Общее фортепиано в музыкальной школе что

«Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Цель: способствовать формированию слушателей культуры школьников на основе приобщения к музыке.

Задачи:

1. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.

2. Развить творческие способности у учащихся.

3. Воспитание культуры слушателя, исполнителя; воспитание любви к музыке.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.

Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.

За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.

Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.

Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру.

Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.

Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.

Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.

Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношения» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.

Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг.

Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.

1. Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор», 1984.

2. Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск, 1979.

3. Ключарева Т. Педагогическая практика – М: «Музыка», 1979.

4. Тимакин Е. Воспитание пианиста – М: «Советский композитор», 1989.

5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение», 1984.

Репетиторы по физике в Тюмени помогут устранить все трудности в усвоении программы обучения, проработают с вашим ребенком все темы, которые он изучал в школе, окажут помощь ученику в подготовке к олимпиаде, экзамену в школе, к вступительным экзаменам в ВУЗ.

Автор: Дрожжина Наталья Александровна, преподаватель общего фортепиано «Школы искусств №2», пед.стаж 6 лет, г. Караганда, Казахстан.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Источник

Общее фортепиано в музыкальной школе что

Автор: Скуридина Ирина Алексеевна

Организация: МБУДО Монинская ДМШ

Населенный пункт: Московская область, Щёлковский район, г.п. Монино

Без изучения курса общего фортепиано – «обязательного»

немыслимо воспитание профессионального

музыканта любой специальности.

Предмет «Общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомится с огромными фактурными возможностями роли фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Ученики выступают, солируют на фортепиано, играя в ансамбле, аккомпанируя своим товарищам.

Некоторые из них выступают в школьных концертах, детсадах, в общеобразовательных школах и в библиотеках.

Как известно предмет общее фортепиано является дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств.

Прохождение общего курса фортепианной игры должен содействовать поднятию общей культуры учащегося.

Н. Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

развитие фортепианной техники;

разучивание пьес разных стилей фактуры;

игра в ансамбле аккомпанементе;

Вышеуказанные задачи, остаются актуальными и в настоящее время. Условия для их решения не простые:

урок по 22,5 минуты или по 45 минут. (а к концу года ученик должен сыграть 2-3 небольших пьесы на различные штрихи и часто двумя руками).

Предмет общее фортепиано для учащихся других отделений вводится со второго класса. И так как в первый класс принимают детей с 6-7 лет, то возникает проблема возрастной психологии.

После первой встречи учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствия дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания.

В первой беседе преподаватель может убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано, как условия профессионального роста музыканта.

Учащийся должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения.

Разумеется, у каждого ученика усвоение материала происходит индивидуально и поэтому материал урока преподаватель может варьировать по своему усмотрению, необходимо только следовать тому, что усвоение нового должно быть на прочном закреплении предыдущего. Нельзя допускать музыкальное развитие скачками, так как тогда могут возникнуть трудности, преодолеть которые ученик не в состоянии, тем самым он потеряет интерес к занятиям, особенно, когда кончится донотный период и начнется игра по нотам.

Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (у ребенка этого возраста преобладает образное мышление).

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребенка – это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребенка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально, ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Ученик подготовительного класса еще не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, надо с первых же шагов приучить его к обязательному выполнению домашнего задания, говоря ему: «А дома вспомни, что мы делали на уроке и сделай точно так же, но только упражняйся больше. Добейся, чтобы играть тебе было свободно, легко и удобно».

Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное, к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям – ведь ребенку интересно только то, что получается и тогда ему хочется сделать еще большее. А это решает главную задачу – развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.

Знакомство с учеником.

С первого же урока очень важно установить эмоциональный и психологический контакт с учеником, он должен почувствовать симпатию и доверие к учителю.

Главное на первом уроке – пробудить интерес к занятиям музыкой.

В заинтересованной, доверительной беседе учитель знакомится с учеником, при этом плавно переходит от интересов и умений ученика (любит ли рисовать, лепить, умеет ли он читать, писать и т.д.) к знакомству с музыкой и с фортепиано.

Знакомство с инструментом.

Б) Познакомить с устройством инструмента, показать механизм возникновения звука, для чего нужны педали фортепиано.

В) Регистры. Установить связь: нижний регистр – толстые струны – грубый, низкий звук. Верхний регистр – струны становятся тоньше, а вверху совсем тонкие и звук совсем нежный, тонкий. Музыкальные примеры: В. Ребиков – «Медведь», А. Руббах – «Вальс».

Попутно проводим ассоциации с животными, ребенок фантазирует, какие животные могут ассоциироваться с теми или иным регистром.

Знакомство с клавиатурой.

обратить внимание на чередование двух и трех групп черных клавиш на клавиатуре. Исходя из этого, учим найти в группе двух черных клавиш, т.е. До, Ре, Ми;

Верхний регистр – регистр скрипичного ключа, нижний – басового (объяснение названия «скрипичный ключ», «басовый ключ»).

Знакомство с октавами.

Верхний регистр – 1-я, 2-я, 3-я и 4-я октавы.

Нижний регистр – малая, большая, контроктава и субконтроктава.

Знакомство с нотным станом.

Нумерация линеек, написание нот.

определение расстояния между стулом и инструментом;

определение высоты сидения;

положение корпуса и рук.

Постановка рук. Упражнение с мячом (можно взять вместо мяча небольшое яблоко) свободно без напряжения, обнимая мяч и, не изменяя форму, переносим руку на инструмент (выполнять попеременно правой и левой руками).

Упражнение обеспечивает естественное положение руки. Затем прикосновения на фортепиано 3-мпальцем правой и левой рук. Показ с помощью педагога, потом ученик выполняет самостоятельно.

На примере 2х-3х музыкальных фрагментов объяснить ученику, что музыка в пьесках то «бежит», а то «идет», а иногда «стоит» на месте.

Обратить внимание, что музыка длится по-разному, тем самым подвести ученика к объяснению длительности. Объяснение дать на наглядных примерах.

Заранее заготовить из картона 4 круга – целая, половинная, четвертная и восьмая.

Работая по такой программе, которая доступна каждому ребенку, независимо от музыкальной одаренности, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал в доступной ему форме.

Источник

Методическая разработка на тему «Особенности преподавание предмета: общее фортепиано»

Администрация города Курска

Управление культуры города Курска

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств № 2 им. И.П. Гринева» г. Курска

305044 , г. Курск, ул. Станционная 12, +7 (4712) 26-32-02

преподавателя объединения «Фортепиано»

«Особенности преподавания предмета: общее фортепиано».

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

предмета: общее фортепиано».

2. Историческая справка.

3. Специфика предмета общее фортепиано.

4. Особенности преподавания предмета: общее фортепиано.

4.1. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

у обучающихся оркестрового объединения.

4.2. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

у обучающихся объединения ОНИ баянистов и аккордеонистов.

4.3. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

у обучающихся объединения ОНИ струнников.

4.4. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано»

у обучающихся вокально-хорового объединения.

6. Список литературы.

« Без изучения курса общего фортепиано- «обязательного» немыслимо воспитание профессионального музыканта любой специальности.» Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

Владеющему фортепиано доступен любой музыкальный материал, что делает данный инструмент пригодным не только для творческих целей, но и воспитания и обучения; ещё в 1897 году В. Гутор, писал: «…фортепиано самый удобный и полный инструмент для изучения музыки…». Не случайно, курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и формирования музыкантов всех специальностей.

Известно, что профессиональному развитию юного музыканта способствуют различные виды музыкальной деятельности такие как изучение музыкально-теоретических, хоровых дисциплин, слушание музыки и музыкальная литература, однако процессы развития учащегося музыканта протекают более эффективно, когда он оперирует материалом

практически. Именно такую возможность и предоставляет ему музыкальное исполнительство, в том числе, фортепианное.

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

С.Е. Фе́йнберг (1890-1962)

советский пианист, музыкальный педагог и композитор. С 1922 года профессор МГК имени П. И. Чайковского, с 1936 года заведовал кафедрой фортепиано.

2. Историческая справка

Предмет «Общее фортепиано» берёт своё начало в истоках профессионального музыкального образования в России, в 1860 году А.Г. Рубинштейн в докладной записке Министру народного образования обосновал необходимость обучения в классе фортепиано музыкантов всех специальностей.

В 20-е годы ХХ века одним из первых исследователей в области теории и методики общего фортепиано стал преподаватель Ленинградской консерватории Нестор Загорный. Он написал книгу «Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет» в ней он методически обосновал общий курс игры на фортепиано, это была первая попытка выявить особенности курса как учебного предмета, подчеркнуть его отличие от специального фортепиано. Как никогда актуальны сегодня предложения автора о направленности всего учебного процесса на запросы практики, установка на специфические, связанные со специальностью ученика, репертуар и формы работы. Прогрессивна и основополагающая идея ориентации процесса обучения на разностороннюю музыкальную деятельность ученика-инструменталиста, вокалиста, на воспитание образованного, культурного человека в широком смысле слова.

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

А. Б. Гольденве́йзер (1875-1961)

русский и советский пианист, композитор, педагог, публицист, профессор МГК им П.И. Чайковского по классу фортепиано.

Развитие теории общего фортепиано в последующее десятилетие связано с именем Б. Яворского, в частности с его «Методической хрестоматией по курсу общего фортепиано.» Занимаясь с учащимися в классе общего фортепиано, он справедливо полагал, что от уровня владения инструментом зависит уровень музыкального образования в целом, т. к. фортепианная подготовка музыканта в значительной степени определяется возможностью широкого охвата и глубокого усвоения дисциплин музыкально-теоретического цикла. Наряду с теоретическим материалом по вопросам курса хрестоматия содержит учебно-педагогический репертуар, отбор которого воплотил идею автора о главной цели предмета – «познания музыки во всём её разнообразии через фортепиано». «Цель составления и выпуска настоящей хрестоматии, – писал Б. Яворский, – восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в области музыкальной литературы для курса, так называемого общего или дополнительного фортепиано в музыкальных учреждениях».

Известный по работе Н. Загорного тезис методики общего фортепиано – «ориентация учебного процесса на специальность учащегося» – у Яворского получает более глубокую интерпретацию: повышение уровня «исполнительской культуры» непианиста. Он пишет о необходимости создания специфического репертуара (облегчённые переложения оперной, симфонической, ансамблевой и сольной литературы), о воспитании на уроках общего фортепиано умения «конспективного» прочтения нотного текста. Особенно убедительны теоретические обоснования и практические рекомендации Б. Яворского в разделе работы, посвященном различию методов технического развития учащихся разных специальностей.

Прошло более полувека, прежде чем проблемы общего фортепиано вновь привлекли к себе внимание исследователей. Вторая мировая война, значительное ухудшение материальной базы – вот причины, по которым обучение в классах общего фортепиано вновь оказалось на уровне 20-х–30-х годов ХХ века.

В 1981-м году вышел проект Программы по фортепиано для студентов разных специальностей. В пояснительной записке к данному проекту В. Нырковой были сформулированы цели и задачи дисциплины общее фортепиано. Автор анализирует и раскрывает межпредметные связи курса, доказывает практическую необходимость фортепианной игры для полноценного усвоения историко-теоретических дисциплин и специальности.

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе чтоОбщее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе чтоОбщее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

российский музыковед, специалист в области психологии муз. исполнительства и муз. педагогики. Доктор педагогических наук, профессор.

Кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой фортепиано Государственного муз-пед. института (РАМ) им. Гнесиных.

З. Н. Йовенко 1929 г.р.

украинская пианистка, педагог, кандидат искусствоведения, профессор Киевской консерватории им П.И.Чайковского

3. Специфика предмета общее фортепиано

Решению многих проблем данной дисциплины способствовало бы определение специфики предмета общее фортепиано в сравнении его с курсом специального фортепиано.

Автор З. Йовенко обосновывает специфику курса общего фортепиано, формулируя его конкретные отличия от предмета «специальное фортепиано». Сравнив содержание трёх основных компонентов урока – «объект, цель и условия обучения» Йовенко выделяет три основных отличия предмета.

Отличие первое. Обучающиеся классов общего фортепиано приходят в учебное заведение для приобретения любой музыкальной специальности, кроме специальности пианиста. Весь комплекс дисциплин, в том числе и фортепиано, подчинен основной цели – подготовке специалиста избранного профиля. Вследствие этого, методика урока общего фортепиано и выбор средств воздействия на учащегося ориентированы на его основную специальность.

Отличие второе. Уровень фортепианной подготовки, который получают обучающиеся, учащиеся на разных инструментах. Так вокалисты и хореографы имеют только один дополнительный инструмент, а у инструменталистов фортепиано – это уже второй инструмент.

Учебная деятельность в классе общего фортепиано складывается из различных видов исполнительской работы.

Одновременно с накоплением пианистического мастерства на уроках фортепиано происходит целенаправленное формирование разностороннего музыканта. Курс позволяет «интегрировать в рамках урока большое число различных произведений и одновременно ввести немало обобщающих понятий, рассматриваемых в культурно-историческом плане. А также необходимо отметить огромную связь общего фортепиано с системой музыкально-теоретических дисциплин.

4.Особенности преподавания предмета «общее фортепиано».

В детских музыкальных школах и детских школах искусств предмет «общее фортепиано, в ряду другими учебными дисциплинами, играет роль связующего звена между специальностью, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением.

В настоящее время предмет общее фортепиано вводится с первого класса для вокалистов и хореографов и со второго класса для инструменталистов, время урока 20 и 40 минут, в зависимости от учебной программы. Программные требования не дифференцированы, они едины для учащихся-оркестрантов и народников, то есть не выявлена специфика работы. Реальность сегодняшнего времени требует выработать такую методику, а также специфические формы и методы преподавания, которые могут привести к положительным результатам в деле воспитания учащихся разных специальностей.

Особенность фортепианного звукоизвлечения вызывает большую сложность при обучении игре на фортепиано учащихся-инструменталистов практически всех специальностей. На фортепиано важен момент взятия звука, который и определяет характер и силу звучания. Невозможно повлиять на силу звука давлением на клавишу, так как его стационарная часть неуправляема и звук постепенно затихает. Если сразу не объяснить ученику эту особенность фортепианного звукоизвлечения, то учащиеся все усилия сосредотачивают на клавише, так как хотят выразить напряженность эмоций напряжением мышц и судорожно прижимают ее до дна после ее взятия, что приводит к зажатости при исполнении. Поэтому, начинать следует с работы над достижением мягкого, певучего звука без излишнего давления на клавишу.

Еще одним важным моментом с самого начала и на протяжении всех лет обучения является исполнительский аппарат ребенка. Легче и быстрее всего приспособиться к новому инструменту поможет ряд аналогий и противопоставлений с основной специальностью ученика. В связи с этим, можно проблемы можно разделить на специфические и общие, характерные для исполнителей на различных инструментах. Общим основным недостатком является недостаточная пространственная свобода, а именно: сильное напряжение мышц плеча, предплечья, кисти, а также сопутствующие напряжения, возникающие в мышцах лица, шеи, спины непосредственно не занятых в игре. Тут очень важную роль играет посадка за инструментом.

Пианиста должен иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях, чтобы движения рук имели полную свободу. Высота посадки зависит от игрового положения предплечья, локтя и плеча. При поставленных на клавиши пальцах предплечье и локоть должны находиться на уровне клавиатуры или чуть выше. Ноги должны прочно упираться в пол или подставку, сидеть необходимо на краю стула, так как глубокая посадка будет препятствовать опорной роли ног и делать неуверенными движениями корпуса.

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

Эти требования в достаточно известны, но для баянистов, народников-струнников, виолончелистов, и других инструменталистов, сидящих во время исполнения, необходимо учитывать особенности их посадки при игре на своем инструменте.

4.1. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано» у обучающихся оркестрового объединения.

Курс общего фортепиано для обучающихся оркестрового объединения в ДШИ и ДМШ всегда являлся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Главная особенность игры на фортепиано, в отличие от подавляющего большинства других инструментов, состоит в том, что исполнитель без сопровождения, должен не только охватить все элементы музыкальной ткани в их совокупности, но и выявить мельчайшие детали. Исполнение на рояле можно сравнить с исполнением целого оркестра, в котором пианист является и дирижером, и исполнителем всех партий. Обучающийся класса общего фортепиано должен обладать комплексом навыков, среди которых основное место занимает способность координации, так как умение правильно скоординировать составные части музыкальной ткани служит залогом двигательно-технической свободы, которую иногда путают с чисто мышечным освобождением аппарата.

Работая над развитием координации необходимо учитывать, что оно состоит из нескольких слоев:

В формировании беглой техники и свободного исполнения играет большую роль работа над гаммами. Работа над гаммами, аккордами и арпеджио ведется на всем протяжении обучения и помогает обучающемуся овладеть основными формулами, из которых состоят разнообразные варианты фортепианной фактуры.

Так же гаммовый комплекс помогает ощутить духовикам, скрипачам и т.д. фортепианную клавиатуру во всей ее объемности. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе, а не читая текст по отдельным нотам, ученик лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более осознанно и технически уверенно.

Правильное осмысленное исполнение гамм способствует развитию беглости помогает пальцевых движений, пространственной свободы, владению нюансировкой и различными способами звукоизвлечения.

Так как в первый класс на сегодняшний день принимают детей без возрастных ограничений, то возникают проблемы возрастной психологии. Методическая литература очень мало уделяет внимание специфике возрастной психологии учащихся в ДШИ. Тут важным фактором является подбор репертуара- к нам в первый класс, в основном на духовые инструменты, приходят подростки 12-13лет. Пьесы и песенки начального периода, рассчитанные на детей 7-8лет не всегда интересны подросткам. Заинтересовать подростков сложным освоением необходимых пианистических навыков можно на произведениях популярной и легко узнаваемой классической музыки. Только следует заметить, что глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. На помощь приходят лёгкие переложения шедевров мировой классики, с которыми дети уже познакомились на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Сборники Т. Юдовиной-Гальпериной хороши ещё тем, что большинство произведений из них можно без особого труда выучить в «черновом» варианте в течение урока. А это очень важно для предмета «Общее фортепиано», так как у большинства детей нет дома инструмента. А из-за большой загруженности в общеобразовательной школе они не всегда могут ходить заниматься в классах музыкальной школы. Кроме того, работая по этим сборникам, ребенок уже к концу урока слышит результат своего труда, а это, безусловно, становится стимулом для его дальнейших занятий.

Существуют причин, из-за которых усложняется процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися-инструменталистами.

Первое, это фортепианный текст. Трудность заключается в необходимости одновременной читки двух нотоносцев в разных ключах, в ином обозначении аппликатуры, например скрипачи сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе.

Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений. Преподаватель должен продумать выбор репертуара-необходимо подобрать произведения, написанные для двух рук в басовом ключе.

Большая часть обучающихся инструменталистов играют в различных ансамблях, и помочь им вести мелодическую линию и аккомпанемент на фортепиано поможет аналогия с игрой в ансамбле. Соотношение звучания мелодии, исполняемой солирующей группой инструментов и аккомпанемента сопровождающей группой, для них наиболее понятно и доходчиво. Остаётся перевести достаточно сформированное слуховое восприятие в чисто двигательные ощущения при игре на фортепиано мелодии и аккомпанемента.

4.2. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано» у обучающихся объединения ОНИ баянистов и аккордеонистов.

Наиболее перспективными в овладении курсом общего фортепиано являются баянисты и аккордеонисты: баян близок по фактуре к фортепиано, воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах для баянистов и аккордеонистов не новость, их мышление подготовлено к исполнению музыки полифонического склада.

Но основной сложностью для баянистов является то, что при игре на баяне функции рук четко разграничены. На левую руку возлагается ряд задач, среди которых на первый план выдвигается задача по обеспечению работы меха, к тому же баянная клавиатура левой руки строится, в отличие от правой и фортепианной, по кварто-квинтовому принципу и имеет набор готовых аккордов. Все это неблагоприятно отражается на пальцевой технике левой руки, которая развита значительно менее правой.

Еще одной проблемой для баянистов является неразвитый и напряженный первый палец. Так как они в основном играют 4-х пальцевой позицией. Это объясняет и провисание первого пальца ниже уровня клавиатуры. Эта проблема обычно стоит и перед учащимися-инструменталистами других специальностей: народники-струнники и учащиеся струнно-смычкового отделения, которые так же используют

4-х пальцевую аппликатуру.

Наиболее распространенным недостатком при работе первого пальца является то, что учащиеся не ставят его на кончик, что уже почти обеспечивает правильное положение других пальцев, а кладут его на клавишу всем суставом. Здесь целесообразно будет использование специальных упражнений для первого пальца, например, упражнения Е.Ф. Гнесиной, которые развивают свободное и самостоятельное движение первого пальца.

4.3. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано» у обучающихся объединения ОНИ струнников.

Но серьезной ошибкой было бы заранее раз и навсегда устанавливать положение корпуса, так как эмоциональное содержание исполняемого произведения оказывает воздействие на все наши движения и в первую очередь на положение тела. Следовательно, эмоциональное и музыкальное представление должны определять положение корпуса, а не наоборот. Как говорил Г. Нейгауз «для достижения наилучших технических результатов и владения разнообразными качествами звука надо использовать все возможности тела от пальца до всего туловища». Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе чтоОбщее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

1888-1964— советский пианист

педагог немецкого происхождения.

Профессор, заведующий кафедрой класса специального фортепиано, Московской консерватории.

Совершенно аналогичные недостатки, как у баянистов с левой рукой, но относящиеся к правой руке, характерны для исполнителей на тех инструментах, где основной функцией правой руки является удержание медиатора или смычка. Сюда относятся балалаечники, домристы, исполнители на струнно-смычковых инструментах.

Из этого следует, что для всей этой группы инструменталистов характерно разграничение функций рук, а при игре на фортепиано равнозначность функций рук – норма, к которой им необходимо привыкнуть.

Говоря о специфике игры двумя равнозначными руками приходим к работе над техникой в классе общего фортепиано. Очень важно отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д. Одновременно с этим необходим поиск аналогий между игровыми приемами на фортепиано и других инструментах. Как отмечает Ныркова В.Д. « разумная мысль о том, что преподаватели курса общего фортепиано, работающие с учащимися-инструменталистами любого профиля, должны хотя бы в общих чертах знать технику игры на специальном инструменте своего ученика с целью рационализации работы над его техническими навыками, к сожалению, еще не получила достаточно широкого распространения».

Для поддержания заинтересованности предметом у обучающихся народников-струнников, Эффективнее всего работает включение в учебный репертуар лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране.

Исполнение народных песен на начальном этапе обучения, особенно в переложении для фортепиано в четыре руки, когда партия, исполняемая учеником, как правило, проста, а фактура полнозвучна, способно доставить ему минуты истинного творческого наслаждения.

Музыкальная литература, написанная для ряда струнных инструментов, вследствие специфики самого инструмента, не воспитывает навыки исполнения полифонии. Поэтому в работе с домристами и балалаечниками я придаю особое значение работе над произведениями полифонического склада.

Обращая внимание на качество извлекаемого звука при игре на фортепиано, обращаем внимание учеников, что пространственная свобода, координация, качество звучания находятся в неразрывной связи с необходимостью применения веса руки. Для всех инструменталистов это понятие принципиально новое. У баянистов интенсивность звука зависит от работы меха, у домристов и балалаечников – от качества тремолирования, у струнников – от интенсивности и амплитуды работы смычком, у духовиков от дыхания. Только в некоторой степени оно присутствует у струнников, т.к. степень динамического нарастания зависит у них от степени давления смычка на струны. У домристов такой взаимосвязи нет, в связи с тем, что звуковые нарастания у них осуществляются путем активизации зажима медиатора. На баяне в связи с вертикальным положением клавиатуры ощущение веса руки почти отсутствует.

На фортепиано же от этого зависит качество звука, штриховые навыки, координационная свобода всего исполнительского аппарата. Нужно постоянно об этом помнить при обучении инструменталистов игре на фортепиано.

4.4. Особенности преподавания предмета «общее фортепиано» у обучающихся вокально-хорового объединения.

Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть фото Общее фортепиано в музыкальной школе что. Смотреть картинку Общее фортепиано в музыкальной школе что. Картинка про Общее фортепиано в музыкальной школе что. Фото Общее фортепиано в музыкальной школе что

Далее можно усложнять задачу и брать для игры любые песни, записанные таким образом. Естественно, всегда в работу нужно брать и песни, которые ребенок разучивает на занятиях вокалом. Этот аспект, конечно, предполагает взаимодействие педагога по фортепиано с педагогами по сольфеджио и вокалу. Ведь представление о «цифровке» ребенок может получить и на уроках сольфеджио, тогда нужно будет лишь закрепить и применить пройденный материал. С педагогом по вокалу уточняется репертуар, уровень его усвоения на уроках вокала.

Самым быстрым способом вовлечения обучающихся всех объединений в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно преподаватель) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки темпе.

Одной из важных форм работы на уроке с обучающимися всех объединений считаю работу над аккомпанементом. Сближение интересов основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером. Воспитание навыков аккомпанемента у юных музыкантов может осуществляться практически на любом музыкальном материале, предназначенном для исполнения солистом любого профиля в сопровождении фортепиано. Однако для хоровиков или вокалистов более обоснованной будет работа над вокальными произведениями, так как, работая над ними, они получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу и словесный текст.

Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.

В практической работе с учащимися каждый педагог вносит в процесс преподавания собственную инициативу, прибегая к самым различным вариантам и способам, применяя их в зависимости от конкретных условий педагогического процесса

Общее фортепиано – предмет интересный, многогранный, требующий владения разносторонними профессиональными навыками. Он является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального музыканта, одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей.

А приобщение ребенка к искусству в целом – процесс, еще более сложный и многогранный. Нужно терпеливо учить и прививать, понимать и развивать у ученика живое ощущение музыки. Приобщая ребенка к искусству через активный труд, мы не только сами должны многое знать и уметь, но и что не менее важно в нашей профессии – хорошо чувствовать психологию каждого ребенка и учитывать его особенности. Несомненно, все эти принципы поддерживают ту благоприятную почву, которая и дает нам желаемые результаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *