Обществознание 7 класс практикум по теме что значит жить по правилам
Урок-практикум по теме «Социальные нормы: что значит жить по правилам» 7 класс обществознание
Социальные нормы: что значит жить по правилам
1. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждомуэлементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А) регулирование общественных отношений
1) только моральные нормы
2) только правовые нормы
3) и правовые, и моральные нормы
Б) общеобязательность для всего населения,проживающего на территории определённого
В) установление общих правил поведения
Г) охрана исключительно силой общественногомнения и (или) внутренними убеждениями человека
Д) обеспеченность и гарантированность государством
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Древнему китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
1. Как Вы понимаете смысл слова «бессердечие»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек, совершая поступки, соблюдал моральные принципы? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «соблюдение закона»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы жить, соблюдая закон? (Назовите любые два таких качества.) Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполняют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.
1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.
2) Правила нужны для оценки действий.
3) Правила организуют деятельность людей.
4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям
2. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.
1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.
3. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именительный падеж, единственное число).
При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).
1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно
4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
5. Выберите правильное высказывание.
1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.
6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
7. Заполните пропуски в таблице.
«Коллективные привычки», которые действуют в больших социальных группах
Последовательность действий, установленная ритуалами, традициями
Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»
На уроке учащиеся знакомятся с видами социальных норм; исследуют причины возникновения правил поведения в обществе, осмысливают значение социальных норм для жизни общества. В ходе выполнения заданий развивается умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Цель урока- формирование у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»»
Тема урока. Что значит жить по правилам
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какие уроки из нее можно извлечь?
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
На какие вопросы нам предстоит ответить?
2.«Привычка свыше нам дана. ».
3.Правила этикета и хорошие манеры.
3.Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.
4.Работа по теме урока
1. Многообразие правил
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
1)это общие правила;
2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает
Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
-Приведите пример формальных и неформальных норм.
-Чем они различаются между собой?
2. «Привычка свыше нам дана. »
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).
Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имеющая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).
Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
-Что тебе известно об обычаях славян?
-Какие правила носят ритуальный характер?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
3. Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Вернемся к проблемному заданию
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Чья позиция и почему вам более близка?
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? Да.)
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)
Проблемное задание.
Практические задания Социальные нормы
Социальные нормы: что значит жить по правилам
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
1) только моральные нормы
2) только правовые нормы
3) и правовые, и моральные нормы
Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории определённого
В) установление общих правил поведения
Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека
Д) обеспеченность и гарантированность государством
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Древнему китайскому мыслителю Конфуцию принадлежит следующее высказывание: «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
1. Как Вы понимаете смысл слова «бессердечие»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, почему важно, чтобы каждый человек, совершая поступки, соблюдал моральные принципы? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаться его обойти».
1. Как Вы понимаете смысл словосочетания «соблюдение закона»? Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Как Вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы жить, соблюдая закон? (Назовите любые два таких качества.) Ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученики 7 класса отвечали на вопрос: «Какую роль выполняют правила в жизни людей?» Один из ответов был неверным. Найдите его.
Правила помогают в разрешении спорных вопросов.
Правила нужны для оценки действий.
Правила организуют деятельность людей.
Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям
Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.
1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.
Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных ответов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамматической форме (именительный падеж, единственное число).
При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).
1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно
4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
5. Выберите правильное высказывание.
1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.
6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюстрируют.
А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы
1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры
7. Заполните пропуски в таблице.
Практикум Социальные нормы: что значит жить по правилам
1) отсутствие у человека нравственных понятий, совестливости, сочувствия и сострадания
2) преступление является уголовным правонарушением, преступления бывают разной тяжести, однако самые тяжкие – это те, в основе которых цинизм и жестокость
бессердечие не является преступлением в прямом смысле, потому что не нарушает правовых норм, но по силе своего разрушительного воздействия на личность, по последствиям для взаимоотношений между людьми оно может быть приравнено к самым тяжким преступлениям
3) потому что человеколюбие, добросердечие и уважение к другим позволяют человеку правильно вести себя в обществе
1) следовать в поведении нормам права, закреплённым в нормативно-правовых актах, не нарушать правовых норм
2) норма права, закрепленная в законе, является охраняемым государством общеобязательным правилом, которое регулирует общественные отношения во многих сферах; соблюдение законов обеспечивается силой государства; руководствуясь в своем поведении нормами права, человек не только проявляет уважение к правам и свободам других людей, но и заботится о своей безопасности и благополучии
3) ответственность, дисциплинированность, чувство долга, порядочность, нравственность.