Облако вокруг истребителя что это

Эффект Прандтля — Глоерта

Удивительное зрелище – конус пара, появляющийся вокруг самолета, который летит на околозвуковой скорости. Этот удивительный эффект, известный как эффект Прандтля — Глоерта, заставляет глаза широко раскрыться, а челюсть – отвиснуть. Но в чем его суть?

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

1. Вопреки всеобщему мнению, этот эффект появляется не тогда, когда самолет преодолевает звуковой барьер. Эффект Прандтля — Глоерта также часто ассоциируют со сверхзвуковым хлопком, что тоже не верно. Двигатели самолетов со сверхвысоким обходом могут создавать этот эффект на скорости взлета, потому что входное устройство двигателя имеет низкое давление, а лопатки вентилятора сами по себе работают на околозвуковой скорости.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

2. Причина его возникновения заключается в том, что летящий на высокой скорости самолёт создает область повышенного давления воздуха впереди себя и область пониженного давления позади. После пролёта самолёта область пониженного давления начинает заполняться окружающим воздухом. При этом в силу достаточно высокой инерции воздушных масс сначала вся область низкого давления заполняется воздухом из близлежащих областей, прилегающих к области низкого давления.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

3. Представьте объект, движущийся на околозвуковой скорости. Околозвуковая скорость отличается от скорости звука. Звуковой барьер преодолевается на скорости 1235 км/час. Околозвуковая скорость ниже, выше или около скорости звука и может варьироваться от 965 до 1448 км/час. Поэтому этот эффект может появиться, когда самолет движется со скоростью, меньшей скорости звука или равной ей.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

4. И все же все дело в звуке – именно от него зависит «видимость» этого парового конуса за самолетом. Форма конуса образуется силой звука (в случае с самолетами), движущейся быстрее, чем звуковые волны, которые она производит. Эффект Прандтля — Глоерта возникает в результате волновой природы звуков.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

5. Опять же, подумайте о самолете, как об источнике, а о звуке – как о гребне волны. Эти гребни звуковых волн представляют собой серию или оболочку накладывающихся друг на друга кругов. Когда волны накладываются друг на друга, создается форма конуса, а ее кончик – источник звука. Пока что невидимого.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

6. Чтобы эффект стал видимым человеческому глазу, нужна еще одна вещь – влажность. Когда влажность достаточно высокая, воздух вокруг конуса конденсирует и образует облако, которое мы видим. Как только давление воздуха возвращается в нормальное состояние, облако исчезает. Эффект почти всегда возникает у самолетов, летящих летом над океаном – комбинация воды и жары дает нужный уровень влажности.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

7. Здесь можно разрушить еще один миф. Некоторые считают, что эффект Прандтля — Глоерта возникает в результате сгорания топлива.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

8. Наверное, вас можно понять, если вы считаете, что этот эффект – инверсионный след, то есть неестественное облако, появляющееся из конденсированного водяного пара, который производится выхлопами двигателя. Однако это не одно и то же. Водяной пар уже есть там – он уже в воздухе, еще до того, как через него пройдет самолет.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

9. Стоит также упомянуть давление воздуха. Когда самолет движется на околозвуковой скорости, давление воздуха вокруг называется N‑волной, потому что когда давление зависит от времени, результат похож на букву N.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

10. Если бы мы могли замедлить взрывную волну, проходящую через нас, мы бы увидели ведущий компонент сжатия. Это начало N. Горизонтальная палочка возникает, когда давление опускается, а когда нормальное давление атмосферы возвращается в финальную точку, создается буква N.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

11. Эффект назван в честь двух выдающихся ученых, открывших это явление. Людвиг Прандтль (1875 – 1953) был немецким ученым, изучавшим развитие систематического математического анализа в аэродинамике. Герман Глоерт (1892 – 1934) был британским ученым-аэродинамиком.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

12. Хотите верьте, хотите нет, но вы сами можете создать этот эффект. Вам нужно всего две вещи: кнут и день с высокой влажностью воздуха. Если вы сможете лихо хлестнуть кнутом, как Индиана Джонс, вы увидите подобный эффект. Хотя, дома это пробовать не стоит.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что этоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Необычную картину можно иногда наблюдать во время полета реактивных самолетов, которые словно выныривают из облака тумана. Это явление называется эффектом Прандтля-Глоерта и заключается в возникновении облака позади объекта, движущегося на околозвуковой скорости в условиях повышенной влажности воздуха.

Причина возникновения этого необычного явления заключается в том, что летящий на высокой скорости самолёт создаёт область повышенного давления воздуха впереди себя и область пониженного давления позади. После пролёта самолёта область пониженного давления начинает заполняться окружающим воздухом. При этом в силу достаточно высокой инерции воздушных масс сначала вся область низкого давления заполняется воздухом из близлежащих областей, прилегающих к области низкого давления.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Этот процесс локально является адиабатическим процессом, где занимаемый воздухом объём увеличивается, а его температура понижается. Если влажность воздуха достаточно велика, то температура может понизиться до такого значения, что окажется ниже точки росы. Тогда содержащийся в воздухе водяной пар конденсируется в виде мельчайших капелек, которые образуют небольшое облако.

По мере того, как давление воздуха нормализуется, температура в нём выравнивается и вновь становится выше точки росы, и облако быстро растворяется в воздухе. Обычно время его жизни не превышает долей секунды. Поэтому при полёте самолёта кажется, что облако следует за ним — вследствие того, что оно постоянно образуется сразу позади самолёта, а затем исчезает.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Существует распространённое заблуждение, что возникновение облака из-за эффекта Прандтля-Глоерта означает, что именно в этот момент самолёт преодолевает звуковой барьер. В условиях нормальной или слегка повышенной влажности облако образуется только при больших скоростях, близких к скорости звука. В то же время при полётах на малой высоте и в условиях очень высокой влажности (например, над океаном) этот эффект можно наблюдать и при скоростях, значительно меньших скорости звука.

Кликабельно 2100 рх

С “хлопком” происходит недоразумение, вызванное неверным пониманием термина “звуковой барьер”. Этот “хлопок” правильно называть “звуковым ударом”. Самолет, движущийся со сверхзвуковой скоростью, создает в окружающем воздухе ударные волны, скачки воздушного давления. Упрощенно эти волны можно представить себе в виде сопровождающего полет самолета конуса, с вершиной, как бы привязанной к носовой части фюзеляжа, а образующими, направленными против движения самолета и распространяющимися довольно далеко, например до поверхности земли.

Клкиабельно 2500 рх

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Другими словами, если бы сверхзвуковой самолет с постоянной, но сверхзвуковой скоростью принялся летать над слушателем туда-сюда, то хлопок слышался бы каждый раз, спустя некоторое время после пролета самолета над слушателем на достаточно близком расстоянии.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Источник

Что это, преодоление звукового барьера? Ответ неверный

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

О впечатляющих фотографиях реактивных истребителей в плотном конусе водяного пара часто говорят, что это, мол, самолет преодолевает звуковой барьер. Но это ошибка. Обозреватель BBC Future рассказывает об истинной причине феномена.

Это эффектное явление неоднократно запечатлевали фотографы и видеооператоры. Военный реактивный самолет проходит над землей на большой скорости, несколько сотен километров в час.

По мере развития авиастроения аэродинамические формы становились все более обтекаемыми, а скорость летательных аппаратов неуклонно росла – самолеты начали делать с окружающим их воздухом такие вещи, на которые не были способны их более тихоходные и громоздкие предшественники.

Загадочные ударные волны, формирующиеся вокруг низколетящих самолетов по мере приближения к скорости звука, а затем и преодоления звукового барьера, свидетельствуют о том, что воздух на таких скоростях ведет себя весьма странным образом.

Так что же это за таинственные облака конденсата?

Эффект Прандтля-Глоерта наиболее ярко выражен при полетах в теплой, влажной атмосфере

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

По словам Рода Ирвина, председателя аэродинамической группы Королевского общества воздухоплавания, условия, при которых возникает конус пара, непосредственно предшествуют преодолению самолетом звукового барьера. Однако фотографируют это явление обычно на скоростях чуть меньше скорости звука.

Приземные слои воздуха плотнее, чем атмосфера на больших высотах. При полетах на малых высотах возникает повышенные трение и лобовое сопротивление.

Для фотографирования моделей, продуваемых на сверхзвуковых скоростях в аэродинамических трубах, обычно используют специальные зеркала, чтобы засечь разницу в отражении света, вызванную формированием ударной волны.

Источник

Увидеть невидимое… Инверсионный след, эффект Прандтля-Глоерта и прочие интересности.

Привет, друзья!

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Су-35. Вихревые жгуты визуально.

Сегодня статья отдыхательная :-). Тема в целом серьезная конечно, в авиации ведь все серьезно :-)… Но вобщем-то я бы это поместил в раздел всяких интересностей и любопытностей. А посему немало будет видео и картинок :-).

Итак… Мы много тут уже рассуждали о различных аэродинамических процессах, об образовании сил, о движениях воздушных потоков. Так вот у меня раньше часто возникал вопрос насчет того, что неплохо бы все это как-нибудь понаглядней увидеть или хотя бы обнаружить косвенные признаки происходящего…

Например, тянет тягач на тяжелом тросе большую машину. Трос натянулся, как струна. Машина поддается, ползет… Вот она сила, в тросе натянутом, чувствуется здорово. А вот самолет весом под сорок тонн, круто задрав нос «попер» вверх.. И где она эта сила :-)? В чем она? Нет, ну мы-то с вами уже знаем о подъемной силе при движении крыла в воздухе. Она, что называется, и слона на высоту поднимет (точнее уж говоря много слонов :-)), но одно дело знать и совсем другое дело видеть…

Я уже писал как-то (не на этом сайте, правда :-)) о своем армейском товарище, который любил пошутить, говоря о самолете, который он обслуживал: «Я, слушай, все понимаю. Подъемная сила там, аэродинамика и все такое прочее. Но как все-таки эта дура в воздухе держится?» То есть (повторю сам себя :-)) речь о том, что было бы все-таки интересно увидеть более наглядно все то, что воздух проделывает с летательным аппаратом, а тот, в свою очередь с воздухом. Напрямую это, к сожалению, увидеть не удастся, но вот косвенно можно, и, если знать о чем речь, то все становится очень даже наглядным.

Насчет цвета – это мы можем сделать сами (правда не всегда и не везде, но можем :-)), например использовать дым (лучше цветной). А насчет обычной непрозрачности, тут природа нам помогает сама.

Самое непрозрачное в атмосфере – это облака, то есть влага, та которая конденсировалась из воздуха. Вот этот самый процесс конденсации и позволяет нам, хоть и косвенно, но все же довольно наглядно увидеть кое-какие процессы, происходящие при взаимодействии летательного аппарата с воздушной средой.

Чтобы это произошло, надо либо повысить количество воды в атмосфере, что означает увеличить влажность, либо понизить температуру окружающего воздуха ниже точки росы. В обоих случаях произойдет выделение лишнего пара в виде сконденсировавшейся влаги и мы увидим белый туман (или что-то вроде того :-)).

То есть, как уже понятно, в атмосфере этот процесс может иметь место, а может и нет. Все зависит от местных условий. То есть для этого нужна влажность не ниже определенной величины, определенная, соответствующая ей температура и давление. Но если все эти условия соответствуют друг другу, мы можем наблюдать иной раз довольно интересные явления.Однако обо всем по порядку :-).

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Инверсионный (конденсационный) след. Самолет Fokker 100.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Самолеты летят на разных высотах. Условия атмосферы разные, поэтому за одним инверсионный след есть, за другим нет.

На видео показано образование инверсионного (конденсационного) следа, заснятое из кормовой кабины самолета (кажется это ТУ-16, хотя не уверен). Видны стволы кормовой огневой установки (пушки).

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Транспортник Boeing C-17 Globemaster III.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

«Дымный ангел» во всей красе :-).

Справедливости ради стоит сказать, что и другие летательные аппараты тоже неплохие художники 🙂 …

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Работа ЛТЦ вертолета. Дым показывает формирование вихрей.

Однако, вихревые жгуты можно увидеть и без использования дыма. Конденсация атмосферного пара нам поможет и здесь. Как мы уже знаем, воздух в жгуте получает вращательное движение и, тем самым перемещение от центра жгута к его периферии. Это приводит к расширению и падению температуры в центре жгута, и, если влажность воздуха достаточно высока, то могут создаться условия для конденсации влаги. Тогда мы можем увидеть вихревые жгуты воочию. Эта возможность зависит как от условий атмосферы, так и от параметров самого летательного аппарата.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Конденсация в вихревом жгуте механизации крыла.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Вихревые жгуты и область пониженного давления над крылом.

И чем больше углы атаки, на которых летает самолет, тем вихревые жгуты более интенсивны и визуализация их за счет конденсации более вероятна. Особенно это характерно для маневренных истребителей, а также хорошо проявляется на выпущенных закрылках.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Вихри на концах лопастей винтовых двигателей. Самолет DehavillandCC-115Buffalo.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Самолет Luftwaffe Transall С-160D. Вихри на концах лопастей винтов двигателей.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Конденсация в вихревых жгутах на концах лопастей винтов. Самолет Bell Boeing V-22 Osprey.

Часто происходит взаимодействие вихревых жгутов с инверсионным (конденсационным) следом, и тогда картины могут быть довольно причудливы :-).

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Истребитель F-15. Разрежение на верхней поверхности крыла.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

СУ-35. Эффект Прандтля-Глоерта, иллюстрация подъемной силы.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Вихревые жгуты и конденсация в зоне пониженного давления на крыле. Самолет EA-6B Prowler.

Для иллюстрации сказанного о вихревых жгутах и подъемной силе есть хорошее видео:

В следующем видео эти процессы сняты во время посадки из пассажирского салона самолета:

Однако справедливости ради надо сказать, что это явление в визуальном плане может сочетаться с эффектом Прандтля-Глоерта (по сути дела это, вобщем-то, он и есть). Название страшное :-), но принцип все тот же, а визуальный эффект значительный :-)…

Суть этого явления заключается в том, что позади летательного аппарата (чаще всего самолета), движущегося с высокой скоростью (достаточно близкой к скорости звука) может образовываться облако сконденсировавшегося водяного пара.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Истребитель F-18 Super Hornet. Эффект Прандтля-Глоерта.

Происходит это из-за того,что при движении самолет как бы двигает перед собой воздух и, тем самым, создает область повышенного давления перед собой и область пониженного после себя. После пролета, воздух начинает заполнять эту область с малым давлением из близлежащего пространства, и, таким образом, в этом пространстве объем его увеличивается, а температура падает. И если при этом есть достаточная влажность воздуха, а температура опускается ниже точки росы, то происходит конденсация пара и появляется небольшое облако.

Существует оно обычно недолго. Когда давление выравнивается, то поднимается местная температура и сконденсировавшаяся влага вновь испаряется.

Не могу также не вспомнить о своих любимых турбореактивных двигателях. Конденсация и тут позволяет увидеть кое-что интересное. При работе двигателя на земле на больших оборотах и достаточной влажности можно увидеть «воздух на входе в двигатель» :-). На самом деле не совсем так, конечно. Просто двигатель интенсивно всасывает воздух и на входе образуется некоторое разрежение, как следствие падение температуры, из-за которого происходит конденсация водяного пара.

Кроме того часто возникает еще и вихревой жгут, потому что воздух на входе закручивается рабочим колесом компрессора (вентилятора). В жгуте по известным нам уже причинам тоже конденсируется влага и он становится виден. Все эти процессы хорошо видны на видео.

Оказывается это имеет прямое отношение к нашей теме. Птица – тоже своего рода летательный аппарат :-), и за ее крыльями образуются примерно такие же вихревые жгуты, как и за крылом самолета. Они также вращаются (ось горизонтального вращения проходит через концы крыльев), имея за корпусом птицы направление вращения вниз, а за оконечностями ее крыльев вверх.

То есть получается, что птица, летящая сзади и правее (левее) попадает во вращательное движение воздуха вверх. Этот воздух как бы поддерживает ее и ей легче держаться на высоте. Она меньше тратит сил. Это очень важно для тех стай, которые преодолевают большие расстояния. Птицы меньше устают и могут лететь дальше. Только вожаки не имеют такой поддержки. И именно поэтому они периодически меняются, становясь в конец клина для отдыха.

Это и есть еще один способ косвенной, но достаточно наглядной визуализации аэродинамических процессов.

Природа наша достаточно сложно и очень целесообразно устроена и периодически нам об этом напоминает. Человеку остается только не забывать это и перенимать у нее тот огромный опыт, которым она с нами щедро делится. Главное здесь только не переусердствовать и не навредить…

До новых встреч, и в конце немного видео о канадских гусях :-).

Источник

Облако вокруг истребителя что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Что такое эффект Прандтля-Глоерта

О впечатляющих фотографиях реактивных истребителей в плотном конусе водяного пара часто говорят, что это, мол, самолет преодолевает звуковой барьер. Но это ошибка. Мы расскажем об истинной причине феномена.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это

Это эффектное явление неоднократно запечатлевали фотографы и видеооператоры. Военный реактивный самолет проходит над землей на большой скорости, несколько сотен километров в час.

По мере развития авиастроения аэродинамические формы становились все более обтекаемыми, а скорость летательных аппаратов неуклонно росла – самолеты начали делать с окружающим их воздухом такие вещи, на которые не были способны их более тихоходные и громоздкие предшественники.

Загадочные ударные волны, формирующиеся вокруг низколетящих самолетов по мере приближения к скорости звука, а затем и преодоления звукового барьера, свидетельствуют о том, что воздух на таких скоростях ведет себя весьма странным образом.

Так что же это за таинственные облака конденсата?

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это
Эффект Прандтля-Глоерта наиболее ярко выражен при полетах в теплой, влажной атмосфере

По словам Рода Ирвина, председателя аэродинамической группы Королевского общества воздухоплавания, условия, при которых возникает конус пара, непосредственно предшествуют преодолению самолетом звукового барьера. Однако фотографируют это явление обычно на скоростях чуть меньше скорости звука.

Приземные слои воздуха плотнее, чем атмосфера на больших высотах. При полетах на малых высотах возникает повышенные трение и лобовое сопротивление.

Для фотографирования моделей, продуваемых на сверхзвуковых скоростях в аэродинамических трубах, обычно используют специальные зеркала, чтобы засечь разницу в отражении света, вызванную формированием ударной волны.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это
При перепаде воздушного давления температура воздуха понижается, и содержащаяся в нем влага превращается в конденсат

Фотографии, полученные так называемым шлирен-методом (или методом Теплера), используют для визуализации ударных волн (или, как их еще называют, скачков уплотнения), образующихся вокруг модели.

В ходе продувок вокруг моделей не создаются конусы конденсата, поскольку используемый в аэродинамических трубах воздух предварительно осушается.

Конусы водяного пара связаны со скачками уплотнения (а их несколько), формирующимися вокруг самолета по мере набора им скорости.

Когда скорость летательного аппарата приближается к скорости звука (около 1234 км/ч на уровне моря), в обтекающем его воздухе возникает перепад местного давления и температуры.

Как следствие, воздух теряет способность удерживать влагу, и формируется конденсат в форме конуса, как на этом видео:

Такие трюки часто проделывают истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet – это основной тип самолетов палубного базирования американской морской авиации.

Облако вокруг истребителя что это. Смотреть фото Облако вокруг истребителя что это. Смотреть картинку Облако вокруг истребителя что это. Картинка про Облако вокруг истребителя что это. Фото Облако вокруг истребителя что это
Скачок уплотнения при выходе самолета на сверхзвук трудно обнаружить невооруженным глазом

На таких же боевых машинах летают члены пилотажной группы ВМС США Blue Angels, мастерски выполняющие маневры, при которых вокруг самолета образуется конденсационное облако.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *