Общесос мфти что это
Кафедра общей физики: объявления
По вопросам организации учебного процесса на кафедре общей физики следует обращаться к начальникам соответствующих курсов:
1 курс: Юдин Иван Сергеевич ivanyudin@mail.ru;
2 курс: Филатов Юрий Николаевич yuriifilatoff@mail.ru;
3 курс: Калашников Александр Дмитриевич kalashnikov@phystech.edu
Просим всех студентов оставлять отзывы о работе преподавателей кафедры (опрос анонимный)
Новости
на котором будет прочитан доклад «Оптические свойства и применения тонких пленок однослойных углеродных нанотрубок» пройдет в среду, 24 ноября, в 17:00 в аудитории 119 ГК*
Докладчик: Юрий Гладуш – к.ф.-м.н., старший преподаватель, руководитель группы по оптическим применениям углеродных нанотрубок в лаборатории Наноматериалов Сколковского Института Науки и Технологий.
Запланирована прямая трансляция по Zoom (ссылка внутри).
С 1 по 6 сентября будет производиться набор на курс проектной деятельности. Желающие участвовать в этом курсе должны до 5 сентября 19:00 заполнить онлайн форму. Отбор будет произведён по результатам собеседования в понедельник в 18-30 в ГФ. Подробнее.
Дополнение
Кафедра общей физики готова набрать еще нескольких второ- и третьекурсников на курс проектной деятельности.
Желающие участвовать в этом курсе должны до 10 сентября 20:00 заполнить указанную выше форму.
Кафедра общей физики
Трудность обучения физике физтехов заключалась в том, что нужно было научить физике тех, кто будет физику развивать. Так было на протяжении четырех с половиной десятилетий. Так будет?! Начнем с начала.
Лекции академика Капицы П.Л. были направлены на раскрытие и объяснение сути физического явления, методам и способам его наблюдения, исследования.
Лекции Ландау Л.Д. были игрой ума физика-теоретика, блестяще владеющего математическим аппаратом, дающим «простые» объяснения физическим явлениям и процессам. Порой «простота» объяснения физического явления давалась одной-двумя формулами, для раскрытия которых требовались часы сложных математических построений.
В 1948 году заведовать лабораториями кафедры общей физики был приглашен Кирилл Александрович Рогозинский. Ему же поручался и демонстрационный кабинет. Кирилл Александрович был уникальным заведующим. Одет всегда строго: в темно-синем мундире, в синих галифе, в сапогах. Он часами что-то точил, что-то строил, что-то налаживал, чему-то учил своих помощников. Он был требователен к себе и к сотрудникам. Иногда добрая улыбка из-под прокуренных коротких усов свидетельствовала об успехе в эксперименте. Усилиями Кирилла Александровича занятия в лабораториях были перенесены из стен физфака МГУ в лаборатории Физтеха. Большой вклад в модернизацию лабораторий кафедры после ее переезда в новый корпус внес заведующий лабораторией Владимир Ефремович Скороваров.
Уже в первые годы была заложена идея проведения заключительного экзамена по физике как защиты мини-диссертации, как праздника физики на Физтехе. Экзамен состоял из письменной и устной частей. «Изюминкой» этого экзамена был «вопрос по выбору». Каждый студент был волен выбрать любой вопрос и подготовить по нему реферат, эксперимент, свою теорию… Комиссия из видных физиков Москвы и преподавателей Физтеха часами вникала в сольное выступление студента. Спорам, обсуждениям конца бы не было, если бы не ожидал своего часа следующий студент. Академик Капица П. Л., который придумал такую форму экзамена, сам с большим удовольствием присутствовал на этих экзаменах, а также принимал живое участие в обсуждении их результатов.
Николай Евгеньевич развернул кипучую деятельность на кафедре. Он старался «загрузить» научной работой всех ассистентов и доцентов кафедры, организовывал им рабочие места в стенах кафедры, своей лаборатории в ИПФ АН СССР. На кафедре помнят, как он долго добивался создания собственного, кафедрального, лазера с тем, чтобы использовать его излучение для напыления тонких сверхпроводящих пленок в условиях низких сверхнизких температур. Он был организатором практикума по физике твердого тела, магнитному резонансу, атомной и ядерной физике, другим актуальным направлениям физики 60-х годов. Кафедра общей физики в эти годы насчитывала более 70 преподавателей, из которых четверть являлась штатными сотрудниками. На кафедре работало более двадцати докторов наук, более семидесяти кандидатов наук, известные профессора и академики.
Тридцать лет Сергей Петрович возглавлял кафедру общей физики Физтеха. Он творчески развил «систему Физтеха» применительно к кафедре, сформулировав со своими сотрудниками ряд принципов: привлечение талантливой молодежи со всей страны; опора на кадры базовых научно-технических коллективов; сочетание широкого университетского образования с усиленной подготовкой студентов по специальности; индивидуальный подход к школьнику, а затем студенту Физтеха вплоть до его выпуска и распределения.
Отработана методика преподавания физики. Общая физика изучается на протяжении шести первых семестров и по учебному плану составляет 760 часов.В учебном процессе используются такие традиционные формы обучения, как лекции, семинарские и лабораторные занятия, но их возможности расширены для самостоятельной и творческой работы студентов уже с первых лет обучения.
Развитию навыков самостоятельной работы служит система заданий. За семестр студент решает до сорока задач, требующих от него изобретательности, знаний в выборе физических моделей. Надо заметить, что на протяжении десятилетий проведения олимпиад «Студент и научно-технический прогресс» студенты-физтехи неизменно занимали первые места среди команд университетов и других вузов.
Особое внимание уделяется лабораторным занятиям, которые помогают студентам глубже понять основные физические закономерности, приобрести навыки экспериментальной работы, грамотно обрабатывать результаты эксперимента. Практикум по физике включает 460 лабораторных установок, охватывающих около 125 лабораторных работ. Кафедра обобщила большой объем работ по физическому практикуму и выпустила пособие «Лабораторные занятия по физике» под редакцией профессора Гольдина Л.Л., а также отдельные методические разработки.
Вся система преподавания физики способствует творческому развитию студента, готовит его к заключительному экзамену по физике. Экзамен проводится в два этапа: письменная контрольная работа и устный ответ без экзаменационных билетов по избранному вопросу. Устный экзамен принимают все преподаватели кафедры, видные физики базовых кафедр. Только преподаватель, который вел занятия в данной группе, в экзамене участия не принимает.
На протяжении вот уже почти пятидесяти лет кафедра общей физики Физтеха работает «под знаком Капицы». Легендарный ученый, академик с мировым именем, Петр Леонидович Капица заложил основы преподавания и обучения физике, которые творчески развил в новых условиях Сергей Петрович.
«От Капицы до Капицы» на кафедре работали выдающиеся ученые: академики Лев Давыдович Ландау, Абрам Исаакович Алиханов, Лев Андреевич Арцимович, Григорий Самуилович Ландсберг, Роальд Зинурович Сагдеев, Георгий Тимофеевич Зацепин, Лев Петрович Питаевский; члены-корреспонденты Михаил Дмитриевич Галанин, Леонид Николаевич Курбатов, Сергей Михайлович Рытов, Николай Васильевич Карлов, Иммануил Лазаревич Фабелинский, профессора Сергеи Григорьевич Калашников, Эммануил Иосифович Рашба, Николай Яковлевич Бубен, Юрий Васильевич Шарвин, Дмитрий Васильевич Сивухин, Лев Лазаревич Гольдин и др.
Физтеховская субкультура
Физтеховская субкультура — субкультура студентов и выпускников МФТИ. Часть студенческой субкультуры.
Основой общности в физтеховской субкультуре является физтеховский фольклор. Кроме этого, есть зачатки физтеховского сленга. Часть лексики в нём заимствована из научной литературы, часть — из сленгов других субкультур. В отличие от других субкультур, внешняя атрибутика в физтеховской субкультуре выражена слабо. Однако, в зависимости от периода развития Физтеха, в «моде» у физтеховской субкультуры находились те или иные стили.
Содержание
Некоторые стили внешности
Сленг Физтеха
Сленг физтехов включает в себя как специфически физтеховские словечки, так и элементы общестуденческого сленга.
Также старая физтеховская субкультура использовала ненормативную лексику и лексику «шараг». Например, ещё в 70-х годах пиджак (надеваемый исключительно на занятия на военной кафедре) назывался по-лагерному — «клифт». Небольшое количество студенток и женщин-преподавателей (несмотря на то, что самая многочисленная кафедра — чисто женская), раздельное проживание в общежитиях (4-й корпус — женский монастырь) позволило надолго сохранить данную лексику в обиходе. Утверждается, что этим грешили и некоторые преподаватели (сами физтехи). Были известны и виртуозы данного жанра, но данное «устное творчество» стали ограничивать формированием групп (на лабах — полугрупп) таким образом, чтобы в каждой подгруппе (кроме занятий иностранным языком) была хотя бы одна девушка. Ряд физтеховских анекдотов повествует о появлении «первой женщины» и о запоздалой реакции лектора, привыкшего читать лекции исключительно в мужском обществе. Явление это тяжелое, практически неистребимое (некоторые физтехи в походах разнополой группой для самоограничения безуспешно пытались использовать исключительно пятистопный ямб) и заразительное: в некоторых ЗАТО/наукоградах, где физтехов было менее процента от всех работающих, характерные обороты речи можно было услышать даже от милиционеров.
Словарь
Старые слова
Неологизмы
Акции
Ходят легенды о некоторых акциях, осуществленных студентами физтеха. Сейчас их, наверное, назвали бы «перфомансами», тогда же это были просто веселые приключения.
Неприличное слово на экранах телевизоров
Студенты ФРТК рассчитали и спаяли схему, которая создавала помехи в питающей сети всего студенческого городка и части города Долгопрудного (присоединённой к той же подстанции). Помехи же были таковы, что на каждом включённом телевизоре, показывавшем любую из программ, поверх изображения была видна очень бледная тень общеизвестного слова. Данное деяние стало в принципе осуществимым благодаря советской радиоэлектронной промышленности, выпустившей тогда «чрезвычайно высоковольтные и ужжжасно сверхвысокочастотные» транзисторы. К сожалению, дальше трансформатора подстанции такой сигнал не распространялся.
Красная звезда над Долгопой
Одна из особенностей обычного гелий-неонового лазера малой (2-6 мВт) мощности — если ты попал в его луч на достаточно большом расстоянии ночью, тебе видна только очень-очень яркая красная точка с замечательным тёмно-синим ореолом. Но вот объект, на котором устанвлен лазер, теряется в темноте. Выставив лазер на крыше чернильницы (Корпус прикладной математики), его направили на платформу Водники. В результате для всех, кто после этого выходил на этой платформе той ночью, в небе над Долгопой сияла ярчайшая красная звезда. Просто красиво.
Пиратский флаг
В 1983 и в 1984 годах по крайней мере соблюдалась традиция повешения чёрного пиратского флага с черепом и костями, сделанного из не менее чем двух простыней, между корпусами общежития МФТИ. в 1984 году дополнительно такой же флаг несколько меньшего размера реял на флагштоке перед Новым Корпусом.
Надпись на 8-рке
Буква «М» в метро
Когда-то, по рассказам старожилов альпклуба МФТИ, в стеклодувной мастерской была изготовлена газоразрядная буква Ж такого же размера, как стандартная метрополитенная буква М. И в ночь на 1 апреля на станции метро «Новослободская» (тогда это был единственный выход из станции) буква М была заменена на букву Ж. Однако снизу эта буква видна не была (улица Новослободская узкая), а только с приличного расстояния. И провисела она не меньше двух дней.
Электричка
1 апреля 1985 года: ночью на станции в Долгопрудном остановилась последняя электричка. Вдруг из кустов перед поездом появилась толпа людей. Они торопятся, каждый из них за время, которое стоит поезд, должен покрасить черной краской по несколько метров рельса. После этого они дружно исчезли в окружающих полотно дороги кустах. С точки зрения машиниста электропоезда произошедшее выглядело следующим образом: из кустов вышла толпа людей, потом они ушли обратно, но вместе с ними исчезли и рельсы (из-за краски они перестали блестеть в свете прожекторов электрички). Ошарашенный такой картиной машинист, позвонил в диспетчерскую и сообщил, что дальше он ехать не может, так как у него из под носа украли рельсы.
Надписи на электричках
Карта в метро
В 1996 году вечером 31 марта в большинстве вагонов всех линий над ст. м. Алтуфьево появилась приклеенная полоска со строящейся станцией метро «Физтех», что вызывало сильный подъём настроения у пассажиров метро и студентов МФТИ (а также шквал звонков в руководство метро и московские газеты от сбитых с толку обывателей). Схемы со станцией «Физтех» долгое время появлялись в ежедневниках различных изданий. (см. История станции «Физтех»)
Акт вандализма в отношении названия МФТИ
Ливанизация Физтеха: Как заразить Россию СПИДом
После долгих закулисных обсуждений, вопреки мнению большинства научного сообщества и сообщества выпускников физтеха, вопреки позиции отделения общей физики РАН и презирая здравый смысл, Минобрнауки назначило исполняющим обязанности ректора Московского физико-технического института Дмитрия Ливанова.
Это катастрофа. Не только для нынешнего МФТИ как высшего учебного заведения; не только для множества его выпускников – рядовых, выдающихся и великих физиков, исследователей, педагогов, конструкторов; не только для нашей личной памяти и гордости. И даже не только для российской науки и российского высшего образования.
Преувеличение? Некоторые приличные люди, в том числе физтехи (поясняю для профанов: студенты и выпускники физтеха называют себя «физтехами»), уже начали расшаркиваться публично, нахваливая господина Ливанова, его таланты учёного, преподавательский и министерский опыт и личные качества. Ничего плохого в их адрес не скажу, потому что прекрасно понимаю, как всё устроено. Чай не 1987 год на дворе, когда ректора МФТИ, преемника легендарного Билла (академика Белоцерковского, 25 лет правившего физтехом) Николая Карлова, избирали совместным голосованием профессорско-преподавательского состава и студентов по предложению ведущих учёных АН СССР. Могут что угодно сделать – кислород перекрыть, на улицу вышвырнуть, заменить полковниками МВД (сохранившиеся сотрудники ИТЭФ из Курчатовского центра не дадут соврать). Поэтому в физико-техническом сергианстве пусть упрекает их кто-то намного более смелый и безупречный.
Да и сам господин Ливанов… Лично его не знаю, но вроде как пришёл он в министерство «с низов», хорошо учился в Московском институте стали и сплавов, кандидат физ.-мат. наук в 25 лет, доктор – в 30 лет, в аппарате Минобрнауки с 36 лет (ушёл туда с должности проректора МИСиС, вернулся через 3 года на должность ректора, через 5 лет стал министром). То есть не на помойке нашли, будем объективными. Можно, конечно, зайти с других сторон – так, на слуху остались всякие претензии к его ректорству в МИСиС (в 2014 году – член генсовета «Единой России», депутат Госдумы Владимир Бурматов даже потребовал привлечь министра к уголовной ответственности за хищения, якобы имевшие место в МИСиС в бытность Ливанова ректором), да и о «горизонте интеллекта» бывшего министра отзываются, скажем так, с осторожностью, сомневаясь в том, что этот горизонт сопоставим с уровнем легендарного физтеха.
Тут такое дело… С хищениями пусть органы разбираются – вместе с депутатами от «Единой России». А с интеллектом… ну, тут спорить можно, мы ж не о Нобелевской премии рассуждаем, а об эффективности менеджмента. Назначили же год назад генерал-майора полиции, бывшего начальника УВД на Московском метрополитене Игоря Божкова исполняющим обязанности директора Института теоретической и экспериментальной физики имени Алиханова (ИТЭФ, между прочим, как и весь Курчатовский центр, тоже штука легендарная, так что выдающийся учёный, менеджер и глава «Курчатника», наверное, знал, на что шёл).
А я про своё, профессиональное. Всё-таки физик и даже к. ф.-м. н. я в прошлой жизни, а теперь всё больше про публицистику, пиар, слова и смыслы. Так вот, скажу о символах.
Физтех – символ России, символ русской истории. Один из очень немногих соединяющих. По поводу Королёва и Гагарина у нас нет национального раскола. Равно как не может быть такого раскола и по поводу создателей МФТИ – академика Христиановича и лауреатов Нобелевской премии Ландау, Семёнова и Капицы (именно Капица сформулировал принципы будущей системы физтеха в письме на имя председателя СНК СССР Сталина в 1946 году).
Кстати, о расколах. Я тут однозначно за Александра Невского и против Железного Феликса. Но я отдаю себе отчёт в том, что физтех был создан по решению Сталина и сразу же попал в зону влияния Берии (как ответственного за атомный проект). И вот что следует здесь вспомнить о Сталине и Берии (это не отступление, а важное дополнение к теме разговора).
На 21 марта 1949 года было назначено Всесоюзное совещание физиков. Идеологическое руководство потребовало от президента АН СССР Сергея Вавилова и министра высшего образования СССР Сергея Кафтанова устроить в физике то, что полгода раньше устроили на сессии ВАСХНИЛ (академия сельскохозяйственных наук) в сфере сельского хозяйства. Тогда, напомню, партия и её верный сын, академик-шарлатан Трофим Лысенко, разоблачили продажную буржуазную лженауку генетику, а выдающихся советских генетиков, лидеров мировой науки, вышвырнули из профессии, казалось, навсегда. Так вот, теперь у марксистов-ленинцев возникли вопросы к теории относительности и квантовой механике – соответствуют ли они главной книге советских физиков, «Материализму и эмпириокритицизму» Ленина? Нашлись и свои «Лысенки», нашлись и претензии к космополитизму некоторых…
Поэтому маньяки, разгромившие генетику, всё-таки не решились громить физику.
Да что там о давних временах – есть и недавние примеры. Про тот же МФТИ. В 2012 году председателем наблюдательного совета МФТИ стал тогдашний вице-премьер Владислав Сурков (в прошлом и в будущем – помощник президента). Легендарный «демиург» российской внутренней политики, заложивший основы «эффективно-менеджерского подхода», который подменил политику технологиями, а качественные результаты – бюрократическими «показателями эффективности». Так вот, мне рассказывали, что даже этот своеобразный человек испытывал что-то вроде мистического уважения к физтеху и прикладывал вполне всерьёз, от души, какие-то усилия к его укреплению. И уж конечно, даже не помышлял о том, чтобы физтех возглавить (а что, хорошая и достойная была бы синекура).
И давайте вернёмся к символам.
Физтех – и его знаменитая «Базовая система» – это символ опоры образования, школы и человеческой судьбы на фундаментальную реальность. Это понимание абсолютного приоритета Истины над любыми лозунгами и «образовательными стандартами». Это – в чисто организационном плане – приоритет фундаментальной, академической науки, когда академические (и другие действующие фундаментальные) НИИ являются базами (так их физтехи называют в быту) для теоретического и практического обучения, а главное, для фундаментального воспитания будущих учёных и конструкторов. Которые только в результате такого базового образования смогут решать конкретные, суперсовременные и актуальные задачи (от атомной бомбы и космических ракет в 1948 году до нанобиотехнологий сейчас). Так физтех продолжает работать и сегодня, хотя и вынужден втискиваться в минобрнаучно-болонскую абракадабру образовательных крЕдитов.
Физтех – это символ всего того, что абсолютно несовместимо с антиреальностью, которую символизирует Дмитрий Ливанов.
Ливанов во главе МФТИ – это как Швыдкой – Патриарх всея Руси. Как Сергей Зверев – министр обороны. Как Моргенштерн – министр культуры. Как Голикова – министр здравоохранения… Ой, извините, не то сказал.
Но он просто символ. И это намного хуже, чем если бы он был злодеем-разрушителем сам по себе.
Друзья-физтехи уже успели сообщить мне, что ничего страшного не произойдёт: сейчас в институте работает такая мощная и чисто физтеховская управленческая команда, что испортить ничего не получится.
Ага. Щас. Извините за неакадемическую терминологию…
Кто помешает разогнать эту и любую другую команду в два притопа, три приказа? Сенаты факультетов (или как они там сейчас называются – отстал от жизни) вето наложат голосованием? Или в Станкине (пардон, в МИСиСе) кадров не найдётся? Не говоря уже об УМВД Московского метрополитена? Никто не помешает.
Именно потому, что это символическое решение, как уже было сказано. Это декларация о намерениях. О намерениях не оставить от Базовой системы физтеха камня на камне, о намерениях и дальше начисто игнорировать Большой физтех (вуз, студентов, выпускников, всемирную физтеховскую диаспору, традиции, историю, науку – что угодно).
А система физтеха (и русская фундаментальная наука, которую она олицетворяет) – это одна из базовых основ системы национального иммунитета русской цивилизации. Одна из основ её сопротивляемости и выживания.
Поэтому ливанизация физтеха – это заражение России СПИДом. Насильственное заражение. Причём традиционным для этой болезни способом.
Автор – кандидат физмат наук, выпускник МФТИ 1984 г.
Московский физико-технический институт (Государственный университет)
Данные о приеме в МФТИ 2021/2022
Бюджетных мест
(бакалавриат/специалитет)
Средний балл на бюджет
Платных мест
(бакалавриат/специалитет)
Средняя стоимость обучения (очно)
Самые доступные специальности
Дополнительные баллы к ЕГЭ
МФТИ в цифрах
Подробнее о вузе
День рождения Физтеха — 25 ноября. В этот день в 1946 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании физико-технического факультета (ФТФ) МГУ, а через 5 лет на его базе был создан Московский физико-технический институт.
Отцами-основателями Физтеха считаются три нобелевских лауреата: Пётр Капица, Николай Семёнов и Лев Ландау, а также проректор МГУ по специальным вопросам и куратор предшественника МФТИ ФТФ МГУ Сергей Христианович.
Они заложили основу образования в МФТИ — уникальную «систему Физтеха»: отбор самых талантливых абитуриентов и вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу под руководством выдающихся ученых в базовых организациях. Таких организаций-партнеров на Физтехе больше ста. Среди них, помимо целого ряда институтов Российской академии наук, крупнейшие российские компании: Яндекс, Сбербанк-технологии, ABBYY и многие другие.
В МФТИ ежегодно учатся около 7 000 студентов, а преподают более 80 академиков и членов-корреспондентов РАН. Кстати, это дает самое большое число академиков на одного студента среди всех российских вузов.