Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что

Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что

Решительная эта мера была принята мною по малочисленности войска и ежеминутно возрастающего возмущения, принимающего огромные размеры. Она была необходима для водворения спокойствия не только в этой. деревне, но и во всем населении, нескольких уездов Казанской губ., вышедшего из совершенного повиновения всякой власти и дошедшего до такой степени дерзости, что приехавшего в свою дер. Щербеть помещика штабс-ротмистра лейб-гвардии гусарского в. и. в. полка крестьянин на сходке схватил за грудь и сказал ему: «Убирайся отсюда, тебе здесь нечего делать!» В селе Никольском и Трех Озерах при разговоре моем с крестьянами, где я объяснял им, что послан от государя для разъяснения недоразумений и водворения порядка, отойдя от меня несколько шагов, толпа говорима что я не настоящий адъютант в. в., а переодетый в мундир помещиками в серебре; вообще в это время положение не только гг. помещиков, но даже и начальствующих лиц земской полиции было невыносимое и без употреблений решительных мер, предпринятых мною могло произойти общее восстание в Казанской губ. Ныне же волнение несколько подавлено, за работы принялись, прежние власти восстановлены, но злонамеренные люди распускают еще слухи, что освобождение крестьян. с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плечу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратится уже с совершенною волею.

По моему мнению, для водворения совершенного спокойствия в Казанской губ. остается необходимым не сколько усилить число войск, там расположенных, и примерно казнить главных виновников, над которыми вместе с сим учреждаются военно-судная комиссия.

Генерал-майор гр. Апраксин.

«Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого».

Источник

Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что

«. Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. «

Явился результатом длительной работы, которая велась правительством в Главном комитете по крестьянскому делу, созданному Александром II в 1858 г. и Редакционных комиссиях при нем (с 1859 г.), а также на местах в дворянских губернских комитетах. Манифест провозглашал личное освобождение крестьян от помещиков и «дарование» им прав «свободных сельских обывателей». Обнародован 5 марта 1861 г.

Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 г. сопровождался целой серией законодательных актов из 22 документов, касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Настоящее «Общее Положение» являлось основным законодательным актом, определяющим пути и способы освобождения крестьян в России.

. 2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость. 3. Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика. 4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала.

«Со дня обнародования манифеста и до получения утвержденного Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, в Казанской губ. все казалось спокойным, хотя помещики уже несколько жаловались на ленивое производство работ крестьянами, говоря, однако, что это замечено ими еще с самого начала вопроса об уничтожении крепостного права. Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что нет, и большая часть таких, которые едва читают по складам. «

«. В 8 часов утра я с тобой расстался; долго смотрел я с берега на твою сидейку, и когда ты скрылся за свои ворота, я двинулся берегом и уже в 7 часов утра сегодня был дома. Благодарю тебя за твоих лошадей; очень хорошо Никифор нас доставил до Дорофеича; тот тотчас дал хороших лошадей, и вечером я был уже в Мухор-Шибире; а этот переезд в путешествии в Селенгинск есть главное дело: прочий путь на почтовых ни почем. Сегодня утром такой был мороз, что решительно в грязи вода замерзла, поля были покрыты белым снегом, и мы все ехали в шубах,— не забудь, это — 7 июня. «

Источник

Картографический практикум «Отмена крепостного права»

Волкова Екатерина Григорьевна, учитель МБОУ СОШ с.Елабуга

Картографический практикум по теме «Отмена крепостного права»

Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что. Смотреть фото Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что. Смотреть картинку Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что. Картинка про Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что. Фото Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика что

Задание 1. Определите, о каких губерниях идет речь в отрывках из региональных учебников.

А. «Душевые наделы помещичьих крестьян сократились с 4,9 десятин до реформы до 2,8 десятин после 1861 г. 42,9% крестьянской земли (свыше 600 тыс. десятин) перешло к помещикам в виде отрезков. За оставшиеся крестьянам нищенские наделы помещики получили солидный выкуп — 8,3 миллиона рублей. Кроме того, после реформы увеличились различные платежи, подушная подать. Правительственная комиссия установила в 1863 г., что сумма всех платежей превышала доходность крестьянских хозяйств в 5 раз. В ответ на объявление Манифеста начался мощный подъём крестьянского движения, которое охватило все уезды губернии».

Б. «В результате проведения реформы в губернии крестьяне потеряли часть земли, которой они пользовались. Однако, учитывая, что наряду с отрезками производилась и прирезка земли, в целом размеры крестьян ского землепользования уменьшились в 1861 г. всего на 7,1%. Средний надел крестьянина после реформы равнялся 4,1 десятины. За переходившую к ним землю крестьяне должны были заплатить от 30 до 48 р., в то время как её рыночная цена колебалась от 14 до 15 р. Край вошёл в число девяти губерний империи, где разрыв между существующими ценами на землю и стоимостью по выкупу был особенно высок».

В. «По реформе 19 февраля 1861 г. у помещичьих крестьян губернии отрезали в среднем 29,6% их прежних земельных наделов. Наибольшие отрезки были у крестьян южных уездов. В результате помещики сохранили за собой в два с лишним раза больше земли, чем получили их бывшие крестьяне в надел. При этом у крестьян были отрезаны лучшие земли. Полученный надел крестьяне должны были выкупить по высокой цене».

Г. «На момент обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. в губернском центре насчитывалось около двухсот человек крепостных. Объявление Манифеста сопровождалось народными гуляниями. Для местных крестьян всё это имело скорее символическое, чем практическое значение, основная их масса относилась к категориям государственных и удельных».

Д. «В 1861 г. получили свободу не только помещичьи крестьяне, но и работники владельческих, посессионных и казённых заводов. Всё горнозаводское население было разделено на две группы: мастеровых и сельских работников. Мастеровые — это квалифицированные работники, трудившиеся в заводских цехах. Сельскими работниками стали называть людей, занятых вспомогательными работами: добычей руды, заготовкой дров, выжигом угля. Мастеровые освобождались от ряда государственных повинностей. Зато сельские работники получали земельные наделы, позволявшие им помимо выполнения заводских обязанностей вести крестьянское хозяйство. Владельцы горнозаводских округов не желали отдавать землю. Поэтому в ходе проведения реформы более двух третей вспомогательных работников были причислены к категории мастеровых».

Было в пользовании крестьян (дес.)

Осталось после реформы (дес.)

А. «Крестьяне, как евреи манны, ждали объявления Манифеста об освобождении их от крепостной зависимости. Люди тёмные, безграмотные готовы были слушать всякого встречного, лишь бы он явился толкователем Манифеста в крестьянскую пользу. Оно и не могло быть иначе: изогнутые мужицкие спины жаждали освежительного бальзама. Прибавив к этому ещё всеобщую нелюбовь к полицейским чинам, которым было далеко не чуждо самое наглое взяточничество, делается понятным, почему в медвежьем углу Пензенской губернии крестьяне не поверили объявленному им местными властями высочайшему Манифесту, а согласились с милым их сердцу толкованием Манифеста. Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова. Действительно, такая искра была брошена, и пламя сразу охватило три смежных уезда. Крестьянское движение в данной местности началось по нежеланию понять Манифест в том смысле, в каком он был написан. Отставные солдатики-грамотеи перетолковывали его на сходах по-своему, делая своеобразные комментарии, идущие на руку мужичкам. А мужичкам только того и надо было. Они беспрекословно слушались своих новых пророков и не доверяли местным становым приставам, разъезжавшим по сёлам с листами Манифеста» (из воспоминаний Н.С. Худекова).

Б. «Со дня обнародования Манифеста и до получения утверждённого Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, в Казанской губернии всё казалось спокойным, хотя помещики уже несколько жаловались на ленивое производство работ крестьянами. Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что нет и большая часть таких, которые едва читают по складам. Получив Положение, они сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам, но видя, что мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т.е. что барщина не уничтожена и земля должна оставаться во владении помещиков, они стали не доверять образованному сословию и искали чтецов между грамотными крестьянами. Эти толкователи, получая за это от крестьян деньги и из видов корыстолюбия, некоторые же, как можно предполагать, из ненависти противу помещиков, поняли, что могут воспользоваться при настоящих обстоятельствах невежеством крестьян, начали делать самые нелепые толкования нового узаконения. Один из главных таких толкователей крестьянин Антон Петров сделался у них каким-то пророком, возбудил даже фанатизм, увлекая крестьян своими рассказами, сообразуясь с господствующею в умах их идеею и понятиями о воле. » (из рапорта А.С. Апраксина Александру II).

В каких трёх регионах крестьянские наделы в ходе реформы 1861 г. были в наибольшей степени уменьшены в пользу помещиков? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Источник

Цели, задачи и формы крестьянского движения в 1860-е гг.

Цели, задачи и формы крестьянского движения в 1860-е гг.

— Причины крестьянских восстаний, требования крестьян.

— Представления крестьян о проведенной реформе, отношение крестьян к чиновникам и царю.

— Центры наиболее массового выступления крестьян. Рассказать о ходе восстаний.

Характеристика либерального течения в пореформенный период.

— Характеристика либерального движения пореформенного периода: состав, цели, отношение к реформам.

— Характеристика земского либерального движения (самостоятельно).

— Характеристика представителей государственной школы:

К.Д. Кавелин: портрет-характеристика; описание политических взглядов, идей как основоположника национальной формы либерализма; отношение к реформам.

Б.Н. Чичерин: портрет-характеристика; описание политических взглядов, идей как основоположника национальной формы либерализма; отношение к реформам.

Освободительное движение 60-х. Революционные кружки.

— «Эпоха прокламаций»: содержание понятия, цель, анализ прокламаций

— Характеристика освободительного движения в 60-е гг.: нигилизм разночинцев (понятие, состав, сущность деятельности, отличительные черты).

— Характеристика революционных организаций пореформенного периода.

Для более полного раскрытия данного вопроса необходимо заполнить следующую таблицу на основе имеющихся исторических источников (по мере возможности):

«Земля и воля»«Ищутинцы»«Народная расправа»«Чайковцы»
Направление деятельности
Состав (идеолог, руководители)
Годы существования
Отношение к революции
Отношение к власти
Методы борьбы
Причина распада

Рекомендуемые источники:

См. материалы к семинарскому занятию.

Рекомендуемая литература:

1. Виленская Э.С. Революционное подполье в России. 60-е гг. XIX в. – М., 1965.

2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. – М., 1994.

3. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. – М., 1995.

4. Либерализм в России. – М, 1996.

5. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX в. – М., 1996.

6. Паперно И. Николай Чернышевский. Человек эпохи реализма. – М., 1996.

9. Секиринская С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. – М., 1995.

11. Володин А.И. Чернышевский или Нечаев? О подлинной и мнимой революционности в освободительном движении России 50-60-х годов XIX века / А. И. Володин, Ю. Ф. Карякин, Е. Г. Плимак. — М.: Мысль, 1976. — 295 с.

12. Лурье Ф. М. Нечаев: созидатель разрушения. Электронный ресурс: http://on-island.net/History/Nechaev/SNechaev.htm

Рапорт свитского генерал-майора А. С. Апраксина Александру II

О волнениях крестьян в Спасском у. и о расстреле их в с. Бездне

Апреля 1861 г.

Решительная эта мера была принята мною по малочисленности войска и ежеминутно возрастающего возмущения, принимающего огромные размеры. Она была необходима для водворения спокойствия не только в этой. деревне, но и во всем населении, нескольких уездов Казанской губ., вышедшего из совершенного повиновения всякой власти и дошедшего до такой степени дерзости, что приехавшего в свою дер. Щербеть помещика штабс-ротмистра лейб-гвардии гусарского в. и. в. полка крестьянин на сходке схватил за грудь и сказал ему: «Убирайся отсюда, тебе здесь нечего делать!» В селе Никольском и Трех Озерах при разговоре моем с крестьянами, где я объяснял им, что послан от государя для разъяснения недоразумений и водворения порядка, отойдя от меня несколько шагов, толпа говорима что я не настоящий адъютант в. в., а переодетый в мундир помещиками в серебре; вообще в это время положение не только гг. помещиков, но даже и начальствующих лиц земской полиции было невыносимое и без употреблений решительных мер, предпринятых мною могло произойти общее восстание в Казанской губ. Ныне же волнение несколько подавлено, за работы принялись, прежние власти восстановлены, но злонамеренные люди распускают еще слухи, что освобождение крестьян. с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плечу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратится уже с совершенною волею.

По моему мнению, для водворения совершенного спокойствия в Казанской губ. остается необходимым не сколько усилить число войск, там расположенных, и примерно казнить главных виновников, над которыми вместе с сим учреждаются военно-судная комиссия.

Генерал-майор гр. Апраксин.

Резолюция Александра II:

«Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого».

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

С.Г. Нечаев

Катехизис революционера

Написан и отпечатан летом 1869 г. в Женеве. Первоначально заглавие отсутствовало и появилось как обозначение этого документа в ходе процесса над нечаевцами в 1871 г. Кружок С.Г.Нечаева (1847–1882), сына провинциального мещанина, возник в Петербурге в конце 1868 г., в атмосфере студенческих беспорядков, когда вновь активизировавшееся революционное подполье пыталось взять реванш за разгром, последовавший после выстрела Каракозова. С 1869 г. Нечаев живет за границей, сближаясь с М.А.Бакуниным и Н.П.Огаревым, участвует выпуске целого комплекса прокламаций. Входящий в этот комплекс «Катехизис революционера» является плодом коллективного творчества, вобравшим в себя идеи не только Нечаева, но и Бакунина, и П.Н.Ткачева, которым принадлежат базовые положения «революционного макиавеллизма». В «Катехизисе» впервые в русской истории была сформулирована программа широкомасштабной террористической деятельности. Революционная практика Нечаева выразилась в основанной им организации «Народная расправа» (осень 1869 г., Москва). Инспирированное руководителем убийство члена организации студента Иванова привело к судебному процессу над нечаевцами, имевшему широкий резонанс в русском обществе.

Отношение революционера к самому себе

§1. Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью — революцией.

§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, и со всеми законами, приличиями,

общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него — враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.

§3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения. Для этого и только для этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй медицину. Для этого изучает он денно и нощно живую науку людей, характеров, положений и всех условий настоящего общественного строя, во всех возможных слоях. Цель же одна — наискорейшее и наивернейшее разрушение этого поганого строя.

§4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции.

Безнравственно и преступно все, что мешает ему.

§5. Революционер — человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и

§6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других.

Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение, вознаграждение и удовлетворение — успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель — беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ея достижению.

§7. Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Революционерная страсть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции.

Отношение революционера к товарищам по революции

§8. Другом и милым человеком для революционера может быть только человек, заявивший себя на деле таким же революционерным делом, как и он сам. Мера дружбы, преданности и прочих обязанностей в отношении к такому товарищу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.

§9. О солидарности революционеров и говорить нечего. В ней вся сила революционного дела. Товарищи-революционеры, стоящие на одинаковой степени революционного понимания и страсти, должны, по возможности, обсуждать все крупные дела вместе и решать их единодушно. В исполнении таким образом решенного плана, каждый должен рассчитывать, по возможности, на себя. В выполнении ряда разрушительных действий каждый должен делать сам и прибегать к совету и помощи товарищей только тогда, когда это для успеха необходимо.

§10. У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров второго и третьего разрядов, то есть не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит, как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела. Только как на такой капитал, которым он сам и один, без согласия всего товарищества вполне посвященных, распоряжаться не может.

§11. Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос спасать его или нет, революционер должен соображаться не с какими нибудь личными чувствами, но только с пользою революционного дела. Поэтому он должен взвесить пользу, приносимую товарищем — с одной стороны, а с другой — трату революционных сил, потребных на его избавление, и на которую сторону перетянет, так и должен решить.

Отношение революционера к обществу

§12. Принятие нового члена, заявившего себя не на словах, а на деле, товариществом не может быть решено иначе, как единодушно.

§13. Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором — все и все должны быть ему равно ненавистны.

Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку.

§16. При составлении такого списка и для установления вышереченаго порядка должно руководствоваться отнюдь не личным злодейством человека, ни даже ненавистью, возбуждаемой им в товариществе или в народе.

§17. Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта.

§18. К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями; опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, влияние, связи, богатство и сила сделаются таким образом неистощимой сокровищницею и сильною помощью для разных революционных предприятий.

§19. Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что слепо следуешь за ними, а между тем прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их до нельзя, так чтоб возврат был для них невозможен, и их руками и мутить государство.

§20. Пятая категория — доктринеры, конспираторы и революционеры в праздно-глаголющих кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломныя заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих.

§21. Шестая и важная категория — женщины, которых должно разделить на три главных разряда.

Одне — пустые, обессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться, как третьею и четвертою категориею мужчин.

Другия — горячия, преданныя, способныя, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего безфразного и фактического революционного понимания. Их должно употреблять, как мужчин пятой категории.

Наконец, женщины совсем наши, то есть вполне посвященныя и принявшия всецело нашу программу. Они нам товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно.

Отношение товарищества к народу

§22. У товарищества ведь другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа, то есть чернорабочего люда. Но, убежденные в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, народ из терпения и побудить его к поголовному восстанию.

§23. Под революциею народною товарищество разумеет не регламентированное движение по западному классическому образу — движение, которое, всегда останавливаясь с уважением перед собственностью и перед традициями общественных порядков так называемой цивилизации и нравственности, до сих пор ограничивалось везде низложением одной политической формы для замещения ее другою и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России.

§24. Товарищество поэтому не намерено навязывать народу какую бы то ни было организацию сверху. Будущая организация без сомнения вырабатывается из народного движения и жизни. Но это — дело будущих поколений. Наше дело — страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.

§25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством: против дворянства, против чиновничества, против попов, против гилдейского мира и против кулака мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

§26. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу — вот вся наша организация, конспирация, задача.

Выверено по изданию: Революционный радикализм в России:

век девятнадцатый. Документальная публикация.

Ред. Е.Л.Рудницкая. М., Археографический центр, 1997.

Дело ишутинцев

Троицкий Н. А. Безумство храбрых. М., 1978. С. 71

ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ АКТ

Коим предается суду Верховного Уголовного Суда, учрежденного именным высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату 29 июня 1866 года, дворянин Саратовской губернии, Сердобского уезда, Дмитрий Владимирович Каракозов, 25 лет.

4 апреля 1866 года, около 4 часов пополудни, когда государь император по окончании прогулки в Летнем саду, выйдя на набережную р. Невы, приблизился к своему экипажу, неизвестный человек, стоявший в толпе народа, собравшейся у ворот сада, выстрелил в священную особу его императорского величества.

Провидению было угодно сохранить драгоценную для России жизнь возлюбленного монарха.

… По сим обстоятельствам дела дворянин Дмитрий Каракозов обвиняется: 1) в покушении 4 апреля 1866 года на жизнь священной особы государя императора, что составляет преступление, предусмотренное 241 ст. Улож. о наказ и 2) в принадлежности к тайному обществу «Ад», имевшему исключительною целью цареубийство, что составляет преступление, предусмотренное 318, 242 и 243 ст. Улож. о наказ.

Покушение Каракозова. Стенографический отчет по делу Д. Каракозова, Худякова, Н. Ишутина. М., Л., 1930. Т. 1. С. 6, 10

Прибыв в первой неделе великого поста в Петербург без всякого вида, Каракозов проживал здесь в разных гостиницах, частных квартирах и у одного медика, который в течение четырех дней давал ему приют и стол, зная, что он без паспорта, и входил с ним в разговоры о распространении в народе социализма. Каракозов показывает, что он узнал от того же медика о существовании в Петербурге различных социалистических кружков с политической целью. Следствием обнаружено, что этот медик и в последнее пребывание Каракозова в Петербурге на святой неделе, пред совершенным им преступным покушением, виделся с ним неоднократно и даже допустил его провести у себя ночь в клинике на дежурстве.

Северная почта. 1866. 2 августа

Голос. 1866. 3 сентября

ПРИГОВОР СУДА

31 августа 1866 года по указу Его Императорского Величества, верховный уголовный суд, в следующем составе: председатель князь Гагарин, члены: Его Императорское Высочество принц Ольденбургский, граф Панин, Метлин, Башуцкий и Карниолин –Пинский, при министре юстиции Замятине и секретаре Есиповиче, рассматривал дело о подсудном, именующимся дворянином, не утвержденном в дворянстве Правительствующим Сенатом, Дмитрие Владимирове Каракозове, 25-ти лет. Дмитрий Владимиров Каракозов обвиняется в покушении 4 апреля 1866 года на жизнь священной особы Государя Императора и в принадлежности к тайному революционному обществу. В первом из сих преступлений Каракозов сознался, объяснив перед верховным уголовным судом, при выдаче ему копий с обвинительного акта, что преступление его так велико, что не может быть оправдано даже тем болезненным нервным состоянием, в котором он находился в то время. Унтер-офицер Слесарчук и Заболотин, схватившие преступника после сделанного им выстрела, подтвердили под присягой в верховном уголовном суде, в присутствии подсудимого, что обвиняемый действительно тот человек, который сделал выстрел в священную особу Государя Императора. Затем, хотя преступник, при дальнейшем производстве дела на суде, объяснял, что это покушение сделано им вследствие крайне-болезненного настроения духа, но это объяснение не может служить не только к оправданию его, но и к облегчению тяжести совершенного им преступления, потому что приводимая им причина не из числа тех, по коим содеянное не должно быть, по словам закона, вменяемо в вину (92 ст. Улож. о наказ.), и что независимо от того, объяснение оказывается неверным, ибо в описании болезни Каракозова, составленном в клинике московского университета, засвидетельствовано, что во время болезни умственные способности его были нормальны: притом в подсудимом, ни до совершения, ни во время совершения преступления, ни во время допросов, ни в продолжение содержания его под стражей не обнаружено никаких припадков болезни, которые приводили бы его в умоисступление…

Санкт-Петербургские ведомости. 1866. 13 сентября

П. А. ВАЛУЕВ

20 июля. 1866 г. Гр. Муравьев заезжал ко мне и рассказывал по-своему подробности докладной аудиенции у государя в прошлую субботу. Он представил в четверг дело о Каракозове на 3 тыс. листах учрежденному для рассмотрения его Верховному уголовному суду. Начали с того, что до субботы никто не принимал дела. Председатель (кн. Гагарин) отсылал его к министру юстиции, а министр юстиции – к председателю. Полагаю, что и в дальнейшем ход дела не обойдется без затруднений. Следствия, производимые гр. Муравьевым, непригодны для суда по правилам нового судопроизводства.

Дневник П. А. Валуева. Т. 2. М., 1961. С. 139

Д. СТАСОВ

Приговорены были Каракозов и Ишутин к смертной казни. Прочие все и лица, принадлежащие ко 2-й группе, к каторгам на разные сроки. Когда кн. Гагарин прочел приговор Верховного Суда, то он затем сказал, что «нынешний приговор должен свидетельствовать о том великом значении, которое имеет введение нового суда, при порядках которого можно было выяснить в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *