Обертон голоса что это
Обертон голоса что это
В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гармоники, или обертоны, с давних времён использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Гласные и гармоники позволяли путём резонанса воздействовать на различные участки мозга, уравновесить и привести в гармонию энергетические центры человеческого организма, а, кроме того, — вступить в контакт с духами и божествами.
Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Секрет обертонов заключается в том, что издаваемые Вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием Вашего тела. Стоит Вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как Ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда изменятся. Вам откроются новые, доселе неведомые возможности бесчисленного разнообразия звуков, переполняющих Вселенную.
Именно обертоны, на мой взгляд, наиболее полно воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновременно — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональное, ментальное и духовное тела, наделяет их ещё большей ценностью.
Видео YouTube
Видео YouTube
Видео YouTube
Пение гласных звуков
Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», Вы без труда различите эти гармоники в собственном голосе. Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, Вы будете производить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.
Сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для Вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».
Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэтому не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удерживайте гласные в глубине гортани и концентрируйте внимание на звуковой энергии, средоточием которой являются гармоники. То есть Вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести определенный гласный.
Чтобы различить гармоники, производимые Вашим собственным голосом, Вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь так, словно Вы пытаетесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объём ушной раковины, что даёт возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направлении Вашего уха, и Вам будет легче уловить гармоники.
Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обертональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глубину гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пределы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и чёткость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, Вы сможете увеличить силу звука.
Учимся производить гармоники
Выполнив вышеописанное упражнение, Вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ранее неслышимые высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку Вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного Вам основного тона. Может оказаться, что Вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслышные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя упражнение, мы просто выделяем их, концентрируем на них своё внимание.
Существует набор фонем, произнесение и пение которых поможет Вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.
Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. Прикоснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.
Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть Ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате Вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.
Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь свистнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нарушая при этом форму губ. Представьте, что Вы изображаете рыбу или кролика. Итак, Ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют под действием энергии звука «М-м-м». Начинайте приоткрывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.
Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гармоники свою роль. Особенно важна в этом отношении носовая полость. Многим западным певцам умение направлять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны входящих в него гармоник. Попробуйте проверить это самостоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, Вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носовую полость в таком необычном качестве. Вибрация в носовой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что Вам понадобится носовой платок.
Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для начала вновь приведём носовую полость в состояние вибрации при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стенки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим поддействием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.
Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, всё же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для создания высших гармоник. Если Вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Вибрация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.
Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на поверхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точке, в которой язык касается нёба в вышеописанном упражнении.
Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно продвигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент Вы услышите, что на определённом участке звучание обертона, напоминающее пронзительный свист, станет отчётливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с формой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это позволит Вам произвести несколько различных гармоник.
Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается ещё одна область образования гармоник. Для начала пропойте носовой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).
Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воедино, пропев их на одном дыхании. По существу, Вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения Вы заметите, как в глубине Вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.
Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», попробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому; Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.
Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом поменяйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».
Это упражнение — наиболее лёгкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно испытать их:
«У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на одном дыхании. В те моменты, когда Вы будете открывать и закрывать рот, Вы услышите гармоники разной высоты. Если Вы назализуете звук, число отчётливо слышимых обертонов увеличится.
«Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полости. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разделив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).
«У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым лёгким и действенным.
Пение слогов — это лишь начальный этап обучения технике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед Вами, — обрести контроль иад гармониками, возникающими во время пения.
Разные гласные позволяют производить гармоники разных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного потренировавшись, Вы, скорее всего, уже научитесь производить и различать по меньшей мере девять обертонов.
Учимся регулировать звучание гармоник
Если Вы освоили сам принцип гармонического пения, переходите к следующему этапу. Теперь Вам предстоит научиться сосредоточивать внимание на одной из гармоник и увеличивать её громкость. При этом не важно, какую именно фонему Вы используете. Если Вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.
Поскольку все мы обладаем разными вокальными возможностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если Вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своём голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.
Помните, что путь к успеху лежит через упорные тренировки. Чем больше Вы практикуетесь, тем совершеннее становится Ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно Вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни услышат в своём голосе гармоники после первого же упражнения, а другим для этого понадобится несколько дней.
Во время тренировок Вам придётся напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, Вам, вероятно, понадобится некоторое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвовали в процессе звукообразования.
Во многих магических и религиозных традициях гармоники почитаются как священные звуки. Сейчас Вы готовитесь пробудить их божественную силу, дремлющую в Вашем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но, помимо прочего, процесс обучения принесет Вам море радости и веселья. Испытайте счастье и благодать, что несёт в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.
Джонотан Голдмен. «Целительные звуки».
Источник
Обертон голоса что это
Обертонное пение — это древняя техника, которая позволяет певцу звучать два или более звука одновременно (при неизменном основном тоне). Несмотря на то, что происхождение этой техники затуманено временем, современные исследователи перелопатили огромное количество информации о современном использовании этих техник и некоторую информацию касательно их происхождения в разных частях мира.
Обертонное пение как техника и культурная или духовная форма музыкального искусства получило развитие в Монголии, Южной Сибири, Центральной Азии, также в Тибете и Южной Африке. Оно также использовалось в меньшей степени в Сардинии, где всё ещё практикуют древнюю форму Европейского обертонного пения.
Существует множество теорий о том, что обертонное пение когда-то использовалось в ритуальных и духовных практиках Каббалистических церемоний, Масонских ложах, тайных школах и Суфийских практиках. Некоторые теории заходят настолько далеко, что говорят о том, что обертонное пение берет начало уже в цивилизации Атлантов, Древнем Египте и Майя Центральной Америки. К сожалению, информация по этому вопросу весьма скудна, и достоверно проверить мы ничего не можем.
Обертоны, называемые также, гармониками, впервые были открыты на Западе Пифагором приблизительно 2600 лет назад. Известный греческий философ и математик, был также и музыкантом. Вместе со своими учениками он провёл много лет в исследовании звука и вибрации. Он открыл, в процессе работы с монохордом («моно» — одна, «хорд» — струна. — древний прообраз многих струнных инструментов), что все звуки составлены из множества вибраций-частот, ни один звук не является только одним звуком, как привыкли слышать наши уши.
Почти так же, как белый свет составлен из глубокого спектра цветов, которые становятся видимыми, когда свет раскладывается призмой на составляющие цвета, звук тоже может быть разложен, так что его составляющие части могут быть восприняты. Так же как радуга составлена из цветов, которые человеческий глаз видит как белый свет, обертоны (гармоники) являются «составными цветами» звука.
Обертоны, которые мы обычно не замечаем, на самом деле жизненно важны для всего человеческого бытия и позволяют нам отличать один звук от другого. Именно насыщенность звуков обертонами позволяет нам отличить один музыкальный инструмент от другого, даже тогда, когда оба инструмента играют одну и ту же ноту одновременно. Наш мозг может мгновенно сказать, что из услышанного было сыграно на гитаре, флейте или пианино.
Если отсечь обертоны, все звуки станут одинаковыми. Единственным критерием будет высота тона. Звуки, произнесённые голосом или сыгранные на инструменте на одной и той же ноте, станут неотличимы друг от друга.
Человеческий голос — уникальный инструмент, богатейший обертонами. Мы наделены создателем возможностью производить тончайшую «подстройку» в звучании по нашему желанию, также наш голос не зависит от общепринятого музыкального строя или базовых частот. Хорошо настроенный и проработанный голос превосходит по своим возможностям большинство музыкальных инструментов.
Большинство студентов музыкальных заведений, а также профессиональных музыкантов, знают в теории об обертонах и некоторые даже звучат обертоны на их инструментах. Так, гитара производит яркие обертоны во время игры флажолетом (приглушая звучание открытой струны на некоторых ладах). Флейты, саксофоны и другие духовые часто производят яркие обертоны, во время «передува», то есть, когда поток воздуха слишком сильный и звук подскакивает на целую октаву вверх.
Басс-гитара часто звучит яркими обертонами в современной музыке. Так, Жако Пасториус, который играл на басу в джаз-авангард группе Weather Report, исполнял целые мелодии флажолетом (то есть, обертонами) в песне «Портрет Трэйси».
Однако здесь мы хотим уделить внимание именно обертонам в человеческом голосе, что гораздо интереснее, а также более мистично и волшебно для восприятия.
С начала мастер обертонного пения звучит один базовый мощный гудящий звук. Затем, через несколько мгновений, используя ту или иную технику, он превращает всю верхнюю часть тела в акустическую резонансную камеру. Используется всё: кости черепа, гайморовы пазухи, гортань, грудную клетку, пространство живота и диафрагму. Одновременно с этим используется всё, что находится во рту: язык, губы, небо, мягкое небо, голосовая щель и надгортанник, щеки и челюсть.
Исполнитель производит звук совершенно иным способом, нежели в большинстве «обычных» традиций пения.
Звук обертонов должен быть услышан, чтобы поверить в него и управлять им. Многие люди не различают обертонов и не ассоциируют с обертонами эти прекрасные флейто-подобные звуки, проявляющиеся как бы над голосом певца.
Опытный мастер обертонного пения в состоянии воспроизводить звуки Обертонного Ряда, как вверх, так и вниз по шкале. Некоторые исполнители способны воспроизводить 16 и более обертонов.
Обертонный ряд основывается на фиксированной математической последовательности и всегда следует одному и тому же принципу. Так если исполнитель звучит базовый звук на ноте с частотой 100 Гц, то первый обертон в составе звука его голоса будет 200 Гц, второй — 300 Гц, третий — 400 Гц и так далее. Это и есть та закономерность, которую открыл Пифагор, исследуя звукообразование в монохорде, разделяя струну на равные части.
Теоретически Обертонный Ряд от любой ноты или частоты уходит в бесконечность. Но по факту, мы ограничиваемся теми пределами, в которых мы можем слышать эти звуки, а это обычно не более 5 октав.
Благодаря технике обертонного пения, те или иные обертоны могут быть выделены и усилены, так что мы слышим их как отдельные мелодии.
После того, как человек научится звучать хороший базовый звук (гул, гудение), остальное будет намного проще. Большинство людей осваивают технику извлечения нескольких обертонов всего за несколько часов. Однако нужно некоторое количество практики для того, чтобы услышать обертоны вашего собственного голоса и затем мягко и постепенно учиться делать их громче и четче.
После того, как вы освоите Обертонный Ряд и сможете звучать обертонную последовательность как вверх, так и вниз, следующим шагом будет выделение и усиление обертонов по вашему выбору, для исполнения мелодии или импровизации.
Следующим шагом в обучении обертонного пения после освоения Обертонного Ряда, мелодии и импровизации будет изменение основной ноты базового звука в процессе пения.
Таким образом, исполнитель становится способным звучать одну мелодическую линию с основным тоном, а другую флейто-подобными обертонами, как бы аккомпанируя самому себе.
Индийские раги и Грегорианские чанты легко встраиваются в такой стиль обертонного пения. Это может быть прекрасным техническим достижением людей, однако это также может служить потере глубокого медитативного и духовного эффекта музыки.
Это по своей природе всё же более интеллектуальное упражнение, требующее интенсивной концентрации, так что в результате обертонная музыка может быть лишена своей «трансовой» и медитативной составляющей.
Чрезвычайно трудно петь «сердцем», когда все ходы ты сначала должен простроить в голове.
Одним из наиболее целительстких, медитативных и духовных аспектов обертонного пения является наличие фундаментального звука («гула»); неизменяемого основного, земного или корневого тона (ноты) каждого потока обертонов.
Неизменный фундаментальный звук является одним из базовых принципов во многих композициях индийской музыки. И есть определённые инструменты, использующиеся именно с этой целью, некоторые из них используются уже более тысячи лет. Инструменты основного тона это «простой гармониум» или «шрути-бокс» и тампура.
Фундаментальный звук также присутствует в Монгольском обертонном пении (называется «хоомей»), и большинство видов азиатского обертонного пения также используют базовый, фундаментальный, неизменяемый тон.
Также в мире используются другие инструменты базового звука, такие как диджириду (Австралия), варганы разных видов, беримбао, ухади или умрибхе (Южная Африка).
Важно понимать, что обертоны воспроизводят природные пропорции в музыкальном строе, (то есть матрица гармонии, выраженная через природную музыкальную гамму — перев.), в то время как мы на Западе используем современную музыкальную систему, строй которой является искусственным. То есть пропорции интервалов не соответствуют природным.
Мы предпочитаем делить октаву («окт» означает «восемь») на 12 одинаковых полутонов. Как в фортепиано — 5 черных и 7 белых клавиш. На этом основана вся современная западная музыка.
В 1691 году Иоган Себастьян Бах инициирует принятие этой системы (равномерно-темперированной), и этот строй очень быстро становится новым стандартом во всём западном музыкальном мире.
Древние инструменты, упомянутые выше, имеют одну общую черту: все они, когда звучат, производят ноты природного обертонного строя. Фортепиано и большинство современных западных инструментов воспроизводят математически понятную гамму, и её интервалы близки, однако в точности не соответствуют природным законам гармоник.
Строй современной западной музыки называется «равномерно-темперированный». Он позволил нам создавать очень сложную музыку для огромных оркестров и в то же время лишил нас переживания резонанса и гармонии с прекрасной простотой творения, заложенной в чистом, природном строе обертонного ряда.
Это одна из причин, почему мы чувствуем себя «потерянными» в музыкальном смысле и постоянно находимся в поиске чего-то едва уловимого и неопределённого.
В течение сотен лет западная музыка была следовала идее развития мелодии, гармонии, ритма, тональности и прочих аспектов музыки. Однако одна вещь была упущена — окраска звука обертонами.
Музыкальная форма, что использует только окраску звука или тембр, звучит чуждо для нас и требует преобразования нашего слухового восприятия и признания (в общепринятом смысле) этой формы музыкальным произведением.
Странность заключается в том, что наш мозг реагирует на обертоны постоянно и настраивается на естественные пропорции обертонного ряда практически мгновенно.
Мы просто забыли, вытеснили из нашего сознания, то, что мы хорошо знаем на подсознательном уровне.
Большинство людей испытывают странные ощущения «узнавания», когда слышат обертоны в первый раз. Как будто они слышали эти звуки и раньше. (Так и есть. Просто слышали на бессознательном уровне. — перев.)
Обертонное пение получило применение в звукотерапии. Скорее всего, в большей степени мы можем говорить о гипнотическом и трансовом эффектах, который возникает как у слушателя, так и у исполнителя.
Звук обертонного пения помогает балансировать полушарии головного мозга, уравновешивая левое, интеллектуальное и правое, творческое.
Возможно, в этом причина привлекательности обертонного пения в большей степени для мужчин, чем для женщин. Считается, что в целом женщины обладают более высоким уровнем баланса полушарий, чем мужчины.
Точные пропорции, которые мы обнаруживаем в интервалах обертонного строя, образованы самой Природой, они отражают естественную структуру строения всей жизни на планете Земля. И мы — люди, не являемся исключением.
В далёкие античные времена выдающийся учёный Платон обнаружил, что вся материя планеты сформирована на основе пяти основных геометрических форм. Эти формы были названы в последствии Платоновыми Телами или Фигурами и они обнаруживаются на молекулярном уровне всей живой и неживой материи. Следуя логике Творца, создавшего Вселенную, мы обнаружим абсолютно одинаковые принципы творения в любом объекте этого творения, в том числе и в нас самих.
Когда мы слушаем или звучим обертоны, мы входим в гармонический резонанс с этими изначальными вибрациями, на основе которых мы созданы и которые отражают нашу атомную, молекулярную и клеточную структуру.
Очень многие люди чувствуют себя, как если бы они были диссонансной (негармоничной) вибрацией, которая находится в состоянии дисгармонии со своим окружением. А значит, в диссонансе со своими ближними, и, что самое важное, в диссонансе с некоторыми жизненными аспектами самих же себя.
Когда мы ощущаем себя вне гармонии, очень часто это сопровождается заболеваниями, которые в терминах звукотерапии мы называем «состояниями дисгармонии».
Это имеет место быть, если какая-то часть организма вибрирует как бы в другой или в негармоничной целому телу частоте, когда эта вибрация как бы «не строит» с остальным телом.
Это можно сравнить с ситуацией, когда один из музыкантов оркестра играет на ненастроенном инструменте.
Даже если 99 из 100 инструментов прекрасно строят, один, играющий «мимо», портит всю музыку. Есть много причин, по которым люди чувствуют дискомфорт, одна из них — это «темперация» современного музыкального строя.
В конце концов, музыка и звук есть жизненно-важная часть человеческого бытия, и это было с доисторических времён. Однако только последние 350 лет из примерно обозримых 50 000 человеческой истории мы имеем дело с темперированным строем (строем, в котором интервалы между нотами не соответствуют природным).
Кроме этого, есть ещё несколько существенных причин заболеваний в современном мире, которые выделает звукотерапия:
— Чудовищный уровень шума, испытываемый нами каждый день, — преимущественно в городах;
— Негативные установки и убеждения, которыми нас программируют наши учителя в школе, правительства, религиозные организации, коммерческая реклама, фармацевтические компании, медицинские и образовательные системы в целом.
— Деструктивные программы, полученные от наших родителей, семьи и друзей.
— Отсутствие правильного питания, высокое потребление токсичных веществ через пищу.
Это всего лишь несколько основных причин, почему наше звучание может быть «фальшивым», и вследствие чего мы получаем расстройства и болезни на физическом, ментальном, эмоциональном и даже духовном уровнях.
Если обертонное пение практиковать с намерением, это может служить мощнейшим вибрационным инструментом разрушения деструктивных паттернов и негативных программ нашего физического, ментального и эмоционального тел, приведения их в бОльшую степень гармонии и сонастройке с природными, естественными процессами во внутреннем и внешнем пространстве.
Красота этой чудотворной техники в том, что она двигается прямо, минуя интеллект, от одного существа к другому, не анализируя этот процесс. Анализ — это древний защитный механизм, который помогает нам принимать решение, основанное на опыте, для цели выживания.
Но что случается, когда наш опыт и информация, которой мы запрограммированы, основана на некорректных данных? Как мы можем судить, что есть хорошо для нас, а что нет?
Побуждая глубинное осознание в процессе обертонного пения, человек отправляется в путешествие в Голос Голоса и в Звучание внутри Звука.
Когда вы слышите или практикуете обертонное пение, вы будете знать наверняка, что для вас хорошо, а что нет. Вы будешь знать это на гораздо более глубоком уровне, чем аналитическая дедукция.
Вы будете чувствовать резонанс где-то глубоко внутри себя, где пребывают такие изначальные человеческие качества как интуиция, инстинкт, безусловная любовь, сострадание и радость.
Вы будете вибрировать в гармонии с Творцом и чувствовать единство со всем. Вы вернётесь Домой, целыми и невредимыми.
Перевод с англ. — Om Giri (Олег Российский)