Общественная деятельность что в себя включает
Общественная деятельность, как начало карьеры
В детстве многие мечтали стать супергероями, спасать человечество и менять мир к лучшему. Реальность оказалась сложнее, и усилий для каких-то изменений или даже для спасения всего одного человека нужно приложить больше, чем просто для схватки со злодеем. Тем не менее, стать супергероем можно, хотя и не каждому подходит этот путь. Общественная деятельность — это героизм XXI века: она может принести пользу целым социальным слоям или регионам, может дать толчок тектоническим изменениям в самой структуре общества или государства. Что, как и ради чего делать — решить можешь только ты сам.
А для этого нужно разобраться с этапом жизни обычного общественного деятеля. Предлагаю рассмотреть самый обычный и стандартный вариант.
Первый этап: «активист»
Человека разными путями засасывает в различные общественные организации: услышал от друга, случайно попал на мероприятие этой общественной организации, оно понравилось, зацепило – и пошло-поехало. Активисту общественная деятельность нравится: лидер организации красиво вешает ему лапшу на уши, а самолюбие удовлетворено причастностью к «большим делам». Только вот эти большие дела чаще всего сводятся к раздаче агитационных или рекламных бумажек, регистрации участников и сопровождению гостей на мероприятие в красивой колоритной официальной форме данной общественной организации.
Второй этап: «деятель»
Третий этап: «прозревший»
Потихоньку к вам приходит осознание, что ваше общественное дело, подкрепленное стремлением к прекрасной мечте – это, конечно, общественная деятельность, но какая-то не такая все равно. А затрачивая такое же количество времени на официальную работу (хоть тем же грузчиком), можно получить гораздо больше материальных благ. Но трясина цепко держит вас, и вы, подергиваясь и выдавая циничные тирады, продолжаете заниматься проектами.
За третьим этапом, как вы успели наверно догадаться, обычно следует прекращение общественной деятельности – у человека попросту нет настоящих причин продолжать ей заниматься. Что мы можем сказать, проследив три этапа деятельности нашего героя? А то, что он занимался ерундой. И это никак не поспособствует его успеху в жизни.
Значит ли это, что общественная деятельность – никчемное занятие?
Нет. Просто к ней, как и к любому другому делу, нужно подходить с умом взвешенно и обдуманно.
1. Четко определите, с какой целью вы занимаетесь общественной деятельностью и стройте ее, основываясь на этой цели.
Очень важно ставить цели четко. Не абстрактно «хочу много связей», а «хочу к первому января связей чтобы… (выдвинуть свою кандидатуру на выборы и согласовать ее заранее, собрать на свой семинар несколько сотен людей, найти надежных партнеров и т.д.).
2. В каждый конкретный момент спрашивайте себя: окупается ли ваша работа на благо общества? Приносит ли она вам то, чего вы хотите?
3. Оглядывайтесь по сторонам. Чем занимаются ваши коллеги-общественники? Какую выгоду извлекают они? Чего они хотят и ждут от вас? Чему у них можно поучиться.
4. Не затягивайте с завершением вашей общественной деятельности, если она не дает вам то, что вам нужно. 2-3 года – это предел в таком случае.
Получили необходимый минимум или вовсе остались у разбитого корыта – и хватит. Общественная деятельность не должна стать тормозом на пути карьеры. Будьте готовы уйти из общественной организации, когда это потребуется, невзирая на гарантированные вам протесты коллег.
Итак: общественная деятельность может стать хорошим стартом для вашей карьеры или бизнеса. Для этого надо всегда четко ставить личную цель своей деятельности и быть готовым уйти в «настоящую» жизнь, когда цель будет достигнута, забрав с собой с прошлого этапа жизни все самое лучшее.
Общественная деятельность и ее деятели
Почему некоторые люди стремятся к общественной деятельности? Для ответа на этот вопрос стоит узнать, кто такой общественный деятель и чем он занимается. Общественный деятель не только оказывает влияние на общество, но и прислушивается к его реакции. Он связан со своей аудиторией, создаёт, предлагает и активно продвигает решения общественных проблем, болеет за свою работу и борется за продвижение своих идей и идей общества. Для общественного деятеля его работа не просто является целью жизни, но также является смыслом его существования.
Почему же люди стремятся к общественной деятельности?
1) Некоторые люди видят общественные проблемы, и очень хотят их решить, помочь другим людям, хотят творить добро;
2) Тот, кто занимается общественной деятельностью, понимает, какое влияние он оказывает на общество, и использует это для продвижения собственных идей;
3) Также существуют общественные деятели, желающие не решать общественные проблемы, а стать более знаменитыми и известными;
4) Общественными деятелями иногда становятся те, кто не имеет определённых личностных качеств, но эти люди очень хотят обладать ими. Этими качествами могут быть: умение работать в команде, ответственность, уверенность, ораторские и другие навыки, умение находить общий язык с другими людьми и быстрое ориентирование в ситуации.
Далее стоит упомянуть, что никакой общественный деятель не будет работать один. Ему нужна аудитория и команда. В настоящее время общественные движения и люди, их возглавляющие (общественные деятели) привлекают множество людей. Есть большое количество различных движений, каждое из которых работает ради общего блага и пытается улучшить жизнь в стране. Естественно, не все люди хотят делать что-либо под началом общественного деятеля и организации, даже если целью является улучшение уровня жизни или ещё что-то общественно-полезное. Есть несколько причин, объясняющих подобное поведение:
1) Люди опасаются, что общественные организации на самом деле таковыми не являются и были созданы государством для придания видимости свободы выбора и возможности повлиять на жизнь в стране. А общественные деятели, стоящие во главе этих организаций, используют своё положение для продвижения своей карьеры.
2) Мнение, что один человек не способен внести более или менее заметный вклад в развитие общества, что один лишний участник в общественной организации не сможет оказать по-настоящему серьёзную помощь в формировании общественных изменений.
3) Социальная пассивность, которая выражается в бездеятельности, в безразличии к окружающему, в отсутствии воли, самостоятельности, внутренней потребности и привычки проявлять инициативу в различных видах социальной деятельности.
В заключение стоит добавить, что общественная деятельность — это привычный способ существования неравнодушного активного человека, здоровая альтернатива излишней «политической озабоченности», возможность прожить свою жизнь не зря — с пользой и для себя, и для общества. Становитесь и вы частью нашей общественной деятельности, у нас всегда есть чем заняться и те, кому надо помогать. Мы рады всем!
Общественная деятельность
Основой деятельности является общественная деятельность студента, проводимая в университете или на ином уровне от лица университета, степень его участия в студенческом самоуправлении университета.
Под общественной деятельностью подразумевается:
— общественная нагрузка (староста, профорг, член профсоюзной организации факультета, член студенческого совета общежитий, член студенческих отрядов) (в случае участия студента в нескольких общественных объединениях или органах студенческого самоуправления учитывается только один показатель, имеющий наибольшее значение);
— участие в акциях, проектах, позиционирующих общечеловеческие ценности, уважение к правам и свободам человека, а также направленные на защиту природы;
— участие студентов в конкурсных мероприятиях, форумах, школах, и т.д. различного уровня от имени вуза и их достижения;
— участие студента в деятельности по информационному продвижению положительного образа вуза (разработка сайта, издание и редактирование печатных СМИ, создание телепрограмм, публикация статей в СМИ разного уровня, в т.ч. в интернет-пространстве). Не рейтингуются штатные журналисты, получающие заработную плату, кроме журналистов работающих в газете «Кадры индустрии».
Данные по мероприятиям и степень участия студентов определяется ответственными организаторами мероприятия, и подтверждаются соответствующими должностными лицами. После чего утверждаются руководством профсоюзной организации студентов ЮРГТУ(НПИ).
Для получения стипендии по научной деятельности могут быть предоставлены следующие документы: документы, подтверждающие систематическоеучастие в проведении (обеспечении проведения):
— социально ориентированной, культурной (культурно-просветительской, культурно-воспитательной) деятельности в форме шефской помощи, благотворительных акций и иных подобных формах;
— общественной деятельности, направленной на пропаганду общечеловеческих ценностей, уважения к правам и свободам человека, а также на защиту природы;
— общественно значимых культурно-массовых мероприятий;
— ксерокопии изданий, подтверждающих авторство, справки редакций средств массовой информации (газет, журналов, теле- и радиопрограмм и др.) подтверждающих систематическоеучастие в деятельности по информационному обеспечению общественно значимых мероприятий, общественной жизни университета (в разработке, наполнении сайта университета, института, организации и обеспечении деятельности средств массовой информации, в том числе в издании газеты, журнала университета);
— выписки из протоколов собраний (заседаний) органов управления общественных организаций, справки от руководителей общественных организаций, заверенные копии членских билетов, подтверждающие участие, членство в общественных организациях в течение года, предшествующего назначению повышенной стипендии;
— выписки из протоколов решений правовой комиссии, конфликтной комиссии и других органов ПОС подтверждающие систематическоеучастие в обеспечении защиты прав студентов;
— заверенный деканом факультета, (директором института (филиала)) проректором по УВР, председателем ПОС, директором студгородка, руководителями общественных организаций перечень мероприятий, в которых принял участие студент, в области общественно-полезной деятельности, в том числе организационной, направленной на поддержание общественной безопасности, благоустройство окружающей территории, природоохранной деятельности или иной аналогичной деятельности, подтверждающий систематическое безвозмездное выполнение студентом указанной общественно-полезной деятельности, копия волонтерской книжки.
В случае наличия академической задолженности или пересдачи экзамена (зачета) по неуважительной причине в течение 2 следующих друг за другом семестров,предшествующих назначению стипендии, повышенная стипендия не назначается.
Что нужно знать, если решил стать общественным деятелем
В детстве многие мечтали стать супергероями, спасать человечество и менять мир к лучшему. Реальность оказалась сложнее, и усилий для каких-то изменений или даже для спасения всего одного человека нужно приложить больше, чем просто для схватки со злодеем. Тем не менее стать супергероем можно, хотя и не каждому подходит этот путь. Общественная деятельность — это героизм XXI века: она может принести пользу целым социальным слоям или регионам, может дать толчок тектоническим изменениям в самой структуре общества или государства. Что, как и ради чего делать — решить можешь только ты сам. Здесь рассмотрим только общие примеры и обсудим основы безопасности, которые необходимо соблюдать.
Общее понимание предстоящего пути
Прежде всего тебе нужно найти понимание того, что из себя представляет общественная деятельность. Это когда никто тебе ничего не должен, а ты, наоборот, должен многим, и в первую очередь — своей совести. Звучит идеализированно, но в этом деле без идеализма никак. В противном случае тебе лучше заниматься политикой.
Кстати, не путай активизм с политикой: они вроде бы очень похожи и на определённом этапе, скорее всего, пересекутся, но смысл разный. Политик — это человек, который говорит одно, думает о втором, а делает третье. Политик видит общество в целом и людей в частности как ресурс, как голоса. Общественный деятель — это человек, который вообще говорит не так много, а делает то, что считает необходимым. Общественник видит людей как потерпевшую сторону. Потерпевшую в том числе и от действий политиков.
То есть речь не о том, чтобы баблишка нарубить или заполучить удобное кресло в большом кабинете, а в том, чтобы через самореализацию изменить мир, страну, город, район. Начать, кстати, придётся с района, скорее всего. В этом активизм ничем не отличается от других сфер деятельности. Сначала нужно влиться, получить какой-то опыт, научиться оказывать влияние на какие-то мелочи — и уже потом переходить к глобальным проблемам человечества.
Выбор ниши и организации
Естественно, нужно выбрать нишу. Общественный деятель — это примерно как рабочий: общее обозначение с кучей разнообразных сфер деятельности. Выбирать нужно исходя из собственного видения жизни и мироустройства, и сделать это очень просто. Представь, что тебе предлагают назвать три вещи — самые отвратительные, которые можно убрать из мира. Вот посиди, подумай. И когда сформируешь чёткое представление о том, чего в мире быть не должно или, может быть, наоборот, чего миру остро не хватает, тогда и выбирай нишу.
Это может быть экология, например, или какая-то юридическая помощь; может быть организационная помощь, какой-то гражданский контроль — выбор безграничен, ведь проблем хватает. При этом каждая конкретная проблема может иметь несколько подходов для решения. Вот экологическая ситуация — с ней много проблем. Браконьерство — это одна проблема, которая тоже делится на много подпунктов — от ловли рыбы с динамитными шашками до охоты на редкие виды животных, занесённые в Красную книгу. Вырубка лесов и загрязнение рек промышленными выбросами — это тоже большие и актуальные проблемы. То же самое с юридической помощью: нельзя оказывать её по всем фронтам — нужно выбрать нечто близкое твоему пониманию. Одно дело — защищать обманутых дольщиков, совсем другое — защищать людей, пострадавших от произвола силовых органов. Оба направления являются одинаково острыми, но не получится объединить их, во всяком случае не сразу.
В общественной деятельности есть место и для людей без особых навыков или знаний. Ты наверняка видел или хотя бы слышал о всяких проектах вроде «СтопХам», «Лев против» или «Хрюши против». Последние занимаются выявлением просрочки на прилавках крупных магазинов. Вроде мелочь, но если копнуть глубже — выясняется, что на этой мелочи десятки миллионов наживают, скармливая народу не только низкокачественную, так ещё и просроченную еду. Названия движений приведены просто как примеры — есть много более мелких и никому не известных. Для начала тебе лучше примкнуть к одной из уже существующих организаций — они есть в любом крупном городе.
Собственная безопасность
Общественная деятельность сама по себе является самопожертвованием, ведь человек тратит время и силы ради общего блага. Тем не менее есть разница между самоотверженностью и безрассудством. Во-первых, тебе необходимо всегда иметь действующий загранпаспорт, желательно с открытой визой в какую-нибудь европейскую страну. Без загранника ты больше камикадзе, чем активист. Во-вторых, обязательно нужно иметь в телефоне и в собственной памяти контакты для скорой юридической помощи.
Оба пункта легко выполнимы — не пренебрегай ими: общественная деятельность — штука небезопасная. Причём не только в нашей стране. Никто и нигде не любит «занозы», впивающиеся в одно место. К примеру, озаботился ты вредными заводскими выбросами в реку, где уже вся рыба передохла, а вода приобрела желтоватый оттенок. Поднял проблему до уровня обсуждений в СМИ — на завод зачастили проверки. Владелец несёт убытки, как финансовые, так и репутационные. Для него проблемой становишься именно ты, а не река или завод. Имея значительно больше ресурсов, владелец такого завода может найти методы воздействия — вероятно, ты представляешь какие. Может быть, относительно правовые, а может, и в стиле 90-х. Кроме этого, тебе нужно будет отказаться от всех компрометирующих или незаконных пристрастий и привычек, если таковые имеются. Чем успешнее станет твоя деятельность, тем быстрее до них докопаются.
Социальная (общественная) деятельность и ее структура.
Элементы, типы (виды).
Все бесконечное многообразие явлений общественной (социальной) жизни представляют по существу лишь ту или иную разновидность совместной деятельности людей (О. Конт).
Таким образом, человеческая деятельность есть основа всего социального (всех процессов в обществе).
Социальная (общественная) деятельность– есть специфически человеческая форма активного отношения людей к окружающему миру, ее содержанием которой является целенаправленное освоение и преобразование этого мира.
Простейшим проявлением деятельности является социальное действие (воздействие субъекта по отношению к объекту).
Деятельность включает в себя 4 элемента.
Основные элементы социальной деятельности:
1. человек (люди); Они являются субъектом деятельности (т.е. активной стороной), которая направлена на те или иные объекты.
2. физические вещи; выступающие как объекты деятельности с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим разнообразным потребностям. Вещи делятся на две группы:
— орудия и средства материального производства (механизмы, машины);
Кроме того, объектом деятельности (кроме вещей) могут быть и сами люди, если на них направлено действие человека в качестве субъекта
3. символы; язык жестов, звуковая и письменная речь, информация(на бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах, дисках, графических изображениях, картинах, денежных банкнотах и т.д.). Они обеспечивают целенаправленность и согласованность человеческой деятельности
4. связи между ними. Многократные и устойчивые связи и отношениямежду выше указанными факторами социальной деятельности. Они и образуют реальную социальную деятельность. Вне этих связей самой деятельности существовать не может.
Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:
Основные типы общественной деятельности:
Духовная деятельность (производство)
Социальная деятельность (в узком смысле слова)
1. Материальное производство– создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).
Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.
2. Духовное производство (деятельность)– производит не вещи, идеи, образы, ценности (картины, книги и др.).
В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.
«Муму», Л.Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.
Его роль постоянно возрастает.
3. Регулятивная деятельность– деятельность администраторов, управляющих, политиков.
Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.
4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.
Создает условия для сохранения активности и жизни людей.
Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основусфер общественной жизни.
Общество как динамическая система
Основные понятия
Общество есть постоянно изменяющаяся,динамическаясистема.
Процесс(П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени
(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).
Социальный процесс –последовательная смена состояний общества или его подсистем.
Виды общественных процессов:
1. По характеру изменений:
Б. Изменение –начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.
В. Развитие –необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см.закон Гегеля).
2. По степени осознанности людьми:
А. Стихийные– не осознанные людьми (бунты).
Б. Осознанные–целенаправленная деятельность человека.
3. По масштабности:
А. Глобальные– охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьютеризация, Интернет).
Б. Локальные– затрагивающие отдельные регионы или страны.
В. Единичные– связанные с отдельными группами людей.
4. По направленности:
А. Прогресс–поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности, усложнение системной организации.
Б. Регресс– движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.
Социального детерминизм
Признание наличия направленностиизменений в обществе признают далеко не все философы.
Так, индетерминизм (Шопенгауэр, Ницше)–отрицает наличие направленности и закономерностей изменений в обществе, тем самым абсолютизируют роль слепых бессознательных начал в человеке, и в обществе.
Социальный детерминизм–признает развитие общества от низших форм к высшим. При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.
Концепции социального детерминизма:
Объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например:
— Гегель – путем развития разума и свободы;
— Маркс – смена способа производства.
Формы общественного развития:
1. Реформа –изменения, затрагивающие отдельные стороны общественной жизни, приводящие лишь к модификации (частичным изменениям) основ. Осуществляются мирными, легальными средствами. Чаще всего бывают постепенными.
2. Революция:
Затрагивает все стороны общественной жизни.
Ведут к кардинальным, коренным изменениям в социальной системе.
Часто связаны с применением открытого насилия.
Часто носят скачкообразный, взрывной характер (быстрый по темпу перемен).
Фазы развития революции: (по П.Сорокину):
Увертюра – «короткая радость освобождения от тирании старого режима и большие ожидания реформ, которые обещает революция».
Деструктивная (яростный вихрь, сметание всего на своем пути, в том числе старых форм общественной жизни).
Факторы общественного развития:
— Изменение природных основ общественной жизни (Монтескье, Чижевский, Гумилев);
— Экономико-технологические факторы (Маркс, Ростоу);
— Изменения в культуре, науке, в системе духовных ценностей (О. Конт, П. Сорокин, Д. Белл).
Субъективный фактор – активная целенаправленная деятельность людей (социальных групп и индивидов).
«История сама по себе не делает ничего. Все делает человек, всем обладает и за все борется».
Прежде всего, отметим, что социально-философский анализ проблемы формирования и развития личности приобретает особую значимость в условиях становления так называемого «всемирного бытия» людей: человек живет в мире, связанном многочисленными нитями со всем человечеством. Об этом свидетельствует глобальный характер политических и финансовых кризисов, экологических и транспортных катастроф, различные формы консолидации людей и практически безграничные возможности обмена информацией средствами «Интернет». При этом и отдельный человек, включенный в рамки определенного социума, и социальные группы, и целые народы оказываются перед лицом этого «всемирного бытия» и, безусловно, несут ответственности за его сохранение и преобразование в интересах всего общества. Эти новые социальные реалии ставят человека в абсолютно необычную и ранее неизвестную ему духовную и нравственную ситуацию. «Мы живем в мире, где любить надо также и дальнего, при чем не как себя, а как его, со всеми его особенностями, которые могут быть совершенно непохожи на наши».
Проблема личности, личностной самореализации это прежде всего вопрос о том, что представляет собой человек как развивающийся субъект социального действия. В этом плане рассмотрение проблем взаимоотношений личности и общества с учетом специфики самореализации современного человека и анализа его свободы, не только как средства, но и как одной из основных ценностей и целей жизнедеятельности личности — открывает широкий простор для продуктивных мировоззренческих генерализаций.
Личность есть прежде всего усилие быть. Это и можно назвать ее истинной свободой — свободой действия. Личность не может быть чистым долженствованием, ибо последнее означает отсутствие у субъекта творческих потенций, а, следовательно, и отсутствие стремления к свободе. Исследование всех этих аспектов способствует созданию теории, позволяющей преодолеть существующие противоречия на уровне взаимодействий «личность-общество», выделить и методологически обосновать направления гармонизации указанных отношений.
Социально-философский анализ проблемы отношения личности и общества приобретает особую актуальность в условиях становления нового типа социальной общности в России, порождающей неизвестную ранее экономическую, политическую и культурную среду. Изменяются не только виды и формы идентификации человека, но и механизмы его социализации. Это ставит россиянина в новые условия, требующие от него поведения адекватного изменившимся условиям.
Степень разработанности проблемы. Анализ существующей литературы позволяет убедиться в том, что проблема личности интересует не только философов, но и социологов, политологов, культурологов, психологов, педагогов. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования, важное значение имеют труды восточных (Конфуций, Мо-цзы, Лао-цзы, Будда), античных философов (досократики, софисты, пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель), размышления византийских (Августин Аврелий, Григорий Палама, Максим Исповедник), арабо-мусульманских (Аль-Газали, Аль-Фарид, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.) и средневековых философов, труды татарских и башкирских просветителей (Габдельнасыра аль-Курави, Шигабутдина аль-Марджани и др.).
Решающее значение в исследовании проблемы личности имели открытия философии Нового времени, в частности, идеи Б.Паскаля, Р.Декарта, И.Канта, Г.Гегеля и др.
Огромный вклад в осмыслении проблемы личности внесла неклассическая иррационалистическая философия конца XIX-XX века. Фундаментальную постановку этой проблемы видим в философских системах А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора и Ф.Ницше. В разработке проблемы становления личности, формирования ее духовного мира велика роль наших российских философов. Это работы Анисимова С.Ф., Бабушкина В.У., Библера B.C., Валеева Д.Ж., Галимова Л.А Гуревича П.С, Брудного А.А., Ватина И.В., Гобозова И.А., Доброхотова А.Л., Дубровского
Отчасти такое дробление целостного человека сформировалось под влиянием неверно понимаемой христианской антропологии. Деление человека на тело, душу и дух, которое является одним из основных элементов христианского учения о человеке, представляло собой выделение трех ипостасей единого человека, аналогично трем ипостасям единого Бога. Подобно буддистской антропологической троице — тела, речи и ума, христианское деление указывает на различные сущностные силы, реализуемые человеком, но никак не на самостоятельные «тела», вложенные друг в друга.
Исходные представления о личности в античной философии
В пространстве и времени Древнего Китая человек занимает несколько необычную позицию: он обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Это означает, что древность для китайца постоянно присутствует в настоящем, и с ней он неизменно сверяется в своих действиях. «Передаю, но не творю», — сквозь тысячелетия дошло до нас кредо Конфуция, который выступал посредником между прошлым и будущим. Будущее не столь значимо, поскольку время движется по кругу, и все возвращается к своему истоку. К своим истокам возвращается и каждый отдельно взятый человек, совершив положенное и снова уходя во все порождающее Небытие или, точнее, инобытие мира. Отсюда — взгляд на мир как на Великий гончарный круг — Дао, который лепит из старого материала все новые формы, разбрасывая их по Вселенной: ничего не пропадает, но ничто и не остается неизменным.
Древний китаец полагал, что «меж Небом и Землей человек драгоценнее всего», однако мир создан не ради него. Человек — не царь Вселенной, он не может диктовать ей свою волю, «покорять» и распоряжаться. Наилучшей стратегией поведения для него является «недеяние» и следование «естественности», в крайнем случае — «упорядочивание» и устранение «смуты», то есть сбоев и ошибок, вкравшихся в процесс эволюции. Человек вообще не слишком выделяет себя из природы, он «микрокосм», который соединен с Космосом тысячью незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда — неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем, «космическом» уровне.
На огромных открытых просторах китайской равнины человек привык действовать кучно, в массе, здесь оставалось мало места для инициативы личности. Только вместе можно было справиться с разливами желтой реки — Хуанхэ или оросить ее водами засушливые земли, только вместе можно было построить тянущиеся на тысячи верст пограничные стены, создать «систему оповещения» о нападениях кочевых племен.
В Древнем Китае был невозможен диалог человека с Богом или апелляция к нему отдельной личности. Не было и самого понятия Бога-Творца — его заменяло безликое «Дао», черное Небытие, творящая мир Пустота. Божества древних китайцев не слишком антропоморфны и скорее воспринимаются как предки. Что же касается Неба, которое обозначается тем же иероглифом, что и «великий человек» лишь с дорисовкой некоего «венца» над головой, то прерогатива общения с ним принадлежала лишь «сыну Неба», то есть императору. Однако последний общался с божеством не как индивид, а как потомок, ответственный перед предками за всю Поднебесную. Вообще судьба человеческого сообщества как целого всегда мыслится в Древнем Китае более важной, чем судьба любой его части — та повсеместно приносится в жертву целому, подчас с удручающей жестокостью.