Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это

Объявляю вас оператором персональных данных

Если компания собирает персональные данные клиентов через сайт или отправляет данные сотрудников в банк для зарплатного проекта, она должна подать уведомление в Роскомнадзор и зарегистрироваться как оператор персональных данных. Но иногда компании думают, что лучше не привлекать внимание ведомства и не подавать уведомление. Они ведь и раньше собирали данные, а уведомление подают только сейчас. Точно придет проверка, и придется платить штраф.

Отсиживаться рискованнее, чем подать уведомление. Об этом рассказывает эксперт по персональным данным Максим Лагутин.

Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть картинку Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Картинка про Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это

Кто относится к операторам персональных данных

Оператор персональных данных — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Например, собирают электронные адреса для рассылки или просят покупателей оставить имя и телефон для заказа в интернет-магазине. Дословно в законе так:

Збагойно: 152-ФЗ — в «Деле»

Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть картинку Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Картинка про Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это

Персональные данные — это любые данные о человеке, по которым его можно определить. Например:

Ник без других данных не считается персональными данными, по нему нельзя определить человека.

С геопозицией и куками ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются персональными данными. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016—2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.

«МГТС» продавала данные своих клиентов другим компаниям:

По сути это были куки — данные о том, какие страницы посещают клиенты. По этим данным компании показывали клиентам нужную рекламу. Согласия от клиентов у «МГТС» на обработку данных не было. Компания думала, что куки не считаются персональными данными, поэтому согласие на них не нужно.

Суд с компанией не согласился и назначил штраф 30 000 рублей.

Мы рекомендуем перестраховываться и считать куки и геопозицию персональными данными. Особенно если компания вместе с этими данными получает другую личную информацию о клиентах, например имя, телефон, электронную почту.

Роскомнадзор считает, что компания становится оператором персональных данных в тот момент, когда начинает обрабатывать данные. Подала компания уведомление об этом или нет — роли не играет. Как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.

Данные из социальных сетей

По закону компания не должна подавать уведомление в Роскомнадзор, если использует общедоступные данные. Например, если берет телефон и имя человека из телефонного справочника. Справочник уже получил согласие от человека разместить данные о нем, поэтому второй раз спрашивать не надо.

Номинально информацию с открытых страниц в социальных сетях можно считать общедоступной. Казалось бы, человек зарегистрировался в соцсети, сам открыл доступ к своим имени и телефону. Значит, данные можно брать. В оферте с пользователями Вконтакте есть пункт о том, что данные могут быть доступны другим пользователям интернета:

Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть картинку Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Картинка про Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это

В реальности мало кто читает оферту. Поэтому Роскомнадзор говорит, что данные из соцсетей можно обрабатывать, если человек дал на это согласие.

В 2017 году ВКонтакте подал в суд на компанию «Double Data» и «Национальное бюро кредитных историй». Они брали информацию из открытых профилей пользователей, оценивали их кредитную историю и продавали информацию банкам.

Социальная сеть просила взыскать с компаний по одному рублю. «Вконтакте» выиграл суд.

Получается, данные в соцсетях не считаются общедоступными. Нельзя просто взять телефоны пользователей и начать им продавать пылесосы-роботы. В этом деле соцсеть хотела обратить внимание на проблему, поэтому иск был на рубль. Но в другом деле пользователь может подать в суд на компанию на миллион или два.

Наш совет — получать от клиентов разрешение, чтобы использовать открытые данные из социальных сетей. Например, при регистрации в интернет-магазине с данными Вконтакте можно показывать такое сообщение:

«Для регистрации мы будем использовать открытые данные с вашей страницы Вконтакте: имя, электронную почту, телефон. Если согласны с этим, нажмите на кнопку „Далее“».

Если пользователь согласится, то претензий к компании не будет.

Когда уведомление не нужно

По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных:

Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника;

Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор. Исключение — парикмахерские в поселке или продавцы мяса на рынке.

Проверка Роскомнадзора

Мы знаем компании, которые обрабатывают персональные данные и боятся подавать уведомление. Они думают, что раз раньше обрабатывали данные без уведомления, то нарушали закон и получат штраф. Они и правда нарушали закон, но это не значит, что Роскомнадзор сразу придет с проверкой.

В реестре Роскомнадзора 380 тысяч компаний, и цифра постоянно растет:

Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Смотреть картинку Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Картинка про Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это. Фото Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это

Проверить все компании из списка Роскомнадзор не может. По нашим наблюдениям проверки чаще всего приходят к компаниям, которые пытаются затаиться и не подают уведомление. Это Роскомнадзор подтвердил летом на Дне открытых дверей.

Проверка приходит не сразу. Сначала Роскомнадзор присылает письмо с просьбой объяснить, почему компания собирает данные и не регистрируетя как оператор. Не ответить на такое письмо — повод для проверки.

Сотрудники ведомства могут заметить сайт компании в интернете, проверить всех продавцов электроники или выбрать какой-то еще способ. Был случай, когда в Астрахани оштрафовали все компании на букву А. которые обрабатывали персональные данные и не подали уведомление.

Роскомнадзор чаще всего обращает внимание на компании, которые используют персональные данные для:

Поэтому мы рекомендуем подать уведомление в Роскомнадзор всем компаниям, у которых есть сайт с формой регистрации или подпиской на рассылку. Штраф за обработку персональных данных без уведомления — 5000 рублей. Дополнительно к этому Роскомнадзор может заблокировать сайт или приостановить деятельность компании, но это редкие меры.

Если Роскомнадзор придет с проверкой, он может обнаружить, что компания неправильно обрабатывает персональные данные, штраф может быть до 75 000 рублей.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Источник

Общедоступный реестр операторов персональных данных роскомнадзора что это

Информация для операторов персональных данных

На уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных возложены обязанности по ведению реестра операторов персональных данных.

В реестр операторов персональных данных, в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) включаются следующие сведения:

1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

2) цель обработки персональных данных;

3) категории персональных данных;

4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;

5) правовое основание обработки персональных данных;

6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

7) описание мер, предусмотренных ст. ст. 18.1 и 19 Федерального закона № 152-ФЗ, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;

7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;

8) дата начала обработки персональных данных;

9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;

10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;

11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.

В связи с изменениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», вступившими в силу с 1 сентября 2015 года (Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях») информируем Операторов, осуществляющих обработку персональных данных, о необходимости направления в уполномоченный орган информационных писем о внесении изменений в сведения в Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, содержащих сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации.

Дополнительно напоминаем, что в соответствии с требованиями п. 2.1. ст. 25 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»:

Формы уведомления и информационного письма о внесении изменений и порядок заполнения размещены на портале персональных данных (http://pd.rkn.gov.ru) и на официальном сайте Управления Роскомнадзора по Калужской области (http://40.rkn.gov.ru).

После заполнения формы Уведомления или Информационного письма и отправки их в информационную систему Роскомнадзора, необходимо распечатать заполненную форму, подписать ее и направить в Управление Роскомнадзора по Калужской области по адресу: Дзержинского ул., д. 1/46, г. Калуга, 248000.

Консультацию по заполнению можно получить по телефонам: 8(4842) 27-73-15, 27-73-16.

Сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.

Источник

Как будут проверять операторов персональных данных

23 февраля вступили в силу правила проверки операторов персональных данных. Раньше правил вообще не было, только регламент Роскомнадзора. Теперь всем владельцам сайтов, рассылок, магазинов с программами лояльности, форумов и любого бизнеса с наемными работниками станет понятно, как их будут проверять.

Источник:
Постановление правительства от 13.02.2019 № 146

В правилах описаны плановые и внеплановые проверки: когда могут прийти, что попросят, сколько времени займут и чем это закончится. За одно нарушение закона о персональных данных можно получить штраф до 75 тысяч рублей. Если нарушений несколько, есть риск потерять сотни тысяч. И это касается всех, у кого есть даже небольшая рассылка или интернет-магазин.

Мы изучили правила, чтобы вам не пришлось читать 17 страниц постановления. Вот как это работает.

Коротко о правилах проверок

Основные изменения для операторов персональных данных:

Кого это касается?

В постановлении написано, как будут проверять операторов персональных данных. Операторы персональных данных — это люди, предприниматели и компании, которые получают, хранят и обрабатывают информацию о других людях. Например, о своих клиентах и работниках. Для них есть специальный закон. А теперь еще и правила проверок.

Вот примеры, которые попадают под действие этих документов:

Все эти владельцы сайтов, магазинов, бизнес-центров, форумов, рассылок и обычные работодатели — операторы персональных данных. Они должны соблюдать закон, оформлять документы и, когда положено, — уведомлять Роскомнадзор.

Любого из них могут проверить — по плану или внезапно. И оштрафовать, если найдут нарушения. А может, даже закрыть магазин и заблокировать сайт.

Что такое персональные данные

Персональные данные — это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному человеку и позволяет его идентифицировать.

Точного списка таких данных нет, но в методичке Роскомнадзора есть примеры:

На что имеют право проверяющие

Чтобы операторы персональных данных не раздавали информацию о своих клиентах всем подряд, надежно ее хранили и удаляли по требованию, Роскомнадзор проводит проверки, находит нарушения, выносит предупреждения и штрафует.

Права представителей Роскомнадзора строго регламентированы, но их немало. Вот что они могут делать во время проверки операторов персональных данных:

Эти права у проверяющих есть не только в ходе выездной проверки, но и при наблюдении за тем, как оператор персональных данных работает, что публикует и как собирает информацию. При этом оператор может об этом даже не знать. Дальше расскажем, что такое наблюдение и чем оно грозит операторам.

Какие обязанности у проверяющих

При проверке операторов персональных данных должностные лица из Роскомнадзора обязаны:

Любое нарушение — повод обжаловать результаты проверки, ее продление и даже сам факт проведения. Если что-то идет вразрез с правилами, фиксируйте детали и отправляйте жалобу руководству управления Роскомнадзора.

Плановые проверки — раз в три года

Плановая проверка — это когда Роскомнадзор заранее, на год вперед, составляет план проверок и размещает его в открытом доступе. Кто угодно может проверить, придут к нему в этом году или нет. В плане указана дата проверки, так что можно подготовиться.

Как предупредят. О плановой проверке предупредят за три рабочих дня любым доступным способом: отправят копию приказа по почте, пришлют электронное уведомление или как-то еще.

Когда могут прийти. Раньше было три основания для таких проверок, теперь только эти:

График плановых проверок нужно искать в реестре Генпрокуратуры.

Как часто. Плановые проверки проводят раз в три года. Но теперь могут приходить и каждые два года. Это особые случаи: например, обработка биометрических данных или передача информации за границу.

Сколько длится. Плановые проверки проводят максимум 20 дней. Так было и раньше. Один раз проверку могут продлить.

Внеплановые проверки — на основании жалоб и наблюдений

Внеплановая проверка — это когда визита проверяющих нет в графике и за три дня об этом не сообщают. То есть проверка внезапная, повод может возникнуть в любое время, а причина заранее неизвестна.

Как предупредят. О внеплановой проверке предупредят за сутки.

Когда могут прийти. Для внеплановой проверки все равно нужны основания. Все они перечислены в постановлении правительства, но список теперь новый — не такой, как был в регламенте.

Последний пункт самый интересный. Смотрите: за вашим сайтом и бизнесом могут просто тихонько наблюдать. Вам при этом ничего не присылают, ничего не запрашивают. Читают ваши пользовательские соглашения, проверяют галочки на формах подписки — эта процедура называется наблюдением, она предусмотрена правилами. И если есть подозрения, что вы что-то нарушаете: не спрашиваете согласия, плохо защищаете данные или не предупреждаете об их сборе, — докладная на стол и встречайте внеплановую проверку. По правилам должны согласовать эту проверку с прокуратурой, но для вас будет сюрприз.

Как часто. У внеплановых проверок нет периодичности. К нарушителям могут приходить хоть каждый месяц.

Сколько длится. Внеплановая проверка длится максимум 10 рабочих дней. Срок сократили в два раза, но один раз могут продлить.

Внеплановые проверки могут быть только выездными

Раньше внеплановая проверка могла быть документарной. Это когда просят документы. Больше документарных внеплановых проверок не будет. Значит, если вынесут решение о выездной проверке, нужно ждать гостей с удостоверениями: придут по месту регистрации или фактической работы.

Документы для проверки нужно приготовить за пять дней

Если проверка документарная, бумаги должны быть готовы в течение пяти рабочих дней. То есть и этот срок сократили в два раза. С оригиналов документов нужно сделать заверенные печатью и подписью копии и передать в Роскомнадзор. Можно отправить через интернет с усиленной подписью. Дата представления документов — это не дата отправки, а дата штампа о приемке Роскомнадзором.

Если в документах найдутся противоречия, Роскомнадзор запросит пояснения. Их придется представить в течение трех рабочих дней. Раньше для уточнения давали 10 дней.

Запрос из-за обращений граждан — это не проверка

Любой человек, которому кажется, что его данные неправильно обрабатывают, передают кому-то без разрешения или не удаляют по требованию, может написать обращение в Роскомнадзор. Каждое такое обращение обязаны рассмотреть и дать на него ответ.

Для ответа Роскомнадзору могут понадобиться пояснения интернет-магазина, банка, автора рассылки или службы доставки. Тогда им пришлют запрос: тут к вам претензии, поясните ситуацию. Этот запрос не считается документарной проверкой. Для него не нужен приказ и график на год вперед.

Как проводят выездную проверку

Выездную проверку проводят по месту работы или регистрации бизнеса. Если оператор персональных данных — физлицо без регистрации ИП, выездной проверки у него быть не может.

Когда начинается выездная проверка, представитель Роскомнадзора показывает удостоверение и приказ с информацией о сроках, основаниях и целях проверки. Еще до того как начнут проверять, оператору вручат запрос о представлении документов. Раньше такого не было. На подготовку документов дадут минимум два дня.

Во время проверки нужно предоставить проверяющим доступ в помещения и к компьютерам. Если мешать проверке, составят акт и пригласят полицию.

Если проверка придет и никого не застанет по указанному адресу, сроки приостановят. Если и потом никто не объявится, с внеплановой проверкой смогут прийти в любое другое время вообще без предупреждения.

Когда проверку могут продлить

Для каждой проверки есть сроки ее проведения. Проверяющие не могут дольше изучать документы, осматривать компьютеры и опрашивать сотрудников. Но есть причины продлить проверку. Раньше была только одна и в исключительном случае: когда объем работы очень большой. Теперь причин для продления больше:

Проверку могут продлить только на основании приказа. С ним обязательно знакомят оператора в течение трех дней после того, как приняли решение увеличить срок.

Как оформляют результаты проверки

Когда проверка закончится, составят акт в двух экземплярах. В нем напишут, что нарушений нет или что их нашли. Представитель оператора должен подписать акт. Если отказаться, от штрафов это не спасет: в акте сделают пометку об отказе и пришлют его по почте.

Если не согласны с актом, пишите возражения и обжалуйте результаты проверки.

Если находят нарушения

Если оператор персональных данных что-то нарушил, ему выдадут предписание: устраните нарушения в такой-то срок. Максимальное время для устранения — 6 месяцев. Но конкретному оператору могут дать и меньше. Раньше этот период регламент не ограничивал.

Когда нарушение устранят, об этом нужно сообщить в Роскомнадзор. Если предписание не исполнено или не все нарушения устранили, может прийти внеплановая выездная проверка. А если в результате нарушаются права тех, чьи данные обрабатывают, Роскомнадзор может вообще запретить обработку, пока все не исправят. Для бизнеса это может означать приостановление деятельности.

За нарушения при обработке персональных данных могут вынести предупреждение, а могут оштрафовать: юрлицо — отдельно, директора — дополнительно.

Что такое контроль без взаимодействия с оператором

Чтобы находить нарушения, Роскомнадзор проводит специальные мероприятия, в которых сами операторы никак не задействованы и о которых они вообще не знают. Это наблюдение двух видов:

Это не проверка, а просто наблюдение, о котором вы даже не подозреваете. Но его результаты могут стать основанием для внеплановой проверки.

Для наблюдения должно быть задание. А для задания нужны причины:

Если по итогам наблюдения найдутся нарушения или покажется, что они есть, проверяющий пишет докладную записку. Ее рассмотрит руководитель отделения Роскомнадзора и может назначить проверку. А может без проверки попросить устранить нарушения, заблокировать или уничтожить данные. Если не выполнить это требование, составят протокол и оштрафуют: фирму — на сумму до 45 тысяч рублей, ИП — на сумму до 20 тысяч.

Я самозанятый и работаю с физлицами. Мне что, тоже регистрироваться в Роскомнадзоре и получать согласие на обработку данных?

Быть оператором персональных данных — это не значит обязательно регистрироваться в реестре и всегда запрашивать согласие. Если вы получаете и храните чьи-то данные, вы уже оператор. ИП и юрлиц могут проверить планово и внезапно, вам нужно оформлять документы и соблюдать закон.

При этом не все операторы должны регистрироваться в реестре Роскомнадзора. И не всегда нужно получать согласие: по закону обрабатывать данные можно и без согласия.

Например, если вы запрашиваете электронную почту для отправки чека, согласие не нужно. Если просите адрес для доставки пиццы, согласие тоже не нужно. Так же и с уведомлением Роскомнадзора: если арендатор квартиры или покупатель торта передал вам данные для договора или доставки, это не повод регистрироваться в реестре. Но при этом вы оператор персональных данных и должны соблюдать остальные требования закона. Вас могут проверять, штрафовать и блокировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *