Обобщенное представление о действительности выраженное в музыкальных интонациях что это
Обобщенное представление о действительности выраженное в музыкальных интонациях что это
Сборник тестовых заданий для 6 класса по 1 четверти.
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Что такое музыкальный образ?
+ живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях
2. Что роднит музыкальную и разговорную речь?
3. Она является душой музыки:
4. Сущность вокальной музыки:
— исполнение мелодии на музыкальных инструментах;
+ пение голосом сольно или в ансамбле;
— оркестровое сопровождение песен.
5. Предназначение инструментальной музыки:
— пение голосом сольно или в ансамбле;
— оркестровое исполнение песен;
+ игра на различных музыкальных инструментах.
6. Какие интонации вы услышали в романсе А.Е. Варламова «Красный сарафан»?
7. Какой образ воспет в романсе А.Е. Варламова «Красный сарафан»?
— образ русского платья-сарафана
— образ русского зодчества
+ образ русской девичьей доли.
8. Романс «Красный сарафан» часто называют:
9. Какие интонации в романсе А.Г. Рубинштейна «Горные вершины»?
тест 10. Что воспевали старинные русские романсы?
— спортивные достижения России
+ красоту родного края, любовь и разлуку
— героические подвиги русских воинов.
11. Это то, что объединяет музыку с литературой:
+ сюжет, программность, связь с реальностью;
— декорации и реклама.
12. Определите верное соотношение «литература-музыка»:
13. Что общего между А.С. Пушкиным и М.И. Глинкой?
— они гуляли по одной улице города
— они очень любили рисовать в парке
+ у них общие произведения искусства.
14. Определите общее музыкальное произведение авторов А.С. Пушкина и М.И. Глинки:
+ опера «Руслан и Людмила»;
— романс «Горные вершины».
15. Кто строит план музыкального произведения?
— композитор с режиссером.
16. Какие формы музыкальных произведений вы знаете?
— веселые и грустные
17. Самая простая музыкальная форма:
18. Сколько частей в романсе М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»?
19. Кому посвятил свой романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка?
+ дочери Анны Керн Екатерине Керн
— дочери своего друга.
тест-20. Определите известное инструментальное произведение М.И. Глинки:
— Романс «Я помню чудное мгновенье»;
— Опера «Руслан и Людмила»;
21. Определите формы музыкальных произведений:
22. Какие произведения сочиняли русские композиторы, используя русские народные песни и танцы?
— веселые и грустные зарисовки
— маршевые военные песни
+ вариации на тему русских народных песен.
23. Определите форму, которая имеет рефрен и эпизоды:
24. Чего больше в музыкальном произведении в форме рондо?
25. Что означает понятие «камерная музыка»?
+ музыка для исполнения в небольших помещениях
— музыка для автомобилей.
26. Какие жанры музыки могут исполняться в камерных условиях?
+ вокальные, вокально-инструментальные, инструментальные
27. Определите жанры камерной вокальной музыки:
— симфония, соната, сюита;
28. Определите жанры камерной инструментальной музыки:
+ соната, сюита, вальс;
— песня, романс, баллада;
29. Определите жанры, которые по названию могут быть и вокальными и инструментальными:
+ песня, ария, баллада;
тест_30. Эти жанры имеют названия и вокальных, и инструментальных произведений:
+ романс, серенада, баркарола;
31. Эта баллада для вокального исполнения, она стала первым в истории романтическим произведением, признанным именно таким:
— «Времена года» П.И. Чайковского;
+ «Лесной царь» Ф. Шуберта;
— «Жаворонок» М.И. Глинки.
32. Какие средства музыкальной выразительности помогали в создании музыкального образа и характера музыки в балладе Ф. Шуберта «Лесной царь»?
33. Как продвигалась динамика в моменты приближения Лесного царя к младенцу?
+ музыка становилась громче и тучнее
— музыка затихала и пропадала
— музыка становилась веселой.
34. Как связаны музыка и литература в музыкальном театре? Определите неверный ответ:
— спектакли сопровождает симфонический оркестр;
— музыкальные спектакли имеют сюжет из литературы;
+ спектакли вовсе не музыкальны.
35. Где исполняет музыку симфонический оркестр для оперы?
— звучит заранее записанная фонограмма.
36. Какие вечные темы искусства раскрываются в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»?
+ любовь и ненависть
— обращение к родине
37. Каков жанр балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»?
38. Какие образы в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» развиваются постоянно?
+ образы Ромео и Джульетты
— образы мрачной, тупой вражды
— нет изменяемых образов.
39. Какие образы в балете С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» остаются неизменными?
— образы Ромео и Джульетты
+ образы тупой мрачной вражды
— нет неизменных образов.
тест*40. Определите инструментальный жанр, который имеет несколько самостоятельных частей, объединенных общим замыслом:
41. Найдите в списках сюиты разных композиторов:
— «Бременские музыканты», «Хороводная-огородная».
42. Какое произведение называют «Шуткой»?
— частушки русского народа
43. Такую музыку называем программной:
+ музыка, которая имеет специальную программу или сюжетное название;
— музыка, которая поется;
— музыка театральных произведений.
44. Оттуда обычно берет сюжет программная музыка:
— из произведения живописи;
— из народных песен и плясок;
+ из произведений литературы.
45. Какое программное начало в увертюре-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»?
+ Шекспировские Ромео и Джульетта;
46. В какой форме написана увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского?
47. Что общего между изображениями?
+ романс «Красный сарафан»
48. Определите имя великого композитора:
49. Иллюстрацию к какому музыкальному произведению вы угадываете?
тест№ 50. Какая трактовка трагедии Шекспира изображена на картине?
51. Найдите произведение этого композитора:
1. Вокальная музыка – музыка, исполняемая…
А) голосом
Б) инструментом
В) голосом инструментом
2. Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях – это…
А) жанр музыки
Б) музыкальный образ
В) мелодия
3. Жанры вокальной музыки:
А) романс, песня, кантата
Б) ноктюрн, баллада, опера
В) соната, симфония, концерт
4. Авторы романса:
А) М.Глинка, П.Чесноков, Д.Бортнянский
Б) А.Варламов, А.Рубинштейн, С.Рахманинов, М.Глинка
5. Великие певцы мира:
А) А.Варламов, М.Глинка, С.Рахманинов
Б) И.Сусанин, Ж.Бичевская, А,Нежданова
В) Ф.Шаляпин,Б.Руденко, Э.Карузо
6. Ф.Шуберт –
А) родоначальник романтизма
Б) основоположник русской музыки
В) писал только фортепианную музыку
7. Жанры народной музыки:
А) частушки, сказки, былины
Б) плясовые, колыбельные, солдатские песни, песни-баллады
В) обрядовые, лирические, хороводные песни
8. Музыка, исполняемая голосом называется …
А) музыкальным образом
Б) инструментальной
В) вокальной
9. Музыкальный образ – это…
А) законченная музыкальная мысль
Б) душа музыкального произведения
В) живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях
10. Жанры инструментальной музыки:
А) опера, балет, кантата
Б) симфония, соната, концерт
В) романс, песня, кантата
11. Авторы романса:
А) А.Рубинштейн, А.Алябьев, А.Лядов
Б) Н.Римский-Корсаков, А.Варламов, М.Березовский
В) П.Чайковский, М.Глинка, С.Рахманинов
12. Великие певцы мира:
А) М.Каллас, Ф.Шуберт, А.Алябьев
Б) И.Архипова, М.дель Монако, Б.Руденко
В) Э.Карузо, А.Нежданова, А.Рубинштейн
13. Баллада –
А) многочастное симфоническое произведение
Б)вокальная или инструментальная пьеса романтического характера
В) жанр музыки, созданный С.Рахманиновым
14. Жанры русской духовной музыки:
А) духовный концерт, всенощная, молитва
Б) распев, молитва, инструментальный концерт
В) тропарь, молитва, кантата
Вокальная музыка – музыка, исполняемая…
В) голосом и инструментом
2. Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях – это…
Б) музыкальный образ
3. Жанры вокальной музыки:
А) романс, песня, кантата
Б) ноктюрн, баллада, опера
В) соната, симфония, концерт
А) М.Глинка, П.Чесноков, Д.Бортнянский
Б) А.Варламов, А.Рубинштейн, С.Рахманинов, М.Глинка
5. Великие певцы мира:
А) А.Варламов, М.Глинка, С.Рахманинов
Б) И.Сусанин, Ж.Бичевская, А,Нежданова
В) Ф.Шаляпин,Б.Руденко, Э.Карузо
А) родоначальник романтизма
Б) основоположник русской музыки
В) писал только фортепианную музыку
7. Жанры народной музыки:
А) частушки, сказки, былины
Б) плясовые, колыбельные, солдатские песни, песни-баллады
В) обрядовые, лирические, хороводные песни
8. Музыка, исполняемая голосом называется …
А) музыкальным образом
9. Музыкальный образ – это…
А) законченная музыкальная мысль
Б) душа музыкального произведения
В) живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях
10. Жанры инструментальной музыки:
А) опера, балет, кантата
Б) симфония, соната, концерт
В) романс, песня, кантата
А) А.Рубинштейн, А.Алябьев, А.Лядов
Б) Н.Римский-Корсаков, А.Варламов, М.Березовский
В) П.Чайковский, М.Глинка, С.Рахманинов
12. Великие певцы мира:
А) М.Каллас, Ф.Шуберт, А.Алябьев
Б) И.Архипова, М.дель Монако, Б.Руденко
В) Э.Карузо, А.Нежданова, А.Рубинштейн
А) многочастное симфоническое произведение
Б)вокальная или инструментальная пьеса романтического характера
В) жанр музыки, созданный С.Рахманиновым
14. Жанры русской духовной музыки:
А) духовный концерт, всенощная, молитва
Б) распев, молитва, инструментальный концерт
Обобщенное представление о действительности выраженное в музыкальных интонациях что это
Два музыкальных посвящения
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Во время всех предшествующих занятий мы постоянно забегали вперёд по отношению к этой теме, которая позволяет вплотную подойти к обобщённому пониманию музыкального (шире — художественного) образа в разных жанрах искусства.
Как известно, художественный образ — это характерный для искусства способ и результат преобразования различных явлений, воплощённый в художественном произведении. Это субъективная картина объективного мира.
Выражая мысли и эмоции человека в звуковой форме, музыка служит средством общения людей и воздействия на их эмоциональное, психическое состояние.
Художественный образ воплощает отношение творца: композитора, художника, поэта и т.д.. к тому или иному жизненному явлению, пересоздаёт его, выявляя в нём существенное. Перед нами именно образ действительности, который требует работы нашего воображения, для того чтобы явление искусства ожило и соприкоснулось с жизнью. Художественный образ всегда связан с выражением человеческого идеала, соединяет действительность и идеал, устанавливая связи между ними. Выделенная качественная сторона явления лежит в основе внутренней формы художественного образа, порождая его многозначность, открывающую связи с другими образами и ценностным содержанием. При утрате живой связи формы с конкретными признаками явления художественный образ превращается в условный знак. Например, фрагмент музыкального произведения становится позывными радиостанции, звонком в сотовом телефоне, фоном в рекламе.
Музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, его характер.
Произведения русского композитора Михаила Ивановича Глинки помогут понять, что значит музыкальный образ, художественный образ в музыкальном произведении.
«Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости»
Подумай, что означает эпиграф русского композитора М.И.Глинки? Надеюсь, он настроит тебя на восприятие музыки, передающей тонкие душевные переживания.
Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки (1804-1857) на стихи А.С.Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики, одним из лучших произведений начала XIX века. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга.
Выразительно прочитай стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Подбери к каждому из шести четверостиший названия, соответствующие их образно-смысловому содержанию, подумай, какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ стихотворения.
Познакомься с историей создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
А.Арефьев-Богаев. Анна Петровна Керн (портрет)
20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн в 1819 г. в Петербурге, в доме президента Петербургской Академии художеств. Сидя за ужином невдалеке от неё, он старался обратить на себя внимание. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Их вторая встреча произошла только через долгих шесть лет. В июне 1825 года, находясь в Михайловской ссылке, Пушкин часто бывал у родственников в селе Тригорское (недалеко от Пскова), где он и повстречал снова Анну Керн. В своих воспоминаниях она писала: «Мы сидели за обедом и смеялись…вдруг вошел Пушкин. Моя тётушка мне его представила. Он низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась что-то ему сказать, и мы скоро заговорили».
Около месяца гостила Керн в Тригорском, встречаясь с Пушкиным почти ежедневно. Неожиданная, после 6-летнего перерыва встреча с Керн произвела на него неизгладимое впечатление. В душе поэта «настало пробуждение»-пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Но решающего объяснения между ними не произошло. Для Пушкина Анна Керн действительно была «мимолётным виденьем».
Утром, перед отъездом Анны Керн, Пушкин вручил ей подарок – только что вышедшую тогда первую главу «Евгения Онегина». Между неразрезанными страницами лежал листок с написанным ночью стихотворением…
Анна Керн знакомится с Глинкой уже после смерти А.С.Пушкина. Её настолько поразило творчество юного композитора, что она подарила ему листок с тем самым стихотворением Пушкина (с той перспективой, чтобы Глинка когда-то наложил на него свою музыку).
Портреты Александра Сергеевича Пушкина и Анны Петровны Керн, Михаила Ивановича Глинки и Екатерины Ермолаевны Керн воссоздают образы героев лирических произведений. Это своеобразная исповедь сердца композитора, как будто глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга, выраженная в музыкальных интонациях.
Послушай романс М. Глинки (в исполнении Н. Гедды). Ссылка ЗДЕСЬ
По возможности напой вместе с исполнителем мелодии каждой части. Это поможет тебе постичь музыкальный образ романса и определить трёхчастную форму, соответствующую содержанию стихотворения. Обрати внимание на отдельные элементы музыкальной речи, на то, как повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю. Пропев вслух или «про себя» фрагмент мелодии на слова «как мимолётное виденье» (возможно исполнение «внутренним голосом»), ты сможешь почувствовать выразительную роль синкопы.
Какие чувства пробуждает романс? Что привлекает в этом музыкальном сочинении? Как композитор передал смену чувств и переживаний? Какими выразительными средствами подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического высказывания?
Необходимо вспомнить о значении музыкальной формы в произведении. Музыкальная форма – «одежда», т.е. части из которых состоит музыкальное произведение, в нашем случае – романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трехчастной форме, что соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: воспоминания о первой встрече, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.
Композитор создаёт образ мимолётности: повествовательная, плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом, когда ударение с сильной доли такта переносится на слабую долю.
Начинается романс Вступлением фортепиано, первая часть «Я помню чудное мгновенье..», Средняя часть (вторая – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…»), Третья часть – реприза (повтор мелодии первой части – «Душе настало пробужденье…»), заключение – кода – вновь звучит фортепиано. Особенность музыкальной формы романса передаёт смысловую выразительность поэтической речи, её нюансы (тонкости, особенности): ритмические акценты, убедительные повторы («Как гений чистой красоты»), энергичный поступательный ритм среднего раздела («Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Здесь музыка речитативно-декламационная, суровая и тревожная. Своим контрастом она оттеняет заключительную часть, в которой прежняя средняя мелодия становится радостно- возбуждённой, а сопровождение – подвижным и трепетным.
Сочетание широкой мелодии и выразительной декламации отличает этот романс от других и является важнейшей чертой стиля Глинки.
Послушай романс ещё раз о ответь на вопросы:
Какие приёмы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационность?
Какая форма романса раскрывает лирический образ стихотворения?
Какие функции выполняют в романсе вступление и заключение?
Послушай романс в нескольких исполнениях. Какая трактовка понравилась тебе больше и почему?
Как ты понимаешь высказывание А.С.Пушкина «Всё в ней гармония». Можно ли этот романс назвать вокальной поэмой?
Посмотри Видео о создании романса «Я помню чудное мгновенье. » М.И.Глинки
Музыка. 6 класс
Конспект урока
Старинный русский романс. Два музыкальных посвящения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— понятие «музыкальный образ»;
— старинный русский романс, музыкальные произведения М. И. Глинки;
— зарождение школы русского романса;
— музыкальное творчество Александра Варламова и Михаила Глинки.
Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Романс – это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией; вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9 – 08-19 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему-либо.
Выразительность музыкального произведения зависит от интонации.
Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли.
Музыкальные интонации складываются в мелодию. Дмитрий Шостакович назвал её «душой музыкального произведения».
Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Романс сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии.
Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Жанр зародился в Испании в средние века. Это светская песня на испанском («романском») языке, исполненная под аккомпанемент гитары или другого музыкального инструмента.
В середине XIX века зарождается школа русского романса.
В дворянской семье необходимыми предметами домашнего быта становятся фортепиано, арфа, скрипка или гитара.
Распространенным явлением стало любительское музицирование. На музыкальных встречах играли, пели, в том числе, бытовые романсы, стилистически близкие песне.
В XIX веке романс – это один из характерных жанров эпохи романтизма, выражающий внутренний мир человека. Основоположниками русской школы романсов считают Александра Алябьева («Два ворона», «Зимняя дорога», «Соловей», «Вечерний звон» и др.), Александра Гурилёва («И скучно, и грустно», «Колокольчик»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю» и др.), Александра Варламова («Красный сарафан», «Соловушко», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Романс «Красный сарафан», написанный Александром Егоровичем Варламовым на стихи Николая Цыганова, является одним из известных и популярных вокальных произведений, написанных в стиле русской народной песни.
В романсе дочь просит матушку не спешить отдавать её замуж. А матушка убеждает её в том, что всему свой черед. Мы слышим разговор матери и дочери. Дочери предстоит идти замуж в чужую семью, а она не хочет, потому и просит матушку не расплетать её косу. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.
Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики. Он звучит как исповедь душевных переживаний композитора.
В 1819 году на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, началась история этого романса. 20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн. Юная Анна Керн очаровала и покорила сердце поэта. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Через шесть лет, в июне 1825 года произошла вторая встреча Пушкина с Керн. Поэт находился в Михайловской ссылке и часто бывал у родственников в селе Тригорское. Анна Керн около месяца гостила в Тригорском. С Пушкиным она встречается почти ежедневно. И в душе поэта «настало пробуждение» – пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Решающего объяснения между ними не произошло. Анна Керн действительно была для Пушкина «мимолётным виденьем».
И родились строки: «Я помню чудное мгновение…». Прошло 15 лет. Композитор Михаил Иванович Глинка пишет романс на стихи Пушкина и посвящает его дочери Анны Керн Екатерине.
В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее…».«Я помню чудное мгновенье», – распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном в присутствии Екатерины Керн. Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а композитора – к Екатерине Керн.
Романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трёхчастной форме.
Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”.
Момент «разлуки с любимой» в романсе – переломный. Бурный порыв эмоций, врывается в мелодию взволнованными и осторожными звуками фортепиано. интонациями.
Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты, и мелодия становится вокальной декламацией.
«И я забыл твой голос нежный
Твои небесные черты».
Музыка передаёт безнадёжность, печаль. Мелодия, преодолевая внутреннее сопротивление, стремится подняться, мы слышим отчаяние:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
«Радость вновь наступившего свидания» – настроение меняется, и музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души».
Повторяется мелодия первой части, но изменилось настроение музыки.
Повторяется мелодия первой части, но настроение музыки меняется:
«И сердце бьётся в упоенье»,
«И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь».
И музыка восторженная, жизнеутверждающая.
Каждую мысль и фразу поэта композитор как бы рисует музыкальными интонациями.
Законченность мысли в каждой строфе – Глинка не только сохранил, но и усилил средствами музыки. Встреча с Екатериной Керн вдохновила композитора на написание романса «Я помню чудное мгновенье».
Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию».
В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе.
Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.
Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.
Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Задание 1. Кому Михаил Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье»?
Для правильного ответа необходимо вспомнить, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье» поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил Анне Керн, а композитор Михаил Иванович Глинка был влюблён в Екатерину Керн.
№2. Установите соответствие между названиями романсов и композиторами.
Александр Александрович Алябьев
Михаил Иванович Глинка
Александр Егорович Варламов
Александр Львович Гурилёв
«И скучно, и грустно»
«Я помню чудное мгновенье»
На уроке было рассказано, как появилась школа русского романса, какие композиторы по праву считаются основоположниками школы русского романса. Создатели романсов были выдающимися композиторами. Многие романсы написаны в стиле русских народных песен. В основу других романсов легли произведения XIX века. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.
Александр Александрович Алябьев –«Вечерний звон»
Александр Львович Гурилёв –«И скучно, и грустно»
Александр Егорович Варламов – «Красный сарафан»
Михаил Иванович Глинка – «Я помню чудное мгновенье»