Общестроительные сту что такое
СТУ — Специальные технические условия
В каких случаях необходимо получение СТУ? Какие существуют виды специальных технических условий? Как собрать пакет документов для согласования? Из чего складывается стоимость разработки СТУ? Обо всем этом и многом другом рассказывают эксперты компании “ЛенТехСертификация”.
Оглавление
Что такое СТУ?
Специальные технические условия — это технические нормы, в которых содержатся требования в области безопасности и данные об особенностях проектирования, строительства, инженерных изысканий, эксплуатации и демонтажа объекта. Документ необходим в случае, если описываемых требований нет в уже существующих нормах или невозможно соблюдение этих норм в ходе проектирования.
Важно знать! Требования СТУ являются приоритетными на территории РФ. Другие строительные нормы (СНиП, СП, ГОСТ, ГОСТ Р, ВСН, ВНТП и др.) не имеют силы, если они противоречат требованиям СТУ.
Классификация и виды специальных технических условий
Могут быть разработаны СТУ 4-х видов:
Когда требуются СТУ?
Разработка и согласование специальных технических условий могут потребоваться в следующих случаях:
Это далеко не все ситуации, в которых понадобится разработка СТУ. Если у вас есть сомнения, лучше всего проконсультироваться со специалистами компании “ЛенТехСертификация” — вам расскажут обо всех необходимых документах и сориентируют по стоимости и срокам.
Кроме того, разработка СТУ может помочь:
Что включают в себя специальные технические условия?
Разработка и согласование специальных технических условий
Разработка
СТУ разрабатываются в строгом соответствии с приказом Минстроя РФ от 15.04.2016 г. №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». В документе указываются требования к оформлению и содержанию техусловий.
Стоит отметить, что разработка специальных технических условий (СТУ) — это нелицензируемый вид деятельности. То есть от исполнителя не требуют получения специальных лицензий или аккредитаций. Согласно вышеуказанному приказу, заниматься данной деятельностью может организация, обладающая научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области. Поэтому при выборе исполнителя стоит в первую очередь опираться на его репутацию, отзывы и квалификацию сотрудников.
Согласование
Согласование специальных техусловий проводит Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Если СТУ разработаны для обеспечения пожарной безопасности, то необходимо также заключение МЧС.
Перед согласованием нужно подготовить следующий комплект документов:
Порядок разработки и согласования специальных технических условий
Всю процедуру можно разделить на 5 основных этапов:
Стоимость СТУ
Стоимость разработки и согласования специальных техусловий зависит от их типа, конкретного объекта строительства, а также факторов, влияющих на его постройку. Существует также корректирующий стоимость коэффициент, возрастающий с количеством отступлений от нормативных требований. Для того, чтобы узнать точную цену разработки СТУ, обратитесь к экспертам компании.
Мы приглашаем обращаться за услугами по разработке и согласованию СТУ к нам, в компанию “ЛенТехСертификация”. Эксперты бесплатно проконсультируют вас по имеющимся вопросам и всего за 4 часа произведут индивидуальный расчет стоимости и условий. Звоните или заполняйте форму обратной связи — мы оперативно примемся за работу!
Общестроительные сту что такое
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 ноября 2020 года N 734/пр
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года.
3. Положения утверждаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», вступают в силу 1 января 2022 года.
в Министерстве юстиции
18 декабря 2020 года,
регистрационный N 61581
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 ноября 2020 года N 734/пр
Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
I. Общие положения
2. В целях применения Порядка технические требования в области безопасности объекта капитального строительства считаются установленными в случае наличия соответствующей характеристики объекта капитального строительства в национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, вне зависимости от значения такой характеристики.
II. Разработка специальных технических условий и требования к их содержанию
5. СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.
В случае необходимости дополнения новых требований и (или) отступлений от установленных требований в области безопасности при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, для строительства, реконструкции которого ранее были согласованы СТУ, в такие СТУ должны вноситься изменения в порядке, установленном для их принятия.
6. В техническом задании должны быть приведены обоснования необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства 2020, N 31, ст.5007), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также требований в области безопасности, необходимых для разработки СТУ.
7. В пояснительной записке к СТУ должны содержаться:
а) детальное обоснование необходимости разработки СТУ, излагаемое в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности, необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) обоснование невозможности (недостаточности) применения национальных стандартов и сводов правил, документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, для устранения указанного риска;
в) обоснование возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения указанного риска и соблюдения требований Технического регламента при строительстве и реконструкции конкретного объекта капитального строительства;
г) перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
е) сведения о заинтересованных лицах и разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика);
ж) описание объекта капитального строительства в целом, его идентифицирующих признаков и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.
8. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретизированы и обоснованы одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента, а также должны обеспечивать возможность их контроля.
В случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.
9. Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств (полностью или частично) могут быть включены в состав СТУ при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст.5140; 2018, N 49, ст.7521).
10. В СТУ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе, содержащиеся в них формулы расчета в другом построении.
11. Наименования, обозначения, правила написания единиц величин, используемые в СТУ, должны соответствовать законодательству Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
12. СТУ утверждаются заинтересованным лицом после их согласования в соответствии с главой III настоящего Порядка.
III. Порядок согласования специальных технических условий
15. Для согласования СТУ заинтересованное лицо лично или через представителя направляет в Минстрой России (или в Корпорацию, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) следующие документы и материалы:
а) заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе, в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель, сведений о разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты (при наличии) либо место нахождения, если документы направляются не в электронном виде);
б) документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица (в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель);
в) СТУ, заверенные подписью разработчика;
г) пояснительную записку к СТУ, заверенную подписью разработчика;
д) техническое задание на разработку проекта СТУ, либо его копия, заверенная надлежащим образом;
е) в случае согласования изменений в ранее согласованные СТУ копию ранее согласованного СТУ.
16. Для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и технические требования, предусмотренные Техническим регламентом, к документам, указанным в пункте 15 Порядка, заинтересованное лицо прилагает документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
При наличии в документации сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
18. В случае, если документация направлена с нарушением требований, установленных в пунктах 15-17 Порядка, Минстрой России (или Корпорация в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) направляет заинтересованному лицу или его представителю уведомление об оставлении заявления без рассмотрения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, на адрес электронной почты заинтересованного лица или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом «а» пункта 15 Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.
19. Срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ составляет двадцать рабочих дней со дня поступления документации в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).
20. В случае направления запроса, указанного в пункте 19 Порядка, по решению руководителя Минстроя России или его заместителя (или руководителя Корпорации или его заместителя в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), срок рассмотрения документации и принятие решения о согласовании СТУ либо решения об отказе в согласовании СТУ может быть продлен на двадцать рабочих дней. Заинтересованное лицо или его представитель письменно информируется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
21. С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ Минстроем России создается постоянно действующий нормативно-технический совет.
На заседании нормативно-технического совета рассматриваются представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы, а также аналитическая справка о наличии или отсутствии соответствующей характеристики объекта капитального строительства в Техническом регламенте, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, а также о достаточности обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства. С этой целью Минстрой России направляет представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы в государственное учреждение, подведомственное Минстрою России, обладающее необходимой компетенцией в области технического регулирования в строительстве, для их анализа и подготовки указанной аналитической справки.
Для рассмотрения проекта СТУ в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка, Корпорацией создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, состав, требования по организации деятельности, не предусмотренные настоящим Порядком, и обеспечение деятельности которого определяется локальным нормативным актом Корпорации.
22. Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ Минстроем России принимаются на основании решения Нормативно-технического совета (или Корпорацией на основании рекомендаций коллегиального совещательного органа, предусмотренного абзацем 3 пункта 21 Порядка, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка).
Специальные технические условия (СТУ) на проектирование и строительство
Специальные технические условия (СТУ) на проектирование и строительство
Разработка общестроительных СТУ и эффективное согласование в Минстрой России.
Преимущества разработки СТУ в АО “ЦИТП”
1. Наша группа компаний является лидирующей по объему выручки и количеству ежегодно разрабатываемых специальных технических условий (СТУ);
договора, клиентам предоставляется возможность прямого взаимодействия со штатными специалистами нашей организации.
2. Сотрудники проектного института работали в Советах (НТС) Минстрой и МЧС РФ. Знание реализуемых компенсирующих мероприятий существенно ускоряет процесс разработки и согласования;
3. Мы предлагаем комплексные решения как по разработке специальных технических условий по пожарной безопасности, так и СТУ на проектирование и строительство по 384 ФЗ, СТУ по промышленной безопасности;
4. Стоимость разработки СТУ составляет от 1,5 до 2, 5 млн. рублей (для особо сложных объектов, объектов нефтегазового комплекса цена разработки СТУ определяется индивидуально);
5. Детальная проработка ТЗ с Заказчиком и с экспертами Государственных экспертиз позволяет учесть все несоответствия и отступления проекта от нормативной базы РФ;
6. После подписания клиентам предоставляется возможность прямого взаимодействия со штатными специалистами нашей организации.
Общестроительные СТУ на проектирование и строительство
Необходимо спроектировать здание или сооружение с уникальными параметрами? Существующие проектные решения вступают в противоречие с Постановлением Правительства РФ №815 от 28 мая 2021 г.? В таком случае закажите разработку общестроительных специальных технических условий в АО “ЦИТП”!
Профессиональная разработка СТУ позволит:
▪ урегулировать возникающие спорные вопросы из-за отступлений проекта от действующих норм;
▪ реализовать уникальные проектные решения с учетом оптимального перечня компенсирующих мероприятий.
Для проектирования особо опасных, технически сложных, уникальных зданий и сооружений недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных действующими нормативными документами, а именно:
▪ объекты на площадках строительства сейсмичностью более 9 баллов;
▪ объекты транспортной инфраструктуры (СТУ на дороги, тоннели, мосты, эстакады);
▪ объекты культурного наследия;
▪ космические и авиационные объекты, аэропорты;
▪ сооружения атомной промышленности;
▪ сложные гидротехнические конструкции;
▪ тепловые станции мощностью от 150 МВт;
▪ морские платформы для добычи нефти;
▪ атриумы, воздушные переходы;
▪ вновь возводимые и реконструируемые здания и сооружения транспортной отрасли;
▪ опасные производственные объекты, регистрируемые в государственном реестре;
▪ здания и сооружения высотой 100 м и более, пролетами 100 м и более, заглублением свыше 15 м от планировочной отметки земли, имеющие консоли вылетом 20 м и более;
▪ применение навесных фасадных систем (НФС) и стеклянных конструкций для зданий высотой более 75 м;
▪ электрокоммуникации и сооружения, работающие под напряжением более 330 кВ;
▪ взрывоустойчивые здания и сооружения; и многих других объектов катиального строительства.
Порядок разработки общестроительных СТУ (ФЗ 384)
Разработка проектной документации ведётся на основании Технического задания, предоставленного Заказчиком.
В ТЗ описывается, какие конструктивные, технологические или архитектурные решения требуют согласования с указанием отступлений от конкретных пунктов действующих нормативных документов. По желанию заказчика ТЗ может выполняться нашими специалистами.
Наши специалисты разработают документацию в соответствии с требованиями Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2020 года № 734/ПР «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Порядок согласования общестроительных СТУ
В зависимости от особенностей планировки и локации проектируемого объекта, СТУ согласовываются в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой РФ).
*Исключение – объекты капитального строительства на территории г. Москвы. В этом случае согласование проходит в “Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов” (Москомэкспертиза).
Стоимость разработки СТУ
Разработка проектной документации в АО “ЦИТП” и цена спецтехусловий зависит:
▪ от оперативности предоставления исходных данных и их качества;
▪ от сроков согласования с Заказчиком компенсирующих инженерно-технических мероприятий.
Срок оформления документации от 20 до 40 рабочих дней (с учётом согласования) при предоставлении исходных данных в полном объеме!
Ориентировочная стоимость разработки общестроительных СТУ, в зависимости от количества специалистов, колеблется в пределах от 1,5 млн.руб и более.
Полезные материалы
Сопутствующие услуги
Дополнительные услуги при составлении и согласовании специальных технических условий:
▪ разработка обосновывающих исследований согласно ч.6 ст.15 384 ФЗ;
▪ подготовка запросов и разъясняющих писем в Минстрой РФ, ЦНИИП Минстрой РФ.
Что такое общестроительные специальные технические условия 384 ФЗ?
Что такое общестроительные специальные технические условия 384 ФЗ?
Что такое общестроительные специальные технические условия 384 ФЗ?
Специалисты АО “Центральный институт типового проектирования им. Я.В. Косицкого” продолжают знакомить читателей с тонкостями оформления проектной документации при возведении объектов капитального строительства. В сегодняшней статье мы рассмотрим такое понятие, как СТУ на проектирование. Также узнаем, какие требования выдвигаются к документам со стороны Федерального закона № 384.
Иногда имеющиеся строительные нормы нельзя использовать при строительстве уникального строения без утраты его многофункциональных характеристик. Это, к примеру, может быть торговый центр в форме волны. В данном случае потребуются общестроительные специальные технические условия. Лишь так возможно иметь право на постройку строения, система которого отличается от строительных норм, согласно закону 384-ФЗ.
Ситуации, требующие создание общестроительных СТУ:
1. Переустройство промышленного объекта;
2. Применение уникальных технически трудных строительных решений в постройке разных объектов: строительство здания или постройки по новаторским технологиям с использованием передовых материалов или способов монтажа.
3. Создание общестроительных СТУ дозволяет доказать использование проектных решений, по новейшим разработкам, которые не предусмотрены в нормах, принятых до введения новых способов строительства.
Использование СТУ ограничено, оно не может быть введено фирмой-застройщиком как ему угодно. Нужны конкретные серьезные обстоятельства, подтвержденные документами.
СТУ могут создаваться в таких видах:
· для проектов, демонтирования, объектов культурного наследия и других построек, при следовании нормам закона No 384-ФЗ;
· для проектов и возведения небезопасных индустриальных объектов;
· для исследования требований к сейсмобезопасности строений, когда на участке стройки сейсмичность может быть более 9 бал.;
· когда потребуется создание особых норм в пожарной безопасности.
В любой из данных ситуаций СТУ делались под определенное сооружение, с учетом особенности территории и участка, критериев дальнейшей эксплуатации. После создания проекта и строительства СТУ невозможно использовать для остальных объектов, в том числе и с похожими характеристиками.
Когда тех. условия делаются для соблюдения пожарной безопасности, до обращения в Минстрой необходимо согласовать их в МЧС. Потом СТУ обязан принять клиент. Лишь после этого документ, возможно, применять для проектирования.
Для создания СТУ обычно ищут специализированную для этого фирму, имеющую большой опыт подобных работ и профессиональных специалистов. С фирмой заключается договор, где определяются все условия. Сотрудники фирмы в процессе работы решают, какие доп. нормы и требования надо определить, учитывая особенности строения или постройки.
Более 10 лет компания АО “ЦИТП” является передовым разработчиком специальных технических условий в России! Нами выполнены самые амбициозные проекты – от государственных зданий, нефтегазовой промышленности до объектов Олимпиады в Сочи!
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое — с 2021 по 2026 годы
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое России вступил в силу с 1 января 2021 года и будет действовать до 2026 года. Документ утверждён приказом Минстроя России № 734/пр от 30.11.2020.
Ознакомиться с документом или скачать его можно ниже:
Напомним, что совсем недавно, весной 2020 года, в действующий на тот момент порядок согласования специальных технических условий (утвержденный приказом Минстроя № 248/пр от 15.04.2016) были внесены изменения приказом Минстроя России № 165/пр от 27.03.2020. Зачем нужно так часто (дважды в течение 9 месяцев) менять порядок разработки и согласования СТУ? Почему в недавних изменениях 2020 года нельзя было учесть всё что внесли в новой редакции 2021 года? Это вопросы открытые.
Мы сделали сравнение старого и нового документов (приказы № 248/пр и № 734/пр Минстроя). В итоговом документе в режиме рецензирования отражены изменения Порядка разработки и согласования СТУ в 2021 году: цветом по тексту выделено — что добавлено и что исключено относительно старого варианта. Ссылка на скачивание: Сравнение порядков разработки и согласования СТУ — до и после 2021 года.
В этой статье рассмотрим важные, на наш взгляд, положения порядка разработки и согласования СТУ (далее — Порядок), которые изменились или наоборот сохранились после вступления в силу приказа № 734/пр Минстроя России.
Для удобства изложения и понимания настоящей статьи выделим 3 группы (типа) СТУ — по разным юридическим основаниям, и дадим им условные названия:
Основные тезисы статьи (детально разобранные ниже):
Область применения Порядка разработки и согласования СТУ (п.1 Порядка)
Сохранилось противоречие, давно заложенное в п.1, где написано, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом, далее в п.3 содержится требование к порядку согласования другого типа СТУ, разрабатываемых на основе другого Закона, — СТУ, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нигде в законодательстве РФ нет указания на то, что СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, одновременно подпадают под случаи, установленные частью 8 статьи 6 384-ФЗ. Но в данной формулировке (п.1) усматривается попытка предложить нам именно такую логику. Область применения Порядка Минстроя вроде бы касается только СТУ по 384-ФЗ (п.1 Порядка), но при этом в содержательной части зачем-то предъявляются требования и к СТУ по 123-ФЗ, (п.3 и п.16 Порядка). То есть, казалось бы, это вне границ Порядка, исходя из его же области применения — речь вообще о другом законе и другом типе СТУ.
Попытаться объяснить это противоречие можно, но такое объяснение будет основано на логике несуществующего «всеобъемлющего» статуса 384-ФЗ. Логика является, на наш взгляд, ошибочной, но кратко разберём её. Есть мнение, что закон 384-ФЗ и основания для разработки СТУ по этому закону имеют «всеобъемлющий» статус по отношению к основаниям для разработки СТУ по 123-ФЗ. В этой парадигме подразумевается, что вся группа «СТУ по 123-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 123-ФЗ), по умолчанию входит в группу «СТУ по 384-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 384-ФЗ). Как будто бы основания для разработки СТУ по 384-ФЗ имеют более высокий приоритет и всеобъемлющий статус по отношению к основаниям для СТУ по 123-ФЗ.
Но на самом деле это не так! Никакого «всеобъемлющего» статуса и приоритета у 384-ФЗ, в части оснований для разработки СТУ, нет! И дальше мы покажем почему!
123-ФЗ и 384-ФЗ — это два разных Федеральных закона (равных по статусу), за которыми «стоят» две разные системы норм, разные перечни нормативных документов, разные критерии необходимости разработки СТУ. И поэтому речь идёт о двух разных как юридических, так и сущностных основаниях для разработки СТУ!
На рисунке 1 (ниже) показана противоречивость той логики (о «всеобъемлющем» статусе), которая описана выше, и которая может быть усмотрена кем-то в п.1 Порядка Минстроя. Если бы «СТУ по 123-ФЗ» по умолчанию входили бы в группу «СТУ по 384-ФЗ», то такой самостоятельной группы, как «СТУ по 123-ФЗ», не существовало бы вообще! То есть все «Пожарные СТУ» подпадали бы под исключение пункта 3 Порядка Минстроя (ссылка на п.16) — Общие СТУ (384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно). И тогда существовало бы только два типа СТУ:
При этом существование основного правила в пункте 3 Порядка было бы бессмысленным, т.к. именно в этом пункте сейчас явно обозначен отдельный тип СТУ — «СТУ по 123-ФЗ».
Рис.1. Область применения ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ СТУ Минстроя России
Порядок согласования «Пожарных СТУ» (123-ФЗ) (п.3 Порядка)
Сохранилось важное положение (п.3) о том, что СТУ по 123-ФЗ (в части обеспечения пожарной безопасности), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России (утв. приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС). То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более).
Исключением являются Общие СТУ (по 384-ФЗ и 123-ФЗ), которые, как указано в п.16 Порядка, одновременно содержат и технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ. Эти СТУ нужно согласовывать и в МЧС, и в Минстрое. Однако формулировка в п.16 очень странна, потому как непонятно кто и как должен определять: содержат ли конкретные «Пожарные СТУ» требования, предусмотренные 384-ФЗ, и нужно ли согласовывать документ в Минстрое по этой причине? По сути, разработчик СТУ, автор документа, сам определяет (в заявительном порядке) — СТУ какого типа он разрабатывает.
Наличие исключения в п.3 (с учетом ссылки на п.16) говорит о том, что в основном правиле пункта 3 всё-таки признаётся существование отдельной группы СТУ — «СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ», которая никак не связана с 384-ФЗ. Другими словами, в п.3 Порядка сказано: есть СТУ по 123-ФЗ и есть исключение — это Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.
На рисунке 2 схематично показано какой порядок согласования действует для разных типов СТУ, исходя из общей логики пунктов 1, 3, 5 и 16 Порядка.
Рис.2. Порядок согласования СТУ разных типов — по разным юридическим основаниям (384-ФЗ и 123-ФЗ)
Таким образом, через противоречия и через «костыли» была реализована попытка устранить лишний административный барьер — избыточную процедуру двойного согласования «Пожарных СТУ» (в МЧС и в Минстрое), и легализовать одноэтапное согласование таких СТУ — только в МЧС России.
Всё это должно сочетаться с «Положением о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87). В п.5 Положения Минрегион (сейчас это Минстрой) еще давно обеспечил наличие формулировки, которая требует, чтобы порядок согласования для любых СТУ был установлен именно Минстроем России.
Ранее в старом Порядке согласования СТУ было закреплено, что все СТУ (в том числе «Пожарные СТУ») должны согласовываться в Минстрое, если такие СТУ разрабатываются для проектной документации в рамках Положения (ПП РФ № 87). При этом, не было учтено несколько факторов:
Теперь, с учетом п.3 в новом Порядке Минстроя, работает такая схема:
Определение «Специальных технических условий» (СТУ) (п.5 Порядка)
Ранее в п.2 Порядка было сказано:
СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям ….
Теперь в п.5 Порядка дано новое определение СТУ:
Новое определение СТУ существенно изменилось: оно дополнено упоминанием закона 384-ФЗ, которого не было ранее. И теперь определение СТУ рождает противоречие и возможность двойного толкования (как и п.1 Порядка):
Какие СТУ подлежат согласованию в Минстрое России? (п.13 Порядка)
В соответствии с п.13 Порядка — СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка, подлежат согласованию с Минстроем России. Исключение — СТУ, разработанные на объекты федеральных ядерных организаций, — согласовываются в Росатоме (п.14).
И опять видим здесь лёгкое противоречие пункту 3 главы I Порядка, где по сути написано, что СТУ по 123-ФЗ согласовываются (в МЧС России) в порядке, установленном Регламентом МЧС. Здесь прослеживается мысль, что СТУ по 123-ФЗ не входят в категорию — «СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка» (п.13).
Таким образом, попытка прочесть, понять и связать в единую логику пункты 1, 3, 5, 13, 16 Порядка Минстроя склоняет нас к следующему выводу:
«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, окончательно выведены из-под области применения Порядка Минстроя и необходимости согласования в Минстрое:
Исключение перечня видов СТУ
Из п.3 Порядка исключен перечень видов СТУ.
Подпункт а) — технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — эта формулировка частично перенесена в определение СТУ в п.5 Порядка.
Подпункт б) — технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.
Подпункт в) — технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.
По сути, подпункт а) включал в себя подпункты б) и в), что делало это разделение СТУ на виды бессмысленным.
Разработка одних СТУ сразу на несколько объектов
В п.5 Порядка теперь появилась фраза: «Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.»
В соответствии с ГК РФ (ст. 133.1) Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке.
До приказа 734/пр Минстроя уже была практика разработки СТУ также на несколько объектов, связанных между собой конструктивно или технологически. Но согласование таких СТУ часто проходило с «боем», т.к. чиновники Минстроя всегда мечтали о том, чтобы СТУ разрабатывались отдельно на каждое сооружение, даже если это пункт охраны (вагончик), расположенный на территории большого завода. То есть посыл был такой: на каждую палатку и собачью будку нужны отдельные СТУ. Все разработчики ссылались на старый документ — «Методические рекомендации. Порядок построения и оформления специальных технических условий …», где было установлено, что СТУ могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, если они функционально связаны в единый комплекс. Однако статус этих Рекомендаций практический нулевой: они были утверждены решением Нормативно-технического совета Минрегиона России, и не являются нормативно-правовым актом.
Теперь этот вопрос более четко описан в официальном документе — Порядке Минстроя.
Сузился круг организаций — разработчиков СТУ
Кто имеет право разрабатывать СТУ? Теперь в соответствии с п.4 Порядка разработка СТУ проводится проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией. Ранее СТУ могли разрабатываться любой организацией, благодаря фразе «… или другой организацией», которая была удалена из Порядка Минстроя.
Здесь считаем важным напомнить, что СТУ не являются проектной документацией. СТУ — это нормативные требования (для проектирования), разработка которых формально предшествует разработке проектной документации. Зачем для разработки СТУ исполнитель должен иметь статус проектной организации — абсолютно непонятно. О допусках к каким разделам проектной документации идёт речь? — Да, неважно. Так же, как и неважна конкретная область науки, на которой должна специализироваться научная организация, для того чтобы у неё было право на разработку СТУ.
Появилось «указание риска причинения вреда»
В соответствии с п.6 и п.7 Порядка техническое задание на разработку СТУ и пояснительная записка теперь должны содержать описание необходимости разработки СТУ, включая «указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ „Об обязательных требованиях в Российской Федерации“».
Электронная форма подачи документов для согласования СТУ
Теперь Минстроем больше не принимаются СТУ (весь пакет документов) в бумажном виде. Подписывать документы рукописной подписью также больше не надо.
В соответствии с п.17 Порядка документы, предусмотренные пунктами 15 и 16 Порядка представляются заинтересованным лицом или его представителем в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в электронной форме с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
Документация подписывается руководителем организации (заявителем), или уполномоченным им лицом, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Дополнительную информацию о процедуре подачи документов для согласования СТУ можно получить на сайте Минстроя.
Порядок работы Совета для рассмотрения СТУ
Добавлена абсолютно новая глава IV — Порядок работы Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), в которой установлены правила и порядок работы совета.