Общество 6 класс что такое личность
«Все мы — личность» (урок обществознания в 6-м классе)
После этого занятия учащиеся смогут:
3. Отношение, ценности, внутренние установки:
Эпиграф урока: «Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно».
1. Организационный момент. (Слайд 1)
(Класс разбит на 4 группы.)
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!
2. Вступительное слово учителя.
Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь. И с собой вы унесете те качества, которые вы выработаете в себе уже сегодня. Что взять с собой в самостоятельную жизнь – это ваш выбор. (Демонстрация репродукции Васнецова «Витязь на распутье».)
Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Но этот бедный рыцарь один-одинешенек, и некому ему дать совет.
Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать свое мнение. И поэтому эпиграфом урока я взяла слова из заповеди одной школы: «Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно». (Слайд 2)
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра «Все мы – личность!». Вы будете выполнять задания, ответы записывать в буклеты, которые лежат у вас на столе. Результатом вашей работы станет оформленный буклет «Все мы – личность».
Не зевай по сторонам-
Твори, рисуй и сочиняй!
Берись скорее за работу,
Будь внимателен: не сбейся с толку!
3. Работа по теме урока.
Мы будем с вами работать в группах или командах. Но какая команда без названия, девиза? У вас на столе ватманы, сложенные буклетом, фломастеры, ручки, листы и пословицы. Выберите одну пословицу, которая стала бы вашим девизом, а название команды, соответствующее теме нашего урока, придумайте сами. Вам дается 4 минуты, чтобы оформить титульный лист вашего будущего буклета «Личность». Во время оформления буклета (см. Приложение 2) будьте внимательны и аккуратны, работы должны эстетично, красиво выглядеть, ведь это еще одно условие нашей игры. Время пошло!
Вы уже знаете, что человек может стать человеком только тогда, когда он растет и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, друзья, игра, труд, ученье – все, что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем качества личности. Так что же такое личность? Что такое сознание?
Вам необходимо ответить на эти вопросы и записать его на вашем буклете за 3 минуты.
О человеке нельзя сказать – «он не личность». Каждый человек – личность, хотя черты этой личности могут быть и отрицательные. У вас в буклете нарисованы мордашки: одна – веселая, а другая – грустная, злая. Как вы думаете, что они символизируют? (Ответы детей.)
Для выполнения следующего задания вам необходимо за 3 минуты из карточек, которые лежат у вас на столе, выписать качества, характеризующие положительную и отрицательную личность.
Дети встают. Руки на поясе. Воображают, что у них в зубах карандаш, которым они должны написать свое имя. Во время упражнения работают мышцы шеи.
Дети встают. Спины ровные, ноги на ширине плеч. Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и нагнуться вперед.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
В учебнике вы познакомились с разделом параграфа – «Сильная личность – какая она?». Подумайте и за 2 минуты запишите как можно больше продолжений фразы:
«Не будь таким!» – так называется ваше следующее задание. Разработайте эскиз рисунка «Безнравственная личность», оформите его за 4 минуты в виде плаката для своего буклета.
— Как вы думаете, Даша – сильный или слабый человек?
(Ответ. Да, страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх, победить его.)
— Что помогло Даше победить страх?
— Легко и быстро ли удалось девочке заново сесть на коня?
(Ответ. Нет, для этого понадобилось много времени и терпения, она работала над собой.)
— Девочка работала над собой, а чтобы выполнить намеченное, придумала свои правила как преодолеть страх:
(Слайд 8) Ваше следующее задание – составить памятку (3-4 правила) для слабого человека «Как преодолеть страх?». На выполнение задания дается 3 минуты.
— У вас получились интересные, творческие буклеты. В классе мы сделаем выставку ваших работ. Вы все старались, активно принимали участие в работе. Вы все молодцы.
А в заключение нашей игры я хотела бы вам прочитать стихотворение Леонида Мартынова «След».
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
— Ребята, это стихотворение с глубоким смыслом. О каком следе говорит автор стихотворения?
— Ребята, я желаю вам каждому иметь большую силу воли, чтобы ваша личность оставила в жизни хороший след.
— Что нового узнали во время игры?
— Какое задание вам показалось трудным? Почему?
Выполнить тест «Что такое личность» по рабочей тетради на стр. 75-77 и подумать над вопросом: «Какую полезную информацию ты извлек из теста? Нужно ли что-то изменить в твоем характере и поведении?» (см. Приложение 3)
Урок по обществознанию 6класс на тему: «Человек-личность»
Урок по обществознанию.
· Подвести учеников к знанию и пониманию важности формирования личности и индивидуальных качеств человека;
· продолжить работать с текстом учебника, делать выводы;
· воспитывать в школьниках стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Основные понятия урока: человек, личность, сильная личность, индивид, индивидуальность.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова, компьютер, экран.
I. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте!
II Актуализация знаний по теме «Человек родился»
· диалог с учащимися:
1.Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
2.Какими качествами должен обладать человек?
3.Прочитайте рассказ в рубрике «Обсудим вместе»стр.8
4.Почему человек должен жить среди себе подобных?
III . Изучение нового материала.
1. Что такое личность?
2. Что такое индивидуальность? Нужно ли отличаться от других?
3. Сильная личность – какая она? Великие личности в истории.
1. Что такое личность?
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Работа с учебником стр.16 «Обсудим вместе».
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе.
Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.
Что такое личность? (записи в тетрадях)
Личность изучается разными науками
(психология, социология, философия, история).
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
Что же такое сознание?
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми. (пишем в тетради).
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
· Понимание человеком самого себя, отделение своего «я» от других людей;
· способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Дети встают. Руки на поясе. Воображают, что у них в зубах карандаш, которым они должны написать свое имя. Во время упражнения работают мышцы шеи.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?( расскажите о своих интересах, играх).
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Как хорошо, что все мы разные!
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Работа с учебником- стр.10-11 Опишите портреты девушек.
3. Сильная личность – какая она?
Сильная личность – это личность, которая, не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Работа с учебником стр. 15 «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
IV . Закрепление изученного материала.
· Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
· Что такое личность?
· Какая личность заслуживает уважения?
· Какую роль в становлении личности играет деятельность?
Послушайте стихи о личности.
Не первый, но и не последний,
Не лучше, но не хуже всех.
Пусть вспыльчив, но не самый вредный,
Навета, не приемлю грех.
Во мне есть масса недостатков,
Но и достоинств есть, чуть-чуть.
Я не ищу дороги гладкой,
По ней ведь скользким будет путь.
Живу не бедно, не богато,
Ем заработанный кусок.
Прожить достаточно зарплаты,
Но не отложить денег впрок.
Я работяга — прост, обычен,
Таких как я, в толпе не счесть.
Но всё ж, я человек и Личность,
И знаю, что такое честь!
V . Домашнее задание
Домашнее задание: выучить определения, написать сочинение на тему «Я – личность», работа с высказываниями из учебника стр.16.
VI . Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок по обществознанию в 6 классе на тему «Человек-личность»
подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;
воспитывать в себе стремление развивать в себе такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Основные понятия: человек, личность, сильная личность, индивид, индивидуальность.
Оборудование: презентация, учебник Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф. Ивановой, 2010 г.
I . Организационный момент.
II Актуализация знаний по теме «Человек родился» Слайд 2,3,4
– Чем обладает еще человек, кроме инстинктов?
– Почему древние люди не могли жить по одиночке, а объединялись в племена и роды?
– Что нужно ребенку для того, чтобы он развивался, как человек?
— Составьте предложение из рассыпавшихся слов: Рождается, существо, как, личность, как, человек, и, биологическое, развивается. ( Человек рождается как биологическое существо и развивается как личность )
III . Изучение нового материала. Слайд 5
Что такое личность?
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Работа с учебником стр.16 «Обсудим вместе».
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.
Что же такое личность? Слайд 6
Личность – это человек носитель, каких либо качеств, свойств.
Личность изучается разными науками .
Какими? (психология, социология, философия, история).
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
Что же такое сознание?
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности? (ответы детей)
Работа с иллюстрациями из учебника стр.18-19. Слайд 7
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Забавно, правда? Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику. Слайд 8
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальностью. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Работа с учебником стр.22
– Рассмотрите картину В. А. Серова. Как вы думаете, удалось художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявляется?
3. Сильная личность – какая она? Слайд 9
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Работа с учебником стр. 23 «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
IV . Закрепление изученного материала. Слайд 10
Организует работу с учащимися по разгадыванию кроссворда и определению слов, характеризующих личность
1. Ум легкомыслен и упорен.
В сужденьях скор и слишком смел.
Нет, человек не так-то бел,
Да и опять, не так-то черен… (Смелость.)
3. Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех… (Творчество.)
2. Если люди тебя уважают,
Часто просят дать им совет,
И тебя очень многие знают,
4. Владеет тот собой среди толпы смятенной,
Ответственность несёт всегда за тех,
Кто верит вновь, наперекор Вселенной,
В себя и в свой в делах успех… (Ответственность .)
5. Сравнима любовь твоя
Сравнима с огнём она,
7. Оттенков множество для глаз:
Нет в людях краски безусловной,
Добра не чужд иной виновный,
И праведник грешит сто раз… (Доброта.)
6. Можно жить безмятежно, условясь
Зло считать для удобства добром.
Но что делать тому, чья совесть
Всё нежданно поставит ребром. (Совесть.)
8. Всегда бывает счастлив тот человек,
Кто цель благородную в жизни поставит.
Кто живёт для людей свой недолгий век,
Тот след глубокий на з емле оставит… (Цель.)
Прочитать параграф 2, В классе и дома № 1,2,3.
Урок обществознания в 6 классе «Что такое личность»
Выбранный для просмотра документ Текст 1.docx
Если вдуматься в смысл понятия «личность», то мы легко поймем, что оно происходит от слова «лицо» и выражает отЛичие от других людей.
Поздняя Античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживет сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин был введен Н.М. Карамзиным (1766 – 1826).
В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.
Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность – всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубоко детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития мало, что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».
Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем – то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. д. Но чаще словосочетание «стать личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать своё поведение.
Почему же только немногие становятся уважаемыми личностями?
Чем они изначально отличаются от других людей, которых окружающие таковыми не считают?
Конспект урока по обществознанию. Тема:Человек – личность, 6 кл.
Урок 3, 4. Человек – личность
Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.
Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Предметные: применять понятийный аппарат ( человек, личность, сильная личность, индивидуальность ) для раскрытия сущности природу человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества.
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочими материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Мотивационно – целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
— Какое отношение притча имеет к теме наших уроков?
Тема уроков: «Человек – личность».
— Предположите, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
— Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.
Что такое личность.
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Проблемные вопросы уроков
— Почему личностью может стать только человек среди людей?
— Почему человек не только биологическое, но и социальное существо?
III . Введение в новый материал
Древний поэт Софокл писал:
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
IV Работа по теме уроков
Что такое личность
Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.
— Вспомните, какова двойственная сущность человека.
Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.
Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.
В XIX в. Ч. Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительно биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».
Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянного подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.
Задание: представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически.
(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)
Наделенное разумом общественное существо, которое:
Решать самые сложные проблемы;
Может полноценно развиваться только в обществе себе подобных
Часть живой природы;
Организм, живущий по биологическим законам
Задание: откройте учебник на с. 8, внимательно изучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него.
(Проверка выполнения задания.)
Мы убедились, что вне общества себе подобных людей человек не может успешно развиваться. Ученые – обществоведы выделяют два этапа становления человека: 1) детское общество – семья и школа (игра, труд, учение);2) взрослое общество – семья, работа (учение, труд).
Задание: работая в группах, определите, как идет процесс становления человека, и предложите последствия данного процесса. При выполнении задания попробуйте объяснить смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то ум – будет ясным … »
(Проверка выполнения задания)
Работа в группах привела нас к выводу о том, что в ходе своего развития человек становится личностью. Что же такое личность?
Это были ваши представления о личности, а теперь проверим, насколько они совпадают с мнениями ученых – обществоведов.
Задание: изучите абзацы 3, 4 и 5 на с. 8 и графически отобразите содержание понятий «личность» и «сознание».
(Вов время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
В процессе общения с другими людьми
В процессе жизни общества
В результате деятельности
Заниматься различной деятельность
Вступать в общение с другими людьми
Оценивать окружающих и себя
(Проверка выполнения задания.)
Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1и 2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные, на ваш взгляд, характеристики личности.
(Во время выполнения задания в тетради появляются следующие записи.)
Человек становится личностью:
А) когда начинается понимать себя;
Б) с отделением своего «я» от других людей;
В) с появлением индивидуальности;
Г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.
2. Уважаемая личность или нет, можно определить по тому, как человек:
А) трудиться (учиться, играет);
Б) относится к окружающему миру;
В) оценивать самого себя.
3. Важное качество личности – умение трудиться.
4. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.
5. Личность должна уметь критически относиться к своим успехам.
6. Личность должна уметь преодолевать трудности.
Если вдуматься в смысл понятия «личность», то мы легко поймем, то оно происходит от слова «лицо» и выражает естественное отЛичие от других людей.
Поздняя Античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин был введен Н. М. Карамзиным (1766 – 1826).
В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.
Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность – всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубоко детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития мало, что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».
Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем – то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. д. Но чаще словосочетание «стать личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать поведение.
— Почему же только немногие становятся уважаемыми личностями?
— Чем они изначально отличаются от других людей, которых окружающие такими не считают?
Ученые пришли к выводу о том, что про человека можно сказать, что он стал личностью, в том случае, если он:
Имеет твердую жизненную позицию;
Полностью доверяет своему разуму и чувствам;
Умеет противостоять внушению со стороны;
Четко определился со смыслом своей жизни;
Имеет яркое желание развиваться, совершенствоваться;
Не боится ответственности;
Предпочитает говорить только правду;
Не нервничает, не переживает по пустякам;
Обладает силой воли.
Задание : изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.
— Какие выводы из приведенных фактов вы можете сделать?
(Проверка выполнения задания.)
Задание : обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10 – 11 учебника. Перед вами два портрета. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера?
(Проверка выполнения задания.)
Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.
Задание : с помощью приема «облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически. (Прием «облако мыслей» заключается в том, что, произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову мысли и идеи, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи.)
(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
Темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
Способность к творчеству и др.
Каждый человек неповторим, и это прекрасно. Используя прием «мозговой штурм», предположите, какие факторы формируют индивидуальность человека.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
Первая группа – наследственность и физиологические особенности человека;
Вторая группа – факторы, проистекающие из окружения человека;
Третья группа – черты особенности характера человека.
(Проверка выполнения задания.)
Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями.
При выполнении задания группы могут использовать учебник: первая группа – текст с. 12 и дополнительный материал; вторая группа – текст на с. 12 и рубрику «Путешествие в прошлое» на с. 13 учебника. Затем группы должны ответить на вопросы, приведенные на с. 13 учебника.
Дополнительный материал для первой группы
Основным и главным признаком индивидуальности личности является самостоятельность – способность к независимым действиям, суждения, обладание инициативой, решительность. Индивидуальность и поведение, умение ставить перед собой цели и добиваться их. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Это свойство содержит те качества, которые индивид наработал посредством программных установок и путем внеплановых действий: личность является итогом двух данных видов накоплений.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Серова «Петр 1» на с. 14 учебника. Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Картинная галерея».
(Проверка выполнения задания.)
Сильная личность – какая она ?
Понятие «сильная личность» обычно использует для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.
Задание: обратимся к тексту рубрики «Жил на свете человек» на с. 15.
— Можно ли назвать Бетховена сильной личностью?
Нам необходимо составить портрет сильной личности. Поможет вам в этот дополнительный материал.
Ник Вуйчич – возможно все
Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 г. в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ним вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника Вуйчича было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже …. плавает! А скорость его печатания 43 слова в минуту. Но это только верхушки айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и ног, а вдохновляет обычных людей: жить не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас чему у него поучиться.
Подвиг десантника Андрея Бочарова
Март 1995 г. Чечня. Группировка федеральных войск безуспешно пытается прорваться к селам Аргун и Гудермес, на пути серьезные укрепления боевиков. В районе села Комсомольское все господствующие высоты заняли бандитами. До тех пор пока федералам не удается сбросит их с гор, ни о каком продвижении не может и быть и речи.
Тогда командование принимает решение: выслать к месту боя разведывательную группу 104 й Воздушно – десантной дивизии, 16 десантников под руководством старшего лейтенанта Андрея Бочарова. Задача: захватить самого важного укрепления боевиков – высоты 238. 1.
Десантники должны были продвинуться к боевикам как можно быстрее; прячась за каждой кочкой, за каждым камнем, они ползли вперед. Когда расстояние между наступающими и обороняющимися сократилось до нескольких десятков метров, Андрей Бочаров поднял своих бойцов в атаку, 16 десантников молниеносным броском ворвались на позиции боевиков, уничтожил их одного за другим.
13 бандитов погибли на месте, троих взяли в плен, а остальные бежали. Казалось, задача выполнена, но в следующую секунду Андрей Бочаров заметил крупные силы боевиков – по данным радиоперехвата к десантникам направлялись около трехсот боевиков плюс артиллерия и танки, через считанные минуты можно было ожидать вражескую артобстрела, а потом и штурма.
Бочаров принял решение отвести подразделение за скалу для того, чтобы было меньше потерь, а сам остался на позиции в качестве корректировщика для наведения огня артиллерии федеральных сил. Под градом вражеских снарядов он смог точно навести пушки и несколькими залпами полностью уничтожить тяжелое вооружение дудаевцев. Как только вражеские орудия затихли, десантники вернулись на свои позиции, и сделали они это вовремя, так как бандиты перешли в наступление.
Боевики потеряли самый важный стратегический пункт в этом районе, в дальнейшем они уже не могли оказать серьезного сопротивления наступающим федеральным войскам и сдавали одну позицию за другой. После боя все 16 бойцов разведгруппы были награждены медалями, а их командир Андрей Бочаров 20 июля 1996 г. был представлен к званию Героя России.
Бочаров и его десантники могли отступить и не подвергать себя опасности, но у них был приказ отстоять высоту любой ценой, даже если за это придется расплатиться собственной жизнью. И этот приказ выполнили!
(Во время выполнения задания составляется схема см. с. 32.)
Мы приводили с вами примеры достаточно известных личностей. А теперь прочтите абзац 2 на с. 15 учебника – историю про мальчика Мишу.
Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх.
На большом листе группой или всем классом нарисуйте красками свое настроение в виде полоски, листочка, облачка, солнышка. (Рисуют каждый свое настроение, из которого складывается общее настроение.)
Чтобы определить настроение по цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Розовый, оранжевый – радостное, восторженное настроение.
Ярко – красный – нервозное, возбужденное состояние, агрессия.
Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.
Зеленый – активность (но при насыщенности цвета – беззащитность).
Желтый – приятное, спокойное настроение.
Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
Серый – замкнутость, огорчение.
Черный – унылое настроение, отрицание, протест.
Коричневый – пассивность, беспокойство, неуверенность.
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
Прочитайте высказывания из рубрики «В классе и дома» на с. 16 и выберите качества личности, которые вы считаете достойными человека.
— Какие положительные качества вы можете еще назвать?
-Какие качества вызывают у вас отрицательные чувства?
2. Используя приведенные примеры на с. 17 учебника, составьте словесный портрет сильного человека.
— Кого можно назвать сильной личностью?
3. Прочитайте следующие высказывания и определите, что их объединяет.
«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!»
(Группа «Эпидемия», Время Выбора).
«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для каждого заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль).
(Проверка выполнения заданий.)
Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на последние задания.
Прочитать § 1 учебника.
Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 1 учебника (задание 5, 6 или 8).