Обманули в ювелирной мастерской что делать
Ювелирное мошенничество: как в ремонтных мастерских подменяют драгоценности
На прилавок передо мной мастер выкладывает две серьги с голубыми камешками:
— У меня нет уверенности, что это мои сережки.
— Нет, вы можете проверить.
«Ну, предположим, у вас требует ремонта кольцо с трёхкратным бриллиантом, неужели вы пойдете в обычную рембыттехнику и будете что-то там ремонтировать? Вы пойдете только к знакомому ювелиру. В данном случае я вам просто рекомендую: только к знакомому ювелиру или по рекомендации».
— На той части, где камни, стоит клеймо?
— Но оно же стояло, когда я к вам их принесла.
Не быть клейма на заводских сережках просто не могло, подтверждает Николай Балмасов. Ставить пробу изготовителей ювелирных изделий обязывает действующее законодательство:
«По действующим положениям все ювелирные изделия должны быть заклеймены мастером и клеймом пробирной инспекции пробирного надзора».
Однако в такой ситуации доказать свою правоту уже практически невозможно, говорит руководитель коллегии адвокатов «Искрина и партнеры» Юлия Искрина. Позаботиться о сборе доказательств для суда нужно было еще в момент сдачи украшения в ремонт, объясняет она:
«При сдаче дорогостоящих изделий необходимо, конечно, иметь сертификат на него. И если боитесь, что будет подмена, соответственно, при сдаче этого ювелирного изделия мастеру необходимо, чтобы он на копии этого сертификата поставил свою подпись, что он получает именно то изделие, которое будет ремонтировать. Соответственно, в случае если потом окажется, что произошла замена, хозяин может попросить исправить этот недостаток. Соответственно, если мастер в добровольном порядке этого не сделает, будут разбираться уже в суде».
Помимо сертификата на изделие с подписью мастера, вам также могут понадобиться фотографии вашего украшения и результаты независимой экспертизы, которая подтвердит факт подмены. Впрочем, лучше, конечно, пользоваться самым первым советом и чинить свои ювелирные изделия в проверенных местах.
Незабываемый «праздник»: недобросовестный организатор испортила молодоженам свадьбу
Криминальный бизнес на благотворительности: как распознать аферистов
В социальных сетях все чаще начали появляться так называемые «фейковые» объявления о помощи. Как правило, неизвестные люди собирают деньги на операции детям, лекарства, помощь инвалидам и даже на содержание приютов. Однако на самом деле все пожертвования отправляются в карманы аферистов.
С вещами на выход: покупателей квартир с “тёмным прошлым” попросили вернуть их государству
18 московских семей могут остаться без жилья из-за аферистов. Несколько лет назад государственными квартирами завладели мошенники и продали их ничего не подозревающим покупателям. Преступников осудили, а от нынешних владельцев город требуют вернуть жилплощадь.
Война за право управлять: как поссорились жители Пушкина с УК
Жилой комплекс в Пушкине может остаться без канализации и света из-за войны управляющей компании с владельцами квартир. Представители фирмы пытаются отключить жильцам электричество, газ и воду, требуя оплаты долгов по ЖКХ. Однако собственники платить не собираются, считая, что компания не имеет права оказывать им услуги.
Лифтовая эпидемия подкосила московский район
Лифты больше не ходят. На юго-западе Москвы без грузоподъёмников рискует остаться уже почти целый район. Лифты один за другим перестают работать в домах района Очаково-Матвеевское. Причем, что называется, «без объявления войны». Ни предупреждающих табличек, ни сообщений, надолго ли.
Пластиковая афера: россиянам предлагают красть деньги со счетов иностранцев
Преступники предлагают россиянам поучаствовать в обналичивании денег иностранных граждан при помощи поддельных банковских карт. О противозаконности такого обогащения предупреждают заранее. А тем, кто согласился, обещают до 50% выручки.
Как не стать жертвой нечестных ювелиров
Случай помог узнать, как нас обманывают недобросовестные ювелиры. Обращение в обычную ювелирную мастерскую стало для нашего читателя поводом для приключения и хождений по инстанциям. Как не пасть жертвой мошенничества, корреспондент «ИП» узнал у специалистов
— Уже почти месяц я не могу разобраться с одной ювелирной мастерской и вернуть свои деньги, — пожаловался улан-удэнец Алексей нашей редакции. — А все началось с желания иметь «печатку».
И форма, и вензель на ней виделись Алексею так же ясно, как и день, в который он обратился в одну из ювелирных мастерских в центре города. «Какая-нибудь «шарашкина контора» вряд ли будет находиться в самом центре», — решил он. И ошибся.
«Жалуйся, куда хочешь!»
Поначалу ничто не предвещало конфликта. Мастер согласился с эскизом, повысив плату за сложность. Были обговорены сроки исполнения заказа. На том и разошлись. В указанный срок Алексея ждало небольшое разочарование.
— Мастер заболел гриппом, — сообщила приемщица.
И заказчик отправился восвояси ждать нового срока. В том, что прежнее разочарование лишь цветочки, Алексей убедился через неделю. Держа в руках изготовленное изделие, он не сразу смог понять, почему кольцо должно принадлежать ему. Полет художественной мысли ювелира совсем не соответствовал эскизу.
— Кустарно выполненное изделие действительно было «печаткой», но настолько грубой, что асимметрия сторон была видна невооруженным глазом. Вместо литого вензеля поверхность украшала гравировка. Причем мастер нанес ее в избытке даже там, где его не просили, — рассказывает Алексей.
Более того, с него попросили две тысячи рублей дополнительно. Каково же было удивление Алексея, когда он увидел на квитанции приписку. В ней значилось, что количество драгоценного металла уменьшилось на 9 процентов.
— Вы уверены, что ничего не перепутали? Это не мое кольцо, — попытался вежливо урегулировать ситуацию опешивший клиент.
Взгляд приемщицы уперся в него, не оставляя сомнений: это его кольцо. Кто хоть раз бывал в подобной ситуации, знает, как порой трудно что-либо доказать.
— А где проба? — продолжал недоумевать клиент.
— Пробу мы поставим вам позднее, дней через 5 — 10 принесите кольцо, — последовал ответ.
Такое решение Алексея не устраивало. Он потребовал возврата денег и золотого лома, но в ювелирной мастерской стояли на своем: кольцо выполнено согласно эскизу, потери золота в 9 процентов оправданны. В подтверждение слов клиенту указали на стенд, где расписано количество потерь при переплавке. Изучив документ, клиент удивился еще больше.
— Как же так?! Ведь здесь указано 9 процентов потерь для изделий с драгоценными камнями, а у меня просто «печатка». Кроме того, из ваших же документов видно, что это максимум! — возмутился Алексей.
По его воспоминаниям, приемщица ухмыльнулась: «Скажи «спасибо», что 10 процентов не взяли». На требование Алексея вернуть ему деньги и золото ему ответили:
— Золото вернем за вычетом потерь, а 30 процентов предоплаты останутся у нас, вы ведь отказались от кольца, а мастер работал.
Алексей не стал доплачивать оставшуюся сумму и ушел из мастерской с обещанием во всем разобраться.
— Жалуйся, куда хочешь! — донеслось ему вслед.
Надзор без контроля
Шел не первый день разбирательств, когда Алексей обратился в редакцию.
— Моя угроза обратиться в СМИ и прокуратуру возымела действие, и мне вернули деньги и металл, но я не хочу, чтобы люди ошибались так же, как я, — сказал Алексей.
За разъяснениями мы решили обратиться в надзорные органы.
— Потери при переработке драгоценных металлов действительно происходят. Раньше были нормы потерь, утвержденные Минбыта. Сейчас этот документ утратил силу, и ювелиры фактически диктуют свои условия. Теперь можно установить любой процент потерь, и мы ничего не докажем, потому что нет такого нормативного документа, который устанавливал бы эти нормы при изготовлении ювелирных изделий, — говорит и.о. начальника Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора Александр Чернов.
Пару лет назад вступил в силу Федеральный закон №294, отменяющий право этого ведомства проверять ювелирные мастерские. Теперь проверку может проводить только прокуратура.
— Превышение процента потерь можно рассматривать как хищение. С прокурором мы за год проводим в среднем около десяти проверок, а необходимо сотни. Так что теперь мы, по большому счету, не знаем, сколько ювелирных изделий изготавливают в нашем регионе. Даже городские мастера-ювелиры не всегда приносят изделия на клеймение. Сейчас нет порядка: захочет ювелир — сдаст на клеймение, — сетует Валерий Богданович, главный контролер Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора.
Если ювелирная мастерская выдала изделие не в срок и без оттиска пробирного клейма, да еще отправляет самостоятельно ставить клеймо — такой мастерской нельзя доверять. Безусловно, есть мастерские, которым можно доверять на сто процентов. Как правило, это те, кто давно зарекомендовал себя на рынке. Если клиент забрал изделие без клейма, а при проверке оказалось, что проба ниже, следует обратиться в прокуратуру.
— Важно сохранить квитанцию. Процент потерь должен указываться сразу и в граммах, а не только в процентах. Покупая изделие с рук, человек может столкнуться с тем, что оттиск пробирного клейма, взятого из одного изделия, впаян в изделие более низкой пробы. Об этом покупатель может не догадываться годами, — говорит Богданович.
Невыгодно быть вором
— На обороте квитанции обязательно должен быть эскиз. Его отсутствие — серьезная ошибка. Если выбрано изделие из каталога, записываются выходные данные издания. Если эскиза нет, то и претензии нельзя предъявить. Вместе с изделием клиент получает и квитанцию с эскизом. Ювелиру невыгодно быть вором и терять репутацию. Подмешивать в изделие металл более низкой пробы в Бурятии не будут. Я ручаюсь, — говорит председатель БРО ВТОО Союза художников России Владимир Русских. — А вот импортные изделия грешат тем, что пустотелые могут быть изнутри залиты смолой. Брать с клиента 30 процентов можно лишь в том случае, если работа над изделием остановлена по желанию заказчика. Теперь, если изделия на руках у клиента нет, он ничего не сможет доказать.
По мнению Владимира Русских, Алексей должен был забрать изделие и бесплатно провести независимую экспертизу. Затем на основании экспертизы подать в суд, и он выиграл бы дело.
Договор раз и навсегда
— Квитанция — договор, заключенный раз и навсегда. Ответственность за его нарушение предусмотрена Законом «О защите прав потребителей». Поэтому следить за ее заполнением надо особенно тщательно. Все графы бланка, выдаваемого ювелирам Ремесленной палатой, должны быть заполнены разборчиво. Если возникла претензия к изготовителю, необходимо предъявить ее письменно, перечислив все недостатки, и сразу указать, чего вы добиваетесь — возмещения средств или переделки, — говорит юрист общества защиты прав потребителей Александр Федченко.
После консультации у специалистов Алексей, конечно, имел право обратиться в прокуратуру, но очевидность отсутствия доказательств заставила его махнуть на это дело рукой.
— Теперь буду умнее и другим советую, — сказал он на прощание.
Учимся отстаивать свои права при изготовлении ювелирных изделий в специализированных мастерских
Несмотря на изобилие различных ювелирных украшений в магазинах вы наверняка сталкивались с такой ситуацией, что не можете подобрать для себя или своих родных и близких то, которое действительно бы понравилось и радовало глаз. Либо наоборот, украшение понравилось, но указанная на его этикетке цена, мягко говоря, вводит вас в шок.
Поэтому одним из вариантов решения таких проблем является изготовление нужного вам ювелирного изделия специализированной мастерской. При этом там не только изготовят то ювелирное украшение, которое вам нравится, но вы и значительно сэкономите, если украшение будет изготовлено из вашего драгоценного металла (старые, надоевшие или сломанные ювелирные изделия).
В нашей сегодняшней беседе мы попробуем в доступной форме рассказать читателям, как получить качественное ювелирное украшение и уберечь себя от возможных неприятностей. При этом попытаемся помочь вам стать грамотными потребителями, знающими свои права и умеющими их отстаивать. Все это для того, чтобы полученное ювелирное изделие приносило радость и удовольствие и вы не испытывали разочарования и огорчения, и, конечно, для того, чтобы сэкономить нервы, время и деньги.
Основными документами, регулирующими отношения между потребителями и исполнителями, в сфере бытового обслуживания является Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1 и Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г. №1025.
При этом Закон о защите прав потребителей – один из немногих российских законов (если не единственный), который защищает права неограниченного круга граждан от недобросовестных производителей товаров и услуг. Характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность за нарушение прав потребителя наступает только у исполнителя (изготовителя). Это объясняется необходимостью обеспечения интересов потребителя как более слабой стороны в договорных отношениях. Но давайте сначала разберемся, кто же является потребителем, а кто исполнителем.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору.
При выборе ювелирной мастерской обратите внимание на наличие на вывеске информации, которая исполнителем в обязательном порядке должна быть доведена до потребителя:
— фирменное название (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы;
— сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего органа;
— перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и их предоставления;
— обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать ювелирные изделия;
— сроки изготовления ювелирных изделий;
— прейскурант цен на изготовление ювелирных изделий.
Кроме того, в удобном для обозрения месте исполнитель обязан предоставить потребителю для ознакомления;
— правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1025;
— адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления;
— образцы договоров (квитанций) об оказании услуг по изготовлению ювелирных изделий;
— образцы (модели) изготавливаемых ювелирных изделий (каталоги, журналы и т.д.).
Также исполнителем должна быть предоставлена информация об утвержденных нормах потерь драгоценных металлов, допустимых при изготовлении ювелирных изделий (угар).
Определившись с фирмой, которой вы хотите доверить изготовление ювелирного украшения, следует заключить договор. Договор на изготовление ювелирных изделий оформляется в письменной форме, обычно квитанция формы БО-10ДМ, и должен содержать следующие сведения:
— наименование и местонахождение (юридический адрес) ювелирной мастерской исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации), телефон;
— фамилия, имя, отчество заказчика, адрес места жительства, при необходимости – телефон для связи;
— вид оказываемой услуги (работы) с приложением эскиза за подписью потребителя;
— цена услуги (работы);
— точное наименование, описание и цена драгоценных металлов, принятых исполнителем для изготовления ювелирного изделия, их вес (например, лом ювелирных изделий, кольцо, серьги и т.д.) из золота 585 пробы массой 15,6г), а также драгоценных камней с указанием формы, размера, массы, цвета и дефектов.
Если для изготовления ювелирного изделия вы сдаете исполнителю лом золотых коронок, которые были изготовлены законно, зарегистрированными в инспекции пробирного надзора стоматологическими поликлиниками, то обратите внимание что такой лом должен быть принят у вас не ниже чем по 850 пробе. Следует заметить, что в зависимости от добросовестности изготовителя зуботехнических изделий фактическая проба золота в них может быть как меньше, так и больше, чем 850 проба. Поэтому, чтобы не попасть в такой ситуации впросак, на ваш выбор предложите исполнителю:
— для определения фактической пробы золотых протезов и коронок в вашем присутствии провести плавку лома, и со слиточком, на котором исполнитель поставит свой именник (знак изготовителя), прийти в инспекцию пробирного надзора. В короткие сроки и за небольшую плату сотрудники инспекции определят пробу золотого сплава;
— для изготовления ювелирного изделия использовать конкретно сданный вами лом золотых зубов и коронок;
— отметка об оплате потребителем полной цены изготовления ювелирного изделия, либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплат произведена.
Наш совет – не оплачивайте заказ полностью до его исполнения, как бы привлекательно ни выглядел образец на эскизе или в предложенном вашему вниманию каталоге. Если исполнитель не согласен отказаться от полной предоплаты, уходите от него. Ищите ювелирную мастерскую, где аванс минимальный и оплата работы производится по результату.
— дата приема и исполнения заказа;
— другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
— должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора (квитанции) выдается исполнителем потребителю. Если на ювелирное изделие в договоре не предусмотрен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками, могут быть предъявлены потребителем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня передачи потребителю ювелирных изделий. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее 6 месяцев и недостатки работы обнаружены по истечению гарантийного срока, но в пределах 6 месяцев со дня выдачи готового ювелирного изделия, исполнитель несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки возникли до передачи ювелирного изделия потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. К таким недостаткам можно отнести производственный брак (скрытый дефект изделия), который невозможно обнаружить визуально и последствия которого выявляются только в процессе хранения и ношения ювелирного украшения (трещины, поры и др.). Не стесняйтесь обсуждать с исполнителем условия договора, спрашивать, если что-то непонятно. Такой подход поможет избежать неприятностей в дальнейшем.
Как быть, если в назначенный исполнителем срок вы пришли забирать свой заказ и выясняется, что исполнитель еще не приступил к изготовлению вашего ювелирного украшения, ссылаясь на большое количество заказов или отсутствие ювелиров, или вы справлялись у исполнителя ранее, и стало очевидным, что изготовление не будет выполнено в срок? В этом случае вы вправе по своему выбору:
— назначить исполнителю новый срок, в течении которого исполнитель должен приступить к изготовлению вашего ювелирного изделия и/или закончить его изготовление, и потребовать уменьшение цены за выполнение работы;
При расторжении договора исполнитель обязан вернуть вам в полном объеме переданные ему драгоценные металлы. Однако если исполнителем работа по исполнению вашего заказа уже осуществлялась, то вернуть вам те изделия, которые вы ему сдавали для работы, он не сможет. Возвращен вам будет слиточек с оттиском именника исполнителя, по составу и весу равный сданному вами драгоценному металлу. Например, если вами были сданы ювелирные изделия из золота 585 пробы весом 15,60г., то исполнитель должен вернуть золотой слиточек, весом 15,60г. соответствующий 585 пробе, а также аванс, уплаченный вами при заключении договора. При отказе от исполнения договора исполнитель не вправе требовать от вас возмещения своих затрат, произведенных в процессе изготовления ювелирного изделия, а также платы за выполненную им работу, за исключением случая, если вы эту работу приняли.
Если исполнитель нарушает установленные договором сроки изготовления ювелирного изделия или назначенных потребителем новых сроков, исполнитель уплачивает потребителю за каждый день в размере трех процентов цены выполнения работы, если договором не оговорен иной процент неустойки. Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала изготовления ювелирного изделия взыскивается за каждый день просрочки вплоть до начала выполнения работы. Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания изготовления ювелирного изделия взыскивается за каждый день просрочки вплоть до окончания выполнения работы.
Если при получении готового ювелирного изделия вами обнаружены недостатки (ювелирное изделие отличается от эскиза, браслет больше или меньше оговоренного размера, серьги разной величины и др.) вы вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;
— соответствующего уменьшения цены выполненной работы;
— безвозмездного изготовления другого ювелирного изделия из драгоценного металла такой же пробы. При изготовлении другого ювелирного изделия потребитель обязан возвратить изделие, ранее переданное ему исполнителем.
При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении нового ювелирного изделия не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы.
При получении готового изделия внимательно осмотрите его на предмет дефектов, открывания-закрывания замков, отсутствия пропусков и срывов на резьбе винтового замка, надежно ли закреплены вставки, есть ли предохранитель на замке браслета и др. Проверьте наличие на ювелирном украшении оттиска Российского государственного пробирного клейма и именника производителя. В случае отсутствия на изделии государственного пробирного клейма, подтверждающего достоинство сплава, из которого оно изготовлено, настоятельно требуйте у исполнителя направить ваше ювелирное украшение в государственную инспекцию пробирного надзора для его опробования и клеймения. Если исполнитель будет вас уверять, что на опробование и клеймение уйдет не меньше месяца и это будет очень дорого стоить, не верьте. В среднем на эту процедуру госинспекция затрачивает 3 дня, а стоимость ее составляет от 10 до 50 рублей за одно изделие. Лучше отложить момент радости получения своего украшения на небольшой срок и удостовериться, что оно изготовлено из качественного ювелирного сплава, проба золота которого соответствует одной из проб, установленных в Российской Федерации, чем в дальнейшем терзать себя сомнениями.
Немаловажно проверить в квитанции и правильность отражения массы готового изделия, потерь драгоценного металла при его изготовлении и, возможно, имеющегося остатка. Например, для изготовления браслета вами был сдан лом золота 585 пробы весом 15,60г, готовое изделие имеет вес 14,20г. Потери при изготовлении браслета, согласно утвержденным исполнителем нормам, составляют 6,3% от веса готового изделия, то есть в вашем случае они равны 0,89г. Таким образом, общая масса золота 585 пробы, пошедшая на изготовление вашего ювелирного изделия, составляет 15,09г (14,20г.+0,89г.). Остаток металла, который вам должен быть возвращен исполнителем, соответствует 0,51г.
Если вами утеряна квитанция, подтверждающая заключение договора на изготовление ювелирного изделия, не огорчайтесь. В этом случае ювелирное изделие будет выдано вам на основании письменного заявления, написанного на имя руководителя фирмы, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.
Если вы все же стали жертвою недобросовестного исполнителя и не получили то ювелирное украшение, о котором мечтали, на помощь вам придут сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю. Они рассматривают жалобы потребителей, консультируют по вопросам защиты их прав.
Для проведения экспертизы и проверки достоинства сплава (пробы), из которого изготовлены ювелирные изделия, обращайтесь в Восточно-Сибирскую государственную инспекцию пробирного надзора, расположенную по адресу: проспект Свободный, 72, г. Красноярск, 660041.
Надеемся, что наши советы помогут вам избежать тех подводных камней, которые подстерегают потребителей в море, именуемом «бытовое обслуживание населения», и верим, что доживем до светлых дней, когда окружающие нас изготовители ювелирных изделий будут стремиться завоевать хорошую репутацию, а завоевав дорожить ею.