Обобщая сказанное хочу сказать что
Обобщая сказанное хочу сказать что
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть
— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора).
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
Алгоритм работы с итоговым сочинением
Справочник для обучающихся: алгоритм работы и клише.
1. Действие: написать вступление:
— объяснение ключевых слов темы
— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)
3. Действие: написать заключение
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!
Клише для оформления сочинения по литературе
Вступление: Оформление тезиса:
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть: Переход к основной части:
— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
— На мой взгляд, именно …
— Мне бы хотелось верить, что…
— Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Структура итогового сочинения
Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу.
Клише для итогового сочинения 2021
Клише для итогового сочинения 2021. Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021 года. Вступление, Основная часть, Заключение.
Вступление
— С давних времён люди задумывались над вопросом …
— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
— Как следует относиться к …?
— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
— Могу предположить, что …(тезис)
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть
Переход к основной части:
— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора).
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение
— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
— Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…
— Таким образом, можно сделать вывод: …
— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
— В заключение хочется отметить…
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021-2022
Специальные слова, которые помогут выпускникам написать блестящее итговое сочинение. Предназначено для учителей литературы
Просмотр содержимого документа
«Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021-2022»
Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как
Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:
В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
Это доказывают многочисленные литературные примеры.
Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.
Для основной части
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
В наше время людям уже известно, что…
Не подлежит сомнению тот факт, что…
Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
Нельзя не признать, что в наши дни…
Моя позиция по этому вопросу однозначна:
По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
Конечно, сегодня мы понимаем, что…
Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
Авторская позиция ясна:
Автор повествует о…
Писатель изображает картину, где…
В книге изображаются герои, которые…
Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
Размышления автора позволяют понять, что
Лирический герой осознал, что
Писатель размышляет о…
Автор обращает свое внимание на проблему…
Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
Писатель обращает наше внимание…
Автор хочет этим сказать, что
Писатель заостряет наше внимание на …
Позиция автора проявляется в…
Он акцентирует внимание читателя на…
Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
Автор учит нас тому, что…
Этот поступок героя говорит о …
Поведение героя говорит о том, что
Мы видим, что герой поступил так потому…
Судьба героя позволяет сделать вывод, что
Автор подводит нас к мысли о том, что
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
Автор выражает категорический протест против…
Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
Он ставит нам в пример…
Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по литературе:
Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
Писатель считает, что…
Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Автор убеждает нас в том, что
Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
Мы можем прийти к выводу…
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
Невольно напрашивается вывод…
Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
Итак, можно сделать вывод, что…
Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
Хочется верить, что…
Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Аргументация подтверждает то, что
Нельзя не согласиться с тем, что
Нельзя проигнорировать тот факт, что
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…