Общение осуществляется на следующих уровнях макроуровень микроуровень ультрамикроуровень что лишнее
Лекция №2. Коммуникативная сторона общения
Лекция № 1. Человеческое общение и коммуникации.
=Содержание общения.
— Внешний вид человека.
=Средства общения.
=Уровни общения (3 уровня).
=Виды общения.
— Межличностное (парное общение)
— Лично-групповое (учитель- класс)
— Межгрупповое (командное соревнование)
— Непосредственное общение (лицом к лицу)
— Опосредованное (телефон, факс, пейджер, Интернет, письмо).
Содержания конкретной коммуникации может быть различными: обсуждение новостей, сообщение о погоде, спор о политике и т.д.
Всегда надо помнить, что:
— Коммуникация в общение всегда значима для ее участников, т.к. обмен информацией всегда происходит по каким- то причинам, т.е. для достижения какой- то цели.
— В результате возникает вопрос:
— что препятствует эффективной коммуникации?
— каково происхождение барьеров?
— как преодолевать эти барьеры?
1. Эффективной коммуникации препятствует желание собеседника защититься от воздействия со стороны, т.к. цель коммуникации изменить мнение, представления и т.д. не каждый человек желает таких изменений и естественно, что он будет защищать себя от такой информации.
— Избежание- человек не смотрит на говорящего, отворачивается, использует любой повод для прекращения разговора.
— Непонимание- т.е. защитой является своеобразное непонимание сообщения.
3. Приемы для преодоления барьеров.
— Прием «нейтральной фразы»- т.е. когда в начале произносится фраза, не имеющая значения и отношения к теме, но по каким то другим причинам имеющая смысл для присутствующих и поэтому все прослушивается с интересом.
— Прием «завлечения»- говорящий произносит вначале что-то очень тихо непонятно или неразборчиво, это вынуждает оппонента напрягать слух и внимание.
— Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим, т.е. говорящий или задерживает взгляд на ком-то или избегает его взглядом.
— Прием «изоляции»- для поддержания внимания, т.е. изолирует слушателя от влияния из вне.
— Прием «акцентировки»- фразы «прошу обратить внимание» или особым нажимом на фразу или слово.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Виды и уровни общения. Понятие о языке и речи
Виды общения. Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное по содержанию и форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами.
Различают следующие виды общения:
Уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить следующие уровни общения:
А. Б. Добрович выделяет конвенциальный, примитивный, мапнпуляцнопный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.
Понятие о языке и речи. Речь — могучий фактор психического развития человека, под влиянием которого формируются и становятся управляемыми сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, воля и характер. Речь — процесс общения людей посредством языка.
Коммуникации (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью ограниченного количества речевых элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) — безграничного многообразия мыслей, намерений и чувств человека.
Речевая деятельность связана с работой больших полушарии головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое — влияет на модуляцию голоса, тембр и т. д.
В восприятии речи можно выделить:
Фонема — звук речи в языковой системе. Способность анализировать н синтезировать речевые звуки но признакам, свойственным фонемам родного языка, называется фонематическим слухом, развивающимся обычно в возрасте от 1 года до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.
Слово представляет собой целостный звуковой комплекс соединения звуков и акустических переходов между ними.
Вопрос 2. Уровни общения: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.
ЛЕКЦИЯ
Психология общения.
Теоретический материал по теме «Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень».
Вопрос 1. Экстрасенсорное общение.
(три формы общения: вербальная, невербальная и сенсорная: первые две мы разбирали, лекции эти пришлю попозже…)
Экстрасенсорное общение – это общение без использования вербальных средств общения. Это общение на уровне чувственного (сенсорного) восприятия. Этот вид общения зависит и состоит из взглядов, мимики в целом, ощущений, эмоций, чувств. Данный тип восприятия окружающего мира получил название «экстрасенсорики».
Экстрасенсорика – это форма восприятия, которая использует дополнительные органы чувств, помимо пяти общепризнанных. Проявление экстрасенсорных возможностей обычно выражается в телепатических способностях, ясновидении, телекинезе и других необычных способностях человека.
Большую роль в данном виде общения играет беззнаковая информация.
Вопрос 2. Уровни общения: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.
Слушатели всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия в восприятии информации и собеседника, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько уровней общения.
Выделяют три уровня общения:
1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.
2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержательной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.
3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в определенных показателях, которые характерны и- для других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.
По другой классификации выделяют следующие уровни общения(А. Б. Добрович):
1. Конвенциальный.Характеризуется проявлением интереса к личности партнера, открытостью, готовностью встать на его место. Этот уровень требует высокой культуры общения. Он наиболее оптимален для решения межличностных проблем.
Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как предмет, нужный или ненужный в общении.
Если нужный, то хороши все средства для овладения им, если мешающий, то его можно оттолкнуть.
Если нам необходимо получить, например, от родителей, мужа норковую шубу, то мы стараемся быть ласковыми, заботливыми, угодливыми, но как только шуба получена, все возвращается на круги своя.
3. Манипулятивный.Субъект, выбирающий этот уровень, выступает в роли игрока, которому непременно надо выиграть, ведь этот выигрыш сулит в любом случае выгоду, как материальную, так и психологическую.
Манипулятор в любой ситуации общения ставит себя выше других, считает себя лучше, умнее всех.
Примером служит эпизод из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в котором нерадивый студент, придя на экзамен с розой в петлице, заявляет профессору, что для него экзамен всегда праздник, а сам передает сигнал другу: «Профессор. лопух. »
4. Стандартизированный, или контакт масок.
Общение происходит на основе некоторых стандартов и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера.
Интерес к партнеру по общению проявляется как к носителю определенной социальной роли (преподаватель колледжа, пассажир в транспорте), истинное «Я» скрыто под маской.
Маска — определенная совокупность нормативных элементов вербального и невербального поведения. Существуют маски вежливости, безучастия, приветливости, рубахи-парня, озабоченности, обиженного на весь мир человека.
конвенциальными, т. е. соблюдающими определенные этикетные традиции;
реактивными, т. е. возникающими в ответ на маску партнера; ситуативными, т. е. проявляющимися в наборе дежурных фраз, характерных для общения в данной ситуации. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. В одних случаях маска просто необходима, чтобы избежать конфликта или психологически защитить личность, а и других — мешает, так как по своей природе человек стремится к тесным межличностным отношениям, к самовыражению, а маски не позволяет этого сделать.
5. Игровой.Этот уровень характеризуется тонкостью содержании и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выражается в отражении друг друга.
6. Духовный.Высший уровень человеческого общения. Партнер К к’ принимается как носитель духовного начала. Духовность реали-1\ччси за счет взаимопроникновения личностей, совместного поисков, стремления к единодушию.
Говоря об уровнях общения, нельзя утверждать, что один из них плох, а другой хорош. Каждый в отдельности и вместе взятые они помогают человеку лучше ориентироваться в ситуации общении и взаимодействовать с партнерами.
Виды и уровни общения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Важнейшими видами общения являются:
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть представлено как:
материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),
когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями),
мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),
деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями.
Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.
По средствам общения оно может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п.
Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п.
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Виды общения делятся также на:
социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);
групповое предметно-ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;
личностно-ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.
В научной литературе выделяют следующие виды общения:
“Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.
Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация.
Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами.
Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.
Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:
Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)
Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня общения:
1) макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;
2) мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;
34. Уровни и формы общения
34. Уровни и формы общения
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.
Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:
1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);
2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;
3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.
Уровни общения по Э. Берну:
1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;
2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);
3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;
4) близость – интимные отношения;
5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:
1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;
2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;
3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;
4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;
5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;
6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;
7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Формы межличностного общения:
1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);
2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);
3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. Уровни и формы научения
4. Уровни и формы научения Человек в течение своей жизни постоянно адаптируется к условиям непрерывно изменяющейся среды. Это выражается в виде выработки новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, т. е. в разнообразном научении. Научение
18. Уровни и функции общения
18. Уровни и функции общения Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Глава 3. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ И СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ
Глава 3. НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ И СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ Психологические особенности внутрисемейного общения. Трудности и нарушения межличностного общения в семье. Супружеский конфликт как нарушение семейной
ГЛАВА 5 Формы воздействия (влияния) на партнеров общения
ГЛАВА 5 Формы воздействия (влияния) на партнеров общения Воздействие (или влияние) на партнеров общения может осуществляться преднамеренно и непреднамеренно (человек оказывает влияние на других только фактом своего присутствия). Преднамеренное влияние, как пишет Е. В.
25. Зоны и уровни общения
25. Зоны и уровни общения Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны
Функции общения. Значение общения
Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко
Понятие формы общения
Понятие формы общения Изменения отдельных аспектов, характеризующих развитие разных структурных компонентов общения – потребностей, мотивов, операций и пр., – в совокупности порождают интегральные, целостные образования, представляющие собой уровни развития
Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между
64. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
64. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть не что иное, как обобщение, поэтому в речи оно должно быть
II Формы общения, к вампиризму не относящиеся
II Формы общения, к вампиризму не относящиеся Эта глава посвящена отношениям, которые возникают при общении двух людей. Иногда уже на начальных его этапах можно предсказать на много лет вперед, чем дело кончится. Поэтому психологически грамотный человек практически,
Уровни общения в психотерапии
Уровни общения в психотерапии В каждой психотерапии спонтанно развиваются свои уровни общения. Уровень общения интеллектуального студента старших курсов — это совершенный английский с обзорами информации и сложными теоретическими конструкциями. Но в психотерапии,
ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ. УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ. УРОВНИ ОБЩЕНИЯ Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения.В первом случае существуют субъектно-объектные отношения, где объектом является ученик, студент,
4. Интенсивность познавательной потребности, ее уровни и формы
4. Интенсивность познавательной потребности, ее уровни и формы Несомненно, что люди резко различаются по силе, интенсивности познавательной потребности.Один школьник много читает, причем не развлекательной литературы, а научно-популярной и даже научной. Часто задает
5. Радость интимного общения или общения в компании
5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не