Обществознание 7 класс боголюбов что значит жить по правилам
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1
Вопросы для итогового повторения к главе 1
Страница 152
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.
Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
Существует 4 группы прав:
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.
В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.
Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.
Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.
Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?
Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.
Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.
По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:
Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.
Презентация по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что значит жить по правилам Краснова Ирина Владимировна МБОУ СОШ № 8 г. Большой Камень учитель истории и обществознания
Что значит жить по правилам Многообразие правил «Привычка свыше нам дана…» Правила этикета и хорошие манеры
Правило установленный порядок действий в тех или иных случаях «Правило—закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах» В.И. Даль
Социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет
Социальные нормы по направленности по степени обязательности по форме запрещающие предписывающие нормы-ожидания нормы-правила неформальные формальные
Привычка сложившийся способ поведения (стереотип) в определенных ситуациях.
Обычай традиционно установившийся порядок поведения.
Ритуал выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо.
Обряд совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал (последовательность действий, имеющих символическое значение).
Этикет принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих, называются манерами.
Сетикет правила поведения в сети Интернета
Санкции меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных норм, правил способ одобрения, поощрения, поддержки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-003044
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
§1. Что значит жить по правилам.
1.Какие правила поведения существуют назови как можно больше видов таких правил.
Мы живем в социальном обществе, в котором существуют разные правила. Например, правила хорошего тона, правила поведения в общественном месте, правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах: 1. Уступать место старшим в транспорте.2. Помогать тем, кто нуждается в этом. 3. Соблюдать чистоту, не мусорить. Правила поведения за столом: 1. Нужно сидеть прямо. 2. Не облокачиваться на стол. 3. Не ковыряться в зубах. Правила поведения при общении: 1. Не кричать, говорить спокойным тоном. 2. Не употреблять плохих, бранных слов в разговоре. 3. Нужно здороваться первым.
2. Что такое привычки? Приведите примеры полезных и вредных привычек.
И то, и другое передавалось из поколения поколения на протяжении многих веков, появилось вместе с образованием отдельных этносов, воплощает в себе культурные элементы той или иной общности.В современном мире они сохранились потому, что сохранились и этносы, которым они принадлежали. Так как каждый этнос стремится сохранить свою культуру, переданную от предков, он и в современной жизни сохраняет отдельные ритуалы и обычаи.
4. Зачем в обществе существуют правила этикета?
С точки зрения Духовной Этики в человеческом обществе необходимы хорошо обусловленные высшей духовной вершиной правила поведения любого человека в процессе обсуждения любой проблемы. Правила служат эталоном, образцом поведения. Также они помогают сохранять порядок в обществе. Эти правила позволяют предвидеть реакцию других людей на твои действия.
Санкция — элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Если правило, которое было нарушено, устанавливалось законом, тогда за это в качестве наказания будет санкция. Примененный вид санкции зависит от степени тяжести нарушения.
Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалочке: Я думаю что там имеется в виду то что там установляются неблагоприятные последствия.
5. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в 20 веке и в начале 21 века? объясни причины их появления и значение в жизни людей.
1. не разговаривать громко по телефону в общественных местах 2. необходимо выключать сотовый телефон в театрах, кино и т. п. 3. звонить на телефонный номер можно 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.
Причина: появление средств связи Причина: соблюдение личного пространства и создание комфортных условий проживания окружающим.
Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»
На уроке учащиеся знакомятся с видами социальных норм; исследуют причины возникновения правил поведения в обществе, осмысливают значение социальных норм для жизни общества. В ходе выполнения заданий развивается умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Цель урока- формирование у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»»
Тема урока. Что значит жить по правилам
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Какие уроки из нее можно извлечь?
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
На какие вопросы нам предстоит ответить?
2.«Привычка свыше нам дана. ».
3.Правила этикета и хорошие манеры.
3.Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.
4.Работа по теме урока
1. Многообразие правил
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
1)это общие правила;
2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает
Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
-Приведите пример формальных и неформальных норм.
-Чем они различаются между собой?
2. «Привычка свыше нам дана. »
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).
Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имеющая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).
Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
-Что тебе известно об обычаях славян?
-Какие правила носят ритуальный характер?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
3. Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Вернемся к проблемному заданию
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Чья позиция и почему вам более близка?
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? Да.)
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)
Проблемное задание.