Объекты тэк что это
Объекты топливно-энергетического комплекса
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
Смотреть что такое «Объекты топливно-энергетического комплекса» в других словарях:
Объекты топливно-энергетического комплекса критически важные — 5) критически важные объекты топливно энергетического комплекса объекты топливно энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской… … Официальная терминология
Объекты топливно-энергетического комплекса охраняемые — 10) охраняемые объекты топливно энергетического комплекса здания, строения, сооружения, иные объекты топливно энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с… … Официальная терминология
Объекты топливно-энергетического комплекса линейные — 7) линейные объекты топливно энергетического комплекса система линейно протяженных объектов топливно энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения… … Официальная терминология
Объекты (участки) топливно-энергетического комплекса потенциально опасные — 12) потенциально опасные объекты (участки) топливно энергетического комплекса объекты топливно энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются,… … Официальная терминология
Экономика Никарагуа — Экономические показатели Валюта Золотая кордоба (=100 сентаво) Международные организации Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (с 1948) ЦАОР (1960 1969) Союз стран экспортеров сахара Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС) SICA … Википедия
Инженерный центр энергетики Урала — ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» Тип … Википедия
Промышленное производство — (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора
Сибирский ЭНТЦ — «Сибирский энергетический научно технический центр» (ЗАО «Сибирский ЭНТЦ») Тип Закрытое акционерное общество Расположение … Википедия
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Росатом — Эта статья о государственной корпорации. О федеральном органе исполнительной власти (2004 2008) см. федеральное агентство по атомной энергии … Википедия
по каким критериям объект относится к топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). термин или определение «объект ТЭК»
Ответы:
Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?
Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.
Из комментария к Федеральному закону от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»:
» Пунктом 9 рассматриваемой статьи установлен исчерпывающий перечень 11 категорий объектов, функционирование которых регулируется правилами комментируемого Закона и на которых должны соблюдаться обязательные требования рассматриваемой сферы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Указанные объекты обозначены в соответствующих федеральных законах и нормативных правовых актах Правительства РФ, нормы которых регулируют отношения в сферах функционирования таких объектов, например:
— объектами теплоснабжения в соответствии со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» являются тепловые сети (совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок), теплосетевые организации (организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии), теплоснабжающие организации (организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии);
— объекты нефтедобычи согласно Порядку подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу, представляют собой единый имущественно-технологический комплекс, включающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод;
Следует отметить, что обобщенный перечень объектов топливно-энергетического комплекса регламентирован в Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», согласно которому, например, опасные производственные объекты угольной, сланцевой и торфяной промышленности включают:
— шахту угольную, шахту сланцевую, гидрошахту;
— участок шахтостроительный (специализированный);
— разрез угольный, разрез сланцевый;
— участок отвала пород;
— площадку (цех, участок) брикетирования бурого угля, площадку (цех, участок) обогащения угля, площадку (цех, участок) обогащения сланца;
Топливно-энергетическая отрасль
Руслан Рахметов, Security Vision
К объектам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Нарушение или прекращение функционирования таких объектов приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или административно-территориальной единицей, ее необратимому негативному изменению либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности ее населения. Одним из ярких примеров организации ТЭК является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Основным документом, регулирующим безопасность объектов в данной отрасли, является Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011г. №256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Согласно этому документу, основными задачами обеспечения безопасности объектов ТЭК являются:
Кроме того, в июле 2017 года вступил в силу N 187-ФЗ, который регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (КИИ) в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении нее компьютерных атак. Критическая информационная инфраструктура – это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, а также сети электросвязи, используемые для организации их взаимодействия.
Согласно 187-ФЗ, к объектам КИИ могут быть отнесены информационные системы и сети, а также автоматизированные системы управления (ИС, ИТКС и АСУ), функционирующие, в том числе, в сфере топливно-энергетического комплекса. Также к объектам КИИ в соответствии с данным законом относятся системы, которые на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат российской компании или ИП и обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.
Для выполнения требований данного закона все субъекты КИИ, в том числе представители ТЭК, обязаны осуществить массу работы: определить объекты КИИ, подлежащие категорированию (утверждается субъектом КИИ и в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется во ФСТЭК России), произвести анализ угроз безопасности информации и уязвимостей, произвести оценку в соответствии с показателями критериев значимости масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов, определить для объекта КИИ категорию значимости в соответствии с наивысшим значением показателей и пр. Более того, они обязаны создать, своевременно модернизировать и обслуживать полноценные системы безопасности.
Существенную пользу в реализации мер по соблюдению упомянутых федеральных законов приносит использование продуктов автоматизации – таких как созданный компанией «Интеллектуальная безопасность» программный комплекс «Security Vision Критическая Информационная Инфраструктура» (Security Vision КИИ) – инновационный программный продукт, который предназначен для автоматизации процесса категорирования и обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры в соответствии с законодательными и нормативными требованиями. Security Vision КИИ построен на базе графического конструктора рабочих процессов, который дает Заказчику возможность адаптировать базовые процедуры продукта под свои уникальные внутренние бизнес-процессы.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ
«О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
С изменениями и дополнениями от:
2 июля 2013 г., 20 апреля, 14 октября 2014 г., 9 марта, 3, 6 июля 2016 г., 24 апреля 2020 г., 11 июня 2021 г.
Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Принят Закон о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он направлен на их защиту от актов незаконного вмешательства.
В законе определены общие принципы обеспечения безопасности, полномочия органов власти, права, обязанности и ответственность владельцев объектов ТЭК. Требования к обеспечению безопасности дифференцируют исходя из важности объекта, степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Для этого проводится категорирование объектов.
Для них введены паспорта безопасности. В последних отражаются характеристика и категория объекта, возможные последствия в случае совершения акта незаконного вмешательства, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности. Там же приводится план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
Закон устанавливает требования к персоналу служб обеспечения безопасности. Владельцы объектов высокой категории опасности обязаны страховать свою ответственность за причинение вреда в результате теракта или диверсии. Запрещено передавать такие объекты (их части) в аренду для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным органом госвласти.
Особое внимание уделяется безопасности линейных объектов и систем газоснабжения.
Финансируются указанные мероприятия за счет владельцев объектов ТЭК.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу
Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2011 г. N 161, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4604
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 139-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 163-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Глава 1. Топливно-энергетический комплекс и его безопасность и антитеррористическая защищённость как объект уголовно-правовой охраны
топливный энергетический безопасность
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования.
Топливно-энергетический комплекс – это обширная система, которая включает в себя различные отрасли промышленности, осуществляющие добычу и переработку различных видов первичных топливных и энергетических ресурсов (нефтяных, газовых, гидравлических, ядерных, геотермальных, биологических и других), а также перерабатывающие эти первичные ресурсы в топливную и электрическую энергию или моторное топливо.
На всех этапах развития цивилизации энергетика являлась и продолжает оставаться главной составляющей всякого производственного процесса. На смену мускульной энергии человека и животных или механического двигателя в виде водяного колеса пришла паровая машина, использовавшая сначала дровяное, а позднее угольное топливо. С конца 19 в. началось развитие техники электрического тока и двигателей внутреннего сгорания. В 20 веке минеральные виды топлива (нефть, газ, уголь, горючие сланцы) и электроэнергетика стали основой мирового промышленного производства и научно – технического прогресса. Степень энерго- и электровооружённости – один из главных факторов, определяющих уровень экономического и технического развития каждой страны.
Для Российской Федерации состояние топливно-энергетического комплекса особенно важно. Топливная промышленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная промышленность связана со всеми отраслями промышленности страны. На развитие ТЭК расходуется более 20% денежных средств, приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции Российской Федерации.[3]
34% мировых запасов природного газа приходятся на долю России. Топливно-энергетический комплекс обеспечивает более половины всех поступлений в бюджет страны. Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов ТЭК определяет общее состояние национальной безопасности Российской Федерации, влияет напрямую и косвенно на все сферы жизни общества, на его социально-экономическую и политическую стабильность.
Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразующую функцию: вблизи энергетических источников развивается мощная инфраструктура, благоприятно способствующая формированию промышленности, росту городов и посёлков.
В связи с этим обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, является одним из направлений государственной антитеррористической политики (п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.)[4]
Объекты топливно-энергетического комплекса – это промышленные и производственные объекты, относящиеся к электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также к нефтепродуктообеспечению, теплоснабжению и газоснабжению. К объектам нефтяной промышленности относятся нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов и т. п.; к объектам газовой промышленности относятся предприятия, осуществляющие геологоразведочные работы, бурение разведочных и эксплуатационных скважин, добычу и транспортирования, подземные хранилища газа и другие объекты газовой инфраструктуры; к объектам электроэнергетики относятся тепловые электростанции, атомные электростанции, гидроэлектростанции, прочие электростанции (ветро-, гелиостанции, геотермальные станции и др.), электрические и тепловые сети, самостоятельные котельные и т. п.
В зависимости от ключевых характеристик закон выделяет типы объектов топливно-энергетического комплекса:
– Линейные объекты топливно-энергетического комплекса – система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.
– Охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса – здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
– Потенциально опасные объекты топливно-энергетического комплекса – объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
Объекты ТЭК относятся, как правило, к опасным объектам, и вопросы их безопасности жестко регламентируются действующим законодательством о промышленной безопасности и охране труда, экологической и пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6 июля 2011 года принят Федеральный закон №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».[6] Данный закон направлен на защиту объектов ТЭК от незаконного вмешательства и определяет общие принципы обеспечения безопасности, полномочия органов власти, права, обязанности и ответственность владельцев объектов ТЭК. Требования к обеспечению безопасности различаются в зависимости от важности объекта, степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, его возможных последствий.
Для этого проводится категорирование объектов ТЭК, при котором учитываются:
1) информация о том, является ли объект ТЭК критически важным объектом для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2)масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
В зависимости от степени потенциальной опасности и важности объектов ТЭК, им присваивается одна из трёх категорий:
1) объекты высокой категории опасности;
2) объекты средней категории опасности;
3) объекты низкой категории опасности.
«Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.»[7]
По окончании категорирования объекты включают в реестр объектов ТЭК. Ведает данным реестром федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
Контролирует обеспечение безопасности объектов ТЭК уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта ТЭК должен быть утверждён руководителем субъекта ТЭК при обязательном согласовании с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.
Нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В последние годы можно отметить ужесточение требований безопасности и антитеррористической защищённости, повышение требований к системам охраны и физической защиты, информационной безопасности объектов ТЭК, требований к персоналу, ответственному за обеспечение безопасности объектов.[8]
В частности, Федеральным законом №257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»[9] от 21.07. 2011 года в Уголовный кодекс РФ введена статья 217.1 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». В соответствии с данной статьёй «нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба:
1. наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей».[10]
Кодекс об административных правонарушениях так же дополнен. Введена статья 20.30 «Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», предусматривающая за нарушение указанных требований и воспрепятствование их соблюдению (в том числе руководителями субъекта ТЭК) наложение на граждан административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, а на должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей (или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет).[11] При этом правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Помимо прочего, Правительством Российской Федерации и Министерством энергетики разработан и введён в действие целый ряд подзаконных актов, регламентирующих порядок применения отдельных положений действующего законодательства по категорированию и ведению реестра объектов ТЭК, разработке паспортов безопасности объектов и др. Работа в этом направлении ведётся постоянно, многие акты находятся в стадии разработки и согласования, так что в ближайшем будущем можно ожидать и других изменений.
По мнению участников Всероссийской Конференции «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса», прошедшей 6 декабря 2012 года в Москве, хотя в России и создана нормативная правовая база для реализации ФЗ №256, ряд вопросов нормативно-правового характера до сих пор не решён. По мнению участников конференции необходимо гармонизировать требования ФЗ-256 с законодательством в области противодействия терроризму, обеспечения защиты государственной тайны и с законодательными актами, регламентирующими функционирование отдельных категорий объектов ТЭК. А для качественной и эффективной реализации положений ФЗ-256 в части оснащения, дооснащения и переоснащения объектов ТЭК инженерно-техническими средствами охраны, безопасности и антитеррористической защиты представляется целесообразным законодательно предусмотреть переходный период. Мы видим, что работа по данному направлению ведётся, и вопросам безопасности и защищённости объектов ТЭК уделяется всё больше внимания. Тем не менее, темпы проведения этих работ разнятся в зависимости от субъекта РФ. Различны и уровни продвижения проектов. Представители крупных предприятий, входящих в состав ТЭК России, видят причины такого положения вещей как в нечёткости некоторых формулировок, так и в завышенности многих требований к системам охраны и физической защиты, информационной безопасности объектов ТЭК, а также требований к персоналу, ответственному за обеспечение безопасности объектов ТЭК. Не менее важная причина кроется в том, что не была должным образом проведена проверка экономической эффективности и затрат, связанных с реализацией требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Глава 2. Юридический анализ состава преступного нарушения требований безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК (ст. 217.1 УК РФ)