Область мозга вернике за что отвечает

Область мозга вернике за что отвечает

Согласно классическим представлениям, определенные языковые функции соотносятся с отдельными участками коры, при этом восприятие и воспроизводство речи представляют собой два разных акта. Эту концепцию и в настоящее время удобноприменять в условиях клиники; в честь ученых, которые впервые начали заниматься клиническим изучением языка, ее называют моделью Вернике-Лихтгейма-Гешвинда.

Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).

а) Центр Брока. В 1861 г. французский патологоанатом Пьер Брока определил, что за «моторный» компонент речи отвечает нижняя лобная извилина левого полушария. Основная часть центра Брока расположена в покрышечной и треугольной частях нижней лобной извилины, которые соответствуют полям Бродмана 44 и 45. (Расположенные рядом поле Бродмана 47 и вентральная часть поля 6 также участвуют в реализации языковых функций.)

При повреждении центра Брока у больного развивается нарушение речи по типу экспрессивной афазии, однако (как будет понятно позднее) все нарушения языковой функции можно назвать экспрессивными. В настоящее время известно, что в пределах центра Брока имеются отдельные функциональные области. Одни из них (и их нейронные связи) отвечают за фонологию (организация и использование звуков в естественных языках), другие — за синтаксис (составление полноценных предложений из отдельных слов и фраз), третьи — за семантику (понимание смысла слов, фраз, предложений и даже более крупных единиц).

Помимо этого, центр Брока и его связи отвечают не только за язык, но и за другие когнитивные функции, например восприятие музыки или внимание. При некоторых условиях внимание человека к определенным компонентам речи увеличивается, при других (например, разговор на шумной вечеринке), напротив, снижается. Благодаря центру Брока человек также может усиливать акцент на определенных компонентах своей речи, делая ее более понятной собеседнику.

Центр Брока отдает волокна к участкам моторной коры, отвечающим за движения языка и мимической мускулатуры. Нейроны центра Брока также регулируют и фокусируют внимание, отвечают за речевое взаимодействие с собеседником (ожидание своей очереди в диалоге, выбор соответствующего тона и манеры речи). Для реализации последней функции центр Брока имеет связи с дорсолатеральной префронтальной (предлобной) корой, передней поясной извилиной, теменной корой. Для того чтобы получить доступ к определенным воспоминаниям (знания) с их фонологическими, синтаксическими и семантическими особенностями, необходимо также взаимодействие с височной и нижней теменной корой.

Учитывая тот факт, что центр Брока выполняет такие различные функции, иногда его называют областью Брока. Наличие у нее различных функциональных ролей, видимо, анатомически обусловлено ее разделением на отдельные части в переднезаднем и дорсовентральном направлениях.

Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть фото Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть картинку Область мозга вернике за что отвечает. Картинка про Область мозга вернике за что отвечает. Фото Область мозга вернике за что отвечаетЯзыковые области Брока и Вернике, дугообразный пучок.

б) Область Вернике. В конце XIX в. немецкий невролог Карл Вернике внес значительный вклад в понимание языковых процессов мозга. Он назвал заднюю часть поля 22 по Бродману в верхней височной извилине «чувствительной областью», которая отвечает за восприятие устной речи. У взрослых повреждения области Вернике приводят к развитию рецептивной афазии.

Верхнюю поверхность области Вернике называют височной площадкой (planum temporale), она расположена в верхней височной извилине, сразу за первичной слуховой корой (извилиной Гешля). Височная площадка отвечает за идентификацию и различение звуков речи в пространстве и времени (фонем; минимальная смыслоразличительная единица языка). Она также участвует в отборе слуховых сигналов, поступающих от левого или правого уха, а ее активность может меняться в зависимости от уровня слухового внимания (на его уровень может влиять и сама височная площадка). (У 65% правшей объем левой слуховой площадки больше, чем правой, однако эта разница не соотносится с тем, что у правшей более чем в 90% случаев за речь отвечает левое полушарие.)

Нарушения развития височной площадки часто встречают при шизофрении, что может играть определенную роль в возникновении слуховых галлюцинаций.

Область Вернике связана с областью Брока посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка, который огибает задний конец латеральной борозды в составе подлежащего белого вещества. Методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) у человека были также обнаружены дополнительные связи языковых областей с участками коры лобной, височной, теменной и затылочной долей (благодаря методам трассировки можно подозревать о существовании таких путей и у обезьян). Они идут в составе крючковидного пучка, верхнего и нижнего продольного пучков и крайней капсулы.

Существование этих многочисленных связей привело к созданию концепции вентрального и дорсального языковых путей (аналогичных путям обработки зрительной информации). Дорсальный путь отвечает за связь слуха с двигательными функциями, а также за восприятие синтаксически сложных фраз; височная кора связана с зоной Брока (поле 44 по Бродману) и премоторной корой. Вентральный путь отвечает за понимание смысла звуковых сигналов и построение синтаксически сложных фраз; нижние участки лобной коры связаны с затылочной корой, а передние вентральные нижние участки лобной коры — с височной долей.

Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть фото Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть картинку Область мозга вернике за что отвечает. Картинка про Область мозга вернике за что отвечает. Фото Область мозга вернике за что отвечает(А) Повреждение, затрагивающее область Брока.
(Б) Повреждение, затрагивающее область Вернике.
(В) Объем повреждения при кондуктивной афазии.
(Г) Объем повреждения при тотальной афазии.

в) Угловая извилина. Угловую извилину (поле 39) относят к области нижней теменной дольки. Левая угловая извилина получает проекции от нижней части поля 19 (языковая извилина), а отдает волокна к височной площадке. Часто угловую извилину рассматривают как часть области Вернике.

г) Роль правого полушария. Во время обычного разговора усиливается кровоток в верхних отделах височной коры и правого, и левого полушарий. Они отвечают за восприятие и понимание речи на лексическом уровне (словарный состав языка, или вокабуляр). Предполагают также, что правое полушарие может отвечать за мелодические аспекты речи, ее ритм, смысловые ударения и другие нюансы, которые обобщенно называют интонацией (просодия); интонация необходима для передачи эмоциональной и неэмоциональной информации. Нарушения этой сферы языка называют апросодиями; апросодии предложено классифицировать так же, как классифицируют афазии.

Под аффективной просодией понимают эмоциональную окраску речи (например, злоба, радость). Неаффективная просодия передает намерение или отражает цель высказывания (вопрос или утверждение). Апросодией называют состояние, при котором человек не способен понимать или использовать аффективные и неэффективные компоненты языка. Несмотря на то, что чаще всего апросодию встречают при повреждении коры правого полушария, она также может развиваться при повреждении левого полушария или подкорковых структур.

Восстановление речи, если оно вообще происходит, зависит от возраста пациента, а у взрослых пациентов — от степени повреждения. Имеются единичные сообщения о восстановлении почти нормальной речи у праворуких детей 7 лет или младше, которым по поводу тяжелой эпилепсии было произведено удаление левого полушария. Единственным объяснением таких феноменов служит лишь то, что языковые функции, в том числе речь, к моменту операции еще не были локализованы в конкретном полушарии. С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) удалось обнаружить, что у некоторых взрослых пациентов с поврежденным в результате инсульта левым полушарием повышается активность определенных участков правого полушария, которые начинают выступать в качестве аналогов областей Вернике и Брока.

Однако значительное восстановление языковых функций возможно лишь в том случае, если левая височная площадка, которая через мозолистое тело передает нервные импульсы к правому полушарию, осталась относительно интактной.

Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть фото Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть картинку Область мозга вернике за что отвечает. Картинка про Область мозга вернике за что отвечает. Фото Область мозга вернике за что отвечаетЛатеральная борозда раскрыта, показана верхняя поверхность височных долей.

д) Восприятие устной речи. На рисунке ниже показано изменение регионарного кровотока, регистрируемое при помощи ПЭТ, во время прослушивания слов («активное восприятие») и случайных последовательностей тонов («пассивное восприятие»). Как и следовало ожидать, простые последовательности тонов активируют первичную слуховую кору (с обеих сторон). Область Вернике слева также становится активной, вероятно, для того, чтобы отсеять эту невербальную информацию и не передавать ее для дальнейшей обработки. Поле 9 лобной доли, предположительно, является частью вышележащей надзорной системы.

Считают, что процесс активного восприятия слов происходит за счет связей, идущих от височной коры к нижней лобной коре, и наоборот. Слушание «начинается» в первичной слуховой коре, когда впервые происходит распознавание слов, которые отличаются от псевдослов своими акустическими свойствами. Область Вернике и прилежащие участки коры отвечают за интерпретацию синтаксиса и семантики, а передние отделы верхней височной извилины по мере построения синтаксически верной фразы извлекают информацию из того, к какой части речи или к какой категории относят то или иное слово. Затем эти сведения «передаются на рассмотрение» в нижние отделы лобной коры (центр Брока), где определяются грамматические отношения между отдельными фразами.

Область Брока отдает проекции обратно к передним участкам верхних отделов височной доли и к задней части верхней височной извилины. Предполагают, что эти связи обеспечивают определенный «вертикальный» контроль за грамматикой и семантикой. В зависимости от содержания поступающей информации могут активироваться и другие участки теменной или височной коры. Если для восприятия информации требуется концентрация внимания, происходит активация дорсолатеральной префронтальной коры (ДЛПФК) и передней поясной извилины. При восприятии звука собственного голоса становятся активными участки височной доли, отмеченные ранее.

Это необходимо для проведения мета-анализа (анализа post hoc) собственной речи, который позволяет нам отдавать себе отчет об оговорках и ошибках. У больных с так называемой афазией Вернике способность к мета-анализу речи отсутствует.

Несмотря на то, что мы до настоящего времени открываем для себя новые функции, которые выполняют различные участки коры больших полушарий, становится ясно, что современная нейробиология языка более не укладывается в рамки модели Вернике-Лихтгейма- Гешвинда.

Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть фото Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть картинку Область мозга вернике за что отвечает. Картинка про Область мозга вернике за что отвечает. Фото Область мозга вернике за что отвечаетУчастки головного мозга, в которых усиливается кровоток при прослушивании (А) тонов и (Б) слов.

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018

Источник

Речевой центр Брока и зона Вернике

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока.

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.

Если вы хотите научиться использовать принципы нейропедагогики, использовать приемы нейрокоррекции в совместной работе нейропсихолога и логопеда, а также понимать речевые расстройства и их мозговые механизмы, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по нейропсихологии «Применение нейропсихологического подхода в работе коррекционного педагога».

Вы научитесь использовать нейропсихологические подходы для коррекции дисграфии, проводить экспресс-нейродиагностику, а также выстраивать структуру нейрокоррекционного занятия с дошкольником. Подробнее.

В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи.

Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.

Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?

Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;

Подтвердите профессиональное развитие документально;

Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.

А, если вы хотите изучить методы нейрофизиологической диагностики в практике, научиться использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), изучить нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС».

Вы изучите приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе, нейродиагностику и нейростимуляцию сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, и многое другое. Подробнее.

Источник

Какая часть мозга отвечает за речь? Речевые зоны головного мозга

Вы когда-нибудь задумывались, как наш разум формирует слова? Или как вы понимаете, что говорят другие? Ответ на эти вопросы заключается в понимании того, какая часть мозга отвечает за речь.

Где находится речевой центр мозга?

Вся кора головного мозга состоит из двух полушарий. По большей части они симметричны по функциям. Мозжечок также содержит два полушария и расположен в задней части мозга. Это область, отвечающая за чувство равновесия.

Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть фото Область мозга вернике за что отвечает. Смотреть картинку Область мозга вернике за что отвечает. Картинка про Область мозга вернике за что отвечает. Фото Область мозга вернике за что отвечает

Какое полушарие мозга отвечает за речь

Как правило, за язык и речь отвечает левое полушарие или часть мозга. Из-за этого его называют «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может быть расположена в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное тестирование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, если им необходимы какие-либо вмешательства в области мозга.

Люди с поражением обеих областей имеют состояние, называемое глобальной или тотальной афазией.

Как мозг обрабатывает речь? Особенности речевой системы

Нейробиологам известно, что речь в течение некоторого времени обрабатывается в слуховой коре, наряду с любопытной активностью в моторной коре. Однако, как эта последняя кора задействована, до сих пор оставалось загадкой. Недавнее исследование, проведенное двумя учеными Нью-Йоркского университета, свидетельствует о том, что речь создается и воспринимается несколько по-другому, чем считалось более полутора веков назад, когда были открыты речевые центры.

В 1861 году французский невролог Пьер Поль Брока определил то, что впоследствии стало известно как «область Брока». Это область в задней нижней лобной извилине. Эта область отвечает за обработку и понимание речи, а также за ее воспроизведение. Интересно, что у коллеги-ученого, которого Брока должен был оперировать, после операции полностью отключилась область Брока. Тем не менее, он все еще мог говорить. Изначально он не мог составлять сложные предложения, но со временем восстановил все разговорные способности. Это означало, что возникла другая область, и была задействована определенная нейропластичность.

В 1871 году немецкий невролог Карл Вернике открыл еще одну область, отвечающую за обработку речи посредством слуха, на этот раз в верхней задней височной доле. Теперь это зона Вернике. Модель была обновлена в 1965 году выдающимся поведенческим неврологом Норманом Гешвиндом. Обновленная карта мозга известна как модель Вернике-Гешвинда.

Вернике и Брока получили свои знания, изучая пациентов с повреждениями определенных частей мозга. В 20 веке электрическая стимуляция мозга начала давать нам еще большее понимание внутренней работы мозга. Пациенты, перенесшие операцию на головном мозге в середине века, получали слабую электрическую стимуляцию мозга. Сила тока позволила хирургам избежать повреждения критически важных участков. Но это также позволило им лучше понять, какие области мозга контролируют те или иные функции.

С появлением МРТ и других технологий сканирования мы смогли наблюдать за активностью в областях мозга и за тем, как формируется речь и язык. Теперь мы знаем, что импульсы, связанные с языком, проходят между областями Бока и Вернике. Связь между ними помогает нам понять грамматику, звучание слов и их значение. Другая область, веретенообразная извилина, помогает нам классифицировать слова.

Те, у кого эта часть повреждена, плохо читают. Эта зона позволяет нам улавливать метафоры и размер, например, в поэзии. Оказывается, обработка речи включает в себя гораздо больше областей мозга, чем считалось ранее. Задействована каждая крупная доля.

В исследовании, недавно опубликованном в журнале Science Advances, ученые исследуют одно из последних возражений относительно того, как мозг обрабатывает язык. Вопрос в том, почему задействована моторная кора? Классически эта область контролирует планирование и выполнение движения. Но какое отношение это имеет к языку?

Конечно, вы двигаете ртом, когда говорите, и многими другими частями лица. Таким образом, моторная кора отвечает за физику речи. Но почему ее нужно вовлекать в процесс интерпретации? Похоже на то, что мозгу нужно молча, про себя произносить слова, чтобы расшифровать сказанное. Таким образом, за речь отвечает сразу несколько областей, и поражение любой из них может привести к серьезным проблемам.

Причины и классификация нарушений речи у взрослых

Повреждение любой области, отдела мозга, отвечающего за речь, может вызвать различные состояния, такие как:

Кроме того, расстройства зависят от того, какая область повреждена более всего.

Первичная слуховая кора определяет высоту и громкость звуков. Угловая извилина отвечает за несколько языковых процессов, включая (но не ограничиваясь) внимание и обработку чисел.

Кстати, помимо всего, что мы обсудили выше, речь еще обеспечивается холинергической системой головного мозга. Поэтому, при левополушарном инсульте, когда возникают нарушения речи, в лечении помогает Глиатилин. На фоне лечения этим препаратом речь восстанавливается, но важно проводить полноценную реабилитацию, чтобы вернуть все утраченные функции.

Источник

Логопатии, активизация речевых зон у детей в Саратове, в России, лечение речевых зон, логопатии

Моторная речевая зона коры головного мозга, центр Брока

Моторная речевая зона – это область коры большого мозга, расположенная в заднем отделе нижней лобной извилины доминантного полушария кпереди от корковых центров движений губ, гортани, языка. При поражении моторной речевой зоны возникает моторная алалия или моторная афазия (синдром моторной алалии или моторной афазии).

Сенсорная речевая зона коры головного мозга, центр Вернике

Сенсорная речевая зона коры головного мозга – это область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария. Термин «сенсорная» произошел от латинского слова «sensus», которые означает «чувство, восприятие, ощущение». Синонимом сенсорной речевой зоны является центр Вернике, зона Вернике. При поражении сенсорной речевой зоны возникает синдром сенсорной алалии или сенсорной афазии.

При поражении сенсорной и моторной зон коры головного мозга одновременно возникает сенсомоторная алалия или сенсомоторная афазия.

Лечение поражения речевых зон в Саратове, как улучшить работу речевых зон

Сарклиник проводит комплексное консервативное лечение речевых зон коры головного мозга у детей (мальчиков и девочек), подростков (парней и девушек), взрослых (мужчин и женщин) в Саратове, России. На первом приеме врач расскажет Вам, что такое рефлекторный массаж речевых зон, какие существуют новые передовые методы восстановления речевых нарушений; как лечить патологию моторной и сенсорной речевых зон, как восстановить и улучшить речь. Что происходит при воздействии импульсным магнитным полем на речевые центры в коре головного мозга в России, всегда ли помогает указанная методика? Какие сущетсвуют новые методы стимуляции речевых центров, которые дают 95% результаты? Как реально улучшить работу центра Вернике, как активизировать зону Вернике? Что такое центр Брока? Как в России увеличить словарный запас у ребенка? Как улучшить импрессивную (сенсорную) и экспрессивную (моторную) речь грудничков, дошкольников, школьников? Где лечить ЗРР, и что делать при нарушении работы речевых зон, как лечить речевые нарушения в Саратове. На сайте сарклиник Вы можете задать онлайн вопрос доктору, прочитать отзывы о лечении детей.

Лечение логопатии в Саратове, как лечить логопатию в России

Сарклиник проводит лечение логопатии в Саратове, лечение логопатий, речевых расстройств у детей, мальчиков, девочек, подростков в России. Сарклиник знает, как лечить логопатии, как вылечить логопатию, как избавиться от логопатии.

Источник

Область мозга вернике за что отвечает

Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет.

Бесплатные занятия с логопедом

Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет. Она может выражаться в частичной или полной утрате речевых навыков. Возникает подобное явление из-за поражения отделов мозга, отвечающих за артикуляцию, слух, речевой аппарат в целом. Особенности течения и характер афазии определяется степенью поражения и локализацией.

Речевой аппарат – это сложный механизм, состоящий из нескольких конструкций – афферентных и эфферентных. Первые состоят из рецепторов нервных центров, вторые – связь нервных центров с органами. Понимание речи протекает как анализ и синтез звуков, воспринимая информацию зрительной, на слух. Произношение представляет собой систему определенных артикуляционных движений, в механизме которых происходит сбои по причине афазии.

Что такое афазия

Это речевое нарушение характеризующиеся проблемами с пониманием речи и ее произношением. Происходит она вследствие поражений корковых отделов речи, базальных ядер. Данный диагноз устанавливается опираясь на определенные симптомы, исследования МРТ, КТ.

У правшей и примерно 70% левшей, речевые отделы располагаются в левом полушарии. У трети левшей – в правом. В корковые речевые отделы включают в себя:

Эти отделы коры мозга объединяют в так называемый функциональный треугольник. Каждый из них может получить какие-либо повреждения в результате ряда причин:

Это приводит к речевым нарушениям. Афазия отличается от речевых нарушений, моторной дисфункции артикуляционных мышц, как например в случае дизартрии. Афазией занимаются специалисты в области нейролингвистики. Также подключаются нейропсихологи, радиологи и другие медицинские специалисты.

Механизм развития моторной афазии

В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.

Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.

Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.

Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:

Афазия Вернике

Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:

Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.

Афазия Брока

Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.

Сопутствующие симптомы

Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:

Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:

Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.

Факторы-провокаторы нарушения

Сенсорный тип афазии может появиться по ряду причин. У взрослых к этому могут привести болезни связанные с сердечно-сосудистой системой. Как правило это инсульты. Это речевое нарушение – следствие органического поражения речевых отделов.

Эти повреждения происходят после периода формирования артикуляции. Распространенной причиной являются травмы головы – ЧМТ, воспаления в мозгу, произошедшие после энцефалита, лейкоэнцефалит, опухоли, ряд заболеваний центрально-нервной системы, перенесенные операции на головном мозге. Для детей главной причиной являются травмы, инфекции, воспаления, сосудистые заболевания. Афазия имеет три типа этиологии:

Сосудистые поражения имеют различную природу происхождения. Это могут быть инсульт, инфаркт, проблемы с кровоснабжением головного мозга. В свою очередь они также подразделяются на более узкие медицинские причины. Травмирование может быть открытым и закрытым. Они оба могут привести к повреждения речевых центров. Для данного типа характерно обширное область поражения – контузия. В данном случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие, в зависимости от силы удара и места, куда он был нанесен.

Классификация и виды (таблица)

Афферентная моторная афазияПовреждения в нижнем отделе центральной зоны ГМНеспособность совершать некоторые движения языком, губами, артикуляционными мышцами, но есть возможность делать их непроизвольно. Проявляется данный тип в:
• сложности с артикулированной речью;
• неправильная артикуляция;
• поисках артикуляции.
Эфферентная моторная афазияПоражения в премоторной зонеВ норме должна обеспечиваться смена артикуляции.
При очаговости появляется патологии в артикуляторных актах. Появляются персеверации, затрудняющие смену артикуляционных поз. Речь рванная, прерывающаяся на фрагментах и высказываниях. Проявляются системные нарушения — проблемы с чтением, письмом, пониманием речи окружающих.
Динамическая афазияПоражения локализуются в лобном отделе левого полушария.Проявляется речевой аспонтанностью и инактивностьюи. Есть два типа:
Проявляется нарушениями в речевом программировании. Пациенты используют речевые штампы, которые не требуют деятельности так называемого речевого программирования. Такая речь бедна, простой структурой.Наблюдаются нарушения в грамматической структуре. Для этого типа свойственен аграмматизм, проявляющийся ошибками в согласованности. Речь простая и односложная. Трудности в произношении незначительны.
Сенсорная (акустико-гностическая) афазияПоражения зоны ВерникеПервичным дефектом является слуховая агнозия, которая является основой фонетического слуха. Такие пациенты не могут диффиринцировать фонемы, выделять звуки из речи. Такие нарушения обусловливают грубые нарушения речи— понимания.
Акустико-мнестическая афазияСредние и задние отделы височной областиДефект проявляется в сфере слуховой деятельности. Больной не может держать в памяти услышанное. Сокращается объем общего запоминания. Вследствие чего возникают трудности с пониманием больших текстов, статей. В своей речи сокращается словарный запас.
Семантическая афазияПоражения теменно-затылочных областейХарактерен импрессивный аграмматизм — непонимание сложной речевых оборотов.

Ранняя детская афазия

У детей афазия случается реже чем у взрослых, и она сильно отличается по своему течению, коррекции, проявлениям. Чем меньше ребенок возрастом, тем больше она схожа с алалией. Другими словами, она по своим симптомам является не нарушением, а недоразвитостью речевого аппарата. В старшем возрасте афазия более склонна к взрослой.

У детей она проявляется с меньшей стойкостью, диффузно. Мозг ребенка еще развивается, формируются его отделы, образуются интенсивно нейронные связи, следовательно, повреждение не проявляется в полной картине. Функцию пострадавших клеток берут на себя соседние участки.

Прогноз для детей более благоприятен, чем для взрослых. У детей нет богатого речевого опыта, которые есть у взрослого. Навыки еще не развиты и не сформированы. Особенно это касается письма и чтения, если говорить о маленьких детях. Логопедическая коррекция не может опираться на них. Как правило у детей с афазией чаще случается аграмматизм.

Афазии у детей относятся к группе полиэтилогических нарушений ЦНС. Они отличаются полной или частичной потерей речи. В области педиатрии такие случаи встречаются не часто. В общей статистике страдающих афазией, на детей приходится лишь 1%.

Причины афазии у детей и взрослых одинаковая. У детей больше преобладает травмирование мозга. Сходство заключается в том, что для обоих характерно повреждение уже сформированного речевого аппарата. В этом заключается схожесть симптомов – нейродинамичиские нарушения, сопутствующие синдромы.

Для детей свойственен нестойкий характер заболевания, быстрое восстановление речевых навыков. Однако данная проблема с детьми является изученной еще недостаточно. Это касается и коррекционно-восстановительный процесс.

Диагностика речевого расстройства

Самой распространенной классификацией детской афазии является разделение, разработанное А.Р. Лурии. В нее входят:

Самой редкой формой для детей является семантическая афазия, по причине недостаточной сформированностью участков коры головного мозга. До 12-13 лет такой диагноз не может быть поставлен. В острый период нельзя провести полное логопедическое обследование ребенка. Особенности острого периода выражаются и недостаточным психологическим развитием.

Для детей дошкольников подбираются особые диагностические методы, схожие с детьми, страдающими ОНР. Используется наблюдение за ребенком. Диагностика проводится сбором информацией о физическом, речевом, психическом развитии. Особое внимание уделяется на то, насколько была развита речь ребенка до момента возникновения афазии. На процесс диагностики может уйти до 40 минут. Исходя из этого, логопед устанавливает речевое расстройство, степень их тяжести, процессы нейродинамики:

Лабораторные анализы не дают должного эффекта. Они могут указать на причину появления нарушения. В качестве инструментальной диагностики ребенку проводится:

ЭЭГ нужно для определения активности участков коры, наличия эпилептиформных припадков.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

Лечение у детей предполагает использование специальных программ, проводящийся логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов, прямым и непрямым методами. Прямые способы проводятся на ранних сроках и включают в себя активирование резервных способностей клеток головного мозга.

Непрямые способы должны компенсировать утерянные функции посредством функциональной перестройки отделов головного мозга. В качестве материалов используются карточки, картинки, специальное компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность обучения зависит от ряда факторов:

Мозг ребенка пластичнее, чем у взрослого. Восстановление при лёгких поражениях проходят быстрее. При структурной афазией в легкой степени, речевые способности восстанавливаются в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести на это может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клеффнера кроме обучения потребуется медикаментозное лечение.

Формы сенсорной афазии

Сенсорная афазия – расстройство речевого аппарата, спровоцированное поражениями височных долей мозга ребенка. У взрослых причиной является инсульт. При данном типе, пациент отчетливо слышит речь, но не может понять ее смысла, могут быть нарушены вербальные навыки коммуникации. Другое название сенсорного типа – афазия Вернике. У детей она возникает вследствие инфекционных заболеваний ЦНС, травм, осложнения после гриппа. Существует четыре типа, которые встречаются у детей и взрослых.

Акустико-гностическая сенсорная афазия

Ребенок с таким диагнозом не понимает обращенную к нему речь. Пациент теряет взаимосвязь между объектом и его названием. Ребенок лишается доступа у участкам мозга, которые ответственны за определение предметов. Он знает назначение какого-либо предмета, но не может назвать его. Может наблюдаться нарушение понимания лишь некоторых слов. При тяжелых поражениях количество таких слов многочисленно. В самых тяжелых случаях ребенок не понимает речь совсем. Пациент с такой формой афазии в тяжелой стадии воспринимает речь окружающих как иностранный язык.

В раннем возрасте шансы на компенсацию высоки. Соседние участки мозга возьмут на себя утраченный функционал, но для этого потребуется соответствующая коррекция и время. Кроме сенсорного центра, в голове есть моторный речевой центр, отвечающий за собственную речь. Они связаны между собой. Таким образом нарушения в одном центре затрагивают состояния другого. При сенсорной афазии нарушается речь ребенка:

Ребенок может говорить слишком много, но эта речь не несет смысловой нагрузки. Такое явление называется логореей. На один вопрос пациент может отвечать по-разному. Также может нарушаться письменная способность – алексия. Могут наблюдаться пропуски слов, звуков, замена слогов, но при этом нет понимания этих ошибок. Ребенок считает, что он пишет и использует правильное слова и не совершает никаких ошибок.

Субкортикальная

Происходит такой тип сенсорной афазии при нарушениях ассоциативных связей сенсорного центра речи, но слух полностью сохранен. Другими словами, наблюдается словесная глухота, при которой ребенок не слышит речь, но читает хорошо. В другом типе, больной повторяет услышанные слова, но не понимает значения этих слов.

Акустико-мнестическая

Происходит поражение коры головного мозга левого височного отдела. Страдает в первую очередь память ребенка, нарушения ассоциативных связей между сенсорным и моторным речевыми отделами. Этот диагноз не позволяет ребенку назвать предметы, но есть понимание речи окружающих, умеет писать. Основной трудностью является сложности в подборе правильного слова, ему сложно выстроить правильную фразу.

Семантическая сенсорная афазия

Поражения локализуются в затылочно-височной части, при котором регистрируется нарушения с восприятием пространственных понятий. Ребенку сложно подобрать предлоги, например, правильно употреблять в своей речи «в», «на» и другие. Есть сложно в определении физических размеров окружающих предметов. Ребенок забывает некоторые слова, но с подсказкой взрослого быстро их вспоминает.

Тотальная афазия

Эта речевая патология, при которой пациент лишается понимания речи окружающих, не может выражаться. Утрата речи происходит при обширных инсультах, тяжелых травм мозга. Тяжесть напрямую зависит от степени поражения и локализации очага.

Акалькулия афазия

Слово происходит от греческого А – частица отрицания и. Calculatio – счет, то есть нарушения способности считать и проводить вычислительные операции, даже самые простые. Характеризуется акалькулия поражениями коры головного мозга. Есть несколько видов нарушения. Первичная акалькулия является патологией в понимании чисел, разрядов, проблемами со счетом, непонимание знаков арифметики. Вторичная – часть нейропсихологического синдрома.

Такой тип развивается параллельно с другими нарушениями, такими как афазия, агнозия и другие. Если поражения находятся в височной части, могут наблюдаться проблемы с устным счетом. При поражениях в затылочной части, могут не распознаваться написанные цифры. Выделяются четыре типа акалькулии:

Обычно акалькулия встречается отдельно от других нарушений редко, а происходит параллельно с иными речевыми и нейропсихологическими нарушениями.

Сенсорно моторная афазия

Непонимание речи связано с поражениями в слуховом аппарате и дисфункцией артикуляции. Больной не может оценить правильность произношения слов другими людьми и у самого себя, при этом происходит раздражение от того что нет правильной коммуникации. Клиническая картина сенсомоторной афазии имеет специфические признаки, облегчающие диагностирование. Такими признаками являются:

У детей и взрослых сенсомоторный тип схож по своим проявлением, симптоматике, этиологии. У детей афазия происходит из-за травм мозга.

Формы и признаки моторной афазии

Разработана классификация, разделяющая моторный тип заболевания на различные формы. Больной с таким нарушением имеет нечленораздельную речь, вследствие повреждений речевых отделов мозга. Формами моторной афазии являются:

В практике встречаются смешанные афазии. На развитие, характер, протекание влияют ряд факторов:

В зависимости от этих факторов может возникать грубая, частичная моторные афазии.

Моторная дисфазия и степени тяжести

Есть четыре типа тяжести афазии:

Коррекция напрямую зависит от степени тяжести афазии и для коррекционной работы требуется разное время, упражнения, программы.

Афферентная моторная афазия артикулярная

Этот термин ввел в оборот А.Р Лурия в 1969 году. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений, часто протекающая параллельно с эфферентной формой. Она характеризуется развитием грубой моторной афазией, преодоление которые занимает много времени и усилий. Происходит такая форма при поражениях постцентральных отделов головного мозга, вторичных зон речи, расположенных в корковом отделе.

Грубая форма афазии затрагивает оральный и артикуляционные механизмы. Такие пациенты могут осуществлять только имитацию оральных поз, устная речь для них недоступна. Экспрессивная речь образуется сочетанием работы всего артикуляционного аппарата – губы, язык, гортань, мускулы лица. Регуляция осуществляется непрерывной афферентацией – определение состояния речевых органов корой мозга. При таком поражении этот механизм повреждается либо полностью прекращает свое функционирование.

Эфферентная моторная афазия Брока

Нарушение происходит в двигательном звене речевого аппарата вследствие поражений премоторной зоны. Наблюдается сложности при смене артикуляционных поз, заторможенность речевого процесса, диспросодия, персеверации, расстройства письменности. Диагностируется эфферентная моторная афазия невролого-логопедическим обследованием, МРТ коры головного мозга. При необходимости назначается люмбальная пункция.

Процесс коррекции проводится логопедами, неврологами. В зависимости от тяжести, назначается медикаментозное лечение. В 1861 французский хирург Поль Брок впервые определил отдел мозга, находящийся в нижней извилине лобной части левого полушария, были установлены его функции. В дальнейшем этот отдел получил название в честь своего первооткрывателя. Данный центр несет на себе моторное речевое значение. При его поражениях появляется моторная разновидность.

Причины появления эфферентной моторной афазии

Основными причинами являются:

Патогенез

Центр Брока выполняет главную роль артикуляционной мышечной активности, необходимая для скоординированной работы всех речедвигательных органов. Поражение в нем проявляются сбоем в эфферентной импульсации, которая ответственна за речевой акты и их сменяемость. Следствием этого является повторение слов, перестановки слов во фразе, персеверации, инертность речи.

Классификация

Симптомы различаются от степени тяжести заболевания. Исходя их этого различаются подходы коррекции. Классифицируется эфферентная афазия на три степени:

В лёгкой степени данный тип не вызывает ограничения способности строить коммуникацию с другими людьми.

Динамическая моторная афазия

Динамическая моторная афазия – отсутствие или нарушения в сложившейся речи. В связи с чем происходит невозможность высказываться. Возникает подобное вследствие поражений в префронтальной зоне левого полушария. Впервые данный синдром был открыт в 1934 году Карлом Клейстом. Он предложил, что при таком поражении происходит нарушения в спонтанной речи.

Динамической афазии также характерны проблемы с устной и письменной речью, сложности в некоторых мыслительных процессах. Такие пациенты испытывают трудность с построением предложения, совершают грамматические и синтаксические ошибки, они плохо воспринимают глаголы. Причинами динамической афазии служат патологические изменения в работе корковых структур головного мозга. Они находятся в задне-лобном отделе мозга спровоцированные инфекциями, травмами, нарушенными кровообращением.

Лечение моторной афазии: общие принципы

На лечении и коррекции афазии специализируется логопед-афазист. Часть терапии осуществляется родными пациента. Это процесс длительный, предполагающий растормаживание речи и создания у больного психологического настроя на процесс терапии. Одним из эффективных методов лечение является прослушивание и напевание известных песен (по возможности). Так человек должным образом настроиться на правильный ход, приподнять у него настроение, самоуверенность. Постепенно пациент начнет стараться сам подпевать или стараться это сделать.

Лечение афферентного типа

Главной целью терапии является восстановление произношения. Для этой задачи используются:

В последнем пункте вначале проводится счет до десяти, затем можно перейти к проговариванию дней недели. На начальных этапах терапии чтение и письмо не используются. На поздних этапах, логопед подключает работу со звуками и буквами.

Лечение динамической моторной афазии

В данном случае необходимо проводить коррекцию нарушений внутренний речи пациента, восстановление возможности артикуляции. Для этого есть упражнения:

Логопедами часто используется еще составление предложений или фраз. Они должны быть не длинными и не иметь в составе сложных слов.

Помощь при сенсомоторной типе

Терапия направлена на восстановление понимания речи окружающих. Для этого применяются:

Пациент должен читать текста, написанные разными шрифтами под контролем логопеда. Выздоровлением считают увеличение лексикона и переход к более выполнению более сложных заданий.

Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей

Сенсомоторную афазию у детей часто путают у детей с алалией. Основным отличием является регрессированная развитая речь у ребенка. Проявляется такая форма афазии в следующем:

Характерной чертой сенсомоторной афазии – аналогичные симптомы у детей и взрослых. У обоих пропадает сформированные речевые функции. Для нее характерны неврологические синдромы, снижающие речевой синдром.

Диагностика занимает у логопеда 10-60 минут. Специалист ставит диагноз, степень тяжести, выраженность, особенности протекания заболевания. Во время острого периода обследование ребенка затруднительно либо вовсе невозможно. Это продиктовано причинами плохим общем самочувствием ребенка, высокой утомляемостью. Диагноз, поставленный в данный момент может не соответствовать действительному, и через некоторое время его придется корректировать. Должны быть оценены:

Для детей свойственно яркое проявление острой фазы чем у взрослых так как их психологические функции и эмоционально-волевое состояние сформированы не полностью. Специфика установления точного диагноза зависит от возраста ребенка и степень сформированности речевого аппарата у него. Для дошкольников разработана упрощенная схема диагностирования, которая напоминает выявление общего недоразвития речи (ОНР). Логопед собирает полный анамнез пациента и устанавливает психическое и речевое развитие ребенка.

Также отличается коррекционная работа для детей и взрослых, имеющие одинаковый диагноз – сенсомоторная афазия, даже если они имеют одинаковую степень тяжести. Лечение проводится по двум направлениям:

Дополнительно могут быть показаны физиопроцедуры, лечебная профилактика, массаж и другие. Занятия с логопедом проводят до трех лет и зависят от вида сенсомоторной афазии и ее тяжести. Если работа проходит с подростком, используются методы для взрослых, если с ребенком – занятия имеют игровую форму.

Другие формы афазии

Существует много форм афазий, классификация которых проводится по ее особенностям течения, причин появления, методов терапии.

Афферентная афазия

Причиной являются повреждения премоторных участков коры мозга. Проявляется она в многократном повторении определенного звука, так как пациент не может изменить артикуляционную позу. Речь прерывистая, наличие готовых речевых штампов. В большинстве случае, у пациентов встречается смешанный тип – афферентный и эфферентный. Это проявляется комплексными симптомами обеих типов афазии и носит название сенсомоторная афазия.

Нельзя считать афазию психическим заболеванием, психика пациента и уровень интеллекта не страдает. К больному нужно относится с пониманием, нельзя повышать на него голос, кричать, выражать недовольство им. Такие действия приведут к ухудшению психологического состояния пациента. Нужно говорить медленно, без использования длинных сложных предложений, свести к минимуму жестикуляцию. Можно задавать вопросы, предполагающие ответ да или нет. Нельзя ограничивать круг общения, задавать вопросы. Афферентная афазия может сопровождаться осложнениями в виде плохой социализацией и инвалидизацией.

Эфферентная

Чаще осложнения такой афазии случается у детей, что связано с особенностями работы нервной системы у детей. Ее признаками являются:

Для точного диагностирования требуется анализ детской речи, его слуха и памяти, интеллекта. Одной из самых точных методик является тесты на память цепочек слов. В ряде случаев назначается МРТ мозга, биопсия, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга.

Акустико гностическая сенсорная

Возникает у людей со сформированной речью и навыками. Представляет собой агнозию речи – нарушения в способности понимать и анализировать обращенную к нему речь. Выявил и впервые описал ее психоневролог Карл Вернике. В его честь и называется данный тип афазии. Наблюдается она как следствие ишемических инсультов, последствия травм головы. Наблюдается чаще у людей старше 50 лет.

Акустико мнестическая

Наличие негрубых нарушений в понимании речи, смысла слов. Заметны незначительные нарушения в своей устной речи. Для данного типа характерны нарушения повторения слов. Такие пациенты повторяют первое слово и последнее, в результате чего окружающие не понимают из сказанного никакого смысла.

Семантическая

Возникает семантическая афазия при поражениях в височно-теменно- затылочной части левого полушария. Характеризуется нарушенным понимание семантики речи, сложных предложений, акалькулией, зрительно-пространственным гнозисом. Диагностика строится на основе логопедического, неврологического обследования. Работа логопеда проводится поэтапно, с параллельной этиопатогенетической терапией и восстановительным лечением.

Динамическая

В тяжелых формах динамическая афазия характеризуется отсутствием в речи ребенка вопросов, просьб, аутичное поведение, замыкание в себе. Ребенок перестает интересоваться окружающим миром. Пациент откликается на речь, обращенную к нему, но не станет инициировать общение самостоятельно. Ребенок повторяет слова взрослого, иногда даже движения. При тяжелых формах заболевания ребенок не понимает сложную речь. Происходит фиксация на отдельных словах речи, остальная часть не воспринимается, полного понимания нет. В легкой форме ребенок повторяет услышанные им фразы от взрослых, но в редактированном виде.

Амнестико-семантическая афазия

При таком типе афазии не страдает синтагматическая организация речи, слух остается в норме. Наблюдаются при поиске нужного для данного контекста слова. Слова во фразе могут заменяться, изменяя смысл сказанного вплоть до противоположного.

Методы диагностики афазии

Диагностика афазии у детей строится на сборе анамнестической информации, осмотре, общении с ребенком и его родителем. Родитель указывает на причину появления расстройства речи, динамику протекания и развития болезни. При осмотре обращается внимание на имеющиеся неврологические проблемы, которые могут влиять на течение и коррекцию афазии.

Психиатр или педиатр должны оценить устную речь пациента, его способность писать, читать, считать. Все это определяет форму и степень тяжести заболевания. Проведение лабораторных анализов не имеют эффективности, они могут указать на этиологию, но не всех случаях. Педиатр может дать направление на проведение исследований головного мозга:

ЭЭГ показывает активность участков коры головного мозга. КТ черепа назначается если причиной афазии является травма головы.

Компьютерный скрининг-тест

Развитие компьютерных технологий и сферы IT, дали возможность получить новые данные о состоянии и изменении коры головного мозга, определить степень его поражений, актуальное состояния участков мозга, ответственных за речевую деятельность. Таким способом является скрининг-тест. Проводит эту процедуру невролог или логопед. Само обследование состоит из нескольких этапов:

Специалист получает общий результат, выраженный в логопедическом диагнозе. Исследование может проводиться на любом из этапов и занимает времени 5-25 минут.

Коррекция афазии

Коррекция и лечение афазии у детей подразумевает использование восстановительного обучения, которое проводится под контролем логопеда. Суть этого метода – активирование компенсации мозга прямым и непрямым способами. Прямые методы используются на раннем сроке, в его основе лежит использование резервов клеток коры головного мозга. Непрямые методы – это компенсация утраченных функций за счет проведения перестройки структуры мозга.

Эффективность зависит от:

В случае структурных афазий в легкой тяжести, способность общения возвращается через 3-5 недель после начала коррекционной работы. При средней требуется 1-6 месяцев, при тяжелой более шести месяцев.

Логопедическая коррекция

Для устранения всех проявлений афазии в подростковом возрасте может потребоваться до 5 лет. Из-за возраста, дети не всегда могут понимать всю серьезность речевого нарушения, у них может быть надежда на то, что проблема пройдет сама собой. Специалист, проводящий коррекцию должен создать у своего пациента мотивацию на прохождение лечения.

Сама коррекция зависит от возраста ребенка. Для дошкольников или детей начальных классов используются игровые формы развития и восстановления речи:

У детей школьного возраста наблюдаются проблемы с пространственно-временным ориентированием. Для устранения этих явлений используются математические и логические задачи, изучение иностранного языка.

Поэтапная реабилитация

Восстановление речевых функций происходит постепенно. Лечение афазии имеет не только логопедическую помощь, массаж и специальные лекарственные препарата, но и комплексную длительную реабилитацию, срок проведения которой напрямую зависит от тяжести и формы афазии.

Главными задачами реабилитации речевого аппарата являются восстановление речи и социальная реабилитация пациента с целью его полной интеграции в общество. Ранее начала способствует полному восстановлению речевых навыков и установлению ее естественного темпа.

Максимальная эффективность реабилитации в первые три месяца. Длительность должна составлять не менее трех часов в день на протяжении минимум пяти месяцев. В тяжелых степенях может потребоваться от шести месяцев до двух лет. Выбор вида реабилитации, ее длительность, используемые упражнения определяются по индивидуальному плану специалистами по речевому развитию.

При остром и раннем периоде реабилитация должна проводиться в пассивном режиме. Но на поздних этапах пациент должен принимать в ней активное участие. Реабилитация в острой фазе заключается в:

В данный период занятия носят психотерапевтический характер. Занятия проводятся вполголоса или даже шепотом. На третьей недели у логопеда появляется полный образ речевых нарушений. Здесь определяется порядок логопедической реабилитации. На ранних стадиях реабилитации используются:

На поздних фазах логопедической терапии применяется речевая компенсация. Речь не должна восстановиться в своем прежнем виде, а в измененном. Одна форма афазии у разных пациентов может проявляться различным способом и иметь отличия в своей симптоматике.

Упражнения и задания для позднего периода реабилитации речи устанавливаются по индивидуальному признаку.

Для всех этапов имеет важное значение эмоции больного. Они остро нуждаются в беседах со своими родными, близкими, друзьями. Восстановление проходит быстрее если пациент настроен психологически и уверен в получении положительного результата.

Первые два года после перенесенного инсульта или травмы пациент должен наблюдаться у своего лечащего врача. Занятия с логопедом проводятся около двух-трех лет.

Транскраниальная магнитная стимуляция

Транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТКМС – процедура безболезненная и не инвазивная. Главным ее преимуществом является точность воздействия на определенные отделы головного мозга, ответственные за речь и ее понимание.

Магнитное поле, которое образуется током, стимулирует электрические импульсы в мозгу пациента. Такое влияние может быть стимулирующим и тормозящим мозговую речевую деятельность, в зависимости от потребности реабилитации. Преимуществами ТКМС являются:

Данная процедура проводится при аутизме, ЗПР, алалии, афазии и других нарушениях.

Рекомендации родственникам

Существуют общие рекомендации для больных афазий, которые исполнимы вне зависимости от возраста пациента:

Главное, пациент не должен терять дух при реабилитации и опускать руки.

Прогноз для детей с афазией

В большинстве случаев сохраняется положительный прогноз. На это влияет ранняя диагностика, время начала коррекции. В течении первых недель коррекции начнут появляться первые изменения, через несколько месяцев можно получить регресс патологии вплоть до полного восстановления всех речевых нарушений, полученных при афазии.

Если отсутствуют признаки улучшения ситуации на первых этапах коррекции, прогноз на восстановление становится негативным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *