Обсчет клиента чем грозит
Прокурор разъясняет
Согласно ст. 14.7 КоАП РФ административной ответственности подлежит обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Более того, при наличии ущерба на сумму более 2500 рублей и установлении признаков мошенничества виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Прокуратура
Ульяновской области
Прокуратура Ульяновской области
Предусмотрена ли ответственность за обсчет или обвес покупателя продавцами магазинов?
Согласно ст. 14.7 КоАП РФ административной ответственности подлежит обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Более того, при наличии ущерба на сумму более 2500 рублей и установлении признаков мошенничества виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Всё про обман потребителя
Всё про обман потребителя
Формы обмана потребителя, введения его в заблуждение.
Когда вас обманывают или вводят в заблуждение, вы вправе:
1) обратиться с жалобой в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел (полицию) или в органы прокуратуры (ст. 40 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ст. 1 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
2) подать жалобу органы местного самоуправления, которые вправе обратиться в суд с исковыми требованиями в защиту прав потребителя о прекращении противоправных действий (ст. ст. 44, 45 Закона от 07.02.1992 N 2300-1);
3) обратиться к изготовителю (исполнителю, продавцу) с требованиями о возмещении ущерба, причиненного обманом, введением в заблуждение (ст. 1095 ГК РФ). При отказе добровольно удовлетворить требования вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного обманом потребителя, введением его в заблуждение (ст. 17 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Ответственность за обман потребителя:
За обман потребителя могут нести ответственность граждане, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.Должностными лицами, являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели (ст. 2.4 КоАП РФ). Продавцы, кассиры также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений.Штраф за обман потребителя:
§ для граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
Статья 14.7. Обман потребителей
Комментарий к ст. 14.7 КоАП
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, которые комментируемая статья относит к формам обмана потребителей:
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Действия по введению покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении существенных характеристик своих товаров (работ, услуг) относятся к недобросовестной конкуренции лишь при наличии конкуренции на рынке (конкурентной ситуации).
Согласно ст. 40 Закона государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла.
5. Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, направляются в федеральный бюджет. В соответствии с БК РФ штрафы относятся к числу неналоговых доходов бюджетов и подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не установлено законодательными актами РФ. Таким образом, Закон устанавливает исключение из общего правила зачисления штрафов. Суммы штрафов зачисляются в доход федерального бюджета и учитываются на счете «Доходы федерального бюджета» по коду «Административные штрафы и иные санкции».
Судебная практика по статье 14.7 КоАП
по заявлению публичного акционерного общества «Восточный экспресс банк» о признании незаконным и отмене постановления от 29.05.2018 N 462 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
по заявлению публичного акционерного общества Национальный банк «ТРАСТ» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия от 18.09.2018 N 506/18 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2018 по делу N А60-45031/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2018 N 111 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
по заявлению публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 12.03.2019 N 0212 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, представления от 12.03.2019 N 0212/пред об устранении причин и условий совершения правонарушения,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 по делу N А63-1077/2018 Арбитражного суда Ставропольского края по заявлению акционерного общества «Тандер» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2017 N 913 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
по заявлению публичного акционерного общества «Банк ВТБ» о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области от 15.08.2018 N 1840 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.7, части 1 и части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей, и представления от 15.08.2018 N 1840 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу публичного акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А12-21424/2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2019 по тому же делу по заявлению публичного акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о признании незаконными и отмене постановления от 31.05.2018 N 7709 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 и частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представления от 31.05.2018 N 06/07-7709-18 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Доброгост» о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга от 31.08.2018 N 307/30 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей,
вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.05.2015 признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 05.11.2014 N ЮЛ/М-1950/14-14 о привлечении товарищества собственников жилья «улица Шпачека,10» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В последующем товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с административного органа 100 000 рублей судебных расходов.
Продавец неправильно дал сдачу? Что делать, если вас обсчитали в магазине?
Недобросовестные продавцы, которые намереваются обогатиться за счет обмана потребителя, стоят за прилавками и производят намеренный, или нет, обсчет покупателей. Правила торговли урегулированы законодательством, где за нарушение прав потребителя продавец несет ответственность. Честная торговля, высокое качество, правдивая информация о товарах – вот на что имеет право покупатель. Поговорим об этом более подробно.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что входит в понятие «обсчет покупателя» и что говорит об этом закон?
Обсчет – это обман, при которой пострадавшая сторона платит за товар или услугу больше, чем изначально установленная стоимость. Обсчитать покупателя и недодать денег могут случайно – невнимательно выдав сдачу, или специально – с намерением обогатиться. Невыдача сдачи тоже считается обсчетом.
Достаточно часто встречается и такая ситуация, когда цена на кассе расходится с цифрами, указанными на ценнике. В этом случае, установленной ценой является та, которая размещена на ценнике, за которую покупатель изначально захотел приобрести товар. Покупатель, заметив расхождение в цене при расчете, может достаточно легко предотвратить собственный обман, показав продавцу ценник на товар.
Мирный путь решения проблемы
Чтобы в магазине защитить свои интересы не обязательно выставлять письменные претензии, подавать в суд и ждать, когда правда восторжествует, и вы получите излишне уплаченные 2 рубля обратно. Все небольшие споры можно решить на месте, не прибегая к судебным издержкам и сэкономив свое время.
Что делать покупателю, если его обсчитали?
Продавцы не всегда намеренно обсчитывают клиентов, иногда это происходит из-за невнимательности работника. Проверив сдачу на кассе и обнаружив неправильную сумму, бывает достаточно обратиться к кассиру, который тут же вернет разницу.
Как действовать и к кому обратиться в магазине?
Очереди, быстрый темп обслуживания и прочие обстоятельства не всегда позволяют пересчитать сдачу не отходя от кассы, но это не значит, что невозможно доказать факт обсчета. Если кассир не уверен, что неправильно дал сдачу, то следует вызвать администратора или директора магазина, который организует пересчет кассы, при котором будет выявлен излишек в случае правоты покупателя.
Что касается супермаркетов, то кассир не всегда знает, какая цена указана на прилавке, так как совершенно другой работник занимался выкладкой продукции (что делать, если ценник отсутствует?). Покупателю нужно самостоятельно сравнить суммы на чеке и витрине магазина, в случае расхождения так же вызвать ответственное лицо.
Мирным путем решить проблему не всегда получается, какие бы аргументы не приводились, продавец сдачу не выдает, значит нужно привлекать Роспотребнадзор.
Во всех регулирующих споры органах потребуют письменные формы. Подготовиться к этому стоит заранее. Если продавец отказывается удовлетворить претензию покупателя, тогда покупатель составляет претензию в письменном виде. В претензии описывается ситуация, произошедшая на торговой точке, фиксируется время и дата. Подготавливают 2 экземпляра, один из которых вручают ответственному лицу, а на втором сторона продавца ставит отметку о вручении.
На этом этапе может все закончиться, вторая сторона поймет четкое намерение добиться справедливости и завершит спор путем извинений и удовлетворения требований клиента. В случае отказа от возврата сдачи, написать заявление в Роспотребнадзоре и приложить претензию.
Как быть, если продавец не выдает деньги?
Как и говорилось ранее, если кассир не выдает сдачу, сначала стоит напомнить ему об этом, возможно он просто забыл или неправильно посчитал. Кассиры иногда, ссылаясь на отсутствие разменных денег, предлагают купить еще товар или зайти за сдачей в другой раз.
Имеет ли право продавец так поступать?
Предлагать купить дополнительный товар можно, но нельзя обязывать это делать, такой вариант идет только на усмотрение покупателя. А вот сдачу с покупки продавец обязан вернуть сразу.
При этом покупатель не обязан ходить и разменивать деньги самостоятельно, даже если нет мелких купюр, так как Министерство финансов письмом № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» этот вопрос осветило. Отказаться продавать товар торговая точка не имеет права, факт продажи является публичным договором о покупке.
Устранение конфликта на месте
Любые возникшие проблемы в магазине решаются достаточно просто через администратора магазина, только в крайних случаях приходится прибегать к судебному урегулированию.
Жалоба, оставленная в книге, должна быть не только рассмотрена, так же продавец обязан внести необходимые записи по решению сложившейся проблемы и дать ответ заявителю в течение пяти дней. Тем самым любые вопросы, связанные с нарушением прав потребителей, можно решить и в отсутствие управляющего торговой точкой.
Что делать, если проблему не удалось решить?
Предприняв шаги мирного урегулирования спора и не получив удовлетворительного решения, пострадавшая сторона может обратиться в вышестоящие структуры. Обсчет – это один из видов мошенничества, за который предусмотрена ответственность по ст.14.7 КоАП РФ.
Столкнувшись с этим видом мошенничества, покупателю лучше обратится сразу в несколько инстанций:
Инструкция по составлению жалобы
Перед написанием претензий лучше почитать законы, чтобы язык изложения был серьезным и юридически грамотным. При неправильном составлении жалобы или неполным указанием информации, дело может не рассматриваться. Обязательно в тексте указать:
Необходимо предоставить:
Больше информации о том, как нужно действовать, если вас обманули в магазине, вы найдете в этой статье.
Какова ответственность?
Более крупные размеры штрафа получат должностные лица – 10-30 тыс.руб. и организации от 20-50 тыс.руб согласно КоАП РФ. Любой продавец, понимая последствия, готов будет решать вопрос на месте, не доводя до судебных разбирательств, поэтому не нужно бояться отстаивать свои права.
В заключении статьи можно добавить, что незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому знать такие тонкости необходимо не только покупателю, но и продавцу. Решение споров мирным путем позволяет избежать потерь обеим сторонам, продавцам – денег, покупателям – времени.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео о том, что делать, если вас обсчитали в магазине:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Прокурор разъясняет
Нередки случаи, когда покупатели в процессе приобретения товаров были обмануты путем обсчета на кассе, а также введены в заблуждение о качестве и свойствах товаров.
Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ, обман потребителей выражается в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги).
Кроме того, в случае производства и реализации продукта с указанием в маркировке или меню недостоверных сведений о пищевой продукции предусмотрена ответственность по части 2 статьи 14.7 КоАП.
В случае совершения вышеуказанных противоправных действий, граждане вправе обратиться в полицию, для составления протокола по факту совершенного правонарушения.
Разъясняет Бикинская городская прокуратура, 08.06.2021
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
Административная ответственность за обман потребителя
Нередки случаи, когда покупатели в процессе приобретения товаров были обмануты путем обсчета на кассе, а также введены в заблуждение о качестве и свойствах товаров.
Согласно части 1 статьи 14.7 КоАП РФ, обман потребителей выражается в обмеривании, обвешивании или обсчете потребителей при реализации товара (работы, услуги).
Кроме того, в случае производства и реализации продукта с указанием в маркировке или меню недостоверных сведений о пищевой продукции предусмотрена ответственность по части 2 статьи 14.7 КоАП.
В случае совершения вышеуказанных противоправных действий, граждане вправе обратиться в полицию, для составления протокола по факту совершенного правонарушения.
Разъясняет Бикинская городская прокуратура, 08.06.2021