная технология в большинстве случаев не может «победить» на одном, отдельно взятом национальном рынке. Ей нужны масштабы глобальной экономики, она преобразует жизнь всего человечества сразу. Именно поэтому на мировых рынках с их инерционной технологической конъюнктурой отечественным «прорывным» инновационным компаниям приходится очень «туго»;

— решение проблемы, долгое время неразрешимой, но весьма актуальной (радио, телефон дали возможность информирования, оповещения, связи, беседы на расстоянии);

— дает возможность сделать продукт (услугу) массовой (дешевый мобильный телефон, автомобиль, телевизор);

— предоставление самой возможности достижения цели, ранее недостижимой;

— кардинальное увеличение скорости получения результата;

— увеличение степени достижения желаемого результата.

-рождение технологии на стыке различных дисциплин. Технология становится выходом из «узкодисциплинарного» тупика. Именно в междисциплинарном подходе к проблемам, реализуемым в прорывных проектах, заключается решающее конкурентное преимущество отечественных научных школ.

К числу важнейших свойств прорывных технологий относятся:

— прорывные технологии могут появиться исключительно в результате революционного (но не эволюционного) развития технологий;

— системный характер. Прорывные технологии в отдельной отрасли в большинстве своем «тянут» (стимулируют развитие, поднимают до своего уровня) за собой другие сферы деятельности (отрасли);

— инновационная идея приходит в голову нередко одновременно (приблизительно в одно и то же время) разным людям;

— прорыв происходит в области, в которой давно назрела эта необходимость;

— период внедрения прорывных революционных технологий занимает столетия и десятилетия, во время «перемен» оно может сокращаться до нескольких лет, но период их «торжества» в глобальном масштабе вряд ли оказывается меньше жизни одного поколения.

Прорывные технологии имеют системный характер, поскольку оказывают значительное влияние не только на отрасль, в которой произошел «прорыв», но и, хотя и в разной степени, на другие, как смежные, так и, казалось бы, не связанные с нею отрасли. Так, научно-техническая революция стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. В частности, даже такую, казалось бы, далекую от технологий современную туристскую деятельность и работу туристских фирм уже нельзя представить без Internet. Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма. В некоторых наукоемких отраслях, прежде всего, в космической отрасли, новые, тем более специфичные для космоса технологии «по определению» являются прорывными.

Использование прорывных технологий имеет некоторых важные «сопряженные» эффекты, в их числе:

— формирование новой культуры производства;

— иные (повышенные) требования к персоналу;

— снижение занятости, высвобождение рабочей силы;

Прорывные технологии в ряде случаев приобретают политическое значение, прежде всего, способствуя снижению давления естественных монополи, преодолению монополии глобального управляющего класса. Так, альтернативные виды энергетики (солнечная, ветряная, геотермальная, приливная, биоэнергетика) в некоторых странах и регионах успешно конкурируют с традиционными ее видами (нефтяной, газовой), а значит, в той или иной мере и во все большей степени ограничивают использование преимуществ своего монополистического положения на рынке нефтяных и газовых сверхмонополий.

Как представляется, особая роль прорывных технологий в снижении влияния глобального управляющего класса, ограничении его доминирования подталкивает к выводу о необходимости планирования в государственных масштабах создания соответствующих конкретных прорывных технологий. Такого рода инновационные технологии способны стать эффективным инструментом преобразования социума, поскольку позволяют экономить время, как важнейший ресурс человеческой деятельности, а также иные виды ресурсов – финансовые, материальные. Прорывные технологии практически в любой сфере, в частности, в научно-технической сфере, работают на имидж страны.

Для России весьма актуальны опережающие технологии, как вид прорывных, в том числе в научно-технической сфере. Речь идет о технологиях, превосходящих по важнейшим показателям лучшие высокие технологии стран Запада и, прежде всего, США.

Каждая прорывная технология «является необходимой частью целого «паззла», но сама по себе может выглядеть лишь как проблемное и даже опасное по экономическим, экологическим или иным соображениям нововведение.[99] В качестве «паззла» в данном контексте следует рассматривать переход к принципиально новым, более прогрессивным формам хозяйствования, формирование нового технологического уклада, решение задач развития и совершенствования в самом широком смысле. Для появления прорывной технологии необходимы различного рода ресурсы (материальные, финансовые) и человеческий интеллект (креатив).

Виды прорывных технологий

— с реализацией технологии связано изменение отношений между людьми – в процессе производственной деятельности или в повседневной жизни;

— масштабность – они нацелены на решение значимых для всего общества или значительной его части задач в их реализации участвуют большие массы людей;

— вовлеченность значительного количества ресурсов – людских, финансовых, материальных;

— достижение результата, на который нацелена технология, требует весьма продолжительного времени (т.е. длительного применения технологии);

— для успешной реализации технологии необходимо взаимодействие различных министерств и ведомств, государственных, общественных и частных организаций;

— освоение технологии сопряжено с изменением, в большей или меньшей степени, мировоззрения людей, их взглядов на мир, на себя, на складывающиеся взаимоотношения в процессе производства (выполнения ими служебных обязанностей);

— распространение инновационной процессной технологии имеет свои следствием формирование нового стиля (образа) жизни.

Принято считать, что процессные инновационные технологиивключают в себя разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Вместе с тем, не меньшее, если не большее значение имеют технологии организации человеческой деятельности, а также практикуемые в иных сферах человеческой жизни и деятельности – в сфере культуры, искусства, организации досуга – в целом в образе жизни.

К числу признаков продуктовых прорывных технологий следует отнести: они нацелены на создание нового продукта; внедрение технологии влечет за собой увеличение производительности труда при создании уже известного продукта; появление нового продукта приводит ко все большей дифференциации материальных потребностей.

Продуктовые и процессные инновационные технологии тесно взаимосвязаны, что проявляется в следующих моментах: появление технологий одного из указанных типов стимулирует создание и развитие технологий другого типа; выводу на рынок нового продукта нередко предшествует разработка и реклама соответствующих изменений в стиле жизни; создание нового продукта может сопровождаться разработкой соответствующих социальных технологий.

В современном мире приоритет имеют продуктовые технологии. Появление нового продукта ведет к формированию соответствующей процессной технологии по его эффективному (оптимальному) использованию. Под влиянием нового продукта изменяются существующие процессные технологии, складывается новые адекватные новому продукту процессные технологии. Инновационные процессные технологии «сопровождают» продуктовые в следующих аспектах;

— формируют новую потребность у потенциальных клиентов (покупателей);

— все более изощренно рекламируют товары;

— «брендируют» предприятия и организации, производящие новый товар;

— развивают организацию производства продукта (реализуют эволюционный путь развития технологий).

Распространение новых продуктов происходит при определяющем влияние СМИ, рекламы, различного рода маркетинговых мероприятий. Сначала новый продукт, являющийся дорогим и недоступным для массового потребителя в силу своей новизны, «осваивают» элиты, затем, по мере удешевления соответствующих технологий, падения спроса среди богатых, исчезновения у продукта признаков «элитарности», создания упрощенных образцов, владелец технологии переходит на массовое производство, продукт распространяется и среди масс населения.

В современном обществе установлен своего рода «диктат продукта», при этом цель экономики – производство и продажа все новых продуктов. Под новый продукт разрабатывают новую культуру потребления, рекламируют ее как непременный атрибут элиты. Это стало одним из важнейших движущих механизмов экономического роста. При таком подходе продукт становится самоцелью и не способствует развитию и совершенствованию человека, общества. А вот процессные технологии, выстраиваемые под цель развития и совершенствования, способны решить эту задачу.

В этой связи, как представляется, государству в своей инновационной политике следует исходить из приоритетности процессных технологий. Разрабатывать (создавать) их под глобальную цель – развитие и совершенствование человека и общества. Под конкретные процессные технологии (группы технологий) создавать новые продукты и разрабатывать новые продуктовые технологии. Так, здоровый образ жизни основывается на вегетарианском питании, требование постепенности перехода на такое здоровое питание создает потребность в технологиях изготовления соответствующих продуктов, в том числе имитирующих привычные – например, соевого мяса, соевого творога и т.д.

В современном мире как продуктовые, так и социальные технологии строятся на базе технократического принципа иерархии: центр управления – периферия, начальник – подчиненный, работодатель – работник, лидер – ведомый, глава семьи – члены семьи. В масштабах государства: первое лицо страны (президент, генеральный секретарь и т..д.) – ветви власти, государственные органы (чиновники разного уровня) – «рядовые» граждане. В некоторых странах выше президента – духовное лицо или философский орден (США, Иран, Ирак). Альтернативным иерархическому является принцип круга, который означает, что место и роль в социальной системе определяется не формальным (должностным) положением конкретного лица, но уровнем его нравственного развития.

Прорывные процессные технологии могут быть классифицированы следующим образом: опирающиеся на новое мировоззрение. Из их нового представления о мире вытекает и новый образ жизни; опирающиеся на совокупность прорывных продуктовых технологий. Инновации второй группы основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей на предприятии продукции. Иногда они предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов.

Важными основаниями классификации прорывных технологий являются сфера применения и степень общности. По сфере применения их можно классифицировать на политические, информационные, экономические, научно-технические; технологии в духовной сфере; медицинские, управленческие, финансовые.

По степени общности следует выделять прорывные технологии, предназначенные:

— для группы стран (технологии добычи сланцевого газа – для стран, не обладающих запасами газа, которые пригодны для разработки традиционным способом и др.);

— для конкретной страны (опережающие технологии для России, некоторые закрывающие технологии; сельскохозяйственные технологии для древнего Китая, после получения которых произошел взрывной рост рождаемости и т.д.);

— для конкретной организации (электро-магнитный импульс для диагностики протечек газовых трубопроводов – для Газпрома; получение технологий глубоководного бурения для Лукойла – смысл возможного сотрудничества с «Би-пи»);

— для индивидуума (который самостоятельно конструирует и осваивает их в процессе работы над собой, самообучения, духовного роста и т.д.).

Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть картинку Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Картинка про Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть картинку Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Картинка про Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные

Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть картинку Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Картинка про Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Смотреть картинку Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Картинка про Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные. Фото Общей характеристикой прорывных технологий является то что это технологии информационные

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *