общая протяженность китайской стены
Великая Китайская стена: история самого крупного оборонного сооружения планеты
Великая Китайская стена считается одной из самых известных достопримечательностей мира. Сооружение имеет культурное и историческое значение, входит в «7 новых чудес света». Великая стена сыграла фундаментальную роль в объединении Китая в единое государство. Посетить достопримечательность стоит хотя бы раз в жизни для того, чтобы восхититься тем, что может создать человек буквально голыми руками.
Каковы размеры Великой Китайской стены?
Наверное, каждый слышал о том, что главную достопримечательность Поднебесной можно увидеть из космоса. Этот красивый миф помогал рисовать в воображении огромное монолитное защитное сооружение. Конечно, современная оптика позволяет рассмотреть буквально любое здание на планете, но реальные размеры всемирно известной Великой Китайской стены гораздо меньше, чем можно представить.
Еще одно заблуждение: считать, что стена — это некий монолитный «пояс», по которому можно обойти чуть ли не весь Китай. На самом деле Changcheng (китайское название достопримечательности) — это сборное понятие, которое охватывает несколько разных сооружений. Размеры, архитектура, использованные материалы, могут отличаться, в зависимости от того, какая династия «приложила руку» к строительству.
Официально, протяженность Великой Китайской стены составляет 21 196,18 км. Это не значит, что можно войти в условном начале сооружения и устроить грандиозный переход. Указанная цифра — лишь сумма измерений длин всех известных участков. Высоту стены рассчитывали, исходя из человеческого роста. Минимальный показатель: 5 метров, а максимальный — 10. Представьте, как тяжело искать такой относительно невысокий «забор» из космоса! Хотя часть сооружения построена на гребнях высоких гор, благодаря чему и возник миф о гигантских размерах. Ширину определяют по проходу между стенками. На разных участках этот показатель колеблется от 5 до 8 метров.
Также нельзя забывать, что изначальным предназначением стены была защита от нападений. Некоторые участки представляют собой полноценную оборонительную систему со сторожевыми вышками, крепостями, сигнальными пунктами. Зафиксировать «чистые» размеры очень сложно. Например, участок, возведенный династией Мин, имеет:
За последние 500 лет из-за естественной эрозии, вмешательства человека, исчезло около 2000 километров Великой Китайской стены.
История создания Великой Китайской стены
Первые участки сооружения были построены более 2000 лет назад. Разные династии продолжали строительство в разных частях страны. Вот почему очень сложно сказать от кого защищала Великая Китайская стена. В разные периоды времени разные империи и народности, находившиеся на территории современного Китая, могли воевать друг с другом, объединяться против других племен. С этим фактом связан еще один миф: бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Китая. Отчасти, это утверждение правда, ведь на некоторых участках можно увидеть, что характерные отверстия в сооружении размещены параллельно друг другу, и охватывают обе стороны. Таким образом, одна часть бойниц всегда будет направлена «внутрь Китая».
Определить точно в каком году построили Великую стену нельзя. Первое упоминание встречается в «Исторических записках» Сыма Цяня, в 94 г. до н.э. Благодаря труду историка стало точно известно, что Великую стену построили с целью обороны. Началом строительства Великой Китайской стены считают третий век до нашей эры. В 221 г. до н.э. император Цинь Шихуанди впервые объединил Китай в современном понимании. Именно в эпоху династии Цинь разрозненные участки защитных сооружений были соединены в единую систему. Вот почему Changcheng еще называют символом объединения народностей Китая.
Вскоре после смерти императора Цинь, династия прекратила свое существование. Известно, что император Гаозу занимался лишь ремонтом и укреплением уже существующих сооружений. Император по имени У династии Хань построил отдельный сегмент Великой стены для защиты от северных племен, а также предложил использовать проезды не только военным, но и торговцам Великого Шелкового пути. Из карт, датируемых 618-м годом, известно, что оборонительная система простиралась от реки Цзихэ (сегодня это юг Монголии) до участка, который соответствует нынешней провинции Цинхай.
Следующим важным этапом развития стены было правление династии Цзинь (1115 — 1234). В это время был построен самый северный участок Changcheng, протяженностью 1650 километров. Строительство Китайской стены эпохи Цзинь длилось 3 года. Кроме самой стены были выстроены сигнальные башни, крепости и гарнизоны.
Но больше всего сооружений, сохранившихся до наших дней, было создано в эпоху правления династии Мин. Строительство оборонительных сооружений не прекращалось два века! Старые стены были укреплены или полностью заменены. Например, на перевале Яньменгуань выстроено около 23-х участков, отлично сохранившихся до наших дней. Основная линия стены династии Мин начиналась у горы Хуашань на востоке. Конец Великой Китайской стены: у перевала Цзяюйгуань на западе. Общая длина строений составила примерно 8 850 км.
В Средние века, когда правила династия Цин (1644-1911) укрепительное сооружение практически не достраивалось. Лишь на северо-востоке страны была построена так называемая «Ивовая граница». Чтобы не допустить проникновения ханьцев во Внутреннюю Монголию, были сформированы высокие земляные валы, на вершины которых высадили ивы. До наших дней дошли лишь отдельные элементы растительной границы.
После 1900-х годов стена перестала функционировать как военная оборонительная система. Многие участки серьезно повреждены или полностью исчезли. Несложно подсчитать, что Великая Китайская стена строилась почти 2000 лет! Самый масштабный долгострой планеты.
Кто, как и из чего строил Великую Китайскую стену?
Ранние постройки периода Сражающихся царств, а также времен династий Цинь и Хань практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом была обычная утрамбованная земля. Самые сохранившиеся участки эпохи династии Мин были выстроены из гранитных блоков и камней, добытых в местных карьерах. Также, впервые были использованы прототипы современных кирпичей. На равнинных и пустынных участках старались использовать песок, тростник. По приблизительным подсчетам рабочим пришлось транспортировать около 100 000 000 тон строительных материалов! В большинстве случае «транспортировочным средством» выступала спина каторжников или заключенных, отбывавших наказание на стройке. Для подъема сыпучих материалов использовали примитивные конвейеры, изготовленные из корзин, веревок и шкивов.
Несомненно, в процесс транспортировки были вовлечены лошади, волы. Для перевозки материалов на дальние расстояния в равнинных областях использовали даже верблюдов! Существует ничем не подтвержденная сомнительная легенда о том, что для строительства участка стены в высоких горах области Бадалинга рабочие приручили горных козлов. Строители привязывали кирпичи к рогам животных и поднимались на крутые скалы.
К сожалению, сохранившиеся исторические записи не позволяют точно оценить, сколько всего людей работало на таком масштабном строительстве. Ведь возведение Великой Китайской стены так или иначе длилось почти 2000 лет. Записи эпохи Цинь говорят о том, что только во время первых строительных работ было призвано примерно 500 000 солдат и нанято 400 000 рабочих. В строительстве участвовали каторжники и заключенные, подсчетом которых никто не занимался. Ученые считают, что на пике строительных работ в эпоху Цинь было задействовано не менее чем 1,5 миллиона человек.
Людям, погибшим на строительстве, посвящено множество народных песен, стихов, поэм. Одна из самых красивых историй описывает Леди Мэн Цзян. Возлюбленный девушки был отправлен на стройку, но в назначенный срок домой не вернулся. Мэн Цзян начала искать своего мужа. Оказалось, что парень умер, а его кости использовали в качестве материала укрепления стен. Мэн Цзян села у стены, плакала днями и ночами. В конце концов Великая Китайская стена не выдержала слез девушки и рухнула. Возможно, в легенде есть доля правды, хотя современные исследования не подтвердили наличия человеческих костей в стенах. Тем не менее о леди Мэн Цзян до сих пор поют народные песни, а в провинции Шаньдун даже построен храм «верности». Туристы могут даже увидеть элемент стены, якобы разрушенный слезами Мэн Цзян.
Куда ехать туристу, чтобы увидеть китайское чудо света
Если искать Великую Китайскую стену на любой карте Китая, то можно понять, что достопримечательность находится сразу в нескольких регионах. Становится непонятно куда же ехать. Все зависит от того, какой участок хочется увидеть. Самый туристический отрезок Великой Китайской стены Мутяньюй находится недалеко от Пекина. Главный недостаток — большое количество туристов, компенсируется транспортной доступностью, большим количеством дополнительных сервисов. Любителям длительных пешеходных маршрутов стоит рассмотреть Цзиньшаньлин. Этот участок стены реже всего подвергался реставрациям. Здесь относительно мало туристов, что тоже можно назвать плюсом. Цзянькоу — самый живописный горный отрезок стены. Маршрут достаточно сложен и опасен: на то, чтобы пройти 10 километров, уходит почти 5 часов!
Тем, кто прилетает в Китай по личным или рабочим целям, стоит узнать у местных нет ли в регионе участков Changcheng. Есть вероятность, что повезёт увидеть неблагоустроенный участок. Можно ориентироваться на следующие точки:
Великая Китайская стена — это сооружение, которое нужно посетить хотя бы раз в жизни. Возможно, самые сильные рекламные слова в истории туризма принадлежат поэтическому перу Мао Цзедуна: «Пока вы не дойдете до Великой стены, вы не герой». Конечно, бывший глава КНР имел в виду, что нужно преодолеть трудности, прежде чем достичь цели. Но цитату активно используют как рекламу туров по стене.
Интересные факты о Великой Китайской стене
Великая Китайская стена знаменита на весь мир, как самое масштабное рукотворное оборонительное сооружение. В Китае создано целое сообщество, цель деятельности которого — узнавать новые и новые факты о главной достопримечательности страны. Вот некоторые из них.
Итак, однозначно ответить о размерах Великой стены, сроках ее строительства невозможно. Ведь это целая серия разрозненных построек! Современные историки и философы видят в Китайской стене оборонное сооружение, призванное защитить страну от влияния чужих культур. Но, по иронии, именно Великая Китайская стена сегодня является главной точкой притяжения путешественников из разных стран мира.
Великая Китайская стена (Great Wall of China)
Великая Китайская стена — грандиозный архитектурный памятник и самая известная достопримечательность Китая, одно из Новых семи чудес света и объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
Длина Великой Китайской стены
Великая Китайская стена протянулась по северным регионам Китайской Народной Республики, через территории 17 провинций: от Ляонина до Цинхая.
С учетом всех ответвлений, измеренных в 2008 году, длина Великой Китайской стены в современном состоянии достигает 8850 — 8851,9 км (5500 миль).
Согласно археологическим исследованиям, результаты которых были обнародованы в 2012 году, историческая длина Великой Китайской стены равна 21196 км (13170,7 мили).
Измерение памятника осложняется тем, что некоторые исторические участки имеют сложную форму, разделены естественными ландшафтными барьерами или оказались частично или полностью размытыми, разобранными местными жителями.
История строительства Великой Китайской стены
Начало строительству Великой Китайской стены было положено в III веке до н. э. — в период Сражающихся (Воюющих) царств (475–221 гг. до н. э.) для защиты от кочевников. При этом технология возведения укреплений применялась и раньше — в VIII–V веках до н. э.
В возведении северных оборонительных стен участвовало население царств Цинь, Вэй, Янь, Чжао, суммарно в работах оказалось задействовано около миллиона человек. Первые построенные участки были глинобитными и даже землебитными — прессовались местные материалы. Для создания общей стены объединены и ранние защитные участки между царствами.
В первом централизованном государстве при императоре Цинь Шихуанди (с 221 г. до н. э.) ранние участки укреплены, достроены, единая стена удлинена, а стены между бывшими царствами снесены: все силы направлены на создание непрерывного укрепления вдоль горной цепи Иньшань для защиты от набегов. В то время общее количество мобилизованных строителей стены достигло почти 2 млн, из-за суровых условий труда и низкой инфраструктуры росла смертность. Строители того времени продолжали использовать примитивные прессованные материалы и высушенные на солнце кирпичи. На отдельных редких участках, по большей части на востоке, впервые начали укладывать и каменные плиты.
Высота стены при столь неоднородном ландшафте местности тоже отличалась на разных ее отрезках. В среднем укрепления возвышались на 7,5 м, с учетом прямоугольных зубцов — около 9 м, ширина составляла 5,5 м внизу и 4,5 м сверху. Составной частью стены стали башни — построенные в то же время на дальности стрелы друг от друга (около 200 метров) и ранние, включенные в стену в случайном порядке. В грандиозной крепостной стене также были предусмотрены сигнальные вышки, башни с бойницами и 12 ворот.
При династии Хань (206 г. до н. э. — III век н. э.) Великая Китайская стена продолжена на запад до Дуньхуана. По оценкам археологов, в этот период было восстановлено и построено около 10000 км укреплений, в которые вошли и новые сторожевые башни на участке пустыни, где требовалась защита торговых караванов от кочевников.
Следующий описанный в исторических источниках период строительства стены — XII век, правящая династия — Цзинь. Однако построенные в это время участки в основном располагались к северу от ранней стены, в пределах китайской провинции Внутренняя Монголия и на территории современной тстраны Монголии.
Сохранившаяся Великая Китайская стена по большей части построена при династии Мин (1368–1644). Для возведения укреплений использовались долговечные каменные блоки и кирпичи, в качестве связующего состава — смесь рисовой каши с гашеной известью. За продолжительное время правления Мин крепостная стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива до заставы Юймэньгуань, расположенной на современной границе провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского АО. Эти опорные пункты от моря до пустыни и сейчас обозначаются как начало и конец Великой Китайской стены.
Интересные факты о Великой Китайской стене
Участки Великой Китайской стены
Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина.
Бадалин
Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.
Входная плата: 45 CNY в период с апреля по октябрь, 40 CNY — с ноября по март.
Часы работы: с 6:40 до 18:30.
Мутяньюй
Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.
Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2–1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.
Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.
Симатай
Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.
На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.
Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.
Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 10:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 (в выходные — до 21:30) и с 17:30 до 21:30.
Губейкоу
В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146–150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.
Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).
Входная плата — 25 CNY.
Часы работы: с 8:10 до 18:00.
Джиншалин
Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.
Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.
Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.
Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.
Режим работы: с апреля по октябрь с 6:00 до 18:00, с ноября по март с 7:00 до 17:00.
Хуанхуачен
Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.
Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.
Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; выходные, 1-7 мая и 1-7 октября — 8:00-18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.
Перевал Хуанья
Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.
Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.
Входная плата — 65 CNY. Детям от 1,2 до 1,5 м — 35 CNY Детям до 1,2 м — бесплатно.
Открыто для туристов с 7:30 до 18:00.
Шаньхайгуань
Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.
План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».
Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY с мая по октябрь, 15 CNY с ноября по март.
Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.
Участки стены из фиолетового мрамора
Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.
Как добраться до Великой Китайской стены
Самый доступный в транспортном отношении участок — Бадалин. Однако самостоятельно можно добраться и до других сохранившихся частей Великой Китайской стены.
Чтобы посетить самые труднодоступные места или попутно насытить поездку и другими достопримечательностями, стоит присмотреться к готовым и индивидуальным экскурсиям из Пекина к Великой Китайской стене и другим объектам.
Как добраться до Великой Китайской стены из Пекина
Из Пекина в Бадалин доехать получится на транспорте:
Из аэропорта Пекина до Великой Китайской стены (Бадалина) добраться получится с пересадкой (метро/автобус + автобус, либо метро/автобус + поезд) либо воспользовавшись трансфером — подобных предложений достаточно как для групп, так и для индивидуальных путешественников.
Транспорт до стены Мутяньюй из Пекина (с пересадкой):
Транспорт из Пекина до стены Симатай (с 1 пересадкой):
Чтобы доехать до Губейкоу из Пекина, нужно сесть на автобус-экспресс № 980 от Dongzhimen до автостанции Miyun, затем добираться на автобусе Mi 25 до пункта назначения.
Джиншалин из Пекина:
Хуаньягуан из Пекина:
Транспорт из Пекина до Великой Китайской стены на участке Хуанхуачен:
Чтобы добраться до участка Великой Китайской стены Шаньхайгуань из Пекина, нужно сесть на поезд до станции Shanhaiguan, затем пройти пешком. Расписание поездов — на сайте.
Трансфер, такси из Пекина
До близких и самых популярных участков стены удобно будет заказать трансфер:
Видео «Великая Китайская стена HD»
Великая Китайская стена — все о достопримечательности
История Великой Китайской стены (кратко – ВКС) насчитывает более двух тысяч лет. Великая Китайская постройка известна по всему миру. Удивительное сооружение не входит в официальный перечень Древних чудес мира, однако не уступает им по популярности. Китайский архитектурный памятник включен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО, среди туристов он часто именуется восьмым чудом света. Строительство защитного сооружения сопровождалось гибелью сотен людей, огромными финансовыми расходами, рождением многочисленных легенд и слухов.
В каком городе построена
Протяженность «визитной карточки» Китая составляет приблизительно 21 тысячу километров. Исследователи называют эту цифру, учитывая участки, которые не сохранились до XXI века. Стена проложена по огромной территории, ввиду этого ее расположение нельзя отнести к какому-то одному конкретному городу.
Оборонительное сооружение условно разделяет Китай на две части: юг и север. Главная китайская достопримечательность начинается в городе Цзяюйгуань, тянется прихотливыми извивами по территории страны вплоть до вод Желтого моря в Ляодунском заливе и заканчивается в городе Шанхайгуань. Прямое расстояние между этими двумя точками составляет 1900 километров.
Один из участков стены расположен неподалеку от китайской столицы. Туристам, приехавшим в Пекин, придется преодолеть всего 55 километров – именно на таком расстоянии от города находится «земляной дракон».
Описание
Великая Китайская стена – самая крупная древняя постройка, извивы которой напоминают гигантскую змею. Именно поэтому китайскую достопримечательность именуют «земляным драконом» либо «земляной змеей».
В течение веков, прошедших с начала феноменальной по масштабам стройки, самый известный китайский архитектурный объект неоднократно менял свое наименование. Повсеместно распространенное название – Великая Китайская Стена – появилось на исходе XIX в н.э. До этого времени постройка была известна под следующими поэтичными наименованиями:
Возраст
Ответ на вопрос «Кто построил Китайскую стену?» неоднозначен. Точно известно, что начало строительства Великой Китайской Стены было положено в третьем веке до Рождества Христова императором Цинь Шихуанди.
В первое десятилетие работы по возведению постройки велись наиболее активно. В дальнейшем, на протяжении многих лет, длина строения постепенно увеличивалась, конец строительства и его начало разделяет почти две тысячи лет.
Таким образом, возраст уникального памятника архитектуры составляет примерно 23 столетия.
Общая длина
Помимо основной ветки гигантская постройка имеет множество ответвлений. По последним археологическим данным суммарно китайская стена занимает 21196 км. Для сравнения – длина экватора равна 40,075 тысячам километров.
Почти 9000 километров территории Китая охвачены великой стеной, стелющейся вдоль горных отрогов и ущелий хребта Иньшань. Это официальная протяженность древнего сооружения. Фото, приведенное ниже, наглядно демонстрирует извивы «земляного дракона».
Где проходит
ВКС проходит по территориям провинций:
Строение включает в себя многочисленные сегменты, наиболее известными являются:
Толщина Китайской стены
Толщина строения – величина непостоянная, внутренняя ширина главной китайской достопримечательности изменяется от пяти до восьми метров. Внешняя сторона ВКС обрамлена «зубцами», выполненными из кирпичей. Внутренняя стена защищена барьером высотой 0,9 метра.
Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль.
Высота исторической ценности
Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты.
Сколько кирпичей использовано
Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми.
Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня.
Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего:
Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так.
Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева.
Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен.
Великая Китайская Достопримечательность – очень длинное сооружение. Поэтому точно ответить на вопрос «сколько кирпичей было использовано» чрезвычайно сложно.
Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков.
Когда строительство перехода было завершено взорам чиновников был предъявлен один «лишний» кирпичный блок. Мастер сообщил, что все правильно – по его расчетам этот кирпич следовало поместить над входом в башню для привлечения удачи всем прошедшим под ним.
История
Строительство ВКС началось за три сотри лет до нашей эры. Окончание самой масштабной стройки в истории человечества пришлось на конец XVII века.
В первые 10 лет возведение оборонительного сооружения велось особенно активно. Достопримечательность строилась на горной местности, органично вписываясь в ландшафт. Постройка имеет множество ответвлений, в отдельных местностях стены дублируют друг друга, располагаясь рядами. Эта особенность хорошо видна на картинке ниже.
Что разделяет
Факты свидетельствуют, что в XXI веке ВКС не разделяет ничего – она причудливо извивается по территории страны, но не проходит по ее границам.
Причины строительства
Первоначальной целью возведения монументального строения была защита древнего Китая от набегов захватчиков со стороны Монголии и Маньчжурии. Помимо того, что постройка защищала страну от кочевых народов, она сыграла еще одну роль – зафиксировала государственную границу.
Существует легенда, которая дает ответ на вопрос: «Зачем строилась Великая Китайская стена». Предание повествует, что придворный прорицатель предсказал конец существования китайского государства, когда страну разрушат северные кочевники.
После того, как император принял решение о возведении стены, ему явился дракон, который оставил свой след на поверхности земли. По этой отметине и было приказано вести строительные работы.
Кто участвовал в строительстве
В десятилетний период, когда размеры стены активно росли, на строительство оборонительного сооружения была направлена пятая часть всего населения страны. Китайскую стену строили около 300 тысяч людей, впоследствии эта цифра выросла до двух миллионов.
К строительству были привлечены:
В последнее десятилетие в нашей стране распространился миф, говорящий о том, что гигантский памятник архитектуры на самом деле построен вовсе не жителями Поднебесной, а…. русскими. В ответ на логичный вопрос «Зачем?» сторонники этой идеи отвечают: «Чтобы стена защищала от китайцев».
Историю пишут победители и реальные исторические факты могут отличаться от информации, дошедшей до современного мира. Однако на карте отчетливо видно, что между Древним Китаем и славянскими территориями находилась Монголия.
Еще один факт в копилку того, что миф о славянском происхождении строения выглядит неубедительно – все сохранившиеся древние надписи на табличках выполнены с помощью иероглифов.
Сколько людей погибло при строительстве
Тяжелые условия труда, нерегулярные поставки воды и пищи привели к тому, что во время строительства погибло огромное количество людей. По приблизительным подсчетам общее число умерших составляет примерно полмиллиона китайцев.
Стену, протянувшуюся на много тысяч миль, называют самым длинным кладбищем на нашей планете, которое начинается в провинции Хэбэй и заканчивается на границе Синьцзян-Уйгурской автономии с провинцией Ганьсу.
Многие туристы считают, что при посещении ВКС можно увидеть скелеты людей, которых заживо замуровывали в строящемся сооружении. Исследования постройки с помощью магнитометров результатов не дали – массовые захоронения обнаружены не были. Однако стена длится на многие километры и не все они были обследованы. Существует вероятность, что загадка масштабных человеческих захоронений будет решена в ближайшие годы.
Китайцы и ВКС
ВКС играла огромную роль в торговых отношениях, по одному из ее участков проходила оживленная дорога. Изначально предполагаемое назначение строения – оборонительное – себя не оправдало:
Несмотря на то, что стена длится на тысячи километров, она оказалась бесполезной в оборонительном плане. Ученые Китая говорят: «Стена – знак слабости».
Архитектурное чудо выглядит потрясающе, оказывая на туристов неизгладимое впечатление. Во времена его возведения в стране была введена практика массовых принудительных призывов на строительные работы. Подобная политика вызывала недовольство простых людей, которое нередко перерастало в восстания. Во время последнего из них династия Мин прекратила свое существование, тогда же была остановлена гигантская стройка.
Современные китайцы гордятся огромным сооружением, называя его символом стойкости и величия их страны. На отдельных участках строения установлены памятники с изречением основателя Китайской Народной Республики (кратко – КНР) Мао Цзэдуна: «Если ты не был на Великой Китайской стене, тебя нельзя назвать настоящим китайцем».
Реставрация стены
Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».
В XIX веке посредством американских газет был пущен неоправдавшийся слух о предполагаемом сносе исторической достопримечательности и возведении вместо нее автодороги.
Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:
Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:
По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.
Видно ли стену из космоса
Большинство исследователей сходятся во мнении, что ни с орбиты Земли, ни с Луны, гигантскую по длине постройку не видно.
Вид с земной орбиты
Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.
Китайско-американский астронавт, Лерой Чиао, сфотографировал строение с борта МКС. Фотографию сопровождает комментарий: «Стену можно увидеть при идеальных погодных условиях, знаниях о ее расположении и наличии хорошей фотокамеры».
Вид с Луны
Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.
Среди пользователей сети есть люди, утверждающие, что смогли найти ВКС с помощью популярного поискового сервиса Гугл карты. Это действительно так. Возможности Гугл мэпс позволяют достаточно подробно рассмотреть стену и ее башни, которые расположены друг от друга на расстоянии полета стрелы (200 метров).
Стена на карте
Китайская стена на карте обозначена разноцветными линиями: отдельный цвет для каждой эпохи.
Интересный факт: Великая Китайская достопримечательность представляет совокупность различных стен, некоторые из которых даже не соединены между собой. На картинке хорошо видно, что одни участки сооружения параллельны друг другу, а другие – почти замыкаются в кольцо.
На просторах интернета любители сенсаций высказывают предположение: «Стена вовсе не древняя, ее специально построили для привлечения туристов». Эта гипотеза не имеет научного обоснования, однако тайна величайшей стройки в истории человечества до сих пор не раскрыта окончательно.
Легенды
Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.
Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.
Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.
Заключение
Китайская стена – символ современного Китая, известный повсеместно. Ученые и археологи задаются множеством вопросов о причинах возведения этого строения с причудливыми изгибами стен, взбегающих по крутым горным отрогам и спускающимся в глубокие ущелья. Архитектурное чудо по-прежнему хранит свои тайны и не спешит делиться ими с исследователями.