Обливион что такое тэт
Spoilering
все то, что вы, возможно, не хотели знать )
Обливион (Oblivion, 2013)
В обязанности Джека, имеющего позывные «Техник-49», входит восстановление работоспособности повреждённых дронов, в то время как Виктория наблюдает за перемещениями дронов и поддерживает связь с находящейся на «Тете» Салли — руководителем миссии, — осуществляющей непосредственное управление дронами. До конца миссии Виктории и Джека осталось всего две недели, после чего они должны будут присоединиться к выжившей части человечества на Титане.
Память Джека и Виктории была стёрта пять лет назад, чтобы предотвратить утечку важной информации в случае, если они будут захвачены находящимися на Земле инопланетными силами. Однако Джеку, несмотря на это, постоянно снится один и тот же сон, в котором он видит себя с какой-то незнакомкой в Нью-Йорке до вторжения.
Отправляясь на вылазку для восстановления двух подбитых инопланетянами дронов, Джек обнаруживает, что из первого из них кто-то извлёк источник питания. Пеленгуя радиомаяк второго дрона, он спускается в помещение библиотеки, где подбирает книгу стихов Томаса Маколея «Песни Древнего Рима». Оказывается, что дрона в библиотеке нет — его радиомаяк был использован, чтобы заманить Джека в засаду. Однако подоспевший на помощь первый дрон помогает Джеку отбиться от нападавших.
Ночью Джек и Виктория просыпаются от далёкого взрыва: одна из станций водозабора была уничтожена. На утреннем сеансе связи Салли строго отчитывает своих подчинённых.
Виктория пеленгует странный сигнал, направленный в космос. Сигнал содержит закодированные координаты, указывающие на квадрат 17. Джек отправляется к месту расположения запеленгованного передатчика и оказывается у развалин Эмпайр-стейт-билдинг. Найдя передатчик, Джек отключает его, после чего скрывается от наблюдения Виктории, чтобы отправиться в своё секретное убежище — хижину, которую он построил в небольшом не затронутом ядерными ударами зелёном уголке и обставил собранными в его вылазках предметами из мирной жизни.
Отдыхая, он внезапно замечает спускающийся с неба космический корабль. Следуя на своём летательном аппарате к месту его падения, Джек оказывается в квадрате 17. Корабль разрушился при посадке, однако анабиозные капсулы уцелели, и в одной из них Джек обнаруживает ту самую незнакомку из его снов. Подоспевшие дроны расстреливают выживших космонавтов, однако Джек закрывает незнакомку собой, и дрон, потеряв цель, улетает.
Джек привозит капсулу на станцию, где при помощи Виктории выводит незнакомку из анабиоза. Проснувшись после многолетнего сна, она вдруг называет Джека по имени. Виктория предлагает дождаться утреннего сеанса связи с Салли и получить дальнейшие инструкции, но незнакомка настаивает на немедленном возвращении к месту крушения, чтобы найти и забрать бортовой регистратор корабля — исследовательского корабля NASA «Одиссей». Джек соглашается с её планом, однако, найдя искомое, они попадают в устроенную на них засаду. Джек успевает отдать своему летательному аппарату команду на автоматическое возвращение на станцию, после чего теряет сознание.
Джек считает, что попал в плен к инопланетянам, но оказывается, что на самом деле это группа уцелевших в войне людей во главе с Малкольмом Бичем (Морган Фриман). Малькольм объясняет, что они как раз и являются уцелевшей частью человечества, а работой Джека и Виктории на самом деле руководят инопланетяне; водозаборная станция была уничтожена повстанцами при помощи бомбы, сделанной из источника питания дрона. Джек отказывается верить его словам, и Малькольм предоставляет Джеку и незнакомке свободу, рекомендуя им отправиться в запретную зону, которую навигационная система летательного аппарата Джека характеризует смертельным уровнем радиации, где тот сможет лично убедиться в правоте слов Малькольма.
Джек и незнакомка добираются до развалин Эмпайр-стейт-билдинга, где Джек использует ранее отключенный им передатчик, чтобы отправить сигнал Виктории. Виктория принимает переданное азбукой Морзе сообщение и посылает к ним летательный аппарат. В ожидании его прибытия Джек разговаривает с незнакомкой, которая рассказывает ему о себе; оказывается, что она — его жена, Юлия. Джек внезапно вспоминает, как он сделал ей предложение на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг — на том же самом месте, где они стоят сейчас. Юлия предъявляет подаренное Джеком обручальное кольцо, и он осознаёт, что всё сказанное ею — правда. Джек обнимает Юлию; эту сцену через камеры прибывшего летательного аппарата наблюдает Виктория.
Джек и Юлия возвращаются на наблюдательную станцию. Виктория, ревнуя Джека, отказывается открыть для них вход и рассказывает Салли о нарушении Джеком субординации. На станции находится частично неисправный дрон, ожидающий ремонта; после сообщения Виктории дрон активируется и атакует её и Джека. Виктория погибает, но Юлия успевает расстрелять дрона из пушек летательного аппарата, тем самым спасая Джека. А Обливион нагнетает сюжет фильма и мы, искренне переживая персонажам фильма продолжаем смотреть…
Джек и Юлия покидают станцию, но на их перехват уже летят другие дроны. В ходе воздушного боя Джек сбивает всех дронов, но подбит и его летательный аппарат; Джек катапультирует кабину, которая приземляется на парашюте в запретной зоне. Придя в себя после жёсткой посадки, Джек понимает, что они живы — и, соответственно, никакой «смертельной радиации» в запретной зоне нет. Поднявшись на гребень дюны, он видит человека, пытающегося починить повреждённого в бою дрона. Пытаясь не допустить этого, Джек вступает в противостояние с незнакомцем и обнаруживает, что тот как две капли воды похож на него самого, отличаясь только шевроном — «Техник-52». Джеку удаётся справиться со своим близнецом и предотвратить включение дрона, но в ходе драки шальная пуля тяжело ранит Юлию.
Джек представляется летательному аппарату своего противника как «Техник-52», и тот подтверждает успешную авторизацию, тем самым убеждая Джека в мысли, что «Техник-52» — копия его самого. Летательный аппарат доставляет Джека к станции наблюдения № 52 — копии его собственной станции № 49, только установленной на горном хребте. Там Джек встречает точную копию Виктории и понимает, что она — тоже клон. Забрав со станции универсальный медицинский прибор, Джек возвращается к Юлии и залечивает её рану.
Джек отвозит Юлию в своё убежище, где они отдыхают после всего пережитого за день. Юлия отмечает, что они всегда мечтали о доме в лесу на берегу озера, и Джек понимает, что его решение построить свою хижину именно в таком месте было вызвано его неосознанными воспоминаниями.
Приближаясь к концовке Обливиона, мы наблюдаем, как приблизившись к «Тету», Джек сообщает «Салли» (которая на самом деле является всего лишь аудиовизуальным образом, сгенерированным инопланетным разумом на основе записей сеансов видеосвязи «Одиссея» с Центром управления полётом), — что он доставил Юлию, и «Тет» впускает летательный аппарат внутрь. Внутри Джек видит огромное количество ячеек, в которых «вызревают» клоны — его и Виктории. Летательный аппарат приземляется рядом с огромной пирамидальной структурой — «мозгом» «Тета». Джек открывает привезённую им анабиозную капсулу, в которой оказывается смертельно раненый Бич, пожелавший погибнуть вместе с Джеком (Юлия тем временем просыпается и обнаруживает, что находится в хижине Джека). Джек цитирует строфу из найденной им в библиотеке книги, посвящённую подвигу Публия Горация Коклеса:
«И смерти нет почётней той,
Что ты принять готов
За кости пращуров своих,
За храм своих богов».
Три года спустя Юлия вместе с маленькой дочерью живёт мирной жизнью в хижине Джека. К хижине выходят бывшие повстанцы, среди которых оказывается Джек-52: битва с Джеком-49 пробудила в нём воспоминания Харпера, поэтому он догадался, какое место Джек-49 выбрал для постройки убежища.
Такую концовку Обливион подарил нам и с ней уже нельзя поспорить. Что кончено, то кончено.
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Обливион (2013) в культурном контексте
Фильм Обливион можно отнести к категории фильмов о борьбе с системой — некой надындивидуальной структурой, подавляющей человеческую свободу. Но при просмотре таких фильмов важно помнить, что выпущены они были тоже при содействии определенной системы, определенной общественной структуры, обладающей огромными финансовыми возможностями. И понятно, что никакая могущественная система не станет выставлять себя в фильме слабой, а значит, то, с чем борется герой фильма является на самом деле врагом системы.
Отсюда возникает вопрос: на кого или на что в реальности должен зритель спроецировать изображенного в фильме врага?
Структура места действия
Фильм начинается с экспозиции, в которой главный герой Джек Харпер описывает своё видение ситуации на земле.
В представленной им картине главное символическое значение имеет общая пространственная структура, в которой помещается иерархия действующих лиц и разыгрывается само действие.
Эта структура охватывает три сферы – Небо, Землю и промежуточное место, Воздух.
В небе находится Тет — главный командный центр в виде белого тетраэдра, на земле живут падальщики, а воздушная сфера отведена людям и дронам.
В античной греческой традиции эти символические локации соотносятся с тремя универсальными началами — умом, материей и душой.
Небо всегда символизировало умопостигаемую сферу, сферу неизменных сущностей и законов, сферу смысла.
Земля всегда была символом материального, чувственного мира.
В воздухе, между Землей и Небом находится Наблюдательная станция, на которой живут Джек и Виктория. Несколько раз ее называют Раем. 06:23, 52:35. Если к этому прибавить то, что Джек с Викторией созданы Тэтом, то аналогия с Адамом и Евой становится очевидной. Главные герои живут в Раю и имеют возможность общаться непосредственно с Богом.
Платоновская трактовка
Три типа персонажей – люди, дроны и падальщики – хорошо накладываются на традиционное деление души человека на три начала, которое было сформулировано Платоном в диалоге «Государство»: разумное, активно-волевое (яростное) и пассивно-чувственное (вожделеющее).
Соответственно, если трактовать персонажей как условные части личности, то Джек с Викторией олицетворяют разумное начало, дроны – активно-волевое, падальщики — вожделеющее.
Разумное начало должно стремиться к мудрости и господствовать, а яростное начало должно служить разумному и подчинять ему вожделения.
«Вожделеющее начало по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал» (442a-b).
Итак, герои фильма изначально пребывают в блаженном, райском состоянии, живя в соответствии с естественным порядком вещей. Но нам с первой минуты дают понять, что Джек почему-то сомневается в этом установленном порядке. А определенная цепь событий порождает в нем внутренние изменения.
Книга
Для спасения дрона Джек спускается в здание библиотеки, где уже при входе для него подготовлена книжка Томаса Маколея «Песни древнего Рима». 16:40
После битвы Джек подбирает ее. И, уединившись в мастерской, открывает книгу на странице с закладкой. 22:12
Строфа, на которую он должен обратить внимание, уже очищена от грязи. Всё это заставляет нас заподозрить намеренную манипуляцию сознанием Джека.
Правила
Особое значение в фильме имеет тема правил.
Сцена, когда Виктория выбрасывает подаренный Джеком цветок, должна показать зрителю бесчеловечность этой женщины, ее безразличие к Земле.
«Ты же знаешь правила»
Нам показывают, что Виктория ставит правила выше проявлений любви. Задача режиссера в этой сцене –
К чему приводит пренебрежение правилами мы знаем на примере персонажей из Прометея и Завета. Но в Обливионе задача создателей донести до нас, что это делать можно.
Рай на Земле
Другая идея, которую до нас настойчиво доносят, то, что наш дом не на Небе, а на Земле.
Джека не покидает смутное чувство, что он не должен улетать на Титан. За пять лет работы он построил хижину на берегу озера – собственный рай на Земле. 33:25
Найденную книгу он кладет поверх «Повести о двух городах» Ч. Диккенса. Книга повествует о жизни аристократов и простых людей во время Французской революции.
Так нам показывают, что Джек понемногу проникается революционными идеями.
Диккенс в этой книге доносит до читателей, что революция была неизбежна в условиях, когда аристократия выжимала из народа последние соки. Но вместе с тем он очень боялся бесконтрольного насилия, мести и разрушения.
Падение капсулы
Далее по сюжету, падальщики взрывают гидроплатформу и передают в космос сигнал для спуска жилого модуля. На щитке мы видим изображение солнца, что, возможно, как-то связано символикой приземления корабля с Юлией. 31:50
Этот эпизод ассоциируется с падением с неба Люцифера, который в некоторых оккультных учениях почитается как носитель света, принесший людям подлинное знание.
Так и Юлия – это персонаж, который приносит Джеку забытое знание о самом себе.
«Ты не тот, кем себя считаешь» 01:05:00
Подобно искусителю, Юлия появляется в Раю, где обещает Джеку помочь во всём разобраться. 48:30
Джек соглашается и попадает в руки падальщиков.
Вербовка
Здесь местный авторитет по имени Бич, которого играет Морган Фримен, сообщает Джеку альтернативную картину мира, согласно которой Тет – это главный злодей, уничтожающий людей и потребляющий ресурсы Земли.
Таким образом, создатели фильма инвертируют ту символику, которую заложили в его фундамент. Привычные архетипы получают противоположный смысл, их ценности переворачиваются.
То, что находится наверху, объявляется злом, а то что находится внизу – благом. И мы начинаем видеть подлинный, скрытый смысл фильма, который заключается в том, что низшее хочет свергнуть высшее. Чувственность хочет выйти из-под власти интеллекта, хаос хочет разрушить порядок.
Разумеется, внутри фильма, внутри этой идеологической конструкции, действия низших сил будут оправданы, и картина реальности, которую они предлагают, будет выстроена безупречно.
И пока мы поглощены фильмом, та смена парадигмы, которая происходит с Джеком, переживается нами как захватывающий сюжетный твист. Но если мы отстраняемся от предложенной картинки, и начинаем рассматривать фильм в культурном контексте, то мы начинаем видеть, как смысловой ряд фильма накладывается на общекультурные символы. И мы начинаем понимать, что образы фильма отражают тот глобальный мировоззренческий переворот, который произошел в западной культуре и который продолжает влиять на умы.
На допросе Бич произносит те же самые строки, которые прочитал Джек, что снова заставляет нас думать о манипуляции. Но манипулируют тут не только сознанием Джека, но и сознанием зрителя. До нас еще раз доносят идею, что следовать правилам и беспрекословно выполнять свои рабочие обязанности – это смешно.
«В зону заражения не ходишь, лишних вопросов не задаёшь» 54:55
А затем нам приоткрывается подлинная натура повстанцев, которую вряд ли можно назвать гуманной. Повстанцы открыто демонстрируют, как они будут вести себя с теми, кто не захочет выполнять их условия. 58:57
Они будут делать то же, что всегда делали революционеры с противниками их реформ. Для достижения своей цели они не остановятся ни перед чем. Джек для них – лишь клон, один из многих, жизнью которого можно пожертвовать ради всеобщего равенства. И даже жизнью Юлии они готовы пожертвовать, потому что она им не нужна, им нужен был только компактный реактор с корабля. 57:40
Так что наших героев отпускают вовсе не по гуманным соображениям, а по счастливой случайности. Низшее не знает гуманности, потому что благие идеи возникают только из высшего, с которым низшее борется.
Припоминание
Кроме традиционной символической триады Небо – Земля – Человек, в фильме используется и мифологема забвения и припоминания.
Ее суть в том, что человек при рождении забывает о том, что имеет бессмертную сущность, и в течение жизни должен вновь ее открыть в себе, припомнить. Понятно, что раз сущность – это нечто неизменное и постигаемое только умом, то она относится к сфере смысла. А сфера смысла, как я уже говорил, во все времена выражалась в образе Неба.
Но Обливион вновь переворачивает трактовку этой мифологемы: он убеждает нас, что подлинное место человека – не на Небе, на Земле. То есть, что сущность человека — это не дух, а материя. Что человек по сути – это только животное. И именно об этом должен вспомнить Джек.
Сцена припоминания, или обретения знания, происходит «на вершине мира», на смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг. Здесь идеи фильма ненавязчиво встраиваются в политический контекст.
«Я покажу тебе будущее» 01:05:25
После этих слов буквально на секунду показывают вид на здание Всемирного торгового центра, построенного на месте разрушенных башен-близнецов. Это здание (Башню свободы) некоторые называют символом финансового могущества США. Разумеется, его появление неслучайно и может считаться частью послания фильма.
Грехопадение
После того как Джек вкусил от древа познания, его изгоняют из Рая, обвинив в нарушении правил. 01:09:09
Происходит не что иное как грехопадение. Собственно, смысл мифа о грехопадении и заключается в том, что ум человека переходит в состояние затемненности чувственностью.
Это и происходит с Джеком, если трактовать его историю как иллюстрацию внутреннего развития личности: ум переходит во власть чувственности, материи.
Но оценка этого перехода снова даётся в соответствии с инверсией смыслов. Все знают, что развитие личности невозможно без дисциплины и самоограничения. Но нам показывают, что те, кто устанавливает правила и следит за их выполнением — это бездушные, жестокие, и не способные к сопереживанию существа.
«Вы же ее убили» 01:11:33
А те, кто правила нарушает, должны вызвать в нас сочувствие.
Это одна из господствующих ныне идей, ставшая особенно популярной после Фрейда, что культурные запреты и ограничения – это то, что якобы мешает человеку раскрыть себя.
Встреча с Тетом
Наконец, Джек встречается с самим инопланетным существом. Оно имеет форму тетраэдра и один глаз. Несложно увидеть в этом образе аллюзию на символ Всевидящего ока, или Лучезарной дельты.
Лучезарная дельта является символом всеведущего Бога. Но в фильме этот символ инвертирован: треугольник перевернут и имеет черный цвет. То есть, Бог показан мировым злом, поработившим человечество.
Ему также вменяется в вину разрушение Луны. Что это может значить? В отличие от Солнца, символизирующего непосредственное созерцание истины, Луна символизирует рефлексивное познание. Тогда, ее разрушение Тетом может намекать на то, что религия не даёт развиваться науке.
Кроме того, Луна – это традиционный символ женского начала, и в этом смысле ее разрушение может означать диктат патриархата, угнетающего женщин. А идейная основа патриархата – это не что иное как идея Бога.
Образ Джека Харпера, выступившего в одиночку против завоевателя, авторы фильма сближают с образом Одиссея, который перехитрил одноглазого Циклопа Полифема (Джек был командиром корабля «Одиссей»). Кроме того, Джек подражает Горацию, который защищал от завоевателей мост на пути к Риму.
Интересно, что под Римской империей создатели фильма подразумевают США, тем самым высказывая имперские притязания Америки. Об этом говорит фраза Джека, что Рим был уничтожен Тетом, и сцена с фасадом Эмпайр Стейт билдинг на котором написано, буквально, «Имперское государство».
Полет Джека на Тет – это перевернутое изображение мифического схождения в преисподнюю, в ад, где герой должен победить чудовище и возродиться. Это и происходит с Джеком: он умирает и возрождается, хотя и весьма хитроумным способом, в виде клона. Так чудеса техники дают человеку возможность и пожертвовать собой, и остаться невредимым.
Заключение
Как видим, Обливион – это мастерски выполненный идеологический продукт, которому удалось даже пройти через фильтры проекта «Научи хорошему».
Фильм настолько тонко играет архетипами, что у зрителя, переполненного сентиментальными эмоциями, даже не возникает и мысли о подмене смыслов.
Интересно, что в исходном сценарии не было разговоров ни про рай, не было фразы «я твой Бог». Всё это было добавлено позже. И надо сказать, что без этих явных маркеров распознать подмену идей было бы гораздо труднее.
С психологической точки зрения, создатели фильма взяли архетипическую историю героя, но направили его подвиг не против дракона, а против короля. В психотерапии, да и во внутреннем развитии вообще это означало бы не интеграцию, а дезинтеграцию личности, т.к. герой, олицетворяющий сознание, идет против самости, т.е. против внутреннего единства и порядка. И этот идейный хаос, в котором мы сейчас живем, эта проблема потери смысла жизни, невозможность найти своё место и является следствием этой дезинтеграции.
Название Обливион буквально переводится как забвение. И действительно, история Джека Харпера – это история забвения человеком самого себя поданная под соусом борьбы за свободу.
The Tet
The Tet | |
---|---|
Status: | Destroyed |
Date of creation: | Unknown |
Date of death: | 2077 |
Cause of death: | Fusion of the Core (due to a nuclear explosion) |
Alias(es): | The Tet |
Contents
The Tet orbiting Earth.
In the year 2017, NASA’s deep space and ESA’s ESTRACK scanners detected the Tet near Saturn, and redirected the Odyssey spacecraft to investigate. After abducting astronauts Jack Harper and Victoria Olsen along with the cockpit of the Odyssey, shortly after the rest of the crew were ejected back to Earth, the Tet proceeded to invade Earth. The Tet would first destroy the moon, causing devastating earthquakes and tsunamis. It then wiped out survivors using an army of Harper and Olsen clones, which were created by the obtained DNA of the original astronauts.
Once humanity had been weakened to a minuscule underground resistance, the Tet began to convert Earth’s oceans into fusion energy via gigantic ocean-borne power stations. These hydro-rigs were protected by security drones, which were maintained by repurposed clones of Harper and Olsen.
In the year 2077, the Tet continued to maintain dominance over resistance forces on Earth. However some time in this year, one of Harper’s clones known as Tech 49 discovers his true origins, and proceeds to infiltrate and detonate a thermonuclear weapon inside the Tet, ultimately destroying it forever.
Origin [ ]
Very little is known about the Tet’s origins. It presumably originated somewhere outside the solar system. According to Malcom Beech, the artificial intelligence feeds off of one planet after another for its resources, most likely for its own survival, as it was only interested in fusion energy during the harvesting of Earth. Should the Tet collectively (and not just the core AI within it) be an entity, it could be considered a compact mobile Jupiter Brain.
Due to the fact that it is not a biological entity, its creators are likely incredibly advanced. They may even be a civilization made up wholly of robots. Perhaps it may have even created itself.
Personality [ ]
Sally, seen in original footage from the Odyssey
In 2017, astronauts aboard the Odyssey spacecraft were redirected to investigate the Tet after it was discovered by NASA. During this encounter, the Tet most likely obtained footage and audio of communication between the Odyssey and Sally, the crew’s mission director. The Tet then used this footage to develop a complex personality, adopting Sally’s appearance and voice to communicate with maintenance clones it would later commission to protect the hydro-rigs.