Обедница что это такое
Обедница
Смотреть что такое «Обедница» в других словарях:
обедница — сущ., кол во синонимов: 2 • богослужение (21) • обедня (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Обедница — богослужение православной церкви, заменяющее в некоторые дни литургию. Обедница еще называется последованием изобразительных … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Обедница — ж. разг. Сокращенная обедня. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Обедница — одно из богослужений Православной Церкви, совершаемое вместо литургии в случаях, когда по каким либо причинам невозможно совершить обедню (литургию); иначе называется последованием изобразительных … Православный энциклопедический словарь
обедница — об едница, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь
Обедница — простонародное название изобразительных … Православие. Словарь-справочник
Обедница — просторечное название изобразительных … Православная энциклопедия
ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… … Православная энциклопедия
«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» — [греч. ῾Ο μονοϒενὴς Υἱός̇; слав. ], тропарь, выражающий учение Церкви о домостроительстве спасения; в совр. правосл. богослужении поется во время полной евхаристической литургии в конце 2 го антифона, а также входит в состав чина изобразительных … Православная энциклопедия
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ — [греч. τὰ τυπικά; слав. т. е. «то, что [положено] по уставу»], в правосл. богослужении одна из служб суточного богослужебного круга. И. тесно связаны, с одной стороны, с палестинской монашеской традицией келейного самопричащения, с другой стороны … Православная энциклопедия
Обедница что это такое
Богослужение Изобразительных присутствует в суточном круге богослужения и обычно совершается в случаях, когда в храме не совершается Божественная литургия (Великим постом Изобразительны читаются перед Литургией Преждеосвященных Даров). Однако на практике данное богослужение дополняется чтением Апостола и Евангелия в тех случаях, когда Божественная литургия должна совершаться, но по тем или иным причинам не совершается. В таких случаях данное богослужение именуется Обедницей, как, например, в Каноннике. К вопросу данного богослужения обращались такие известные кантонисты как В. Розанов и А. Дмитриевский. Обсуждение совершения Обедницы можно встреть на специализированных форумах и сообществах священнослужителей.
Если до революции на каждом приходе имелся штатный священник и необходимости совершения Обедницы с причащением мирян необходимости не было, то в настоящее время один священник может быть единственным священнослужителем нескольких храмов. Так как совершать Божественную литургию чаще одного раза в сутки канонически запрещено, то в воскресные и праздничные дни священнику, имеющему на попечении несколько приходов, приходится самостоятельно решать проблему причащения мирян в храме, в котором он не может в этот день совершить литургию. Чин причащения болящих на дому совершенно не подходит к такому случаю, другого же уставного богослужения нет в практике Русской Православной Церкви. А. Дмитриевский приводит перевод греческого чина богослужения, в котором за чином Изобразительных совершается причащение. Однако в этом богослужении нет столь необходимых чтений Апостола и Евангелия дня, нет поминовения живых и усопших, что естественно востребованно в приходской практике. Чтение Апостола и Евангелия на Изобразительных допускает Типикон.
Представляемый в качестве проекта чин Обедницы с дневными чтениями и причащением представляет собой попытку объединить имеющиеся практики воедино и, несомненно, нуждается в компетентной переработке, как следует из обсуждения данного чина в сообществе Устав.
Отдельно стоит заметить, что автором написана специальная молитва на вход с Евангелием, так как молитва литургии или малого входа вечерни не подходит по смыслу к данному богослужению. Внесено изменение в молитву перед возгласом Святая святым, так как священнослужитель уже причащался в текущий день. Предлагается для обсуждения целесообразность совершения мирной и малых ектений перед антифонами.
Чин обедницы с чтением Евангелия и причащением
Богослужение мирянским чином
Богослужение мирянским (мирским) чином — богослужение, совершаемое в отсутствие священника или епископа. Мирянским чином могут совершаться все службы суточного богослужебного круга, содержащиеся в Часослове. Мирским чином не может совершаться всего одна служба — Литургия, она заменяется службой Изобразительных.
Наиболее важные уставные правила, совершения мирянами богослужений суточного, седмичного и годового круга, а также молебствий, крестных ходов, панихид, литий и отпевания усопших при отсутствии священника:
На кратком отпусте, после поминовения Божией Матери, можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день («их же и память днесь»). По окончании богослужения молящиеся сами прикладываются ко св. Кресту, который для этого предварительно полагается на аналое за амвоном, или на середине храма рядом с храмовой иконой.
О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности
Таинство святого Крещения при отсутствии священника и при смертной опасности возможно совершить любому православному христианину. Об этом говорят святые: блаж. Иероним, блаж. Августин, преп. Феодор Студит, Тертуллиан, и другие св.отцы и учителя Церкви. Об этом же говорит правило 14 Николы патриарха, 45 правило Никифора исповедника, сказано в Деяниях Апостолов ( Деян.6:1-6 ), ( Деян.8:38 ), ( Деян.9:17-18 ) и др.
«В случае крайности, когда готовящемуся к крещению грозит смертная опасность, за отсутствием священника, могут совершить крещение и миряне; при этом требуется только:
а) чтобы крещающий был православный,
б) чтобы точно произносил форму крещения при троекратном погружении,
в) если за сим крещающийся чрез мирянина будет жив, то крещение над ним должно быть дополнено молитвами и обрядами, относящимися к крещению» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).
На такой случай, в Требнике митрополита Петра Могилы имеется указание: «аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» (Требн. П. Мог. л. 8).
Кроме этого необходимо – «Для предупреждения случаев смерти детей без крещения, священник должен научать своих прихожан и в особенности женщин, служащих при рождении, тому, как они должны поступать в случаях близкой смерти младенцев, т.е. чтобы они знали совершительную форму крещения и могли бы сами совершить крещение над опасным младенцем, а также увещевать их, дабы в таких случаях немедленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).
Поэтому, каждый должен знать краткий устав совершения св. Таинства Крещения. Читаются: «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». После «Приидите поклонимся», читается Символ веры а затем совершается Таинство Крещения полным троекратным погружением.
Крещающий произносит: «Крещается раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1‑е погружение). Аминь. И Сына (2‑е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3‑е погружение). Аминь».
(Эти совершительные слова св. Крещения необходимо знать каждому христианину! Важно эти слова знать женщинам, которые готовятся к родам, и акушеркам, которые будут принимать роды – чтобы в случае смертной опасности быстро окрестить младенца).
Во время троекратного погружения крещающий держит руку на голове крещаемого. После крещения произносится обычный отпуст. При невозможности полного погружения допускается крещение обливанием. Использовать желательно святую воду, но при нужде подойдет и любая вода. Можно предварительно в такую воду трижды опустить св. Крест, с чтением тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В православной литературе описан случай, когда при полном отсутствии воды умирающий после преждевременных родов пятимесячный младенец был крещён собственной матерью крестообразным помазанием слюной на челе. Есть описание случаев, когда утопающие в результате кораблекрушения люди прямо в воде совершали крещение друг друга, призывая в свидетели Бога, и были, потом, чудесно спасены по Его божественной милости. В древних патериках описан также случай, когда в пустыне было совершено крещение умирающего песком, за неимением воды. Не следует забывать и о крещении кровью – когда человек перед мученической смертью исповедует Христа Спасителя и страдает за Него. Самокрещение допускается только в самых исключительных случаях.
Богослужение совершаемое одними мирянами не может заменить главного богослужения – Божественную Литургию, совершаемую только епископом или священником. Однако – хороший навык и привычка к участию в богослужении помогает и самим мирянам–чтецам – она учит их грамотно обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к Церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда Октоих, Минеи и Часослов становятся не «темным лесом», а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия.
Домашнее богослужение воскресного дня
Материнские заметки
Так мы освящаемся – пытаемся освятить нашу жизнь.
Освятить день – начать и завершить день молитвой.
Освятить неделю – обратить день седьмой к Богу, к храму.
Освятить год – жить в ритме церковных праздников и постов.
Эта цикличность, ритмичность задает лад жизни всей семьи. И дети рождаются и вырастают в этом ритме. Этот ритм сам по себе не учит нас, сам по себе не приводит к Богу – но очень даже помогает и нам, и нашим детям идти по этому пути. Не дает забыть в суете будних дней и бытовых забот – о том, ради чего мы живем, ради Кого детей растим, Кому мы решились посвятить себя самих и всю жизнь свою.
И такая жизнь никак не осложняет, а, наоборот, значительно упрощает нашу задачу – заботиться о воспитании собственных детей.
Но как же нам быть, если мы не можем пойти в храм, если храмы закрыты? Что делать нам сейчас, когда у нас карантин по случаю эпидемии? И в этой смутной ситуации можно, и я уверена – нужно выделить день воскресный как день особенный, как Божий день. Почтить этот день, объявив его выходным (когда дети на дистанционном обучении, выходной становится еще актуальнее, чем обычно!). Приготовить в этот день особенный, праздничный завтрак. И обязательно – начать день с богослужения. Несмотря на запертые двери наших домов и наших храмов – с богослужения.
Обедница
Не обязательно просыпаться пораньше – воспользуемся возможностью отоспаться. Как встали – умылись, привели себя в порядок, оделись прилично. Зажгли лампадку перед иконами, воскурили ладан… И вот уже – настроились на богослужение.
Если в семье взрослые люди, то можно просто вместе прочитать, пропеть три Часа – Первый, Третий и Шестой, потом Чин изобразительных, Обедницу. А если в семье маленькие дети или не так чтобы уж очень «активно желающие» подростки, то вполне можно ограничиться одним Чином изобразительных. Не сказать, что это совсем короткая служба, но, по-моему, вполне можно прочитать ее даже с маленькими детьми. Когда дети не старше 4–5 лет – молиться будут родители, дети будут возиться где-то вокруг. Когда дети 5–7 лет, они уже могут постоять на такой молитве. Старше 7–8 – уже могут активно включаться, петь, читать сами что-то. Впрочем, все дети разные, и как все сложится – зависит от конкретной семьи.
Начинаются Изобразительные часы с поклонов:
«Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему».
Затем можно прочитать, но гораздо лучше – спеть, ведь ангелы на небе именно поют, прославляя Бога, и со времен апостольских христиане поют во время богослужения.
Если дети не знают наизусть эти псалмы, можно заранее распечатать их или же раздать детям тексты обычной Литургии – все эти псалмы там есть, в самом начале Литургии оглашенных:
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам. Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́.
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослове́н еси́, Го́споди.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Хвали́, душе́ моя́, Го́спода. Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь. Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́. Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущим. Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя. Госпо́дь лю́бит пра́ведники. Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Затем поем наверняка знакомый детям гимн «Единородный Сыне». Если дети его не знают и если его не знаем мы сами – наверное, самый что ни на есть повод познакомиться. Этот гимн составил византийский император Юстиниан Великий. В 534 году император заповедал «Единородный Сыне» петь в церкви – и вот мы поем.
Гимн «Единородный Сыне» важнейший: он подчеркивает положения православного Символа веры об Иисусе Христе
Гимн «Единородный Сыне» повторяет и подчеркивает положения православного Символа веры о втором Лице Святой Троицы – об Иисусе Христе. Можно заранее рассказать об этом обо всем детям. И хорошо – как раз перед этой Обедницей, чтобы сначала было изложение материала, а здесь, во время домашнего богослужения – закрепление, освоение, оживление этого «пройденного». Просто посмотрим текст: он простой, и переводить тут нечего, только – вникнуть, разобрать. В этом гимне говорится, что Иисус Христос
И вот теперь мы поем, и дети теперь – есть шанс – услышат не бессвязную мелодию, а эти важнейшие для нашей веры слова:
И затем снова поем. Это слова евангельские. Сначала – слова разбойника благоразумного, сказанные им на кресте. А затем – слова Самого Христа, буквально поем Нагорную проповедь:
Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся.
Блаже́ни кро́тции, я́ко ти́и насле́дят зе́млю.
Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся.
Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут.
Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га у́зрят.
Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.
Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и изжену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы, лжу́ще Мене́ ра́ди.
Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х.
Будем надеяться, что наши дети знакомы с заповедями блаженств. Но если нет – как раз снова повод поговорить с ними. Наверное, все-таки не сейчас, а заранее. И можно объяснить непонятные выражения, которых снова не так уж и много:
После этого можно присесть (это будет смена деятельности и еще – подчеркнет затем благоговение перед предстоящим Евангелием). И один из старших детей или мама читает Апостольское чтение дня (какое – можно посмотреть здесь).
Прочитали Апостол – встаем. И папа, как главный, как священник нашей малой Церкви, читает Евангелие дня (смотрим там же). Мне кажется, Апостол вместе с детьми лучше читать на русском языке, а вот Евангелие – на церковнославянском. После чтения Евангелия в храме бывает проповедь, во время которой священник объясняет прочитанное. Здесь мы также можем снова сесть, и можно обсудить это чтение (папа и мама обсуждают, дети слушают или по желанию включаются в обсуждение). Или прочитать толкование этого места святителя Феофана Затворника. А можно не задерживаться и продолжать молитву.
Снова спеть – на этот раз точно знакомое – исповедание нашей веры, краткое и точное изложение основ христианского вероучения.
Отмечаем каждый член Символа веры, звоня в колокольчик, – подобно тому, как на Литургии ударяют в колокол
Символ веры состоит из двенадцати частей (членов), в каждом из которых содержится особая истина (догмат) православной веры. На Литургии каждый член Символа веры отмечается ударом в колокол – и здесь, чтобы дети в будущем обращали в храме внимание на такие колокольные звоны и чтобы сейчас немного разнообразить наше домашнее богослужение, можно попросить одного из детей звонить в колокольчик, отмечая эти члены. Отмечая – как раз для того, чтобы нарушить привычную, с детства слишком знакомую и потому неразборчивую слитность этих великих слов.
Затем папа, или мама, или один из детей (если есть подросток, который немного неприкаянно в этот момент стоит где-то в стороне, – можно попросить прочитать его; но если не захочет – лучше, я уверена, никак не корить, не заставлять, а прочитать самим):
Осла́би, оста́ви, прости́, Бо́же, прегреше́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в сло́ве и в де́ле, я́же в ве́дении и не в ве́дении, я́же во дни и в нощи́, я́же во уме́ и в помышле́нии, вся нам прости́, я́ко Благ и Человеколю́бец.
И затем снова поем все вместе молитву, данную нам Самим Господом:
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
После этого можно спеть или прочитать тропари и кондаки дня. Например, в ближайшее воскресенье – память преподобной Марии Египетской, и хорошо бы прочитать посвященный ей тропарь. К тому же мы ведь были на Мариином стоянии и скорее всего читали детям житие этой святой – и вот повод прославить эту уже знакомую нам святую.
Молитву «Господи, помилуй» пусть прочтут маленькие дети: так и они будут вовлечены в наше богослужение
Затем читаем молитву «Го́споди, поми́луй» – 12 раз. Эту молитву можно попросить прочитать любого, даже маленького ребенка – и в 5, и даже в 4 года ребенок на это способен. Если детей несколько, то можно распределить: ты читаешь три раза, потом ты три раза… Так мы привлекаем к активному участию всех наших детей.
Затем папа, или мама, или тот из детей, кто еще ничего не читал, читает молитву:
Всесвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, Неразде́льное Ца́рство, всех благи́х Вина́: благоволи́ же и о мне, гре́шнем, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ и всю мою́ отыми́ скве́рну. Просвети́ мою́ мысль, да вы́ну сла́влю, пою́, и покланя́юся, и глаго́лю: Еди́н Свят, Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с во сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь.
Потом поем слова ветхозаветного праведника Иова:
Бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но от ны́не и до ве́ка. Трижды.
И снова псалом, снова поем:
Заканчиваем богослужение знакомой молитвой – похвалой Матери Божией:
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Сла́ва, и ны́не, Го́споди поми́луй, – трижды.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших (святых дня) и всех святых помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
После этого можно раздать детям по кусочку просфоры, если есть – наверняка остался! – по крупице Артоса.
А потом обязательно трапеза, небольшой пир горой в честь малой Пасхи, в честь воскресного дня. Чтобы и на съедобном уровне показать, насколько особенный и важный сегодня день. Чтобы связать представление о домашней службе, о молитве – с Праздником, который не только великий, но и попросту вкусный.
Впрочем, если и эта короткая Обедница покажется неподъемно долгой, то уж лучше сократить ее, чем вообще не молиться воскресным утром. В качестве сокращения можно предложить, наверное, спеть только один из псалмов, прочитать Евангелие дня, спеть Символ веры и «Отче наш», а закончить пением «Достойно есть». Если и это кажется непосильным – можно только Евангелие прочитать, Символ веры и «Отче наш», и это короткое – все же лучше, чем совсем ничего. Лучше, чем проснуться в воскресный день и сесть перед компьютером с бутербродом в руке… Лучше, чем начинать этот день Господень с мультиков или даже с уроков. Ведь обращая особенно один из дней недели к Богу – мы всю жизнь нашу поворачиваем в нужную сторону. Просим у Бога благословения на каждый наш день, на весь наш дом. Благословения, без которого – не до порога. Особенно сейчас, в годину испытаний…
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь:
[1] «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (80-е правило VI Вселенского Собора).
Что такое обедница?
Что такое обедница?
иеромонах Иов (Гумеров)
Обедница (Изобразительные) — православная церковная служба, совершаемая вместо Литургии (поэтому в народе называется обедницей). Великим постом соединяется с Литургией. Название Изобразительные дано потому, что является некоторым изображением, т. е. подобием Литургии. Чинопоследование находится в Часослове. Келейно могут совершать и миряне в те дни, когда нет возможности быть на Литургии.
Читайте также
Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца?
Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца? — Что такое покаяние?— Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:«Покаяние есть возобновление крещения.Покаяние
Что такое Рай?
Что такое хорошо, и что такое плохо
Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и
Что такое хорошо, и что такое плохо
Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и
ЧТО ТАКОЕ УМ
ЧТО ТАКОЕ УМ Но где же находится эта привязанность к своему «я»? То, где возникает эта привязанность, — ум. Привязанность к представлению «другие» тоже исходит от ума. Теперь другой вопрос: где находится ум? Он должен быть где?то в теле, потому что, если его там нет, от нас
Так что же это такое?
Так что же это такое? Для нас может оставаться непонятным, что же такое просветление, если это и не счастье и не несчастье? Как появляется просветлённое существо и как оно действует? Что значит – обнаружить свою природу будды?Когда мы встречаем эти вопросы в буддийских
9. А «Бог» — что такое?
9. А «Бог» — что такое? 9.1. Идея Бога и сфера ее примененияВлияние идеи Бога на духовную (да и на материальную) культуру всего человечества, народа, страны — вплоть до отдельной личности было весьма и весьма значительным, во множестве аспектов весьма и весьма плодотворным.
Что такое сон?
Что такое сон? Как иудаизм относится к сну и как его определяет?ШимонСон – это состояние человека, при котором он, находясь «в забытьи», видит и чувствует различные вещи, которые не происходят в реальности. В состоянии сна человек не контактирует с внешним миром, поэтому
Что такое проклятие
Что такое проклятие Невозможно, внимательно и вдумчиво прочитав Гал. 3:10, не уяснить себе, что проклятие — это нарушение закона. Непослушание Закону Божьему само по себе является проклятием, ибо «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Грех
Что такое благовествование? (Рим. 1:16, 17)
Что такое благовествование? (Рим. 1:16, 17) 16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». «Не
Что такое теория? Что такое факт?
Что такое теория? Что такое факт? Каким критериям должна отвечать теория для того, чтобы считаться научной в общепринятом смысле? Джордж Гейлорд Симпсон (1964) указывал:«В любом определении науки говорится, что утверждение, которое нельзя подтвердить наблюдениями, не
Что такое ты?
Что такое ты? Однажды царь Милинда спросил бхикшу21 Нагасену:— Глаза — это ты?Нагасена, смеясь, ответил:— Нет.Царь Милинда настаивал:— А уши — это ты? А нос — это ты?— Нет!— А язык — это ты?— Нет!— Но твоя личность пребывает в теле?— Нет, материальное тело обладает лишь
1.5. Что такое мир
1.5. Что такое мир В понятии «мир» заключено два смысла:1. «Мир» (олам) означает сокрытие (алама) – мира Бесконечности. Я воспринимаю не саму бесконечность, а лишь небольшой ее фрагмент, называемый духовным миром или этим миром. Такое ограниченное, неполное восприятие