Оборонно спортивный класс что это
Оборонно спортивный класс что это
Цель обучения в оборонно-спортивном классе: подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, к осознанному выбору профессии, к службе в рядах Российской армии.
Цели воспитания в классе оборонно-спортивного профиля:
— Понятие долга, чести, патриотизма, достоинства личности.
— Физическое самосовершенствование, здоровый образ жизни.
— Качества, необходимые в условиях демократического общества: толерантность, уважение к мнению другого человека.
— Ответственность за порученное дело, за самостоятельно принятые решения.
— Лидерские (педагогические) качества, умение вести за собой других людей.
— Воля, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
Принципы организации обучения:
— Непрерывность и преемственность, обеспеченная образовательными программами на разных ступенях обучения.
— Развитие личности в условиях самореализации, обретения своего жизненного пути, физического самосовершенствования и обучения навыкам здорового образа жизни.
— Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания на основе всестороннего изучения личности.
— Использование возможностей образовательной и спортивной среды города для профессионального самоопределения личности.
Организация обучения по оборонно-спортивному профилю в МОУ М.-Курганской СОШ № 1
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, где ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования” (Распоряжение Правительства Российской федерации №1756-р от 29.12.01).
Микросоциум МОУ Матвеево-Курганской СОШ №1 характеризуется следующими чертами:
Мы пришли к выводу, что нам необходимо по-новому организовать работу в образовательном пространстве, предусмотреть новые подходы к деятельности детей с целью дать качественное современное образование, сохранить здоровье детей, используя в полной мере имеющуюся материально-техническую базу, способствовать профессиональному самоопределению учащихся, учесть запросы социума и подготовить юношей к служению Отечеству.
Перед школой остро стала проблема выбора профиля обучения в старшей ступени. Это оказалось для школы тем более сложным делом, что мы были первыми в районе, перешедшими на профильное обучение в старшей ступени. Нам пришлось изучить нормативно-правовую базу, научную и методическую литературу. Сам выбор профиля был также непростым делом, так как обеспечить финансово многопрофильное обучения при небольшом количестве учащихся школа не могла. За оборонно-спортивный профиль, имеющий материально-техническое обеспечение в условиях нашей школы, проголосовали большинство учителей и обучающихся. Мы провели определённую организационно-информационную и диагностическую работу с педагогами, обучающимися, родителями, убедили Учредителя – Отдел образования Администрации Матвеево-Курганского района в необходимости введения в нашей школе профильного обучения по оборонно-спортивному профилю. В школе разработана нормативная база такого обучения. Нами создана гибкая система взаимодействия с внешкольными учреждениями, в том числе использованы резервы дополнительного образования. Ведётся мониторинг качества образования и здоровья обучающихся оборонно-спортивного класса.
Одновременно мы разрабатывали нормативно-правовую базу, прежде всего, “Положение о профильном оборонно-спортивном классе МОУ М-Курганской СОШ №1” (Приложение 1).
В декабре 2007 года школе был присвоен статус реализующей инновационные технологии муниципального учреждения Матвеево-Курганского района по теме “Профильный класс как открытая образовательная система”.
Кроме того, мы озаботились созданием системы здоровьесберегающих мероприятий, главным элементом в которой является внедрение здоровьесберегающих технологий проведения уроков и создание условий для оздоровления детей и педагогов. Непрерывность воспитания в области физкультуры и спорта в нашей школе осуществляется с помощью специального комплекса мероприятий в рамках общешкольной Спартакиады, охватывающей обучающихся со 2-го по 11-й класс.
Содержание обучения в профильном классе определяется Методическими рекомендациями по использованию примерных учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих основные общеобразовательные программы, для составления рабочих учебных планов. (Приложение №2 к приказу Министерства образования Ростовской области от 24.03.2008 №630). Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по данному учебному предмету.
В 10-м и 11-х профильных классах физическая культура изучается на профильном уровне по 6 часов в неделю. Уроки сдвоены, проходят три раза в неделю. На профильном уровне также изучается предмет “Основы военной подготовки” в количестве 2 часов в неделю, ОБЖ в количестве 2 часов в неделю. По 1 часу выделяется на изучение “Основ медицинской подготовки” в 10-х и 11-х классах. Курс подготовлен учителем биологии. Уроки основ медицинской подготовки вызывают интерес учащихся как общеобразовательных, так и оборонно-спортивных классов.
При оценке качества профильного обучения физической культуре используем следующую таблицу:
Требования к физической подготовке выпускников профильного оборонно-спортивного класса
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБОРОННО-СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
В настоящее время летние оборонно-спортивные или военно-спортивные профильные лагеря широко распространены во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, каждое учреждение, реализующее профильную смену, самостоятельно определяет ее содержание. В настоящей статье представлен практический опыт организации и проведения оборонно-спортивной профильной смены «Постовец», которая реализуется ежегодно с 2001 года по настоящее время. Организатором лагеря выступает муниципальное образовательное учреждение Центр дополнительного образования детей «Пост №1» г. Волгограда; участниками — обучающиеся кружков и детских объединений МОУ Центра «Пост №1», воспитанники военно-патриотических клубов и объединений г. Волгограда и Волгоградской области, учащиеся кадетских классов общеобразовательных школ г. Волгограда, участники несения Почетной вахты Памяти на Посту №1 у Вечного огня г. Волгограда. Возраст участников профильной лагерной смены – 13-17 лет, продолжительность — 21 день.
Оборонно-спортивный лагерь «Постовец» представляет собой мотострелковую роту, в состав которой входит 6 взводов. Жизнедеятельность лагеря осуществляется на основе Уставов Вооруженных сил Российской Федерации [2].
Оборонно-спортивное направление в профильной смене «Постовец» (второе направление – творческое) реализуется в двух взаимосвязанных блоках: военная и физическая подготовка (рис. 1).
Каждый из вышеназванных блоков имеет свои разделы. Военная подготовка представлена двумя разделами: теоретическая и военно-прикладная подготовка, а физическая подготовка – рекреационным направлением и военно-спортивной подготовкой.
В свою очередь, каждый из представленных разделов реализуется через определенные формы работы. Следует отметить, что такие формы организации как профчасы и спортивные часы представлены в нескольких разделах, однако они имеют различное содержательное наполнение. Спортивные часы и профчасы представляют собой урочную форму занятий, которые являются обязательными для всего личного состава лагеря.
В рамках военной подготовки теоретический раздел решает следующие задачи:
Рис. 1. Содержание оборонно-спортивного направления
профильной смены «Постовец»
Теоретическая подготовка по данному разделу осуществляется на следующих профчасах: строевая подготовка, огневая подготовка, гражданская оборона, первая медицинская помощь.
На данных профчасах воспитанники изучают:
1) особенности строевой подготовки (строй и его элементы, обязанности солдата перед построением и в строю, предварительная и исполнительная команда и т.д.),
3) основы первой медицинской помощи (первая помощь при ушибах, ранениях, переломах, кровотечениях, обморожениях, ожогах, остановке сердца, травмах живота, позвоночника, тазовой области, грудной клетки, сердечно-легочная реанимация и т.д.);
Мини-лекции проводятся с воспитанниками при заступлении дежурного взвода в караул и в период нахождения караула в караульном помещении. Мини-лекции представляют собой краткое изложение сведений по следующим вопросам: особенности несения караульной службы и суточного наряда, обязанности дневального, порядок вступления взвода в наряд и несение внутреннего наряда.
Раздел «Военно-прикладная подготовка» реализовывается на идентичных профчасах (строевая подготовка, огневая подготовка, гражданская оборона, первая медицинская помощь), однако они имеют практическое наполнение.
Например, на профчасе по строевой подготовке воспитанники обучаются одиночным движениям и движениям в строю, ответному приветствию в строю, ответу на приветствие в движении, выходу из строя, подходу к начальнику и отходу от него, возвращению в строй, выполнению команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Головные уборы снять!», «Головные уборы надеть!» и т.д. На занятиях по огневой подготовке осуществляется стрельба из пневматической винтовки, а также неполная сборка и разборка массогабаритного макета автомата Калашникова (ММГ АКМ). На профчасах «Гражданская оборона» проводится обучение правильному и быстрому выполнению команд «Газы!», «Шлем-маски порваны!», «Отбой!», передвижению в противогазе, надеванию общевойскового защитного костюма и пр.
Несение суточного наряда предполагает дежурство на КПП, дежурство по столовой, выполнение обязанностей дневального, а несение караульной службы — охрану знамени МОУ Центра «Пост №1» и караульного помещения.
Военно-прикладные соревнования направлены на закрепление и совершенствование навыков и умений, полученных на профчасах. В процессе реализации смены проводятся следующие соревнования: соревнования по неполной сборке и разборке ММГ АКМ, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, соревнования по оказанию первой медицинской помощи, смотр строя и песни и т.д.
Учебные тревоги проводятся в дневное и ночное время. Основная задача – обучить правильным действиям воспитанников по командам: «Боевая тревога!», «Пожарная тревога!», «Отбой».
Тематическая игра на местности «Зарница» проводится в течение двух дней и включает:
2 день – соревнования по преодолению полосы препятствий, туристические соревнования (установка и снятие палатки, вязка узлов, преодоление заболоченного участка по кочкам, переправа по параллельно натянутым веревкам).
Блок «Физическая подготовка» опирается на Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах РФ для сухопутных войск [1, с. 48-56] и предполагает решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
В процессе занятий образовательные задачи решаются через углубление знаний о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности и службы в Вооруженных силах РФ. В процессе занятий необходимо обеспечить формирование основ знаний о личной гигиене, о биомеханических и физиологических основах двигательных действий, о методах самоконтроля.
Оздоровительные задачи призваны разносторонне развивать кондиционные (силовые, скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость и выносливость) и координационные способности (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, ориентирование в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы), а также их сочетаний. Вместе с тем, в процессе занятий необходимо закреплять и совершенствовать соответствующие двигательные навыки (техника упражнений), продолжать дальнейшее обогащение двигательного опыта, вырабатывать умение применять двигательные действия в различных по сложности условиях.
Воспитательные задачи должны быть направлены на формирование: привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом, ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, умения управлять своими эмоциями, взаимодействовать с партнерами в процессе коллективных занятий, воспитания организаторских навыков проведения занятий в качестве командира взвода, капитана команды, судьи, адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов самосовершенствования, дисциплинированности, смелости, инициативности, самостоятельности, чувства ответственности.
Раздел «Рекреационное направление» реализуется в следующих формах: утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, купание, спортивные часы и спортивно-массовые соревнования и осуществляется на основе принципа оздоровительной направленности физического воспитания.
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно (кроме воскресенья) со всем личным составом лагеря.
Комплекс утренней гигиенической гимнастики разрабатывается руководителем по физической подготовке и доводится до вожатых и командиров взводов, которые осуществляют его проведение. Руководитель по физической подготовке проводит утреннюю гигиеническую гимнастику выборочно с одним из взводов или с отдельной группой детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Гигиенические процедуры (обливание, обтирание мокрым полотенцем отдельных участков тела) осуществляются в конце утренней гимнастики. Прием солнечных ванн проводится в перерывах между купаниями.
Купание осуществляется с воспитанниками лагеря в открытом водоеме с момента получения разрешения от врача лагеря, по расписанию, составленному заместителем начальника смены по учебно-воспитательной работе.
Спортивные часы в данном разделе проводятся во второй половине дня и отражают специфику физической рекреации. Основными методами являются игровой и соревновательный.
Спортивно-массовые соревнования решают не только общие, но и специальные задачи физической подготовки. Основными чертами являются: сочетание добровольности и обязательности при комплектовании команды взвода (каждый ребенок должен участвовать как минимум в одном спортивно-массовом мероприятии), перенесение участниками мероприятий максимальных физических и психических напряжений (что значительно увеличивает тренировочный эффект воздействия).
В программу состязаний включаются: первенство лагеря по волейболу, первенство лагеря по мини-футболу, соревнования по общей физической подготовке, «Веселые старты», соревнования между группами поддержки, товарищеские встречи по волейболу (футболу) со сборной командой педагогического состава.
Раздел «Военно-спортивная подготовка» осуществлялся в двух формах: спортивные часы и военно-спортивные состязания.
В отличие от спортивных часов рекреационного направления, спортчас в данном разделе носит учебно-тренировочную направленность и проводится в первой половине дня.
Программа тренировочных занятий включает два раздела: общая физическая подготовка и прикладная физическая подготовка. В рамках общей физической подготовки используются: гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, силовые упражнения и т.д.), акробатические упражнения и легкоатлетические упражнения (спринтерский бег, челночный бег, бег 2000 и 3000 м, бег по пересеченной местности и с преодолением препятствий и пр.).
Военно-спортивные состязания включают легкоатлетический биатлон и преодоление полосы препятствий.
Все состязания, включенные в оборонно-спортивное направление, представляются в таблице спартакиады профильной смены. Взвод-победитель награждается в конце смены ценным призом.
Следует отдельно сказать о судействе соревнований. В судействе участвуют: начальник смены, заместитель начальника по военной подготовке, заместитель начальника по воспитательной работе. Вожатые и воспитанники, отнесенные по состоянию здоровья к специальной и подготовительной медицинским группам, выполняют обязанности помощников судей. Все мероприятия проводятся при обязательном соблюдении техники безопасности и в присутствии медицинского работника.
Представленная выше организация оборонно-спортивного направления может быть добавлена другими формами работы. Перспективными, по нашему мнению, являются профшколы.
Профшколы представляют собой самостоятельный компонент смены и реализуются с группами воспитанников на основе их добровольного выбора. Это творческие объединения, в которых участники смены занимаются согласно своим интересам (школа патриотической песни, юного туриста и пр.). Они служат для более полного обеспечения образовательных потребностей обучающихся, а также выполняют функции предпрофессиональной подготовки. Наибольший интерес для нашего направления работы представляют школы атлетической гимнастики, армейского рукопашного боя, юного спецназовца, допризывник и т.п.
Вторым перспективным направлением является проведение тематических дней (например, «День наркоконтроля», «День МЧС», «День ФСБ» и т.д.), в зависимости от того с каким силовым ведомством налажено взаимодействие. Приезд в оборонно-спортивный лагерь сотрудников конкретного ведомства предполагает не только показательные выступления и беседу с воспитанниками, но и проведение мастер-классов или профессионально-прикладных соревнований.
Таким образом, организация и содержание оборонно-спортивного направления предполагает наличие обязательных элементов, таких как профчасы, учебно-тренировочные занятия, несение караульной службы и суточного наряда и т.д. Вместе с тем, они должны дополняться новыми формами работы, отвечающими профилю лагерной смены.
Список литературы:
«В спорт – с головой»: что такое спортивный класс, рассказали в «СШОР № 47» Москомспорта
Набор в спортивные классы перед началом 2020/2021 учебного года объявила Спортивная школа олимпийского резерва (СШОР) № 47 Москомспорта. О том, как проходит обучение и какие перспективы ждут выпускников, Объединенная редакция интернет изданий Южного округа узнала у заместителя директора по спортивной подготовке Светланы Андриановой.
– Как давно в спортшколе № 47 реализуется проект «Спортивные классы»?
– Опыт по созданию и организации спортклассов у нас большой — с 2005 года.
– Родители боятся, что дети будут больше внимания уделять спорту, а учебе меньше?
– Основная цель нашего проекта сделать расписание, график и режим дня для ребенка настолько оптимальными, чтобы у него сочетались занятия спортом и учебный процесс. И чтобы это дополняло, а не мешало друг другу: ни спорт учебе, ни учеба спорту. Все должно быть сбалансированно.
– С родителями ведутся разъяснительные беседы?
– Папам и мамам первоклассников, пятиклассников мы разъясняем, что такое спортивный класс, рассказываем, что основной принцип проекта заключается в том, что дети проходят общеобразовательную программу. По количеству часов ничего не сокращается. Они не теряют ни в русском языке, ни в математике, ни в других предметах. Единственная разница – у них нет физкультуры в общем ее понимании. Вместо этого они посещают тренировки, которых более чем достаточно. Также вся информация есть у нас на сайте.
– Какие в этом преимущества?
– Повторюсь – это расписание, согласованные занятия в школе. Тренировки проводят либо утром, либо днем. У старших детей могут быть по две в день. Например, у пловцов. Кроме того, когда они возвращаются с тренировки, по расписанию им не ставят математику, русский, а организуют предметы полегче: ритмику, технологию и так далее. Ведь, что чаще всего пугает родителей? Что после тренировки тяжело включиться в умственную работу. Допустим, ребята поплавали или поиграли в гандбол. После физической нагрузки им, конечно, тяжеловато войти в учебный процесс. Но спустя определенное время ребенок втягивается в этот правильно выстроенный режим дня. И уже в дальнейшем ему не хватает этой нагрузки. Человек понимает, что это дает и положительные эмоции, и организм просыпается. Например, после утреннего занятия спортом. Так, ребята входят в определенный режим, а тренировка с утра служит для того, чтобы они проснулись, были активными и готовыми к работе дальше. Причем и общеобразовательная школа № 947, с которой мы сотрудничаем по данному проекту, подтверждает то, что дети, учащиеся в спортивных классах, показывают отличные результаты – у них высокие баллы по ОГЭ и ЕГЭ (Основной и Единый государственные экзамены – прим. ред.).
– Как проходят набор в группу подготовки и зачисление на бюджет?
– Спортивные классы – бюджетные группы. Но набор проходит по определенным критериям. По своему возрасту ребенок должен переходить в пятый класс общеобразовательной школы. Мы сразу отбираем спортсменов. То есть просто захотеть учиться в спортивном классе – мало. У пловцов, к примеру, уже должен быть определенный разряд: у девочек – первый юношеский, у мальчиков – второй юношеский. Для отбора в спортивный класс по другому виду спорта, например, гандболу, учитываются критерии, которые смотрит тренер – соответствует им ребенок или нет.
– То есть набор ведется с пятых классов?
– В спортивные классы – да. Но мы в них зачисляем, в основном, тех, кто уже занимается у нас в спортшколе. У нас есть проект, который мы хотим запустить – «Спортивный класс с первого класса», но это будет условно. Подчеркну, что мы не влезаем в процесс образования. То есть ребята отучились, а потом пришли к нам. Мы предлагаем им поплавать или позаниматься дзюдо. Либо один день поиграть в футбол или гандбол. Это вариант, когда ребенок или родители еще не определились с видом спорта. Естественно, с детками занимаются профессиональные тренеры. Ребенок может посмотреть и ознакомиться с предлагаемыми нами видами спорта (плавание, футбол, гандбол и дзюдо – прим. ред.), сделать выбор. Если через пару месяцев у него возникает желание пойти на футбол, или на плавание – формируются группы. Но в первом классе – это платная услуга. Однако будет четкое понимание, что ребенок занят в спорте. Три раза в неделю плавать, либо тренироваться по другим видам спорта.
– Вид спорта в этих классах один, или они сочетаются?
– Сейчас у нас есть класс пловцов и класс гандболистов. Предпочтительнее виды спорта между собой не смешивать. Например, плавание – индивидуальный вид спорта. Здесь на соревнованиях каждый сам за себя. Я считаю, что лучше пусть они будут целым классом. Между собой дети, конечно, очень хорошо общаются, дружат. Они команда, как класс, а на дорожках — каждый, естественно, сам за себя. У гандболистов другой случай – это команда. Был в школе опыт, когда пловцов соединили с гандболистами. Однако дружбы в классе не сложилось. Дети между собой не общались. По расписанию, одни шли в бассейн, другие – в зал. Ни у кого не было желания сплотить и сохранить коллектив. В результате они стали обычным классом.
Тут есть еще важный момент, который нужно понимать: если ребенок поступил в спорткласс, мы, как спортшкола, не гарантируем того, что доведем его до 9-11 класса. Спортсмен должен показывать результаты, выполнять разряды и улучшать свои показатели. Если этого не происходит, то мы имеем право его отчислить. Он уже не может числиться в спортивном классе. Конечно, родители этого не всегда понимают, ведь в образовательной школе процесс происходит по-другому. Там не могут взять и отчислить ребенка из класса. Его обязаны довести до 9-го класса.
– Что происходит с ребенком после отчисления?
– Если мы кого-то отчисляем, школа 947 предлагает ученику перейти в обычный образовательный класс. Но важно отметить, что учеба в спортивном классе дает возможность ребенку по завершению «спортивной карьеры» (не показывает результаты, не может по причине медицинских противопоказаний) реализоваться в другом направлении, ему предлагают обучение не просто в обычном общеобразовательном классе, а в инженерном, математическом или с другими уклонами. Нет такого, что если он не удался в спорте, то все пропало, жизнь закончена. Ничего подобного!
– А нет ли противоречий с родителями?
И еще очень важный момент — у нас сейчас дети часто увлечены разными соцсетями, гаджетами. После школы, дома они сидят за компьютерами, планшетами, приставками и так далее. В школе они посидели сколько часов, пока учились, а домой пришли и опять сели, и они целиком и полностью там в игрушке, в виртуальной реальности. А вот нормального человеческого общения, чтобы они умели выстраивать диалог, общаться со сверстниками, решать конфликты, которые в любом случае возникают, чтобы они были социально адаптированы – нет.
В спортивном классе больше общения между сверстниками – в команде и в школе. Пообщался в школе с друзьями, пообщался еще на тренировке. У ребят одинаковые спортивные интересы, потом еще общие мнения и идеи могут появиться. Сплоченный коллектив. Дальше у них соревнования, а потом школа повезла на какую-то экскурсию. Они все больше-больше сближаются. Это очень здорово, особенно в современных реалиях, когда у нас дети все-таки не всегда умеют общаться, о чем часто переживают родители.
Для многих мам и пап, особенно у нас в Бирюлеве важно, чтобы ребенок был занят. То есть, чтобы его свободное время было правильно и грамотно заполнено. Кроме этого, в спортклассе есть не только классный руководитель, есть еще и тренер. У ребенка начинается переходный возраст. И это тот момент, когда родители могут быть для него не настолько авторитетны. Есть темы, которые классному руководителю он не всегда может рассказать. А вот тренер часто становится такой второй мамой или вторым папой, которому ребенок очень много чего рассказывает. Происходит это непроизвольно, само по себе. Тренеры очень доброжелательны. И они, действительно, сплачивают вокруг себя настоящую команду. Особенно командные виды – это вторая семья.
Продолжение о том, какие преимущества дает обучение в спортклассе, и многом другом, читайте на сайте газеты «Бирюлево Восточное».
Напоминаем, что СШОР № 47, расположенная в Бирюлеве Восточном (Лебедянская улица, дом 14, корпус 4), приглашает мальчиков и девочек в спортивный класс. Там можно совмещать учебу и занятия по разным видам физподготовки: плаванию, дзюдо, футболу и гандболу. Вся информация по телефону: +7(495)328-77-76.
Фото предоставили в СШОР № 47 Москомспорта