Обществознание 7 класс боголюбова конспект 1 параграфа что значит жить по правилам
Обществознание 7 класс боголюбова конспект 1 параграфа что значит жить по правилам
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам?» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г.Вилючинск
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. Урок 1. Что значит жить по правилам Часть 1
Обществознание 7 класс Учебник Обществознание 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М:-«Просвещение». 2018г.
Гудзишевкая Нина Валентиновна
Цель: характеризовать многообразие социальных норм в жизни общества.
· выяснить виды социальных норм, регулирующих отношения в обществе, варианты их классификации
· анализировать практические ситуации проявления социальных норм; выяснить основные правила этикета
· развивать навыки анализа различных источников информации, иллюстрирования на примерах основных вопросов урока;
· развивать навыки учебного сотрудничества, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, умения участвовать в дискуссии.
Тип урок: урок изучения нового материала с применением технологии развития критического мышления, игровых, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник Обществознание 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М:-«Просвещение». 2018г.
Межпредметные связи: литература.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Вставьте слово, пропущенное в стихотворении.
Что такое _____________–
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый_________________.
Какую роль играет этикет в жизни человека? (ответы учащихся).
Слайд 2. Насколько вы знаете правила этикета? Ещё одно детское стихотворение с ошибками. Найдите и исправьте их.
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Младший старшим руку.
Женщины – мужчинам,
Мальчики – девчонкам.
Но при этом руку
Не трясите слишком!
С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам.
Но при этом руку
Не трясите слишком!
Достаточно ли знать только нормы этикета, чтобы жить по правилам, принятым в любом обществе? (ответы учащихся).
Формулировка целей и задач урока.
· отношения между людьми регулируют различные правила
· знание и их соблюдение облегчает жизнь каждого.
3.Изучение нового материала.
Слайд 4. Запись темы урока в тетрадь.
1. Что заставляет нас жить по правилам
2. Многообразие правил.
Слайд 6. Что заставляет нас жить по правилам
В этом году на уроках литературы вы будете знакомиться с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Что заставило героев сделать такой выбор? Не торопитесь с ответом.
Слайд 7. Рассмотрим пример из жизни, наверняка кто-то из вас оказывался в подобной ситуации. Что выбрать? Пойти с друзьями гулять после уроков? Но вы с утра пообещали родителям помочь с уборкой.
Взрослые также постоянно сталкиваются с проблемой принятия решений: выбрать профессию низкооплачиваемую, но по душе, или работать в первую очередь ради денег?
Что движет людьми при принятии решений? (обсуждение проблемы).
Слайд 8. Обобщение учителя: Элис Уотерс, американский бизнесмен и писательница утверждает: «Принимаемые нами решения – это выбор ценностей, во всех смыслах отражающих вашу жизнь».
Вспомните, что такое социальная ценность? (ответы учащихся)
Обобщение учителя (анимация): Социальная ценность – это
· убеждения, идеи, принципы, разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом с точки зрения значения для жизни человека и общества
· жизненные цели, к которым, по мнению большинства в данном обществе следует стремиться.
Слайд 9. Комментарии к таблице:
Слайд 10. На основе социальных ценностей формируются социальные нормы, которые служат ориентиром в общественных отношениях и одновременно мерилом оценивания соответствия поведения человека нормам, принятым большинством.
Комментарии к схеме:
Слайд 11. Многообразие правил.
Социальная норма – это общепринятое правило, которое устанавливает границы допустимого поведения в обществе.
Жизнь людей разнообразна, поэтому правил, которые регулируют нашу жизнь множество.
Задание: Познакомьтесь с классификацией социальных норм в таблице стр. 9. Соотнесите иллюстрации на слайде с видами норм.(обсуждение задания).
q недопустимое поведение
По степени обязательности:
q правила, обязательные для определенной группы людей
q допустимое, хотя и нежелательное поведение
q четко зафиксированы в письменной форме
q обеспечиваются обычаями и привычкой
Слайд 12. Вручение верительной грамоты иностранного посла Президенту РФ – предписывающие (обязательные), нормы-правила, формальные (анимация)
Слайд 13. Новобрачные и каравай – предписывающие (желательные), нормы – ожидания, неформальные – обеспечиваются обычаями и привычкой (анимация)
Слайд 14. Судебное заседание – предписывающее (обязательное), нормы-правила (обязательные для всех), формальные – четко зафиксированы в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
Слайд 15. Познакомьтесь с другим вариантом классификации социальных норм.
По сфере применения
-нарушение вызывает осуждение в обществе
— выражаются в представлениях о добре и зле, плохом и хорошем или о допустимом и не допустимом поведении.
— обязательны для всех без исключения
— приняты и обязательны для последователей определенных религий
-регулируют отношения между гражданами и государством
-определяют гражданские права и свободы
-представления о прекрасном и безобразном
Слайд 16. Комментарии к схеме:
Слайд 17. Подведем итоги: при всем многообразии социальных норм можно все-таки сделать вывод об их всеобщем характере.
4.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: « Что значит жить по правилам»
Конспект урока по обществознанию для 7 класса на тему: « Что значит жить по правилам»
Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока
Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?
-На какие группы можно распределить все эти объекты?
-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?
— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?
У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Нравственность (лат. moralis) – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан.
— Как формируется характер человека?
Под воздействием родителей, дедушек, бабушек, учителей, фильмов, игр, книг, спорта.
Но ребенок не только копирует окружающих, но и учится выбирать свою линию поведения.
— От кого и от чего зависят хорошие и плохие поступки человека?
Человека не только воспитывают, он сам себя воспитывает.
Саморазвитие – работа человека над самим собой.
И сегодня мы об этом с вами поговорим. Тема нашего урока: «Сотвори себя сам».
В каждом человеке обычно присутствуют достоинства и недостатки. Для того, чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, необходимо учиться разбираться в себе. «Чаще заглядывай в себя»- говорил древнеримский философ.
А вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Человек и человечность»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся побеждать страх»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Будь смелым»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся делать добро»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Человек славен добрыми делами »
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся вести себя в ситуации конфликта»
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Конфликты в межличностных отношениях »
Конспект урока по обществознанию для 6 класса на тему: «Учимся общаться»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5429026 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию на тему «что значит жить по правилам» (7 класс)
Уроки 2, 3. Что значит жить по правилам
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать- умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
А Какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какие уроки из нее можно извлечь?
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
Предположите, о чем мы будем говорить.
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)
«Привычка свыше нам дана. ».
Правила этикета и хорошие манеры.
Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек—это социальное существо.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и прчему вам более близка.
Работа по теме уроков
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы
на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в Пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте-схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
(Проверка выполнения задания.)
по степени обязательности
Поведения в общественном транспорте
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
«Привычка свыше нам дана. »
Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно. Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните Значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии. Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этопз действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что Они — это История, а человек — существо Историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал’место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
У народа суахили в Восточной Африке принято говоритьна седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
— Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).
Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая е п. 3 § 1 учебника и используя преддожен- нуюсхему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Слайд 1. Слово «этикет» французского происхождения. На оДном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.
Слайд 2. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Слайд 3. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Слайд 4. В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).
Слайд 5. В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.
Слайд 7. В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианскойморали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.
Слайд 8. По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе.
Задание: выполните задание на с. 12 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него..
(Проверка выполнения задания.)
Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Творческое задание. Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)
Проблемное задание. Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы. Свою позицию объясните.
Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).
Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).
Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).
Ничего слишком (Солон).
В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).
Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).
С какими высказываниями вы согласны? Почему?
С какими высказываниями не согласны? Почему?
Прочитать § 1 учебника.
Выполнить одно из трех заданий на выбор:
провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;
провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;
подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».