Образовательные организации высшего образования это что

Высшее учебное заведение

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами [1] ) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное обучение. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.

Содержание

Виды высших учебных заведений

В России

В настоящее время в Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений [2] :

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Республика Беларусь

В Белоруссии учреждения высшего образования могут быть следующих видов:

По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.

Структура высших учебных заведений

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений

В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

Разновидности вузов

Списки

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Высшее учебное заведение» в других словарях:

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ — (вуз) по определению ФЗ О высшем и после вузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. образовательное учреждение, основанное и действующее по законодательству РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в… … Юридический словарь

высшее учебное заведение — сущ., кол во синонимов: 2 • вуз (9) • высшая школа (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Высшее учебное заведение — образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник

Высшее учебное заведение — образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Педагогический терминологический словарь

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ — (ВУЗ) образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования … Энциклопедический словарь экономики и права

высшее учебное заведение — (вуз) по определению ФЗ О высшем и после вузовском профессиональном образовании от 19 июля 1996 г. образовательное учреждение, основанное и действующее по законодательству РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в… … Большой юридический словарь

Высшее учебное заведение — 1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией… … Официальная терминология

Высшее учебное заведение — Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные… … Словарь юридических понятий

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (вуз) — ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (вуз). Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Основными видами вузов являются университет, академия, институт. В 2009–2010 учебном году в РФ… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (ВУЗ) — образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.… … Юридическая энциклопедия

Источник

Статья 23. Типы образовательных организаций

Ст. 23 Закон об образовании в последней действующей редакции от 24 июля 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Источник

Виды образовательных организаций высшего образования

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

Программы высшего образования реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Это могут быть образовательные организации высшего образования (вузы) и организации, осуществляющие обучение (научные организации).

Образовательным организациям высшего образования могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», среди которых с июля 2013 года выделяются ведущие университеты России. Список возглавляют МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом. Также действует Ассоциация классических университетов России.

Существует 3 вида образовательных организаций высшего образования:

— университет – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

— академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

— институт – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, также как и другие вузы, осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.

ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Российская империя

Говорить об истории высшего образования в России, как и в других странах, можно со времени создания первых университетов и академий. Их создание в России задержалось по сравнению с Европой на несколько веков. Так, в1687 году в Москве по инициативе Симеона Полоцкого (Симеон Полоцкий (в миру – Самуил Гаврилович (по другим данным – Емельянович) Петровский-Ситнянович (Ситниянович) Полоцкий – топонимическое прозвище; 12 декабря 1629 – 25 августа 1680) – деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Федора) была основана Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. Академия работала на основании «Привилегии на Академию» и создавалась по образцу западных университетов с доступом к обучению из всех сословий.

Следующим этапом в развитии высшего образования в России следует считать период правления Петра I. В связи с активным проведением реформ и развитием промышленности возникла острая необходимость в собственных кадрах, поэтому государство стало организовывать светские государственные учебные заведения – навигацкие, математические, медицинские, горные и другие училища. Так были открыты Школа математических и навигацких наук(1701), Артиллерийско-инженерная (Пушкарская) школа, медицинская школа (1707), Морская академия (1715), медицинская школа (1716), инженерная школа (1719), а также разноязычные школы для обучения иностранным языкам.

В 1724 году распоряжением Петра I в Санкт-Петербурге была создана Академия наук и работающий во взаимодействии с ней Академический университет, просуществовавший с перебоями до середины XVIII века.

Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть фото Образовательные организации высшего образования это что. Смотреть картинку Образовательные организации высшего образования это что. Картинка про Образовательные организации высшего образования это что. Фото Образовательные организации высшего образования это что

До создания в 1755 году Московского университета продолжали создаваться профессиональные учебные заведения, готовящие специалистов для промышленности. Со второй половины XVIII века стали создаваться технические высшие учебные заведения.

Почти через полвека после первого классического университета начали создаваться технические высшие учебные заведения: Санкт-Петербургский государственный горный университет – первое в России высшее техническое учебное заведение, был основан в 1773 году указом императрицы Екатерины II как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела – основополагающей государственной отрасли; Главное инженерное училище с 1810 года; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана основан в 1830 году и т. д.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В начале XIX века система российского государственного образования включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты, преемственные между собой. Все образовательные учреждения были разделены на учебные округа во главе с попечителями. Центрами учебных округов становились университеты. По Университетскому уставу 1804 года, помимо уже существовавших в Москве, Дерпте (1802) и Вильнюсе (1803), университеты открывались в Казани (1804) и Харькове (1805). Для подготовки учителей при них открылись педагогические институты, ведущую роль среди которых сыграл самостоятельный педагогический институт в Петербурге (1804), реорганизованный в 1816 году в Главный педагогический институт. В 1819 году на его базе был создан Санкт-Петербургский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет).

На образовательную политику Николая I повлияло восстание декабристов, образование стало более консервативным. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры, деканы и профессора, стоявшие во главе кафедр, стали назначаться Министерством народного просвещения. Автономия университетам была возвращена в ходе реформ Александра II в 1863 году (позже она была отменена при Александре III и восстановлена Николаем II).

В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела в 1892 году в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 – 56, а в 1917 – 65. В 1914/1915 учебном году насчитывалось 105 высших учебных заведений, 127 тысяч студентов.

Стоит отметить, что университеты даже в таких ныне крупных городах-миллиониках, как, к примеру, Нижний Новгород и Самара, были созданы только накануне или сразу после Октябрьской революции 1917 года – Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского – в 1916 году, Самарский государственный университет – в 1918 году.

Советский период

Высшее образование в Советской России стало логическим продолжением использовавшейся в Российской империи немецкой системы образования, основанной на идеях Вильгельма фон Гумбольдта и имевшей три ступени: первая – средняя (10-летняя) школа; вторая (среднее профессиональное и специализированное гуманитарное образования) – столичные и губернские коммерческие, политехнические и др. училища; третья (высшее и инженерное образование) – институты и университеты (среди них особо ценились императорские, классические университеты).

После Гражданской войны множество вузов, особенно, военных было ликвидировано. Затем в 1923–1930, в результате реформы А. Луначарского (создания принципиально новой) системы среднего профессионального образования, ряд столичных и региональных практических институтов, многие вузы были преобразованы в техникумы.

Период активного создания вузов нового, «пролетарского» типа (приоритет в обучении – детям из несостоятельных, рабоче-крестьянских слоев, исключение условий для возрождения старой русской интеллигенции) приходится на период выхода в проекты индустриализации страны и начало этого приходится на 1930-й год. В региональных центрах и крупных городах страны на основе выводимых (и вывозимых в другие регионы) факультетов дореволюционных технологических институтов и губернских университетов вновь создаются сотни новых советских вузов. Принимается правило иметь в каждом областном (краевом) центре по университету.

Из прежних, оставшихся к 1930-м годам, университетов часть факультетов выводятся в отдельный вид вузов – медицинские институты (специфика исключительно СССР). Советская система образования, как и до 1917 года, базируется вновь на трех уровнях: среднее школьное образование (в том числе неполное или непосредственно рабочее профессиональное) образование; среднее специальное профессиональное образование, – это ссузы (техникумы); высшее (на базе полного среднего или среднего специального образования) – институты и университеты.

Вузы были доступны только для 20% выпускников – лиц с полным среднем образованием (в т.ч. после ссузов).

Массовизация высшего образования, начавшаяся в ведущих странах мира в 1970-х – 1980-х гг., во второй половине 1990-х пришла и в Россию.

Были проведены мероприятия по преобразованию советской системы высшего образования.

Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства.

В 1921 году Советом народных комиссаров РСФСР принимается «Положение о высших учебных заведениях», которым вводилась новая система руководства вузов. Вузы управлялись правлениями, факультеты – президиумами. Кафедры упразднялись, вместо них создавались предметные комиссии и отделения. Директор вуза назначался Наркомпросом РСФСР.

В 1923 году в вузах была введена плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за учение не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Плата за обучение в вузах сохранялась до 1950-х годов.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов в вузах СССР вместо традиционных лекций и семинаров широко применялся лабораторно-бригадный метод обучения. В течение обучения оценки не ставили, а контрольные мероприятия сдавались не поодиночке, а группой (бригадой обычно из четырех-пяти студентов). Отвечать на зачетах и экзаменах мог любой, и после того, как бригада давала правильные ответы на все вопросы, каждый студент бригады получал зачет. Бригады могли формировались по успеваемости, по месту жительства или смешанно. Практика бригадно-лабораторного метода как основного метода была осуждена Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года.

В 1929 году Наркомпрос РСФСР разрешил студентам технических специальностей, которые по уважительной причине не могли постоянно посещать занятия, учиться по заочной форме в отраслевых втузах. А 29 августа 1938 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР «О высшем заочном обучении» были определен перечень специальностей, по которым было возможно заочного образования, а также создавалась сеть самостоятельных заочных вузов. Также для заочников вводились дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы.

В 1930 году вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу (в том числе на основе факультетов крупных вузов создавались отраслевые институты).

Для подготовки высококвалифицированных кадров преподавателей еще в 1925 году при Президиуме Государственного ученого Совета была создана аспирантура (на момент создания было всего лишь 30 аспирантов). Затем аспирантура открывается и при различных НИИ и университетах.

В начале Великой Отечественной войны вузам СССР был нанесен значительный ущерб. Многие вузы были разрушены, часть вузов переведена в тыл. Учебный процесс продолжался и в эвакуации. Для продолжения подготовки специалистов с 1943 года в тылу, в основном в восточных районах СССР, открылось более 50 вузов. В послевоенное время многие из вузов пришлось восстанавливать практически заново.

В 1930–1960-е годы были восстановлены некоторые крупные вузы досоветского периода: университеты на Украине (1932 г.), МВТУ и политехнические институты (1940-е гг.), некоторые институты народного хозяйства (1960-е гг.).

В 1960–1980-е годы высшее образование в СССР было бесплатным. В вузы по единым правилам приема на дневную форму обучения принимались имеющие законченное среднее образование лица в возрасте до 35 лет. На вечернюю и заочную формы обучения ограничений в приеме по возрасту не было. При зачислении в вузы преимущественное право предоставлялось лицам, имеющим стаж практической работы. Иностранные граждане, постоянно проживавшие на территории СССР, поступали в вузы на общих основаниях.

Одной из основных целей высшего образования в СССР наряду с подготовкой студентов к высококвалифицированному труду провозглашалось овладение ими марксистско-ленинской теорией, современным экономическим мышлением. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть идейно убежденным, активным строителем коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистом, патриотом и интернационалистом, готовым к защите социалистического Отечества. Согласно законодательству о народном образовании в вузах большое внимание должно было уделяться развитию ответственности, эстетическому развитию, воспитанию самоорганизации, нравственному, экологическому, правовому воспитанию. Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивалась квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдавались диплом и нагрудный знак установленного образца.

С 1950-х годов на основании Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 года № 1836 стала применяться практика распределения выпускников вузов по специальности и квалификации, приобретенными ими в вузе.

Источник

Понятие образовательной организации по законодательству Российской Федерации

Ключевые слова: образовательное право, образовательное законодательство, образовательная организация, типы образовательной организации, государственные, муниципальные и частные образовательные организации, ведущие классические университеты, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, казенные, автономные и бюджетные образовательные учреждения.

Особое место среди лиц, осуществляющих образовательную деятельность, занимают образовательные организации, поскольку они занимаются реализацией образовательных программ в качестве своей основной деятельности.

Определение образовательной организации содержится в Законе об образовании (ст. 2): некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Таким образом, признаками образовательной организации, позволяющими отличить ее от иных лиц, осуществляющих образовательную деятельность, являются:

б) осуществление образовательной деятельности на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, без привлечения педагогических работников, в таком разрешении (лицензии) не нуждаются);

До принятия Закона об образовании 2012 года российское образовательное законодательство использовало понятие «образовательное учреждение». В действующем законодательстве об образовании используется понятие «образовательная организация», поскольку учреждение не является единственной организационно-правовой формой для такого субъекта образовательного права. Образовательная организация может быть создана в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не исключительно в форме учреждений.

Типы образовательных организаций. В зависимости от образовательной программы, реализация которой является основной целью деятельности организации, выделяют следующие типы образовательных организаций:

Тип образовательной организации определяется при ее создании и указывается в уставе образовательной организации.

Для отдельных типов образовательных организаций Законом устанавливается требование об осуществлении деятельности, не относящейся формально к образовательной. Это касается дошкольных образовательных организаций, которые, помимо реализации образовательных программ дошкольного образования, должны осуществлять присмотр и уход за детьми, а также образовательных организаций высшего образования, основными целями создания которых признаются реализация образовательных программ высшего образования и научная деятельность.

Образовательные программы, нашедшие отражение в самом названии образовательной организации («титульные программы»), являются для данного типа образовательной программы профильными, но не единственными. Наряду с «титульными» программами, образовательная организация вправе осуществлять также дополнительную образовательную деятельность по иным видам образовательных программ.

Например, образовательная организация высшего образования, кроме «титульных» образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и ассистентуры-стажировки), может осуществлять дополнительную деятельность, реализуя иные (не «титульные») образовательные программы, как то: основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, а также дополнительные профессиональные программы. Дошкольная образовательная организация, помимо образовательных программ дошкольного образования, может реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.

Перечень образовательных программ, составляющих основное и дополнительное направление деятельности для каждого типа образовательной организации, закреплен в Законе об образовании (ст. 23).

Тип образовательной организации

Основная образовательная деятельность

Дополнительная образовательная деятельность

дошкольная образовательная организация

образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

дополнительные общеразвивающие программы

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

профессиональная образовательная организация

образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения

основные общеобразовательные программы; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы

образовательная организация высшего образования

образовательные программы высшего образования и научная деятельность

основные общеобразовательные программы; образовательные программы среднего

профессионального образования; программы профессионального обучения; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы

организация дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

образовательные программы дошкольного образования; программы профессионального обучения

организация дополнительного профессионального образования

программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

программы подготовки научно-педагогических кадров; программы ординатуры; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

Образовательная организация может реализовать по своему усмотрению не все возможные для нее образовательные программы, а лишь отдельные программы из перечня, закрепленного законодательством об образовании.

Государственные, муниципальные и частные образовательные организации. Образовательные организации, в зависимости от того, кем они созданы, могут быть государственными, муниципальными и частными.

Государственная образовательная организация создается Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Образовательная организация, созданная на основе международного договора Российской Федерации и зарубежного государства (межправительственного соглашения), является межгосударственной образовательной организацией (например, Российско-Таджикский славянский университет).

Муниципальная образовательная организация создается на муниципальном уровне муниципальным районом или городским округом.

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическими и (или) юридическими лицами (объединениями юридических лиц).

Действующее законодательство об образовании не использует ранее применявшуюся классификацию образовательных организаций в зависимости от состава обучающихся. Не выделяются более в качестве самостоятельных типов образовательных организаций специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реорганизованы в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с Законом об образовании 2012 г. относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение.

Исторические названия отдельных образовательных организаций (лицей, гимназия, консерватория, школа, училище, курсы, институт, академия, университет и т.д.) могут сохраняться в дополнение к официальному названию, однако они лишены какого-либо юридического значения. Например:

федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств»;

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского»;

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»;

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России»;

негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшие курсы сценаристов и режиссеров» и т.д.

Дифференциация правового положения образовательных организаций высшего образования. Законодательством предусматривается дифференциация правового положения образовательных организаций высшего образования.

Если особое правовое положение ведущих классических университетов закреплено за МГУ и СПбГУ на уровне законодательства об образовании, то категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет» устанавливаются в отношении конкретных образовательных организаций высшего образования актами Правительства РФ.

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», включают в свои названия указание на установленную категорию. Например:

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Ведущие классические университеты. Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет являются уникальными научно-образовательными комплексами, старейшими образовательными организациями высшего образования страны, имеющими огромное значение для развития российского общества.

Применительно к МГУ и СПбГУ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и иные акты законодательства об образовании применяются с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

Основные особенности правового положения МГУ и СПбГУ сводятся к следующему.

Особенности учредительства. МГУ и СПбГУ являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, учредителем которых от имени Российской Федерации выступает Правительство РФ. Правительство РФ утверждает уставы МГУ И СПбГУ, а также осуществляет иные полномочия учредителя.

Особенности управления. Ректор МГУ и ректор СПбГУ назначаются на должность на срок не более пяти лет, с возможностью переназначения на новый срок, и освобождаются от должности Президентом РФ. По достижении ректором предельного 65-летнего возраста, установленного Трудовым кодексом РФ, Президент РФ своим указом вправе дважды продлить его полномочия, каждый раз не более чем на пять лет.

Деканы факультетов, заведующие кафедрами МГУ и СПбГУ избираются в порядке, установленном уставами этих университетов. Руководители иных подразделений МГУ и СПбГУ назначаются на должность и освобождаются от должности ректорами этих университетов.

Особенности осуществления образовательной деятельности. МГУ и СПбГУ реализуют образовательные программы высшего образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Они вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и специалитета, выдавать документы об образовании собственного образца и т.д.

Федеральный университет. Правительство РФ от имени Российской Федерации может создать образовательную организацию высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет».

Появление федеральных университетов в Российской Федерации было обусловлено прежде всего задачами по подготовке высококвалифицированных кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Учреждение федеральных университетов способствуют формированию и развитию в регионах конкурентоспособного человеческого капитала, организации и координации работы по сбалансированному обеспечению крупных программ социально-экономического развития территорий и регионов квалифицированными кадрами, научными, техническими и технологическими решениями.

При создании федерального университета Правительство РФ учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Первыми федеральными университетами стали Сибирский (в Красноярске) и Южный (в Ростове-на-Дону и Таганроге), созданные в ноябре 2006 г.

С изданием Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 716 «О федеральных университетах» развитию системы федеральных университетов в России был придан новый импульс. В этом Указе сами федеральные университеты были определены как «высшие учебные заведения, обеспечивающие высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок».

В 2010 г. создаются федеральные университеты: Уральский в Екатеринбурге, Северо-Восточный в Якутске, Казанский, или Приволжский в Казани, Дальневосточный во Владивостоке, Северный, или Арктический в Архангельске и Балтийский в Калининграде.

Образовательная организация высшего образования имеет право подать одну заявку на участие в конкурсе. Отбор программ развития осуществляется на основе анализа современного состояния и динамики развития образовательных организаций высшего образования за последние три года.

Экспертизу поданных на конкурс заявок осуществляет экспертная комиссия, которая формируется Минобрнауки России. Министерство устанавливает также форму заявки на участие в конкурсе, перечень прилагаемых к ней документов, требования к структуре, срокам и содержанию программ развития.

Экспертная комиссия определяет соответствие заявок и прилагаемых документов установленным требованиям, проводит экспертизу заявок, в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения, проводит дополнительную экспертизу в случае существенного расхождения экспертных оценок.

Протокол экспертной комиссии о результатах экспертизы заявок вместе с заявками участников конкурса передается в конкурсную комиссию, формируемую Правительством РФ.

Конкурсная комиссия рассматривает результаты экспертизы заявок, проведенной экспертной комиссией, запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Рособрнадзора и других органов и на заключительном этапе своей деятельности утверждает протокол о победителях конкурса.

Одним из основных условий успешной реализации программы развития национального исследовательского университета является финансовое обеспечение принятой программы.

Финансовые ресурсы выделяются национальному исследовательскому университету для выполнения заранее определенных и одобренных задач:

Финансовое обеспечение программы развития национального исследовательского университета осуществляется в течение первых пяти лет ее реализации в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных Министерству образования и науки РФ на соответствующий финансовый год, при условии обеспечения национальным исследовательским университетом ежегодного внебюджетного софинансирования программы развития в размере не менее 20% размера бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели.

Финансовое обеспечение программы развития национального исследовательского университета ставится в зависимость от эффективности ее реализации.

Полномочиями по определению эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов наделено Министерство образования и науки РФ, которое определяет перечень показателей оценки эффективности, критерии и периодичность такой оценки (Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»).

Показатели, с помощью которых оценивается эффективность реализации программ развития национального исследовательского университета, объединяются в несколько групп:

Оценка эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов проводится Минобрнауки России один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития. По результатам сделанной Минобрнауки России оценки организация высшего образования может быть лишена Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет», следствием чего становится прекращение финансового обеспечения программ развития из федерального бюджета.

Создание образовательных организаций. Образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Как правило, они создаются в форме учреждений. Однако учреждение, как уже отмечалось, не является единственной организационно-правовой формой для образовательной организации. Законодательство допускает создание образовательных организаций в иных формах (например, общественной организации, религиозной организации, автономных некоммерческих организаций), полный перечень которых приведен в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Образовательная организация может быть создана:

Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (государственная образовательная организация);

муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа (муниципальная образовательная организация);

физическими или юридическими лицами (частная образовательная организация).

Вновь создаваемая образовательная организация подлежит государственной регистрации, порядок которой установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нем, в частности, определены регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы), а также перечень документов, представляемых образовательной организацией в регистрирующий орган (заявление, учредительные документы, решение о создании организации и об утверждении ее учредительных документов, сведения об учредителях и т.д.).

Регистрирующий орган уведомляет о государственной регистрации образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор), или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.

Законом об образовании установлены некоторые особенности в порядке создания отдельных образовательных организаций.

Только Российской Федерацией могут создаваться образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие образовательные организации не могут создаваться на уровне субъекта Российской Федерации или как частные образовательные организации.

Частные образовательные организации могут быть созданы любыми физическими и юридическими лицами (объединениями юридических лиц), за исключением иностранных религиозных организаций (религиозных организаций, созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства).

Порядок образования духовных образовательных организаций установлен не законодательством об образовании, а Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 19).

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией считается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Образовательная организация как учреждение. Казенные, бюджетные и автономные образовательные учреждения.

Преобладающей организационно-правовой формой образовательной организации в Российской Федерации является учреждение.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ).

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами, или корпорациями (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, общественные организации, ассоциации и т.д.). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами (учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и т.д.) (ст. 65.1 Гражданского кодекса РФ).

Учреждение, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не является собственником своего имущества. Его собственником выступает учредитель, при этом у учреждения может быть только один учредитель.

На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления. Учреждения, обладающие имуществом на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества (ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Среди государственных и муниципальных учреждений законодательством выделяются три разновидности:

Выбор разновидности (казенное, бюджетное или муниципальное) осуществляется при создании учреждения. В отдельных случаях самим законодательством может быть установлено требование облекать определенные виды образовательных организаций в форму конкретных разновидностей государственных и муниципальных учреждений. Так, в соответствии с Законом об образовании (ст. 24) категория «федеральный университет» может быть установлена только образовательной организаций, созданной в форме автономного учреждения.

Различия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями касаются прежде всего гражданско-правового статуса образовательной организации. Что же касается их полномочий при осуществлении образовательной деятельности, то они, как правило, не зависят от того, является образовательная организация казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Различия между упомянутыми разновидностями государственных и муниципальных учреждений прослеживаются по нескольким основным критериям.

1. Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение полученными от нее средствами.

Казенные учреждения могут заниматься приносящей доход деятельностью только в том случае, если это предусмотрено в их учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей создания таких учреждений. Приносящая доход деятельность должна соответствовать этим целям и быть указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в распоряжение учреждений.

2. Имущество учреждения.

За всеми тремя разновидностями учреждений имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Казенное учреждение не вправе отчуждать имущество, закрепленное за собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником.

Бюджетное и автономное учреждения могут распоряжаться имуществом, за исключением недвижимого и ценного движимого имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника.

3. Ответственность учреждения по обязательствам.

Бюджетные и автономные учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного.

4. Финансирование деятельности учреждения.

5. Осуществление расчетов.

Казенные и бюджетные учреждения осуществляют расчеты исключительно через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Для автономных учреждений, помимо ведения расчетов через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, предоставлена возможность осуществлять расчеты через счета, открытые в кредитных организациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *