Обращение по вопросам борьбы с коррупцией что это
Куда сообщить о коррупции, и можно ли это сделать анонимно? Что из себя представляет взяточничество и как с ним бороться?
Что такое коррупция?
Слово «коррупция» происходит от древнего слов «corrumpere», что значит «портить», и «corruptio», расшифровывающееся как «продажность». Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.
Кто может быть коррупционером?
Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:
Откуда берется коррупция?
Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.
Виды коррупции
Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.
Борьба с коррупцией
С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:
Кому сообщить о коррупции?
Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?
Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.
Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).
Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.
Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.
Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.
Как можно сообщить о коррупции анонимно?
Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.
Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.
Напрямую к Президенту
Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.
По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.
Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания Государственной Думы. Работа в этом направлении из созыва в созыв растет: если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым
Мне предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон защищает мои права?
Важно помнить, что закон всегда на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15 лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций, таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве – до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс. рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного характера. Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного законодательства.
Государственным и муниципальным служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок или развлечений, или того же лечения. Все подарки, полученные на протокольных, официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы. Они признаются государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности за получение взятки.
Как контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних детей.
За непредоставление такой информации или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости, транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество, законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Как написать жалобу на коррупцию
Сегодня каждый может найти необходимую информацию, и юридическая подкованность населения растет. Сталкиваясь с вымогательством взяток должностными лицами, граждане должны уметь защищать свои права и интересы. В более развитых странах уровень коррупции ниже – на 2016 год первое место по наименьшей коррумпированности заняла Дания, а последнее Сомали (176 место). Россия находится в этом рейтинге на 131 месте – к сожалению, в нашей стране часто приходится сталкиваться с взяточничеством. Что делать в таком случае, куда обращаться и как составить жалобу – рассмотрим в этом материале.
Что такое коррупционные действия
Согласно закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее – закон №273-ФЗ), коррупционными являются следующие действия:
К личным выгодам относится получение денег и других материальных ценностей, а также имущественных прав и других услуг. Получение выгоды родственниками должностного лица тоже является взяткой.
Дача взятки и предложение взятки тоже квалифицируются как преступление. За это предусмотрена уголовная (ст. 290-291 УК РФ) либо административная (ст.19.28 КоАП РФ) ответственность.
Право на обжалование действий уполномоченных лиц
Положение ст. 45 Конституции РФ гласит, что человек может защищать свои права и свободы любым законным способом. Когда уполномоченное лицо вынуждает дать взятку, права гражданина нарушаются.
Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» N59-ФЗ от 02.05.2006 (далее – закон №59-ФЗ) закреплено право каждого человека обратится в государственные органы с заявлением на нарушение его законных интересов (ст. 4).
После подачи жалобы в соответствующий орган заявитель имеет право (ст.5):
Правила составления жалобы
Заявление о факте вымогательства взятки составляется по правилам, указанным в ст. 7 закона №59-ФЗ. Обязательными элементами являются:
При написании документа надо руководствоваться общими правилами делового этикета, по которым составляются официальные обращения. Это сдержанный стиль, лаконичность и последовательность изложения материала.
Структура документа
Жалоба на коррупционера пишется в свободной форме, но должна иметь определенную логику и структуру. Хотя эти рекомендации не являются обязательными, мы советуем соблюдать их, чтобы получить ответ на обращение.
В каких случаях заявление не будет рассмотрено
В законе №59-ФЗ перечислены случаи, когда обращение могут не принять к рассмотрению (ст. 11). К ним относятся:
Чтобы обращение рассмотрели, необходимо придерживаться правил, описанных выше.
Куда направлять жалобу
Сообщения о коррупционных действиях можно сообщить в следующие органы:
Если факт коррупции касается первых лиц – губернатора области, руководителя какой-либо государственной службы, начальника управления полиции, то надо обращаться в центральные отделения указанных выше инстанций. В остальных случаях имеет смысл обращаться в региональные отделения.
Как рассматривается заявление
Жалоба на коррупционные действия рассматривается в порядке, указанном в ст. 8-10 закона №59-ФЗ. В течение 3 дней обращение должно быть зарегистрировано, затем оно принимается к рассмотрению. Если органы, куда поступило заявление, не имеют полномочий решать данные вопросы, оно передается в компетентные органы в течение 7 дней. Также в течение 7 дней должны быть переданы материалы в соответствующие инстанции, если жалоба подлежит совместному рассмотрению несколькими службами. Но пересылать материалы в службу, действия которой обжалуются, запрещено. Уполномоченные органы обязаны рассматривать обращение, обеспечить выездную проверку в случае необходимости, а также могут сотрудничать с гражданином-заявителем. Если информации для полной проверки недостаточно, проверяющие имеют право запросить дополнительные материалы у государственных служб либо должностных лиц, которые обязаны ответить на запрос в течение 15 дней.
Сроки рассмотрения
Жалоба, направленная в письменном виде (в том числе по электронной почте), рассматривается в течение 30 дней (п.1. ст.13 закона №59-ФЗ). Если этого времени недостаточно, в исключительных случаях уполномоченные органы могут продлить срок еще на 30 дней, обязательно уведомив об этом заявителя.
Ответ на жалобу
Инстанция, в которую поступило сообщение о коррупции, обязана направить гражданину ответ с результатами рассмотрения. В нем должен содержаться ответ по существу запроса – из документа должно быть понятно, был ли выявлен состав преступления в действиях лица и т.д. Ответ подписывается руководителем органа или другим уполномоченным лицом. Направляется документ по указанным данным – по электронной почте либо на почтовый адрес.
Сайты, куда можно сообщить о коррупции
Сегодня есть множество ресурсов, куда можно сообщить о вымогательстве взяток. На них есть специальные формы обращения, где нужно заполнить все поля. Принцип заполнения аналогичен описанному ранее. Контактные данные лучше оставлять достоверные, потому что все сведения будут проверяться. Жаловаться на действия уполномоченных лиц можно на следующих сайтах:
Телефоны и адреса
Не обязательно составлять жалобу в письменном виде. Можно сообщить о коррупционных действиях по телефону – это будет быстрее. Чтобы передать сообщение в полицию, надо найти на региональном сайте МВД телефон горячей линии.
Телефоны официальных общественных организаций, по которым принимают информацию о подобных правонарушениях:
Также можно жаловаться в Центральное отделение Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции – тел +7 (495) 667 20 20. Если ваше сообщение касается лица, который занимает не очень высокий пост, лучше обратиться в региональное отделение управления.
Если отказываются рассмотреть
В случае, когда действия должностного лица были обжалованы безрезультатно, или если ответ не удовлетворяет заявителя, он может обратиться в суд для восстановления своих прав. Такой порядок предусмотрен п.4 ст.5 и п.7 ст.8 закона № 59-ФЗ.
Сроки обращения в суд:
Обжалование действий лиц, занимающих должности в государственных органах, производится в порядке, закрепленном в гл. 22 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (далее – КАС РФ). Иск составляется согласно указаниям в ст.220. заявитель может в этом же исковом заявлении потребовать взыскания убытков и компенсацию морального вреда.
Жалоба на сотрудника полиции
К сожалению, нередко граждане сталкиваются со взяточничеством именно при обращении в правоохранительные органы, которые должны бороться с подобными правонарушениями. Что делать, если сотрудник полиции просит дать взятку или оказывает давление?
В таком случае можно действовать в нескольких направлениях.
Жалоба на действия судьи
Гражданин при обращении в судебные органы может столкнуться с коррупцией со стороны судьи. Согласно закону РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексу судейской этики, судья не имеет право получать вознаграждения от граждан и юридических лиц. Действия судьи, нарушающие эти нормативные акты, являются дисциплинарным проступком, который можно обжаловать.
Куда обращаться
Жаловаться на судью можно только в определенные инстанции:
Законодательная база
При обжаловании коррупционных действий следует опираться на следующие законодательные акты:
Дежурные юристы
При наличии законных оснований сотрудник полиции вправе задержать гражданина, придерживаясь определенного порядка осуществления…
Если гражданин обвиняется в совершении тяжкого правонарушения, его могут арестовать, временно ограничив право…
Согласно нормам Конституционного права, граждане могут по собственной инициативе собираться в любые общественные…
Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)
Лекционный материал на тему:
«Коррупция (понятие, ответственность,
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.
-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
-получение взятки (статья 290 УК РФ)
-дача взятки (статья 291 УК РФ);
-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);
-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.
Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.
Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».
Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.
Ответственность за коррупцию.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.
Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).
При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.
Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:
а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;
в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:
получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).
— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).
Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.
При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:
-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обеспечение независимости средств массовой информации;
-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.