О2о что это ростелеком
«Ростелеком» купил сотового оператора Хабиба Нурмагомедова
«Ростелеком» приобрел за 1,7 млрд руб. разработчика платформы для создания виртуальных сотовых операторов «Тве-Телеком». На базе этой же компании работает виртуальный сотовый оператор Хабиба Нурмагомедова Eagle Telecom. Владельцем компании незадолго до сделки стал предприниматель Олег Братишко, который уже имеет опыт перепродажи активов «Ростелекому».
«Ростелеком» купил платформу виртуальных сотовых операторов «Тве-Телеком»
«Ростелеком» сообщил о приобретении компании «Тве-Телеком», владеющей платформой для создания виртуальных сотовых операторов (MVNE, Mobile Virtual Network Enabler). Сумма сделки составила 1,7 млрд руб. Ранее агентство «Интерфакс» писало, что принадлежащий «Ростелекому» сотовый оператор «Т2 Мобайл» (торговая марка Tele2) намерен приобрести «Тве-Телеком».
Согласно сообщению «Ростелекома», сделка позволит увеличить темпы роста бизнеса виртуальных сотовых операторов (MVNO, Mobile Virtual Network Operator) за счет создания на базе «Тве-Телеком» единого контура по развитию виртуальной среды под управлением Tele2 независимо от сторонних решений и третьих лиц. «Тве-Телеком» войдет в состав группы «Ростелекомма» как отдельное дочернее общество и станет центром компетенций по дальнейшему развитию и запуску новых MVNO-проектов.
Tele2 и виртуальные сотовые операторы
Tele2 активнее других сотовых операторов «большой четверки» сотрудничает с виртуальными сотовыми операторами. На базе сети Tele2 свои проекты в области сотовой связи запустили, например, Сбербанк и банк «Тинькофф». В сообщении «Ростелекома» указывается, что Tele2 на базе платформы «Тве-телеком» обслуживает порядка 1 млн абонентов различных MVNO.
«Тве-Телеком» известен как платформа виртуального сотового оператора Eagle Mobile, продвигаемого бойцом смешанных единоборств Хабибом Нургмагомедовым. Также «Тве-Телеком» была создателем компании «БС-Телеком», которую затем приобрел госбанком ВТБ и преобразовал в виртуального сотового оператора «ВТБ-Мобайл».
Кто стоял за «Тве-Телеком»
Согласно данным базы «Контур.Фокус», единственным владельцем «Тве-Телеком» является Олег Братишко, управляющим партнером фонда Typhoon Digital Development (TDD). Причем владельцем компании он стал только в сентябре 2021 г. – то есть прямо перед сделкой с «Ростелекомом».
Фонд TDD уже имеет опыт покупки активов с целью их дальнейшей перепродажи «Ростелекому». В 2018 г. фонд приобрел разработчика биллинговых систем «Беркут», поставляющего свои системы, в том числе, Tele2. В 2020 г. Tele2 приобрела «Беркут» за 3,5 млрд руб.
Ранее учредителями «Тве-Телеком» на паритетных началах были ООО «Вектор» и ООО «ТД Медиа». Основным владельцем ООО «ТД Медиа» является ООО «Инвестиции в коммуникации», которая принадлежит Михаилу Духанину. В то же время ранее о данной компании упоминалось как о структуре фонда TDD, которая в интересах фонда приобретала компанию «Беркут».
ООО «Вектор» принадлежит Марии Горьковой. Ранее она была гендиректором и основным владельцем разработчика мобильных приложений FB Group, совладельцем которого выступает Александр Колокольцев, сын главы МВД Владимира Колокольцева.
«Ростелеком» расширяет использование «Авроры» для повышения эффективности производственных процессов
«Ростелеком» интегрировал устройства на базе мобильной операционной системы (ОС) «Аврора» в проект «О2О — инфраструктурный оператор для операторов». Выездные технические специалисты, которые занимаются обслуживанием объектов связи других операторов, оснащены смартфонами с мобильным приложением «Цифровой монтажник» на ОС «Аврора», что позволяет полностью автоматизировать рабочие процессы.
На первом этапе в проект вовлечены сотрудники 30 региональных филиалов «Ростелекома», которые обслуживают базовые станции сторонних операторов. Корпоративный смартфон сотрудника получил максимум функций мобильного рабочего места. В результате удалось отказаться от оформления нарядов на бумаге, которые надо было получать и сдавать в офисе компании-заказчика. С помощью мобильного устройства можно выстроить оптимальный маршрут движения, а также проконтролировать наличие у сотрудника необходимых для выполнения заданий инструментов и материалов.
Теперь весь процесс стал максимально понятным и прозрачным. Мобильное приложение «Цифровой монтажник» на «Авроре» позволяет всем участникам взаимодействовать в режиме реального времени: диспетчеру — создавать онлайн-наряд на обслуживание, контролировать сроки выполнения и качество ремонтных работ; исполнителю — максимально быстро приступать к выполнению задания, формировать и отправлять заказчику фотоотчеты результата работ, которые содержат водяные знаки с GPS-координатами и датой выполнения. Таким образом, решение позволяет выстроить сквозной процесс взаимодействия (end-to-end process) между центром управления сетью заказчика, диспетчерской службой подрядчика и техническим специалистом, который непосредственно находится на объекте и занимается обслуживанием телеком-инфраструктуры.
В рамках проекта «O2O — инфраструктурный оператор для операторов» компания «Ростелеком» обеспечивает обслуживание и непрерывную эксплуатацию более 181 тысяч километров волоконно-оптических линий связи и свыше 80 тысяч базовых станций мобильной связи других операторов связи.
Мобильное приложение на операционной системе «Аврора» интегрировано в платформу «Единый цифровой монтажник», разработанную блоком технической инфраструктуры «Ростелекома». Платформа автоматизирует работу всего разъездного технического персонала, в частности, уже более 90% нарядов на выполнение ремонтных работ и инсталляцию услуг оформляется в безбумажном онлайн-формате. Цифровые технологии позволили сократить время на выполнение заданий и повысить эффективность задействования специалистов.
«Аврора» — единственная отечественная мобильная операционная система (ОС), включена в реестр российского программного обеспечения. Разработкой и развитием ОС занимается дочерняя компания «Ростелекома» — «Открытая мобильная платформа».
«Аврора» поддерживает все стандартные функции мобильной ОС и содержит полноценный набор базовых приложений: контакты, телефон, сообщения, почта, браузер, медиаплеер, календарь, заметки, камера, галерея, часы, диктофон, документы и другие.
«Аврора» позволяет создавать доверенные и гибкие цифровые решения для государственных и корпоративных клиентов с учетом отраслевой специфики. С помощью приложений ОС превращает смартфон и планшет в мобильное рабочее место, обеспечивая надежный зашифрованный доступ к корпоративным электронной почте, мессенджерам и информационным системам. Поддерживает работу в системе электронного документооборота и корпоративном облаке с использованием квалифицированной электронной подписи.
Для ОС разработаны десятки партнерских мобильных приложений, включая онлайн-банкинг (ВТБ), офисное (R7) и антивирусное ПО (Kaspersky, Dr.Web), мессенджеры (Dialog, Postlink), навигатор (Navitel), системы для управления персоналом (ForApp, RONET) и электронного документооборота («Приоритет», «Практика», Company Media), поддержку ЭЦП («КриптоПро», «Рутокен»), безопасный доступ к корпоративным файловым ресурсам и организации внутренних чат-ботов (ValoCloud, WorksPad), VPN (VipNet, «АП Континент») и другие.
«Ростелеком» собирается закрыть свои макрорегиональные филиалы ради экономии
Макрорегиональные филиалы «Ростелекома» — «Центр», «Урал», «Волга», «Сибирь», «Юг», «Северо-Запад» и «Дальний Восток».
По информации издания «Ведомости», в 2021 году «Ростелеком» собирается закрыть все свои семь макрорегиональных филиалов (МРФ) ради экономии средств.
Текущая структура оператора связи предполагает, что с помощью МРФ осуществляется непосредственное управление бизнесом на местах в регионах страны. Они занимаются маркетингом, закупками, работой с крупными клиентами. Сокращение филиалов позволит РТК сократить свои расходы примерно на 5 млрд рублей в год. Это около 1% годовой выручки компании.
Источник издания пояснил, что такое решение руководство РТК приняло в апреле в рамках новой стратегии компании. В ближайшее время эта информация будет объявлена нескольких тысячам сотрудникам МРФ. «Ростелеком» собирается предложить им рабочие места в других подразделениях компании, например, в региональных филиалах.
В рамках реорганизации своей структуры ПАО «Ростелеком» станет корпоративным центром, который будет управлять основным бизнесом оператора. Также внутри компании будут созданы пять бизнес-подразделений (кластеров) — «ЦОД и облачные сервисы», «Информационная безопасность», «Цифровой регион», «Государственные цифровые услуги и сервисы», «Цифровая медицина».
Эксперт пояснил «Ведомостям», что ликвидация МРФ позволит оператору не только сэкономить на зарплате, но и повысит управляемость компании, так как часть дублирующих функций, которые выполняли сотрудники в центре и на местах, будет упразднена. Раньше региональные филиалы компании получали указания от МРФ, которым давали информацию и задачи из центрального аппарата оператора. Теперь все местные филиалы будут работать напрямую с центральным офисом.
Эксперт издания опасается, что такая резкая трансформация может на начальном этапе повредить компании — сокращенные менеджеры могут увести за собой часть крупных клиентов, Также это может привести к различным утечкам информации из компании, в том числе конфиденциальной, если недовольные сотрудники смогут перед уходом скопировать себе на личные носители доступные им базы данных.
«Ростелеком» запустил для B2O-партнеров «Школу экспертов» онлайн
«Ростелеком» на Юге запустил новую программу обучения для операторов связи, которая называется «Школа экспертов». Проект реализуется в формате онлайн и ориентирован на менеджеров компаний-партнеров национального цифрового провайдера.
В рамках «Школы экспертов» профессиональные тренеры рассказывают участникам о ключевых компетенциях руководителей и обучают необходимым навыкам управления. Основная цель проекта для «Ростелекома» – сформировать сообщество операторов, нацеленное на выстраивание устойчивых партнерских отношений и совместное развитие телекоммуникационной отрасли.
«Я рад, что сейчас появился такой проект как “Школа экспертов”. Мероприятия, которые проводит “Ростелеком” для партнеров, уже давно стали хорошей площадкой для многостороннего общения. Но совместный обучающий курс – это уже совершенно иной уровень. Те темы, которые обсуждаются на занятиях, помогают развивать навыки современного успешного руководителя, что актуально для менеджеров любой компании, и это придает обучению особенную ценность. Но не это главное. На мой взгляд, основная идея проекта состоит именно в совместном обучении, так как даже люди, читающие одни книги, лучше понимают друг друга, поэтому понятное и взаимовыгодное сотрудничество позволит нам преодолеть все вызовы, стоящие перед отраслью», – сказал Игорь Даронь, директор компании «Южный телеком».
В рамках проекта уже состоялись два занятия, в каждом из которых приняли участие более 50 специалистов крупнейших операторов связи на Юге, в числе которых такие компании, как «Телеком365», «Южные телефонные сети», «Адопт плюс», «КМВтелеком», «Южный телеком», «Дагнет», «Электросвязь» и другие.
«Мы стремимся рассказать операторам о тех ключевых компетенциях, без которых уже сложно представить современного эффективного управленца. Делясь с коллегами нашим опытом развития подобных навыков, мы формируем с ними устойчивые партнерские отношения, которые станут залогом для дальнейшего сотрудничества по различным проектам. Помогая своим партнерам, мы способствуем развитию всей телекоммуникационной отрасли и экономике страны, что особенно важно в текущее непростое время», – сказал Павел Шалюгин, директор по работе с операторами связи МРФ «Юг» «Ростелекома».
«Школа экспертов» является следующим этапом развития «Школы для операторов» – образовательной инициативы, запущенной «Ростелекомом» в октябре 2019 г. в партнерстве с компанией НАГ, ведущим российским разработчиком оборудования и технических решений в области телекоммуникаций. С тех пор занятия «Школы» прошли в большинстве крупных городов ЮФО и СКФО. Их тематика была посвящена вопросам строительства, использования и модернизации технической инфраструктуры связи.
Следующее занятие состоится 10 июня и будет посвящено конструктивным бизнес-коммуникациям.
Обзор «Ростелекома»: из операторов связи — в ИТ-гиганта
«Ростелеком» (MCX: RTKM) — группа компаний, специализирующихся на услугах связи, медиа и цифровых технологиях. По итогам 2020 года крупнейший в России оператор фиксированной телефонии. Компания вышла на первое место по объему выручки среди российских телекоммуникационных компаний, обогнав ближайшего конкурента по выручке в сегменте — МТС.
Несмотря на то, что ценные бумаги «Ростелекома» условно не относятся к голубым фишкам, они обладают достаточной ликвидностью для того, чтобы Мосбиржа включала их в состав индекса ММВБ, а также индексов «Широкий рынок» и «Телекоммуникации». Обычные акции группы компаний размещены на Нью-Йоркской фондовой бирже.
А где таблички
В обзоре некоторые подробные таблицы мы перенесли в отдельный гугл-документ :
О компании
Общая характеристика. История группы компаний. «Ростелеком» — первый в России национальный оператор фиксированной телефонной связи, созданный в 1993 году взамен доставшегося от распавшегося СССР «Интертелекома», первоначальное название — «Совтелеком». В 1994 году «Ростелеком» был включен в состав корпорации «Связьинвест», которую в 2013 году поглотил полностью.
Также в 2018 году компания была назначена Правительством РФ оператором Единой биометрической системы, с того же времени ею был предложен ряд новых цифровых сервисов. Начиная с 2000 года наблюдались поглощения группой компаний операторов фиксированной телефонной связи, в частности междугородных, международных и региональных, далее — сервисов доставки контента, дата-центров и т. п., затем — мобильных операторов, операторов кабельного телевидения. Знаковым событием стала консолидация в 2020 году 100% долей мобильного оператора « Теле-2 Россия».
Первичное размещение обычных и привилегированных акций компании состоялось в 1993 году. Публичные торги на ММВБ и РТС начались в 1997 году.
Состав группы компаний. ПАО «Ростелеком» в той или иной степени контролирует значительное количество компаний.
ПАО «Ростелеком» напрямую участвует в капитале 42 коммерческих организаций, косвенно через другие компании — в капитале 164 коммерческих организаций, а также участвует в 25 некоммерческих организациях. Из компаний, в капитале которых группа участвует напрямую, наибольшую выручку приносят в порядке убывания:
Курс о больших делах
Доли акционеров ПАО «Ростелеком»
Росимущество | 38,2% |
ВЭБ | 3,4% |
Банк ВТБ | 8,4% |
Телеком Инвестиции | 21,0% |
Free-float | 29,0% |
На чем зарабатывает
Структура выручки за счет различных услуг. По приросту выручки за 2020 год лидируют услуги, которые в отчетности группы компаний проходят как «прочие». Это по большей части дополнительные услуги, в том числе в рамках пакета домашнего интернета и телевидения «Онлайм». В них входят облачные игры, установка родительского контроля, компьютерная помощь, временная блокировка.
Вряд ли в этом моменте можно увидеть что-либо положительное для компании, поскольку некоторые из этих услуг вообще для нее не профильные и рост сбыта таких услуг не входит в ее стратегию развития. Еще категория «прочих услуг» Ростелекома может вызывать негативные ассоциации у инвесторов, например, после судебного процесса по факту навязывания этих услуг в Волгоградской области.
В остальном же картина вполне логичная: цифровые сервисы и мобильная связь демонстрируют увеличение доходности, тогда как фиксированная телефонная связь — единственная категория услуг, которая показала ее снижение. Это соответствует общей тенденции «мобилизации» связи и роста популярности цифровых технологий, начавшейся в десятых годах и в России, и в мире. То же можно сказать и про преобладание доли мобильной связи в структуре выручки.
Структура выручки ПАО «Ростелеком» в 2019 и 2020 году, млрд рублей
2019 | 2020 | Δ 2020 | |
---|---|---|---|
Прочие услуги | 21,1 | 34,9 | 65,0% |
Цифровые сервисы | 48,5 | 77,3 | 59,5% |
Мобильная связь | 153,8 | 177,0 | 15,1% |
Оптовые услуги | 69,7 | 74,8 | 7,3% |
Фиксированный широкополосный доступ | 84,5 | 90,4 | 7,0% |
ТВ | 37,4 | 38,0 | 1,7% |
Телефония | 60,8 | 54,6 | −10,2% |
Итого выручка | 475,8 | 546,9 | 15,0% |
Выручка от услуг, предоставляемых большими пакетами юридическим лицам, выросла на величину ниже средней. Ничего хорошего здесь нет, поскольку эти услуги составляют значительную долю в ассортименте группы компаний. К ним, например, относятся виртуальные АТС, смс-реклама и многое другое. Низкий прирост ТВ-услуг — вполне ожидаемое явление, учитывая, что современные потребители больше времени проводят в интернете, чем у экрана телевизора.
В первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года тенденция была аналогична — с той только разницей, что такого сильного роста не наблюдалось: падение выручки от фиксированной телефонии было даже сильнее, чем в 2020 году.
Структура выручки ПАО «Ростелеком» в первом полугодии 2020 и 2021 года, млрд рублей
1п2020 | 1п2021 | Изменение | |
---|---|---|---|
Прочие услуги | 10,7 | 14,2 | 33,0% |
Цифровые сервисы | 27,5 | 32,0 | 16,4% |
Мобильная связь | 83,9 | 94 | 12,1% |
Фиксированный широкополосный доступ | 44,2 | 47,8 | 8,3% |
ТВ | 18,8 | 19,9 | 5,8% |
Оптовые услуги | 36,0 | 37,6 | 4,5% |
Телефония | 27,9 | 25,0 | −10,3% |
Итого выручка | 248,9 | 270,5 | 8,7% |
Если же структурировать выручку по видам потребителей, то положительным фактором можно считать значительный процент услуг, предоставляемых юридическим лицам и по госзаказам: 37%, по данным на конец первого полугодия 2021 года. Группа компаний развивается в рамках своей стратегии, и у нее есть приоритет во многих государственных ИТ-проектах.
Финансовые показатели группы компаний. По итогам 2020 года наибольший рост среди финансовых показателей ПАО продемонстрировала чистая прибыль. Однако рентабельность OIBDA и свободный денежный поток упали, а это тревожный признак, который не внушает оптимизма инвесторам. Падение может означать риск того, что некоторые планы в общей стратегии группы могут быть отложены или вообще отменены: свободных для инвестирования собственных средств не хватит. Капитальные затраты также не показали значительного роста, из чего можно сделать аналогичные выводы.
OIBDA — операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов
Впрочем, это можно списать на общий экономический кризис, вызванный пандемией. Версию о том, что тревожные показатели, в особенности свободного денежного потока, можно связать с пандемическим кризисом, подтверждают данные первого полугодия 2021 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. В указанный период, несмотря на вторую и третью волны коронавируса, кризис немного спал.
В первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года все показатели выросли, причем рост свободного денежного потока стоит на втором месте после роста чистой прибыли — это может дать инвесторам надежду на корректную и своевременную реализацию запланированной стратегии группы компаний «Ростелеком».
Ни один из финансовых показателей ПАО за первое полугодие 2021 года не снизился по сравнению с первым полугодием 2020 года. Таким образом, результаты шести месяцев 2021 года, закончившихся 30 июня 2021 года, можно оценить однозначно положительно — даже относительно небольшой рост рентабельности OIBDA на фоне сомнительных результатов вакцинации и борьбы со второй и третьей волнами коронавируса.
Финансовые показатели ПАО «Ростелеком» в 2020 и 2019 году, млрд рублей
2019 | 2020 | Изменение за 2020 | |
---|---|---|---|
Чистая прибыль | 21,9 | 25,3 | 15,9% |
Выручка | 475,8 | 546,9 | 15,0% |
OIBDA | 170,7 | 194,1 | 13,7% |
CAPEX, не вкл. госпрограммы | 105,7 | 107,1 | 1,4% |
CAPEX | 134,4 | 136,0 | 1,2% |
Рентабельность OIBDA | 35,9% | 35,5% | −1,1% |
Свободный денежный поток | 30,3 | 22,7 | −7,6% |
CAPEX — капитальные затраты
Финансовые показатели ПАО «Ростелеком» в первом полугодии 2020 и 2021 года, млрд рублей
1п2020 | 1п2021 | Изменение | |
---|---|---|---|
Чистая прибыль | 15,1 | 23,0 | 52,2% |
Свободный денежный поток | −15,9 | 3,2 | 19,1% |
OIBDA | 95,9 | 11,4 | 16,2% |
CAPEX | 53,6 | 61,5 | 14,7% |
CAPEX, не вкл. госпрограммы | 46,7 | 51,6 | 10,5% |
Выручка | 248,9 | 270,5 | 8,7% |
Рентабельность OIBDA | 38,5% | 41,2% | 7,0% |
Планы
Основной план группы компаний — стать лидером во всех сегментах связи в России. Менеджмент прогнозирует повышение доли рынка с 25 до 28% в сегменте B2C и окончательный переход от концепции оператора связи к концепции провайдера цифровых комплексных услуг. Еще предполагается к 2025 году построить и монетизировать магистральную линию связи «Транзит Европа-Азия ».
Менеджмент планирует к 2025 году увеличить OIBDA в 1,5 раза, а чистую прибыль — в 2 раза. Доля выручки цифровых сервисов, по прогнозам компании, к 2025 году увеличится на фоне снижения доли выручки от фиксированной телефонной связи.
Расширение покрытия мобильной связи — также часть стратегии группы компаний. К 2030 году связь должна появиться в 24 тысячах малых населенных пунктов с численностью населения менее 500 человек, при этом планируется распрощаться в отдаленных регионах с устаревшей медной инфраструктурой и заменить ее на оптическую.
У компании есть амбициозные планы: при повышении инвестиционной активности снизить отношение капитальных затрат к выручке. Базу абонентов «Теле-2» уже в 2022 году планируется вывести на третье место в России. Однако из слов топ-менеджмента компании можно сделать выводы, что его интересуют в большей степени цифровые услуги, которые помогут трансформировать «Ростелеком» из обычного оператора связи в ИТ-гиганта в масштабах страны. Это центры обработки данных, портал госуслуг, «Центр технологий идентификации», технологии безопасности. Вполне прозрачны планы группы компаний сделать значительный упор на реализацию государственных заказов. При этом в целях сокращения капитальных расходов предвидится определенная реструктуризация и трансформация компании — региональных филиалов станет меньше.
С развитием цифровых услуг все относительно понятно: государство поможет, поскольку это отвечает целям национального проекта «Цифровая экономика». На этот проект государство планирует увеличить затраты в три раза по доле в ВВП, и это отличная новость для инвесторов.
По поводу модернизации покрытия мобильной связи и интернета в регионах вопрос более сложный. По всей видимости, группе компаний придется решать эту задачу без государственной помощи: в целях предотвращения негативных последствий пандемии речь шла в основном о покрытии в многоквартирных домах и увеличении емкости хранилищ данных, в том числе и в рамках закона Яровой, но ничего не было сказано о модернизации инфраструктуры в малых населенных пунктах.
Известно, что государство обяжет операторов модернизировать инфраструктуру мобильной связи в малых населенных пунктах за собственный счет. Что касается интернетизации регионов при помощи оптоволоконных кабелей, то пока известно только о государственной поддержке проведения широкополосного доступа в арктические регионы. «Ростелеком» в этой программе не участвует, зато в ней примет участие один из главных конкурентов группы компаний — «Мегафон». Для динамики ценных бумаг ПАО ничего хорошего в этом нет.
Риски
Еще один существенный риск — юридический. Это касается практики навязчивых предложений дополнительных услуг, в сегменте которых выручка «Ростелекома» растет больше всего. Повторяющиеся с определенной периодичностью судебные дела по фактам нарушения прав потребителей явно не способствуют повышению инвестиционной привлекательности ПАО. Подобные случаи были и в 2013, и в 2016, и в 2017, и в 2018 году, но, видимо, группу компаний это ничему не научило.
Мало того, в 2021 году неприятности с законом у группы компаний случились уже гораздо более серьезные: из-за картельного сговора при реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура». Чем чаще будут случаться подобные инциденты, тем будет ниже инвестиционная привлекательность «Ростелекома». Были у ПАО и неприятности с судом, связанные с низким качеством обслуживания. Несмотря на государственные капиталы в составе «Ростелекома», судебные органы не всегда горят желанием вставать на его сторону.
В связи с коронавирусом возник еще один риск: риск неплатежей. Группа компаний приняла в 2020 году решение не отключать от связи малые и средние предприятия в случае задержки оплаты счетов. В целом из-за перевода сотрудников на удаленку и, следовательно, повышения спроса на домашний интернет коронавирус не оказал негативного влияния на операционные результаты группы. Но в будущем, если пандемия затянется, неплатежи могут привести к ухудшению финансовых результатов.
Топ-менеджмент группы оценивает как существенный риск фишинговых атак на личные данные пользователей. Однако, по его словам, специалисты по безопасности, работающие в компании, с предотвращением таких неприятностей справляются. Также в прошлом году повреждали кабели при строительных работах, и участились случаи краж. Можно прогнозировать, что кражи кабелей участятся из-за падения уровня жизни населения. Вместе с тем риск крупных аварий, которые могут парализовать обеспечение связью целых регионов, можно считать низким. Подобные аварии происходят относительно редко, глобальная авария с падением сайтов госорганов была в марте этого года, крупная авария, перекрывшая доступ к интернету в азиатской части России, произошла в 2019 году, кратковременный сбой — в декабре 2020 года. Аварии касались только широкополосного интернета, но никогда — мобильной связи.
В плане краткосрочной и среднесрочной динамики акций ПАО — как обычных, так и привилегированных — можно ожидать продолжения роста на новостях:
Тревогу может вызывать ужесточившаяся конкуренция, в частности решение государства предоставить тендер по интернетизации Арктики «Мегафону» и общее обострение конкуренции в связи с пока еще не закончившейся пандемией. В этой ситуации чрезмерно амбициозные планы группы компаний «Ростелеком» стать лидером во всех сегментах связи выглядят не очень реализуемыми.
Также на цену акций может негативно повлиять, если компании, входящие в ПАО, продолжат нарушать закон, а последние новости показывают, что эта практика продолжается. Остальные риски в долгосрочном плане не очень существенны.
Согласно рейтингам Fitch Ratings, Standard & Poor’s и рейтингу Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), прогноз однозначно стабильный.
Группа компаний участвует в значительном количестве телекоммуникационных проектов за рубежом. При этом экспансия сохраняется, крупнейшим реализуемым проектом является линия связи «Европа — Персия». В этом смысле блокировку «Ростелекома» на Украине можно считать не очень значительным негативным фактором для международного развития ПАО.
У акций группы сильные перспективы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного ралли на фоне не очень существенных рисков, несопоставимых по значению с положительными факторами роста.