Обложка учебника истории 5 класс что изображено на обложке
Российские депутаты подарили Асаду учебник 5-го класса СССР с изображённой на обложке Пальмирой — эксклюзив «РВ» (ФОТО)
Депутат Государственной думы от КПРФ Александр Ющенко подарил сирийскому президенту Башару Асаду советский учебник истории за 5-й класс с изображёнными на обложке памятниками Пальмиры. Свидетелем этого момента стал представитель «Русской Весны».
«Позвольте вам вручить обращение, сопроводив его учебником пятого класса истории древнего мира, выпуска 1983-го года, по которому мы учились в школе, с изображением древней Пальмиры», — сказал Александр Ющенко, вручая учебник истории президенту Асаду во время встречи в Дамаске.
«А также газету „Правда“, выпущенную 13 апреля 1961 года, в которой говорится о первом полете в космос Юрия Гагарина. А также памятную медаль, приуроченную к этой дате», — добавил депутат Ющенко.
Затем он зачитал приветственное обращение от руководителя коммунистической партии Геннадия Зюганова. Приведём выдержки из него:
«Далека от России Сирия, но её тёплым дыханием издавна согревалась русская душа и культура.
На обложке советского школьного учебника истории древнего мира изображена была сирийская Пальмира.
„Северной Пальмирой“ называли поэты красивейший город России, Санкт-Петербург, молодую столицу — и это название стало её вторым именем. Украшением Санкт-Петербурга стал Эрмитаж, а украшением Эрмитажа — античный мраморный портрет сириянки. Отцы церкви считали, что в краткой молитве Ефрема Сирина (Сирийца) заключено всё Православие и всё Евангелие.
Фашисты крушили культурные ценности, их снаряды попадали в Эрмитаж, как снаряды террористов в древние храмы Пальмиры.
Ещё гремели последние залпы Великой Отечественной войны, когда советские сапёры приступили к разминированию и спасению Дрезденской галереи, заминированной фашистами.
И точно так же сегодня российские и сирийские сапёры разминируют культурные сокровища Пальмиры, заминированные террористами. »
Мем: Учебник истории Статьи редакции
После новости об уничтожении арки в Пальмире блогеры предложили свои варианты разрушенных реликвий
Новость об уничтожении реликвии вызвала у многих россиян чувство ностальгии.
Кажется, сейчас кто-то отхватит за наш учебник 5-го класса.
Один из популярных постов на тему учебника превратился в мем. Блогеры начали публиковать свои версии обложки книги, фантазируя на тему того, что ещё может быть разрушено.
Я учился в школе по этому учебнику. Сегодня эту планету взорвала Империя. Нечего больше сказать. pic.twitter.com/3uLdGbFDcz
Я учился в школе по этому учебнику. Сегодня эту башню взорвали хоббиты. Нечего больше сказать. pic.twitter.com/d8y9ecdPo3
Мы все учились по этому учебнику. Понятно, да? Нечего больше сказать pic.twitter.com/zMjznEtuvY
Честно говоря, впервые вижу этот учебник,
Вадим Елистратов,
TJ
В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.
Найдено в интернете, за источник не ручаюсь. Но точно помню, что такой вопрос был в Что? Где? Когда? и вроде бы знатоки на него ответили.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 28
РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
1. Почему греки называли своих главных богов олимпийскими?
Греки считали, что боги живут большой семьей на горе Олимп. Поэтому эти боги и получили название олимпийские.
2. Кого из богов и богинь греков вы помните? Что рассказывали греки о каждом из них?
3. Как поделили между собой власть над миром три бога — три брата? Как их звали?
Трех братьев-богов звали Посейдон, Зевс и Аид. Посейдону досталась власть на море, Зевс стал господствовать в небе, а Аид — в царстве мертвых.
Опишите рисунок «Прометей и Атлант…» (см. с. 137).
Каким мукам и за что Зевс подверг Прометея? Что держит на плечах великан Атлант?
Атлант, изображенный на рисунке слева, держит на своих плечах небо. Атлант был титаном и сражался против олимпийцев. После победы олимпийцев Зевс пощадил Атланта, но обрек его вечно держать небесный свод на своих могучих плечах.
Подготовьте сообщение
Подготовьте сообщение о герое древнегреческих мифов Геракле. Выскажите своё отношение к поступкам Геракла.
Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Жена Зевса очень разозлилась измене мужа и прямо перед рождением Геракла заставила Зевса поклясться, что первый новорожденный из рода Персея будет верховным царем. Поскольку Геракл был из рода Персея и должен был вот-вот родиться, Зевс дал такое обещание. Однако Гера обманула его, задержав рождение Геракла и ускорив рождение его кузена Эврисфея, который родился первым, и Геракл должен был ему подчиняться. Тогда Зевс заключил договор с Герой, что Геракл не будет всю жизнь находиться в подчинении Эврисфея, но совершив 12 подвигов по поручению царя, освободится от его власти.
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.
Много еще подвигов совершил Геракл. В конце своего жизненного пути Геракл убивает из лука смоченной в яде лернейской гидры стрелой кентавра Несса, который согласился перевести жену Геракла Деяниру через реку, а потом попытался похитить её. Умирающий Несс обманывает Деяниру, сказав, что его кровь можно использовать как любовное зелье. Деянира собирает немного его отравленной крови. Затем Геракл берет в плен Иолу. Деянира, приревновав к ней, посылает мужу одежду, смоченную кровью Несса, чтобы возвратить его любовь. Кровь кентавра причиняет Гераклу ужасные мучения, и он бросается в огонь. Геракл умирает и возносится на небо. Он был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.
В древнегреческой мифологии Геракл был великим героем. Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека, руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. В каждом подвиге Геракла есть особый смысл, раскрывающий определенные качества или черты характера.
Чем отличались представления об облике богов у египтян (Анубис, Тот, Гор, см. рис. на с. 52—55) и у греков (см. рис. на с. 135)?
Боги египтян представлялись полулюдьми-полуживотными, поскольку изначально египтяне поклонялись животным, видя в них силу природы и стихий. С изменением общественных отношений божества приобрели антропоморфный облик с частями тела животного, чаще всего — с головой.
Боги Древней Греции были во всем похожи на людей — и обликом, и своим внутренним миром. Они точно так же как и люди спорили, любили, ненавидели, воевали, строили козни друг другу и дружили. Отличие же от людей заключалось в том, что древние греки наделяли богов сверхъестественными способностями, которые были не под силам простым смертным. Боги бессмертны, боги повелевают судьбами людей.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль играло море в жизни древних греков? Какую — горы?
Море окружало Грецию практически со всех сторон, существенная часть населения Греции также проживала на многочисленных островах в Ионическом и Эгейском морях. Поэтому море играло огромную роль в жизни древних греков. Все мифы и легенды древних греков так или иначе связаны с морем. Греки плавают по морю, торгуют по морю, идут на войну по морю. Все греки были отличными мореходами.
Горы также играли большую роль в жизни греков. Во-первых, горы были естественными границами, разделяющими земли Греции, а также защитой от врагов. Во-вторых, в горных долинах греки занимались скотоводством и земледелием, на склонах гор выращивали виноград и маслины. Вино и оливковое масло до сих пор является главными продуктами экспорта Греции. В-третьих, горы были естественным хранилищем различными рудными полезными ископаемыми, поэтому греки были искусны в обработке металлов и ремесленничестве. В-четвертых, горы давали богатство и разнообразие растительного (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и прочие) и животного мира (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы).
Как называются две знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции? Каково содержание поэм? Что известно об их авторе?
Самые знаменитые поэмы, созданные в Древней Греции — «Илиада» и «Одиссея». В них Гомер описал один из заключительных этапов Троянской войны и увлекательное путешествие героя войны, царя Итаки Одиссея во время его возвращения из Трои домой на Итаку. В поэмах Гомера мы можем увидеть изобилие различных героев Древней Греции, описание их подвигов, а также уловить взаимосвязь с древнегреческой мифологией. По сути, Гомеру удалось удачно переплести существовавшие на момент написания поэм мифы и исторический факт Троянской войны. Об авторе Гомере не известно практически ничего. Даже сами греки не знали, кто был этот человек, где он родился, как выглядел. Семь городов спорили между собой за честь называться родиной Гомера. Существовала легенда, что этот поэт был слепым. Сегодня ученые уверены, что поэмы Гомера были созданы в VIII веке до н.э.
Какие явления природы отразились в религиозных верованиях греков? Какие занятия людей?
Действиями богов греки объясняли различные природные явления: дождь, засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи и болезни. Все основные занятия греков имели своих богов-покровителей: земледелие — Деметра, охота — Артемида, виноделие — Дионис, ремесленничество — Гефест, торговля — Гермес, искусства — Аполлон и т.д. Греки приносили жертвы богам и возводили в их честь храмы, создавали различные сказания.
Рецензии на книгу « Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. ФГОС » Годер, Свенцицкая, Вигасин
Отличный учебник! Текст написан понятно, интересно и так, чтобы его можно было запомнить. Всё иллюстрируется картинками для лучшего понимания.
Я учусь по этому учебнику и считаю что он очень интересный. повторяя домашнее задание, не заметишь как зачитаешься и дочитаешь до конца.
Мои дети учатся по этому учебнику. Отвратительный. Упрощённый текст без внутренней логики. Это не учебник истории 5 класса, это рассказы для чтения в детском саду. Ответов на вопрос, в конце параграфов, можно и не найти в тексте (см.пример «Индия»).
Выдержки из «учебника» для иллюстрации сказанного:
«В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения».
— Почему не мог, не понятно…
«Вождь племени, его соратники, а так же старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть добычи».
— Особой доблестью не отличались, но из-за известности родителей их выбирали вождями. Что это за бред? Им выделяли лучшие земли… Почему? Кто выделял, господь Бог? Термин «соратники» не объясняется.
После этого взял учебник Коровкина за 1986 год, тот который с аркой в Пальмире на обложке, и далее сравнивал.
Учебник Годера: §2 «Родовые общины охотников и собирателей»: «Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь».
— Всё. Как, почему? Неважно. Просто менялись и всё.
Учебник Коровкина: §3 «Родовые общины «людей разумных»», п.1 «Как и почему развивались первобытные люди».
— Там можно весь пункт процитировать, потому что всё по делу. Но если кратко, то изменился человек потому что работал, обрабатывал камни, дерево, шкуры, так развивались руки. Изготавливал нужные предметы и обдумывал свои действия. Охотники распределяли роли и тактику охоты. Далее:
«В коллективном труде развивались ум и речь людей [выделено курсивом]. В борьбе с природой выживали те коллективы, которые были более сплочены, лучше изготовляли орудия труда, знали полезные растения и повадки животных. Другие же коллективы вымирали от голода или гибли в схватках с хищниками».
Учебник Годера: «Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и научились добывать его. Они изобретали новые орудия труда, у них появились одежда и жилища».
— Они такие, наши предки, по-другому и быть не могло. Гордимся!
Учебник Коровкина: «Только ценой упорного труда наши далёкие предки получали от природы необходимое для существования».
— Дальше рассказ русских этнографов, которым довелось увидеть быт народов Севера 150 лет назад. Жесть. Но в современном изложении всё закономерно — работай усерднее и ты разбогатеешь, а если нет, то ничего страшного не случится.
Ассирия
Учебник Годера
Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростёрлись перед троном и целуют пол у его ног.
Учебник Коровкина
Стены внутри дворца были покрыты каменными плитами с вырезанными на них рельефами. Скульпторы изобразили на рельефах походы ассирийского войска, разрушение вражеских городов, беспощадные казни и угон пленников в рабство. Другие рельефы показывали охоту царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы. С исключительной выразительностью изображены звери, бросающиеся в ярости на охотника или умирающие от ран.
Индия
Учебник Годера
§21 «Индийские касты», вопрос №4: Кого называли «неприкасаемыми»?
Читаем п.5 «Неприкасаемые». «Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне».
— Так кто же такие неприкасаемые, может раньше об этом было сказано? Читаем п.1 «Миф о происхождении четырёх каст». «Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг».
— Всё! Как ответить на вопрос Кого называли «неприкасаемыми»? Слуг, что ли? Тогда почему одни слуги как слуги, другие неприкасаемые?
Учебник Коровкина
«Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входивших ни в одну из основных каст».
— Коротко и ясно. Слово неприкасаемые в кавычки не берётся, а выделено курсивом.
Из сравнения учебников можно заметить, что жизнь людей в учебнике 1986 года описана прямо, реалистично, без стеснения и ретуши. Про боль, страдания, трудности, про неприглядность некоторых сторон жизни. Это дополнительные знания о мире, не менее важные, чем исторические события. Всего этого нет в данном учебнике (Годер, Свенцицкая, Вигасин) Сравни:
— «Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов» ИЛИ «Скульпторы изобразили на рельефах походы ассирийского войска, разрушение вражеских городов, беспощадные казни и угон пленников в рабство. Другие рельефы показывали охоту царя на львов, привезённых в клетках для царской забавы».
— «входили в деревню убрать мусор или сделать другую чёрную работу» или «убирали нечистоты, обдирали шкуры с трупов павших животных».
В учебнике 1986 года всё относительно кратко, логично и понятно, а в современном упрощённая до нельзя словесная каша. В 1986 десяток вопросов по теме, а в данном парочка. Нет, это не учебник истории 5 класса.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.
1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?
Формирование родовых общин, разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) и изготовление одежды обусловили выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.
2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?
Древняя одежда представляла собой покровы из шкур и меха животных. Древнейшие жилища — пещеры, в которых люди могли укрыться от непогоды и оборониться от хищных животных. На территориях, где не было пещер, древние люди рыли землянки, сооружали навесы из веток, костей и шкур животных.
3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?
В одиночку ни один охотник не мог справиться с крупным зверем. Поэтому древние люди стали использовать технологии коллективной загонной охоты. Роли охотников были распределены: отдельные группы гнали зверя в заготовленную ловушку (яму, овраг, болото), другие группы встречали зверя и убивали его.
4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?
Слово «община» выражает один из основных признаков такого сообщества — все в общине было общим: люди сообща добывали пищу, обустраивали жилище, а добыча, неважно кем она была добыта, делилась поровну. Слово «родовая» выражает главный признак родовой общины, в которой родственные связи являлись основными. Все близкие и дальние родственники, состоящие в общине, считались сородичами.
5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
Лук и стрелы позволили древним людям охотиться на мелких и быстрых зверей, поражая их с расстояния. С копьём и дубинкой за такими мелкими зверями охотиться не получится — они предназначены преимущественно для охоты с близкого расстояния.
Примечание: Конечно, о расстоянии в «сотни шагов», как сказано в учебнике, речи не идет. Для того, чтобы поразить цель с такого расстояния, необходимы профессиональные, а не кустарно изготовленные луки, с большой степенью упругости, огромная сила охотника, чтобы натянуть такой лук и огромный опыт и глазомер, чтобы попасть с такого расстояния по движущейся мишени. Представляется маловероятным утверждение авторов о «сотнях шагов».
Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 18). Что изображено на первом плане, на втором плане?
На рисунке изображена родовая община древних людей. На переднем плане мужчины занимаются изготовлением орудий труда и охоты, а женщина шьет одежду из шкур. На заднем плане мы видим женщину, которая разрезает растянутую на кольях и высушенную шкуру, людей, которые готовят пищу на костре, мужчину, который принес череп оленя для дальнейшей его обработки. Дети сидят в палатке и наблюдают за работой взрослых, перенимая опыт.
Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 19). (По учебнику и ресурсам Интернета.)
На территории России уже найдено большое количество останков мамонтов. Большая часть находок мамонтов в России встречается в Сибири и Якутии. Примерно 12 тысяч лет назад в тех краях было тепло, поэтому эти крупные млекопитающие были очень распространены. Ледниковый период привел к смерти мамонтов, останки которых хорошо сохранились в толще вечной мерзлоты. Самыми известными находками считаются хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Димы и мамонтенка Любы. Диму нашел бульдозерист в Магаданской области – установлено, что несчастный мамонтенок повредил ногу, и поэтому (а может он спасался от саблезубых тигров) свалился в грязевую яму или болото. Не смог выбраться, и умер. Благодаря тому, что останки мамонтенка Димы пролежали в слое вечной мерзлоты и влаги без доступа воздуха, он великолепно сохранился. До 2007 года это был первый уникальный мамонт, найденный целиком. Сейчас мамонтёнок Дима находится в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге.
В 2007 году рекорд Димы по целостности туши был побит мамонтенком Любой – ее нашли на Ямале. Предположительно, река вымыла останки животного из глубин Колымы, их обнаружил местный оленевод Юрий Худи. Поскольку Диму изрядно потрепали собаки, да и лежала туша до прибытия ученых около 10 дней, сохранность Любы – это полностью заслуга оленевода, который 2 дня почти бегом добирался до цивилизации, чтобы сообщить о находке. Мамонтенок Люба прекрасно сохранилась.
Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 17)? Как их изобретение изменило жизнь людей?
Разница между копьем и гарпуном заключается в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого, охотник должен быть способен быстро вытащить копье для следующего удара. Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов (острог) делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.