Обращение с тбо что это
Места накопления твердых бытовых отходов: санитарно-эпидемиологические требования.
Что есть твердые бытовые отходы или ТБО? В настоящее время существуют два обозначения твердых бытовых отходов – ТБО и ТКО (твердые коммунальные отходы), которые по сути идентичны, но в правоустанавливающих документах сохранена одна аббревиатура – ТКО.
Рассмотрим требования к накоплению, сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), которые регламентируются следующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
— СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
— СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
— СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Кроме того, вступившим в силу с 1 января 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» определен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, акцентирована необходимость приведения мест накопления ТКО в соответствие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для сбора и временного хранения ТБО на территориях населенных пунктов должны быть обустроены контейнерные площадки, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций – не менее 25 м.
Санитарными правилами в исключительных случаях в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения нормативных размеров допускается возможность уменьшения расстояний от мест накопления ТКО (контейнерных площадок) на 25 %.
Изменение расстояний осуществляется на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки) и при условии оборудования контейнерных площадок навесами над мусоросборниками. Возможность сокращения расстояний от площадки с бункерами исключена.
Количество мусоросборников (контейнеров, бункеров), располагаемых на одной контейнерной площадке, определяется исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов принимаются в соответствии Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В целях реализации указанного постановления Правительством Республики Мордовия были утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия (постановление Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225), в последующем с 1 января 2020 г. согласно постановлению Правительства Республики Мордовия № 529 от 27.12.2019 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившем силу постановления Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225» норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в многоквартирном доме составляет 224,5 кг/год или 2,386 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 4,13 кг/год или 0,066 м 3 /год. Норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 387,86 кг/год или 2,979 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 15,92 кг/год или 0,211 м 3 /год.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. Ранее принятыми санитарными правилами (СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88) допускалась установка на одной площадке не более 5 контейнеров.
СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», пунктом 2.4. допускает количество мусоросборников на одной контейнерной площадке до 10, в том числе 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Мусоросборники должны иметь крышку, находиться закрытыми, быть в исправном состоянии. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций – не менее 25 м, иметь достаточную площадь, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь и ограничение бордюром по периметру.
Мусоросборники (контейнеры, бункеры) должны подвергаться промывке и дезинфекции, кроме того на контейнерных площадках должны осуществляться мероприятия по дератизации и дезинсекции. Промывка контейнеров, бункеров на контейнерных площадках не допускается.
Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки твердых коммунальных отходов в мусоровоз, а также в случае загрязнения прилегающей к месту погрузки территории должны быть очищены от отходов.
Проведение дезинфекции контейнеров, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки проводится специально обученными специалистами или привлекаемыми специализированными организациями. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» имеет квалифицированный штат специалистов, современное оборудование, высокоэффективные сертифицированные средства для проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий (конт. тел. 33-36-15).
Сроки временного накопления твердых коммунальных отходов в мусоросборниках определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
— плюс 5°с и выше – не более 1 суток;
— плюс 4°с и ниже– не более 3 суток.
Вывоз КГО производится не реже 1 раза в семь дней.
Санитарными правилами допускается возможность изменения срока временного накопления ТКО в малочисленных населенных пунктах с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха, количества накапливаемых отходов, возможности организации вывоза отходов на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки.)
На основании изложенного, основными параметрами, характеризующими соответствие или несоответствие мест накопления ТКО (площадок) санитарно-эпидемиологическим требованиям являются расстояния от контейнеров до жилых зданий, детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, мест массового отдыха населения, территорий медицинских организаций; технические характеристики площадки (размеры) для установления контейнеров, бункеров, их количество; источники образования отходов; место нахождения площадки, её обустройство; техническое состояние мусоросборников.
В целом, основные требования к местам накопления твердых коммунальных отходов представлены на схеме «Правила размещения контейнерной площадки» (схема по материалам интернет-источников).
Нововведения в обращение с твердыми коммунальными отходами отражены в Федеральном законе от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
— переход на раздельный сбор мусора – ТКО различного назначения должны собирать в разные контейнеры, вывозить на разных машинах, складировать на отдельных полигонах и перерабатывать по-разному;
— правильная сортировка отходов, их своевременная переработка;
— наделение полномочиями органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определению схем их размещения и ведению реестра таких мест (площадок);
— определение регионального оператора по обращению с ТКО, включающего в себя сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.
В Республике Мордовия статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен компании ООО «РЕМОНДИС Саранск». Зона деятельности регионального оператора включает в себя всю территорию Республики Мордовия с общей численностью населения 808 541 человек (по данным Росстата на 01.01.2017 г.).
Что нужно знать про новую систему обращения с ТКО
Речь идет о ситуации, когда услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) начинает оказывать региональный оператор.
Когда производится переход?
Для некоторых регионов срок перехода на новую систему обращения с ТКО продлен Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ. Так, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе тянуть с переходом до 01.01.2022. До 01.01.2020 с переходом могут повременить субъекты РФ в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, в которых такой оператор отсутствует. В этих регионах плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
Вывод
Переход на новую систему обращения с ТКО предполагает, что обращение с ТКО будет осуществляться по договорам с региональными операторами. В субъектах РФ, где произведен такой переход, лица, осуществляющие управление МКД, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) отходов без решения общего собрания собственников начиная с месяца, в котором услугу начинает предоставлять региональный оператор.
Уменьшение размера платы за содержание жилого помещения — обязанность управляющего
Региональный оператор по обращению с ТКО оказывает соответствующую услугу с 01.01.2019.
В этом случае размер платы за содержание жилого помещения нужно было уменьшить путем исключения из ее состава стоимости услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, что должно было найти отражение в платежных документах за январь 2019 года (плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО отражается отдельной строкой).
Как определить и обосновать размер уменьшения?
Минстрой для этих целей предлагает использовать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД, решение органов управления ТСЖ либо ЖК (иного специализированного потребительского кооператива) об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества (кооператива), которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения. Но это актуально для ситуации, когда решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения содержит информацию о размере расходов на оказание услуги по обращению с ТКО.
Если указанной информации в решении нет, Минстрой считает возможным рассчитать размер уменьшения платы на основе фактических данных о расходах лица, управляющего МКД, на оказание услуги по обращению с ТКО по каждому дому за соответствующий год (например, за 2018 год при переходе с 01.01.2019) (см. Письмо от 23.01.2019 № 1784МЕ/04).
Кроме того, по мнению министерства, ОМСУ в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на оказание услуги по обращению с ТКО. Для этого нужно определить фактическое среднее значение указанных расходов на территории муниципального образования на 1 кв. м общей площади помещения в доме на основе:
Услуги по вывозу ТКО лицу, осуществляющему управление МКД, оказывают несколько организаций
Расчет производится раздельно в отношении всех МКД, обслуживаемых по каждому договору на оказаие услуг по вывозу ТКО. При этом следует учесть общую площадь всех помещений (жилых и нежилых), входящих в такую группу домов
Площадь помещений в МКД, находящихся под управлением лица, в отношении которого производится расчет, изменялась в течение года
Для расчета следует использовать среднее арифметическое значение площади, указанной на момент отчета лица, осуществляющего управление МКД, не за 2018, а за 2017 год, и площади по состоянию на дату начала предоставления услуги по обращению с ТКО региональным оператором
Срок включения первого дома в реестр лицензий УК (срок начала управления домом ТСЖ либо ЖК (иным специализированным потребительским кооперативом)) составляет менее 12 месяцев
Среднее значение размеров расходов на услуги по обращению с ТКО следует рассчитывать по количеству полных календарных месяцев фактического осуществления деятельности по управлению МКД
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Обращение с отходами
Любая деятельность человека неизменно ведет к образованию отходов. Тысячелетиями природа справлялась с ними, вовлекая в круговорот веществ. За последние столетия человечество изобрело множество новых продуктов и синтетических материалов, не имеющих никакого отношения к природной среде и потому чуждых ей. Это привело к тотальному загрязнению планеты, в том числе опасными отходами, с которыми биосфера не в силах справиться. Технологии, связанные с различными способами переработки и использования сырья, остаются ресурсоемкими и приводят к постоянному накоплению отходов. В России их образуется около 7 миллиардов тонн в год, и эта цифра неуклонно растет.
Вопросы обращения с отходами регулируются на федеральном и региональном уровне большим числом законов и подзаконных актов, среди которых определяющим является Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ. Актуальная редакция принятого в 1998 году закона содержит изменения, датированные 07.04.2020г. В документе определены основные понятия и термины, указаны ключевые принципы политики государства в данной области.
Вся деятельность по обращению с отходами, кроме накопления, требует лицензирования. Порядок лицензирования определен российским Правительством (Постановление от 3 октября 2015г. №1062).
Основные термины и понятия, используемые в законодательстве об обращении с отходами. Их определения
Согласно статье закона №89-ФЗ 1 отходами производства и потребления называют вещества, а также предметы, возникающие в ходе производственного процесса, проведения каких-либо работ или вида услуг, а также в результате потребления. При этом данные отходы удаляются, должны быть удалены или предназначены удалению.
Термином «обращение с отходами» обозначают деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, накоплением, утилизацией и обработкой, размещением и обезвреживанием.
«Паспортом отходов» называется документ, который определяет принадлежность какого-либо отхода к определенному виду, а также классу опасности, и включает данные о его компонентном составе.
Накопление отходов – это складирование на специальных площадках, соответствующих санитарным нормам, сроком не более 11 месяцев с последующей передачей.
Общие положения. Программы
Программа эффективного управления деятельностью, связанной с опасными отходами, включает ряд мероприятий:
Приказами по предприятию необходимо закрепить ответственность за реализацию мероприятий. Разрабатываются и утверждаются Инструкции по безопасному обращению с отходами и иные необходимые документы, содержащие алгоритм действий в штатном и аварийном режимах.
Как будет производиться контроль
Государственный контроль
Если предприятия (организации) относятся в соответствии с утвержденными критериями к федеральному уровню контроля, государственный надзор в области обращения с отходами будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, т.е. Росприроднадзором. В случае отнесения юридического лица к субъектам регионального уровня контроля, надзор будет осуществляться региональными органами исполнительной власти (как правило, представителями региональных Министерств экологии).
Роспотребнадзор может осуществлять проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на любых предприятиях, где отходы образуются. Все надзорные действия осуществляются в рамках плановых и внеплановых проверок. Частота проведения плановых проверок зависит от категории риска предприятия (так называемый риск-ориентированный подход). Внеплановые проверки могут производиться в следующих случаях:
Общественный контроль
Такой вид контроля производится общественными инспекторами, заинтересованными в улучшении экологической обстановки. Общественным инспектором может стать любой гражданин старше 18 лет, имеющий необходимый для данной деятельности уровень знаний.
Производственный контроль
Производственный контроль в области обращения с отходами планируется и выполняется в составе общего экологического контроля (ПЭК). Требования к подготовке программы ПЭК, приведены в Приказе МЭПР №74, изданном 28 апреля 2018 г.
Право собственности на отходы
Право собственности на отходы – один из самых сложных вопросов. С 2015 года он регулируется гражданским законодательством.
Очень часто спорные вопросы возникают во взаимоотношениях арендатора и арендодателя, подрядчика и заказчика. Чтобы четко определить ответственность, необходимо конкретизировать в договоре, кто будет заниматься транспортировкой и передачей образовавшихся отходов, передаются ли отходы в собственность, а также уточнить ответственность по внесению платы за негативное воздействие (НВ). Так, например, при выполнении строительных работ Заказчик заинтересован, чтобы подрядчик оставил рабочее место чистым, обеспечил вывоз отходов на утилизацию или захоронение. Но если при этом в договоре не указано, что вывозимые подрядчиком отходы передаются ему в собственность, а подрядчик недобросовестно отнесся к исполнению обязательств, и отходы обнаружены в соседнем овраге, нести ответственность придется собственнику отходов, т.е. заказчику. Плата за НВ также остается за ним.
Что такое твердые коммунальные отходы. Чем отличается от ТБО
Твердыми коммунальными называют отходы, которые появляются в результате потребления в жилых помещениях, кроме того, к ним относятся товары, потерявшие потребительские качества в ходе их использования для удовлетворения бытовых нужд. К ним также причисляют все отходы, если они похожи по составу.
Это целая группа, которая принадлежит в ФККО к подтипу «Отходы коммунальные твердые» с одиннадцатизначным кодом 7 31 000 00 00 0 и ряд других из категории 7 30 000 00 00 0, если в их названии прослеживается отношение к ТКО. ТБО – понятие, существовавшее ранее и означающее бытовой мусор, образующийся у физ. лиц в ходе жизнедеятельности. ТКО – более обобщенное понятие.
Обращение с отходами производства
Санитарные нормы предъявляют следующие требования к накоплению отходов:
Самыми распространенными отходами I класса опасности являются люминесцентные и ртутные лампы. Правила обращения с данными отходами регулируются Постановлением Правительства 2010 года №681. Указывается на обязательность использования тары, накопление без смешивания с другими видами, необходимость наличия средств для проведения демеркуризации. Бой ламп должен складироваться раздельно, с обеспечением герметичности.
Ртутные лампы подлежащие утилизации
Примером отходов II класса опасности являются отработанные аккумуляторы с не слитым электролитом, кислота аккумуляторная. Требования по накоплению включают раздельность от других видов, использование закрывающихся контейнеров и емкостей.
Многие отработанные масла относятся к III классу опасности. Накапливание масел производится раздельно, с соблюдением мер, предотвращающих разлив, а также противопожарных мер.
Допускается накопление навалом на бетонированных площадках отработанных шин, строительного мусора (с обеспечением мер, предупреждающих распыление), мусора, образовавшегося после сноса зданий и других твердых отходов IV класса.
Организация селективного накопления, разработка и составление необходимой документации, строгий контроль за состоянием контейнерных площадок, учет, постоянная работа над снижением объема образования, контроль за передачей на сторону лицензированным предприятиям – все это является основными этапами работы по обращению с отходами производства на любом предприятии.
О паспортизации отходов
Природопользователь обязан подтвердить соответствие отходов определенному классу. С этой целью разрабатываются паспорта отходов. Требования по паспортизации изложены в Законе №89-ФЗ (ст.14). При выполнении работ руководствуются рядом документов (в т.ч. Постановлением №712).
Необходимо обратить внимание, что определение состава отхода должно производиться аккредитованной лабораторией.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (ОС) в России начисляется всеми объектами НВ I-III категории, а также, в случае, когда категория не определена, если имеется факт наличия:
Экологические платежи начисляются за отходы, переданные на размещение на полигоны, кроме ТКО. За них плата производится региональными операторами. При расчете платы объем отходов в тоннах умножается на ставку платы, коэффициент инфляции на 2020 год (1,08), коэффициент 1 при образовании отходов в пределах лимита (при превышении лимитов коэффициент равен 5), а также на стимулирующие коэффициенты.
Класс опасности отхода | Ставка платы за 2018 год в соответствии с Постановлением №913 | Коэффициент, используемый при расчете в 2020 году |
---|---|---|
I | 4643,7 | 1,08 |
II | 1990,2 | 1,08 |
III | 1327,0 | 1,08 |
IV | 663,2 | 1,08 |
V добывающей промышленности | 1,1 | 1,08 |
V перерабатывающей промышленности | 40,1 | 1,08 |
V прочие | 17,3 | 1,08 |
Образец расчета на примере образования 1 тонны мусора строительного IV класса опасности:
Меры экономического стимулирования
С начала 2020 года от платы за негативное воздействие освобождаются предприятия, использующие наилучшие доступные технологии. Нулевой коэффициент используется при расчете при выполнении мероприятий, ведущих к снижению воздействия на природную среду, и стимулирующие коэффициенты – при размещении отходов на собственных объектах захоронения. Кроме того, платежи напрямую зависят от соблюдения лимитов на размещение опасных и неопасных отходов. При превышении лимитов в расчете используются двадцати пятикратное увеличение.
При передаче отходов на утилизацию и обезвреживание также применяется нулевой коэффициент.
Пример со строительными отходами при условии передачи на обезвреживание (утилизацию):
В данном случае необходимо произвести анализ, не превысят ли затраты на утилизацию отходов получаемый при расчете платы экономический эффект.
О требованиях к профессиональной подготовке
Персонал, допущенный к обращению с отходами производства, должен быть обучен. Как правило, такая необходимость возникает, если предприятие получает лицензию в области обращения с отходами. Обучение проводится по 112-часовой программе, рекомендованной Приказом Министерства экологии и природных ресурсов России №868. Правом выдачи свидетельства о повышении квалификации установленного образца, подтверждающего квалификацию обученного, обладают обучающие центры, имеющие соответствующую лицензию.
Какие введены запреты
В последние годы ответственность за нарушения, связанные с обращением с отходами, существенно ужесточилась: расширился перечень нарушений, появились дополнительные пункты, кратно увеличивающие штрафы при повторном нарушении и при причинении вреда здоровью человека или окружающей среде. Статьей 8.2 главы 8 Административного кодекса РФ определены меры ответственности за нарушения в части обращения с отходами, а также за:
При этом сумма штрафов, налагаемых на должностное лицо, может достигать от 10 до 30 тысяч, а при повторном нарушении – от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридического лица последствия могут быть еще более существенными: до 350 тыс.руб., а также может быть приостановлена деятельность на 90 суток.
Также предусмотрены дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Заключение
Комплексный подход к управлению с отходами опирается на опыт зарубежных стран, в которых происходит уход от бесконтрольного захоронения к повторному использованию (рециклингу) и предотвращению образования – так называемая «пирамида предпочтительности».