Обратная логистика что это
GLX Консалт
Обратная логистика (Reveгse Logistics)
Обратная логистика включает перемещение продуктов от клиентов и переработку продуктов и материалов для создания другого продукта, который можно продать.
Другими словами, речь идет о продвижении продуктов назад по сети цепочки поставок компании.
Этот процесс стал неотъемлемой частью любой отлаженной и успешной цепочки поставок.
Он был частью индустрии розничной торговли более 100 лет, когда такие компании, как Montgomery Ward и Sears Roebuck впервые внедрили это в свою цепочку поставок.
За последние несколько лет в сегменте электронной коммерции произошел взрывной рост обратной логистики, и теперь как прямая, так и обратная логистика выгодны для бизнеса и потребителей.
Что такое обратная логистика?
Обратная логистика (Reveгse Logistics) — движение товаров от пункта продажи к месту изготовления с целью их восстановления или утилизации.
Мы можем определить обратную логистику как «процесс планирования, внедрения и контроля эффективного и рентабельного потока сырья, незавершенного производства, готовой продукции и связанной информации от точки потребления до точки происхождения с целью возврата стоимости или надлежащей утилизации.
Другими словами, это процесс традиционной логистики, выполняемый в обратном порядке.
Обратная логистика обычно вступает в игру, когда недовольный покупатель хочет вернуть товар, но также может включать:
1. Внутренняя переработка или утилизация упаковочных материалов.
2. Ремонт и переработка товаров.
3. Восстановление товара из бракованного товара.
4. Возврат непроданных товаров партнерами по сбыту.
5. Техническое обслуживание и ремонт согласно гарантийным договорам.
6. Существующая и растущая динамика рынка (например, потребность в повторном использовании и переработке, а также в более высоких нормах возврата клиентов).
7. Продажа продукции на вторичном рынке в ответ на затоваривание и возврат.
Как работает обратная логистика?
Обратная логистика может разворачиваться по-разному, и все зависит от специфики того, как работает бизнес.
Но почти во всех случаях обратный логистический процесс можно разделить на две основные части: повторное производство или восстановление и управление возвратами.
1. Восстановление или ремонт.
Аспект обратной логистики, при котором переработанный или возвращенный продукт готов снова попасть на полки магазинов, называется восстановлением или ремонтом.
Для некоторых продуктов процесс может быть относительно простым и понятным.
Например, если покупатель возвращает платье или пару брюк перед тем, как надеть их, производитель может добавить к этому новый ценник и вернуть их в магазин.
Однако все усложняется при получении возвращенного продукта, который был использован, или при переработке продукта.
В этих случаях компания использует свой отдел качества для проверки товара и определения того, распространяется ли на него политика возврата и подходит ли он для возмещения покупателю.
Если они решат, что его можно отремонтировать и перепродать, это возможность принести компании прибыль, и продукт нельзя выбрасывать.
Многие товары возвращаются из-за поврежденной упаковки, их можно переупаковать и вернуть в магазин.
2. Управление возвратом.
Аспект управления обратной логистикой, который касается управления продуктами, возвращаемыми в компанию.
Компания сначала определяет, могут ли они принять товар.
После принятия, менеджеры по возврату позаботятся о том, чтобы он попал в надежные руки (например, менеджер склада, который знает, как его хранить).
Преимущества решения обратной логистики
В прошлом обратные логистические операции часто игнорировались.
Уже сегодня отделы обратной логистики многих компаний работают в устаревших форматах.
Тем не менее, эффективные системы логистики могут принести ряд преимуществ, которые выражаются в материальной выгоде и экономии для вашей компании.
1. Сбор ценных данных о продукте.
Это, наверное, одно из самых значительных преимуществ эффективной обратной логистики. Он может предоставить компаниям ценные данные о продукте, необходимые для решения проблем, ведущих к возврату продукта.
Хорошо спланированный и правильно реализованный процесс обратной логистики может помочь вам собрать полезные данные о причинах возврата клиентов, общих сроках службы продуктов и дефолтах, а также другие ценные данные.
2. Удовлетворенность клиентов.
Плавный обратный логистический процесс улучшает качество обслуживания клиентов и повышает их удовлетворенность.
Таким образом, при обратной логистике очень важны безупречное обслуживание клиентов и их удовлетворение.
Вы можете улучшить качество обслуживания клиентов в своей компании, упростив процесс возврата. Задержка возврата денег, необходимость платить за обратную доставку и другие сложности могут отпугнуть ваших клиентов. Чтобы упростить весь процесс возврата, вы всегда должны поддерживать связь со своими клиентами.
Кроме того, подумайте о том, чтобы добавить этикетку для обратной доставки, чтобы им не пришлось платить дополнительные расходы или предпринимать дополнительные шаги для возврата товаров.
3. Улучшенное обслуживание и удержание клиентов.
При возврате товаров функционирующий отдел обратной логистики предоставит недовольным покупателям отличный сервис. Это особенно важно на конкурентных рынках.
Влияние клиентов в интернете и совместное использование социальных сетей может иметь огромное влияние на репутацию вашей организации и ее позиции на рынке.
Повышенное удержание клиентов – еще одно важное преимущество хорошо реализованного процесса обратной логистики.
Обеспечивая доступ клиента к удобным процессам возврата, ваша система обратной логистики может значительно повысить уровень удержания клиентов.
4. Возможность получения дополнительных доходов и снижения потерь.
Рациональное и хорошо спланированное управление материалами и товарами, возвращающимися по цепочке поставок, может принести дополнительный доход и снизить потери.
Дополнительный доход может быть получен за счет ремонта, переработки и восстановления товаров, а также за счет продажи возвращенных материалов и изделий из них.
5. Снижение затрат.
Благодаря обратной логистике компании открывают больше возможностей для снижения затрат.
Области затрат, в которых вы можете снизить затраты, включают:
• Затраты на хранение.
• Расходы, связанные с мошенническим возвратом.
• Затраты на обратную доставку как при возврате, так и при доставке.
Чтобы обеспечить более высокий уровень удовлетворенности клиентов и сократить накладные расходы на транспортировку, некоторые компании сочетают замену доставки с обратной доставкой.
Затраты на обратную логистику часто распределяются между несколькими звеньями цепочки поставок.
Поскольку ни один человек или отдел не несет прямой ответственности за эти расходы, это приводит к тому, что их нельзя минимизировать или даже устранить.
Но с отделом обратной логистики у компаний будет подразделение, которое точно отслеживает и анализирует эти затраты и находит способы их сокращения.
6. Улучшение имиджа бренда за счет минимизации воздействия на окружающую среду.
Бренды, предлагающие решения по переработке отработанных продуктов, пользуются признанием за «зеленые» методы и эффективность.
Если улучшенные процессы возврата и обратная логистика уменьшат негативную рекламу и обеспечат повышенный уровень услуг, естественным образом последует повышение уровня имиджа бренда.
Один из лучших примеров обратной логистики – обратный логистический процесс Apple.
Они предоставляют покупателям скидку на новые покупки, когда они приносят свои старые устройства в магазин. Apple не только пользуется положительной репутацией, но и получает материальную выгоду, потому что может повторно использовать материалы и детали от товаров, срок эксплуатации которых истек.
Кроме того, некоторые предметы могут содержать токсичные компоненты (например, тяжелые металлы), и люди могут не знать, как правильно утилизировать эти продукты.
Если компания-производитель заранее и прозрачно расскажет о наиболее безопасном способе утилизации своей продукции, потребители оценят ее по достоинству.
Обратная логистика
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 30.12.2015 2015-12-30
Статья просмотрена: 3252 раза
Библиографическое описание:
Овезов, Бахтияр. Обратная логистика / Бахтияр Овезов, Чаньли Фэнь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 441-446. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24859/ (дата обращения: 26.12.2021).
До настоящего времени в научной литературе понятие обратной логистики остается дискуссионным. Также недостаточно разработанными остаются практические аспекты внедрения обратной логистики в деятельность российских предприятий. В статье рассматриваются существующие подходы к определению сущности обратной логистики; формулируются ее основные функции; даются рекомендации по построению системы управления обратной логистикой на промышленном предприятии и оценки ее эффективности на основе количественного и качественного подхода
Ключевые слова: возвратная логистика, ССП, реверсивная логистика, обратная логистика, возврат товаров
Использование обратной логистики в практике современных российских предприятий приобретает всё большее значение в результате роста объемов реализации товаров, повышения информированности потребителей о товарах и их требований к качеству, увеличения благосостояния населения. Также следует отметить, что потребность в обратной логистике обуславливается в связи с постепенным ужесточением требований к безопасности продукции и ее экологичности. В то же время логистические системы многих предприятий и организаций не ориентированы на обработку материальных потоков, поступающих от потребителей и из сбытовой сети, что приводит к росту затрат на обслуживание возвратов, снижению эффективности использования материальных ресурсов предприятия и, как результат, падению его конкурентоспособности на рынке. Практика управления возвратами товаров и отходов в России в настоящее время основана на учете отдельных составляющих затрат на обслуживание возвратов, а также не носит системного характера [8, c. 69], что снижает ее эффективность. В то же время продолжается рост объема возвратом, что свидетельствует о необходимости внедрения обратной логистики на предприятиях России.
Обратная логистика как область общей логистики предприятия возникла в начале 1990-х и доказала свою эффективность в практике зарубежных компаний. Результаты исследований, проведенных в США в 2011 г., показали, что предприятия данного государства тратят на погрузочно-разгрузочные работы, обработку и транспортировку возвращаемых товаров около 35 млрд. долларов в год. В среднем покупатели возвращают около 6–8 % товаров в розничной торговле, а у некоторых предприятий, торгующим посредством сети Интернет либо по каталогам, данный показатель достигает 30–35 % [4, c. 36]. Однако в деятельность российских предприятий подходы и инструменты обратной логистики внедряются достаточно медленно, что объясняется следующими причинами:
1) недооценкой значимости логистических процессов в деятельности предприятий;
2) отсутствием единого подхода к пониманию обратной логистики в российской научной литературе (что вызывает разночтения и дискуссии, а также затрудняет изучение и внедрение передового опыта организации обратной логистики);
3) недостаточным освещением в научной литературе практических рекомендаций по внедрению в деятельность российских предприятий обратной логистики и оценке ее эффективности.
В то время как в зарубежной практике получил распространение единый термин reverse logistics, в российской научной литературе используются три термина: обратная логистика, реверсивная логистика, возвратная логистика [5, c. 119]. В зависимости от перевода определяется область знаний, к которой относится данное направление общей логистики. Рассмотрим основные подходы к пониманию анализируемой области логистики в научной литературе (таблица 1).
Основные подходы к пониманию сущности обратной логистики, возвратной логистики и реверсивной логистики
Используемый термин
Автор
Определение
Букринская Э. Ф., Джонсон Д.
Широкое понятие, охватывающее как логистический менеджмент предприятия, так и деятельность по снижению и устранению потерь тары и товаров [1, c. 20]
Лайсонс, К., Зуева О. Н.
Процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков, возвращающихся из сферы потребления и обращения в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления их стоимости [7, c. 74–75]
Логистика возвратных потоков
Управление потоками сырья, незавершенного производства, упаковки и готовой продукции, идущими из сферы производства, распределения и конечного использования обратно по цепи поставок, с целью возврата им потребительских свойств либо уничтожения при оптимальных издержках [9, c. 242]
Виды деятельности, предназначенные для недопущения возврата готовой продукции и для сокращения объемов материалов в системе прямых поставок. Также возвратная логистика направлена на обеспечение повторной переработки материалов и максимальное повторное использование (рециклинг) [2, c. 340]
Как видно из таблицы 1, термины «реверсивная логистика», «логистика возвратных потоков», «возвратная логистика» в научной литературе используются как синонимы, что обусловлено недостаточной разработанностью данной области логистики. В дальнейшем во избежание разночтений будет использоваться термин «обратная логистика». На основе анализа различных подходов автор предлагает следующее определение обратной логистики: процесс планирования, реализации и контроля логистических материальных потоков, возвращающихся из сферы производства, обращения и потребления в целях их ремонта, уценки либо переработки.
Субъектами обратной логистики являются:
1) предприятия — изготовители материальных ресурсов и товаров,
2) посредники в сфере распределения (оптовые и розничные), осуществляющие доставку от производителя к конечному потребителю;
3) ремонтные мастерские, осуществляющие гарантийный ремонт товаров;
4) магазины уценённых товаров;
5) предприятия, осуществляющие сбор отходов;
6) предприятия, осуществляющие переработку и рециклинг отходов;
Схема движения материальных потоков между субъектами обратной логистики представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема движения материальных потоков в обратной логистике
К объектам обратной логистики предлагается отнести следующие материальные потоки:
1) товары надлежащего качества, не нашедшие покупателей. По П. А. Терентьеву к данному элементу возвратных потоков относятся: товар, не проданный в срок по договору; товар, не пользующийся спросом; товар устаревшей модели; товар повторного обращения; сезонные товары [4, c. 245];
2) товары ненадлежащего качества, направляемые на ремонт либо уценку. К ним следует отнести: товар со скрытыми производственными дефектами; товар ненадлежащего качества; товар, поврежденный в процессе хранения, транспортировки и др.; товар на гарантийном обслуживании [4, c. 245]. Особое значение имеет работа с гарантийными возвратами товаров. Внимание при этом необходимо уделять двум направлениям: работе с конечными потребителями товаров и внутренней эффективности организации процессов возвратов в торговой организации, реализующей данные товары [3, c. 142];
3) товары, подлежащие направлению на переработку либо утилизацию;
4) вторичные материальные ресурсы, пригодные для использования. Это материалы, сырье и компоненты, пригодные к вторичному использованию на стадии производства. Возникновению данного элемента возвратных потоков способствуют несколько факторов. Во-первых, материальные ресурсы могут представлять остатки, которые можно вновь использовать в производственном процессе [7, c. 116]. Во-вторых, материальные ресурсы могут быть забракованы контролем качества и отправлены на доработку. Вторичные материальные ресурсы предлагается разделять на две группы — «простые» и «сложные» [3, c. 146]. «Простые» материальные ресурсы требуют только отдельных этапов рециклинга (как правило, сортировки и очистки), однако на практике при использовании возвратной логистики российские предприятия сталкиваются преимущественно с необходимостью переработки «сложных» материальных ресурсов. К ним относятся изделия, в которых содержатся одновременно несколько видов материальных ресурсов, что требует применения полного комплекса рециклинга для их извлечения и использования;
5) тара, подлежащая повторному использованию либо переработке.
Как представляется автору, обратная логистика выполняет следующие основные функции: функция транспортировки (обеспечивает передвижение материальных потоков между субъектами обратной логистики), функция накопления материальных ресурсов и товаров, функция информационной поддержки, функция поддержания стандартов качества логистического процесса, функция управления запасами товаров и материальных ресурсов. Также обратная логистика в практике современного предприятия может выполнять и иные функции в зависимости от модели ее внедрения.
Выделим основные результаты применения обратной логистики в деятельности современного предприятия:
1) повышение уровня использования материальных ресурсов предприятием;
2) снижение затрат на обслуживание возвратных потоков;
3) повышение степени удовлетворенности потребителей товаров;
4) улучшение имиджа предприятия на рынке;
5) рост экологичности производства;
6) снижение сроков обработки возвратов;
7) рост выручки от реализации и прибыли предприятия-производителя;
8) накопление опыта в области работы с возвратными материальными потоками и пр.
Ожидаемые результаты убедительно свидетельствуют о целесообразности внедрения обратной логистики в практику российских предприятий. Возвратная логистика является важной функцией цепи поставок и требует к себе особого отношения со стороны компаний и их логистического менеджмента. Многие еще не осознали, что при грамотном управлении возвратными потоками можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, существенно снизить процент возвращаемой продукции [11, c. 127]. Внедрение обратной логистики в деятельность современного предприятия следует осуществлять на основе следующих принципов:
1) актуальность для посредников и потребителей предлагаемой поддержки;
2) усиление роли сервисного обслуживания в деятельности предприятия;
3) внедрение комплексных решений;
4) разработка и использование эффективных бизнес-процессов;
5) расширение прав посредников и потребителей, а также увеличение ответственности предприятия-производителя;
6) организация систем работы с возвратами, ориентированных на посредников и потребителей;
7) организация гибкой и оперативной связи с посредниками и потребителями;
8) использование современных информационных технологий;
9) применение на практике правильных технологий, подходящих для конкретного товара или отрасли;
10) ориентация на управление непрерывными изменениями [13, с. 23–26].
В системе обратной логистики на предприятии следует выделять четыре важнейших элемента:
Сбор материальных ресурсов и товаров. Наиболее целесообразным для крупных и средних предприятий представляется создание собственного базового центра по сбору и сортировке возвращаемой продукции. Малые предприятия могут рассмотреть либо вариант создания совместного базового центра (с участием нескольких компаний-партнеров, работающих в смежных сегментах рынка), либо же передать функцию обратной логистики на аутсорсинг [8, c. 72]. Важно отметить, что для большинства малых компаний обработка возвращаемых товаров не является одной из их ключевых компетенций, поэтому передача этих функций специализируемой компании и вывод потока возвращаемых товаров из своих распределительных центров принесет значительную выгоду [12].На стадии сбора материальных ресурсов и товаров также осуществляется предварительная фильтрация потоков (в частности, в зависимости от политики производителя некоторые товары могут направляться либо на ремонт и восстановление, либо на утилизацию).
Сортировка является важным этапом в процессе обратной логистики, т. к. на этом этапе принимается решение по дальнейшему использованию возвратных материальных потоков. Сортировка также может проводиться предприятием самостоятельно либо же передаваться на аутсорсинг. При этом организация собственного склада или пункта сортировки материальных ресурсов имеет следующие очевидные преимущества:
1) предприятия не отвлекают персонал для проведения каких-либо непрофильных работ;
2) сбором и сортировкой занимаются постоянные квалифицированные сотрудники, которые выполняют только эти работы, что сокращает общие временные и материальные расходы;
3) решения по дальнейшему применению товаров и материальных ресурсов принимаются быстро и практически безошибочно;
4) повышается количество обрабатываемых товаров и ресурсов, что повышает эффективность работы предприятия с возвратами [8, c. 72].
После сортировки осуществляется обработка возвратных материальных потоков. Как правило, на российских предприятиях не создаются специальные склады для хранения возвратных товаров и материальных ресурсов, однако для эффективного применения обратной логистики целесообразно выделять отдельные площади, т.н. «изолятор брака». Это будет способствовать ведению учета и анализа возвратных материальных потоков, а также поможет предотвратить случайную отгрузку посредникам товаров, предназначенных для направления в магазины уцененных товаров. Для того, чтобы операции прямой и обратной логистики на предприятии можно было выполнять раздельно, рекомендуется выделить специальные зоны приемки.
Целесообразно проводить как количественную, так и качественную оценку эффективности применения обратной логистики на предприятии. Для проведения качественной оценки эффективности обратной логистики рекомендуется применять методику PACE-анализа. Данная методика была разработана в компании «Aberdeen Group» и применялась для анализа состояния рынка обратной логистики и рыночных долей участников [14, c. 26]. Методика включает следующие основные составляющие:
1) препятствия. Это внешние факторы, влияющие на рыночную позицию предприятия, использующего обратную логистики. Среди препятствий выделяют экономические, политические, нормативно-правовые барьеры, уровень развития логистической инфраструктуры в стране, состояние покупательского спроса и предпочтения потребителей, уровень конкуренции на целевом рынке и др.;
2) действия. Это те стратегические подходы, которые используются предприятием для нейтрализации препятствий. Примером действий может служить изменение бизнес-модели в целях выхода на новый целевой рынок, разработка финансовой стратегии, стратегии продаж и пр.;
3) средства и возможности. Это бизнес-процессы и инструменты, необходимые для реализации действий предприятием. Примерами могут служить персонал предприятия, высокоэффективный товарный портфель, сложившийся положительный имидж предприятия, наличие существенных финансовых ресурсов, длительные взаимоотношения с поставщиками и потребителями;
4) улучшения — функции и мероприятия, необходимые для поддержания эффективности деятельности организации. Как правило, улучшения реализуются в сфере управления информационными потоками. Так, для разработки оптимального маршрута сбора возвратных потоков может быть использован метод «китайского почтальона». Для этого сначала в Excel строится матрица смежности, а затем при помощи различных функций определяется оптимальный маршрут сбора возвратных товаров. Скоординировать процессы управления обратной логистикой на предприятии позволит информационная система PowerHouse/WMS [4, c. 37]. После получения возвратов система обеспечивает эффективное управление процессами контроля качества, ремонта и восстановления товаров и изделий. Система дает возможность работать в реальном времени, сортировать работы по близости к потребителям, работать на нескольких складах, поддерживать несколько языков, устанавливать ограничения для пользователей, задач, транспортных средств.
Для количественной оценки эффективности обратной логистики на предприятии рекомендуется использовать ряд показателей:
1) доля возвратных товарных потоков в общем объеме продаж предприятия:
(1)
где ВП — объем возвратных потоков товаров в стоимостном выражении, руб.;
ОП — объем продаж товаров предприятием за отчетный период, руб.;
2) доля вторичных материальных ресурсов в общем объеме потребления материалов предприятием:
(2)
где ВМР — объем использованных вторичных материальных ресурсов, руб.
МР — общий объем потребления материальных ресурсов предприятием за период, руб.
3) доля переработанных материальных ресурсов в отходах. Данный показатель целесообразно рассчитывать по каждому виду материальных ресурсов:
(3)
где ПМР — объем переработки материальных ресурсов в натуральном выражении;
МР — объем собранных материальных ресурсов.
4) доля затрат на обратную логистику в выручке от реализации предприятия:
(4)
где ЗОЛ — затраты предприятия на обратную логистику, руб.
ВР — выручка от реализации продукции предприятия за отчетный период, руб.
5) рентабельность затрат на обратную логистику:
(5)
где ЧП — чистая прибыль предприятия за отчетный период, руб.
6) удельная материалоемкость:
(6)
где М — материальные затраты на производство продукции;
Q — объем производства продукции предприятием [9, c. 222].
7) эффективность затрат на обратную логистику:
(7)
где Э — эффект от внедрения обратной логистики.
Для приблизительной оценки эффекта от внедрения обратной логистики может использоваться следующая формула:
(8)
где Зв — затраты на работу с возвратами до внедрения обратной логистики, руб.;
Эмр — экономия за счет повышения уровня переработки вторичных материальных ресурсов на предприятии;
Эвозв — экономия средств за счет снижения числа возвратов денежных средств покупателям (при хорошей организации гарантийного обслуживания и положительном имидже предприятия существенно большее число потребителей предпочтет ремонт товара либо его обмен возврату денег).
Применение изложенных выше рекомендаций несомненно будет способствовать повышению популярности обратной логистики в России.