Обет нестяжания что это означает
II. Обет нестяжания.
а) Основание обета нестяжания.
Иисус Христос есть совершеннейший образец нищеты. Так Он родился в яслях, жил, не имея где главы поклонити, и умер на кресте. Он сам, подавая Собою нам образ произвольной нищеты, поучает так жить на земле и всех ищущих Царствия Небесного. Аще хощеши, говорит Спаситель, совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим ( Мф. XIX, 21 ).
б) Содержание обета нестяжания.
«Отложив житейские заботы и вступив на подвижническое поприще, говорит св.Феодор Едесский, не пожелай иметь богатства для раздаяния нищим. Это есть коварство лукавого, посредством которого он возбуждает тщеславие и развлекает ум попечением о многом. Хотя бы ты имел хлеб один, или воду, можешь и чрез сие исполнить долг страннолюбия, даже хотя бы и сего не имел, но если только с добрым расположением примешь странного, и предложишь ему слово утешения, то также возможешь получить мзду страннолюбия. Имеешь пример похваляемый Господом в Евангелии вдовицу, которая посредствои двух только лепт превзошла усердие и великое подаяние богатых ( Матф. XII, 43 ). (Хр. чт. св.Феодора Едесск. деят. гл.)
«Ибо, какой монах,говорит св. Исаак Сирианин, из числа мудрых, и имея пищу и одежду и видя человека алчущего или нагого, не уделит ему из того, что имеет, и пожалеет чего-нибудь? или кто, видя кого-нибудь из облеченных в ту же плоть, удручаемого болезнями, страдающего от горести, и имеющего нужду в помощи, из привязанности к уединению предпочтет любви к ближнему правило затворничества? Само собой разумеется, что, ежели мы ничего не имеем, то и не предписывается нам входить в попечение и заботы о бедных. Требуется сие от нас, когда мы имеем что». (Хр. чтение. Св. Исаака Сирианина Послание к преподобному Симеону Чудотворцу).
в) Цель обета нестяжания.
«Трудно, думаю, говорит Св. Афанасий Великий, знать ремесло, (объядение, негу) и не иметь орудий (богатства). И если кто не покинул первого, то как может оставить второе? Посему и Спаситель, разговаривая с богатым, не тотчас приказал ему оставить имение, но прежде спрашивал,– исполнил ли он предписанное законом? И Господь, как учитель, говорит: если ты выучил азбуку; если научился складывать буквы; если привык разбирать слова: то приступи наконец к совершенному чтению, т. е. иди продаждь имение твое и даждь нищим, и тогда гряди в след Мене. И если бы он, как я думаю, не признавал себя исполнившим то, о чем его спрашивали: то Господь не призывал бы его к убожеству. Ибо каким бы образом он мог приняться за чтение, не зная силы слогов?» 80
г) Важность и ненарушимость обета нестяжания.
Какое блаженство для инока нестяжательного, вместо всех сокровищ обладать единым неоцененным сокровищем – Иисусом Христом, и для спокойствия душевного отречься от безполезных благ, коих и самое невинное по-видимому употребление редко бывает безгрешно! Какое блаженство быть богатым одними только дарами благодати, коих никто похитить не может, и кои одни сопровождают его на небо! Словом: какое блаженство не обладать ничем, что бы могло инока к себе привязывать; быть богату, не желая ничего, и обладать всем, наслаждаясь единым Богом! Благословенна нестяжательность, получающая такое наследие! И здесь уже обладающий нестяжательносью, живет как гражданин Царствия небесного; он находится в Царствии Святых, хотя еще издали только присоединяет свой глас к их песнопениям.
Один только тот, который возвысился над всем тленным, может отказаться от всего, что мир может представить приятного и привлекательного; один тот, который ничего не считает своею собственностию и охотно приносит все свое в жертву благоугодную Господу, он один может наследовать Царствие Божие, уготованное любящим Бога, на Него одного надеющимся, Его безпрестанно ищущим, как бы Его обрести. Поскольку никакое стяжание не пленяет его, никакая суетность, никакое высокомерие не владычествует в нем, никакая земная любовь не отвлекает его от любви к Иисусу Христу; то сердце его отверсто для принятия Христа. Поскольку кто чувствствует себя немощным, убогим, немогущим помочь самому себе; тому не медля Христос Иисус оказывает Свою помощь, как Ходатай и Заступник, как Врач и Спаситель, как Дух сострадательный к его немощи, как Помощник и Искупитель. «Да и враг сильнее поражается от убогих. Он не знает, чем вредить им. Сжечь поместья, но их нет. Повредить скот? но и его не имеют. Коснуться любезнейшего, но они и тому приказали долго здравствовать. Не великое ли наказание для врага, и не многоценное ли сокровище для души – убожество? 83 Но в одном ли училище нестяжательности можно достигнуть того высокого совершенства в духовной жизни, какое отличало тех великих подвижников, которые, будучи исполнены духа совета и мудрости, были наставниками и руководителями многих тысяч? Не из этого ли училища вызывал Промысл, почти всех великих строителей Царства благодати? Не здесь ли воспитались Пророки, Апостолы, великие Пастыри Церкви и пустынножители? Так сила Божия совершается более в немощи!
Паисий, брат Аввы Пимена, нашел небольшой сосуд с златницами. Он сказал старшему брату своему Ануву: «Ты знаешь, что слово Аввы Пимена очень жестоко. Пойдем, выстроим себе келлию в другом месте и будем безмолвствовать спокойно». Авва Анув отвечал ему: «Нам не на что выстроить келлию». Тогда Паисий открыл ему о своей находке. Это очень опечалило Авву Анува, который понял, что находка может быть причиной душевной погибели для Паисия. Однако он сказал: «Пойдем, выстроим келлию на той стороне реки». Авва Анув взял у Паисия сосуд с златницами и завил в куколь свой. Когда они переправлялись через реку и были на середине ее, Авва Анув сделал вид, что запнулся, и выронил сосуд с златницами в реку. Сделав это, он начал скорбеть, а Авва Паисий утешал его, говоря: «Не скорби, Авва, о златницах. Пойдем опять к брату нашему». Они возвратились и жили в мире.
(Отечник, составленный свт. Игнатием Ставропольским)
Хр. Чт. Св. Исаака Сирина cлoвo о пользе удаления от мира.
Нестяжание: духовная свобода
В кризис, когда считаешь каждую копейку, разговоры о нестяжательстве могут показаться чем-то из области кощунства. Но не будем спешить: коварная страсть сребролюбия и стяжательство определяется не размером кошелька, а внутренней предрасположенностью. Почему? Поговорим об этом в сегодняшней статье.
Хочешь быть совершенным – раздай все!
В дни земной жизни Иисуса Христа к Нему подошел искавший духовного совершенства юноша. Молодой человек довольно твердо был убежден в том, что УЖЕ исполнил все заповеди Бога. Но после того, как Христос посоветовал парню раздать все имущество для достижения святости, последний опечалился. И просто ушел прочь.
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»
В этих словах Спаситель в очередной раз напоминает людям об «узком пути» (Мф. 7:14) в райские обители.
Чем меньше земных привязанностей будет иметь душа в мире, тем легче для нее будет «подняться» на духовную высоту. А вот стремление к накопительству и окружению себя богатством, наоборот, играет с человеком злую шутку. Оно становится подобно брошенному с корабля якорю, который будет удерживать судно на одном месте и не позволит ему, даже распустив парус, ринуться по водной глади за манящую границу горизонта.
Нестяжние, то есть независимость от материальных ценностей, считает одной из евангельских добродетелей. Ей противостоит греховная страсть сребролюбия, выраженная, как уже понятно, в ярой приверженности увеличения благосостояния.
Необязательно, кстати, быть человеком довольно состоятельным по меркам общества, чтобы страдать стяжательством. Грезы о красивой жизни без осязаемого имущества имеют ту же духовную природу и также лишают душу покоя и радости.
Сребролюбец выступает мировоззренческой калькой с каинового племени, которое страх перед Богом и окружающим миром подтолкнул к активным действиям по созданию альтернативного царства безопасности. Только лишь своими силами.
Крупные города, комфортная жизнь, поиск возможностей, стремление к активной социализации и использованию возможностей есть не что иное, как порождение стяжательства.
«Деньги решают все» или «Миром правят деньги» – идеология стяжателей. Ведь с помощью денег можно купить любую материальную ценность или возможности. По мнению неокаинитов, неограниченные возможности в мире материи и есть счастье. Выходит, что счастье покупается.
Неокаиниты
Материализм сам по себе похож на некоторую форму интеллектуальной ограниченности или даже клинического безумия.
«Верю в то, что вижу» – еще один слоган «земных» людей.
Если следовать логике «отбитых» материалистов, для которых кроме видимого мира не существует ничего более… тогда эпикурейское наслаждение миром вещей, активное пользование предметами и другими людьми вполне закономерно.
Вот только христианам тяжело смириться с подобными мировоззренческими парадигмами. Мы живем в миру среди самых разных людей, и неизбежно подвергаемся диффузии с пространством чужеродных нашей вере ценностей. Где-то нам удается прогнуть под себя изменчивый мир и напомнить ему, что не все в жизни упирается в формулу «карьера, квартира, машина, Бали». А где-то общество убеждает нас «эй, брат, расслабься, не будь так фанатичен, давай как мы!». И мы порой даже неосознанно начинаем жить духом мира.
Навязчивые мысли о сверхприбылях, дорогих домах, автомобилях, поездках, новых заводах обосновываются нами самим себе как обычное желание «нормально жить», ни в чем не нуждаясь и имея возможность делать добрые дела с большей отдачей.
Мы предполагаем, что деньги откроют перед нами широкие возможности, помогут изменить жизнь близких в лучшую сторону, дадут нам успокоение, позволят «выдохнуть» и заняться главным, душой… Но нам так именно кажется.
Образ богатства, у каждого человека собственный, но занимающий разум, формирует качество духовной жизни. Постоянные мысли о материальных ценностях приводят к печали и поселяют в душе чувство беспокойства, или даже гнева. Нам начинает казаться, что деньги решат все наши проблемы, или хотя бы сделают жизнь лучше…
Ловушка. Мы попались. Мы забываем о Боге и тратим внутренний ресурс духа на постоянные переживания о земном. Забывая про «горнее», мы просто топим себя в житейском океане. Выплывать всегда очень тяжело.
Богатство как материальный предмет, сам по себе, духовно безопасно. Опасно человеческое к нему отношение. Купив новую машину, мы по первости сдуваем с нее пылинки. Негодуем, если кто, не дай Бог, обрызгает нашего железного коня после выезда с автомойки. Огрызаемся на пассажиров, если они хлопнут дверью сильнее положенного.
Наши мысли – не о Боге, а о машине. Это лишь маленький пример, который наверняка, вы можете самостоятельно сложить в паззл того, как бессознательное стяжательство губит наш внутренний покой.
Богатство не войдет с нами в вечность. А вот душевная боль от переживаний за осязаемые или иллюзорные блага – вполне. Это нас погубит.
Утратив все до конца, мы обретаем свободу
Эти слова персонажа книги «Бойцовский клуб» как нельзя лучше подходят для описания состояния человека, не обремененного излишними материальными ценностями.
Первые нестяжатели среди христиан – монахи, но именно они издревле являют мирянам идеал, на который если и не во всем стоит равняться, но воспринимать как образец жизни, обличающий и вразумляющий от ошибок – вполне.
В истории Православия были «святые богачи», и еще больше – достойной жизни состоятельных меценатов. Другое дело, что их отношение к богатству было более легким, чем у наших сребролюбивых современников.
Яркими примерами понимания больших капиталов как даров Бога, которыми необходимо делиться с нуждающимися братьями и сестрами вокруг, были купцы и фабриканты дореволюционной России. О них история сохранила ряд подробных описаний, в том числе, запечатленных в сохранившихся до наших дней величественных архитектурных постройках храмов и монастырей. Кто-то из них, такие, как Иннокентий Сибиряков, поступали и по словам Спасителя: раздавали баснословные капиталы, а сами принимали монашеский постриг…
Праведный Иов, герой Ветхого Завета, не скорбел, потеряв большое, по своим временам, богатство. Роптала его жена, друзья искали повод подломить праведника. Но благочестивый муж не был сердцем привязан к материи. И Бог вернул ему сторицею утерянное имущество. Потому что сердце Иова не было привязано к палатам, пастбищам и стадам. Его душа стремилась к Богу.
Но если материальные ценности в душе человека вызывают скорбь, печаль, гнев, зависть, ненависть и вообще лишают его мира… Может, не стоит удивляться, почему мы этим до сих пор не обладаем? Бог видит наши сердца и всегда дает для жизни все самое необходимое. Если мы способны с помощью денег сделать этот мир лучше – Господь обязательно наградит нас ими. Если нет – это только для нашей же пользы. Миром правят не деньги. Миром правит любовь. Деньги заглушают в сердцах людей голос любви. Голос Бога.
Что лучше – слышать Бога или слышать гул надвигающейся бездны вечной пустоты? Выбор всегда за нами.
Обет нестяжания
Архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). О трех обетах монашества
Основание обета нестяжания
Иисус Христос есть совершеннейший образец нищеты. Так Он родился в яслях, жил, не имея где главы поклонити, и умер на кресте. Он сам, подавая Собою нам образ произвольной нищеты, поучает так жить на земле и всех ищущих Царствия Небесного. Аще хощеши, говорит Спаситель, совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим (Мф. XIX:21).
В словах Иисуса Христа: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, явно заключается не заповедь, а совет,— что ищущие совершенства духовного, если хотят еще более быть совершенными, пусть откажутся не только от предметов роскоши, но и необходимые потребности пусть как можно более уменьшать: продаждь имение твое и даждь нищим. Такое обяснение подтверждается и всеей связью речи. К Господу приходит законник и говорит: Учителю благий! что сотворю, да имам живот вечный? Господь отвечает: ты знаешь заповеди: не убиеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидетельствуеши и проч.? И на ответ юноши: вся сия сохраних от юности моей, Господь присовокупляет: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим. «Вот Он не сказал, говорит св. Авва Дорофей, продаждь имение твое в виде повеления, но в виде совета: потому что выражение, аще хощеши, означает не приказание, a совет»60. Так всякий из нас может вопрошать Господа своего: что сотворив, живот вечный наследую? и получить в ответ указание на главные заповеди. Но инок уже дерзает и на второй вопрос: что есмь еще не докончал? Тогда он слышит советы, ведущие к совершенству: иди, продаждь имение твое и даждь нищим. И еще в первенствующие времена христианской Церкви многие вняв совету Иисуса Христа, давали обет нищеты — раздавая свое имение нищим. Так св. Антоний Великий услышав совет Господа о нищете во время чтения Евангелия в церкви, тотчас раздал все свое имение бедным и удалился в пустыню; св. Иларион Великий тоже раздал свое имение бедным61; Павлин — сын богатейшего сенатора с супругою своею раздали несметное свое богатство бедным по общему согласию, и вступили в монашество в Ноле, где Павлин, сделавшись Епископом, приводил в удивление других своею добровольною нищетою. Августин повествует о нем, что он во время расхищения и опустошения города Нолы готами, молил Бога сими словами: «Господи, да не мучуся ради сребра и злата, ибо ты знаешь, где все мое сокровище»62. И много таких примеров встречается в Истории древней Церкви.
Содержание обета нестяжания
Что такое произвольная нищета, или нестяжание? «Нестяжание есть отложение всех житейских забот, говорит св. Иоанн Лествичник, отчуждение печали»63. «Собственно монашеская произвольная нищета, по словам одного величайшего подвижника, есть ничто иное, как воздержание от всего, что не нужно человеку»64. Итак произвольная нищета состоит в отчуждении сердца от всего земного, в лишении всех излишеств, даже при употреблении вещей необходимых. В рассуждении отчуждения сердца от всего земного, обязанности монаха и мирянина общи — ибо это есть исполнение обета, данного при Крещении, посредством коего отрекаются от мира и всей гордыни его. Но надобно признаться, что сие отчуждение сердца от всего земного весьма редко в мире, где прилепляются ко всему, чем обладают, где всегда желают того, чего не имеют. Все отчуждение от мира, столь трудное в мире, и столь необходимое для спасения, по преимуществу свойственно монашеству. Ибо легко быть равнодушну ко всему, тогда когда совлечемся всего, ни к чему не прилепляться тогда, когда ничем не обладаем, жить, как страннику тогда, когда все окружающее не принадлежит нам. Вторая обязанность произвольной нищеты есть совершенное отвержение всех излишеств, т. е. всего того, что в мире называют избытком н удобствами жизни. Но и сия обязанность есть также общая со вcеми верными христианами; она также заключается в обете, данном при Крещении, и не минуема для всех верных. Но монах, присовокупляя к общей обязанности особенное обещание провождать жизнь свою в лишениях монашеских, должен лишать себя всего, должен отказывать себе с сугубою строгостию и в маловажных излишествах,— от всего, что бы по видимому возвышало его пред братиями,— от всего, что бы могло напоминать ему суетные преимущества имени, рода и богатства, от коих он отреклся, посвятив себя Иисусу Христу, — одним словом: от всего, что могло бы вводить отличия мира сего в святое место, учрежденное для того, чтобы изгладить и уничтожить оные. «Кто же приходит, говорит знаменитый пастырь нашей Церкви, как переселенец, желающий перенести сюда выгоды и удобства прежнего жительства, или заменить их другими, а не как беглец, бросивший все, чтобы только избавиться от того, что было причиною бегства; тот не вполне отшельник, не в совершенстве пустынножитель»65. Иди, продаждь имение твое и даждь нищим,— раздай все и ничего у себя не удерживай66.
Рассказывается об одном брате, желающем отречься от мира, раздавшем все свое имение нищим, однакож несколько и для себя оставившем, следующее: один брат отказываясь от мира, и раздавая все свое имение нищим, оставил несколько для себя и пришел к Авве Антонию. Старец, узнав о том, сказал ему: если ты хочешь быть монахом, то поди вон в то село, купи мяса, обложи им нагое тело свое, и приди сюда в этом положении. Когда брат это сделал, то собаки и птицы начали терзать его тело. Когда брат возвратился, старец спросил его, исполнил ли он его совет? Брат показал ему растерзанное тело свое. Св. Антоний сказал к нему: так нападают демоны и терзают тех, которые отказываясь от мира, хотят иметь деньги67. Теперь представим несколько примеров из жизни св. мужей, достигших высшей степени нестяжательности. Так св. Макарий Египетский, когда тать пришел обокрасть его, сам пособил ему скудные свои пожитки вынести из келлии и положить не коня; «Ничего,— думал при сем св. муж, не внесли мы в этот мир, ничего и не вынесем»68.
Одному шестидесятилетнему старцу некто хотел дать несколько денег на необходимые ему потребности, потому что он был, болен и не мог добывать себе пропитания (собственными) трудами рук своих. Но старец сказал ему: вот уже 60 лет прошло, как я добываю хлеб своими руками, и Бог всегда посылал мне потребное, как во время здоровья, так и во время болезни. Так для чего же мне и теперь оставлять упование на Него, и брать то, в чем я не нуждаюсь? Когда же тот просил его взять деньги, хоть для раздачи бедным, то старец сказал: «Это вдвойне мне будет стыдно, когда чрез чужую милостыню приобрету благодарность и славу»71. Кроме частных примеров святых мужей, достигших высшей степени нестяжательности, могут служить подобным примером и целые обители иноческие. Так некогда в Скифскую обитель пришел один незнакомец, человек богатый и из высшего сословия, посмотреть братию и пожертвовать некоторую сумму денег. И увидев нищету братии, он дал Авве большую сумму денег с тем, чтобы он ее разделил между братиею. Но Авва сказал ему: «Возьми свои деньги назад, потому что моя братия ни в чем не нуждается». Когда же тот не переставал просить, то Авва взял деньги, положил перед церковными дверьми и сказал братии: «И если кто из вас будет иметь в чем нужду, тот пусть возьмет отсюда!» Но никто и не коснулся их, многие же из них даже и не хотели видеть. Тогда Авва сказал посетителю: «Бог принял твою жертву, теперь возьми опять свои деньги и раздай нищим»72.
«Отложив житейские заботы и вступив на подвижническое поприще, говорит св.Феодор Эдесский, не пожелай иметь богатства для раздаяния нищим. Это есть коварство лукавого, посредством которого он возбуждает тщеславие и развлекает ум попечением о многом. Хотя бы ты имел хлеб один, или воду, можешь и чрез сие исполнить долг страннолюбия, даже хотя бы и сего не имел, но если только с добрым расположением примешь странного, и предложишь ему слово утешения, то также возможешь получить мзду страннолюбия. Имеешь пример похваляемый Господом в Евангелии вдовицу, которая посредствои двух только лепт превзошла усердие и великое подаяние богатых (Матф. XII:43). (Хр. чт. св.Феодора Едесск. деят. гл.)
«Ибо, какой монах,говорит св. Исаак Сирианин, из числа мудрых, и имея пищу и одежду и видя человека алчущего или нагого, не уделит ему из того, что имеет, и пожалеет чего-нибудь? или кто, видя кого-нибудь из облеченных в ту же плоть, удручаемого болезнями, страдающего от горести, и имеющего нужду в помощи, из привязанности к уединению предпочтет любви к ближнему правило затворничества? Само собой разумеется, что, ежели мы ничего не имеем, то и не предписывается нам входить в попечение и заботы о бедных. Требуется сие от нас, когда мы имеем что». (Хр. чтение. Св. Исаака Сирианина Послание к преподобному Симеону Чудотворцу).
Цель обета нестяжания
«Трудно, думаю, говорит Св. Афанасий Великий, знать ремесло, (объядение, негу) и не иметь орудий (богатства). И если кто не покинул первого, то как может оставить второе? Посему и Спаситель, разговаривая с богатым, не тотчас приказал ему оставить имение, но прежде спрашивал,— исполнил ли он предписанное законом? И Господь, как учитель, говорит: если ты выучил азбуку; если научился складывать буквы; если привык разбирать слова: то приступи наконец к совершенному чтению, т. е. иди продаждь имение твое и даждь нищим, и тогда гряди в след Мене. И если бы он, как я думаю, не признавал себя исполнившим то, о чем его спрашивали: то Господь не призывал бы его к убожеству. Ибо каким бы образом он мог приняться за чтение, не зная силы слогов?»80
«Да и возможно ли облеченному заботливыми помыслами тещи к почести высшего звания, или бороться с начальствами, властями и миродержителями тьмы века сего? По крайней мере я не думаю, говорнт Св. Нил, судя о сем даже по чувственному примеру. Ибо как платье без сомнения будет препятствовать борцу (атлету) и связывать его; так и заботливые помыслы будут связывать душу, если истинен тот, кто говорит, что душа постоянно находится при своем сокровище. Ибо сказано, где сокровище твое, там будет и сердце твое» (Мф. IV:21)81. «Может и житейскими попечениями, аки бы железными узами обложенный туда (к Царю Царей) шествовать, но с неудобством. Ибо ходят и те, коих ноги связаны узами, однако всегда претыкаются и от сего преткновения приемлют язвы»82.
Важность и ненарушимость обета нестяжания
Какое блаженство для инока нестяжательного, вместо всех сокровищ обладать единым неоцененным сокровищем — Иисусом Христом, и для спокойствия душевного отречься от безполезных благ, коих и самое невинное по-видимому употребление редко бывает безгрешно! Какое блаженство быть богатым одними только дарами благодати, коих никто похитить не может, и кои одни сопровождают его на небо! Словом: какое блаженство не обладать ничем, что бы могло инока к себе привязывать; быть богату, не желая ничего, и обладать всем, наслаждаясь единым Богом! Благословенна нестяжательность, получающая такое наследие! И здесь уже обладающий нестяжательносью, живет как гражданин Царствия небесного; он находится в Царствии Святых, хотя еще издали только присоединяет свой глас к их песнопениям.
Один только тот, который возвысился над всем тленным, может отказаться от всего, что мир может представить приятного и привлекательного; один тот, который ничего не считает своею собственностию и охотно приносит все свое в жертву благоугодную Господу, он один может наследовать Царствие Божие, уготованное любящим Бога, на Него одного надеющимся, Его безпрестанно ищущим, как бы Его обрести. Поскольку никакое стяжание не пленяет его, никакая суетность, никакое высокомерие не владычествует в нем, никакая земная любовь не отвлекает его от любви к Иисусу Христу; то сердце его отверсто для принятия Христа. Поскольку кто чувствствует себя немощным, убогим, немогущим помочь самому себе; тому не медля Христос Иисус оказывает Свою помощь, как Ходатай и Заступник, как Врач и Спаситель, как Дух сострадательный к его немощи, как Помощник и Искупитель. «Да и враг сильнее поражается от убогих. Он не знает, чем вредить им. Сжечь поместья, но их нет. Повредить скот? но и его не имеют. Коснуться любезнейшего, но они и тому приказали долго здравствовать. Не великое ли наказание для врага, и не многоценное ли сокровище для души — убожество?83 Но в одном ли училище нестяжательности можно достигнуть того высокого совершенства в духовной жизни, какое отличало тех великих подвижников, которые, будучи исполнены духа совета и мудрости, были наставниками и руководителями многих тысяч? Не из этого ли училища вызывал Промысл, почти всех великих строителей Царства благодати? Не здесь ли воспитались Пророки, Апостолы, великие Пастыри Церкви и пустынножители? Так сила Божия совершается более в немощи!
Сколько произвольное убожество велико и славно между иноками, столько напротив сребролюбие гнусно и мерзко. Справедливо сказал Божественный Апостол, что оно есть корень всех зол. «Корыстолюбие, клятвопреступление, хищение, грабительство, любодейство, зависть, убийство, братская ненависть, брань, идолопоклонство, любостяжание и их отрасли: лицемерие, ласкательство, посмеяние — все это началом своим имеет сребролюбие, говорит св. Афанасий Великий. Посему Апостол справедливо назвал сребролюбие материю всех зол84. «Помыслим, говорит другой учитель Церкви, в какой порок сия болезнь вовлекает человека, когда она повергает его и в идолослужение, ибо сребролюбец, отторгнув ум свой от любви Божией, любит изображения людей, изваянныя на золоте. Монах, омрачившись сими помыслами, и предспевая на худшее, не может уже иметь никакого послушания, но досадует, негодует, при всяком деле ропщет, противоречит, и не сохраняя уже ни какого почтения, как свирепейший конь несется по стремнинам, ежедневною пищею остается не доволен и явно говорит, что он не может долее переносить сего, что Бог не здесь только находится, что спасение его в сем месте не заключено, что, ежели он не оставит сего монастыря, погибнет.
Паисий, брат Аввы Пимена, нашел небольшой сосуд с златницами. Он сказал старшему брату своему Ануву: «Ты знаешь, что слово Аввы Пимена очень жестоко. Пойдем, выстроим себе келлию в другом месте и будем безмолвствовать спокойно». Авва Анув отвечал ему: «Нам не на что выстроить келлию». Тогда Паисий открыл ему о своей находке. Это очень опечалило Авву Анува, который понял, что находка может быть причиной душевной погибели для Паисия. Однако он сказал: «Пойдем, выстроим келлию на той стороне реки». Авва Анув взял у Паисия сосуд с златницами и завил в куколь свой. Когда они переправлялись через реку и были на середине ее, Авва Анув сделал вид, что запнулся, и выронил сосуд с златницами в реку. Сделав это, он начал скорбеть, а Авва Паисий утешал его, говоря: «Не скорби, Авва, о златницах. Пойдем опять к брату нашему». Они возвратились и жили в мире.
(Отечник, составленный свт. Игнатием Ставропольским)
59Хр. Чт. Св. Исаака Сирина cлoвo о пользе удаления от мира.
60Хр. Чт. Св. аввы Дорофея наставление в самоотвержении.
62Тв. бл. Августина. О граде Божием.
64Св. Антония В. Краткия духовные наставления. хр. Чт.
65Слово Высокопр. Митрополита Моск. Филарета, говоренное по случаю освящения храма, устроенного над гробом препод. Михея.
66Некоторые худо изясняют слова Господа, аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имение имаши сокровище на небеса: и гряди в след Мене. «Думают, говорит св. Кассиан, что обладание собственным богатством и от избытков оного подаяние требующим гораздо блаженнее нищеты. Таковые должны знать, что они не отреклись еще мира, и не достигли монашеского совершенства, поелику стыдятся для Христа восприять нищету Апостола, и трудами рук своих служить самим себе и другим требующим; самым делом исполнить монашеский обет и прославиться с Апостолом. Они должны, расточив прежнее богатство, в голоде и жажде, в стуже и наготе, добрым подвигом подвизаться с Апостолом (2 Кор. XI:27). Ибо, если бы сей Апостол почитали прежнее богатство необходимым к совершенству; то не презрел бы своего достоинства. Он говорит о себе, что он был знаменит родом и Римский гражданин. Также и Иерусалимляне, которые продавали свои дома и поля, и цены их полагали при ногах Апостолов, не делали бы сего, ежели бы знали, что Апостолы поставляют блаженство более в том, чтобы пропитываться собственным имением, а не трудом своим и приношением от язычников. Но еще яснее вразумляет вас о сем упомянутый Апостол в послании своем к Римлянам, говоря так: ныне же гряду в Иерусалим, служай святым… Оне (Македония и Ахаия ) благоволиша, и должни им суть(Рим. XV:25, 27). И сам он поелику часто подвергался узам, темницам и трудности путешествия, что препятствовало ему собственными руками по своему обыкновению, доставать себе пропитание, получал потребное от братий, приходивших к нему из Македонии, как говорит: скудость мою исполниша братия, пришедше от Македонии (3 Кор. XI:9). И к Филиппийцам пишет: Весте вы, Филиписсиане, яко егда изыдох от Македнии, ни едина ми Церковь общевася в слово даяния и приятия, точию вы едини: Яко и в Солунь и единою и дващи в требование мое посласте ми (Филипп. IV, 15, 16). И так ежели хотим последовать Евангельской заповеди, и всей первенствующей. Апостолами основанной Церкви,— мы не должны доверять своим мнениям, и Божественные изречения понимать превратно: но отвергши не определенный и противный вере смысл их, мы должаы принимать их по точному смыслу Евангелия. Ибо таким образом будем в состоянии и последовать стопам Отцев, и никогда не отступать от общежительных уставов и истинно отречься сего мира. Прилично и здесь воспомянуть о слове одного святого. Говорят, что св. Василий, Епископ Kecapии Каппадокийской, одному сенатору, хладно отвергщемуся мира и оставившему для себя нечто из своего имения, сказал следующее: «И сенаторство ты потерял, и монашества не приобрел». Итак, со всем тщанием надобно исторгнуть из своей души корень всех зол — сребролюбие, твердо зная, что когда оставлен корень, то удобно произрастают ветви». (Хр. чтение. «3-й порочный помысел о сребролюбии».)
67Патерик Скитский. Авва Антоний.
71Подобным образом поступил и авва Агафон
72Фон Бехуберт. Старое и новое из области внутренней жизни. Сей пример помещен же и у Росвейда.
73Хр. Чт. Св. Амвросия Медиоланского письмо к Иринею.
74Хр. Чт. Св. Нил о восьми порочных помыслах.
75Тв. Григория Назианзина.
76Блаж. Иероним в письме к Непоциану. Хр. Чт.
77Св. Григорий. Слово о блаженстве. Хр. Чт.
78Св. Василий В. Простр. правил. Хр. Чт.
79Св. Василий В. Там же.
80Св. Афанасия В. Жизнь и деяния св. Синклитикии. Хр. Чт.
81Св. Нил. О различных порочных помыслах. Хр. Чт.
83Хр. Чт.Св. Афанасий Великий. Жизнь и деяния св. Синклитикии.
84Св. Афанасия Великого жизнь св.Синклитикии. Там же, стр. 32
85Св. Кассиан о восьми порочных помыслах. Хр.Чтение.
86Св. Феодор Едесский.
87Св. Нил. О восьми порочных помыслах. Хр. Чтение.
88Хр. Чт. Послание Иеремии Патриарха Иерусал. о монашеской жизни к лютеранам.
89Слово на освящение храма, устроенного над мощами препод. Михея, говоренное Митр. Московским Филаретом.
90Св. Антония В. духовные наставления. Хр. Чт.
91Полезныя напоминания иноку в начале его подвигов.