Общество сложная динамическая система потому что
ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы общества
Общество является системой.
Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.
Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
ПОЯСНЕНИЕ:
Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.
Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
ПОЯСНЕНИЕ:
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Сферы общественной жизни (подсистемы)
Признаки общества как динамической системы:
Пути развития общества:
Тенденции развития сфер общественной жизни:
ПОЯСНЕНИЕ
На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.
1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).
Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».
В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что характеризует общество как динамическую систему
Человек — разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.
Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой — жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд.
Что такое общество
Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.
Зарождающееся сознание понимало — выжить можно только сообща. Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.
В широком определении общество — приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.
В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай — мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.
Теперь мы понимаем узкое определение общества — осознанное собрание личностей для работы ради общей цели.
Общество как динамическая система
У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния. Социологи отмечают четыре подсистемы общества:
Подсистемы — это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.
Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:
Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные — человеческая черта. Человек — единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.
Общественные отношения
Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы — душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.
У каждого человека не одна личность, а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?
У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.
Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!
Учёные делят социальные отношения:
Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают:
Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. Социальные отношения бывают:
Итоги
Общество — сложная динамичная система. Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.
Признаки общественной системы:
Благодаря динамичному общественному механизму человек — самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.
Видео
Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.
Общество как сложная динамичная система
Понятие об обществе
В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.
В узком смысле:
— первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества);
— французское общество, английское общество (страна, государство);
— дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов);
— спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).
В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются.
Общество как сложная динамичная система
Второй аспект понятия «общество» (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.
Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.
Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы.
Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:
— экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);
— социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);
— политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);
— духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).
Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.
ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА
Природа:
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей,-«второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связанна.
ПРИРОДА |
Действуют слепые, бессознательные силы |
|
|
|
Гармоничная |
Конфликтная |
Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействия на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В тоже самое время сама природа испытывает на себе силы общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.
На первых порах противоречия между обществом и природой выступало как их различие, т.к. человек создавали примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уж не было. По мере совершенствования орудия труда воздействия общества на природу становилось все сильнее. Однако, человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологии и т.д.. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняет специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключаются основы единства мира.
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить следующим образом.
Различают материальную и духовную культуру
Материальная — связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться в материальных носителях: книгах, картинах, орудия труда и т.д. а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.
В основе культуры лежит творческая деятельность человека, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются имения, развиваются творческие способности и т.д. И все эти приобретаемые человеком свойства и качества тоже становятся элементами культуры.
внешняя |
внутренняя |
Сзданые человеческими руками неодушевленные предметы: картины, книги и т.д |
Достояние и богатство человека: умения, воображение и т.д |
Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры.
Культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубока человечность.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВА
Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества:
1) экономическая ( ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)
2) социальная ( состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование)
4) духовная ( охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явления духовной культуры).
Все 4 сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (общественных) отношениях, что в свою очередь ведет к кризису в политической сфере.
ВАЖНЕЙЩИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.
Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия «общество», можно сказать, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием.
1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).
2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).
Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.
Существуют различные пути развития общества:
— эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);
— революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).
МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.
Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.
Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.
А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.
В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.
Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.
Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.
Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.
Общество как сложная динамичная система
Слово «общество», безусловно, имеет множество значений. Это и группа людей, объединенных общими признаками (клуб любителей собирания марок), граждане какой-либо страны (российское общество), экономическая организация (акционерное общество), все люди, живущие на Земле (человечество), но самое главное определение, которое является наиболее всеохватывающим и которое очень важно хорошо запомнить, звучит следующим образом: общество – это сложноорганизованная открытая динамичная система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, в которой осуществляются все виды взаимодействий между людьми.
Системность общественного устройства
На следующем уровне общественной системы, а именно внутри каждого социального института, действуют конкретные люди, выполняющие свои особые социальные роли. Социальная роль – это ожидаемая обществом от человека модель поведения, обусловленная социальным статусом человека. Социальный статус – это положение человека в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями. Примеры основных социальных ролей: производитель и потребитель, учитель и ученик, генерал и солдат, священник и прихожане. Каждый человек, как несложно догадаться, всегда исполняет несколько социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности.
Таким образом, общество является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов – сфер, институтов, конкретных индивидов с их социальными ролям и статусами. Но в чем же заключается динамизм общественной системы?
Динамика общественного развития
Общество является не просто системой, но динамичной системой, потому что постоянно изменяется, развивается. Процесс развития человеческого общества идет неравномерно, совмещая в себе стадии прогресса, регресса и застоя. Прогресс – это движение от простого к сложному. Регресс – движение от сложного к простому. Застой (стагнация) – это отсутствие каких-либо изменений, какого-либо направленного движения.
Что считать критерием прогресса? Как понять, прогрессирует некое данное общество или нет? В философии выделяют следующие критерии прогресса: 1. Развитие технологий, 2. Развитие нравственности, 3. Развитие разума (возрастание познавательных, научных потребностей общества), 4. Увеличение уровня свободы, который общество может предоставить индивиду, 5. Развитие общественного производства.
Изменения, которые подталкивают общество к прогрессу, регрессу или застою, могут осуществляться несколькими способами – путем реформ, революций или модернизации. Реформа – преобразования в различных сферах жизни общества, осуществляемые на основе закона, «сверху» (государственной властью). Революция – насильственное изменение существующего строя. Однако, если речь идет не о социальной, а о научной революции, то в таком смысле революция будет представлять собой резкий скачок в развитии науки и техники, ведущий, как правило, к общественному прогрессу. В свою очередь, термин модернизация также можно понимать по-разному. С одной стороны, модернизацией называют переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый распространением машинного производства, с другой стороны под модернизацией часто имеют в виду любое усовершенствование или чего-либо в различных сферах жизни общества.
Так как разные страны и народы развиваются очень неравномерно, ученые решили их классифицировать по тем или иным признакам. Наиболее распространенной в современном обществознании является классификация Э. Тоффлера, основанная на трех технологических революциях.
Типы обществ
Традиционное общество – это тип общества, экономической основой которого является аграрное натуральное хозяйство и ручной труд, а в духовной сфере преобладают религиозное мировоззрение, традиции и обычаи. Данный тип общества появляется в результате неолитической революции около 9-10 тысяч лет назад. Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелие и скотоводство). Обратите внимание, что в таком обществе преобладает именно натуральное хозяйство, то есть производство продуктов не для продажи, а для собственного потребления. Поэтому товарно-денежные отношения в таком обществе развиты еще слабо. Подавляющее большинство населения проживает в сельской местности, возможности социальной мобильности (то есть переход из одной социальной группы в другую) сильно ограничены. Господствует народная культура (традиционное искусство, произведения которого носят в основном фольклорный характер). Традиционными являлись практически все общества планеты до конца XVIII века, пока в Европе не началась промышленная революция. Так появился второй тип обществ по Э. Тоффлеру – индустриальное общество.
Индустриальное общество – это общество, экономической основой которого является промышленной производство. Экономика такого общества уже не является натуральной, так как производство осуществляется не для собственного потребления, а для продажи, и такая экономика называется товарной. Люди переселяются из деревень в города (этот процесс называется урбанизацией), возможности социальной мобильности значительно возрастают, появляется массовая культура (коммерчески ориентированное искусство, для понимания произведений которого не требуются какие-либо специальные знания и навыки). Примерами индустриального общества могут служить наиболее развитые страны Европы XIX – первой половины XX вв., в том числе СССР.
Постиндустриальное общество – это такое общество, экономической основой которого является сфера услуг, а наука стала фактором производства. Такое общество появляется в результате информационной (цифровой) революции во второй половине XX века, поэтому его также часто называют информационным или цифровым типом общества. Для этого типа общества характерны компьютеризация и автоматизация производства, широкое распространение информационных технологий во всех сферах жизни общества, высокий уровень социальной мобильности. В качестве примера такого общества можно привести США и наиболее развитые страны Европы второй половины XX – начала XXI вв., а также Японию и некоторые другие современные наиболее развитые страны Азии. Современная Россия также является постиндустриальным обществом.
Глобализация
Характерной чертой развития современного мира является глобализация. Глобализация – это процесс интеграции и унификации стран и народов на основе социально-экономического, политического и культурного взаимодействия. Глобализация носит противоречивый характер, принося человечеству как плюсы, так и минусы. Плюсами глобализации являются широкое распространение прогрессивных технологий по всему миру, постепенное возрастание уровня жизни человечества в целом, развитие взаимопомощи и терпимого отношения между разными странными и культурами, а минусами – стирание национальной идентичности и обострение глобальных проблем.
Глобализация является неизбежным и, вероятно, необратимым следствием прогресса. Человечество не должно пытаться предотвратить глобализацию, но должно наоборот направить все усилия к укреплению международного сотрудничества ради смягчения и устранения негативных последствий глобализации, а также для строительства нового, более гармоничного, экологичного и комфортного для всех миропорядка.