Обозначение настоящего стандарта что это

Обозначение настоящего стандарта что это

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction and cancellation

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2020 с ГОСТ Р 1.2-2016 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2020-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 «Методология стандартизации»

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты«, а официальный текст изменений и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты«. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты«. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1.2 Правила, установленные в разделах 6-8, распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу нормативного правового акта Госстандарта России [1].

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на предварительные национальные стандарты и основополагающие национальные стандарты.

1 Правила разработки, утверждения и отмены предварительных национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.16.

2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов, внесения в них изменений, порядок их утверждения и отмены установлен в соответствующем нормативном правовом акте Минпромторга России [2].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за регистрацией

ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 федерального закона [3].

4.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

— организация разработки национального стандарта (см. 5.1);

— разработка первой редакции проекта национального стандарта (см. 5.2);

— публичное обсуждение первой редакции проекта национального стандарта, подготовка сводки отзывов на нее (см. 5.2);

— подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля (см. 5.3);

— подготовка к утверждению, утверждение национального стандарта (5.4.1-5.4.4);

— регистрация утвержденного стандарта (см. 5.4.5);

— опубликование национального стандарта (см. 5.4.7).

Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта схематично представлена в приложении А.

4.3 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

Разработку национальных стандартов осуществляют на основе применения международных стандартов, а также с учетом применения региональных, в том числе межгосударственных, стандартов, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в соответствии с ГОСТ Р 1.7 в случае, если такое применение возможно и соответствует экономическим, техническим, технологическим, климатическим и географическим особенностям Российской Федерации.

4.3.1 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:

— противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций, изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

— дублировать нормы законодательства Российской Федерации;

— изменять права участников гражданско-правовых отношений, установленные законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований национального стандарта;

— дублировать требования и правила действующих национальных стандартов, межгосударственных стандартов, введенных в качестве национальных стандартов Российской Федерации*, если не планируется отмена действующих национальных стандартов на тот же объект или аспект стандартизации;

* Для исключения дублирования применяют ссылки на стандарты в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 4.3; подпункты 4.3.1, 4.3.3-4.3.5, 4.3.7).

— содержать значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих национальных стандартах.

4.3.2 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:

— быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов);

— в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;

— в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3], соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации «Росатом» [4];

— проверяться объективными методами;

— быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения.

При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.

При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.

4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:

— требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;

— результаты научно-исследовательских работ, технических предложений, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, а также аналитических работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

— международные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

— информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;

— предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

При необходимости разработчик также может учитывать региональные стандарты и технические регламенты, а также национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других государств.

Источник

Обозначение настоящего стандарта что это

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

Правила разработки, утверждения, применения и отмены

Standardization in Russian Federation. Preliminary national Standards. Instructions for development, taking over, application and cancellation

Дата введения 2012-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

5 Издание (сентябрь 2016 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в ноябре 2012 г., июне 2016 г. (ИУС 7-2013, 10-2016)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов Российской Федерации, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. N 2), (Поправка. ИУС N 5-2021).

3 Общие положения

3.2 При разработке и применении предстандартов решают следующие задачи:

— ускоренное внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

— применение в Российской Федерации международных документов, не являющихся международными стандартами (см. ГОСТ Р 1.7-2014, раздел 9), и национальных стандартов промышленно развитых стран;

— гармонизация с международными, региональными стандартами;

— предварительная апробация установленных в предстандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации, которые необходимы для разработки национальных стандартов Российской Федерации.

3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3 Требования, устанавливаемые в предстандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и способствовать научно-техническому прогрессу.

3.5 Требования, устанавливаемые в предстандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, требованиям действующих стандартов и сводов правил, которые включены в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

4 Правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов

4.1 Организация разработки предварительного национального стандарта

4.1.1 Заказчиком разработки предстандарта может быть национальный орган по стандартизации, иной заинтересованный федеральный орган исполнительной власти, общественное объединение, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

4.1.2 Разработчиком предстандарта может быть любое лицо (юридическое или физическое), компетентность которого в отношении разработки данного предстандарта определяет заказчик этой работы.

1 В случае, когда заказчиком предстандарта выступает национальный орган по стандартизации или иной федеральный орган исполнительной власти, выбор разработчика предстандарта осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством, в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

2 Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта предстандарта определяется техническим заданием и/или договором на его разработку. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта предстандарта заказчику для рассмотрения до его направления в национальный орган по стандартизации.

При необходимости может быть создана рабочая группа, в состав которой включают представителей различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.

4.2 Разработка проекта предварительного национального стандарта

4.2.1 Разработчик готовит проект предстандарта и пояснительную записку к нему (см. 4.2.6).

4.2.2 В качестве основы для разработки предстандарта могут быть использованы:

— международный стандарт или международный документ, не являющийся международным стандартом;

— стандарт организации или технические условия, если при практическом применении данного документа получены положительные результаты, которые подтверждены информацией о накопленном опыте и наилучших результатах применения этого документа (в том числе о практике его применения для целей подтверждения соответствия продукции).

В обоснованных случаях в качестве основы для разработки предстандарта также может быть использован региональный стандарт или иной региональный документ в области стандартизации, а также проект международного или регионального стандарта или прогрессивный национальный стандарт или свод правил иностранного государства.

Проект предстандарта может быть разработан по результатам научно-исследовательской (опытно-конструкторской, опытно-технологической или проектной) работы, относящейся к данному объекту и аспекту стандартизации, или с использованием иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

4.2.3 Не допускается включение в предстандарт объектов, которые защищены патентом.

4.2.4 При применении в качестве основы для разработки предстандарта международного или регионального стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом, или национального стандарта иностранного государства) соблюдают правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.

4.2.2-4.2.4 (Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2.6 В пояснительной записке к проекту предстандарта указывают:

— шифр темы в программе национальной стандартизации;

— основание для разработки предстандарта с указанием документа (при его наличии);

— заказчика разработки предстандарта или информацию о разработке в инициативном порядке;

— обоснование целесообразности разработки предстандарта;

— краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;

— сведения о соответствии проекта предстандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

— сведения о взаимосвязи проекта предстандарта с ранее утвержденными национальными стандартами Российской Федерации, действующими в этом качестве межгосударственными стандартами, а также сводами правил, в том числе информацию об отличиях их положений от положений, устанавливаемых в разрабатываемом предстандарте;

— перечень источников информации, использованных при разработке предстандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного права;

— сведения о разработчике предстандарта с указанием его почтового адреса, контактного телефона и адреса электронной почты (при наличии);

— сведения о стандарте организации или технических условиях, на основе которых разработан проект предстандарта;

— информацию об использованных результатах научных исследований или испытаний, подтверждающих эффективность применения новых технических и/или технологических решений, материалов и иных решений, на которые распространяется разрабатываемый предстандарт.

Пояснительную записку к проекту предстандарта подписывает руководитель разработки предстандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком предстандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

Источник

Обозначение настоящего стандарта что это

ОК 007-93* Общероссийский классификатор предприятий и организаций

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 соответствие национальному стандарту (национальным стандартам): Соблюдение изготовителем (производителем) всех установленных в конкретном национальном стандарте (национальных стандартах) требований к продукции.

3.2 подтверждение соответствия национальному стандарту (национальным стандартам): Документальное удостоверение соответствия продукции положениям (требованиям) национального стандарта (национальных стандартов).

3.3 заявитель: Юридическое или физическое лицо, в инициативном порядке осуществившее добровольное подтверждение соответствия продукции положениям (требованиям) национального стандарта (национальных стандартов) и добровольно заявившее о своем намерении применять знак соответствия национальным стандартам.

3.4 разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам: Документ выданный федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере стандартизации* (или от его имени уполномоченным им органом), посредством которого заявителю, обеспечившему добровольное подтверждение соответствия продукции конкретному национальному стандарту (национальным стандартам), предоставляется право применять знак соответствия национальным стандартам в пределах, установленных настоящим стандартом.

* Функции федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 [2].

4 Общие положения

4.1 Знак соответствия национальному стандарту подтверждает применение национального стандарта.

4.2 Деятельность по применению знака соответствия национальным стандартам осуществляется на основе ФЗ «О техническом регулировании».

4.4 Знак соответствия национальным стандартам является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию.

4.5 Подтверждение соответствия продукции национальному стандарту (национальным стандартам) осуществляется по инициативе заявителя добровольно, в форме добровольной сертификации.

4.6 Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном настоящим стандартом.

4.7 Применение знака соответствия национальным стандартам направлено на достижение следующих целей:

— информирование приобретателей о проведении подтверждения соответствия конкретной продукции требованиям национального стандарта, для компетентного выбора ими продукции и получения необходимой уверенности, что предлагаемая им продукция соответствует всем требованиям, установленным национальным стандартом на эту продукцию;

— повышение доверия приобретателей к реализуемой на рынке продукции конкретного изготовителя;

— повышение конкурентоспособности продукции на российском и международном рынках.

— реклама продукции, соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество продукции.

5 Изображение знака соответствия национальным стандартам. Форма, размеры и технические требования

5.1 Изображение и форма знака соответствия национальным стандартам должны соответствовать приведенным на рисунках А.1-А.4 (приложение А).

Базовый размер должен быть не менее 4 мм. Размеры знака соответствия национальным стандартам должны гарантировать четкость и различимость его элементов невооруженным глазом.

5.3 Код органа, выдавшего разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам, наносят на расстоянии 0,25 под графическим изображением знака соответствия национальным стандартам по рисунку Б.1 (приложение Б), симметрично относительно вертикальной оси ВВ знака, шрифтом, приведенным на рисунке В.1 (приложение В), высотой 0,2 .

5.4 Обозначение национального стандарта, соответствие которому документально удостоверено, наносят на расстоянии 0,25 под кодом органа, выдавшего разрешение на право применения знака соответствия национальным стандартам, по рисунку Б.1 (приложение Б), симметрично относительно вертикальной оси ВВ знака, шрифтом, приведенным на рисунке В.1 (приложение В), высотой 0,2 .

5.5 Изображение знака соответствия национальным стандартам должно быть четко отличимым от поверхности, на которую оно нанесено.

5.6 Знак соответствия национальным стандартам выполняют различными технологическими способами, обеспечивающими его четкое и ясное изображение.

6 Порядок применения знака соответствия национальным стандартам

6.1 Знак соответствия национальным стандартам применяется в случае документального подтверждения соответствия конкретной продукции всем требованиям национального стандарта (национальных стандартов) на эту продукцию.

6.2 Применением знака соответствия национальным стандартам является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки (сопроводительной технической документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации.

6.5 Знаком соответствия национальным стандартам может маркироваться продукция, на которую имеются национальные стандарты:

— общих технических условий (технических условий);

— общих технических требований (технических требований).

6.6 Маркирование продукции знаком соответствия национальным стандартам не исключает:

— необходимости проведения обязательной сертификации этой продукции или принятия декларации о соответствии (если в отношении продукции имеются требования технических регламентов);

— возможности добровольной сертификации продукции для установления соответствия стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора, предусмотренной ФЗ «О техническом регулировании»;

— возможности маркирования этой продукции знаком обращения на рынке и знаком соответствия системы добровольной сертификации, предусмотренными ФЗ «О техническом регулировании».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *