Оборотный налог что это
В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com |
Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.
При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.
Предпосылки внесения поправок
Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.
Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. «Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование», – подчеркивается в документе.
Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).
Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.
«В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)», – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.
Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:
Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.
В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:
Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.
Позиция заинтересованных органов
Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. «Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов», – отмечалось в ответе.
Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ «О рассмотрении обращения», что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.
НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.
Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.
1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).
Что бухгалтеры думают про новый оборотный налог
Сегодня на «Клерке» писали о новом налоге, идея о введении которого витает в правительственных умах. Единый оборотный налог со ставкой 6,2% должен, по идее, заменить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и взносы.
Правда, как указали в той публикации, странно, что в Минэкономразвития считают, что НДФЛ платит компания. Вообще-то, его платит сам «физик», компания лишь в роли налогового агента его удерживает.
А в «Красном уголке бухгалтера» идет оживленная дискуссия на тему нового налога.
«Правительство предлагает ввести единый оборотный налог, исчисляемый 6,2 процентами от выручки. Новый налог должен заменить НДС (ставка 20% к выручке), налог на прибыль (ставка 20% к прибыли), НДФЛ (ставка 13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (ставка 30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Обоснование простое — налоговый кодекс требует равенства в налогообложении, а действующая фискальная схема такого равенства не обеспечивает. Многим бухгалтерам точно придётся искать работу. Как считаете?».
Вот что пишут в комментариях:
«Я бы сказала — у бухгалтеров, наконец-то, станет поменьше работы».
Кто-то не настроен оптимистично:
«Любой закон вводится не на благо людей, не для облегчения жизни людей, не с заботой о людях! И уж точно не для того, что бы сделать жизнь бухгалтеров проще! Любой закон вводится либо для укрепления власти, либо для более эффективного сбора денежных средств в казну. Бабло! Бабло! Бабло!»
И это мнение не одно:
«Ко всем нововведениям-упрощениям прицепят сто-пицот отчетов. Как говорится, лучшая новость — это отсутствие новостей».
А кому-то не понравилось про поиск работы:
«„Многим бухгалтерам придётся искать работу“ — а по-вашему бухгалтер только налоги считает? По-моему бухгалтер у нас совмещает в себе юриста, кадровика, офис-менеджера, продажника и курьера-письмоводителя».
Иногда еще и уборщицы.
«Не думаю, что налог с оборота введут для ОСНО в РФ в ближайшее время. Наша налоговая система и бюджет под это не адаптируется. А что касается потери работы, то главным бухгалтерам было бы больше времени заняться управленкой и фин. анализом. Только в ближайшее время ожидать этого нет смысла. Поэтому, будем совмещать. Всё как всегда».
И еще мнение, что это вообще новый налог:
«Иногда полезно умение читать и хорошая память. Налог с оборота это так называемый налог с продаж. Ничего он не заменит, а будет новый. Скорее всего торговый сбор не дал никаких результатов, введут старый налог но с новым процентным содержанием».
А кто-то просто поинтересовался, шутка ли это.
В общем, хорошая такая пятничная дискуссия. И хорошо, что люди у нас не наивные.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
В России хотят ввести оборотный налог
Минэкономразвития предложило ввести единый оборотный налог в размере 6,2% взамен четырех основных налогов.
Такая инициатива содержится в разработанном ведомством проекте плана проведения оценки фактического воздействия (ОФВ) на 2021 год, пишет «Парламентская газета». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
По Налоговому кодексу основополагающим принципом является положение о равенстве налогообложения. Однако в соответствии с главами НК РФ, при прочих равных условиях, налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения начисляют и уплачивают НДС (ставка 20% к выручке), налог на прибыль (ставка 20% к прибыли), НДФЛ (ставка 13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (ставка 30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Как результат сумма взносов варьируется от 5 до 30 процентов к выручке в зависимости от отрасли, отмечается в документе.
В ведомстве считают, что реализация принципа равенства налогообложения возможна только при введении взамен четырёх основных налогов — НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ — единого оборотного налога. Его ставку предлагают установить в размере 6,2%. Единый оборотный налог будет удерживаться безакцептно на базе современных банковских технологий — при каждом поступлении денег на расчётный счёт организации или ИП от покупателей (заказчиков) или при инкассации наличных денег в ретейле.
Изменение позволит устранить присущую нынешней системе налогообложения налоговую дискриминацию, избавиться от теневых зарплат и обеспечить предельную простоту налогового администрирования, считают в Минэкономразвития.
От редакции «Клерка» заметим, что тем, кто такие проекты предлагает, хорошо бы сначала ознакомиться с азами налогообложения. НДФЛ платят физические лица, а работодатели его только удерживают.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Партия «Новые люди» предлагает заменить три налога на бизнес единым оборотным налогом
Лента новостей
Все новости »
По мнению «Новых людей», это позволит государству увеличить собираемость налогов, а бизнесу в итоге даже поднять зарплаты сотрудникам. Насколько экономически оправданно такое предложение?
Отменить НДС, налог на прибыль и страховые взносы и ввести вместо этого единый оборотный налог — с такой инициативой выступила партия «Новые люди». По мнению авторов идеи, это позволит российскому бизнесу поднять зарплату своим сотрудникам минимум на 20%. А бюджет при этом не потеряет. Экономическое обоснование такого маневра подготовили эксперты Санкт-Петербургского государственного экономического университета. У экономистов это, скорее всего, вызовет споры, но, по словам ряда наблюдателей, эта идея — это скорее политический жест.
Сначала цифры. По подсчетам экспертов СПбГЭУ, совокупная налоговая ставка на российские компании составляет сейчас 46,2%, и при этом только 10% предприятий платят все налоги, а 80% участников анонимного опроса, проведенного университетом, признались, что используют схемы по снижению НДС и «размыванию» налога на прибыль. Что предлагается? Убрать НДС, налог на прибыль и страховые взносы — это уберет и коррупционные риски, и возможности для махинаций и снизит силовое давление на бизнес, потому как претензии у компетентных органов, далеко не всегда оправданные, часто возникают именно по схемам с НДС. Взамен «Новые люди» предлагают ввести оборотный налог в 7% с постепенным снижением ставки до 5% за пять лет. Что должно увеличить собираемость налогов — так как платить нужно будет меньше, а делать это будет проще. Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев уверен, что при этом и бюджет не потеряет, и бизнес может пустить сэкономленное на развитие и на повышение зарплат сотрудникам.
Алексей Нечаев лидер партии «Новые люди» «У нас сейчас с 2013 года доходы людей не растут и экономика не растет. Уже восемь лет. Я понимаю, если мы бы росли, как в 2000-е годы. Что мы потеряем? Мы только выиграем».
Экономисты, погруженные в детали российской налоговой системы, говорят, что так просто проблема не решается, и есть масса нюансов, имеющих огромный вес. Но сейчас идет предвыборная кампания — не самое подходящее время обсуждать детали, пусть и очень важные, говорят политологи. А посыл прозвучал, в принципе ожидаемый гражданами, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «С одной стороны, это отражает запрос избирателей на упрощение, на простые инициативы — вместо трех сделать одно. Это, конечно, упрощение. Это вроде логично. С другой стороны, рядовой избиратель с трудом оперирует цифрами, существенно превышающими размер его ежемесячной зарплаты. Не подозревает, как правило, о существовании единого социального налога, который за него платит работодатель. Но «Новые люди» ищут свою нишу. С одной стороны, они пытаются найти какие-то незанятые темы. С другой — избегают создания какого-то внятного политического лица, политического образа. Считая, что от политики люди устали, трудно угадать запрос. Поэтому наличие инициатив лучше, чем их отсутствие».
И это редкая для сегодняшней политики инициатива в том плане, что связана она не с призывом отнять и поделить или раздать деньги, а с тем, чтобы найти способ эти деньги заработать. Тема вброшена. Хотя бы на уровне идеи.
Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать
Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.
Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.
Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.
Что такое налоговая нагрузка
Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.
Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.
Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.
Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС
Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.
Какие значения безопасны
Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.
Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:
Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.
Как рассчитать коэффициенты
Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.
Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100
Пример
Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.
Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %
Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.
Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.
Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
Для ООО на ОСН
Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.
Для ИП на ОСН
Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.
Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН
Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.
Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.
Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.
Нагрузка по НДФЛ
Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.
ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.
Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.
Нагрузка по НДС
Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.
Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.
Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.
Налоговая нагрузка с точки зрения банков
Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.
Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.
Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.
Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.
Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.
Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.
Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования
Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.
Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.
Переход на другую систему налогообложения
Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.
Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год
Оптимизация зарплатных налогов
Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.
Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.
Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.
Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.
Не создавайте налоговые схемы
Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.
Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.
Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.