Обществознание что такое общество 10 класс краткое содержание
Современное общество
Всего получено оценок: 551.
Всего получено оценок: 551.
Современное общество отличается умением анализировать ситуацию. Глобализация проблем, быстрое распространение информации позволяет находить и добывать те знания, которые необходимы для практической деятельности человека, его творчества и развития.
Понятия и термины
Современное общество – это новый этап в развитии общественных отношений. Что играет важную роль в его становлении? Глобализация мировых процессов. Начинать необходимо с понятий:
Современное общество меняет общение между людьми, переходит на уровень информационных технологий, но следует помнить, что привычная форма общения не должна заменяться компьютерами и телефонами.
Отличие современного общества
Наука предлагает рассмотреть особенности современного состояния государственных устройств и общественных отношений и признаки современного общества:
Современное развитие привело к созданию концернов экономики, охватывающих десятки или сотни стран. Транснациональные компании (ТНК) позволяют использовать модернизацию процессов, разработанную в одной стране, на производствах других государственных структур. ТНК открывают филиалы в разных странах, распределяют свою продукцию по мировому рынку. ТНК оказывают влияние на развитие всей мировой экономики и отдельных сегментов.
Информация стала требовать защиты, поэтому в 2000 году в РФ принята доктрина о соблюдении безопасности информационной среды и национальных достояний, выполняющая роль защиты интересов России.
Слои общества
Роль среднего класса в современном обществе невозможно недооценивать. Ученые с древности выявили значение класса. Чем больше средний слой, тем стабильнее общество. Первым делить общество на слои начал Аристотель. Его идеи поддерживаются учеными сегодняшнего времени. Примерная типология классов:
Урок обществознания в 10 классе на тему «Что такое общество?»
Цель урока: повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».
Ожидаемые результаты:
Основные понятия: общество, культура, культурные универсалии, общественные науки.
Оборудование: учебник «Обществознание для 10 класса. Базовый уровень (авт. Боголюбов Л.Н. и др.) рабочие тетради, доска.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна, я буду вести у вас уроки обществознания, присаживайтесь, пожалуйста.
— Давайте для начала вспомним определение слова «общество», кто готов попробовать? (Ученики дают различные ответы)
— Определений огромное множество, что именно мы подразумеваем под словом «общество» зависит от контекста. Например «общество любителей чая», «общество с ограниченной ответственностью», «феодальное общество».
Давайте запишем определение «общества» в широком смысле этого слова:
— Давайте вспомним, чем человеческая деятельность отличается от поведения животных? (Ученики приводят различные примеры)
— Отлично, давайте запишем,что важнейшим условием жизни человека является коллективность. Может ли человек жить 1, не пользуясь при этом предметами, созданными другими людьми?
— Будет ли его жизнь полноценной? (Ответы учащихся)
— Мы уже говорили, что общество это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира. В чем проявляется эта обособленность?
— В чем проявляется взаимосвязь?
— Как вы думаете, к чему может привести потребительское отношение людей к природе? (экологический кризис)
— Какие экологические проблемы вы знаете?
— Все вы наверняка слышали о таянии ледников, думаю, многие знают или догадываются о последствиях этого явления. Но что послужило причиной таяния?
Ответы учеников: потепление вследствие выброса парниковых газов, выброс диоксида метана и оксида метана в предприятий и заводов.
В Исландии совсем недавно прошла церемония прощания с ледником, который потерял свой статус в 2014 году. Была заложена капсула времени для потомков, в которой исландцы говорили, что знают о проблеме и знают как ее решать, чтобы впоследствии их внуки и правнуки могли сделать вывод, сделали ли наши современники все возможное для сохранения окружающей среды или нет.
Учитель: Давайте вспомним, что принято называть «культурой». (все, что создано человеком + нормы, традиции и т.д.)
— Культуру принято делить на 2 вида, какие? (Ответы: духовная и материальная)
— Приведите примеры этих двух видов культуры. Можем ли мы четко их разграничить?
Подведение итогов
— Подведем итоги, что мы за сегодня узнали, повторили?
Домашнее задание
Ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к практической работе по теме «Человек и общество».
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 14. Современное общество
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Глобализация — это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.
Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап
общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.
Транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сегмент.
Регионализация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов.
Интеллектуальный капитал — это знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны.
Инфраструктура — совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного взаимодействия.
Информационное пространство – это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также технологии, которые обеспечивают это взаимодействие.
Глобализация, современное общество, регионализация, инфраструктура, информационное общество.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
С современным постиндустриальным (информационным) обществом связывают процесс глобализации. Но если посмотреть в глубь истории мы увидим и там подобные явления. Великая Римская империя объединяла в себе множество стран и народов, Великие географические открытия связали континенты, в XVI –XVII веках начал складываться мировой рынок.
Тем не менее только во второй половине XX в. человечество создало действительно единый мир, части которого взаимосвязаны и взаимозависимы, а проблемы носят всеобщий характер.
Мы живем в век высоких технологий и символом глобализации стала информация. Созданное человечеством единое информационное пространство дает возможность быть в курсе мировых событий здесь и сейчас. Создана информационная инфраструктура – совокупность различных каналов связи; системы регулирования разнообразных связей, складывающихся в процессе создания и распространения информации и взаимодействия различных социальных институтов.
Субъекты глобальной экономики
Транснациональные отдельных регионов
В современном обществе наблюдается углубление взаимодействия экономик регионов – регионализация. этот процесс не противоречит глобализации. Важной чертой современной экономики является информатизация. Она проявляется в развитии информационных технологий, опережающем росте затрат на научные исследования в области информационных технологий и инвестиций в эти области. Важную роль в развитии современного общества играет интеллектуальный капитал. Так называют знания, которыми обладает рабочая сила, обеспечивающая конкурентоспособность фирмы или страны как субъекта экономики.
Основой информационного общества является материальное производство, производство информации и знаний. Новые процессы, характеризующие современное общество способствуют развитию гражданского общества и решению социальных и политических проблем разного уровня, от желания повара получить новый рецепт или изложения своей позиции по политическому вопросу. Социальный опыт показывает, что Интернет действительно является одним из инструментов политического участия. То, что человек решает свои проблемы, живя в виртуальном мире, может стать как благом, так и злом. Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере.
Из-за огромного объема информации, невозможности успевать за изменениями, происходящими в разных сферах общественной жизни человек находится в постоянном стрессе. Это приводит к необходимости модернизации системы образования, воспитания, поиску способов сохранения национальной и мировой культуры, нравственных основ общества.
Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Самым главным для их преодоления являются человеческие качества, глобальная ответственность каждого. Масштабность и сложность угрожающих факторов требуют комплексного взаимодействия всего мирового сообщества.
Разбор типового тренировочного задания
1). Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации.
2). Регионализация противоречит глобальным тенденциям, она не является одним из уровней единой мировой экономики.
1). Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации.
2. Восстановите смысловое значение предложений:
Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие _______________ (А) информацию.
Субъектами __________ (Б) экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс
§1. Что такое общество
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.
Основой связей и взаимодействий людей является деятельность – форма активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.
Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом.
Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.
Общество, природа, культура
Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.
Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.
Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?
Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?
«Что такое общество» (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое общество? Автор: Клещёв Николай Николаевич, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ п.Ляскеля, Питкярантский район, Республика Карелия
План урока: Предмет «обществознание». Общество – как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Обществознание Обществознание – это предмет, который изучает общество и взаимоотношения людей в современном мире.
Сферы жизни общества
Понятие «Общество» Общество – это все человечество, в его истории, в современности и в перспективе.
Общество – определённая группа людей, объединённая общими интересами или деятельностью. Понятие «Общество»
Понятие «Общество» Общество – это определенный этап исторического развития людей.
Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/х- доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность,иерархичностьсоциальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительскоеотношение к природе→экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применениеинформационных технологий 2. Информацияпревращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становитсясфера услуг 4. Происходит децентрализация производства→гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство
Практикум Задание 6 ЕГЭ обществознания: Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.) 1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла. 2) В политической сфере господствуют церковь и армия. 3) Экономической базой общества является промышленность. 4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной. 5) Преобладает интенсивная технология. 6) В общественных отношениях господствуют право и закон. Ответ: 356.
Практикум Задание 6 ЕГЭ обществознания: Студент работает над рефератом «Общество традиционного типа». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны). 1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла. 2) В политической сфере господствуют церковь и армия. 3) Экономической базой общества является промышленность. 4) Социальная структура сословно корпоративна, стабильна. 5) Преобладает экстенсивная технология. 6) В общественных отношениях господствуют право и закон. Ответ: 1245.
Практикум Задание 25 ЕГЭ обществознания: Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о исторических типах общества, и одно предложение, раскрывающее признаки информационного общества.
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей
Общество – совместная жизнедеятельность людей.
Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=NYCmCKn3yOA Фильм «Хатико: самый верный друг»
Общество – совместная жизнедеятельность людей. Приспосабливаются; Целесообразность. Преобразуют; Целеполагание; Коллективность.
Отличия деятельности человека от поведения животных. Человек Животные
Отличия деятельности человека от поведения животных. Человек Животные Не только приспосабливается, но и преобразует среду Приспосабливается к природным условиям
Отличия деятельности человека от поведения животных. Человек Животные Способность выходит за рамки опыта Поведение направляется инстинктом
Общество – совместная жизнедеятельность людей. Кто из литературных героев полноценный человек? Робинзон Крузо Маугли
Общество – совместная жизнедеятельность людей. Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми. Ребёнок становится человеком только среди людей.
Общество – совместная жизнедеятельность людей. политической, социальной, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между группами, нациями, а также внутри их, в процессе экономической,
Общество и природа Базаров: «Природа – это не храм, а мастерская и человек в ней работник»
Общество и природа Имеет законы исторического развития; Занимается созидательной деятельностью; Преобразует мир, в том числе и природу. Общество
Общество и природа Природа Имеет собственные законы; Постоянный эволюционный процесс; Влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; Может замедлять или ускорять развитие стран и народов; Стихийна, долговечна.
Общество и природа
Общество и природа Ссылка на видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=Fn_COhiA72U
Помимо Красной книги, в которую с 1958 года ученые заносят исчезающие виды животных и растений, есть еще и Черная книга. В нее включены животные и растения, навсегда исчезнувшие с лица Земли из-за разрушительной деятельности человека. Общество и природа
Практикум Задание 28 ЕГЭ обществознания: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Культура – это духовные и материальные ценности, созданные в результате деятельности человека. Общество и культура
Культура Общество и культура Материальная Духовная
Практикум Задание 2 ЕГЭ обществознания: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) искусство 2) наука 3) образование 4) мораль 5) культура Ответ: 5) культура
Практикум Задание 2 ЕГЭ обществознания: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись. Ответ: духовная культура
Практикум Задание 1 ЕГЭ обществознания: Запишите слово, пропущенное в таблице: Искусство НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ Наука Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире Образное осмысление действительности
Науки социально – гуманитарного профиля и профессии: Науки об обществе. Социология Политология Психология Философия Религиоведение Культурология Искусствознание Экономика Право Педагогика Этнография Менеджмент
Практикум Задание 1 ЕГЭ обществознания: Запишите слово, пропущенное в таблице: Психология НАЗВАНИЕ НАУКИ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ Социология Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания
Общество как система
Основателем системного подхода, возникшего в естествознании, а затем укоренившегося и в общественных науках является Л. Фон Берталанфи. Общество – динамическая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся, самодостаточная система. Система – целое, состоящее из частей (сферы, институты) Все элементы системы (сферы общества) имеют качественную определенность. Выполняют свои функции. Все элементы развиваются по определенным правилам и законам Все элементы (сферы общества) постоянно взаимодействуют друг с другом. Изменения, происходящие в одной сфере, часто вызывают изменения в другой. Исчезновение одного элемента приводит к исчезновению всей системы. Признаки системы:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-769442
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.