Обращение с отходами что это
Обращение
Обращение с отходами представляет собой область из экологии.
В России вопрос регулируется федеральными законами, постановлениями Правительства, приказами Минприроды, Росприроднадзора и т. д.
Вместе это составляет комплекс правовых мер, направленных на предотвращение или минимизацию вреда природе и здоровью человека.
Значение термина «обращение с отходами»
Что входит в понятие «обращение с отходами»? Российское право дает собственное юридическое определение термину «обращение с отходами». Так, согласно закону, который регулирует правовое обращение с отходами, а именно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», под данный термин подпадает все действия, связанные с накоплением отходов, сбором, их транспортированием и дальнейшей утилизацией и обезвреживанием, а также размещением.
Содержание термина
В этом же законе раскрывается содержание каждого из видов действий, направленных к обращению с отходами. С течением времени и внесением все новых поправок в нормативно-правовой акт их формулировка менялась.
Существуют также понятия:
Их содержание раскрывается в статье 1 «Основные понятия» вышеназванного Федерального закона.
Правовая база, регулирующая этот процесс
Что касается законодательства в сфере обращения с отходами, основным нормативным актом, регулирующим данную сферу, является ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления». Документ включает в себя 8 глав и 31 статью и регулирует разные вопросы – от общих требований к предприятиям до правил обращения с мусором на собственности муниципальных образований.
Под ответственность закона подпадают следующие аспекты:
Порядок обращения с отходами разных классов опасности
Данный вопрос регулируется статьей 14 ФЗ-89.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, если в ходе их деятельности возникают отходы, должны отнести их к определенному классу опасности.
Отнесение подтверждается специально уполномоченным на то органом и регулируется Приказом Минприроды.
Решение об отнесении тех или иных отходов к классу опасности (от I класса до IV) принимается на основе степени отрицательного влияния на природу и данных об их составе.
Правила обращения с опасными отходами устанавливаются федеральным органом, ответственным за охрану окружающей среды. Выдвигаются и отдельные требования к лицам, допущенным к обращению с отходами I-IV классов.
Так, они должны пройти профессиональное или дополнительное профессиональное образование, по результатам которого могут быть получены соответствующие документы о квалификации. Ответственность за допущение тех или иных лиц к работе с отходами I-IV возлагается на должностное лицо, в обязательства которого и входило решение о допущении или недопущении.
При этом существуют свои особенности обращения с конкретно первыми двумя классами. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель самостоятельно реализуют обращение с отходами при имении необходимого оборудования или сооружений, то есть объектов обезвреживания или размещения мусора. Если же подобных необходимых условий нет, этим занимаются федеральные или региональные операторы.
Существуют правила заключения договоров услуг обращения с отходами. Их формы утверждает Правительство.
В части 7 статьи 14.4 ФЗ-89 приводится перечень видов деятельности в сфере обращения с отходами, подлежащих обязательному регулированию:
Законом предусмотрен и порядок соотнесения отходов к V классу. Несмотря на неопасность данного вида, эта процедура носит в себе цель устранить риски, при которых отходы IV класса могут быть ошибочно отнесены к V классу. Поэтому некоторые отходы в соответствии с Приказом Минприроды проходят подтверждение неопасности через определение компонентного состава и химического анализа — биотестирование.
На предприятии
У организаций, деятельность которых сопровождается возникновением тех или иных отходов, имеется обязанность разработать и утвердить порядок, регулирующий обращение с отходами на предприятии.
Данный порядок согласуется с соответствующим государственным органом субъекта, на территории которого осуществляется деятельность предприятия. Как правило, это Минприроды или Росприроднадзор.
Также подсчитывается количество выработанных отходов на одного человека (в единицах веса или объема). Инструменты подсчета определяются Правительством.
Достигнуть точных подсчетов сложно, но необходимость зафиксировать норму существует. Знать объемы вырабатываемых отходов нужно для повышения эффективности сбора и вывоза мусора из городов.
Для разного вида организаций и предприятий имеются свои нормы. К примеру, в случае с киосками или палатками эта норма составляет 5,09 кубометров на один квадратный метр торговой площади. В продовольственных рынках и магазинах хозяйственных товаров – 1,21 и 1,29 кубометров соответственно. В целом, это от 1,2 до 5,4 кубометров мусора для тех или иных предприятий торгового типа.
Существуют свои нормы и для заведений общественного питания.
В барах, ресторанах и кафе на одно место утверждена норма в 1,13 кубометра, а для предприятий, занятых ремонтом электронной техники – 0,7 кубометра на 1 квадратный метр.
Одни из самых низких норм установлены для образовательных учреждений. В ВУЗах 0,11 кубометра на студента, а в яслях и детских садах 0,4 кубометра на одного ребенка. Такие цифры оправданы тем, что деятельность образовательных учреждений и не предусматривает выработки большого количества мусора.
После того, как в местах хранения мусора его накапливается слишком много и он достигает установленных лимитов, предприятие должно осуществить его сбор и дальнейшее транспортирование.
Лицо, ответственное за обращение с отходами на предприятии, назначается самим предприятием. Наличие такого сотрудника является обязательным. Он занимается организацией сбора, хранения, работы и инвентаризации мусора.
Условия обращения с отходами (их утилизации) на предприятии зависят от свойств, физического состояния и исходного состояния мусора.
Таким же образом производится классификация по отрасли промышленности:
Органы санитарного контроля предусмотрели для организаций и предприятий соблюдение некоторых правил:
Но законом предусмотрены исключения, при которых размещение веществ на полигонах не допускается:
Если организация имеет дело с одним из вышеназванных видов отходов, то применяются специальные места захоронения.
Из ныне существующих способов утилизации наиболее эффективным считается сжигание. Оно бывает следующих типов:
Полигоны
Современные полигоны обращения с отходами подразумевают наличие мест захоронения мусора, сортировочных линий, складов и очистного оборудования. Без полигона нарушается сама цепочка обращения с отходами.
Основной задачей полигона является изоляция мусора от внешней среды, его сортировка, обезвреживание, предотвращения вреда, который может быть нанесен окружающей среде.
Лицензирование деятельности
Для осуществления деятельности по обращению с отходами I-IV класса необходимо лицензирование. Оно осуществляется согласно требованиям ФЗ-99 от 2011 года и с учетом положений ФЗ-99.
Так, если на конкретном объекте обращение с отходами первых четырех классов опасности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, то иные юридические лица или индивидуальные предприниматели лишаются такого права (часть 2 статьи 9 ФЗ-89).
Перспективы и возможные изменения в действующем законодательстве РФ
В России уже действует Стратегия экологической безопасности – до 2025 года. В Стратегии закреплены основные принципы дальнейшей законодательной активности в области экологии и обращения с отходами в частности. Ежегодно в России вырабатывается около 4 миллиардов тонн отходов. Не все регионы справляются с поставленными перед ними задачами по осуществлению обращения с отходами.
В 2019 году были введены изменения в закон и осуществлена так называемая «мусорная» реформа. Согласно изменениям в праве обращение с твердыми коммунальными отходами теперь осуществляют региональные операторы – это коло 50-60 миллионов тонн отходов в год на всю Россию.
В целях исправить сложившуюся ситуацию, Министерством финансов уже разработан проект о внесении новых неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Речь идет о введении экологического налога, который заменил бы собой уже существующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Вероятно и продвижение работ с инфраструктурой. Неосуществление мусорной реформы во многом обязано отсутствию безопасных полигонов и мест хранения мусора. Будет невозможно долго игнорировать эту проблему. Одного лишь взимания налогов с граждан, направленных на работы с ТКО, оказалось недостаточным.
Национальным проектом «Экология» уже сейчас предусмотрено выделение 17 миллиардов рублей для решения проблем с инфраструктурой, необходимой для обращения мусором I-II класса опасности. Еще 18 миллиардов планируется привлечь из внебюджетных источников. Общее количество бюджетных вливаний должно по итогу достигнуть 107 миллиардов, из которых 6 предоставят субъекты.
Заключение
Таким образом, законы Российской Федерации по части обращения с отходами направлены в основном на снижение вреда, наносимого природе и человеку. Они регулируют вопросы от сбора мусора до их конечного захоронения, сжигания или повторного применения в производстве.
Помимо этого ФЗ-89 занят разрешением проблем финансирования данных работ, разграничения полномочий между разными ветвями и уровнями власти, определения конечного полезного применения отходов.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция)
24 июня 1998 года N 89-ФЗ
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,
от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.11.2008 N 196-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ,
от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 128-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ,
от 21.10.2013 N 278-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.12.2014), от 21.07.2014 N 261-ФЗ,
от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.12.2014 N 485-ФЗ,
от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ, от 29.12.2015 N 392-ФЗ,
от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ,
от 28.12.2016 N 486-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ,
от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 26.07.2019 N 225-ФЗ,
от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ,
от 07.04.2020 N 117-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 273-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 19.07.2019 N 30-П)
(см. Обзор изменений данного документа)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Обращение с отходами что это
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Термин «обращение с отходами» включает в себя много понятий и определений. О том, кто должен заниматься отработанным и негодным сырьем, требуется ли лицензировать деятельность и какими документами она регулируется, рассказано ниже.
Что такое обращение с отходами
Согласно принятого в мае 1998 г. Государственной Думой Федерального Закона № 89, определение «обращение с отходами» – это производственный или промышленный процесс, либо деятельность предприятия, работа которой непосредственно связана с остатками сырья, материалов и т. д. Сюда относится или входит не только их образование в результате производства или оказания услуг, но и:
Деятельность по обращению с отходами
Образование – это получение отходов в результате производства либо потребления. К ним относятся остатки:
Сюда же можно отнести товары, включая ТНП, утратившие потребительскую способность, а также продукты питания с истекшим сроком годности.
Сбор – поступление или прием от физических или юридических лиц отходов с целью проведения дальнейших действий с ними.
Транспортировка – перемещение находящегося в собственности юридической фирмы или ИП отходов на транспорте за территорию владельца.
Хранение – содержание в специально отведенном месте с целью дальнейшего их обезвреживания, переработки или захоронения.
Захоронение – изоляция некоторых видов отходов, которые не подлежат последующей переработке или использованию. Делается это в специально отведенных местах с целью предотвращения загрязнения экологии и попадания опасных веществ в атмосферу.
Виды отходов
Все, что можно производить, потреблять, добывать, в результате становится отходами. Они могут быть газообразными, твердыми, пастообразными, в виде эмульсии и т. д., а также по-разному влиять на загрязнение воздуха и здоровье человека. Все зависит от химического состава и физического состояния.
Различают два основных вида:
Промышленные
К промышленному утилю относятся остатки отработанных материалов и компонентов, используемых в производстве. К ним же относятся полуфабрикаты, образовавшиеся в процессе отдельных этапов работ. К источникам подобных отходов относятся различные отрасли производства, включая хозяйственную деятельность отдельных предприятий.
Производство/отрасли промышленности | Виды утиля | Источники |
Металлургия | Металлический лом, окалина, различные связующие вещества и смеси, формовка, шлаки | Плавка, ковка, прокатка, штамповка, отливка |
Приборостроение | Стекло, пластмасса, металлический лом, смола, ткани, растворитель, краски, пластмасса и др. | Лабораторные приборы, исследовательские инструменты, изготовление аппаратуры |
Электротехника | Металлический лом, стекло, краски, стекловолокна, графит, растворители | Изготовление устройств электротехники, связи, коммуникаций, оборудования и приборов с применением станков, сварки, запайки, сушки, формовки и др. |
Фармацевтика и химия | Органические химикаты, неорганические вещества, пластмасса, металлические соединения, масла, стекло и т. д. | Обработка и приготовление химикатов, лекарственных препаратов, взрывчатых опасных элементов, лаков и др. |
Металлообработка и машиностроение | Древесина, металлолом, смолы, ткань, нефтепродукты, пластмасса, стекло, гальваношлаки и т. д. | Производство металлического инструмента и тары, арматуры, судов, строительных деталей и конструкций и др. |
Резинотехническое производство | Каучук, пластмасса | Изготовление полимеров, синтетических волокон и каучуков |
Деревообработка, мебельная промышленность | Стружка, различные опилки, пластмассовые отбросы, набивочная ткань, краски, лаки, растворители, клей, шпаклевка, деревянные изделия, непригодные для эксплуатации | Обработка и изготовление конструкций из дерева, пиломатериала, мебели, офисных перегородок, включая торговое оборудование |
Типография, издательство, бумажно- и картонно-целлюлозные фабрики | Бумага, картон, ткани, наполнители, типографские смеси и краски, клей, бумажные наполнители и др. | Производство картона либо бумаги, их переработка, изготовление упаковок, издание журналов, книг и другой литературы, печать, переплет, гравировка |
Коммунальная деятельность | Остатки труб, резины, стройматериалов, сантехники, различных конструкций, изоляционных и отделочных материалов, ТКО (твердые коммунальные отходы) | Установка систем видео наблюдения и связи, изготовление и установка тепло и водоснабжения в жилых помещениях, учреждениях и т. д. |
Отходы потребления
К ним относятся материалы, потерявшие товарный вид, утратившие потребительские качества и перспективу эксплуатации.
К источникам образования относятся:
Инструкция по обращению с отходами производства на предприятии
Все юридические компании, независимо от формы собственности и места производства (в городе или селе), должны иметь в своих документах инструкцию, относящуюся к теме обращения с отходами. Руководство обязано по требованию предъявлять ее в надзорный или контролирующий орган. Ответственным за разработку и ведение журнала назначается должностное лицо, прошедшее специальное обучение.
В инструкции отражается порядок манипуляций с отходами, включая сбор, хранение, утилизацию и транспортировку в зависимости от класса опасности. Для отдельных групп разрабатывается своя документация, где прописываются правила работы по категории. В документе должны присутствовать следующие пункты и разделы:
Образец инструкции можно скачать в интернете, адаптировав его под свою компанию.
По инструкции запрещено:
Инструкция по обращению с отходами потребления
Свод правил включает в себя:
Инструкция по обращению с отходами потребления аналогична инструкции по работе с промышленными отходами.
Особенности обращения с отходами в зависимости от их вида
Основные требования к работе с утильсырьем в зависимости от класса опасности:
Ртутьсодержащие отходы
Относятся к первому классу опасности и требуют предварительного извлечения ртути перед сдачей в утиль. Для такого «мусора» соблюдаются следующие правила:
Нефтесодержащие отходы
Обязательно помещаются в герметичные емкости и отправляются на спец. площадку. Тарой могут служить канистры, непроницаемые бочки, пластиковые или металлические емкости.
Если нет возможности обеспечить должную безопасность для экологии и здоровья людей из-за отсутствия технических мощностей или других ресурсов, деятельность компании должна быть приостановлена, либо ограничена Законом РФ.
Классификация особо опасных отходов и правила обращения с ними
Транспортировка отходов 1-4 класса — что это, порядок вывоза
Обращение с радиоактивными (ядерными) отходами — классификация РАО
Правила размещения, хранения и накопления отходов
Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156
Классификация отходов 1-5 класса опасности — перечень и таблица
Обращение с отходами
Любая деятельность человека неизменно ведет к образованию отходов. Тысячелетиями природа справлялась с ними, вовлекая в круговорот веществ. За последние столетия человечество изобрело множество новых продуктов и синтетических материалов, не имеющих никакого отношения к природной среде и потому чуждых ей. Это привело к тотальному загрязнению планеты, в том числе опасными отходами, с которыми биосфера не в силах справиться. Технологии, связанные с различными способами переработки и использования сырья, остаются ресурсоемкими и приводят к постоянному накоплению отходов. В России их образуется около 7 миллиардов тонн в год, и эта цифра неуклонно растет.
Вопросы обращения с отходами регулируются на федеральном и региональном уровне большим числом законов и подзаконных актов, среди которых определяющим является Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ. Актуальная редакция принятого в 1998 году закона содержит изменения, датированные 07.04.2020г. В документе определены основные понятия и термины, указаны ключевые принципы политики государства в данной области.
Вся деятельность по обращению с отходами, кроме накопления, требует лицензирования. Порядок лицензирования определен российским Правительством (Постановление от 3 октября 2015г. №1062).
Основные термины и понятия, используемые в законодательстве об обращении с отходами. Их определения
Согласно статье закона №89-ФЗ 1 отходами производства и потребления называют вещества, а также предметы, возникающие в ходе производственного процесса, проведения каких-либо работ или вида услуг, а также в результате потребления. При этом данные отходы удаляются, должны быть удалены или предназначены удалению.
Термином «обращение с отходами» обозначают деятельность, связанную со сбором, транспортировкой, накоплением, утилизацией и обработкой, размещением и обезвреживанием.
«Паспортом отходов» называется документ, который определяет принадлежность какого-либо отхода к определенному виду, а также классу опасности, и включает данные о его компонентном составе.
Накопление отходов – это складирование на специальных площадках, соответствующих санитарным нормам, сроком не более 11 месяцев с последующей передачей.
Общие положения. Программы
Программа эффективного управления деятельностью, связанной с опасными отходами, включает ряд мероприятий:
Приказами по предприятию необходимо закрепить ответственность за реализацию мероприятий. Разрабатываются и утверждаются Инструкции по безопасному обращению с отходами и иные необходимые документы, содержащие алгоритм действий в штатном и аварийном режимах.
Как будет производиться контроль
Государственный контроль
Если предприятия (организации) относятся в соответствии с утвержденными критериями к федеральному уровню контроля, государственный надзор в области обращения с отходами будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, т.е. Росприроднадзором. В случае отнесения юридического лица к субъектам регионального уровня контроля, надзор будет осуществляться региональными органами исполнительной власти (как правило, представителями региональных Министерств экологии).
Роспотребнадзор может осуществлять проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на любых предприятиях, где отходы образуются. Все надзорные действия осуществляются в рамках плановых и внеплановых проверок. Частота проведения плановых проверок зависит от категории риска предприятия (так называемый риск-ориентированный подход). Внеплановые проверки могут производиться в следующих случаях:
Общественный контроль
Такой вид контроля производится общественными инспекторами, заинтересованными в улучшении экологической обстановки. Общественным инспектором может стать любой гражданин старше 18 лет, имеющий необходимый для данной деятельности уровень знаний.
Производственный контроль
Производственный контроль в области обращения с отходами планируется и выполняется в составе общего экологического контроля (ПЭК). Требования к подготовке программы ПЭК, приведены в Приказе МЭПР №74, изданном 28 апреля 2018 г.
Право собственности на отходы
Право собственности на отходы – один из самых сложных вопросов. С 2015 года он регулируется гражданским законодательством.
Очень часто спорные вопросы возникают во взаимоотношениях арендатора и арендодателя, подрядчика и заказчика. Чтобы четко определить ответственность, необходимо конкретизировать в договоре, кто будет заниматься транспортировкой и передачей образовавшихся отходов, передаются ли отходы в собственность, а также уточнить ответственность по внесению платы за негативное воздействие (НВ). Так, например, при выполнении строительных работ Заказчик заинтересован, чтобы подрядчик оставил рабочее место чистым, обеспечил вывоз отходов на утилизацию или захоронение. Но если при этом в договоре не указано, что вывозимые подрядчиком отходы передаются ему в собственность, а подрядчик недобросовестно отнесся к исполнению обязательств, и отходы обнаружены в соседнем овраге, нести ответственность придется собственнику отходов, т.е. заказчику. Плата за НВ также остается за ним.
Что такое твердые коммунальные отходы. Чем отличается от ТБО
Твердыми коммунальными называют отходы, которые появляются в результате потребления в жилых помещениях, кроме того, к ним относятся товары, потерявшие потребительские качества в ходе их использования для удовлетворения бытовых нужд. К ним также причисляют все отходы, если они похожи по составу.
Это целая группа, которая принадлежит в ФККО к подтипу «Отходы коммунальные твердые» с одиннадцатизначным кодом 7 31 000 00 00 0 и ряд других из категории 7 30 000 00 00 0, если в их названии прослеживается отношение к ТКО. ТБО – понятие, существовавшее ранее и означающее бытовой мусор, образующийся у физ. лиц в ходе жизнедеятельности. ТКО – более обобщенное понятие.
Обращение с отходами производства
Санитарные нормы предъявляют следующие требования к накоплению отходов:
Самыми распространенными отходами I класса опасности являются люминесцентные и ртутные лампы. Правила обращения с данными отходами регулируются Постановлением Правительства 2010 года №681. Указывается на обязательность использования тары, накопление без смешивания с другими видами, необходимость наличия средств для проведения демеркуризации. Бой ламп должен складироваться раздельно, с обеспечением герметичности.
Ртутные лампы подлежащие утилизации
Примером отходов II класса опасности являются отработанные аккумуляторы с не слитым электролитом, кислота аккумуляторная. Требования по накоплению включают раздельность от других видов, использование закрывающихся контейнеров и емкостей.
Многие отработанные масла относятся к III классу опасности. Накапливание масел производится раздельно, с соблюдением мер, предотвращающих разлив, а также противопожарных мер.
Допускается накопление навалом на бетонированных площадках отработанных шин, строительного мусора (с обеспечением мер, предупреждающих распыление), мусора, образовавшегося после сноса зданий и других твердых отходов IV класса.
Организация селективного накопления, разработка и составление необходимой документации, строгий контроль за состоянием контейнерных площадок, учет, постоянная работа над снижением объема образования, контроль за передачей на сторону лицензированным предприятиям – все это является основными этапами работы по обращению с отходами производства на любом предприятии.
О паспортизации отходов
Природопользователь обязан подтвердить соответствие отходов определенному классу. С этой целью разрабатываются паспорта отходов. Требования по паспортизации изложены в Законе №89-ФЗ (ст.14). При выполнении работ руководствуются рядом документов (в т.ч. Постановлением №712).
Необходимо обратить внимание, что определение состава отхода должно производиться аккредитованной лабораторией.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (ОС) в России начисляется всеми объектами НВ I-III категории, а также, в случае, когда категория не определена, если имеется факт наличия:
Экологические платежи начисляются за отходы, переданные на размещение на полигоны, кроме ТКО. За них плата производится региональными операторами. При расчете платы объем отходов в тоннах умножается на ставку платы, коэффициент инфляции на 2020 год (1,08), коэффициент 1 при образовании отходов в пределах лимита (при превышении лимитов коэффициент равен 5), а также на стимулирующие коэффициенты.
Класс опасности отхода | Ставка платы за 2018 год в соответствии с Постановлением №913 | Коэффициент, используемый при расчете в 2020 году |
---|---|---|
I | 4643,7 | 1,08 |
II | 1990,2 | 1,08 |
III | 1327,0 | 1,08 |
IV | 663,2 | 1,08 |
V добывающей промышленности | 1,1 | 1,08 |
V перерабатывающей промышленности | 40,1 | 1,08 |
V прочие | 17,3 | 1,08 |
Образец расчета на примере образования 1 тонны мусора строительного IV класса опасности:
Меры экономического стимулирования
С начала 2020 года от платы за негативное воздействие освобождаются предприятия, использующие наилучшие доступные технологии. Нулевой коэффициент используется при расчете при выполнении мероприятий, ведущих к снижению воздействия на природную среду, и стимулирующие коэффициенты – при размещении отходов на собственных объектах захоронения. Кроме того, платежи напрямую зависят от соблюдения лимитов на размещение опасных и неопасных отходов. При превышении лимитов в расчете используются двадцати пятикратное увеличение.
При передаче отходов на утилизацию и обезвреживание также применяется нулевой коэффициент.
Пример со строительными отходами при условии передачи на обезвреживание (утилизацию):
В данном случае необходимо произвести анализ, не превысят ли затраты на утилизацию отходов получаемый при расчете платы экономический эффект.
О требованиях к профессиональной подготовке
Персонал, допущенный к обращению с отходами производства, должен быть обучен. Как правило, такая необходимость возникает, если предприятие получает лицензию в области обращения с отходами. Обучение проводится по 112-часовой программе, рекомендованной Приказом Министерства экологии и природных ресурсов России №868. Правом выдачи свидетельства о повышении квалификации установленного образца, подтверждающего квалификацию обученного, обладают обучающие центры, имеющие соответствующую лицензию.
Какие введены запреты
В последние годы ответственность за нарушения, связанные с обращением с отходами, существенно ужесточилась: расширился перечень нарушений, появились дополнительные пункты, кратно увеличивающие штрафы при повторном нарушении и при причинении вреда здоровью человека или окружающей среде. Статьей 8.2 главы 8 Административного кодекса РФ определены меры ответственности за нарушения в части обращения с отходами, а также за:
При этом сумма штрафов, налагаемых на должностное лицо, может достигать от 10 до 30 тысяч, а при повторном нарушении – от 30 до 40 тысяч рублей. Для юридического лица последствия могут быть еще более существенными: до 350 тыс.руб., а также может быть приостановлена деятельность на 90 суток.
Также предусмотрены дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Заключение
Комплексный подход к управлению с отходами опирается на опыт зарубежных стран, в которых происходит уход от бесконтрольного захоронения к повторному использованию (рециклингу) и предотвращению образования – так называемая «пирамида предпочтительности».