общественные бани в ссср

Общественные бани в ссср

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

Советские общественные бани.

Важной исторической традицией советских людей было посещение бани. Если в деревне баня считалась непременным атрибутом частной сельской жизни исключительно в смысле гигиены, то в городе в баню ходили не только помыться, но и по другим причинам — пообщаться.
В общественную баню ходили еженедельно. Билет стоил 10 копеек. Нумер с ванной стоил 20 коп. Индивидуальный нумер с душем- 15 копеек. Мужики всегда обсуждали новости и анекдоты травили.
Истинные банщики не ходили в бани, когда там уже склизко и полная парная пара! Они вставали раненько утром и первым транспортом добирались на другой конец города до любимых им бань, загодя занимали очередь. При заходе,кто- то один, достойный специалист, подготавливал парную, а остальные терпеливо ждали. Одни и те же завсегдатаи постоянно собирались по своим дням недели, знали друг друга, шутили, балагурили, рассказывали новости и что-то обсуждали.
Это был целый ритуал.

Да, безусловно, в 60-70 годы в связи со строительством отдельных квартир и улучшения условий жизни ванна появилась в большинстве жилищ, но традиция посещать еженедельно баню сохранилась.
Этот обычай советских граждан служил материалом даже для художественного воплощения — главный новогодний фильм всех времен «Ирония судьбы или с легким паром» без бани лишился бы основы своего сюжета. А знаменитая комедия «Ты мне, я тебе», где главный герой — банщик.

Хотя, справедливости ради нужно отметить, что все же процесс посещения парилки и самой помывки был важен. Вениками запасались заранее, секрет их заготовки передавался из поколения в поколение. Встречи с друзьями в бане — событие важное, иногда даже торжественное, поэтому для этих целей требовался специальный антураж, который достигался в элитных городских банях.
В Москве таким заведением считались легендарные Сандуны, очередь в которые была не меньше, чем в Большой театр, да и интерьеры этой бани мало чем уступали театральным.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Видео

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Общественные бани в СССР

Общественные бани в СССР или ужасы моего городка

Общественные бани в СССР или ужасы моего городка

Для меня баня – это место, где можно отдохнуть как душой, так и телом. Сейчас у меня на участке имеется собственная баня, но в 90-х годах, мне “посчастливилось” посетить общественную баню.

Баня с 18-века разделилась на мужское и женское отделение. Интересный факт, что банщик для мужчин и женщин должен был быть разным, но чаще всего в данной роли выступала женщина.

Вернемся в 90-ые, я туда пошла не по своей воли. Зимним вечером я отправилась со своей мамой в общественную баню, так как воды не было, а жили мы в частном доме. На самом деле, те воспоминания у меня остались надолго, для меня это была каторга. После развала СССР, атмосфера была очень угнетающей и удручающей. Просмотрев фотографии того времени, мне показалось, что все бани в нашем городе были сделаны по одному проекту: светло розовое прямоугольное одноэтажное здание, которое со временем стало просто чёрным.

Очереди во всех банях были постоянным явлением, хотя, тогда они были везде. Помню, что каждую пятницу папа ходил с друзьями по доброй традиции в баню и баня была местом душевных разговоров для всех. Для меня самым страшным было осознание того, что сейчас я увижу тётушек, размахивающих своими телесами.

При входе в баню располагались обычные деревянные шкафчики, облезлые скамейки и страшные алюминиевые тазики с номерами и касса, где сидела очень неприятная женщина. Пол был устелен кафелем, и чтобы никто не скользил, на него клали деревянные доски. Доски были расположены таким образом, чтобы вода стекала вниз, и я боялась, что моя нога застрянет там.

Перед тем как зайти в моечную, женщина-смотритель распределяла нас на очереди и еще и приговаривала:

Ну что так долго, выходим коровы!

При запуске очередной группы, все “бывалые” посетительницы занимали самые злачные места и были случаи, когда они даже дрались за них. Помню, что никаких тапочек или сланцев не было, заходили прямо так, босиком. В бане мылись все: от цыган до состоятельных людей, у каждого своя история.

В первый раз, я просто уселась на лавку в полном трансе, так как об меня терлись все, кто только можно. Кроме того, мужики нашли уловку и выбили несколько кирпичиков, чтобы следить за разными формами женщин.

Источник

«Будьте любезны, потрите спинку»: ностальгические воспоминания по советским баням

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

Еще каких-то тридцать лет назад в баню нельзя было попасть, не отстояв очередь. Время было такое, что очереди были повсюду.

Как правило, в заведении функционировало два зала: мужской и женский. Если же помывочная была одна, то объявлялись мужские и женские дни. Раздевалки, окрашенные масляной краской в голубой или зеленый цвета, были оборудованы шкафчиками для одежды, чаще всего деревянными, где посетители оставляли одежду.

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

Гладкий цементный пол или кафельную плитку покрывал деревянный настил, по нему осторожно ступали, чтобы не поскользнуться.

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

Непременным дизайном банного интерьера, помимо противопожарного щитка и ведра с песком, были кадки с «китайской розой». Раздевшись и прихватив мочалки из пакли, посетители нагишом отправлялись в банный зал, где могли воспользоваться общественными жестяными тазиками.

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

В эти лоханки наливали горячую и холодную воду из двух разных кранов, намыливались хозяйственным мылом и ополаскивались из ковшика. Не зазорным считалось попросить соседа «потереть спинку».

В парное отделение отправлялись с березовым веником, заготовленным летом или купленным у бабулек на входе.

После процедуры омовения полагалось пройти в буфет. Это было, пожалуй, одним из самых ностальгических мест советской эпохи. Вот где можно было разгоряченному после парной советскому человеку отвести душу: выпить пузырящийся лимонад из запотевшей стеклянной бутылочки или свежее пиво из литровой кружки с пенной шапкой.

В конце 80-х годов прошлого века бани перешли на коммерческую основу и хозрасчет, помывка стала стоить от 5 до 25 рублей.

Бани стали предлагать культурный отдых, улучшать сервис, в некоторых из них появились спортзалы, сауны, мини-бассейны, бары и видеомагнитофоны.

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в ссср

Сегодня общественных муниципальных бань осталось не так много, а коммерческие превратились в большие комплексы с бассейнами, саунами, караоке и кальяном. Однако ностальгия по деревянным скамейкам, гремящим жестяным «шайкам», парилке и буфету не исчезает.

Источник

Общественные бани в ссср

Некоторое время назад один мой знакомый американский журналист, довольно давно живущий в Москве и погрузившийся в отечественную культуру, прислал мне текст, который он сочинил на основании собственного опыта посещения бань. Очень он пристрастился к парной, стал разбираться в дровах и вениках. И не без юмора обозревал современную русскую жизнь сквозь призму бани.

Но никогда я бы не подумал, что и мне доведется писать текст про баню. Про баню в жизни советского человека, в качестве комментария к одному месту в транскрипте интервью, которое будет использовано в новом виртуальном музее коммуналки. Итак:

Общественная баня, которая упоминается в разговоре, была в советское время для значительной части городского населения обычным местом, где можно помыться горячей водой. Это был единственный выход для жителей перенаселенных квартир, где зачастую горячей воды не было (ее нужно было греть на плите). Нередко не было и ванной, если квартира получалась в результате приспособления под коммуналку части бывшей большой квартиры.

Если свободных шаек не находилось, заприметив посетителя, заканчивающего помывку, очередной моющийся занимал очередь и караулил, чтобы именно ему досталась шайка и место.

Душ, если он был, использовался для кратковременного финального ополаскивания тела после мытья и по выходе из «парного отделения». В парной, помещении меньшего размера с несколькими деревянными «полками», как бы гигантскими ступенями, где садились пришедшие сюда париться, поддерживалась высокая температура: на верхних полках около 90 градусов. Некоторые разгоряченные потные люди, залезши на верхнюю полку, парились при помощи предварительно размоченного в горячей воде веника, хлестая себя по телу. Перед тем, как приступить в помывке, посещение парилки было не обязательным, но распространенным. В парилке люди были, разумеется, так же обнажены, как и в мыльном отделении, но некоторые брали с собой специальные войлочные шапочки, чтобы защитить голову от жара.

Как правило, при бане была парикмахерская, маленький киоск, где чинили обувь, и неподалеку пивные ларьки, где выходящие из бани мужчины утоляли жажду.

Многие жители даже тех квартир, где была ванная и горячая вода, тем не менее посещали баню. Обычным ритмом посещения бани для людей, стремившихся к чистоте, было раз в неделю, однако и раз в месяц не было редкостью. Имея в виду, что кроме бани для многих единственная гигиеническая процедура состояла в умывании холодной водой на кухне коммунальной квартиры, а дезодорантов не существовало в СССР почти до самого конца советского периода (даже в 1980-е годы их использование не носило массового характера), можно представить себе, что советские люди обычно пахли людьми. Даже если помимо этого они пахли духами или одеколоном.

Бани были весьма важным элементом советской культуры. Анонсированное Хрущевым наступление коммунизма должно было начаться с отмены платы за баню и общественный транспорт.

Источник

Чтение на 15 минут: «Когда б не баня, все бы мы пропали»

Что такое баня? Инструмент гигиены или место, где налаживают социальные связи? Как были устроены советские бани и какую функцию они выполняли? В издательстве Corpus выходит книга профессора славистики Итана Поллока в переводе Татьяны Азаркович. Arzamas публикует отрывок

Во время и после Второй мировой войны в советском обществе сосуществовали два представления о бане. Для правительственных чиновников и для рядовых советских граждан, не имевших большого выбора, где мыться, бани были заведениями утилитарного характера. Их назначение заключалось в очищении тела, и социалистическое государство следило за тем, чтобы они справлялись с этой задачей. Одновременно на фоне войны и послевоенного восстановления хозяйства обретала новую значимость роль бани как явления, способного формировать коллективное самосознание и восстанавливать жизненные силы, и эта роль отражалась в литературе и искусстве. Два этих подхода, по идее, не противоречили друг другу — ведь баня могла и очищать тело, и возро­ждать дух. На деле длинные очереди, плохая инфраструктура, недостаточное финан­си­рование предприятий общественного пользования, нехватка элементарного оборудования, плохо обученный технический и обслуживающий персонал — все это превращало публичные бани в довольно сомнительные места, где, с одной стороны, лишь с большим трудом можно было вымыться, а с другой — вряд ли у кого‑то появлялась возможность дружески пообщаться с кем‑то из посетителей или омолодиться душой. В то же время деревенские бани, которых, по‑видимому, советские планы не коснулись, воспринимались как нечто подлинное и способное исцелить народ, искалеченный войной.

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в сссрПоход в баню в тыловых условиях. 1941 год Исторический научно-образовательный сайт о Второй мировой войне «Все о Второй мировой­­» / wwii.space

Утилитарный, командно‑административный подход к баням как к инструменту гигиены восходил к зародившемуся в XIX веке движению за сохранение обще­ственного здоровья. После октября 1917 года он был подхвачен советской властью и новым правительством, потерпел крах в пору Гражданской войны, возродился в годы нэпа, обрел новую силу и направленность в 1930‑е, сохра­нился в неприкосновенности в период Второй мировой войны, сделался еще более настойчивым в пору холодной войны и просуществовал все 1960‑е и 1970‑е годы. Хотя к тому времени уверенность и энтузиазм чиновников, отвечавших за выполнение плана, уже успели сникнуть и повыветриться. Похоже, во всей системе коренился какой‑то важный изъян. Те, кто считал, что бани — неотъемлемая часть здорового коммунистического общества, сталки­вались с необъяснимой загвоздкой: Советский Союз оказался неспособен построить и наладить работу достаточного количества бань в достаточном количестве мест, чтобы люди имели возможность регулярно мыться.

В то самое время, когда государственные учреждения старались внедрять свои планы, острее ощущалось значение бани для коллективного самосознания, ее роль уникальной социальной среды, способствующей душевному человече­скому общению. Такое понимание бани — особенно деревенской — восходило еще к русской старине, оно пережило поношения со стороны иностранных и российских врачей и отражало представления о невинности и об отсталости крестьянства в позднеимперский период. Это представление о бане официаль­но устарело после прихода к власти большевиков. Но даже после революции идея, что поход в баню может быть глубоко значимым опытом, не исчезла до конца. Во время и после войны связь бани с русской стариной и русскими традициями стала ощущаться еще острее. Походы в баню — с ее жаром, паром, березовыми ветками, открытостью и разговорами — объединяли людей как с их товарищами по мытью, так и с поколениями людей, мывшихся таким способом задолго до них. Но и здесь крылся подвох: в бане оставались и опас­ность, и соблазн впасть в грех. Говоря о бане как культурно значимом месте, люди перелагали дореволюционные темы на советский лад. Но суть оставалась прежней: пускай советское государство строило, снабжало и регулировало бани во имя гигиены, люди продолжали ходить в них, чтобы очиститься (с риском испачкаться) и обрести дружеское единение с другими людьми (с риском отда­литься от них). Небезопасные или даже проклятые бани сделались символом всего того, что было утрачено или испорчено в катаклизмах середины ХХ века. Неопределенность военных лет, ужасы репрессий, культурная оттепель, после­довавшая за смертью Сталина в 1953 году, легкое завинчивание гаек, последо­вавшее за оттепелью, — все это повышало привлекательность такого взгляда на баню, при котором она представала местом или невинности, или искуп­ления, но в любом случае находившимся вдали от политических перемен. Особенно деревенская баня — ничуть не затронутая советским планированием, она стала считаться подходящим местом, где человек мог снова ощутить собственную цельность.

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в сссрКрасноармейцы у бани на фронте. 1941 год © Российский государственный архив кинофотодокументов / Издательство Corpus

общественные бани в ссср. Смотреть фото общественные бани в ссср. Смотреть картинку общественные бани в ссср. Картинка про общественные бани в ссср. Фото общественные бани в сссрСоветские солдаты в передвижной дезинфекционной камере. Западный фронт. 1942 год © Военный альбом / waralbum.ru

Баня, как и сама война, была порождением ада и высвечивала то, что в иных местах могло бы остаться незамеченным. Ленинградка‑блокадница Ольга Берггольц заметила, что баня вынуждала людей видеть, как пережитые голод и лишения сроднили их. Нагота сразу обнаруживала, кто есть кто. Настоящими героями, по ее убеждению, были здесь самые бессильные и тощие. А откорм­лен­ные, красивые и здоровые, напротив, смотрелись чудовищно среди изуро­до­ванных голодом тел. Так в бане обнаружилось, что война вывернула наиз­нанку элементарные понятия:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *