Обладая острым он сразу уловил этот запах только что испеченного пирога
Исправьте лексические ошибки. Определите тип лексической ошибки.
помогите с заданием, пожалуйста
Исправьте лексические ошибки. Определите тип лексической ошибки.
1. а) Старый астроном приходил в свою консерваторию раньше всех.
б) Мачеху свою Иван не любил: он чувствовал к ней апатию, даже неприязнь.
2. а) Афанасьев был закоренелым революционером.
б) У нас много сообщников во всех научных центрах страны.
3) а) Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах дыма.
б) Строгий черный костюм с ярким кантом был весьма эффективным.
4. а) Всю жизнь он был круглым хорошистом.
б) Едва завидев врага, отряд разбежался, словно стадо зайцев.
5. а) Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями.
б) Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.
6. а) Памятные сувениры были приобретены в симпатичной лавочке на набережной.
б) У этого решения нет другой альтернативы.
7. а) Кладовщик отвечает за сохранность.
б) Я бы хотела предложить.
8. а) Судьба семейства Мармеладовых была страшна. Об этом ужасе Раскольникову рассказывает глава этого семейства мелкий чиновник Мармеладов в своей исповеди. Сам Мармеладов – настоящий алкаш.
9. а) Ломоносов отправился учиться за сотни миль от Архангельска.
1. а) Старый астроном приходил в свою ОБсерваторию раньше всех.
б) Мачеху свою Иван не любил: он чувствовал к ней аНТИпатию, даже неприязнь.
2. а) Афанасьев был убежденным революционером.
б) У нас много единомышленников во всех научных центрах страны.
3) а) Обладая острым обОНЯнием, он сразу уловил запах дыма.
б) Строгий черный костюм с ярким кантом был весьма эффектным.
4. а) Всю жизнь он был обычным хорошистом.
б) Едва завидев врага, отряд разбежался, словно стадо овец.
5. а) Свои требования истец основывает на бездоказательных аргументах. (тавтология)
б) Все проблемы надо решать одновременно.
6. а) Сувениры были приобретены в симпатичной лавочке на набережной.
б) У этого решения нет альтернативы.
7. а) Кладовщик несет ответственность за сохранность.
б) Я хочу предложить.
8. а) Судьба Мармеладовых страшна. Об этом ужасе Раскольникову рассказывает глава семейства мелкий чиновник Мармеладов. Сам Мармеладов – пьяница.
9. а) Ломоносов отправился учиться за сотни верст от Архангельска.
Паронимы. Задание №5 ЕГЭ (русский язык)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Слова – паронимы принадлежат одной части речи, выполняют одинаковые синтаксические функции, но различаются сочетаемостью с другими словами: надевать (что?) платье – одевать (кого?) сестру
Прочитайте предложения, найдите и исправьте ошибки. 1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя. 4. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 5. За последние годы наш город очень преобразовался. 6. Товарищ ответил мне дружественным пожатием руки. 7. Врач взял ланцетом кусочек ваты. 8. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах только что испечённого пирога. 9. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным заболеваниям. 10. Они не сумели основать свои требования.
Проверьте себя! 1. Гоночный автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплексом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело обличал пороки крепостнического строя. 4. Помещики жестоко угнетали своих крепостных. 5. За последние годы наш город очень преобразился. 6. Товарищ ответил мне дружеским пожатием руки. 7. Врач взял пинцетом кусочек ваты. 8. Обладая острым обонянием, он сразу уловил запах только что испечённого пирога. 9. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибковым заболеваниям. 10. Они не сумели обосновать свои требования.
Объясни разницу в значении слов: адресат — адресант, дипломат — дипломант, описка — отписка, сытый — сытный, поступок — проступок, опечатка — отпечаток, поглотить — проглотить.
Выделяют несколько групп паронимов: Суффиксальные Префиксальные (приставочные) Корневые
Префиксальные( приставочные) паронимы. Образуются за счёт присоединения к корню созвучных префиксов: о-/от-, по-/про- и других. Образованные однокорневые созвучные слова имеют ударение на том же слоге. Примеры: опеча́тать и отпеча́тать, поглоти́ть и проглоти́ть, опи́ски и отпи́ски.
Корневые паронимы Созвучные слова, имеющие различные корни. Отсутствует семантическая связь. Незначительная по численности группа паронимов, главным образом состоящая из существительных. Примеры: вака́нсия и вака́ция, неве́жа и неве́жда, моро́женый и моро́зный.
Конспект занятия «Похожи, но не одинаковы, паронимы»
Балганум Сейткалиева
Конспект занятия «Похожи, но не одинаковы, паронимы»
Тема: «Похожи, но не одинаковы, паронимы».
Цель: развитие речи.
Коррекционная – углубить и расширить представления детей о лексике русского языка.
Развивающая – способствовать развитию творчества, обогащению словарного запаса детей.
Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: конспект, карточки с заданиями.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Правильная посадка. Сообщение темы занятия.
— Иногда мы путаем слова, которые очень похожи по звучанию, на абсолютно различны по смыслу. Кто из вас не путал слова «экскаватор» и «эскалатор»?
Такие слова называются паронимами.
Паронимы – это слова разные по смыслу, но близкие по звучанию.
— Давайте попробуем объяснить значение слов-паронимов.
Игра «Исправьте ошибки»
Гончий (гоночный) автомобиль едва не перевернулся на повороте. Нас познакомили с новым комплектом (комплексом) гимнастических упражнений.
Помещики жестоко угнетали своих крепостников (крепостных). Учитель представил (предоставил) нам полную свободу выбора.
Обладая острым обаянием (обонянием, он сразу уловил запах только что испеченного пирога. За последние годы наш народ очень преобразовался (преобразился).
Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты. Мы вывели новый сорт семян, не подверженный грибным (грибковым) заболеваниям.
Они не умели основать (обосновать) свои требования. Дело это хлопотливое (хлопотное,требует большого терпения.
Товарищ ответил мне дружественным (дружеским) пожатием руки. У него были невыразимые (невыразительные) черты лица.
Девочка со страхом сделала шажок на движущуюся ступеньку (эскалатора, экскаватора). Солдаты выстроены на вечернюю (проверку, поверку). Прибывшие из многих стран на (форум,кворум) ученые решали разные вопросы.
3. Самостоятельная деятельность. Раздать карточки с заданиями.
1. Соедините линиями существительные и слова-паронимы.
2. Дополните словосочетания подходящим словом-паронимом.
— Что нового узнали на занятии?
— Для чего нужны слова-паронимы?
Конспект занятия психолога Приветствие Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют.
Мама и Родина очень похожи: Мама — красивая, Родина — тоже! Этот день особенный среди других красных дат календаря. Ведь женщинам в России отведена особая роль вдохновительниц и хранительниц. В самом.
Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.
Конспект занятия «Сад-огород» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; закреплять.
Конспект занятия по ПДД «Транспортный мир и мы» Цель: познакомить детей с правилами поведения пешехода, закрепить знания о дорожных знаках, отработать правила поведения в общественном.
Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.
Конспект занятия занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия «Россия — наш дом» Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за нашу Родину. Задачи: 1. Расширять представления детей о символике нашего государства.
Стенгазета «Мы с мамочкой похожи, как две капельки воды!» Как быстро прижились у нас новые праздники: «День пожилого человека», «День матери», наверное, потому что добрые и хорошие по сути своей.
Культура речи. Стилистика (55 стр.)
Упражнение 18.
1. Гоночный автомобиль едва не перевернулся на повороте. 2. Нас познакомили с новым комплексом гимнастических упражнений. 3. Гоголь смело обличал пороки крепостнического строя. 4. Помещик был груб со своими дворовыми. 5. Помещики жестоко угнетали своих крепостных. 6. Верно. 7. Дыхание больного стало прерывистым. 8. Учитель нам предоставил полную свободу выбора. 9. За последние годы наш город очень преобразился. 10. Врач взял пинцетом кусочек ваты. И. У него были невыразительные черты лица. 12. Обладая острым обонянием, он сразу уловил запах только что испеченного пирога, 13. Он был резок и нетерпим в своих суждениях. 14. Они не сумели обосновать свои требования. 15. Дело это хлопотное, требует большого терпения.
Упражнение 19.
Стилистические ошибки
Упражнение 1.
1. В предложении содержится несколько речевых ошибок:
1) голова крупного рогатого скота женского рода – несуществующий термин; 2) нарушена лексическая сочетаемость поголовье животных, надо поголовье скота; 3) тавтология – поголовье, голова; 4) плеоназм пойти под нож – это то же самое, что и на мясо; 5) речевая избыточность: последующее воспроизведение, Верно: для увеличения поголовья скота необходимо, чтобы каждая корова, прежде чем попасть на бойню, давала приплод.
2. 1) Следует употребить иной термин: центральная нервная система; 2) адаптируются и приспосабливаются – синонимы, следует первый глагол опустить;
3) так как конъюнктура – «учет обстановки», то приспособиться к учету обстановки нельзя, Верно: приспосабливаются к любым условиям.
4. Не его героев, а героев фильма.
5. Вместо эволюционирует лучше сказать изменяется.
8. Не пенализируется, а штрафуется.
9. Доковаться – многозначный глагол, возникает неясность, от какого слова образован глагол: от док или ковать?
10. Лучше сказать храним в песке.
Тесты для самопроверки
Тест № 1
1. Ответ: 1); 2); 3), так как
1) Верно: Эта книга и в наше время является примером для молодежи;
2) Верно: Уведомление родителей об успеваемости детей…;
3) Верно: Их подвиг занесен в почетную книгу…
3. Ответ: 3); 4), так как
3) Верно: Когда Элен проснулась, был полдень;
4) есть устойчивое выражение язык заплетается, поэтому замена слов исключена.
4. Ответ: 1); 4), так как
1) Верно: Он оставил след в моей душе;
4) ошибка связана с незнанием истории, литературы, музыки. Сальери завидовал В.А. Моцарту.
5. Ответ: 1); 2), так как
1) Верно: дамоклов меч – ‘постоянная опасность;
2) Верно: иерихонская труба.
1) завещание не пишут перед чужой смертью, значит слово своей – лишнее;
2) расхищение государственного имущества не может быть законным, поэтому незаконное – следует опустить;
3) если опыта нет, им нельзя обмениваться, следовательно имеющимся – вычеркнуть из предложения.
В остальных случаях:
2) тавтологическая ошибка: народ…за народное;
3) повтор слова статьи.
8. Ответ: 1); 2), так как
2) подсылают наемных убийц, а сыновей – посылают.
9. Ответ: 3); 4), так как
3) Верно: Мы перешли работать в отстающую бригаду;
4) Верно: Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
В остальных случаях:
2) Верно: Он был беден или Он влачил жалкое существование (сосуществование – ‘вынужденное времяпрепровождение, сожительство, соседство’; бедность и жал-кое существование – одно и то же.);
3) Верно: Сначала выучи урок…;
4) значение имеет; большое и важное – синонимы, Верно: Эта номинация имеет важное значение.
Тест № 2
1. Ответ: 1); 3); 4), так как
1) Верно: нуждаются в диетическом питании;
3) Верно: его заветы были воплощены в жизнь;
4) Верно: команда снова победит.
2. Ответ: 3); 4), так как
3) Верно: Поездки Чичикова за покупкой мертвых душ…;
4) Верно: Почти все изделия выполнены неизвестными мастерами.
3. Ответ: 1); 2), так как
1) завоевывают власть, а революцию – совершают;
2) неминуемый – ‘неизбежные обстоятельства или события ’, обычно с негативным оттенком.
4. Ответ: 2); 3), так как
2) нельзя пройти через свой труп;
3) получилось, что И.С. Тургенев был не создателем образа Базарова, а только наблюдателем со стороны.
5. Ответ: 1); 2), так как
1) Верно: Ну прямо Содом и Гоморра!;
4) Верно: Сизифов труд – ‘бесполезный труд ’.
6. Ответ: 1); 4), так как
1) в чужом докладе не сообщают о своих открытиях, поэтому слово своем – лишнее;
4) несуществующие расценки не могут быть ни завышены, ни занижены, следовательно существующие – надо исключить из предложения.
В остальных случаях:
1) тавтология в гостях – гость;
2) тавтология целеустремленно стремиться;
8. Ответ: 1); 3), так как
1) зачитать – ‘взять чужое для прочтения и не вернуть’, следует – прочитан;
3) по-русски можно сказать сколько или так много.
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
Задание 2. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки и исправьте.
1. Гончий автомобиль едва не перевернулся на повороте.
2. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
3. Гоголь смело уличал пороки крепостнического строя.
4. Помещик был груб со своими придворными.
5. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
6. Постепенно человек укрощал диких коз, свиней и других животных.
7. Дыхание больного стало отрывистым.
8. Учитель нам представил полную свободу выбора.
9. За последние годы наш город очень преобразовался.
10. Врач взял ланцетом кусочек ваты.
11. У него были невыразимые черты лица.
12. Обладая острым обаянием, он сразу уловил запах только что испеченного пирога.
13. Он был резок и нестерпим в своих суждениях.
14. Они не сумели основать свои требования.
15. Дело это хлопотливое, требует большого терпения.
Лучший ответ:
Пармезан Черница
1. Гоночный автомобиль едва не перевернулся на повороте.
2. Нас познакомили с новым комплексом гимнастических упражнений.
3. Гоголь смело изобличал пороки крепостнического строя.
4. Помещик был груб со своими дворовыми.
5. Помещики жестоко угнетали своих крепостных.
6. Постепенно человек приручал диких коз, свиней и других животных.
7. Дыхание больного стало прерывистым.
8. Учитель нам предоставил полную свободу выбора.
9. За последние годы наш город очень преобразился.
10. Врач взял пинцетом кусочек ваты.
11. У него были неотразимые черты лица.
12. Обладая острым обонянием, он сразу уловил запах только что испеченного пирога.
13. Он был резок и нетерпим в своих суждениях.
14. Они не сумели обосновать свои требования.
15. Дело это хлопотное, требует большого терпения.