Общественно полезная деятельность что это
«Что такое общественно-полезная деятельность?»
Данный материал рекомендован для проведения классного часа в начальной школе.
Просмотр содержимого документа
«»Что такое общественно-полезная деятельность?»»
Глазунова Валентина Михайловна,
учитель высшей квалификационной категории,
руководитель МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1»
Тема: «Что такое общественно полезная деятельность?»
Тип занятия: «Открытие нового знания»
Цель: сформировать представление об общественно-полезной деятельности.
1. Познакомить учащихся с понятием «общественно полезная деятельность», ее признаками и направлениями.
2. Активизировать желание детей принимать участие в различных видах общественно-полезной деятельности.
Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к общественно-полезной деятельности, культуры общения, уважения и доброжелательного отношения к другим людям.
Основные понятия: общественно-полезная деятельность, добровольность, безвозмездность, польза.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая
Вид занятия: комбинированный
Используемые технологи: технология развития критического мышления, информационно – коммуникационные технологии, технология интеллект-карт, технология « Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология.
Предметные: усвоение понятий «общественно полезная деятельность», «польза», «добровольность», «безвозмездность».
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
В Госдуме предлагают законодательно закрепить понятие «общественно-полезная деятельность»
Законодательно закрепить понятие «общественно-полезная деятельность» предложила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина
На заседании Комитета, состоявшемся 9 ноября под председательством Вячеслава Никонова
«Разговор идет активно, — сообщила она. — Появляется все больше нюансов, которые нужно учесть. В итоге мы разделили тему трудового воспитания на несколько составляющих».
Одна из них связана с организацией детского самообслуживания. По словам Л.Духаниной, эта тема вызвала наиболее острое обсуждение. Летом к дискуссии подключился Президент, предложивший отделить творческий труд детей от тех видов работ, которые должны выполнять штатные сотрудники учебных заведений за определенную плату.
Другой вопрос, который обсуждает рабочая группа, касается законодательного определения общественно-полезного труда и трудовой деятельности в рамках практикоориентированного образования. «Третья ступень школы фактически профильная, и в рамках обучения возникают вопросы там, где есть классы сельскохозяйственной или IT-направленности. Вопрос актуален также для организаций среднего профобразования и базовых кафедр вузов», — пояснила Л.Духанина.
«И, наконец, собственно труд несовершеннолетних. Опрос старшеклассников показывает, что две трети хотели бы подрабатывать в качестве самозанятых, в том числе создавать собственные предприятия, в связи с чем есть потребность в регламентации такого труда», — сказала руководитель рабочей группы.
На данном этапе наиболее оптимальным и приемлемым решением, полагает Л.Духанина, было бы включение в закон понятия «общественно-полезная деятельность», под которой предложено понимать «добровольное и безвозмездное, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей, выполнение работ, оказание услуг по содействию видам деятельности образовательной организации, предусмотренным ее уставом».
По словам Л.Духаниной, в случае принятия таких поправок общественно-полезная деятельность на территории Российской Федерации будет разрешена.
«Сегодня нет ни одного нормативного акта, который бы говорил, что такая деятельность возможна, — заметила депутат. — Пока любая деятельность, связанная с осуществлением человеком — взрослым или ребенком — трудовой функции, определяется только Трудовым кодексом, который предусматривает лишь один вид труда — наемный, то есть оплачиваемый. В результате трудовая деятельность обучающихся нередко вызывает вопросы и претензии со стороны проверяющих органов».
Окончательно сформулированные предложения по законодательному закреплению общественно-полезной деятельности Л.Духанина обещала вынести на рассмотрение Комитета в декабре 2017 года. «Посмотрим, насколько нам удастся облечь идею в конкретные формулировки и решить задачу для системы образования», — сказала она.
В настоящее время на рассмотрении в Комитете находятся две инициативы, в которых предлагается узаконить общественно-полезный труд. Один законопроект внесен членами Совета Федерации, второй — законодательным собранием Алтайского края.
В состав рабочей группы, которую возглавляет Л.Духанина, входят также первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Какая деятельность считается социальным предпринимательством? Закон и реальность
С июля 2019 года «социальное предпринимательство» больше не теория, а нормативно закрепленное понятие. Руководитель проектов группы компаний «Ортомода», юрист Наталия Волкова рассказывает о том, какие предприятия могут отнести себя к социальным и зачем это нужно.
Команда компании «Ортомода» более 20 лет производит ортопедическую обувь и адаптивную одежду, меняя таким образом отношение общества к людям с инвалидностью и делая их жизнь комфортнее. Правда, понимание, что это именно социальное предпринимательство, пришло к нам лет 8 назад.
Когда я спрашиваю у людей из бизнеса и людей, работающих по найму: «Что такое социальное предпринимательство и кто этим может заниматься?» В ответ получаю: молчание, обрывки фраз: «Это благотворительность, это работа с инвалидами….». И еще все произносят как мантру: «Это деятельность, направленная на решение социальных проблем». С последним тезисом не поспоришь, и я бы так сказала. Однако остается много непонятного, давайте разбираться в деталях.
Понятие «социальное предпринимательство» установлено Федеральным законом №209 от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства», а в 2019 году в него внесли поправки, касающиеся определения «социального предпринимательства» и «социальное предприятие». Теперь мы не можем опираться на теорию, международный опыт – у нас началась своя история.
Социальное предпринимательство — как пирог, он состоит из нескольких начинок. Попробуем разобраться с критериями социального бизнеса.
Наталия Волкова. Фото предоставлено пресс-службой
Критерий №1 – Субъект Малого и среднего предпринимательства (далее МСП)
1. Итак, деятельность компании оформлена в виде индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью (это самые распространённые формы, в законе перечень хозяйственных обществ шире). Кстати, МСП должно отвечать ряду признаков и имеет ограничения по составу участников общества, размеру максимального дохода и количеству сотрудников. Чаще всего начинающий предприниматель подходит под эти критерии (например, максимальные значения малого предприятия: доход 800 млн руб. в год, количество сотрудников не более 100).
Хорошая новость – не нужно никуда ходить, ничего специально заполнять, чтобы подтвердить статус субъекта МСП, это делает федеральная налоговая служба, если вы сдаете отчетность в контрольные органы в срок.
Не являются субъектами МСП некоммерческие организации и самозанятые. Распространенное явление, когда социальная деятельность реализуется некоммерческими организациями (далее СО НКО). Но они под статус «социальное предприятие» вы не попадаете.
Если вы подходите под Критерий №1, ставим галочку, идем дальше.
Критерий №2. Основной вид деятельности — достижение общественно полезных целей
Давайте разберемся, как законодатель предлагает определять «общественно полезные цели». Государство выделило некий пласт социальных проблем и указало их в «лицах» и «проблемах». Одна из главных задач — сокращение напряженности в этих областях.
1 вариант общественно полезной деятельности
а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;
д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
е) беженцы и вынужденные переселенцы;
ж) малоимущие граждане;
з) лица без определенного места жительства и занятий;
и) граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;
Это слайд-шоу требует JavaScript.
1.2. Размер оплат. Фонд оплаты труда этой категории сотрудников должен быть не менее 25%. Таким образом, предприятие не обязательно должно состоять исключительно из работников указанных категорий, но в установленных пределах.
Если компания — субъект МСП и бизнес-модель и миссия предполагают трудоустройство указанных категорий граждан, то можете отнести себя к социальному предприятию. Однако, если вы будете клеить акцизные марки на алкогольную продукцию и соответствовать указанным требованиям, то это не социальное предприятие.
Пример: Швейная мастерская в Казани «Чудо Мамы» трудоустраивает одиноких и многодетных мам, воспитывающих несовершеннолетних детей, проводит обучающие мастер классы для освоения новой специальности и предоставляет швейный коворкинг, куда можно придти с ребенком, занять его играми в детской комнате и сшить нужную вещь.
Второй вариант общественно полезной деятельности
Второй вариант для социального предпринимательства — реализовывать товары и/или услуги (далее буду обобщать словом товар), которые произведены категориями граждан, указанных выше.
И снова два дополнительных условия:
Если вы не можете отнести свою деятельность ни к первой, ни ко второй категории – идем дальше.
Третий вариант общественно полезной деятельности
Третий вариант сферы социального предпринимательства — производство товаров для лиц, указанных выше, которые позволяют преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможности участвовать наравне с другими гражданами в жизни по следующим направлениям деятельности:
1.1. Условие по видам деятельности:
а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленная на поддержание жизнедеятельности в быту;
б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленная на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающая оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;
г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленная на профилактику отклонений в поведении;
д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленная на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;
е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;
ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;
з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;
и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;
к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
Если вы нашли себе в этом перечне, изучаем вопрос дальше.
Условия по структуре дохода. Доля дохода от производства/реализации таких товаров и услуг должна быть более 50%.
Как мы видим, три пункта «общественной полезности» привязаны к ядру категорий граждан, которые нуждаются в создании особых условий для организации достойной жизни. Вроде бы перечень деятельности широкий, и каждый пункт важен и актуален. Однако, жизнь более многогранна, и, если ваша деятельность действительно общественно полезная, но не касается напрямую указанных лиц, вам стоит обратить внимание на четвертый пункт.
Пример: Специализированная туристическая компания для инвалидов «Либерти» организует туры и экскурсии для людей с инвалидностью.
Компания «Ортомода» производит технические средства реабилитации для инвалидов: ортопедическую обувь и адаптивную одежду для людей с инвалидностью. Вместе с тем, на предприятии работает 20% людей с инвалидностью и 20% людей пенсионного возраста, но по этому критерию «Ортомода» не проходит, так как нет 50%., но проходит по критерию – производитель ТСР для инвалидов.
Четвертый вариант общественно полезной деятельности
Чтобы не запутаться, стираем в памяти все, что читали выше, и вникаем заново.
1.1. Общественно полезной деятельностью признается достижение целей, способствующих решению социальных проблем общества по следующим видам:
а) оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;
б) организации отдыха и оздоровления детей;
в) оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;
г) оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
д) обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;
е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);
ж) услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.
Если вы нашли себя в этих 8 пунктах – отлично, проверяем критерии дальше.
Пример: Школа робототехники «ТехноКласс» организует дополнительное обучение детей, основная цель – это пробуждение интереса и развитие технического творчества.
Еще интересный пример — компания «Альтуризм», которая восстанавливает сельские пространства и развивает туризм со смыслом.
Нужно ли соответствовать всем критериям?
Вот весь перечень, который позволяет вам получить статус социального предприятия. Однако и он не исчерпывающий. Субъекты РФ могут дополнять этот список и расширить как по лицам, кому требуется поддержка, так и по видам деятельности.
Частый вопрос: «Нужно ли соответствовать всем критериям: и трудоустраивать людей, и товары реализовывать?»
Для признания вашей компании социальным предприятием необходимо соответствовать только одному параметру, однако если ваша деятельность закрывает несколько позиций, это может дать дополнительный бонус для получении поддержки от государства.
Возможно условия покажутся суровыми, но они вполне логичны и последовательны. А как показывает практика, большая часть малого бизнеса (тем более социально-ориентированного) чаще всего работает в одной нише (занимается одним видом деятельности), а 99% прибыли направляет на развитие бизнеса. Кто не работал в такой системе координат – придется поменять парадигму или не претендовать на статус социального предприятия.
Социальный пирог
Давайте еще раз сложим «пирог», чтобы понять подходит ли ваша компания под статус «социальное предприятие» по формальным признакам.
А) Первый слой – Вы субъект МСП
Вы коммерческая организация или ИП, соответствуете требованиям к МСП согласно ст.4 ФЗ-209;
Б) Второй слой – Определяем и соотносим свою общественно полезную цель (ч.1ст.24.1 ФЗ-209);
В) Третий слой — Помним про магические условия не менее 50%;
Г) Изучаем нормативные акты в вашем регионе, возможно в вашей местности есть территориальная, национальная и т.д. особенности и список категорий граждан и\или деятельности расширен.
Вы поняли, что соответствуете критериям социального предприятия, все же одного понимания недостаточно, необходимо заявить о себе и войти в реестр социальных предприятий. О порядке вхождения можно написать целую статью. Вместе с тем, ответственные за формирование реестра органы, лояльно настроены и готовы помогать.
О смысле социального бизнеса
Второй самый часто задаваемый вопрос: «Зачем мне это?» Ответ в том, что для социальных предприятий предусмотрены отдельные меры поддержки. Это:
1) обеспечение наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;
2) оказание финансовой поддержки;
3) оказание имущественной поддержки;
4) оказание информационной поддержки;
5) оказание консультационной и методической поддержки;
6) содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;
7) организация профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В настоящий момент перечень не выглядит уникальным в отличии от общих мер поддержки для МСП. Но важно, что он закреплен и со временем будет уточняться, адаптироваться под истинные нужды. Кроме того, при получении мер поддержки вам не надо конкурировать со всеми предприятиями МСП – только с аналогичными – социальными.
Вместе с тем, все понимают, что жизнь разносторонняя, социальные и техногенные явления меняются намного быстрее, чем на них реагирует законодатель. Даже закреплённый список общественно полезной деятельности не отражает всех важных аспектов, которые актуальны для нашей жизни.
Если ваша компания по сути деятельности выходит за эти рамки, то все равно есть варианты для ведения бизнеса «со смыслом». Если вы субъект МСП – государство так же активно поддерживает развитие данного направления (в настоящий момент времени эти меры поддержки и не отличаются). Работают программы корпоративной социальной ответственности (КСО) у крупных российский компаний и транснациональных холдингов. Если социальная деятельность ведется от НКО – для вас так же открыты программы КСО и гранты для некоммерческого сектора. И конечно, можно пересмотреть свою бизнес-модель и открыть хозяйствующий субъект, советующий требованиям МСП.
В начале 2020 года картина социального предпринимательства выглядит так, как описано выше. Его черты и характер мы сможем увидеть после формирования реестра социальных предпринимателей, к 4 кварталу 2020 года уж точно. Обязательно заявляйте о себе, вступайте в реестр и активно выражайте ваше мнение о мерах поддержки и корректировок в закон. Только активная позиция может сделать условия ведения бизнеса более комфортными и направленными на его развитие.
Общественно-полезная деятельность как ценность
Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.
В рамках этой деятельности подростки овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подростку в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.
Таким образом, общественно-полезная деятельность позволяет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения общественных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует благу общества. Когда подросток размышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о направлении общественного развития, и о конкретной цели собственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:
— приобщение к социально-выработанным формам активности;
— овладение способами позитивного преобразования окружающего мира;
— овладение целеполаганием, планированием, прогнозированием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).
Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную компетентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социального взаимодействия.
Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полезной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционированию в обществе.
Исходным педагогическим моментом в данном случае является необходимость развития у учащихся качеств, которые помогут им реализовать себя: самостоятельности и инициативности, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать о способности подростков к социокультурному самоопределению, являющемуся стержневым свойством личности, свидетельствующим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.
Психолого-педагогическими условиями формирования ценности общественно-полезной деятельности следует считать условия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуждений учащихся, развитие у них потребности в активных действиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладению новыми формами и средствами деятельности.