Объекты микрогенерации что это
Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике в части микрогенерации. Будет ли счастье у альтернативщиков?
11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции ) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).
Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»?
Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам.
Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.
Что такое «объект микрогенерации»?
Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации). Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.
Важно: Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления.
Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:
Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии
В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.
Самое ужасное напоследок
То есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей. Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных».
Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет. Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора.
Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя.
Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии. В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене.
Что будет дальше и насколько закон рабочий
Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель). Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.
Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым
«способствовать достижению целей, поставленных Президентом России» — Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Если же пересмотра закона в части стимулирования потребителей не произойдёт, то это может негативно сказаться на системе энергетики в целом:
Всё ли так мрачно?
Если же искать позитив и в этой, казалось бы, хмурой новости, то следует обратить внимание на Постановление Государственной Думы от 11 декабря, в котором во втором пункте указано, что Правительство РФ должно до 1 июля 2020 года передать в Государственную Думу информацию о принятых нормативно-правовых актах, касающихся данного Закона. Возможно, среди них будет и законопроект о внесении правок в 35-ФЗ, касающийся более активного стимулирования частных потребителей-владельцев объектов микрогенерации. Но это не точно…
Ну а пока в России преобладают автономные солнечные электростанции и устанавливают их в основном на крышах домов или придомовых строений
Более свежая информация по теме в статье Микрогенерация. Как подключиться к сети и кому продавать электроэнергию?
С 27 декабря 2019 года на розничном рынке электрической энергии появился новый субъект, а точнее производная субъекта розничного рынка электроэнергии – это микрогенерация. Согласно определению микрогенерацию можно отнести как к потребителю, так и к поставщику электрической энергии.
Если простыми словами, то микрогенерация:
Объект по производству электрической энергии, принадлежащий потребителю (частному лицу или организации), который технологически присоединен к сетям на уровне напряжения не более 1 кВ с максимальной мощностью не более 15 кВт. Генераторами могут служить как возобновляемые источники электроэнергии (солнечные батареи, микроГЭС, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (дизельные генераторы).
Что касаемо продажи электрической энергии, то собственники объекта микрогенерации смогут продавать только излишне выработанную электрическую энергию и им не требуется обеспечивать раздельный учет в части выработки и потребления. Так же необходимо отметить, что в случае реализации электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, физическими лицами, то данная деятельность не будет облагаться налогом, так как не является предпринимательской деятельностью.
Важным аспектом также является обязанность гарантирующего поставщика заключать договор купли-продажи электрической энергии с собственником объекта микрогенерации.
Микрогенерация для субъектов розничного рынка электроэнергии:
Для потребителя:
Возможность продавать излишне выработанную электрическую энергию является, несомненно, положительным аспектом, конечно, речь не идет о каком-то заработке или даже бизнесе, так как цена покупки гарантирующем поставщиком ограничена ценой оптового рынка электрической энергии. Данная норма лишь косвенно стимулирует обзаводиться собственной генерацией, так как основным стимулам являются постоянно растущие цены на электроэнергию.
Для инфраструктуры рынка:
Несомненно, децентрализация генерации на уровне конечных потребителей является для сетевых компаний ударом «по печени», ведь при массовом использовании собственной генерации электрические сети и трансформаторные мощности будут недозагружены, а в некоторых случаях останутся и вовсе не удел, что приведет к росту тарифа на услуги по передаче электрической энергии и тем самым сделает еще более привлекательным «собственный генератор».
Для гарантирующего поставщика:
Появление на территории обслуживания точек выработки электроэнергии приведет к увеличению операционных действий, усложнит планирование на оптовом рынке электроэнергии.
Влияние микрогенерации на энергосистему России:
Учитывая ограничение по максимальной мощности в 15 кВт и на сегодняшний день отсутствие всенародного применения микрогенерация не должна оказывать особого влияния на энергосистему в целом. Но, когда использование микрогенерации станет по-настоящему массовым, именно децентрализация выработки электрической энергии может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии.
Николай Попов. Микрогенерация – что это, и как воспользоваться
И физические, и юридические лица в России могут воспользоваться микрогенерацией и установить электростанцию до 15 кВт. Как это сделать, и что это дает?
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Teplovichok и EnergiaVita по энергосбережению и повышению энергоэффективности, декабрь 2020.
Николай ПОПОВ,
генеральный директор
ООО «Хевел Ритейл»
В ближайшие годы ожидается стремительный рост сегмента микрогенерации, который охватывает солнечные и ветряные установки мощностью до 15 кВт для физических и юридических лиц.
В соответствии с федеральным законом №35-ФЗ “Об электроэнергетике” в последней редакции, любой гражданин или юридическое лицо, установившие солнечную электростанцию мощностью до 15 кВт, смогут отдавать излишки произведенной и непотребленной энергии в сеть, при этом сбытовая организация обязана будет купить данную электроэнергию.
Закон принят, подзаконные акты, в которых прописан механизм присоединения объекта микрогенерации к сетям, а также порядок продажи (сальдирования) излишков выработанной электроэнергии, пока находятся на стадии утверждения. Но основные моменты уже определены, в декабре 2020 Минэнерго России дало разъяснения, как подключаться и продавать.
Как это будет работать?
Электроэнергия, генерируемая солнечной станцией в дневное время, направлена на собственное потребление дома по приоритетной схеме. При отсутствии потребления в доме или в случае избытка генерируемой энергии вся неиспользованная солнечная электроэнергия может быть отдана в централизованную сеть. При этом энергосбытовая компания обязана приобрести у собственника избыточную мощность по заранее установленному тарифу. Физические лица освобождены от необходимости платить налог на доход физического лица с тех доходов, которые они получили от продажи электроэнергии со своих объектов микрогенерации.
Все это позволит собственнику снизить затраты на электричество, потребленное из сети, не только за счет использования солнечной энергии в дневное время, но и за счет передачи избытков в сеть.
Как действовать?
Итак, с чего начать, если вы решили установить у себя небольшую солнечную или ветряную станцию и продавать излишки выработанной электроэнергии в сеть.
Во-первых, разобраться, какой мощности нужна энергоустановка, и получить консультацию специалистов по подбору оптимальной. В первую очередь смотрим свой счет за электроэнергию. Задача – чтобы станция не вырабатывала больше, чем вам требуется. Далее, нужно предварительно рассчитать возможную выработку станции. Есть несколько подобных бесплатных сервисов. Например, на ресурсе Всемирного банка Global Solar Atlas доступен такой калькулятор с использованием карты инсоляции. Большинство производителей и дистрибуторов оборудования также не откажут в консультации.
После этого можно приобретать и устанавливать солнечную, ветряную и т.д. электростанцию.
Процесс подключения солнечной станции или другого объекта микрогенерации также состоит из двух этапов:
Начнем с первого. Присоединение солнечной станции к электрическим сетям на профессиональном сленге называется получением технических условий, для этого необходимо обратиться в территориальное отделение ПАО «Россети» и оформить заявку онлайн. Узнать наименование организации, куда обращаться, и контактный телефон можно по телефону горячей линии для потребителей +7 (495) 664-8130 или на сайте компании «Россети».
Результат рассмотрения заявки можно также отслеживать в интернете. Обычно процедура занимает 2-3 недели, после чего вам должны выдать ТУ на подключения станции. Возможно, предварительно сотрудники «Россетей» захотят приехать на осмотр энергоустановки. Стоимость услуги должна составить 550 рублей для физических и юридических лиц.
На этапе оформления технических условий необходимо позаботиться о счетчике электроэнергии. Его можно купить самостоятельно, а можно также заказать установку у специалистов «Россетей» или энергосбытовой компании. «Россети» имеют возможность установить за свой счет прибор учета электроэнергии в рамках технического присоединения. Наименования/марки счетчиков электроэнергии, которые можно устанавливать и использовать для расчётов, указаны в реестре средств измерений на сайте Ростеста, но на местах бывают перегибы. Иногда сотрудники сетевой или энергосбытовой компании работают с определёнными типами счётчиков и могут отказаться работать и рассчитываться по приборам, которые вы купите в интернете, поэтому лучше уточнить заранее.
Далее следует обратиться в энергосбытовую компанию, порядок там аналогичный: оформляете заявку онлайн или оффлайн с посещением офиса, все зависит от компании и уровня развития ее инфраструктуры. Сотрудники энергосбытовой компании, приходя к вам, осматривают солнечную электростанцию и пломбируют счетчик, подписывают с вами акт и договор. С этого момента вы можете продавать излишки электроэнергии в сеть.
Есть альтернативный метод подключения – сразу обратиться в энергосбытовую компанию за получением техусловий и заключением договора на продажу/покупку электроэнергии.
Как будет осуществляться продажа?
Согласно законодательству, гарантирующий поставщик приобретает у собственников объектов микрогенерации электрическую энергию по ценам, не превышающим цены на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке.
Закон также предусматривает механизм «сальдирования» – это продажа по такому же тарифу, по которому вы покупаете электроэнергию, но в объеме не больше вашего ежемесячного потребления. Другими словами, если вы в месяц потребили 200 кВт*ч по 5 рублей, то и продать сможете по 5 рублей только 200 кВт*ч. Сверх указанного объема вы будете продавать электроэнергию по оптовой цене, также вам будут доплачивать за мощность станции, в среднем получится около 2-3 рублей за кВт*ч.
На фото – частная солнечная электростанция в Подмосковье мощностью 1,2 кВт.
Сальдирование работает и в другую сторону – в течение месяца собственник микрогенерационной установки может потребить электроэнергию из общей сети в пределах того объема, который был в нее передан в качестве излишков. Таким образом, общая сеть является своеобразной «виртуальной батарейкой» для объекта микрогененерации, ведь установка реального аккумулятора серьезно удорожает проект и, по нашим рекомендациям, имеет смысл для коммерческих проектов юридических лиц.
В целом, срок окупаемости микрогенерационной установки зависит от тарифа и инсоляции, и есть проекты, которые вполне окупаются даже в таком не самом солнечном регионе как Санкт-Петербург. Ждем принятия подзаконных актов. Уверен, у микрогенерации в России прекрасное будущее, она обязательно найдет свою нишу, которая будет со временем только расширяться.
Все статьи проекта в виде пдф-журнала вы сможете найти в телеграм-каналах Teplovichok и ЭнергоА++
с 9 января 2021 года.
Открыть электронный пдф-журнал со всеми материалами проекта
ЕВита советует также посмотреть
Информация для владельцев объектов микрогенерации
Объект микрогенерации – объект по производству электрической энергии, удовлетворяющий следующим требованиям:
-подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 33 Основных положений (предоставляется по желанию заявителя);
-документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора, либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса;
-подписанная уполномоченным лицом энергосбытовой (энергоснабжающей) организации выписка из договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенных с потребителями, в интересах которых энергосбытовая (энергоснабжающая) организация намеревается приобретать электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика, которая должна содержать сведения о сроках начала и окончания поставки электрической энергии в каждой точке поставки по каждому такому потребителю, о каждой такой точке поставки (предоставляются только энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, когда она выступает заявителем);
-документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с п.37 Основных положений);
-документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);
-документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя);
-иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем, который подает заявление о заключении договора энергоснабжения).
Документы, прилагаемые к направляемому гарантирующему поставщику заявлению о заключении договора, кроме проекта договора, подаются в виде копий, подписанных уполномоченным лицом заявителя и заверенных печатью заявителя (при наличии печати), если заявителем является юридическое лицо, или подписанных гражданином, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель.
Заявитель вправе представить копии таких документов, заверенные лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по их заверению.
Заявитель при подаче заявления и документов в месте нахождения гарантирующего поставщика вправе представить неподписанные и незаверенные копии документов, прилагаемых к заявлению, с одновременным предъявлением оригиналов таких документов. В этом случае в момент принятия заявления и документов от заявителя гарантирующий поставщик обязан произвести сверку идентичности копий и оригиналов представленных документов, после чего на копиях таких документов гарантирующим поставщиком делаются отметки о соответствии подлинности копий документов оригиналам и оригиналы возвращаются заявителю.
В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора, если при этом заявителем не представлен проект договора, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с 33 Основных положений. Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым. Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.
При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.
Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и необходимыми документами представлен подписанный заявителем проект договора, размещенный (опубликованный) гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 33 Основных положений, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю один экземпляр представленного заявителем договора.
Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и необходимыми документами, представлен протокол разногласий к проекту договора, размещенному (опубликованному) гарантирующим поставщиком в соответствии с п 33 Основных положений, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений и документов, определенных в Основными положениями, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в установленном порядке.
В случае когда к заявке на технологическое присоединение энергопринимающих устройств приложен подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с п. 33 Основных положений, по которому у гарантирующего поставщика отсутствуют возражения, то гарантирующий поставщик не позднее 7 рабочих дней направляет в адрес сетевой организации один экземпляр подписанного со своей стороны договора или протокола разногласий соответственно.
При непредставлении сетевой организацией документов заявителя, предусмотренных п.10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, гарантирующий поставщик в течение 3 рабочих дней со дня получения от сетевой организации документов заявителя уведомляет сетевую организацию об отсутствующих документах заявителя и в течение 5 рабочих дней со дня получения недостающих документов направляет сетевой организации 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора, обеспечивающего продажу заявителю электрической энергии (мощности), в соответствии с видом такого договора, указанным в заявке на осуществление технологического присоединения.
При уведомлении гарантирующим поставщиком сетевой организации об отсутствии в представленных сетевой организацией документах обязательных сведений, или при непредставлении сетевой организацией документов, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, сетевая организация в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от гарантирующего поставщика сообщает заявителю об отсутствующих сведениях или документах и передает их гарантирующему поставщику в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем недостающих сведений или документов в сетевую организацию.
В случае получения от сетевой организации подписанного заявителем проекта договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокола разногласий к форме договора, размещенной на официальном сайте гарантирующего поставщика, по которому у гарантирующего поставщика имеются возражения, а также при наличии разногласий сторон по содержанию документов, согласование условий договора осуществляется непосредственно между заявителем и гарантирующим поставщиком, в общем порядке.
Потребление электрической энергии энергопринимающими устройствами заявителя, которое началось до завершения мероприятий по технологическому присоединению, в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в случае указания заявителем в заявке на осуществление технологического присоединения информации о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), до момента заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при условии соблюдения заявителем срока, предусмотренного абзацем пятым пункта 19 1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, не является бездоговорным потреблением. Объем такого потребления подлежит оплате заявителем после заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).