Обналичка через самозанятых чем грозит самозанятому
ФНС отслеживает операции с самозанятыми: как избежать доначислений налогов
Налог на профессиональный доход (НПД) — это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. Действовать этот режим будет в течение 10 лет. С августа 2020 года эксперимент по легализации труда самозанятых распространен на всю страну. За первое полугодие 2020 года количество самозанятых увеличилось в 10,5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более миллиона человек теперь зарегистрированы как самозанятые, а суммарно выведено из тени более 130 млрд руб. доходов, следовательно, это положительный эффект в качестве налоговых поступлений для государства.
Конечно, работодателю использование такого инструмента дает существенные преимущества:
Почему бы этим не воспользоваться!?
Однако собственнику бизнеса, желающему использовать услуги самозанятых необходимо очень тщательно разобраться во всех нюансах данного режима и обезопасить себя в случае, если налоговые органы посчитают, что таким образом работодатель просто желает уйти от уплаты налогов.
Или есть другой вариант — воспользоваться специальными биржами, на которых происходит контакт заказчиков с проверенными исполнителями, зарегистрированными в качестве плательщиков НПД.
Чем рискует компания при работе с самозанятыми?
Анализ статьи. 54.1 НК РФ и многочисленных разъяснений ФНС позволяет сделать вывод: налогоплательщику запрещено уменьшать налоговую базу и суммы налога в случае, если единственной целью сделки является налоговая экономия. Это значит, что совершая сделки, компания-налогоплательщик должна преследовать деловые цели и исходить из принципа экономической целесообразности.
Существенным в рассматриваемой ситуации можно считать риск переквалификации гражданско-правового договора компании с самозанятым в трудовые отношения между работодателем и работником, который зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Соответственно, налогоплательщику не удастся применить НПД к доходам, которые получены в рамках трудовых правоотношений. При этом компании могут доначислить налоги, взносы и применить штрафные санкции. Поэтому, кроме экономического обоснования также важно правильно оформить с физическим лицом все первичные документы.
Очень облегчают жизнь в этом плане биржи, где можно нанять самозанятого. Например, БиржаАутсорсинга.рф обеспечивает вашу безопасность и дает возможность сосредоточиться на главном для бизнеса:
Все моменты по соответствию законодательству взаимоотношений с самозанятым БиржаАутсорсинга.рф берет на себя и осуществляется это таким образом, что ИФНС не посчитает такую сделку прикрытием трудовых отношений. Как это происходит?
При организации работы с самозанятыми особо обратить внимание нужно на следующие моменты:
1. Работодателю ни в коем случае нельзя уволить действующего сотрудника и тут же принять его по гражданско-правовому договору в качестве самозанятого. Законом прямо установлено, что для использования НПД и освобождения лица от иных налогов, необходимо чтобы заказчиками услуг плательщика НПД выступали лица, которые или не были работодателями плательщика НПД вообще, или являлись его работодателями более двух лет назад. Следовательно, гражданин не может быть плательщиком НПД и иметь статус самозанятого при сотрудничестве со своим бывшим работодателем в течение двух лет после дня официального увольнения.
На Бирже есть возможность заключить сделку с самозанятыми специалистами из самых разных отраслей. Не нужно трать время на подачу объявления о вакансии, искать исполнителя через знакомых или службу занятости и долго объяснять, что хотите взаимодействовать именно чрез инструмент «самозанятость».
2. Перед началом сотрудничества убедитесь, что ваш будущий контрагент — плательщик НПД. Обязательно требуйте документальное подтверждение. Например, справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД и информацию о состоянии расчетов по НПД. Самозанятый может сделать такие справки в приложении «Мой налог» прямо через смартфон.
На онлайн-площадках, предназначенных для контакта закзчиков с самозанятыми исполнителями, только подтвержденные самозанятые, а это значит, что не нужно отслеживать статус.
если самозанятый перестает таковым быть, то вы фактически начинаете работать с физлицом, за которого обязаны платить взносы и НДФЛ.
3. Запрашивайте у самозанятого чеки об оплате, акты с помощью которых компания сможет учесть оплату в расходах. Важно,если документооборот налажен с учетом требований закона и в удобном электронном формате.
4. Нужно проследить, чтобы компания не была единственным контрагентом самозанятого лица.
Риск снижает, если договор заключен через биржу самозанятых. Кроме того, у исполнителей на онлайн-площадке БиржаАутсорсинга.рф есть рейтинг, составленный исходя из уже выполненнх заданий, а значит ваша компания априори не может быть единственным контрагентом такого плательщика НПД.
5. Важно, чтобы работа и услуги самозанятого имели разовый характер или четкую направленность на конечный результат.
6. Услуги и работы, осуществляемые самозанятым, должны четко вписываться в разрешенную законом деятельность.
Самые востребованные на Бирже — это ритейл, клининг, строительство, транспорт, складская логистика.
7. Лучше сработать на опережение и сразу подготовить документальное обоснование деловой цели взаимодействия с самозанятым. Это могут быть, например, конкурентные преимущества по срокам и профессиональному уровню работ и услуг самозанятого или отсутствие штатной единицы на предприятии готовой оказать услуги данного рода, имеющие нерегулярную основу и т.п.
8. Стоит уделить внимание содержанию и оформлению договора с самозанятым. В договоре важно избегать типичных для трудовых отношений условий и терминологии. Стоит закрепить в тексте условия, которыми обосновывается статус самозанятого, устанавливается ответственность понесенные заказчиком убытки в случае недобросовестного поведения исполнителя.
Рекомендации при заключении договора с самозанятым
Заголовок. Назовите документ «договором оказания услуг по изготовлению. » или «договором выполнения работ подряда». Тогда уже из заголовка будет понятно, что вы имели в виду, заключая данный договор.
Наименование сторон. Часто бывает для простоты указывают в договоре «Сторона 1» и «Сторона 2». Не поленитесь назвать себя Заказчиком, а вашего контрагента в случае договора об оказании услуг — Исполнителем, а в случае договора о выполнении работ — Подрядчиком.
Подтверждение статуса. При указании сторон обязательно оговоритесь, что ваш контрагент является самозанятым. Как мы уже говорили, нужно получить подтверждение этого. Не лишним будет указать, что ваш самозанятый обязан уведомить вас, если он утратил свой статус. Это должно произвести положительное впечатление на налоговые органы, поскольку у вас есть еще одна обязанность — проверка добросовестности вашего контрагента. Вы не можете контролировать, когда его доход достигнет установленного законом пика, но вы возложили на него обязанность сообщить вам, если это произошло и он больше не является самозанятым. Ещё эффективн е е будет, если вы предусмотрите в договоре, что за нарушение этой обязанности вы можете взыскать с самозанятого штраф, размер которого установите сами.
Предмет договора. Предмет договора не должен напоминать трудовую функцию. Правильнее будет написать в договоре, что, например, исполнитель готовит отчеты за конкретный период по заданию заказчика.
Пропишите четко пошаговый алгоритм действий, как вы эти задания ставите подрядчику. По итогам каждого задания у вас есть акт. По акту зафиксирована цена, вы выплатили фиксированное вознаграждение, согласованное отдельно и получили подтверждающие документы.
Сроки. Подрядчик или исполнитель выполняет работы и услуги в согласованные периоды. Выплаты по гражданско-правовым договорам тем и отличаются от выплат по трудовым, что они оплачиваются за выполненные работы, за результат, а не в какое-то число каждого месяца. Не пишите в договорах «до 10 числа каждого месяца», не пишите «дважды в месяц». Лучше выплачивать вознаграждения для самозанятых в дни, иные, чем дни выплаты зарплаты вашим сотрудникам.
Подтверждающие документы. Пропишите в договоре предоставление самозанятым чека и составление акта. Подтверждающий документ — это требование закона, и без него налоговая может предъявить вам соответствующие претензии. Акт выполненных работ или оказанных услуг просто обязан быть конкретным: из этого документа должно быть совершенно четко и прозрачно понятно, какие услуги или работы были выполнены с их подробным описанием. Чеки, которые предоставляются самозанятыми, обычно выглядят как ссылки с сервиса «Мой налог», по ним можно пройти и скачать сами чеки (ведь у самозанятых нет какой-то обособленной программы и этого вполне достаточно).
Если полениться и не учесть советы, приведенные в данной статье, можно ощутить на себе неблагоприятные последствия.
Что будет, если неправильно организовать работу с самозанятыми
Если продолжить разговор о рисках, то налоговый орган может доначислить все налоги и страховые взносы, которые не выплачивались на протяжении всего периода взаимодействия по этому переквалифицированному договору с самозанятым. Причем не с момента, когда произошла переквалификация, а с момента, когда переквалифицированный договор был заключен. А если сумма неуплаченных налогов и сборов достаточно крупная, то может встать вопрос и об уголовной ответственности.
Работу выполнил я, а оплату получил мой друг с ИП. Это обнал?
Я айтишник, работаю по найму. Однажды у меня появился заказ в качестве халтуры. Я согласился.
Предположим, что мы с другом надежные люди: я ответственно сделаю работу, он переведет мне все деньги. Какие еще проблемы могут возникнуть при такой схеме? Законно ли так поступать? Что думает на этот счет налоговая?
Дмитрий, это незаконно. Подобная схема похожа на обнал.
Раньше так делали многие, но сейчас государство активно борется с обнальщиками. Хотя ваш частный случай достаточно безобиден, налоговая за такое вас не похвалит. И больше всех рискует ваш друг.
Рассматриваем общий случай
Чтобы не увязнуть в мелочах, в расчетах я буду исходить из общего случая. Мы не знаем полной картины, а приводить здесь все варианты контрпродуктивно. Разумеется, итоговые цифры в вашей ситуации будут другими при других оборотах, пониженных тарифах, региональных ставках или налоговых каникулах.
Допущения в ответе я делаю исходя из наиболее типичной ситуации и здравого смысла.
Мелкие детали вроде госпошлины за открытие ИП тоже в расчет не беру.
При чем здесь обнал
Обнальная схема — это использование наличных денег, чтобы не платить налоги. Классические обнальные схемы гораздо серьезнее, чем ваша. У вас вполне житейская, бесхитростная версия. Вы не создавали длинные цепочки и подставные конторы, не проводили фиктивные сделки. Но главный признак присутствует: чтобы не платить государству, вы получили наличные деньги от третьего лица.
Казалось бы, в чем проблема? Договор есть, работу сделали, оплату получили, друг уплатит с нее налоги и взносы. Объясню, что не так.
Теперь посчитаем, сколько пришлось бы отдать, если оформлять и платить как положено. Вы могли открыть ИП или оформить трудовые отношения с заказчиком.
Если бы вы оформили трудовые отношения, налоговым агентом стал заказчик. Он вычел бы из вашей зарплаты 13% НДФЛ, а сверх нее должен был уплатить 30% страховых взносов. В бюджет ушло бы 129 000 Р :
НДФЛ: 300 000 × 13% = 39 000 Р
Страховые взносы: 300 000 × 30% = 90 000 Р
Это на 108 000 Р больше, чем заплатил ваш друг. На руки вы получили бы на 39 000 Р меньше.
Вы же представили дело так, будто работу выполнил друг, а вы ни при чем. Благодаря этому получилось сэкономить. Разумеется, это незаконно.
Если бы стали самозанятым
Еще вы, возможно, могли стать самозанятым. Это экспериментальный налоговый режим. Официально он называется налогом на профессиональный доход — НПД. В 2020 году он действует только в 23 регионах. В 2019 году НПД применялся только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.
Если у вас была возможность применить НПД, вы заплатили бы даже меньше, чем в реальности при схеме с другом-ИП.
Какие могут быть последствия
Расскажу о возможных проблемах на каждом этапе. Банк может не выдать ИП наличные, приостановить обслуживание счета и сообщить об этом в Центробанк и Росфинмониторинг. Налоговая может доначислить налоги и оштрафовать. Уголовное преследование при таких объемах не грозит.
Договор заключен на вашего друга, поэтому и основная ответственность на нем.
Неприятности с банком
В вашем случае это наиболее вероятный и непредсказуемый источник проблем. По закону № 115-ФЗ все банки должны следить за операциями и проверять, куда и за что клиенты перечисляют деньги. Если что-то кажется подозрительным, банк может не провести операцию. А если клиент не представляет документы и пояснения, ему могут закрыть счет. Это требование федерального закона.
Как избежать блокировки счета и что делать, если это случилось, Центробанк рассказал в методичке для предпринимателей.
Поскольку вы обналичиваете, по сути, небольшую сумму, теоретически проблем с банком может и не быть. Человек выполнил работу, обналичил свой гонорар — какие вопросы?
Но вот ситуации, когда риск вырастает даже при незначительных суммах:
Это все признаки черных контор, созданных специально для обналичивания денег. Чем больше подобных признаков, тем выше шанс, что другу-бизнесмену не дадут снять деньги со счета.
Тинькофф сделал для своих клиентов специальную вкладку «Репутация» в интернет-банке. Там предприниматель может самостоятельно оценить, насколько он «белый».
Если обслуживание приостановят, беда не только в том, что ваша зарплата зависнет на неопределенный срок. Под угрозой окажется весь бизнес друга. Счет отключают мгновенно, а доказывать и восстанавливать будете долго.
В январе 2019 года я неправильно указал код бюджетной классификации — КБК. Это как номер счета: вписываешь цифры в платежку, чтобы было ясно, за что и кому переводишь деньги. Налоговая не увидела мой платеж. Узнал я об этом в феврале, когда банк по требованию налоговой приостановил операции по счету.
Я уточнил КБК, чтобы деньги перекинули куда надо. Но оказалось, что это длительная процедура. Требование из банка сразу не отзывают. В панике, пытаясь ускорить процесс, я заплатил тот же взнос еще два раза, постоянно созванивался с инспекцией и ждал, но счет все равно заработал только в марте.
Хорошо, что мне удалось скрыть это от заказчиков: они могли бы посчитать меня ненадежным. Свою двойную переплату я потом возвращал до лета.
Неприятности со стороны налоговой
Это менее вероятный, но более опасный сценарий. Если налоговая узнает, что фактически работали вы, это будет выглядеть, будто друг получил заказ и нанял вас как субподрядчика. Тогда потребуют налоги и штрафы. Кого и сколько заставят платить, зависит от решения налоговиков.
Могут решить, что друг нанял вас как физлицо. Тогда между вами трудовые отношения. ИП является налоговым агентом и должен заплатить за вас 13% НДФЛ, штраф за неуплату налога в размере 40% от его суммы и обязательные страховые взносы — 30% сверх вашей зарплаты.
Могут признать вас предпринимателем. Тогда начислять штрафы будут вам — и не по УСН, а по общей системе налогообложения. Это 13% НДФЛ плюс НДС. К штрафу за неуплату добавят штраф за задержку подачи декларации — 5% от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% от величины недоимки.
Уголовная ответственность наступает при недоимках от 900 тысяч. До них вам пока далеко.
Хорошо, что в отличие от банка налоговики не имеют права преследовать вас только на основании подозрений. Вы можете не согласиться с наказанием, а налоговой нужны доказательства.
Если выступить единым фронтом, проблем быть не должно. Друг скажет, что выполнил заказ сам, а вы с заказчиком это подтвердите. Возможно, друг советовался с вами в процессе работы, но не более того. Мол, никаким субподрядчиком вы не были. Не представляю, как налоговая в этом случае докажет обратное.
Непонятно, как вообще налоговая узнает о вашем случае и станет ли работать ради такой суммы доначислений. Пока между вами все хорошо, неприятности с налоговой носят гипотетический характер. Другое дело, если у вас с другом возникнут конфликты.
Неприятности со стороны заказчика
Допустим, вы качественно выполнили работу, а заказчик отказывается платить. Договор оформлен на друга — ему и подавать в суд. Захочет ли он тратить время и рисковать ради вас?
Заказчик в ответ сообщит о вашей схеме в налоговую, а в суде скажет, что имел дело только с вами, представит доказательства. Переписку, например. Тут и выяснится, что у вас с истцом вообще нет договорных отношений.
Если вы работали по предоплате, но заказчика не устроило качество работы, уже он может обратиться в суд и потребовать от вашего друга вернуть деньги или переделать всю работу. Друг отдал деньги вам, но формально вы ни при чем. Если добровольно не поможете, другу придется выкручиваться самостоятельно.
Неприятности у друга с вашей стороны
При желании вы тоже можете создать своему другу проблемы. Вы имеете право потребовать признать факт трудовых отношений между вами и другом, чтобы он заплатил за вас НДФЛ и страховые взносы. Для этого достаточно подать в суд и представить доказательства, что работали вы, а друг выступил посредником.
Так себе дружба получится.
Как сделать в следующий раз
В целом все реальные опасности объединяются в две группы:
Допустим, сейчас ничего такого не было. Но где гарантии, что и дальше все пойдет гладко? Попадете сами и друга подставите.
Самое разумное на будущее — открыть ИП или стать самозанятым. Если ИП — вам подойдет УСН «доходы». Будете платить те же 6%, что вычел у вас друг, и страховые взносы.
Стать самозанятым немного выгоднее: первое время будете платить 4% с дохода, а когда вычет достигнет 10 000 Р — 6%. Зато не надо регистрировать ИП, платить страховые взносы, вести книгу учета доходов и расходов (КУДиР). Только чек сформировать на смартфоне и заказчику отправить.
Заказчику тоже хорошо: переводит гонорар официально, НДФЛ и взносы за вас не платит. Если работаете в регионе, где применяется НПД, это хороший вариант.
Я тоже открыл ИП ради разового заказа на 360 000 Р и был готов закрыться в следующем году. Но появились новые клиенты. Так до сих пор и работаю. Как знать, возможно, и вы не пожалеете.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
За что штрафуют самозанятых
Стоит ли опасаться, что все поступления на карту самозанятого будут автоматически облагаться налогом? В каком случае самозанятый теряет всю заработанную сумму или её часть?
Я перешла на новый налоговый режим год назад и за это время разобралась во всех рисках. Расскажу, что считается нарушениями, а что — нет, и какое наказание грозит за ошибки.
Начнем с того, как правильно работать в статусе самозанятого. Брать деньги с клиентов и платить налог нужно по следующей схеме:
Вы нарушите правила, если попытаетесь скрыть или занизить доход, несвоевременно внесете запись в приложение или откажетесь выдавать чек клиенту, не заплатите налог вовремя. Разберемся, как это скажется на самозанятом.
Банки, сотрудничающие с ФНС, предлагают самозанятым оформить отдельную карту для доходов от профессиональной деятельности. Если вы привязали такую карту к приложению «Мой налог», то все входящие платежи автоматически считаются вашим доходом от профессиональной деятельности, а чек формируется автоматически. Так что не стоит использовать карту для личных расчетов.
Но если вы не подключились к партнерской программе, то вручную указываете в приложении доходы от самозанятости и не вносите частные платежи. Например, переводы от родных и друзей, деньги от продажи вещей на Avito или возврат долга.
Как штрафуют за нарушения. Если вы скроете часть доходов и снизите сумму налога от профессиональной деятельности, то вас могут оштрафовать. В Налоговом кодексе РФ для этого появилась отдельная статья:
На каждый платеж вы формируете чек. Причем обязаны делать это в определенные сроки:
Есть уточнение: если посредник сам выдает кассовые чеки покупателям, то вы не обязаны передавать им свои чеки из приложения «Мой налог». Достаточно внести всю сумму дохода в приложение, чтобы рассчитать налог, а чек на общую сумму выдать посреднику.
Собрать данные по всем сделкам самозанятого в один отчет может и посредник. Так, сервис Яндекс. Такси учитывает все расчеты с пассажирами в течение месяца, потом формирует единый чек для самозанятого водителя и отправляет его в приложение «Мой налог». Таксисту не нужно вести учет, собирать информацию об оплаченных поездках и выдавать чеки клиентам.
Чек можно выдать либо на бумаге, отправив на печать прямо из приложения, либо в электронном виде — по email или SMS, в соцсетях или мессенджерах. Еще один вариант — показать чек на экране компьютера или телефона, чтобы клиент мог отсканировать QR-код.
Когда клиент просит чек, нужно его выдать любым удобным способом. Если клиент ничего не запросил, стоит предложить чек и уточнить, как его лучше отправить.
Необязательно навязывать чек и выпытывать у клиента номер телефона или адрес электронной почты. Но если вы общаетесь, то можете отправить ссылку на чек во ВКонтакте, Facebook или Whatsapp. Объясните, что по закону самозанятые должны выдавать чеки, плательщика это ни к чему не обязывает.
Как штрафуют за нарушения. Нарушение — отсутствие чека в приложении. Если его выявили впервые, то заплатите пятую часть заработанной суммы, если второй раз — отдадите всю сумму целиком.
Если данные о доходе самозанятого не передал в ФНС посредник, то ему грозит штраф — 20% от суммы сделки, но не менее 200 ₽. Самозанятого при этом не накажут.
Опять же о применении штрафов на практике пока не сообщали. Но помните: налоговики вправе проверить ваши записи в приложении за прошлые периоды.
Как избежать наказания. Создавайте чеки при каждой продаже и предлагайте их клиентам. Если клиент категорически откажется, а потом пожалуется на вас в налоговую — сможете предоставить переписку о том, что предлагали чек. Но главные подтверждение — сам документ в приложении «Мой налог».
Налог рассчитывается в приложении автоматически. Если в течение месяца дохода не было, то и налога не будет.
Уведомление с суммой за прошлый месяц приходит до 12-го числа каждого месяца в приложении, налог вы платите до 25-го числа того же месяца. Например, 10 марта я получила уведомление, а деньги перечислила до 25 марта.
Если налог менее 100 ₽, то он переносится на следующий месяц. В первый месяц тоже платить не надо — если вы стали самозанятым в апреле, то налог за апрель и май платите в июне.
Внести деньги без комиссии можно онлайн с карты любого банка, по реквизитам в квитанции или подключить в банке-партнере автоплатеж. Деньги поступают в налоговую, а в приложении появится сообщение об оплате налога.
Как штрафуют за нарушения. Если вы не заплатите налог в срок, то вас оштрафуют. Налоговики посчитают долги в течение 10 дней. И уже 5-го числа следующего месяца уведомляют о задолженности и необходимости оплатить пени.
Размер пени за каждый календарный день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности. Отсчет идет с 26-го числа и до дня погашения долга.
Сумма пеней рассчитывается автоматически, вы увидите ее в приложении. Причем банки, где вы обслуживаетесь, тоже получат эту информацию. Напомнят вам о задолженности и предложат ее оплатить.
Если вы заплатили вовремя, но в приложении висит задолженность — не всегда нужно переживать. Возможно, сведения зависли в пути — если вы платили с карты, то на обработку платежа уходит до 10 дней, по квитанции — до 20 дней.
Не беспокойтесь, если внесли деньги вовремя: датой оплаты налога считают тот день, когда деньги ушли с вашей карты или вы их внесли по квитанции. Информация дойдет до налоговой, и запись о долге пропадет без пени и штрафов.
Налог и пени менее 1 ₽ нельзя оплатить картой в приложении. Можно распечатать квитанцию и оплатить этот мелкий долг в любом банке или отсканировав QR-код через мобильный интернет-банк или банкомат.
Как избежать наказания. Платите вовремя, не откладывайте расчеты с ФНС на потом и регулярно заглядывайте в приложение «Мой налог».
Не очень удобно, что до сих пор не сделали оповещение об уведомлениях в приложении. Если не открывать его, можно пропустить важное сообщение. Поставьте напоминание в календаре и заходите в приложение с 12 по 25 число каждого месяца.
Еще можно сразу подключить автоплатеж с карты, чтобы наверняка не пропустить сроки уплаты налога. Тогда банк-партнер самостоятельно выполнит расчеты с ФНС. О предстоящих списаниях с карты банк предупредит заранее по SMS за несколько дней до уплаты налога.
Плательщик НПД может лишиться этого статуса по ряду причин:
В таких случаях статус самозанятого аннулируют с того момента, как вы нарушили условие. При этом доход, полученный вне статуса плательщика НПД, будет облагаться другими налогами. Физлица платят НДФЛ, ИП — меняют налоговый режим.
Пример
Моя знакомая решила совмещать УСН и НПД: зарегистрировалась как самозанятая и не поменяла налоговый режим в течение месяца. Но она не могла одновременно сдавать коммерческую недвижимость, уплачивая УСН, и давать консультации как самозанятая. Ее принудительно лишили статуса плательщика НПД. Пришлось сниматься с учета как самозанятый, аннулировать чеки, писать заявление на возврат налога и платить налог по УСН.
Штрафов за неправильный выбор налогового режима нет. Но налог пересчитывают по другой системе налогообложения, а ИП дополнительно заплатит страховые взносы. Налог на профессиональный доход за тот период, когда вы не имели права быть самозанятым, можно вернуть, написав заявление в ФНС.
Сбой в приложении. Не надо опасаться наказания, если не удалось выдать чек или оплатить налог в приложении «Мой налог» из-за технического сбоя или профилактических работ. Просрочка из-за проблем с приложением не считается нарушением, если вы в течение дня после устранения сбоя сделает все, что нужно. Налоговики предупреждают о плановых работах в приложении и предлагают альтернативные варианты входа в личный кабинет.
Отмена сделки. В приложении вы можете аннулировать чек, если пришлось вернуть заказчику деньги. Самозанятый не платит налог с дохода, который не получал. В следующем месяце сумму налога скорректируют — если вы уменьшили свой доход за прошлые периоды, то это учтут. Никаких ограничений для отмены сделки нет, можно аннулировать чек даже на сумму, полученную год назад.
Начисление налога с личных поступлений. Такого не произойдет по желанию налоговиков. Внимание проверяющих может привлечь только жалоба от конкурента или недовольного клиента. Тогда есть риск, что они проведут контрольную закупку и проверят ваши прошлые сделки и расчеты, запросив данные у банков. Но бояться нечего, если будете соблюдать три правила: вносить все доходы в приложение, выдавать чеки клиентам и платить налог вовремя.
Блокировка счета. Центробанк разъяснил, что банкам нельзя блокировать личные карты самозанятых из-за дохода от профессиональной деятельности. Но лучше узнать, есть ли в банке специальное приложение для самозанятых и завести отдельную карту для доходов от клиентов. Но ее отсутствие не помешает вам брать деньги у клиентов на любые свои счета, карты и кошельки, главное — вносить эту информацию в приложение «Мой налог».