Общество реализует функции менее широкие чем государство
ЕГЭ 2019. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В.
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (1000 заданий части 1, 450 — части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ знаниями, умениями и навыками. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов на задания части 2 и рекомендации для написания эссе.
ЕГЭ 2019. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В.
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определённый уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).
29 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
Выберите верные суждения о свободе и ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Свобода человека всегда связана с ничем не ограниченным выбором.
2) Свобода человека имеет относительный характер.
3) Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести.
4) По мере развития человеческой свободы вектор направленности ответственности постепенно смещается с самого человека на коллектив.
5) Свобода человека является основой его социального и правового положения в обществе.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1) интенсивные
2) экстенсивные
A) увеличение численности обслуживающего персонала
Б) замена компьютерной техники на более современную
B) строительство дополнительных предприятий
Г) переобучение работников фирмы
Д) разработка новых месторождений
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Демографическая ситуация в стране В. сложна: мужчин меньше, чем женщин.
2) Большую часть населения страны В. составляют лица от 20 до 40 лет.
3) Более половины населения страны В. представлена детьми и стариками.
4) Доля людей старше 80-ти лет в структуре населения страны В. является наименьшей.
5) Доля трудоспособного населения страны В. меньше доли детей.
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В процессе развития общество усложняется качественно и количественно.
2) Общество реализует функции менее широкие, чем функции государства.
3) Одним из признаков общества является его статичность.
4) Общество как единое целое приобретает новые собственные свойства, не сводимые к качествам составляющих его элементов.
5) Общество характеризуется социальной дифференциацией. Ответ:-.
Установите соответствие между утверждениями и видами знаний, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УТВЕРЖДЕНИЯ
A) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»
Б) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»
B) «Если плохому суждению случиться — оно случится»
Г) «При постоянной температуре объём данной массы газа обратно
пропорционален давлению»
Д) «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел»
ВИДЫ ЗНАНИЙ
1) житейское
2)научное
3)паранаучное
На графике отражено изменение спроса на рынке отечественных Р автомобилей: кривая спроса переместилась из положения D в положение Dv (На графике Р — цена товара, Q — количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение издержек производителей отечественных автомобилей
2) повышение цен на бензин
3) рост таможенных пошлин на импортные автомобили
4) снижение популярности автомобилей
5) увеличение доходов потребителей
18 I Установите соответствие между судебными органами и уровнями судебной системы Российской Федерации, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РФ
A) конституционный суд республики
Б) арбитражный суд автономной области
B) Верховный суд края Г) мировой судья
Д) суд автономного округа
УРОВНИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1) федеральные суды
2) суды субъектов РФ
Выберите верные суждения о глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Международная экономическая интеграция является одним из направлений глобализации.
2) Процесс глобализации способствует развитию культурно-исторической специфики разных стран.
3) Переход от индустриального общества к информационному создал предпосылки возникновения феномена глобализации.
4) Глобализация стимулирует осуществление государствами крайних действий в политике.
5) К позитивным последствиям глобализации можно отнести концентрацию усилий на разработке новых передовых технологий.
13 Выберите верные суждения о функциях политической партии в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политическая партия устанавливает правовые нормы и принимает законы.
2) Политическая партия участвует в выборах органов центральной, региональной и местной власти.
3) Политическая партия вырабатывает социально-политическую стратегию.
4) Политическая партия участвует в координации деятельности правоохранительных органов.
5) Политическая партия осуществляет подготовку и выдвижение кадров политиков.
15 В государстве И. имеет место единая обязательная официальная идеология. Какие
иные признаки свидетельствуют о том, что в этом государстве существует тоталитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защита прав меньшинства
2) приоритет интересов общества перед интересами государства
3) приоритет коллективных интересов перед индивидуальными правами человека
4) формальный характер участия граждан в политической жизни
5) свобода печати, отсутствие цензуры
6) сращивание партийного аппарата с государственным
21 Опираясь на текст, укажите сущность и характерные черты прогресса.
22 В чём состоит, по мнению автора, прогресс современного общества? Чем обусловлен
такой подход к пониманию сущности прогресса?
23 Из чего, с точки зрения автора, следует исходить в поиске общего или единого крите-
рия прогресса? Используя знания обществоведческого курса, приведите три примера критериев прогресса, которые предлагали различные мыслители.
24 Какие три интегративных показателя прогрессивного развития современного обще-
ства приведены в тексте? Опираясь на обществоведческие знания и личный опыт, дополните данные показатели тремя другими.
25 Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность.
26 Раскройте на трёх примерах различные проявления государственного регулирования
рыночной экономики.
27 нглийский писатель Дж. Оруэлл обратил внимание на то, что заповеди старых дес-
потий начинались словами: «Не смей». В отличие от деспотий тоталитарные политические режимы говорят человеку: «Ты должен». Что общего в этих требованиях деспотий и тоталитарных политических режимов? Почему с позиций теории ценностей они не могут быть отнесены к явлениям культуры?
28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Юридическая ответствен-
ность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1—29.5).
29 I Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
Предложения интернет-магазинов.
Тест на тему «24»
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: МОРАЛЬ .
Задания части 2 (21—29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ВАРИАНТ 24
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1—20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. За пишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Пенсионный фонд; сберегательный банк; инвестиционная компания; финансовый институт; страховая компания.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к поня тию «глобализация».
1) протекционизм; 2) взаимовлияние; 3) изоляция; 4) интеграция; 5) взаимозависи% мость; 6) общность.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В процессе развития общество усложняется качественно и количественно.
2)Общество реализует функции менее широкие, чем функции государства.
3)Одним из признаков общества является его статичность.
4)Общество как единое целое приобретает новые собственные свойства, не сводимые к качествам составляющих его элементов.
5)Общество характеризуется социальной дифференциацией.
Установите соответствие между утверждениями и видами знаний, которые они ил люстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»
Б) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»
В) «Если плохому суждению случиться — оно случится»
Г) «При постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению»
Д) «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В одной из статей газеты «Л.» говорилось: «Обращённые к широкой публике рек ламные объявления предлагают простые и ясные пути к счастью. Вот оно, совсем близко: стоит всего лишь купить жевательную резинку, шампунь, пылесос, телеви зор. — и жизнь твоя станет сплошным праздником». Какие иные признаки свиде тельствуют о том, что речь идёт о массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)является оппозицией к господствующей в обществе культуре
2)адаптирует социально значимую информацию на языки обыденного понимания не подготовленных к тому людей
3)создаётся выполняющими заказы профессионалами, специалистами, подчиняю щимися законам производства
4)характеризует жизнедеятельность определённых социальных групп
5)осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
6)уходит своими корнями в менталитет народа
Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они ука заны.
1)Последствием инфляции является увеличение внутреннего государственного долга.
2)В период инфляции растут налоговые доходы государства.
3)Экономисты различают фрикционную, структурную и сезонную инфляцию.
4)От инфляции страдают вкладчики банков, если её уровень превышает процент по депозитам.
5)Гиперинфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными ин вестициями.
Установите соответствие между факторами влияния (на спрос и предложение) и эле ментами рыночного механизма: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) уровень технологии
Г) доходы потребителей
Д) количество товаропроизводителей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В условиях экономического кризиса руководство фирмы «Б.» уделило внимание оп тимизации постоянных затрат. Какие затраты этой фирмы являются постоянными? За пишите цифры, под которыми они указаны.
ежемесячные амортизационные отчисления
оплата транспортных услуг
затраты на подготовку и переподготовку кадров
расходы на тару и упаковку
На графике отражено изменение спроса на рынке отечественных P автомобилей: кривая спроса переместилась из положения D в поло жение D1. (На графике P — цена товара, Q — количество товара.) Ка кие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? За пишите цифры, под которыми они указаны.
увеличение издержек производителей отечественных автомобилей
повышение цен на бензин
рост таможенных пошлин на импортные автомобили
снижение популярности автомобилей
увеличение доходов потребителей
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся доз воление и предписание.
2)Одним из видов социальных норм является мораль.
3)Все социальные нормы имеют рекомендательный характер.
4)Одной из разновидностей социальных норм выступают социальные санкции.
5)Корпоративные нормы, как вид норм социальных, распространяются на членов объединений и обеспечиваются мерами общественного воздействия.
В стране Р. в 2004 и 2014 годах проводились социологические опросы, в ходе которых гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Определённо да / скорее да
Скорее нет / определённо нет
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)За 10 лет доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.
2)Треть опрошенных в 2004 г. и примерно десятая часть в 2014 г. не смогли опреде лить своё отношение к нынешней системе образования.
3)Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в 2014 г., сни зился по сравнению с 2004 г.
4)Пятая часть опрошенных в 2004 г. и треть опрошенных в 2014 г. качеством образо вания удовлетворены.
5)В 2014 г. увеличился процент тех, кто затруднился с ответом на вопрос.
Выберите верные суждения об общественнополитическом движении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)В отличие от политической партии для общественнополитического движения обя зательно полное идеологическое единодушие его участников.
2) Общественнополитическое движение чаще всего придерживается только одной поли тической концепции и добивается решения одной крупной политической проблемы.
3)При достижении определённых целей общественнополитическое движение всегда превращается в политическую партию.
4)В общественнополитическое движение включаются люди, не удовлетворённые де ятельностью тех или иных партий либо не имеющие чётко выраженных политичес ких интересов.
5)Общественнополитическое движение ориентировано на выражение частных инте ресов той или иной группы людей.
Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Феде рации и субъектами, которые осуществляют руководство ими: к каждой позиции, дан ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
А) Министерство юстиции РФ 1) Президент РФ
Б) Министерство труда и социальной защиты РФ 2) Правительство РФ
В) Министерство экономического развития РФ
Г) Федеральная служба судебных приставов
Д) Федеральная служба защиты прав потребите лей и благополучия человека РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Партия «В.» в своей программе отстаивает положение о священности естественных прав и свобод человека, их приоритете над интересами государства и общества. Главными условиями развития индивида являются частная собственность, развитое гражданское об щество, правовое равенство всех граждан, политический плюрализм, правовое государ ство. Партия «В.» отличается свободным членством и функционирует исключительно на выборах для получения максимального числа мандатов с целью формирования правитель ства и проведения своей политики через законодательную и исполнительную власть. Выберите из приведённого списка характеристики этой партии и запишите цифры,
Что из перечисленного относится к личным правам граждан Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны личные права.
на личное и коллективное обращение в государственные органы власти
на государственные пенсии и пособия
на защиту информации о частной жизни человека
на проведение собраний
на свободный выезд за пределы России
Выберите верные суждения о юридической ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Юридическая ответственность носит принудительноправовой характер.
Юридическая ответственность направлена на защиту правопорядка и воспитания граждан в духе уважения к праву.
Примерами юридической ответственности за правонарушение являются опись имущества, принудительный привод, содержание под стражей.
За одно и то же правонарушение допускается двойная юридическая ответствен ность.
Юридическая ответственность в необходимых случаях осуществляется при помо щи средств государственного принуждения.
Установите соответствие между судебными органами и уровнями судебной системы Российской Федерации, к которым они принадлежат: к каждой позиции, данной в пер вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РФ УРОВНИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
А) конституционный суд республики 1) федеральные суды
Б) арбитражный суд автономной области 2) суды субъектов РФ
В) Верховный суд края
Д) суд автономного округа
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Десятилетний И. в соответствии с Гражданским кодексом РФ не является дееспособным, поэтому он не мог самостоятельно совершать определённые действия (сделки). Для каких случаев необходимо иметь дееспособность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
быть автором художественного произведения
брать на хранение ценные вещи
получать за использование произведения гонорар
быть собственником дома
принимать в подарок ценную вещь
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По форме конституция — это всегда (А) государства, принимаемый
(Б) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно
голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в (В) страны и со держит исходные начала национальной системы (Г). Главные вопросы её содержания — о власти, формах (Д), положении личности, устройстве госу дарства. Конституционные (Е) являются основополагающими для деятельнос ти государственных органов, политических партий и общественных объединений, долж ностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребует ся для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запи шите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполне нию работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания этой части (21—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запи шите сначала номер задания (21, 22 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех чле нов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взима ния налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и раз решения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политичес ким.
В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства — нера венство политическое.
. Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих уп равление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок форми рования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название — политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.
В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Пра во принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом прави тельства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п.
Политическое правительство создаёт предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозго вой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества — это не история ликвидации полити ческого неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы са мо политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.
Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений» (Пушкарёва Г. В. Власть как социальный инс титут // Социальнополитический журнал. 1995. № 2. С. 87—88.).
Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.
Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравен ство на современном этапе?
Право принимать ответственные политические решения, согласно тексту, получа ет человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. При ведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три фактора, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.
В чём видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения полити ческой власти? Используя обществоведческие знания и личный опыт, укажите любые три примера данных норм.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «законотворческий процесс в Рос сийской Федерации»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два пред ложения: одно предложение, содержащее информацию о первой стадии законотворчес кого процесса — законодательной инициативе, и одно предложение, раскрывающее роль Президента РФ в законотворческом процессе.
Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проил люстрируйте примером каждое из них.
Существует точка зрения, согласно которой в современном мире процесс глобализа ции по своей природе не может быть бесконфликтным. Приведите три аргумента, под тверждающие данное мнение.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Федеративное устройство Рос сии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План дол жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под пунктах.
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказыва ний (29.1—29.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надёж нее и точнее будет предсказание» (Г. Рузавин).
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабаты вать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
Социология, социальная психология
«Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию» (А. Кравченко).
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граж дан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер).