Оборудование двойного назначения что это
Если у товара двойное назначение
В связи с возможностью неоднозначного использования товары двойного назначения включены в перечень объектов, подлежащих экспортному контролю
Условия, при которых они могут стать объектом внешнеторговой сделки, строго регламентированы нормативами и законами, принятыми на государственном уровне. Наличие этих правовых норм позволяет обеспечивать не только безопасность оборота указанных товаров внутри страны, но и соблюдение требований подписанных Россией международных договоров.
Базовым документом, регулирующим правоотношения при их обороте, является Федеральный закон от 18.07.99 № 183 «Об экспортном контроле». Он устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области данного вида контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников экономической деятельности (ВЭД).
В этих условиях эффективность в работе таможенной службы становится одним из основных рычагов, с помощью которых государство влияет на указанный сегмент внешнеэкономической деятельности. Таможенный контроль является важным элементом национальной системы экспортного контроля. В его рамках в соответствии с Законом о таможенном регулировании осуществляется идентификация контролируемых товаров и технологий; разрешительный порядок ведения внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, который предусматривает лицензирование или иную форму государственного регулирования; таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ товаров и технологий.
Особенно значима роль таможенных органов в случае контроля за вывозом за границу товаров двойного назначения. Уточню, что за нарушения в области экспортного контроля в России установлена трехступенчатая ответственность: гражданско-правовая, административная и уголовная. Она может выражаться в форме наложения штрафных санкций, лишения права заниматься ВЭД или уголовного преследования за совершенные нарушения действующих правил и норм.
Однако, несмотря на запреты и строгий контроль, постоянно находятся предприниматели, которые пытаются так или иначе обойти законы. Таможенная служба регулярно задерживает нарушителей. Случаи выявления относительно крупных незаконных сделок в данной сфере становятся достоянием общественности и широко освещаются в СМИ.
Для этого потенциальные поставщики должны четко понимать цели экспортного контроля, уметь выявлять и правильно реагировать на любые подозрительные обстоятельства, которые имеют место при совершении той или иной внешнеэкономической сделки. Сегодня указанный вид контроль является не только реальным инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения в международной торговле так называемой чувствительной продукцией.
Как уже отмечал, особую роль в осуществлении экспортного контроля играют таможенные органы. Несколько примеров, которые приведу ниже, наглядно показывают, что с возложенными на них обязанностями они в целом достаточно успешно справляются. Так, проявив бдительность, сотрудники Шереметьевской таможни пресекли поставку за рубеж партии «гражданских обтекателей». Они не удовлетворились представленным участниками ВЭД экспертным заключением и обратились с запросом по данному товару в профильный ЦНИИ ВВС Минобороны.
Из полученного ответа следовало, что отправлявшиеся на экспорт изделия «могут быть использованы при создании вооружений и иной военной техники… Попадают под запреты и ограничения при перемещении через границу Российской Федерации». Это заключение стало основанием для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 226 Уголовного кодекса (УК) РФ «Контрабанда».
Другой канал контрабанды товаров двойного назначения пресекла Южная оперативная таможня. Она выявила факты незаконных поставок в Казахстан коммерческих партий изделий, содержащих взрывчатые вещества. К соседям отправлялись парашютные ракеты бедствия ПРБ-4 и фальшфейеры красного огня, которые относятся к опасным грузам 1-го класса. Их перевозка осуществлялась через международный автомобильный пункт пропуска Караозек (Астраханская таможня) с сокрытием от таможенного контроля.
В результате оперативно-разыскных мероприятий выяснилось, что преступная деятельность велась с 2014 года. Всего было незаконно вывезено 1848 единиц товаров, содержащих взрывчатые вещества, а также 39 единиц самоспасателей СИП-1. Указанные товары входят в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений военной техники. В отношении директора организации-экспортера возбуждено два уголовных дела по части 1 статьи 226.1 УК РФ.
Сотрудники Самарской таможни выявили 9 случаев незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов двойного назначения (бронежилеты). По данному факту было возбуждено 6 уголовных дел и одно дело об административном правонарушении (АП). Оперативники Башкортостанской таможни задержали гражданина РФ, пытавшегося вывезти в Казахстан товары двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, – противогазы. Суд приговорил предпринимателя к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.
Кроме того, в 2019 году на Урале сотрудники оперативной таможни арестовали предпринимателя из Нижнего Тагила за попытку вывоза в Казахстан 31 бронежилета и 4 шлемов без лицензии. Нарушитель подавал на нее запрос, но, получив отказ, решил замаскировать амуницию под личные вещи и отправить транспортной компанией. По этому факту возбуждено уголовное дело, виновнику грозит до 7 лет тюрьмы.
В другом случае сотрудники Оренбургской таможни завели уголовное дело на предпринимателя, который пытался без сопроводительной документации переправить в Казахстан 186 бронежилетов «Модуль-3М». За лицензией подозреваемый даже не обращался.
К сожалению, можно еще много привести примеров, связанных с несоблюдением или нарушением участниками ВЭД таможенного законодательства при отправке за рубеж товаров двойного назначения. В завершение статьи отмечу, что в современных условиях экспортный контроль является не только инструментом нераспространения, но и неотъемлемым элементом цивилизованных норм поведения бизнеса при осуществлении международной торговли «чувствительной продукцией».
Для того чтобы стать полноправными и надежными партнерами иностранных фирм и успешно работать на мировых рынках высоких технологий, отечественные товаропроизводители должны прежде всего научиться играть по общепринятым правилам, которые участникам ВЭД необходимо как минимум знать.
Клавдий КОРНЯКОВ,
к.э.н., доцент Института права
и национальной безопасности
РАНХГС при Президенте РФ,
«Таможенные новости»
Технология двойного назначения
Несмотря на то, что большая часть технологических достижений прошедшего века (ядерная энергия, ракетно-космическая техника, лазеры, радиолокационные системы, компьютеры и т. д.) могут рассматриваться как технологии двойного назначения само это понятие получило широкое распространение только в середине 80-х годов XX века.
Как правило, разработка технологий двойного назначения связана с развитием наиболее перспективных исследовательских направлений в прикладной науке и в наукоёмких отраслях промышленности; она требует значительных интеллектуальных и экономических затрат. Как следствие, к принципиальным особенностям технологий двойного назначения относят высокий уровень требований к их качеству и эффективности.
На рубеже XX—XXI веков к числу технологий двойного назначения относят оптоэлектронику, биотехнологии, технологии телекоммуникационных и компьютерных сетей, новых материалов, направленной передачи энергии и т. п., так как область взаимного пересечения возможностей их использования как в гражданской, так и в военной сфере достигает 80—90 %.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, президентским указом установлен список технологий двойного назначения, экспорт которых регламентируется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (в период 1992—2004 годов — Государственной технической комиссией при Президенте РФ). На уровне международных отношений любая передача подобных технологических продуктов попадает под действие Вассенаарских соглашений.
Товары двойного назначения
Перечень товаров двойного назначения
К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:
Номенклатура товаров двойного назначения и порядок контроля за экспортом из РФ отдельных категорий таких товаров (с кодами ТН ВЭД СНГ) определяются Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ соответственно.
В случае предъявления к таможенному оформлению товаров, имеющих код ТН ВЭД СНГ, совпадающий с кодом ТН ВЭД СНГ товаров, являющихся объектами ЭК, участник ВЭД, осуществляющий их вывоз, обязан предоставить таможенному органу, производящему таможенное оформление, лицензии МЭРиТ РФ на вывоз или документы, обосновывающие отсутствие необходимости представления такой лицензии.
Отсутствие необходимости получения лицензии при совпадении общих признаков определяется несовпадением частных признаков. В этом случае декларант должен представить должностным лицам таможенного органа информацию о технических характеристиках и назначении товара обязательно в документальном виде и в объеме, достаточном для принятия должностным лицом таможенного органа решения о безлицензионном ввозе товара. Если представленная информация недостаточна для принятия однозначного решения, участник ВЭД должен получить заключение специальной технико-правовой экспертизы. Если все-таки общие и частные признаки предъявленных к таможенному оформлению товаров и товаров двойного назначения совпадают, то при вывозе требуется представление лицензии Минторга РФ.
Основанием для выдачи лицензии является заключение Комиссия но экспортному контролю РФ при Правительстве РФ о возможности экспорта из РФ материалов, оборудования и технологий двойного назначения. При этом в тексте контракта должны быть обязательно указаны:
Обязательства импортера должны быть специально оформлены в уполномоченном государственном органе страны-импортера по каждой сделке по экспорту.
Товары двойного назначения – к чему должен быть готов декларант?
Для того чтобы понять, на какие товары в декларации таможенным органам следует обратить внимание, ФТС совместно с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) формирует перечень кодов ТН ВЭД (на уровне товарных позиций и субпозиций) с разъясняющими примечаниями. Этот перечень впоследствии утверждается указами Президента РФ. Развитие науки и техники не стоит на месте, поэтому и перечень систематически обновляется.
Нередко возникают ситуации, когда совершенно безобидный на первый взгляд товар, согласно присвоенному код ТН ВЭД, попадает в группу товаров двойного назначения. Например, в товарную позицию 7326 (изделия из черных металлов) попадает декоративная стальная пластина, которая будет использована для украшения интерьера магазина. Сюда же попадают и жесткие пластины для бронежилетов, включенные в перечень товаров экспортного контроля. Каким же образом избежать возможные осложнения при таможенном оформлении в случае, если в вашей декларации обнаружились коды ТН ВЭД, внесенные в перечень объектов экспортного контроля?
Список контролируемых товаров содержит не только таможенный код, но и примечания к данному коду с описанием технических характеристик и сферы применения конкретного изделия. В случае если товар явно не относится к объектам экспортного контроля, участник ВЭД при декларировании может предоставить подробное техническое описание с указанием основных функций и области использования данной продукции, включая ссылки на открытые интернет-источники производителя. Сотрудники таможни сравнивают полученные данные с информацией в перечне и разрешают свободное перемещение товара.
Однако чаще встречается ситуация, когда сотрудник таможни не решается взять на себя ответственность за принятие такого решения, поскольку возможная сфера применения товара не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Это может коснуться, например, компьютерной техники, радио или навигационного оборудования (эхолоты для рыбалки). В этом случае участнику ВЭД необходимо провести независимую идентификационную экспертизу в аккредитованной ФСТЭК российской экспертной организации. На основании данной проверки предпринимателю выдается заключение Эксконт о принадлежности или непринадлежности товара к объектам экспортного контроля. Полученное разрешение действует в течение срока контракта, но не более 1 года, за исключением некоторых особых категорий.
Если в результате проведенной экспертизы товар был отнесен к товарам двойного назначения, предпринимателю необходимо будет получить лицензию ФСТЭК на право осуществления внешнеэкономических операций с такой продукцией. Разовая лицензия выдается под конкретный контракт, после полной проверки всех документов, сопровождающих сделку, на государственном уровне, с привлечением Министерства обороны РФ, МИД РФ. Если компания осуществляет торговлю подобными товарами на постоянной основе и создала внутрифирменную программу экспортного контроля, по решению Правительства РФ ей может быть выдана генеральная лицензия. Данный документ в обязательном порядке предоставляется при таможенном оформлении грузов.
Товары двойного назначения
Зачастую многие российские экспортеры сталкиваются с проблемой, связанной с экспортом вроде бы обычных товаров, используемых в повседневной жизни. Понять относится ли товар к подконтрольной продукции без специальных технических знаний о товаре невозможно. В Российской Федерации товарами, подлежащими экспортному контролю, считаются:
Важно, что к продукции двойного назначения могут относиться товары, свободно применяемые в повседневной жизни.
Номенклатура контролируемой продукции и в частности товаров двойного назначения определены в специальных перечнях. Списки товаров с соответствующими им кодами ТН ВЭД ЕАЭС находятся в общем доступе на сайте ФСТЭК РФ (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю). Проведение внешнеторговых операций с указанными товарами предусматривает предоставление в таможенные органы лицензии или специального разрешения.
Принадлежит ли продукция к товарам двойного назначения?
Перед началом таможенного оформления экспортеру необходимо проверить находится ли его товар в перечнях подконтрольной продукции. Однозначное отнесение товара к продукции двойного назначения осуществляется при совпадении двух признаков:
В этом случае экспортер должен обратиться в лицензируемый орган для получения разрешительных документов и подать следующие документы:
Максимальный срок рассмотрения заявления и выдачи лицензии на экспорт может составлять достигать 45 дней. На практике вся процедура получения лицензии занимает не меньше месяца, поэтому следует заранее ознакомиться с характеристиками товара и требованиями, предъявляемыми при его экспорте.
Совпадает только код ТН ВЭД ЕАЭС
Даже если код товара попадает в список контролируемых товаров, это не факт, что он им является. В данном случае экспортеру необходимо получить заключение ФСТЭК. Данный документ является разовым и выдается экспертной организацией после проведения идентификационной экспертизы. Такая экспертиза определяет и подтверждает принадлежность или непринадлежность продукции к товарам двойного назначения.
Документы для получения заключения независимой идентификационной экспертизы
Для получения заключения экспортеру необходимо обратиться в организацию, аккредитованную на проведение идентификационных экспертиз товаров и технологий в целях осуществления экспортного контроля и подать следующие документы:
Компания «АГАПАС-ЭКСПОРТ» предоставляет услуги при экспорте товаров, наш специалист по таможенному оформлению точно определит код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и установит специфику экспорта Вашего товара. Мы дадим развернутую консультацию и окажем помощь в получении необходимых разрешительных документов.
Получите информацию по экспорту товаров двойного назначения по телефону +7 (499) 703-18-15 или оставьте заявку на сайте, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.