Общая эрудиция что это
Эрудиция
Из Википедии — свободной энциклопедии
Эрудиция — это глубокие и всесторонние познания в какой-либо области или нескольких областях, которые возникли в результате изучения и осмысления разных литературных и других источников. По сути, это продукт памяти, отражающий способность человека запоминать и воспроизводить большие объемы информации. Человека, обладающего большой эрудицией, принято называть эрудитом. Соответственно эрудированность как качество личности – это способность проявлять начитанность, и осведомленность по широкому кругу знаний.
Слово «эрудиция» произошло от латинского «erudition»-«ученость, просвещенность». Причем просвещенность не хаотичная или обрывочная, а структурированная, упорядоченная. Другими признаком настоящей эрудированности считаются широкий кругозор, широта интересов и взглядов, а близкими по значению словами – ученость, информированность, компетентность, интеллект, всезнайство, премудрость.
В классическом Риме, Греции и Китае эрудиция ценилась высоко. В эпоху Просвещения она считалась частью общей идеи об идеальном человеке. Известными эрудитами были Леонардо Да Винчи, Галилей, Коперник, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов, Бенджамин Франклин.
В до-компьютерную эпоху «голая» эрудиция была в почете, а слово эрудит было комплиментом. Накопленные в памяти знания считались инвестицией в будущее, личной информационной подушкой безопасности. Но в XXI веке гигантские объемы информации отыскиваются одним кликом на компьютере, и держать в голове все эти данные просто нет смысла. Так что сегодня эрудиция утратила статус элитарности, а перешла в разряд хобби. Да, эрудит способен запомнить и в нужный момент отыскать в памяти большое количество информации. Он может много чего знать, но мало понимать. Но это же может и компьютер.
Эрудиция: что это такое, признаки, отличие от образованности
В той или иной степени эрудированность свойственна каждому из нас, ее уровень зависит лишь от желания человека получать новые знания. Эрудированная личность может без затруднений ответить даже на сложный вопрос, однако никогда не остановится на достигнутом уровне, стремясь постоянно пополнять багаж собственных знаний.
Что такое эрудиция?
Эрудиция — это способность человеческого разума к усвоению и сохранению в памяти существенного объема знаний и сведений из самых разнообразных сфер. В личностном плане данное качество проявляется как широкая осведомленность, начитанность, способность упорядочить и систематизировать полученную из различных источников информацию и при необходимости — доступно разъяснить ее.
Круг знаний эрудированного человека отличается масштабностью и глубиной — помимо узкоспециализированной информации, необходимой ему в профессиональной деятельности, он живо интересуется и новинками из других, не относящихся к его работе, отраслей. Эрудиция является продуктом непрерывной работы над собой, плодом постоянного саморазвития и самообразования. По этой причине далеко не каждый образованный человек является эрудитом, ведь повышение собственного интеллектуального уровня требует не только большого труда, но и большого желания.
Признаки эрудированного человека
Обычно эрудированные люди не относят собственный интеллект к своему главному достоинству, не стремятся к самоутверждению за счет окружающих, а то и вовсе стараются не выставлять свои интеллектуальные способности на показ. Эрудит понимает, что нельзя знать абсолютно все, а потому с интересом относится ко всему новому. Помимо этого, эрудированным личностям свойственны и другие качества, к примеру:
Какие преимущества дает человеку эрудиция?
Естественно, эрудиция относится к числу положительных личностных качеств. Среди ее основных плюсов следует отметить следующие преимущества:
Отличие эрудиции от образованности
Естественно, между образованностью и эрудированностью немало общего, но есть между ними и одно существенное отличие — эрудит обязательно образован, но не всякий человек с образованием является эрудитом. Не секрет, что многие образованные люди не желают развиваться и получать новые знания, предпочитая просто принимать на веру материал, предоставленный им преподавателями в годы учебы.
Эрудиту, наоборот, свойственно сомневаться в полученных ранее знаниях, а, значит, и развиваться, постоянно получая новую информацию из различных источников и анализируя ее. Ставя что-либо под сомнение, эрудит немедленно начинает искать сведения по интересующему его вопросу, после чего обстоятельно исследует имеющуюся информацию и приходит к собственным выводам. В сущности, интеллектуалам не свойственно воспринимать даже устоявшуюся точку зрения в качестве единственно верной.
Как развить эрудицию?
Целый ряд специалистов по личностному росту не отрицает возможности самостоятельного развития эрудиции, поскольку способности человека в принципе не ограничены. Общие понятия об эрудиции очень субъективны, как и мнения на этот счет, а потому нельзя точно сказать, какими именно знаниями должен обладать эрудит. Главным моментом здесь является личный интерес человека к развитию и расширению кругозора. А теперь приведем несколько универсальных советов для тех, кто хочет подтянуть свой интеллектуальный уровень:
Заключение
Таким образом, эрудированность является однозначно положительным качеством личности, и это качество человек может развить в себе самостоятельно. Чтобы стать настоящим эрудитом следует постоянно учиться, развиваться, стремиться к получению новых знаний, интересоваться различными сферами, отраслями и областями человеческой жизнедеятельности. Ведь человек живет до тех пор, пока его интересует новое во всех его проявлениях и многообразии.
Эрудиция: зачем много знать и помнить в эпоху интернета
Что такое эрудиция
Эрудиция — разносторонние знания или глубокая осведомленность в различных областях. Во многих словарях в качестве синонимов эрудиции используют «знания», «образованность», «начитанность», «грамотность» [1].
Про умного человека говорят, что он эрудированный. Такие люди могут поддержать разговор на разные темы, вспомнить необычный факт, привести пример из истории.
Похоже на всезнайство? Не совсем. Эрудиты не стараются выглядеть умнее, чем они есть на самом деле, а их знания не поверхностны. По-настоящему эрудированный человек действительно понимает то, о чем он говорит.
Для тех же, кто похож на ходячую «Википедию», есть другое слово — гелертер [2]. Это тоже умные люди, но их знания чаще всего носят книжный характер. Часто они не способны сопоставлять факты и применять знания на практике. Гелертер, который увлекается историей, легко перечислит вам российских императоров в порядке правления, но вряд ли назовет причины провала восстания декабристов.
Чем эрудиция отличается от интеллекта
Если эрудиция произошла от латинского слова ēruditio (ученость, просвещенность), то интеллект происходит от intellectus (восприятие, понимание, мышление). То есть интеллект — это мыслительная способность, умственное начало человека [3].
Именно интеллект отвечает за то, насколько человек обучаем, может воспринимать и обрабатывать информацию. Можно сравнить интеллект человека с сосудом, а вот то, чем он будет наполнен — это уже эрудиция и знания.
Почему эрудицию критикуют
И хотя это слово не несет в себе смысловой иронии, эрудитов и саму эрудированность нередко высмеивают.
В 1918-м американский экономист и социолог Торстейн Веблен ввел термин «капитаны эрудиции» (captains of erudition) [5]. Так он называл руководителей образовательных учреждений, которые были умны и начитанны, но не обладали необходимыми качествами для управленцев.
Эволюционный психолог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе исследовал связь науки и эрудиции [6]. Он отметил, что если раньше знаний было достаточно, чтобы считаться специалистом в какой-либо области, сейчас — нет. Если раньше для шекспироведов обязательно было знать ранние сочинения драматурга, то теперь подобная эрудиция — не главный критерий.
Паскаль Буайе приводит и более жизненный пример: раньше, чтобы стать водителем лондонского такси, нужно было наизусть знать все улицы города и сотни маршрутов. С появлением приложений-навигаторов эрудиция кандидатов-водителей уже не так важна.
Буайе считает, что только эрудиции для современного ученого недостаточно, поскольку эрудиция — это не гипотезы или объяснения, а лишь описание. Большая часть информации (особенно в литературе и филологии) уже изучена и структурирована. В современном мире от ученых и исследователей больше ждут личного вклада в область, собственных мыслей и выводов.
Существуют ли критерии эрудированности
Критерии эрудированности заложены в различных определениях этого слова. Есть общие черты эрудиции, которые встречаются почти во всех языках:
Гиперболизированный образ эрудита схож с описанием «универсального человека» или полимата. [7] Понятие появилось в начале XVII века для описания людей, которые достигли успехов сразу в нескольких областях.
Один из самых ярких полиматов в истории — Леонардо да Винчи. Он написал шедевр мировой живописи «Мона Лиза», спроектировал купол Миланского собора, изобрел прототип парашюта, дельтаплана и даже танка, сделал более сотни анатомических рисунков, а еще, по отзывам его друзей, великолепно готовил.
Российский культуролог Андрей Флиер отмечает, что выдающиеся личности в эпоху Просвещения имели тяготение к эрудированности в области национальной истории, литературы, искусства и мифологии: «То, что мы сегодня называем «развитой гуманитарной культурой личности», складывалось именно под влиянием идей «национального романтизма» и основывалось прежде всего на хорошем знании истории (как ни парадоксально, не столько в ее профессиональном научном, сколько в художественно-литературном изложении)». [8]
Еще один пример полимата — Мария Склодовская-Кюри, единственная женщина, удостоенная Нобелевских премий за разные науки — физику и химию. И да Винчи, и Кюри — гении и эрудиты, но их интересы не совпадают.
Не существует списка наук, которые «настоящий» эрудит должен изучить и разбираться в них. Поэтому даже если человек не знает (или не помнит), кто написал «Отцы и дети», чем знаменита фамилия Джугашвили и в каком веке правил Петр I — это не значит, что он не эрудирован*. Возможно, его область интересов — не история или литература.
При этом в современности часто пытаются развивать эрудицию у школьников. Академический директор онлайн-школы «Фоксфорд» Екатерина Латыпова считает, что эрудированным можно называть ребенка, который для своего возраста понимает значительно больше сверстников в одной или нескольких областях знаний.
Екатерина Латыпова, академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»:
«Очень важно, что знания ребенка — это не просто результат запоминания большого количества фактов. Эрудированность означает понимание и умение объяснить причинно-следственные связи между объектами изучения. Дети любопытны от природы. Когда взрослые знают, что именно интересует их ребенка, они легче смогут развивать его эрудированность, отталкиваясь от интересной ему области знаний».
Зачем нужна эрудиция
В эпоху интернета, когда на большинство вопросов можно получить ответы за несколько секунд, кажется, что быть эрудированным не так уж и нужно. Но эрудиты не только много знают, но и применяют знания на практике: с этим навыком интернет уже не поможет.
Эрудиты могут стать ценными специалистами для новых междисциплинарных наук, где профессионал должен знать сразу несколько классических дисциплин. Например, в середине XX века появилась когнитивистика — наука на стыке шести наук, среди которых психология, нейрофизиология и лингвистика. Специалисты когнитивной науки изучают человеческий мозг и мышление. Профессионалы в этой области так или иначе обладают знаниями из нескольких областей науки, что делает их востребованными междисциплинарными специалистами.
Эрудиция актуальна для тех, кто хочет освоить профессию будущего. Биоэтик, дата-журналист, трендвотчер — эти специалисты не ограничены узкими знаниями и совмещают информацию из разных областей.
Многие онлайн-школы уделяют внимание развитию эрудиции у детей, но единой методологии проектирования подобных курсов не существует.
Екатерина Латыпова:
«Раньше дети собирали мини-город из Lego и были ограничены количеством деталей, а сегодня они создают целые миры в Minecraft, где есть огромное пространство для развития ребенка. Раньше дети читали энциклопедию в картинках, а сегодня смотрят фильм NatGeo, самостоятельно создают и печают 3D-модели живого мира, отправляются в виртуальные экскурсии с Google.
Большинство авторов курсов сегодня придерживаются позиции, что более эффективное обучение там, где ребенок занимает проактивную позицию, то есть самостоятельно исследует, открывает новое знание, а не получает его готовым «на блюдечке».
Стоит аккуратно относиться к лозунгам, что, благодаря какому-то продукту, ребенок запомнит 50 историй, 10 художников и несколько географических открытий. Эрудированность отражает не только количество фактов, которые запомнил ребенок, но и качество этого знания: может ли он применить его в другой ситуации, понимает ли он причинно-следственные связи».
Как развивать эрудицию у детей
Екатерина Латыпова для развития эрудиции у детей рекомендует много читать, смотреть познавательные видео, конструировать и обсуждать увиденное с ребенком.
Коммуникация. Обсуждайте с ребенком новое знание: что было понятно, а что нет. Не останавливайтесь на запоминании фактов, это быстро забудется, если в голове ребенка не возникнут связи и ассоциации с другими знаниями.
Критическое мышление. Задавайте открытые вопросы о новом знании, придумывайте задачи, в которых оно могло бы пригодиться. При этом у задачи необязательно должно быть единственное решение.
Коллаборация. Создавайте мини-учебные ситуации в группе детей с участием взрослого. Дети через общение и сотрудничество смогут находить ответы на сложные для их возраста задачи, а также приобретать новый социальный опыт. Любое сотрудничество учит умению договариваться, распределять роли и вместе достигать результата.
Креативность. Фантазируйте, где может пригодиться новое знание.
Эрудиция
Эрудиция – это понятие, отображающее широту познаний и многосторонней образованности. Развитая эрудиция проявляется глубоким пониманием множества вещей и нахождением взаимосвязей между различными областями жизни. Эрудиты (те, у кого данное качество развито на достаточно высоком уровне) постоянно занимаются расширением круга своих познаний и углублением уже имеющихся представлений о мире. Таким образом, это не только поверхностная осведомленность о происходящих в мире событиях и открытия в прошлом и настоящем, но также и глубинное понимание данных процессов. Можно сказать, что эрудит – это специалист сразу в нескольких областях.
Эрудиция не является врожденной, и уровень ее развития зависит исключительно от приложенных человеком усилий относительно постоянного получения новых знаний. Данное качество имеет прямое отношение к образованности и практически не связана с уровнем интеллектуального развития.
Но понятия образованности и эрудированности не тождественны, поскольку в отношении эрудиции есть внутренняя потребность человека в постоянном развитии и преодолении своей грубости или недостатка знаний, в то время как просто образование не дает этой внутренней мотивации. Знания могут быть получены без энтузиазма, и при дальнейших вариантах выбора развитие останавливается, тогда эрудиция заставляет искать источники и возможности повышения своего уровня, независимо от имеющего багажа. Эрудиция это самостоятельная направленность, заставляющая человека заниматься самообразованием, читать книги по интересующей тематике и выходить за рамки обучающих курсов.
Что это такое
Нельзя сказать, что кто-то обладает эрудицией, а кто-то нет. В данном случае уместно рассматривать уровень ее развития и реализованности в различных сферах. Возможность повысить уровень эрудиции есть, но так же уровень может снижаться, если не прикладывать дополнительных усилий. Это не значит, что однажды полученные знания забудутся или станут неуместны, но с течением времени может утратиться их актуальность или какая-то теория получит опровержение – эрудиция представляет собой способность отслеживать динамические изменения. Кроме того, тот уровень эрудированности, который считается довольно высоким для пятиклассника, будет уже недостаточным для руководителя фирмы. Подобные примеры встречаются довольно часто, когда после множества похвал человек перестает заниматься собственным развитием и остается на прежнем уровне без развития.
Развитая эрудиция возникает только при постоянном поглощении новой информации, причем касаться она должна не только узкой профессиональной сферы, но учитывать моменты многих мировых жизненных тематик. Безусловно, это процесс образования, но не фиксированного учебными заведениями и дополнительными курсами, а более самостоятельным вкладом в происходящее. Это может выражаться в чтении не одного, а различных источников, причем оптимально противоположных мнений. Сюда же относится активный творческий интерес к другим областям. Так человек может учиться на архитектора, ходить на языковые курсы, читать историческую литературу и увлекаться слесарными работами. Его уровень эрудированности будет значительно выше, чем у архитектора, глубоко разбирающегося в своей области, но не выходящего за ее рамки.
Как её развить
Развитие эрудиции становится актуальной проблематикой современного общества, поскольку ранее был сделан упор на узкоспециализированное обучение, вследствие чего отдельно взятый человек часто оказывается неспособен решить, а иногда даже понять любые бытовые задачи, не входящие в его круг компетенции. Кроме глобальной тенденции, развитие эрудиции актуально на индивидуальном личностном уровне, поскольку такой человек может поддержать практически любое общение, быстрее находит выходы из различных жизненных ситуаций, а также более продуктивен в творческом плане, поскольку может синтезировать сразу множество аспектов.
Первым помощником в развитии эрудиции считается чтение самой разнообразной литературы в больших количествах. Сюда не относятся однотипные романы, которые забываются через день после прочтения, речь идет о произведениях и научно-популярной литературе, которая требует анализа.
Важно не проглатывать книги, стремясь поставить максимальное количество галочек, а читать их качественно. Смысла нет в прочтении сотни, которую невозможно вспомнить через год, но одна книга, полностью проанализированная на нескольких уровнях способна принести больше пользы. Полученную информацию можно систематизировать, записывать, обсуждать с друзьями – чем больше человек взаимодействует с новыми знаниями, тем лучше и глубже они усваиваются.
Литературу стоит подбирать из разных отраслей – это помогает расширять круг тем, которые доступны для понимания. Например, книги по психологии помогут понимать людей, а различные труды по физике повысят понимание устройства мира.
Многие книги помогают самоисследованию, для чего можно завести отдельную тетрадь или найти подходящие тренинги, где можно углубить исследование. Сталкиваясь с новой информацией, меняется восприятие мира, поэтому важным моментом является постоянное соотнесение прочитанного с тем, какова личная жизнь на данный момент. Не по памяти знать, что какие-то вещи были приятны, а другие неинтересны, а каждый новый раз анализировать свой внутренний мир на предмет изменений. Выбирайте научную литературу, поскольку чтение, пусть даже и в больших объемах лент соцсетей не всегда имеет должный эффект. Чтобы фейсбук и телеграмм приносили пользу, следует тщательно фильтровать свои подписки и следить не только за разнообразием тематики, но и за качеством содержания.
Как повысить широкую осведомленность
Непосредственно на общий уровень осведомленности влияет круг общения. Чем больше времени человек проводит в контакте с другими, тем больше информации он узнает, причем ее усвоение происходит значительно легче, чем при принудительном прочтении тех же фактов. Однако если окружить себя только художниками вы получаете набор примерно одинаковых тем и событий. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы окружали различные люди с многогранными интересами, и конечно их уровень познания в какой-либо теме должен находиться выше, чем ваш собственный.
Важный момент в любом развитии – интерес, а касательно эрудиции, он играет первостепенную роль. Невозможно запоминать информацию, которая одновременно и не нужна по работе и не интересна личностно. Поэтому, даже выбирая для изучения не вполне понятную и интересную тему, стоит заранее организовать весь процесс таким образом, чтобы периодически тонизировать увлеченность. Для этого отлично подходит интересная компания, которая не позволит забросить обучение или система самовознаграждений за достижение определенных уровней.
Выбирайте себе хобби вместо вечернего телевизора. Для того чтобы занятия в свободное время приносили пользу, нужно составить определенный подход. Например, изучение языка больше скажется на развитии общей эрудиции, если вы будете непосредственно общаться с людьми из различных стран, посредством скайпа или других программ, чем просто учить словарь. Коллекционирование, которое предполагает узнавание историю каждой вещи или культуры страны ее изготовления превращает накопление вещей в развивающий личностный процесс.
Фактами, которые человек узнает необходимо делиться, обсуждать с друзьями, особенно хорошо, если найдутся несогласные и возникнет полемика. Мозг устроен таким образом, что чем больше мы объясняем другим устройство чего-либо, тем больше сами начинаем понимать то, чем делимся.
Также полезно рассматривать любую новую информацию с различных сторон – именно это развивает широкие возможности для владения знаниями. Например, узнав об устройстве технического прибора, можно дополнить пробелы относительно того, кто и когда его изобрел, а потом изучить биографию этого человека. Любая новая информация тянет за собой еще новые возможности для изучения – главное их замечать и подвергать критике.
Чем выше критичность вашего мышления, тем шире становится кругозор. Не принимать на веру, а искать, почему именно так, не учить теорему, а смотреть ее доказательство – расширяет осведомленность и делает жизнь интереснее.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое эрудиция и ее признаки.
Эрудиция — это глубокие и всесторонние познания в какой-либо области или нескольких областях, которые возникли в результате изучения и осмысления разных литературных и других источников. По сути, это продукт памяти, отражающий способность человека запоминать и воспроизводить большие объемы информации. Человека, обладающего большой эрудицией, принято называть эрудитом. Соответственно эрудированность как качество личности – это способность проявлять начитанность, и осведомленность по широкому кругу знаний.
Слово «эрудиция» произошло от латинского «erudition»-«ученость, просвещенность». Причем просвещенность не хаотичная или обрывочная, а структурированная, упорядоченная. Другими признаком настоящей эрудированности считаются широкий кругозор, широта интересов и взглядов, а близкими по значению словами – ученость, информированность, компетентность, интеллект, всезнайство, премудрость.
В классическом Риме, Греции и Китае эрудиция ценилась высоко. В эпоху Просвещения она считалась частью общей идеи об идеальном человеке. Известными эрудитами были Леонардо Да Винчи, Галилей, Коперник, Дмитрий Менделеев, Михаил Ломоносов, Бенджамин Франклин.
В докомпьютерную эпоху «голая» эрудиция была в почете, а слово эрудит было комплиментом. Накопленные в памяти знания считались инвестицией в будущее, личной информационной подушкой безопасности. Но в XXI веке гигантские объемы информации отыскиваются одним кликом на компьютере, и держать в голове все эти данные просто нет смысла. Так что сегодня эрудиция утратила статус элитарности, а перешла в разряд хобби. Да, эрудит способен запомнить и в нужный момент отыскать в памяти большое количество информации. Он может много чего знать, но мало понимать. Но это же может и компьютер.
Эрудиция, интеллект, ум – в чем отличия
Эрудиция предполагает обширные знания о чем-либо. Но одно дело быть «ходячей библиотекой», но совсем другое – уметь применить свои знания в деле. Эрудированность без практического применения – это возможность при случае блеснуть интеллектом или памятью и больше ничего. Более того, ложная эрудированность идет в связке с гордыней, самолюбованием, самодовольством, тщеславием. А это уже отрицательное качество.
Эрудированность не зачисляет автоматически в разряд гениев. Но есть случаи, когда подобная суперспособность и вовсе может быть признаком психического отклонения. Есть такое расстройство «синдром Саванта» – состояние, при котором у человека внезапно проявляются познания в одной или нескольких областях. Подобные «островки гениальности» проявляются в какой-то узкой области. Например, люди-саванты помнят наизусть все сочинения Шекспира или могут по памяти нарисовать подробную карту улиц незнакомого города. Внешне они мало отличаются от окружающих, но общение и социализация даются им с трудом.
Действительно, большая часть запомненной информации нам никогда не понадобится, а сама по себе эрудиция приносит мало пользы – тот, кто производит впечатление мудреца благодаря энциклопедическим познаниям, может быть абсолютно неспособным решать простые жизненные задачи. Еще один недостаток «голой» эрудиции – отсутствие критического мышления. Усваивая информацию из разных источников, человек просто не способен оценить их достоверность.
Но это не значит, что нужно отказаться от тренировок памяти или логики – стоит различать сходные эрудированности понятия:
Эрудиция и широкий кругозор.
Глубокие познания эрудита лишь отражают то, что человек усиленно изучает какую-то область. Эти знания не являются ежедневно необходимыми или жизненно важными и сами по себе не несут практической пользы. Зато общий кругозор – та информация, которой мы пользуемся каждый день. Общий кругозор действительно облегчает жизнь, помогает применить свои знания в деле.
Эрудиция и живой ум.
Как говорил Сократ: «Знание не есть ум» – почерпнуть информацию и запомнить ее обычному «зубрилке» не сложно. Ведь он может просто запоминать много данных, не разобравшись в их содержании. А вот проанализировать прочитанное, сделать свои выводы – увы. Автоматическая эрудированность иногда настолько «захламляет» мозг, что в нем теряются содержательные ответы и притупляется азарт исследователя.
Эрудиция и память.
Эрудированность зависит от способности к запоминанию и объема памяти. Но выигрывает не тот, кто теоретически знает больше, а тот, кто быстрее извлечет из памяти нужную информацию.
В идеале эрудированный человек – это тот, у кого все эти способности развиты в равной степени. Но умственные способности похожи на физические – можно усиленно тренировать бицепс, чтобы побеждать в армреслинге, а можно тренировать все и понемногу, чтобы быть здоровым человеком.
Пять признаков умного человека
Даже если умный человек является эрудитом, он не считает это своим главным достоинством. Он всегда знает, что ему есть куда стремиться, чтобы стать еще лучше. Он не кичится своей эрудицией и достижениями. Он не старается самоутвердиться за счет менее эрудированных людей.
Кроме этого умный человек:
1. Много слушает, мало говорит. В общении ему нравится больше слушать, а запоминать. Не доказывать свою точку зрения, а прислушиваться к словам собеседников.
2. Отфильтровывает ненужную информацию. То количество информации, которое поступает в мозг, запомнить невозможно. Да и не нужно. Умный человек игнорирует бестолковые факты, бессмысленные доказательства, ненужные данные. Кроме этого он вполне может забыть какую-то цифру или дату – а зачем ее помнить, если можно просто записать в ежедневник.
3. Не критикует. Умный человек знает, что эрудиция – это еще не предел мечтаний, что без обширных знаний можно быть успешным и счастливым. Поэтому он старается не давать оценку событиям или высказываниям прежде, чем рассмотрит ситуацию с разных сторон и вникнет в суть происходящего.
4. Не боится ошибиться. Один из побочных признаков отмирания эрудиции – изменение представления о том, чего стыдно не знать. Не знать год отмены крепостного права уже не стыдно. Зато ценится способность выкрутиться в сложной ситуации и умение выживать.
5. Не боится показаться глупым. Это особый талант умных людей. Они не опасаются показаться некомпетентными и умело скрывают свою эрудицию, если этого требует ситуация. Зато так он скорее добьется поставленной цели, ведь заумных зазнаек мало кто любит.
Выводы:
• Эрудиция – это результат чтения, осмысления и запоминания данных из литературных источников.
• Эрудированность сегодня перестала быть чем-то почетным, а перешла в разряд хобби.
• Эрудиция – это не самоцель, а только способ потренировать ум для развития мышления и живого ума.
Потренируйте ум и проверьте свои знания в нашем тесте на эрудицию!