Оборот рынка что это
Оборот компании – это полезный показатель состояния бизнеса, хотя его часто путают с прибылью. Так что же это такое? В статье простым языком объясняется, что такое торговый оборот, а также даны инструкции по его расчету.
Определение понятия
Чем отличается оборот от выручки
Как рассчитать оборот для бизнеса
Многие предприниматели интересуются, как посчитать годовой оборот компании. Если вы ведете точный учет (что в любом случае нужно делать в налоговых целях), сложить общий объем продаж будет довольно просто. Помните, что оборот измеряется за определенный период, например налоговый год.
Чтобы рассчитать валовую прибыль, вычтите стоимость продаж из своего оборота. Чтобы рассчитать чистую прибыль, нужно взять валовую прибыль и вычесть все остальные расходы, не забывая о налоговых обязательствах.
Вот пример расчета:
Таким образом, становится виден финансовый результат, то есть экономический итог хозяйственной деятельности компании.
Почему в бизнесе важна текучесть кадров
Важно, чтобы владельцы бизнеса знали свой оборот, это даст возможность понять, что им нужно привнести для достижения своей целевой прибыли. Если валовая прибыль невелика по сравнению с оборотом, можно найти способы снизить себестоимость продаж, например, путем пересмотра контрактов с поставщиками.
Если чистая прибыль невелика по отношению к денежному обороту компании, тогда можно подумать о том, как сделать бизнес более эффективным. Например, можно ли сэкономить на административных расходах? Или возможны ли все допустимые расходы действующего бизнеса?
Оборот в бизнесе
Когда речь идет о бизнесе, оборотом компании является показатель того, с какой скоростью любой актив заменяется или обновляется в течение определенного периода времени. Что касается активов, таких как запасы, сырье и денежные средства, отчетный период обычно используется в качестве расписания. Однако с точки зрения человеческих ресурсов или сотрудников для расчета финансового результата компании часто используется возобновляемый 12-месячный период.
Оборот может быть положительным или отрицательным, в зависимости от рассматриваемых активов. Например, при быстрой смене запасов может быть меньше отходов из-за порчи. Высокая текучесть кадров также означает, что компания продает больше продукции, что равносильно большей прибыли. Однако когда дело доходит до сотрудников, высокая текучесть кадров может указывать на плохое управление и несчастный персонал.
Интересно то, что строка годового оборота в балансе отсутствует.
Оборот в финансовом мире
Годовой оборот в первую очередь называется годовым объемом продаж, или годовой выручкой от профессии. Однако в сфере финансов годовой оборот обычно определяется взаимными фондами и биржевыми фондами, которые измеряют его годовые инвестиционные запасы, определяющие состояние и уровень активности фонда, а также могут помочь в сравнении его с предыдущими годами или с конкурентами.
Преимущества оборота
Различные преимущества заключаются в следующем:
Годовой оборот также может быть использован для поддержания конкурентоспособности предприятий. Этот показатель конкретной компании за конкретный год можно сравнить с таким же продуктом другой компании за тот же самый период, и должны быть предприняты шаги, чтобы сопоставить годовой оборот с конкурирующей фирмой или превысить его.
Иногда компания получает ненормальный косвенный доход, такой как спекулятивная прибыль, в то время как основной бизнес компании может быть связан с другим продуктом. Таким образом, чистая прибыль может быть очень высокой, хотя это не дает точной картины. Он показывает правильную картину того, насколько компания создала рыночную базу.
Недостатки оборота
Хотя в буквальном смысле термин «годовой оборот» не может быть предметом критики, однако есть некоторые недостатки использования данных об обороте для принятия решений.
К таким недостаткам, во-первых, можно отнести вероятность того, что компания будет продавать огромные продукты каждый раз, пересекая границы различных конкурентов. Однако добавление общей покупной цены к общим расходам может увеличить общий оборот.
Кроме того, увеличивается жесткость при принятии годового показателя. В фирме, работающей с сезонными природными товарами, годовой оборот может не дать правильного представления о ситуации.
В других случаях определенный бизнес приносит огромную прибыль только в определенный период. Таким образом, годовой оборот может быть необъективной цифрой. Но, принимая во внимание объемы оборота за квартал или месяц, можно сделать более правильный и логичный вывод.
Важные моменты
Прибыль можно объяснить как сумму, полученную после вычета всех прямых и косвенных расходов вместе с покупкой, начальными запасами и другими связанными расходами из оборота, а также после добавления всех косвенных доходов, таких как проценты, аренда, дивиденды, прибыль от продаж и т. д. Эта сумма показывает денежные средства, полученные от торговых операций в целом, и способность предприятия увеличить доход от бизнеса.
Подведение итогов
Таким образом, годовой оборот является обязательным показателем для каждой компании, чтобы показывать заинтересованным сторонам и широкой общественности в соответствии с Международными стандартами свою финансовую отчетность как за текущий, так и за предыдущий финансовый год.
Товарооборот — методы расчета и контроля
Товарооборот — это объем продаж компании период N. Также под этим понятием подразумевают обращение продукции, сырья и материалов. В него входят все категории товаров, продажей которых занимается компания.
Расчет товарооборота помогает планировать продажи, выстраивать стратегию компании и принимать управленческие решения. Чтобы анализ товарооборота был точнее, его делят на виды. Такой раздельный анализ помогает оценить рентабельность разных каналов сбыта.
Выделяют товарооборот двух видов:
Товарооборот помогает оценить роль предприятия на потребительском рынке. В его формулу включена денежная выручка за проданные товары.
Рассмотрим виды товарооборота немного подробнее. Розничный товарооборот состоит из всей массы товаров, которые получает потребитель через магазины, киоски на рынках, торговые сети и другие каналы. Сюда же относятся услуги образовательных, медицинских и социальных учреждений. Оплата покупок при этом может выполняться как за наличные средства, так и с помощью безналичного расчета. Объем товарооборота равен сумме всех проданных товаров, без оглядки на сроки их оплаты и наличия рассрочки.
Розничный товарооборот делится по видам торговых площадок:
продукция, продаваемая, обычные магазины; интернет-магазины; передвижные точки и т.д.
Также розничная торговля классифицируется по формам обслуживания. Она делится на:
В оптовый входят товары, покупаемые для перепродажи или использования в рамках производства. При этом покупка может совершаться как частными лицами, так и организациями: продажи определяются как оптовые только за счет количества проданной продукции.
Показатели товарооборота
Все виды отчетности требуют следующие показатели:
Иногда используются и другие данные. Например, товарооборот, который делает каждый продавец магазина. Это может понадобиться для определения эффективности работы сотрудников торговой точки.
Зачем рассчитывать товарооборот
Товарооборот — индикатор успешности бизнеса. Сравнивая показатели за разные отрезки времени, можно оценить, развивается компания или наоборот, ее эффективность идет на снижение. Также показатель товарооборота помогает оценить:
Показатель товарооборота позволяет выстроить стратегию продаж и с высокой точность спрогнозировать развитие компании. Единственный недостаток показателя в том, что он не отражает прибыль. Даже если товарооборот достаточно большой, компания может терпеть убытки. Поэтому если необходимо узнать рентабельность бизнеса, основывать расчеты на товарообороте не стоит. Лучше принять во внимание другие показатели, например, маржинальность.
Формула товарооборота
Т = сумма (P*Q)
где P — цена одного товара, а Q — количество этих товаров.
Контроль товарооборота: популярные методы
Анализ показателей товарооборота: зачем это нужно
Анализ показателей товарооборота необходим по следующим причинам:
Анализировать показатели можно как раз в неделю, так и раз в год — периодичность зависит от потребностей компании. Сравнение лучше проводить в рамках года: это позволяет оценить разницу в товарообороте по сезонам.
Также нужно сравнить показатели с показателями прошлых лет. Динамика цен помогает ценить изменение объемов реализации продукции.
Пример анализа товарооборота компании
Предположим, компания производит мебель. Ежемесячно производится 50 диванов по 100 тыс. руб, 30 столов по 20 тыс. руб., 100 кресел по 40 тыс. руб. В среднем продается по 30 диванов, 15 столов, 60 кресел. Выручка компании составляет:
30*100 тыс. + 15*20 тыс. + 60*40 тыс. = 5 700 000
Больше всего продаж осуществляется через партнеров, оставшаяся — своими силами. Цель — увеличить поток продаж, т.к. на складе остается много мебели. Сделать это нужно через дилеров, обязав их продавать установленное число продукции. Партнерам будет предложено представительство, с приоритетом в поставках и отсрочками платежа. Это позволит получать больше прибыли, так как вся изготовленная продукция будет реализована.
В дальнейшем можно будет говорить о расширении ассортимента и наращивании объемов производства.
Способы увеличения товарооборота
Таким образом, товарооборот — важный показатель для бизнеса. Причем необязательно компания должна работать в продажах. Контроль товарооборота способен предостеречь от многих управленческих ошибок и помочь наметить правильный курс для развития бизнеса.
Выручка и оборот — это одно и то же? Разбираемся в финансовых показателях компании
Начальник управления по работе с малым бизнесом в «Райффайзенбанке»
Путаетесь в определении таких терминов, как выручка, прибыль, доход и оборот? Денис Скоков, начальник управления по работе с малым бизнесом в «Райффайзенбанке», максимально кратко объясняет, в чем между ними разница.
Недавно мы провели исследование и выяснили, что больше 50% наших клиентов в малом и микробизнесе ведут бухгалтерию самостоятельно. Плюсы очевидны — экономия. Минусов может и не быть, если предприниматель разбирается в финансовом и бухгалтерском учетах. Иногда это критично.
Вот случай из реальной практики, хорошо иллюстрирующий важность финансовой грамотности предпринимателя. Однажды при заполнении бухгалтерского баланса собственник бизнеса указал остаток денежных средств на счете, стоимость товаров, величину дебиторской и кредиторской задолженности, а в основных средствах написал словами: «Ниссан».
Как думаете, сошлись у предпринимателя активы с пассивами, и что на это сказала бы налоговая?
Путаница в терминах может привести к переплатам или недоимкам, которые грозят налоговыми штрафами. Каждый должен хорошо понимать и уметь отличать друг от друга основные показатели финансовой деятельности: выручку, прибыль, доход, оборот и товарооборот.
Выручка, доход и валовая прибыль
Выручка – объем денежных средств, полученных от реализации товаров, работ, услуг. Может определяться методом «по отгрузке», то есть в момент фактической отгрузки товара или оказания услуги, а может «кассовым» методом, то есть в момент получения оплаты. Кроме средств, полученных непосредственно за продажу товаров и услуг, она может также включать доходы от продажи ценных активов и другие поступления.
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Выручка — это показатель финансового благосостояния и отправная точка для расчета прибыли предприятия. Она может быть нулевой или положительной величиной, но никогда – отрицательной.
Понятия «выручка» и «оборот» в общем случае тождественны. При этом зачастую «оборот» может быть использован для обозначения безналичного оборота компании, то есть поступлений денежных средств на расчетный счет за реализованные товары, работы и услуги.
В любом случае и выручка, и доход, и оборот — «валовые» характеристики, не учитывающие издержки (расходы) компании.
Валовая прибыль равна разнице между выручкой и расходами (издержками) по основному виду деятельности (себестоимостью проданных товаров или услуг). Финансовый результат, учитывающий расходы по всем направлениям деятельности компании, называется чистой прибылью (положительный финансовый результат) или чистым убытком (отрицательный).
Оборот компании, оборот торговли и выручка
Часто путаница возникает в понятиях «оборот» и «товарооборот». Мы уже выяснили, что оборот компании – это деньги, которыми располагает предприятие, этот термин относится к экономике. Товарооборот – понятие из области бухучета, им обозначают объем средств, вырученный от продажи товаров или услуг.
Товарооборот следует отличать от выручки – помимо непосредственного дохода от торговли, она может включать другие виды поступлений и доходы от реализации имущества. Таким образом, выручка может быть либо больше товарооборота, либо равна ему.
Кроме того, важно, каким образом вы рассчитываете выручку – по методу начисления или кассовым методом. Как было сказано ранее, в первом случае доход или расход учитываются в том периоде, к которому они относятся, во втором – когда они непосредственно оплачены. Если продажа оформляется в рассрочку или отложенным платежом, то, в случае расчета кассовым методом, выручка и товарооборот также могут различаться.
Отличие прибыли от оборота
Если в том, что вы назовете выручку оборотом, нет ничего страшного, то отличать прибыль от оборота очень важно, например, чтобы не переплачивать налог на прибыль.
Отличие очень простое. Чтобы рассчитать прибыль, нужно из выручки (оборота) отнять все возможные издержки и расходы организации, включая налоги, зарплаты, аренду и так далее.
Таким образом, понятие «оборот» характеризует, каким объемом средств компания располагает в принципе, а прибыль — это то, сколько денег компания может вложить в собственное развитие.
Отличие расхода от убытка
Расходы – это все деньги, которые компания тратит на производство и продажу своего продукта. К ним относятся материальные издержки, зарплаты и прочие выплаты сотрудникам, расходы на ремонт оборудования и помещений, арендная плата, налоги.
Когда расходы превышают доходы компании, образуется убыток.
Как оценить и рассчитать емкость рынка
Статья поможет разобраться, кому и для чего нужно оценивать объем рынка. В ней приведены методы и примеры расчета, а также формулы для самостоятельного расчета емкости рынка с описанием.
После ее прочтения вопрос о необходимости определения емкости рынка отпадет сам собой, ведь она — прямой путь к увеличению рентабельности бизнеса.
Что такое емкость рынка
В маркетинге нет понятия проще и одновременно сложнее, чем емкость рынка. С первого взгляда задача кажется простой: узнать объем продаж конкурентов, добавить импорт, вычесть экспорт, не забыть учесть собственные продажи.
Емкость ≠ объем:
Емкость рынка — это число сделок купли-продажи или количество продукции, которое доступно к приобретению. Величина характеризуется соответствием покупательского спроса товарному предложению. Ее суть — узнать, сколько покупателей готовы купить товар, сколько товара им нужно для разового потребления, и как часто они его потребляют.
Зачем рассчитывать емкость рынка
Емкость помогает определить качество рынка. Бизнес, который не обладает данной информацией, явно отстает от конкурентов и значительно теряет в прибыли. Без этих показателей нельзя принимать управленческие решения и планировать развитие бизнеса.
Почему так? Во-первых, объем рынка наглядно показывает, сколько людей готовы купить товар. При этом в расчет берется его количество в определенный момент времени. Точка отсчета — статистика уже продающихся товаров.
Во-вторых, это помогает проанализировать конкурентов и понять, какой объем потребителей приходится на каждого из них. При этом можно сказать почти наверняка, какое положение занимает каждый производитель.
Оценка емкости рынка позволяет узнать, сколько товаров или услуг лучше предложить на данный момент, какую прибыль это принесет и какое положение занимает компания среди конкурентов. Также это позволяет оценить обстановку и понять, рентабелен ли будет бизнес в данной нише или стоит изменить направление и стратегию его развития.
Виды емкости рынка:
Примеры разных объемов рынка
Допустим, компания занимается реализацией роботов-пылесосов. Параметры расчета будут зависеть от вида емкости:
Потенциальную— можно определить с помощью следующих гипотез:
Фактическая — она основана на опросе возможных потребителей. Это поможет получить ответы на следующие вопросы:
При доступном объеме рынка компания занимается уточнением показателем для потребителей своего сегмента, например, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Какие данные необходимы для реального расчета объема рынка
Для расчета необходимо собрать вводные данные. Их перечень представлен в таблице ниже:
Основные способы расчета емкости рынка
Расчет емкости рынка можно выполнять тремя методами:
Метод «снизу-вверх»
Самый популярный способ, позволяющий определить объем рынка по текущему спросу. Емкость рынка равняется числу всех ожидаемых покупок, совершенных ЦА за отведенный период (обычно он равен одному году).
Формулы для расчета:
Емкость рынка за период N
Метод «сверху-вниз»
Для определения размера рынка используется информация о совокупных продажах внутри рынка. Если всех участников охватить невозможно, можно взять самых крупных из них. Формула расчета:
Емкость рынка = Совокупность продаж всех игроков рынка (по розничным ценам)
Информацию для расчетов можно получить, проведя опрос конкурентов или найдя данные в открытых источниках.
Метод от реальных продаж
Такой способ сейчас используется большинством компаний, помогающих с расчетом емкости рынка в Москве. Преимущество в том, что метод позволяет оценить объем реальных покупок.
Уровень продаж определяется исходя из чеков покупателей. Информация берется в крупных сетевых магазинах, которые предоставляют информацию в соответствии с установленным соглашением. Стоит отметить, что магазины составляют репрезентативную выборку, а собранные данные примеряются на всю страну.
Недостаток метода — в невозможности определить отдельную аудиторию. Зато он позволяет получить реальные данные о товарах: сколько единиц и по какой цене продано, каков общий объем продаж за период N. Это универсальный метод, позволяющий получать и анализировать данные в динамике.
Примечание: все три метода подчиняются одному правилу — если есть несколько рыночных сегментов, стоит рассчитать емкость каждого из них и затем сложить показатели.
Реальный расчет
Допустим, в поселке проживает 100 человек, а автомобиль есть у 10. Замена шин выполняется раз в год. Значит емкость рынка шин составит: 10*1=10 комплектов шин. Средняя стоимость одного комплекта — 7 тыс. руб. 10*7000=70 000 — объем рынка шин в стоимостном выражении.
Теперь проведем расчет по видам емкости:
Как поможет эта информация предпринимателю? Он сможет понять, сколько денег доступно на рынке, и сколько из них можно заработать.
Подводя итог
Не все молодые предприниматели понимают, что масштабирование бизнеса требует тщательного планирования. Необдуманные решения могут ударить по финансовой базе. Чаще всего ошибки связаны с чрезмерным выпуском продукции на рынок. Это ведет к снижению дохода и выходу конкурентов вперед. Даже больше: в некоторых случаях компания разоряется.
Чтобы не допустить этого, стоит выстраивать стратегию не на теории, а на реальных расчетах. В их основу должна лечь информация о емкости рынка, его структурных подразделениях и т.д.
Хочешь получать еще больше полезных материалов, информацию о бесплатных вебинарах, скидках и новых курсах Like Центра?
Оставь свой email 😉
Like Centre — это не просто компания, занимающаяся созданием образовательных курсов, это настоящее сообщество предпринимателей, которые нацелены на развитие и готовы внедрять новые подходы ведения бизнеса.
Блог Лайк Центра помогает молодым стартаперам и опытным владельцам бизнеса черпать свежие идеи, первыми узнавать об эффективных инструментах и способах масштабирования своего дела. Это платформа для смелых, инициативных предпринимателей, которые не боятся рисковать, но риск этот должен быть оправданным и обоснованным.
В блоге в свободном доступе находится информация, которая помогает:
Мир меняется очень быстро, завладеть вниманием потребителя становится не так просто как раньше. Поэтому Лайк Центр делится актуальной информацией, которая помогает держать руку на пульсе и всегда оставаться в курсе изменений на рынке. При этом не забывает и об основных постулатах — нетленном своде правил, который помогает становлению и развитию бизнеса.
Новые технологии, маркетинговые приемы, дополненная реальность, соцсети с молниеносно изменяющимися алгоритмами — все это способно поставить в тупик. Поэтому Like Centre взял на себя обязательство пролить свет на все важные аспекты построения успешной компании, которая уверенно занимает высокие позиции на современных рынках, быстро подстраивается под нестабильную обстановку и неизменно выходит на новый уровень даже в кризисное время.
Безусловно, поддержка бизнеса не строится только на статьях из блога. «Лайк Центр» предлагает и обучающие курсы ведения бизнеса, которые содержат не только полезную информацию, но и реальные кейсы по выведению компании из кризиса, максимизации ее прибыли и решению других глобальных проблем.
Обучение ведения бизнеса подойдет тем, кто готов последовательно прилагать усилия, хочет всегда оставаться в курсе последних новостей и не бояться внедрять тенденции в работу.
Like Centre blog — это база знаний, позволяющая рассмотреть проблемы комплексно, оперативно их выявить и решить. А для тех, кто готов продвинуться дальше, Лайк Центр готов оказать помощь в ведении бизнеса в Москве и любом другом регионе России.
В блоге мы много рассказываем об этом, но лучше один раз попробовать самостоятельно. За 3 дня мы дадим все инструменты, чтобы начать. Четко, структурировано. Ничего лишнего.
Как оценить объем и емкость рынка
Точный расчет емкости рынка – необходимое условие процветания бизнеса. Рассказываем, в чем измеряется и от чего зависит этот показатель, его виды, для чего и как их вычислять. Представляем примеры расчетов.
Что такое емкость и объем рынка
В маркетинге выделяют два нетождественных понятия, характеризующих величину рынка:
Таким образом, емкость свидетельствует о возможностях, а объем – о реалиях. Если сравнивать рынок с сосудом, емкость – это его вместительность, а объем – его содержимое.
На самом деле разделение этих понятий вносит путаницу в терминологию и осложняет понимание. Их корректнее считать синонимами. Чтобы отделить возможность от действительности, выделяют разные виды объема (размера, емкости), о которых речь пойдет ниже.
Емкость рынка – это показатель, необходимый для принятия управленческих решений и прогнозирования деятельности компании. Он определяет уровень спроса на продукты. В количественном выражении емкость рынка представляет собой общий объем реализованной продукции. Он складывается из объемов товаров, произведенных компанией, и импорта за вычетом экспортной доли.
Что влияет на емкость и объем рынка
Показатели зависят от специфики бизнеса, характера продукции, широты товарного ассортимента.
На их размер дополнительно влияют следующие факторы:
Часто эти факторы имеют неочевидную связь, которая имеет большое значение. Иногда незначительное изменение одних существенно отражается на других. Их действие следует оценивать только в комплексе и учитывать все возможные параметры.
Зачем считать емкость и объем рынка
Емкость и объем рынка вычисляют для оценки позиций предприятия в рыночном сегменте, формирования бизнес-плана.
Показатели спроса помогают владельцу бизнеса своевременно принять решение:
Распространенная ошибка предпринимателей – необоснованное наращивание производства. Отсутствие грамотной аналитики приводит к негативным последствиям. Некорректная оценка спроса влечет утрату конкурентоспособности, снижение прибыли предприятия. Объективный расчет объема рынка косвенно обеспечивает бизнесу стабильно высокий доход.
С помощью сквозной аналитики Calltouch можно контролировать расходы и отслеживать заявки. Делайте правильные выводы о результативности работы компании на основе объективных отчетов. Изучайте записи разговоров с клиентами и совершенствуйте скрипты продаж.
Сквозная аналитика
Виды объемов рынка
В маркетинге и экономике анализ у подлежат три вида емкости рынка:
Эти показатели рассчитывают для рынка в целом и отдельных его участников. Их анализ нужен для определения стратегия развития компании.
Так, существенная разница между потенциальным и фактическим объемами рынка – веская причина для расширения производства. Если разрыв невелик, как и доля компании в рыночном сегменте по сравнению с другими игроками, есть повод начать более агрессивную маркетинговую политику в целях вытеснения конкурентов. Когда потенциал мал, а предприятие занимает большую часть ниши, вырученный доход стоит вложить в разработку нового продукта или бизнеса.
Подключите к новому бизнесу коллтрекинг Calltouch, чтобы отслеживать источники звонков и узнать, откуда к вам на самом деле приходят клиенты. С ним вы сможете оптимизировать расходы на маркетинг и своевременно корректировать выбранную стратегию.
Коллтрекинг
Не менее перспективно завоевание значительного доступного объема рынка. По результатам опроса можно создать уникальное предлож ение, которое заинтересует потребителя. Иногда для достижения успеха достаточно повысить качество продукта.
Как рассчитать объем рынка
Для оценки емкости рынка используют три базовых спосо ба. Наиболее корректные результаты дает сочетание разных методов и их вариантов. Учет максимального числа параметров повышает точность анализа.
Какие данные необходимы
Для расчета емкости рынка нужно определить:
Для вычисления используют государственную статистику, финансовые отчеты компаний, результаты маркетинговых исследований, нормы потребления, результаты опроса потребителей. Ряд полезных исходных данных (статистических, нормативных) можно найти в открытом доступе. Другие (маркетинговые, аналитические) приобретают платно.
Метод «снизу вверх», или «по норме потребления»
Подход строится на показателях текущего спроса и помогает определить фактическую емкость. Это количество покупок, совершенных в заданный (обычно годовой) период.
Формулы расчета емкости рынка в разных выражениях:
Метод «сверху вниз»
Для выполнения расчета «сверху вниз» нужно знать широкие отраслевые показатели в интересующем рыночном сегменте. Емкость измеряется в рублях и составляет сумму продаж всех предприятий в розничных ценах. При использовании этого метода важно использовать надежные источники информации и корректно выделять свою долю в совокупных доходах.
Метод от реальных продаж
Такой способ оценки часто используют крупные компании, специализирующиеся на рыночной аналитике. Исходные данные – чеки реальных покупок по определенным категориям товаров. Их источник – крупные сетевые магазины. Этот метод позволяет точно рассчитать емкость в штучном, денежном, объемном измерениях. Результаты подойдут для оценки ситуации в больших масштабах (вплоть до территории всей страны). Его недостаток – невозможность выделить целевую аудиторию.
Примеры расчета емкости и объема рынка
Покажем, как рассчитать емкость рынка на примере производства хлеба. Пекарня планирует реализовать свою продукцию в небольшом городе.
Этапы расчета фактической емкости методом «снизу вверх»:
Оказалось, что половина из тех, кто не покупает хлеб (2 500 человек), пекут его дома. Но они согласны брать готовый при условии повышения качества производства.
\( Доступный \ годовой \ объем \ рынка=2 \ 500 \ чел. \times\ \frac<365 дней><3 чел.>\times\ 50 руб. =15 \ 208 \ 333 \ руб. \)
В городе сложились идеальные условия проживания, в него стремятся люди из сельской местности. Численность городского населения ежегодно увеличивается на 10 тысяч человек.
\( Потенциальный\ объем=(100\ 000\ чел.+\ 10\ 000\ чел.-5\%)\times\frac<365\ дней><3\ чел.>\times\ 50\ руб.=635\ 708\ 333 руб. \)
Это приблизительный расчет по основным критериям. Добавление других параметров, отражающих факторы влияния на объем рынка (учет сезонных и праздничных колебаний спроса, тенденции к ведению здорового образа жизни), поможет получить более точные результаты.