Образование церковь армия политическая деятельность собственность брак что объединяет эти понятия
Федеративное устройство государства предполагает
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
УЧЕБНЫЙ ГОД ШКОЛЬНЫЙЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. ЗАДАНИЯ.
Задание 1. (Максимум за задание 12 баллов)
Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
1.1. Какие из характеристик, присущи любому налогу?
а) обязательность уплаты б) безвозмездность в) пропорциональность доходу
г) возвратный характер д) законодательное установление
1.2. На какие из товаров спрос будет эластичным?
а) престижный автомобиль б) хлеб в) баранина г) электрические лампочки д) фломастеры е) соль
1.3. Назовите категории граждан, которые не обладают избирательным правом
а) профессиональные военные б) лица без определенного места жительства
в) лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда г) священнослужители
д) признанные судом недееспособными е) привлеченные к суду по административному делу
ж) проживающие за границей
Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.
а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.
б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных
в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования
г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания
Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать
а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода
г) принадлежность к конфессии д) национальность
Федеративное устройство государства предполагает
а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц
в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет
г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера
Задание 2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу (всего – 10б.
1. Конституция РФ предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением
2. Владелец облигации является кредитором акционерного общества
3. Косвенные налоги выплачивают только физические лица.
4. Увеличение объема гуманитарных предметов в программе обучения школьников выражает тенденцию гуманизации образования.
5. Не все кооперативы являются коммерческими организациями
6. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.
7.Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.
8. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом..
9. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.
10. Правом на альтернативную гражданскую службу обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.
Задание 3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (всего 12 бал.)
1. Правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт, правовая доктрина
2. Семья, религия, государство, производство, образование
3. Образование, церковь, армия, политическая деятельность, собственность, брак
4. Свободное ценообразование, экономическая свобода участников производственного процесса, свободная конкуренция, максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности
5. право на жизнь и охрану здоровья; право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; право на личную свободу и свободу передвижения; равенство всех перед законом и судом; право на свободу совести и веророисповедания
6.Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер
Задание 4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их.(всего – 6 баллов)
«В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) культуры человек рассматривается как противостоящий обществу, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Западная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы; вектор человеческой активности ориентирован вовнутрь, на самовоспитание, включение в традицию.
В восточной культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности. Когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал, что сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения.
Иной подход характерен для западной культурной традиции. Там истина не отделялась от лжи. Один и тот же иероглиф «Дао» обозначал в древнеиндийской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь. Когда ученики Платона спрашивали у него, как понимать «Дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования».
(В.С. Степин, российский академик)
Задание 5. Установите соответствие. (Максимум за все задание 14 баллов)
5.1. Соотнесите высказывание и его автора, проставив в незаполненной таблице номер, под которым указан автор, напротив буквы, под которой дано высказывание. (2 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов).
5.2. Соотнесите права и свободы человека и их проявление в современном обществе, проставив в незаполненной таблице букву (буквы), под которыми указаны их проявления(1 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов)
Задание 6. Решите правовые задачи(всего 12 баллов)
6.1.«Алексей Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Людмилой М.. На момент вступления в брак Алексей находился на попечительстве своей тети Марии Ивановны».
Остается ли Алексей на попечительстве Марии Ивановны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.(6 баллов)
6.2.«После публикации статьи, содержащей негативную информацию о деятельности предприятия и его руководителя Р., тот скоропостижно скончался. Его вдова обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства гражданина».
Будет ли суд рассматривать этот иск? Как данная ситуация регулируется законодательством? На основании какого нормативного документа будет приниматься решение? (6 баллов)
Задание 7. Заполните таблицу.(5 баллов)
Перед Вами характеристики определенных типов партий, основанные на разных подходах к их выделению. Определите их типы. Свой ответ занесите в таблицу.
1. Активисты слишком малочисленны в этих партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям.
2. Эти партии стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Неидеологизированная программа позволяет им привлекать в партию граждан различной социальной, профессиональной и этнической ориентации. Основная деятельность данных партий приходится на время выборов. Логика их развития заставляет искать голоса где угодно, отказываясь от какого бы то ни было специализированного подхода (классового, религиозного и т. д.).
3. Представляя интересы меньшинства, эти партии не имеют возможности реально влиять на формирование правительства. Основа их политической деятельности — критика политики действующего правительства и правящих партий.
4. Это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран до регистрации их партийная деятельность не разрешается.
5. Групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев, отличает партии этого типа. Для них характерно фиксированное членство, жесткая партийная дисциплина, предполагающая уплату членских взносов и оказание партии личного содействия.
Кадровые партии |
Легальные партии |
Массовый партии |
Оппозиционные партии |
«Партия-хватай-всех», партия избирателей (универсальная партия) |
Задание 8. Прочитайте текст. Выполните задание к нему. (15 баллов)
«Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями (1). Юридическая ответственность возникает только на основе норм права (2). Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение. Необходимо, чтобы были все элементы состава правонарушения. Правонарушение выступает в качестве юридического факта, оно предусмотрено гипотезой (3) правоохранительных норм. В санкциях(4) содержатся меры юридической ответственности». (В.В.Лазарев)
Что объединяет церковь, армию, школу, семью и собственность?
Что объединяет церковь, армию, школу, семью и собственность?
В этих объектах много людей.
Перечисли признаки которые объединяют твою семью дружескую компанию класс?
Перечисли признаки которые объединяют твою семью дружескую компанию класс.
Составь собственный свод прав членов твоей семьи?
Составь собственный свод прав членов твоей семьи.
Что является лишним в приведенных рядах?
Что является лишним в приведенных рядах?
Армия, образование, кастовая принадлежность, семья?
Помогите прошу срочно по обществу как помогает школа(церковь, армия) в жизни человека помогите?
Помогите прошу срочно по обществу как помогает школа(церковь, армия) в жизни человека помогите.
Назови понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их :семья, государство, производство, образование?
Назови понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их :
семья, государство, производство, образование.
Что объединяет понятия : семья, родственники, дошкольные товарищи, учителя начальных классов?
Что объединяет понятия : семья, родственники, дошкольные товарищи, учителя начальных классов?
Один из ключевых социальных институтов с точки зрения организации жизнедеятельности общества?
Один из ключевых социальных институтов с точки зрения организации жизнедеятельности общества.
Церковь, Партия, Группа, Семья.
Что объединяет проведённого ниже понятия?
Что объединяет проведённого ниже понятия?
Семья, родственники, дошкольное товарищи, учителя начальных классов.
Что является лишнее в ряду : семья, государство, нация, армия, церковь?
Что является лишнее в ряду : семья, государство, нация, армия, церковь.
Скажите свое мнение.
Индивид является единичным представителем человеческого рода.
Признаки экономического роста : 1. Рост доходов населения 2. Уменьшение безработицы 3. Повышение инфляции (рост цен) 4. Открытие новых предприятий 5. Рост стоимости акций Признаки экономического спада : 1. Падение доходов населения 2. Увеличен..
Человек обытатель общества.
Меценат— лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
За : Ты учишься с детства принимать решения самостоятельно. Ты понимаешь, что любой поступок влечёт ответственность, за развития событий в будущем. Против : Самостоятельность может быть без помощи родителей. А это очень негативно влияет на психику..
Утверждает судебные решения.
1 вопрос:
Выберите один верный ответ.
В каком ряду перечислены критерии социальной стратификации?
1)
армия, церковь, образование (школа), собственность (богатство), семья (брак);
2)
власть, доход и богатство, престиж профессии, уровень образования;
3)
земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация;
4)
территория, суверенитет, публичный аппарат власти, налогообложение, законодательство.
2 вопрос:
Укажите название формы правления, при которой власть единоличного правителя (обычно наследственного) ограничена законодательством и действующим на его основе избираемым народом представительным органом.
1)
президентская республика;
2)
парламентская республика;
3)
абсолютная монархия;
4)
конституционная монархия.
3 вопрос:
Верны ли следующие суждения о социализации индивида?
А. Социализация – это усвоение человеком нравственных идеалов и ценностей общества.
Б. К институтам первичной социализации можно отнести семью, школу, группу сверстников.
1)
Верно только А;
2)
Верно только Б;
3)
Верны оба суждения;
4)
Оба суждения неверны.
4 вопрос:
Источник права, представляющий собой исторически сложившееся правило поведения, которое впоследствии часто включается в систему правовых норм государства, – это
1)
судебный прецедент;
2)
нормативный правовой акт;
3)
правовой обычай;
4)
правовая доктрина.
5 вопрос:
Верны ли следующие суждения о власти?
1)
Верно только А;
2)
Верно только Б;
3)
Верны оба суждения;
4)
Оба суждения неверны.
6 вопрос:
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. В современном обществе существует тенденция документального фиксирования отношений внутри неформальных социальных групп.
Б. К асоциальным группам относятся оппозиционные партии.
1)
Верно только А;
2)
Верно только Б;
3)
Верны оба суждения;
4)
Оба суждения неверны.
7 вопрос:
В какой из перечисленных ниже ситуаций были применены неформальные позитивные социальные санкции?
1)
Произведение известного композитора было встречено овациями публики.
2)
Российский учёный получил премию за исследования в области энергосберегающих технологий.
3)
За победу в конкурсе специалистов «Лучший в своей профессии» столяр-краснодеревщик получил в подарок автомобиль.
4)
Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.
8 вопрос:
Гражданское право – это отрасль права, предметом правового регулирования которой являются
1)
отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина;
2)
общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц;
3)
отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений;
4)
общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности.
9 вопрос:
Как называется относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти?
1)
политическая партия;
2)
политическая элита;
3)
политический институт;
4)
политический режим.
10 вопрос:
Верны ли следующие суждения о роли права в жизни общества?
А. Правовые нормы носят предоставительно-обязывающий характер.
Б. Право обеспечивается представлениями о справедливости, существующими в обществе.
1)
Верно только А;
2)
Верно только Б;
3)
Верны оба суждения;
4)
Оба суждения неверны.
Задание 3. Укажите, какие признаки относятся к Государственной Думе, а какие – к Совету Федерации. (По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов).
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Учебный год. Школьный этап. 10-11 класс
Код участника:_______________
Задание 1. Выберите верный ответ. (По 2 балла за правильный ответ, всего 10 баллов).
1.1Какая особая форма познания, по мнению иррационалистов, необходима для познания действительности? 1. интеллект 2. интенция 3. интуиция4. интроспекция
1.2Если отец и мать воспитывают одного ребенка, то их семья:
1. экзогамная2. полигамная 3. нуклеарная 4. полиандрическая
1.3 К какому философскому направлению Вы отнесли бы социологическую доктрину О. Конта?
1. космизму 2. позитивизму 3. постмодернизму 4. марксизму
1.4Что дает познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития?
1. конкретную истину
2. экзистенциальную истину
3. относительную истину
4. конвенциональную истину
1.5Проблемы природы человеческого познания изучает:
1. онтология 2. антропология 3. гносеология4.аксиология
1.6. В каком из указанных случаев описан принцип почвы как основание приобретения гражданства по рождению?
1. гражданином государства признается любой ребенок, родившийся на территории государства
2. гражданином государства признается ребенок, родившийся на территории государства у граждан этого государства
3. гражданином государства признается ребенок, родившийся у граждан этого государства, независимо от места его рождения
4. гражданином государства признается ребенок, хотя бы один из родителей которого является гражданином этого государства, независимо от места его рождения
1.7 Оцените справедливость следующих суждений:
А. Экономическая прибыль равна бухгалтерской прибыли, если неявные издержки равны нулю
Б. Экономическая прибыль равна нулю, если бухгалтерские издержки равны бухгалтерской прибыли
4. оба суждения неверны
1.8 А. Законы принимаются органами законодательной власти
Б. Законы являются нормативными правовыми актами 1. верно только А
1.9 А.Универсальной характеристикой авторитарных режимов является относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок Б.Универсальной характеристикой авторитарных режимов является стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций 4. оба суждения неверны 1.10 А.Патриархальная теория объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Б.Договорная теория рассматривает происхождение государства как проявление божественной воли, осуществление божественного замысла 4. оба суждения неверны Задание 2. Вставьте пропущенное понятие/понятия. (По 1 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов). 2.1 Высшим непосредственным выражением власти народа являются _______________? и ___________________?. 2.2 Россия – это демократическое _______________?правовое государство с республиканской формой правления. 2.3 Форма правления, при которой высшие органы государства формируются выборным путём – это _________________? 2.4 Носителем _____________________? и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2.5 Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен _______________________? если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Задание 3. Укажите, какие признаки относятся к Государственной Думе, а какие – к Совету Федерации. (По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов).
Задание 4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (По 2 балла за правильный ответ, всего 12 баллов). 1. Индуизм, синтоизм, иудаизм, зороастризм 2.Мещанство, духовенство, дворянство, купечество 3. Образование, церковь, армия, политическая деятельность, собственность, брак 4. Свободное ценообразование, экономическая свобода участников производственного процесса, свободная конкуренция, максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности 5. Право на жизнь и охрану здоровья; право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; право на личную свободу и свободу передвижения; равенство всех перед законом и судом; право на свободу совести и вероисповедания 6.Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс RegisterDo you already have an account? Login LoginDon’t you have an account yet? Register NewsletterSubmit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox! Суррикат Мими1 вопрос: |