Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое

Русская народная сказка

Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть картинку Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Картинка про Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое Ирина Матвеева
Русская народная сказка

Русская народная сказка

1. Русская народная сказка, ее особенности.

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальный характер выражается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской.

Композиция сказки:

Зачин. («Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве»,

Основная часть. (Интересное, непредсказуемое развитие сюжета,

Концовка. (Кульминация, с непременно торжествующим добром)

Самыми распространенными в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. В сказкечасто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т. д. В конце сказки, как правило, употребляют присказки: «и я там был, стали они жить-поживать и добра наживать».

Особенности русских народных сказок:

В русских сказкахчасто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец,а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное;сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова,что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…Характерны для русских сказоккраткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;— и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно –ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. … Все это делает пересказ плавным, напевным, эмоциональным.Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка (Вот чудо-то, Пойду-ка я направо, Что за чудо).

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых сказка дошла до него. Эти традиции создавались многими поколениями сказочников.

Русским народным сказкамприсущи определенные образы героев: образ дурака, доброго, веселого, удачливого победителя всех жизненных невзгод; образ ловкого, смелого солдата, победителя самой смерти; образ чудесной работницы; образы коварного и мстительного царя, страшного чудовища, которое надо победить; образы чудесных помощников, будь ли это волк, верный конь, благодарный за привет старичок.

Сказочная фантастика выражает стремление устремления народа, его мечты, желания, надежды. В этой фантастике воплощалось все, что волновало сердце и ум народа. Глубокая народность- естественная особенность такого вымысла. Сказочный вымысел служит раскрытию жизненной правды. В этом состоит специфика сказки.

Условно сказки подразделяются на волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные).

Кумулятивные сказки.

Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами. Эта группа сказок создавалась специально для детей. Сказки сокращались, упрощались.

герои собираются в одном месте,

герой изгоняется из избы,

покушение на жизнь героя.

Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т. е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказкаукладывается в двух-трех строчках:

Вот и сказка вся!

Хочешь сказку про лису!

Ходили журавль да овца:

Сметали они стожок сенца –

Не сказать ли с конца?

1. Аникин В. П «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.

2. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В. П. Москва 1985г

3. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г

4. В. С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г

5. «Детская литература» под редакцией Е. Е. Зубаревой Москва 1989г

6. А. А. Горелов «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева» Лениздат 1983г

1. Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm

2. История и культура. http://rusprogram.ru/

4. Устное народное творчество Вологодского края. http://www.booksite.ru/fulltext/ust/noy/ena/rod/noe/index.htm

Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть картинку Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Картинка про Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такоеРусская народная сказка в развитии эмоциональности детей раннего возраста Дети очень любят,когда им читают книги. Но самые любимые книжки для всех детей-сказки. Сказки оказывают значимое воздействие на эмоциональное.

Конспект театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Маша и медведь» Предлагаю вашему вниманию конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Этот конспект направлен.

Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть картинку Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Картинка про Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такоеОткрытое занятие по развитию речи в младшей группе «Русская народная сказка «Репка» Русская народная сказка Репка. Пересказ с помощью мнемотаблицы. Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе.

Русская народная сказка «Маша и медведь» в стихах Маша и медведь. Что так ровно дышите? Неужель не слышите? Стоит сказка у ворот Вашего вниманья ждет! У дедушки да бабушки внученька.

Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть картинку Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Картинка про Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такоеРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми «Русская народная сказка «Сивка-бурка» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Русская народная сказка «Сивка-бурка» Возрастная группа: старшая.

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» Целевые установки урока: 1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки; 2. развитие у школьников посредством художественных.

Источник

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса». Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых ив языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «послуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы. Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений. Е. И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов.

Приемы первой группы: 1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы. Русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей.

1. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психо-коррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004.

2. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М. : Просвещение, 1966. 3. Струнина Е. И., Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — М. : Владос, 2008. 4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей – М. : Просвещение, 1972. 5. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К. Д. Ушинский — М. : Просвещение, 1986.

Консультация «Сказка, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Русская народная сказка как средство воспитания дошкольников Актуальность. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к.

Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть картинку Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Картинка про Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такоеКоллаж как средство формирования творчества детей дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой (из опыта работы) Коллаж (наклеивание) – это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Опыт работы «Пение, как средство развития вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Г. Рукавишников.

Опыт работы «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Для детей подвижные игры являются необходимой.

Презентация «Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» презентация на тему :»Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста».Сообщение на тему: «Лэпбук как средство речевого.

Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Смотреть картинку Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Картинка про Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такое. Фото Обороты речи свойственные русским народным сказкам что это такоеРусская народная сказка как средство развития личности ребенка Русские народные сказки-это форма повествования,которая повествует детям о добре, об окружающем мире. Это произведение русского фольклора,.

Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста Сказка как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Мы открываем книжку и уже представляем, что нового,.

Источник

Формирование образности речи старших дошкольников в процессе чтения русских народных сказок

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знания и соблюдение языковых правил, но и умение использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.

Задачу развития образности речи мы решали через ознакомление детей с произведениями разных литературных жанров (сказки, стихи, былины, легенды). Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

После чтения мы обращаем внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму, проводим анализ литературных произведений, при котором дети учатся различать жанры, чувствовать образность сказок, рассказов, басен.

Уникальным примером образности языка является язык русских народных сказок. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

Творческое рассказывание сказок дает ребенку возможность и видеть всё в ней происходящее, и переживать, поэтому ребенок живет образами и событиями сказки. Дети не только готовы ещё и ещё слушать знакомую сказку, но и сами охотно рассказывают её.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в “живой” разговорной речи. Например, “конь вороной”, “мороз трескучий”, “стрелец-молодец”, “видимо-невидимо”, “мастер на все руки” и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: “Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса”.

Поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашей работы.

Результатом работы нашей группы по формированию образной речи стала победа в литературной викторине в рамках I интеллектуальной Олимпиады “Мыслитель” среди д/с АНО ДО “Планета детства “Лада” г. Тольятти. Предлагаю вашему вниманию конспект викторины II отборочного тура, проводившегося в нашем детском саду №193 “Земляничка”.

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам

Язык – есть исповедь народа
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной!

— Здравствуйте, дорогие ребята! Этими замечательными и мудрыми словами я приглашаю вас в увлекательное путешествие по страницам волшебных сказок. Эти сказки сочинил народ. Чтобы пройтись по страницам сказок и открыть эту волшебную книгу, нам нужно назвать слова–родственники к слову “сказка”. Родственные слова помогут нам попасть в сказочную страну. Называть слова будем по одному из каждой команды.

Книга открывается, сказки начинаются.

И попадаем мы с вами в волшебную страну, встречает нас сказочный царь.

Царь издал указ о передаче нам книги викториной, книги-путеводителя, которая поведет нас по страницам сказок и волшебного свитка, куда будем записывать итоги викторины.

Главными действующими лицами сегодня станут три команды. А еще царь напоминает правила:

— каждая команда отвечает только на свои вопросы;

— если одна команда не может ответить на вопрос, то на него отвечает другая команда;

— не выкрикивать, до конца дослушивать вопрос;

— если готовы ответить, поднимите руку;

— помогайте своим товарищам.

Ну что же, вы готовы отправиться в путешествие? Желаю вам удачи.

А сейчас капитаны представят свои команды.

01 гр. – “Всезнайки” (девиз).

02 гр. – “Волшебники” (девиз).

03 гр. – “Сказочники” (девиз).

Представляю вам членов жюри: ____________________________________________

Открывается первая страничка нашей сказочной викториной книги. Посмотрите, а здесь сюрприз – Жар-птица оставила свои перья.

1. “Задание от Жар-птицы”

— Чем сказка отличается от других литературных жанров? От каких? – Вам подскажет перо Жар-птицы.

(Капитаны команд выбирают перо и читают задания)

— Чем отличается сказка от стихотворения?

— Чем отличается сказка от рассказа?

— Чем отличается сказка от басни?

Продолжаем путешествие по страницам сказочной книги. Открывается следующая страница.

Из каких сказок эти фразы?

1) “Коли сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: она за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко…”.

(Жар-птица и Василиса-Царевна)

2) “…….. и усмотрел он в земле дверь за крепким замком, захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать…”.

3) “…приезжает, пускает он своего коня, а сам лег богатырским сном спать – лег и заснул. Сейчас Иван начал его сонного лыком вязать…”.

(“Королевич и его дядька”)

1) “…двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет…”.

2) “Отдал царевичу посошок – перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы”.

(“Три царства: медное, серебряное, золотое”)

3) “…крикнул он громким голосом на все синее море…, сползлись раки со всех сторон на берег реки большие и малые”.

(“Жар-птица и Василиса – царевна”)

1) “Если лошадей погонит, то у всякой лошади сделаются хвост золотой, грива золотая, по бокам часты звезды …”.

(“Королевич и его дядька”)

2) “Не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься”.

3) “Плывет она по синему морю в серебряной лодочке, золотым веслом попихается”.

(“Жар-птица и Василиса-царевна”)

3. Есть такое выражение:

“Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

— Каждая сказка учит нас чему-то. (Верности, добру, честности)

— Какие пословицы и поговорки подойдут к этим сказкам?

Чему же нас научили эти сказки? И вы узнаете, если прочтете волшебную фразу по стрелкам. Для того, чтобы выполнить это задание вы можете посовещаться друг с другом и определить, какая пословица зашифрована в этом лабиринте и к какой сказке она относится.

Как проживешь, так и прослывешь.

Мир не без добрых людей.

Как аукнется, так и откликнется.

Волков бояться – в лес не ходить.

Продолжаем путешествие по страницам нашей сказочной книги. Страничка “Детективная”. Но на нашем пути препятствие, кто-то перепутал все сказочные слова.

4. Конкурс “Исправь ошибку”.

1) “Говорит ему богатырский конь: “Возьми золотое перо; возьмешь – счастье узнаешь”.

(“не бери”, “горе” из сказки “Жар-птица и Василиса-царевна”)

2) “На ту пору пролетали мимо орел, сокол и синица, увидали мертвого брата и решились мимо пролететь”. (“воробей”, “помочь ему” из сказки “Чудесная рубашка”)

3) “Ну, Иван-церевич, будешь ты парикмахером, пекарем, шофером, и опять будешь Иван-царевичем”. (“лакеем, пастухом, поваром” из сказки “Королевич и его дядька”)

1) “Куколка покушает, ляжет и уснет, А Василиса отдыхает в холодочке да рвет цветочки”.

(“всякую работу справляет” из сказки “Василиса Прекрасная”)

2) “Попадется тебе золотая птичка, бриллиантовый хохолок, куда она полетит, туда и ты”.

(“серебряная”, “золотой”, из сказки “Три царства:….”)

3) “На своем пути сестрица и братец встретили коровье, поросячье и заячье копытца”.

Наши игроки очень стараются, настало время немного отдохнуть. А жюри подведет итоги.

Ребята, не пропало желание пройти дальше по страницам сказочной книги? Вам интересно?

Перевернем следующую страничку “Кроссвордную”. С помощью кроссворда мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете волшебные сказки.

Что есть в начале каждой сказки?

Что мудренее вечера?

Кто по возрасту был Мороз?

Кого из левого рукава выпустила Елена Прекрасная на пиру у батюшки царя?

Как звали бурку – коня?

Как звали сестрицу козленка?

(Дети читают получившееся ключевое слово)

Да, ребята, вы на самом деле совершаете чудеса, я очень рада за вас.

6. Конкурс “Девятиэкранка”.

Игроки замечательно справились с заданиями. Но сейчас перед вами таблица с названиями волшебных сказок. Капитаны команд по очереди выберут понравившуюся сказку и все дети ответят по ней в течении одной минуты.

1) Куда полетели стрелы братьев? (на боярский двор, на купеческий двор, на болото)

2) Какое 1-е задание царь дал женам сыновей? (испечь хлеб)

3) Как зовут лягушку – царевну? (….)

4) Какое 2-е задание дал царь? (сшить рубашку)

5) Какое 3-е задание дал царь? (явится на пир)

6) Какие слова сказал Иван-царевич, когда на пиру все услышали стук, гром?

(“Это моя лягушонка в коробчонке едет”)

7) Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей? (сжег)

“Три царства: медное, серебряное, золотое”.

1) Как звали царя и царевну? (Горох и Анастасья Прекрасная)

3) Какую птичку увидели Иван-царевич и его братья? (серебряную с золотым хохолком)

4) Сколько времени спускался в яму Иван-царевич? (3 года)

5) Какое 1-е царство увидел Иван-царевич? (медное)

6) Что 1-ая девица дала Ивану-царевичу? (клубочек)

7) В каком царстве жила матушка Ивана-царевича? (в жемчужном)

8) Какую девицу полюбил Иван-царевич? (младшую сестру)

1) Какие птицы в сказке? (орел, сокол, воробей)

2) Сколько раз оставался Иван – купеческий сын в гостях у птиц? (3 раза)

3) Что лежало в сумках у коня по обеим сторонам седла? (золото и самоцветные камни)

4) Что подарил орел Ивану? (коня со сбруей и камнями)

5) Что подарил воробей? (чудесную рубашку)

6) Где была мудрость у Ивана? (в чудесной рубашке)

7) Что называл Иван первоначально местом своей мудрости? (веник, рога быка)

8) Что еще подарили птицы Ивану? (золотой песртень)

1) Что дала мать Василисе, умирая? (куколку)

2) Сколько у мачехи было дочерей? (две)

3) Какую фразу говорит Василиса куколке? (“на куколка, покушай, моего горя послушай”)

4) Сколько раз Василиса Встретила всадников? (3 раза)

5) Как в сказке описываются день? (“скачет всадник: сам белый, идет в белом, конь белый, сбруя на коне белая, …”)

6) Какие задания выполняла Василиса Прекрасная? (пряла, ткала, сшила сорочки)

7) Что дала Баба-Яга Василисе? (череп с горящими глазами)

8) Как встретили Василису мачеха и ее дочки, когда она вернулась с черепом? (впервые ласково)

1) Как звали младшего сына старика? (Иван – дурак)

2) Сколько было у старика сыновей? (3 сына)

3) Какое злаковое растение кто-то повадился мять и топтать? (пшеницу)

4) Каким животным был Сивка – бурка? (конем)

5) Сколько ночей ходили сыновья в дозор? (3 ночи)

6) Какой шерсти был конь? (одна шерстинка золотая, другая серебряная)

7) Как звали царевну? (Елена Прекрасная)

8) Какое задание должен был выполнить тот, кто жениться на Елене Прекрасной? (снять портрет)

“Жар-птица и Василиса Царевна”

1) Что нашел стрелец – молодец? (перо Жар-птицы)

2) Что еще пришлось добыть стрельцу для царя? (Жар-птицу и царевну)

3) Кто помог стрельцу? (богатырский конь, рак)

4) Какие сова говорил богатырский конь стрельцу-молодцу, когда тот успокаивал его? (“это еще не беда, беда впереди…”)

5) Какое злаковое растение царь приказал разбросать по полю? (белоярую пшеницу)

6) Что приказала достать и привезти Василиса Царевна? (подвенечное платье)

8) Какую фразу повторял царь стрельцу – молодцу? (мой меч, голова с плеч)

7. Конкурс “Как сказать по-другому”.

Василиса – прекрасная… (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Конь у стрельца – богатырский, … (сильный, быстрый, смелый)

Василису мачеха отправила в лес дремучий, … (густой, темный)

Иван-царевич – бесстрашный, … (смелый, отважный, сильный)

Мороз – крепкий, трескучий, … (жгучий)

Кусочек для куколки лакомый, … (сытный, вкусный, аппетитный)

8. Страничка “Ребусная”.

Каждая команда отгадает, какие слова зашифрованы в этих ребусах.

К каким сказкам относятся эти слова?

9. Придумай рифмованную характеристику героям:

Ивану – царевичу: храбрец – удалец

10. Конкурс “Объяснялки”.

Добры молодцы и красны девицы, а знаете ли вы, что означают эти выражения?

— объясните эти устойчивые выражения и скажите по-другому:

— откуда ни возьмись

— ниже плеч голову повесил

— словно в воду канул

— ни в сказке сказать, ни пером написать

— чужедальняя сторона (иноверная земля)

Последняя страничка нашей книги “Артистичная”

11. Конкурс “Пантомима”. (Домашнее задание)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение победителей.

Вот и закончилось наше путешествие по страницам волшебных сказок. Мы выполнили все царские задания. Поблагодарим команды–участницы. Впереди нас еще ждут сказочные путешествия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *